МИРОВОЙ
ОПЫТ
142
у
п
р
а
в
л
е
н
и
е
управление
э
н
е
р
г
о
с
и
с
т
е
м
а
м
и
энергосистемами
События, оказавшие
существенное влияние
на функционирование
и развитие мировых
энергосистем
в сентябре 2016 года
*
*
Материал
подготовлен
при
поддержке
и
непосред
-
ственном
участии
специалистов
Системного
опера
-
тора
ЕЭС
.
NATIONAL GRID
ПРИВЛЕКАЕТ
СОБСТВЕННИКОВ
НАКОПИТЕЛЕЙ
ЭНЕРГИИ
К
УЧАСТИЮ
В
РЕГУЛИРОВАНИИ
ЧАСТОТЫ
Британский
системный
оператор
National Grid
завершил
тендерные
процедуры
по
отбору
исполнителей
услуг
по
регулированию
частоты
со
временем
мобилизации
резер
-
вов
мощности
не
более
1
секун
-
ды
(Enhanced Frequency Response,
EFR),
по
результатам
которого
бу
-
дут
заключены
контракты
на
общую
сумму
65,95
млн
фунтов
стерлингов
.
Победителями
тендера
впервые
стали
8
компаний
—
собственни
-
ков
накопителей
электроэнергии
аккумуляторного
типа
.
Суммарный
объем
отобранных
системным
опе
-
ратором
резервов
мощности
соста
-
вил
201
МВт
.
Средняя
стоимость
отобранных
National Grid
резервов
составила
9,44
фунта
стерлингов
за
МВт
/
час
.
Самый
крупный
кон
-
тракт
на
сумму
14,651
млн
фун
-
тов
стерлингов
на
35
МВт
по
цене
11,93
фунта
стерлингов
за
МВт
/
час
будет
заключен
с
RES Group.
Также
контрагентами
National Grid
стали
компании
EDF Energy Renewables,
Vattenfall, Low Carbon, Eon UK,
Element Power
и
Beletric.
Решение
о
проведении
тендера
по
отбору
исполнителей
услуг
по
EFR
принималось
системным
опе
-
ратором
с
целью
внедрения
новых
технологий
,
которые
обеспечат
более
быструю
реакцию
на
возни
-
кающие
в
энергосистеме
небалан
-
сы
мощности
.
Ранее
наименьшее
время
мобилизации
резервов
на
-
ходилось
в
пределах
10
секунд
.
Привлечение
к
участию
в
регули
-
ровании
частоты
новых
технологий
,
таких
как
использование
накопите
-
лей
энергии
,
по
расчетам
National
Grid
должно
привести
к
снижению
примерно
на
200
млн
фунтов
стер
-
лингов
затрат
на
системные
услуги
,
повышению
их
качества
и
в
пер
-
спективе
к
снижению
затрат
конеч
-
ных
потребителей
.
Для
участия
в
тендере
были
по
-
даны
заявки
от
37
компаний
для
64
объектов
генерации
,
при
этом
только
одна
заявка
была
подана
от
тепловой
генерации
,
две
—
на
снижение
потребления
,
а
61 —
от
накопителей
энергии
.
Контракты
с
победителями
будут
заключены
на
четырехлетний
срок
,
что
создаст
для
поставщиков
услуг
по
EFR
сти
-
мулы
развивать
указанные
техно
-
логии
.
143
1
Согласно
ст
. 28
директивы
ЕС
от
13
июля
2009
года
№
2009/72/
ЕС
замкнутая
распределительная
сеть
(closed
distribution system)
представляет
собой
«
электрическую
сеть
,
обеспечивающую
распределение
электроэнергии
на
гео
-
графически
ограниченной
территории
,
где
осуществляются
промышленная
либо
коммерческая
деятельность
или
биз
-
нес
-
обслуживание
,
без
снабжения
бытовых
потребителей
,
при
условии
объединения
в
соответствии
с
техническими
характеристиками
или
требованиями
безопасности
процессов
управления
данной
сетью
или
процессов
производства
присоединенных
к
ней
потребителей
либо
при
условии
,
что
данная
сеть
обеспечивает
распределение
электроэнергии
,
в
первую
очередь
,
для
собственника
или
оператора
сети
или
для
связанных
с
ними
предприятий
».
ВСТУПИЛИ
В
СИЛУ
ТРЕТИЙ
И
ЧЕТВЕРТЫЙ
СИСТЕМНЫЕ
КОДЕКСЫ
ENTSO-E
В
начале
сентября
2016
года
вступили
в
силу
Регламенты
Еврокомиссии
от
17
августа
2016
года
№
2016/1388
об
утверждении
системного
кодекса
,
устанавливающего
требования
для
присоединения
потребителей
к
электрической
сети
в
странах
ЕС
и
от
26
августа
2016
года
№
2016/1447
об
утверждении
системного
кодекса
для
высоковольтных
систем
по
-
стоянного
тока
и
генерирующих
объектов
,
при
со
еди
-
няемых
на
постоянном
токе
,
в
странах
ЕС
,
которые
представляют
собой
третий
и
четвертый
системные
кодексы
ENTSO-E
соответственно
,
принятые
в
рам
-
ках
формирования
единого
электроэнергетического
рынка
ЕС
.
Первый
документ
устанавливает
требования
для
:
–
энергопринимающих
устройств
потребителей
,
вновь
присоединяемых
к
магистральным
сетям
;
–
энергопринимающих
устройств
потребителей
,
вновь
присоединяемых
к
распределительным
сетям
;
–
распределительных
сетей
(
включая
замкнутые
распределительные
сети
— closed distribution
systems
1
),
вновь
присоединяемых
к
магистраль
-
ным
сетям
;
–
энергопринимающих
устройств
,
расположенных
на
действующих
объектах
электропотребления
или
в
замкнутой
распределительной
сети
,
и
предо
-
ставляющих
соответствующим
операторам
рас
-
пределительных
и
магистральных
сетей
услуги
по
управлению
потреблением
(demand units, used by
a demand facility or a closed distribution system to
provide demand response services to relevant system
operators and relevant TSOs),
вновь
присоединяе
-
мых
к
электрическим
сетям
.
В
соответствии
с
Регламентом
системные
операто
-
ры
должны
отказывать
в
присоединении
к
электриче
-
ской
сети
энергообъектам
,
если
они
не
соответствуют
установленным
документом
требованиям
и
не
полу
-
чили
разрешение
на
отступление
от
требований
Ре
-
гламента
от
национального
регулирующего
или
иного
уполномоченного
в
соответствии
со
ст
. 50
Регламента
органа
.
Одновременно
кодекс
обязывает
системных
операторов
обеспечить
для
присоединяемых
к
сети
потребителей
прозрачные
и
недискриминационные
условия
их
участия
в
электроэнергетическом
рынке
.
Требования
Регламента
не
распространяются
на
энергосистемы
стран
-
членов
ЕС
,
не
работающих
син
-
хронно
хотя
бы
с
одной
из
следующих
синхронных
зон
:
Континентальная
Европа
,
Великобритания
,
Скан
-
динавские
страны
,
Ирландия
и
Северная
Ирландия
,
страны
Балтии
.
Также
не
подпадают
под
требования
Регламента
энергопринимающие
устройства
потреби
-
телей
,
распределительные
сети
,
энергопринимающие
устройства
,
размещенные
на
объектах
электропотре
-
бления
или
в
замкнутой
распределительной
сети
,
предоставляющие
соответствующим
операторам
распределительных
и
магистральных
сетей
услуги
по
управлению
потреблением
,
уже
присоединенные
к
магистральным
и
распределительным
сетям
.
При
этом
имеется
ряд
исключений
для
энергопринимаю
-
щих
устройств
и
распределительных
сетей
,
присоеди
-
ненных
на
напряжении
свыше
1000
В
.
Второй
документ
устанавливает
требования
для
:
–
высоковольтных
систем
постоянного
тока
,
соеди
-
няющих
синхронные
зоны
или
области
регулиро
-
вания
,
включая
вставки
постоянного
тока
;
–
высоковольтных
систем
постоянного
тока
,
соеди
-
няющих
генерирующие
объекты
с
передающими
или
распределительными
сетями
;
–
высоковольтных
систем
постоянного
тока
,
распо
-
ложенных
в
пределах
одной
области
регулирова
-
ния
и
соединенных
с
передающей
сетью
;
–
определенных
соответствующим
системным
опе
-
ратором
высоковольтных
систем
постоянного
тока
,
расположенных
в
пределах
одной
области
регу
-
лирования
и
соединенных
с
распределительной
сетью
,
эксплуатационное
состояние
которых
ока
-
зывает
влияния
на
трансграничные
соединения
.
Регламент
не
применяется
к
:
–
высоковольтным
системам
постоянного
тока
,
присоединенным
на
напряжении
ниже
110
кВ
,
за
исключением
определенных
соответствующим
системным
оператором
электросетевых
объектов
,
эксплуатационное
состояние
которых
оказывает
влияние
на
трансграничные
соединения
;
Зоны
обслуживания
ENTSO-E
СЕ
ВЕ
РН
ОЕ
МО
РЕ
БАЛТИ
ЙСКО
Е
МОР
Е
КО
НТ
ИН
ЕН
ТА
ЛЬ
НЫ
Й
ЮГ
О
-
ЗАП
АД
КОНТИ
НЕНТАЛЬ
НЫЙ
ЮГ
КОНТИ
НЕНТ
АЛЬ
НЫ
Й
ЮГ
О
-
ВО
СТ
ОК
КО
НТ
ИН
ЕН
ТА
ЛЬ
НЫ
Й
ВО
СТ
ОК
Изолированные
системы
Зоны
дополнительного
управляющего
воздействия
№
5 (38) 2016
МИРОВОЙ
ОПЫТ
144
–
высоковольтным
системам
постоянного
тока
или
объектам
генерации
,
присоединенным
связями
постоянного
тока
к
передающим
и
распредели
-
тельным
сетям
или
к
частям
передающей
и
рас
-
пределительных
сетей
энергосистем
,
не
работа
-
ющим
в
синхронном
режиме
с
энергосистемами
Континентальной
Европы
,
Великобритании
,
Скан
-
динавии
,
Ирландии
и
Северной
Ирландии
или
Балтийской
синхронной
зоны
.
Регламенты
являются
законодательными
акта
-
ми
прямого
действия
,
обязательными
к
исполнению
в
странах
ЕС
.
SVENSKA KRAFTNÄT
ПОЛУЧИЛ
СОГЛАСОВАНИЕ
РЕГУЛЯТОРА
ДЛЯ
МЕХАНИЗМА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОПУСКНОЙ
СПОСОБНОСТИ
BALTIC CABLE
Шведский
национальный
регулятор
—
Инспекция
по
энергетическим
рынкам
(Energi
marknadsinspek-
tionen) —
согласовал
предложенный
системным
опе
-
ратором
Svenska kraftnät
механизм
распределения
пропускной
способности
трансграничного
соединения
между
Швецией
и
Германией
Baltic Cable .
Механизм
распределения
пропускной
способно
-
сти
для
Baltic Cable
разработан
Svenska kraftnät
со
-
вместно
с
немецким
системным
оператором
TenneT
GmbH
в
соответствии
с
положениями
ст
. 45
и
ст
. 57
Регламента
Еврокомиссии
от
24
июля
2015
года
№
2015/1222 (
Системным
кодексом
ENTSO-E
по
рас
-
пределению
пропускной
способности
и
управлению
перегрузками
в
странах
ЕС
— CACM)
для
поставок
электроэнергии
на
рынке
на
сутки
вперед
и
внутри
-
суточном
рынке
и
является
первым
,
одобренным
Energimarknadsinspektionen,
после
вступления
CACM
в
силу
.
Изменения
,
внесенные
в
действовавшие
ранее
правила
распределения
пропускной
способности
,
коснулись
в
основном
рынка
на
сутки
вперед
,
так
как
действующий
механизм
распределения
пропускной
способности
для
торговли
на
внутрисуточном
рынке
совместим
с
требованиями
CACM.
В
АВСТРАЛИИ
СОЗДАЮТСЯ
ВИРТУАЛЬНЫЕ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
НА
БАЗЕ
АККУМУЛИРУЮЩИХ
УСТРОЙСТВ
,
УСТАНОВЛЕННЫХ
У
КОНЕЧНЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Австралийская
энергетическая
компания
AGL
Energy (AGL)
объявила
о
своих
планах
по
проекту
создания
виртуальной
электростанции
(virtual power
plant — VPP)
на
основе
установленных
в
домах
ко
-
нечных
потребителей
в
Аделаиде
(
административ
-
ный
центр
штата
Южная
Австралия
)
и
его
окрест
-
ностях
1000
комплектов
аккумулирующих
устройств
на
основе
литий
-
ионных
батарей
.
Суммарная
энер
-
гоемкость
VPP
составит
7
МВт
·
ч
при
выходной
мощ
-
ности
в
5
МВт
.
По
мнению
компании
, VPP
станет
крупнейшей
в
мире
виртуальной
электростанцией
подоб
ного
типа
.
В
состав
комплекта
VPP,
устанавливаемого
у
по
-
требителей
,
помимо
аккумулирующих
устройств
бу
-
дут
входить
маршрутизатор
для
обмена
данными
между
элементами
VPP
по
сети
интернет
и
соответ
-
ствующее
программное
обеспечение
для
управле
-
ния
их
работой
в
соответствии
с
изменениями
гра
-
фика
нагрузки
.
Проект
будет
реализовываться
в
три
этапа
.
Сум
-
марная
стоимость
проекта
составит
15
млн
дол
-
ларов
.
Срок
реализации
— 18
месяцев
,
в
течение
которых
компания
в
соответствии
с
поданными
ее
клиентами
заявками
установит
в
их
домах
комплек
-
ты
аккумулирующих
устройств
«
со
значительной
скидкой
».
В
целях
ускорения
процесса
внедрения
технологии
VPP
в
феврале
2016
года
AGL
объявила
об
инвестировании
15
млн
долларов
в
корпорацию
Прокладка
кабеля
в
Балтийском
море
145
Sunverge —
поставщика
и
оператора
систем
аккуму
-
лирования
энергии
.
По
мнению
аналитиков
Bloomberg New Energy
Finance
к
2018
году
около
30
тысяч
австралийских
се
-
мей
установят
системы
аккумулирования
энергии
для
своих
фотоэлектрических
панелей
,
а
энергоемкость
рынка
электроэнергии
на
базе
домашних
и
офис
-
ных
систем
аккумулирования
энергии
вырастет
от
сегодняшних
нескольких
сотен
МВт
·
ч
до
760
ГВт
·
ч
к
2040
году
,
что
потребует
инвестиций
в
объеме
250
млрд
долларов
.
Использование
технологий
VPP
позволит
энергокомпаниям
избежать
строительства
новых
пиковых
электростанций
на
природном
газе
или
новой
сетевой
инфраструктуры
.
RTE
ЗАПУСКАЕТ
ПЕРВУЮ
СИСТЕМУ
НАКОПЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В
ЦЕЛЯХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЧАСТОТЫ
Системный
оператор
Франции
RTE
внедрил
в
энергосистеме
интеллектуальную
систему
накопле
-
ния
электроэнергии
BattGrid
в
целях
поддержания
но
-
минальной
частоты
.
BattGrid —
система
накопления
электроэнергии
емкостного
типа
на
основе
литий
-
ионных
аккумулято
-
ров
—
разработана
французской
энергетической
ком
-
панией
ENGIE (
прежнее
название
: GDF Suez).
Мощ
-
ность
системы
накопления
составляет
1
МВт
. BattGrid
постоянно
подключена
к
распределительной
сети
и
в
зависимости
от
режимно
-
балансовой
ситуации
работает
либо
в
режиме
накопления
,
либо
в
режиме
генерации
электроэнергии
.
BattGrid —
первая
подобного
типа
система
нако
-
пления
электроэнергии
,
внедренная
в
энергосистеме
Франции
,
обладает
рядом
преимуществ
,
таких
как
простота
в
эксплуатации
и
обслуживании
,
конкурент
-
ная
цена
электроэнергии
и
отсутствие
выбросов
за
-
грязняющих
веществ
.
ELIA
ГОТОВИТ
ЗАПУСК
НОВОЙ
ТОРГОВОЙ
ПЛАТФОРМЫ
ДЛЯ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОПУСКНОЙ
СПОСОБНОСТИ
ТРАНСГРАНИЧНЫХ
СЕЧЕНИЙ
ПРИ
ТОРГОВЛЕ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ
Системный
оператор
Бельгии
Elia
совместно
с
си
-
стемными
операторами
Франции
RTE
и
Нидерландов
TenneT,
а
также
энергетическими
биржами
APX, EPEX
Spot
и
Belpex
запускает
новую
торговую
платформу
М
7
для
проведения
неявного
аукциона
распределе
-
ния
пропускной
способности
бельгийско
-
французских
и
бельгийско
-
голландских
трансграничных
сечений
для
внутрисуточной
торговли
электроэнергией
.
Нача
-
ло
работы
М
7
намечено
на
4
октября
2016
года
для
поставок
электроэнергии
5
октября
2016
года
.
После
запуска
новой
платформы
для
сечений
Бельгия
–
Франция
и
Бельгия
–
Нидерланды
в
бель
-
гийско
-
французской
торговой
зоне
в
нормальном
режиме
работы
платформы
явные
аукционы
по
рас
-
пределению
пропускной
способности
проводиться
не
будут
,
но
возможность
их
проведения
сохранится
как
резервная
и
будет
при
необходимости
использована
Elia
в
координации
с
RTE.
ВЫДЕЛЕННЫЕ
ЕС
СРЕДСТВА
НЕДОСТАТОЧНЫ
ДЛЯ
ВЫВОДА
ИЗ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
АТОМНЫХ
ЭНЕРГОБЛОКОВ
АЭС
В
ЛИТВЕ
,
БОЛГАРИИ
И
СЛОВАКИИ
Согласно
отчету
,
выпущенному
Европей
-
ской
счетной
палатой
(
ЕСП
) — European Court of
Auditors, —
стоимость
вывода
из
эксплуатации
вось
-
ми
ядерных
энергоблоков
с
реакторами
,
изготов
-
ленными
по
советским
проектам
,
на
Игналинской
АЭС
в
Литве
(2
энергоблока
суммарной
мощностью
2600
МВт
,
остановлены
в
2004–2009
годах
),
на
АЭС
Козлодуй
в
Болгарии
(4
энергоблока
суммарной
мощностью
1760
МВт
,
остановлены
в
2002–2006
го
-
дах
)
и
на
АЭС
Богунице
в
Словакии
(2
энергобло
-
ка
суммарной
мощностью
880
МВт
,
остановлены
в
2006–2008
годах
),
составит
не
менее
5,7
млрд
евро
и
может
даже
удвоиться
в
случае
включения
в
нее
расходов
на
захоронение
радиоактивных
от
-
ходов
и
материалов
.
Вывод
из
эксплуатации
Игналинской
АЭС
в
Лит
-
ве
и
атомных
энергоблоков
в
Болгарии
и
Словакии
был
условием
вступления
этих
стран
в
ЕС
.
Оста
-
новка
ядерных
реакторов
и
последующий
вывод
энергоблоков
из
эксплуатации
до
завершения
про
-
ектного
срока
их
работы
представляет
значитель
-
ную
финансовую
и
технологическую
нагрузку
на
экономику
стран
.
Поэтому
ЕС
начиная
с
1999
года
оказывает
Литве
,
Болгарии
и
Словакии
финансо
-
вую
поддержку
.
К
2020
году
финансовая
помощь
,
предоставляемая
ЕС
в
указанных
целях
,
составит
в
общей
сложности
2,955
млрд
евро
,
из
которых
Литве
будет
предоставлено
1,553
млрд
евро
,
Бол
-
гарии
— 731
млн
евро
,
Словакии
— 671
млн
евро
.
Дополнительно
,
в
период
до
2013
года
ЕС
было
выделено
890
млн
евро
на
программы
,
предус
-
матривавшие
смягчение
последствий
,
вызванных
снижением
национального
производства
энергии
из
-
за
преждевременного
закрытия
(
в
Литве
)
или
значительного
сокращения
атомной
генерации
(
в
Болгарии
и
Словакии
).
Как
установили
аудиторы
ЕСП
,
общая
сумма
выделяемых
ЕС
средств
в
рамках
программ
Ев
-
росоюза
для
содействия
в
финансировании
ра
-
бот
по
выводу
из
эксплуатации
атомных
энерго
-
блоков
в
Литве
,
Болгарии
и
Словакии
к
2020
году
достигнет
3,845
млрд
евро
,
что
покрывает
лишь
две
трети
необходимых
расходов
на
указанные
цели
.
Аудиторы
также
изучили
прогресс
,
достигнутый
тремя
государствами
-
членами
ЕС
в
рамках
ука
-
занных
программ
Евросоюза
начиная
с
2011
года
,
и
отметили
,
что
в
странах
на
площадках
электро
-
станций
введены
в
эксплуатацию
несколько
вре
-
менных
комплексов
по
переработке
радиоактив
-
ных
отходов
,
однако
практически
все
ключевые
инфраструктурные
объекты
были
построены
с
от
-
клонениями
от
первоначально
планируемых
сро
-
ков
.
Так
,
в
Литве
планируемый
срок
завершения
вывода
из
эксплуатации
Игналинской
АЭС
при
-
шлось
отложить
на
9
лет
(
до
2038
года
).
№
5 (38) 2016
Оригинал статьи: События, оказавшие существенное влияние на функционирование и развитие мировых энергосистем в сентябре 2016 года