144
м
и
р
о
в
о
й
о
п
ы
т
мировой опыт
Великобритания:
независимый
системный оператор
и торжество ВИЭ
В
рамках
совместного
проекта
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
и
Системного
оператора
Единой
энергетической
системы
,
реализуемого
при
поддержке
Ассо
-
циации
GO15,
мы
продолжаем
знакомить
читателей
с
систем
-
ными
операторами
крупнейших
энергосистем
мира
.
Цикл
про
-
должает
статья
о
независимых
системных
операторах
и
беседа
с
г
-
ном
Финтаном
СЛАЕМ
—
директором
и
председателем
Сове
-
та
директоров
системного
оператора
Великобритании
National
Grid Electricity System Operator (NGESO),
выделенного
из
соста
-
ва
национальной
британской
электроэнергетической
компании
National Grid Group
в
2019
году
и
делающего
свои
первые
шаги
в
качестве
независимого
органа
управления
национальной
энергосистемой
.
— Г-н Слай, какова роль недав-
но основанного независимого сис-
темного оператора National Grid
ESO в электроэнергетике Велико-
британии?
— Как системный оператор Вели-
кобритании мы находимся в самом
сердце национальной энергетической
системы. Мы обеспечиваем надежную
и эффективную работу электрических
сетей круглосуточно, без выходных
и праздничных дней. Наша задача —
гарантировать удовлетворение спро-
са на электроэнергию в любое время,
когда это необходимо. Мы поддер-
живаем свет в домах потребителей
и следим, чтобы чайники и плиты на
кухнях были вовремя нагреты. Заряд-
ные устройства телефонов и компью-
теры работают благодаря слаженной
работе нашей команды талантливых
специалистов разного профиля, без
которых электричество не будет пере-
даваться по сетям и не придет в дома,
учреждения и на предприятия.
Системный оператор NGESO стал
самостоятельным юридическим ли-
цом в составе холдинга National Grid
Group 1 апреля 2019 года. Отделение
функций системного оператора от де-
145
ятельности национальной энерге-
тической компании дает нам воз-
можность обеспечивать более
высокую прозрачность процедур
принятия решений. Мы уверены,
что все наши действия способству-
ют конкуренции и в конечном итоге
служат интересам потребителей.
— Появились ли какие-ли-
бо значительные достижения
у системного оператора после
оформления его отдельным
юридическим лицом в составе
National Grid Group?
— 21 апреля 2017 года впер-
вые энергосистема Великобрита-
нии функционировала без выбро-
сов углерода в течение 24 часов.
Значение этого события трудно
переоценить. В июне 2019 года
такая работа энергосистемы дли-
лась уже более двух недель.
Мы наблюдаем беспрецедент-
ное увеличение доли ВИЭ в энерго-
системе, и скоро управление энер-
госистемой без выбросов углерода
станет новой реальностью. Недав-
но мы поставили амбициозную за-
дачу научиться управлять энерго-
системой с нулевыми выбросами
углерода к 2025 году.
— Как рыночные механизмы
встроены в управление энерго-
системой Великобритании?
— Источники выработки элек-
троэнергии разнообразны. Мы
можем использовать широкий
диапазон энергетических ресур-
сов от ископаемых видов топли-
ва до ВИЭ в зависимости от того,
что наиболее экономически целе-
сообразно в конкретный момент
времени и наиболее выгодно для
потребителя. При этом мы должны
строго выполнять условия лицен-
зирования, установленные нацио-
нальным регулятором энергетиче-
ских рынков Ofgem (Offi ce of Gas
and Electricity Markets).
— С какими вызовами вы
столкнулись как системный опе-
ратор? Как вы с ними справляе-
тесь?
— Ответом правительства Ве-
ликобритании на растущую важ-
ность вопроса противодействия
изменениям климата стал закон,
вносящий поправки в государ-
ственную программу по снижению
вредных выбросов в атмосферу.
Предыдущее
законодательство
предусматривало сокращение вы-
бросов углерода на 80% к 2050 го-
ду по сравнению с показателями
1990 года. Новое законодатель-
ство устанавливает достижение
нулевых выбросов к 2050 году.
Подобные изменения политики
в сочетании с быстрым развитием
технологий и рынка создают актив-
но меняющуюся среду, в которой
невозможно с абсолютной точно-
стью спрогнозировать будущее
энергетики к 2050 году. Именно по-
этому приобретает особое значе-
ние подготовленный нами доклад
о сценариях развития энергетики
(Future Energy Scenarios).
В докладе представлены воз-
можные сценарии будущего энер-
гетики, которые позволят нам про-
должать содействовать развитию
надежной и устойчивой энергосис-
темы. Всего сценариев четыре.
Два из них называются «Два уров-
ня» (Two Degrees) и «ВИЭ для на-
селения» (Community Renewables)
и предлагают развитие, отвеча-
ющее достижению поставленной
цели достижения нулевых выбро-
сов углерода к 2050 году. Два
других сценария — «Устойчивое
развитие» (Steady Progression)
Финтан
Слай
(Fintan Slye)
возглавляет вновь созданный не-
зависимый системный оператор Великобритании National Grid
Electricity System Operator в статусе директора компании и предсе-
дателя Совета директоров.
Выпускник Университетского колледжа Дублина, имеет степень
магистра технических наук и MBA, полученные в этом учебном за-
ведении. Является членом Института инженеров Ирландии.
До прихода в National Grid возглавлял сетевой и системный опе-
ратор Ирландии и Северной Ирландии EirGrid Group, где под его
руководством произошли значительные перемены. В частности, из-
менения коснулись сфер интеграции возобновляемых источников
энергии в ирландскую энергосистему и взаимоотношений компании
с общественностью.
Г-н Слай занимал должность заместителя председателя Сове-
та директоров Европейского сообщества операторов магистраль-
ных сетей в области электроэнергетики Entso-e. До этого работал
в McKinsey, где консультировал клиентов в Ирландии, Великобри-
тании и Европе, а также занимал должности в ирландских элек-
троэнергетических компаниях Electricity Supply Board National Grid
и Electricity Supply Board International.
Согласно официальной биографии на корпоративном сайте
NGESO, одной из важнейших сфер его профессионального интере-
са является декарбонизация энергетики.
Диспетчерский
центр
NGESO
№
5 (56) 2019
146
ПОЧЕМУ
«
УХОДЯТ
»
СИС
ТЕМНЫЕ
ОПЕРАТОРЫ
?
В энергосис темах мира существует две модели ор-
ганизации оперативно-диспетчерского управления:
в первой электроэнергетическими режимами управ-
ляет независимый сис темный оператор (Independent
System Operator, ISO), не владеющий сетевыми или
генерирующими объектами, во второй — компания,
отвечающая за функционирование энергосис темы
как единого технологического комплекса является
собственником электросетевых активов (Transmission
System Operator, TSO). Обе модели имели объек-
тивные исторические причины для возникновения,
однако в современном мире по мере изменения тра-
диционного уклада электроэнергетики — ее интел-
лектуализации, «цифровизации», внедрения новых
технологий, способных изменить базовые принципы
организации работы энергосис тем, — все больше
стран отдают предпочтение первой.
В каждой конкретной энергосис теме формирова-
ние модели диспетчерского управления энергосис-
темой проходило под влиянием множества географи-
ческих, экономических и исторических факторов —
размера территории, расположения промышленных
производств и центров добычи полезных ископаемых,
протяженности и разветвленности линий электропе-
редачи, экономических и хозяйственных традиций.
В тех странах, где существует необходимость
освоения огромных пространств, энергосис темы
масштабны и расположены на большой террито-
рии (к примеру, в США, Австралии, Индии, Брази-
лии), изначально проблема распределения нагрузки
в энергосис теме была тесно связана с ограничения-
ми сетевого ресурса — пропускная способность сетей
МИРОВОЙ ОПЫТ
и «Эволюция потребления» (Con-
su mer Evolution) — описывают
варианты будущего, при которых
также происходит движение к со-
кращению углеродных выбросов,
однако недостаточное для дости-
жения цели по снижению выбро-
сов до нуля.
Несмотря на то, что доклад
подготовлен системным опера-
тором, представленный анализ
может быть применен к энергети-
ке в целом, поскольку в нем пол-
ностью учтены взаимодействие
электроэнергетического, газового,
теплового секторов и транспорт-
ной сферы.
— Каким образом систем-
ный оператор NGESO участвует
в долгосрочном планировании
развития энергосистемы?
— Наша совместная с промыш-
ленностью работа над внедрени-
ем новых технологий, продуктов
и услуг направлена на то, чтобы
обеспечить управление энерго-
системой без выбросов углерода
к 2025 году. Мы стремимся достиг-
нуть такого уровня развития энер-
госистемы, при котором она была
бы способна справляться со сни-
жением выработки электроэнергии
возобновляемыми источниками,
не прибегая к использованию ис-
копаемого топлива.
— Какие инновационные ре-
шения вы рассматриваете для
противостояния вызовам, воз-
никающим в процессе создания
энергосистемы будущего?
— Частичное или полное от-
ключение национальной энерго-
системы — весьма нежелательное
событие, к которому, тем не менее,
мы должны быть готовы. В таких
обстоятельствах для восстановле-
ния энергоснабжения мы исполь-
зуем процедуру Black Start — за-
пуск из обесточенного состояния
(в российской электроэнергетике
часто применяется термин «запуск
с нуля» —
прим
.
ред
.
).
В устранении последствий
аварий с помощью этой процеду-
ры традиционно были задейство-
ваны крупные угольные электро-
станции. Однако теперь, когда
мы переходим к использованию
распределенных энергоресурсов,
процедура должна быть адапти-
рована к работе в новых услови-
ях. Распределенное восстанов-
9 августа 2019 года в работе
энергосистемы Великобрита-
нии произошел масштабный
сбой, затронувший почти 1 млн
британцев. Без электричества
остались Лондон, а также зна-
чительная часть графств Юго-
Восточной Англии. Сбой в ра-
боте энергосистемы вызвал
перебои в движении на авто-
дорогах,
железнодорожном
транспорте, метро, а также по-
влиял на работу портов и аэро-
портов.
Энергосистемы, в которых применяется
модель независимого системного оператора
Системный
оператор
Установленная
мощность на 2016 г., МВт
(от 30 000 МВт и выше)
Страна
POSOCO
314 105
Индия
MISO
191 062
США
PJM
182 476
США
ONS
133 226
Бразилия
KPX
109 751
Корея
SPP
83 945
США
ERCOT
78 000
США
NGESO
77 939
Велико-
британия
CAISO
73 307
США
CENACE
66 602
Мексика
AEMO
48 254
Австралия
NYISO
40 092
США
ISO-NE
30 500
США
ление (Distributed Restoration)
нормального режима работы
энергосистемы — это финанси-
руемый отраслевым регулятором
проект, направленный на поиск
вариантов использования рас-
пределенных
энергоресурсов
в рамках Black Start, что потенци-
ально позволит добиться сокра-
щения выбросов СО
2
на 0,81 млн
тонн к 2050 году и сэкономить не
менее £115 млн за счет конкурен-
ции и сокращения расходов на
поддержание в рабочем состоя-
нии крупных генерирующих объ-
ектов.
147
Bramford
Coryton
Caithness
Moray
HVDC
Western
HVDC
Link
Lynemouth
Walney I & II
Walney
Extension
Robin Rigg
Barrow
Ormonde
Rhyl Flats
Kentish Flats
Gunfleet Sands I&II
Gwynt y Mor
Greater Gabbard
West of Duddon Sands
Westermost Rough
Humber Gateway
North Hoyle
Lynn
Lincs
Dudgeon
Greater Gabbard 2nd part (Galloper)
Burbo
Bank I&II
Race Bank
Rampion
Thanet
London Array
Scroby sands
Inner Dowsing
Sheringham Shoal
Teesside
Hywind
Aberdeen
Kincardine
Beatrice
To France
IFA
To Netherlands
BritNed
To Northern Ireland
Moyle
To Ireland
East - West
Fiddlers
Ferry
Drax
West Burton
Cottam
Ratcliffe-on-Soar
Aberthaw
Uskmouth
Eggborough
Deucheran
Beinn an Tuirc
Tangy Farm
Farr
Paul's Hill
Cairn Uish
Drumderg
Boyndie
Glens of Foundland
Hills of Towie
Hadyard Hill
Ben Aketil
Edinbane
Causeymire
Buolfruich
Kilbraur
Gordonbush
Lairg-Achany
Beinn Tharsiun
Novar
Fairburn
Millennium
Tullo
Braes of Doune
Earlsburn
Aikengall
Crystal Rig 1 & 2
Dun Law
Bowbeat
Long Park
Toddleburn
Whitelee
Dalswinton
Minsca
Cruach Mho
Ardkinglas
Lynn
Inner Dowsing
Scroby sands
Sheringham Shoal
Rhyl Flats
Burbo Bank
Gwynt y Mor
Barrow
Ormonde
Walney I & II
Robin Rigg
Thanet
Gunfleet Sands I&II
Greater Gabbard
North Hoyle
London Array
Arecleoch
Mark Hill
Clyde South
Black Law
Clyde North
Baillie & Bernaheig
Rosehall
Dummuies
Griffin
Westermost Rough
Humber Gateway
Lincs
West of Duddon
Berry Burn
Harestanes
Lochluichart
Teesside
A Cruach
Cour
Carraig Gheal
Corriemoillie
Corriegarth
Edintore
Dunmaglass
Moy
Kilgalioch
Black Law
Extension
Assel Valley
Harburn Head
Extension
Keithshill
Airies
Calderwater
Andershaw
Quixwood
Penmanshiel
Pogbie
Race Bank
Dudgeon
Greater Gabbard 2nd part
Beinneun
Bhlaraidh
Hywind
Hill of Glaschyle
Tullymurdoch
Freasdail
Blackcraig
Afton
Brockloch
Sanquhar
Whiteside
Hill
Auchrobert
Aikengall 2
Minnygap
Corrimony
Glen App
Dersalloch
Galawhistle
Whitelee Ext.
Fallago
Ewe Hill
Tormywheel
Glenchamber
Sneddon Law
Wst Browncastle
Burn of Whilk
Camster
Pen Y Cymoedd
Middle Muir
Kype Muir
Stronelairg
Coire Na
Cloiche
Wathegar 2
Bad a Cheo
Beatrice
Aberdeen
Kincardine
Dorenell
Kentish Flats
Rampion
Tongland
Quoich
Invergarry
Sloy
Clachan
Cruachan
Lochay
Rannoch
Cashlie
Tummel Bridge
Errochty Power Station
St. Fillans
Kinlochleven
Nant
Finlarig
Inverawe
An Suidhe
Orrin
Aigas
Fasnakyle
Mossford
Grudie Bridge
Conon
Luichart
Deanie
Culligran
Kilmorack
Glen
Morrison
Caennacroc
Foyers
Glendoe
Livishie
Torr Achil
Shin
Cassley
Lairg
Dinorwig
Ffestiniog
Clunie
Pitlochry
Caledonian Paper Mill
Exxon Mossmorran
Grangemouth
Wilton
Sellafield
Roosecote
Keadby
Brigg
CDCL
Staythorpe
Rocksavage
Connahs Quay
Derwent
Corby
Spalding
Sutton Bridge
Kings Lynn
Great Yarmouth
Grain
Damhead Creek
Medway
NEMO
Barking
Little Barford
Peterborough
Rye House
Brimsdown
Shoreham
Cowes
Baglan Bay
Severn Power
Immingham
South Humber Bank
Killingholme
Saltend
Marchwood
Langage
Pembroke
Barry
Didcot
Markinch
Stoneywood
Peterhead
Seabank
Indian Queens
Taylors Lane
Heysham
Hartlepool
Torness
Hunterston
Sizewell B
Dungeness
Hinkley Point B
Steven’s Croft
Dunbar ERF
Ness of Quoys
Hornsea
East Anglia
To Belgium
Richborough
АЭС
Угольные станции
Электростанции на биотопливе
Газотурбинные электростанции
Парогазовые электростанции и ТЭЦ
ГЭС и ГАЭС
Ветровые электростанции
Прочая генерация
Электрические подстанции
Карта
энергосистемы
,
управляемой
NGESO,
дает
ясное
представле
-
ние
о
том
,
насколько
широко
в
Великобритании
распространены
ВИЭ
Энергосистема
Великобритании,
2019 год
Условные обозначения
№
5 (56) 2019
148
МИРОВОЙ ОПЫТ
стоила недешево вследствие есте-
ственных условий существования
энергосис темы и фактически была
дефицитной. Поэтому совмеще-
ние функций сетевой организации
и сис темного оператора через оче-
видную опасность монополизма
и злоупотреблений в таких важных
вопросах, как загрузка генерации,
графики ремонтов и приоритеты
в новом строительстве, грозило
устойчивому функционированию,
надежности и сбалансирован-
ному развитию энергосис темы.
Для максимально благоприятно-
го функционирования энергетики
эти и многие другие вопросы тех-
нологического управления отрас-
лью должны решаться объективно
и непредвзято. Как ответ на эти угрозы в странах с по-
добными условиями функционирования энергосис тем
сформировалась модель независимого сис темного
оператора. В государствах с меньшими территориями
и более благоприятными природными условиями уда-
лось построить более разветвленную сетевую инфра-
структуру. Причем при объединении их энергосис тем
со схожими соседними путем строительства большо-
го количества относительно коротких сетевых транзи-
тов эту тенденцию удалось сохранить, а значит сете-
вой ресурс был менее дефицитным, и проблема его
«справедливого распределения» стояла не так остро.
Вопрос о независимости сис темных операторов от се-
тевых организаций в них зачастую не поднимался.
В
РОДНЫХ
ПЕНАТАХ
В России при реформировании электроэнергетики
активно изучался мировой опыт. В итоге было при-
нято решение, что существование независимого сис-
темного оператора в стратегическом отношении дает
бо́льшие преимущества в вопросах эффективного
управления режимом энергосис темы и ее развития
по сравнению с моделью, в которой «сетевики» будут
находиться в единой структуре с диспетчерами.
Решение о создании независимого сис темного
оператора, кроме того, полностью отвечало и так-
тической задаче сохранения Единой энергосис темы
в условиях реформирования.
Во-первых, в новых экономических реалиях, на-
ступивших после отмирания командно-администра-
тивной сис темы, отрасль остро нуждалась в едином
центре принятия оперативных технологических реше-
ний, который мог бы связать энергообъекты разных
собственников в едином технологическом процессе,
и такую функцию мог выполнять только независимый
сис темный оператор. Во-вторых, из-за своего истори-
чески сложившегося подчиненного положения в рам-
ках единой вертикально интегрированной структуры
энергетики оперативно-диспетчерское управление
в России не могло похвастаться ни высоким уровнем
развития, ни единообразием технологий (не было
единой технической политики, общих организацион-
ных принципов). Модель ISO обеспечила такую цен-
трализацию, необходимую для нормального развития
технологий диспетчерского управления и, в конечном
счете, для надежного функционирования энергосис-
темы. В-третьих, независимая компания, главной
функцией которой является обеспечение надежного
управления электроэнергетическим режимом, может
совершенно объективно на основе ценовых заявок ге-
нераторов и с учетом сетевых ограничений осущест-
влять загрузку мощностей в условиях рынка, что и по-
казала дальнейшая успешная практика внедрения
рыночных инструментов в ЕЭС России. И наконец,
в-четвертых, в условиях либерализации отрасли лишь
независимый сис темный оператор может обеспечить
сбалансированные, не зависящие от коммерческих
интересов собственников поддержание нормально-
го технического состояния энергосис темы и ее раз-
витие, поскольку имеет возможность согласовывать
планы ремонтов и строительства энергообъектов на
строго научной основе, руководствуясь исключитель-
но режимными условиями и прогнозным балансом.
Именно по совокупности всех этих причин Сис-
темный оператор Единой энергетической сис темы,
взявший на себя функции управления технологи-
ческим комплексом российской электроэнергетики
в самом начале реформы, изначально создавался,
основываясь на принципах независимости.
В
РУСЛЕ
ТЕНДЕНЦИИ
В современных условиях — с распространением ВИЭ,
распределенной генерации, появлением разнообраз-
ных интегративных моделей, таких как «виртуальные
электростанции» — технологический уклад энергети-
ки меняется. В такой ситуации странам, пользующим-
ся для управления энергосис темой моделью TSO,
вероятно, придется изменить свое отношение к ней.
Разделение сетевого и сис темного операторов де-
лает работу все усложняющейся энергосис темы более
прозрачной и понятной и для субъектов электроэнер-
гетики, и для потребителей. Более того, находящий-
ся «над схваткой» независимый от коммерческих
и иных интересов участников рынка сис темный опе-
ратор — это необходимый технологический инстру-
мент регуляторов и органов государственной власти
В
сентябре
2019
года
в
Великобритании
завершился
монтаж
ветрогенера
-
торов
в
крупнейшем
в
стране
наземном
ветровом
парке
Clocaenog Forest
Wind Farm
установленной
мощностью
96
МВт
,
расположенном
в
Уэльсе
149
для получения объективной и независимой информа-
ции о состоянии и функци онировании энергосис темы
и всех объектов, работающих в ее составе (включая
сетевые). «Упаковывание» этой функции в одну из
заинтересованных структур лишает процесс управле-
ния отраслью прозрачности.
В настоящее время модель независимого сис-
темного оператора применяется во все большем
количестве энергосис тем мира. ISO существуют
в Бразилии, Корее, Европе, США и Канаде. Устойчи-
вая тенденция передачи функций оперативно-дис-
петчерского управления вновь создаваемым или вы-
деляемым из состава энергокомпаний независимым
сис темным операторам в последние годы наблюда-
ется даже в тех энергосис темах, которым такой под-
ход раньше был несвойственен.
Так, Великобритания, где сис темный оператор
долгое время был интегрирован с сетевой компани-
ей, решила отказаться от этой модели в 2015 году.
В процессе реформирования, продолжавшегося
с сентября 2018 по апрель 2019 года, весь функци-
онал, связанный с управлением режимами, органи-
зацией функционирования рынков и планированием
развития энергосис темы, был выведен из сетевой
компании National Grid в обособленную структуру —
независимый сис темный оператор NGESO (National
Grid Electricity System Operator). В процессе под-
готовки к его созданию энергетическое сообщество
уточнило формулировки задач, которые ставили
перед собой инициаторы этого процесса, подчер-
кнув, что для управления современной сложной раз-
вивающейся энергосис темой наиболее эффективен
именно независимый сис темный оператор. Кстати,
решение о выделении функционала, связанного
с управлением режимами, организацией функциони-
рования рынков и планирования развития энергосис-
темы, из сетевой компании и о передаче этого функ-
ционала специально созданному независимому
сис темному оператору было принято как раз из-за
существенных изменений в структуре национальной
энергосис темы. Эти структурные изменения связа-
ны с увеличением доли возобновляемых источников
электроэнергии и децентрализацией энергосис темы
и приводят к усложнению процесса управления элек-
троэнергетическим режимом энергосис темы.
«В условиях интенсивно развивающейся, стано-
вящейся все более сложной энергосис темы незави-
симый статус сис темного оператора предпочтитель-
нее, так как он обеспечивает условия для большей
надежности, конкурентоспособности и гибкости. Су-
ществование «нейтрального управляющего» ослаб-
ляет потенциальные и реальные конфликты интере-
сов и обеспечивает готовность игроков к адаптации
по мере развития энергосис темы», — говорится
в «Докладе о будущем функционировании энерге-
тической сис темы», выпущенном совместно прави-
тельственным Департаментом по бизнесу, энерге-
тике и промышленной стратегии Великобритании
(De part ment for Busi ness, Ener gy and In du strial Stra-
te gy, BEIS) и Управлением по регулированию рынков
газа и электроэнергии (Offi ce of the Gas and Electricity
Markets, Ofgem).
Придание независимости сис темному операто-
ру сопровождается расширением его полномочий
в обеспечении баланса энергосис темы и функцио-
нирования конкурентных рынков. Эта мера позволит
новой компании сформировать целостное понима-
ние взаимосвязей между различными рыночными
механизмами и правилами, определить способы их
адаптации для поддержки эффективной конкурен-
ции, развития инноваций и достижения наиболее
выгодных результатов для энергосис темы в целом.
NGESO будет формировать общую картину сис-
темных задач, а не рассматривать проблемы только
с точки зрения перспектив отдельных составляющих
энергосис темы, что позволит предотвращать кон-
фликт интересов различных собственников при при-
нятии решений по развитию энергосис темы в сред-
не- и долгосрочной перспективе.
В другой стране, где ранее действовала мо-
дель TSO, — Индии — выделение национально-
го сис темного оператора Po wer Sys tem Operation
Corporation Ltd (POSOCO) из состава крупнейшего
собственника магистральных сетей в стране, корпо-
рации Po wer Grid Corporation of India Ltd (PGCIL), на-
чалось в 2011 году. Процедура передачи 100% акций
POSOCO от PGCIL в собственность правительства
Индии уже завершена, и с 3 января 2017 года сис-
темный оператор действует в статусе независимой
государственной компании.
В той же логике события развивались в Мексике,
где независимый сис темный оператор Cenace дей-
ствует с 2014 года, а также ряде других стран.
Зачастую даже там, где модель независимого
сис темного оператора не применяется напрямую,
используются «суррогатные» механизмы, направ-
ленные на справедливое распределение сетевых ре-
сурсов. К примеру, во Франции, согласно исторически
сложившейся общественно-юридической парадигме,
функции и обязательства в сферах, обслуживающих
все население и экономику (к их числу можно отнести
и естественные монополии), переданы государством
в частные компании (так называемая модель публич-
ной службы, service public). При этом французское
законодательство строго обязывает такие компании
действовать в интересах всего общества, даже если
это не соответствует их коммерческим интересам.
Так, французская сетевая компания RTE, которая
одновременно осуществляет функцию оперативно-
диспетчерского управления, обязана действовать
в рамках обязательств публичной службы. То есть
при осуществлении функций сис темного оператора
компания обязана руководствоваться принципами
прозрачности и независимости, не допускать моно-
полизма в управлении режимами работы электросе-
тевых и генерирующих объектов, а также потребите-
лей с управляемой нагрузкой. Это обстоятельство,
по сути, позволяет говорить о независимости диспет-
черских подразделений RTE в процессе управления
режимами энергосис темы, хотя формально независи-
мого сис темного оператора во Франции нет.
Материал
подготовлен
пресс
-
службой
АО
«
СО
ЕЭС
»
№
5 (56) 2019
Оригинал статьи: Великобритания: независимый системный оператор и торжество ВИЭ
В рамках совместного проекта журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» и Системного оператора Единой энергетической системы, реализуемого при поддержке Ассоциации GO15, мы продолжаем знакомить читателей с системными операторами крупнейших энергосистем мира. Цикл продолжает статья о независимых системных операторах и беседа с г-ном Финтаном СЛАЕМ — директором и председателем Совета директоров системного оператора Великобритании National Grid Electricity System Operator (NGESO), выделенного из состава национальной британской электроэнергетической компании National Grid Group в 2019 году и делающего свои первые шаги в качестве независимого органа управления национальной энергосистемой.