

МИРОВОЙ
ОПЫТ
114
Подходы к вопросам охраны
труда в электросетевом
комплексе Великобритании
На территории Великобритании безопасная работа, связанная с выработкой,
передачей и распределением электроэнергии, является одним из важнейших
критериев, по которому Государственный регулятор (Ofgem) оценивает эф-
фективность работы отдельных игроков на открытом рынке электроэнергии
в условиях естественных монополий, особенно предприятий электросетевого
комплекса.
Владимир ЕЛПИДИФОРОВ,
руководитель Электросетевого отдела / Head of T&D FCM Consulting ltd.
о
х
р
а
н
а
т
р
у
д
а
охрана труда
И
гнорирование
или
недостаточное
уделение
внимания
вопросам
охра
-
ны
труда
(
ОТ
),
помимо
прямых
и
до
-
вольно
существенных
финансо
-
вых
и
репутационных
издержек
,
связанных
с
прямым
компенсированием
ущерба
,
может
привести
к
пересмотру
лицензионного
со
-
глашения
Государственным
регулятором
на
производство
,
передачу
или
распределение
электроэнергии
.
Здесь
хотелось
бы
заметить
,
что
электросе
-
тевой
комплекс
не
является
изолированным
от
других
видов
деятельности
и
поэтому
он
впи
-
сан
в
общую
структуру
подхода
к
ОТ
в
Велико
-
британии
.
На
некоторых
моментах
хотелось
бы
остановиться
несколько
подробнее
.
Если
посмотреть
на
законодательную
базу
,
то
существенные
изменения
стали
происхо
-
дить
в
1974
году
,
когда
стало
предельно
оче
-
видно
,
что
пренебрежение
вопросами
ОТ
обхо
-
дится
слишком
дорого
.
Например
,
количество
несчастных
случаев
на
производстве
со
смертельным
исходом
в
Ве
-
ликобритании
в
1974
году
составляло
651
слу
-
чай
,
при
соотношении
2,9
случая
на
100 000
ра
-
ботников
.
После
того
как
подход
к
ОТ
был
радикаль
-
ным
образом
пересмотрен
,
количество
несчаст
-
ных
случаев
пошло
на
спад
(
рисунки
1
и
2),
и
к
настоящему
времени
достигло
показателя
0,48
случая
на
100 000
работающих
.
И
тем
не
менее
,
ущерб
экономике
от
несчастных
случа
-
ев
на
производстве
и
профзаболеваний
пре
-
высил
за
отчетный
период
2014–2015
годов
—
14
миллиардов
фунтов
.
Безусловно
,
стоит
принять
во
внимание
,
что
в
конце
80-
х
,
и
особенно
в
начале
90-
х
,
уровень
промышленного
производства
в
Великобрита
-
нии
пошел
на
спад
;
тем
не
менее
,
статистика
Великобритании
,
даже
по
сравнению
с
сосе
-
дями
по
Европейскому
Союзу
,
выглядит
весь
-
ма
достойно
.
Во
Франции
показатель
количе
-
ства
несчастных
случаев
на
производстве
со
смертельным
исходом
на
100 000
работников
в
2012
году
составлял
2,64,
в
Германии
— 0,9,
Испании
— 1,99,
Италии
— 1,29,
в
то
время
как
в
Великобритании
за
тот
же
2012
год
этот
пока
-
затель
был
на
уровне
0,58.
В
то
же
время
в
быв
-
ших
советских
республиках
,
таких
как
,
Латвия
и
Литва
,
этот
показатель
составляет
уже
более
3,5,
что
уже
вполне
сопоставимо
с
российски
-
ми
показателями
.
Нужно
еще
также
учитывать
,
что
британские
работники
в
целом
гораздо
менее
дисциплинированы
,
чем
,
например
,
их
немецкие
коллеги
,
что
отмечается
и
принима
-
ется
во
внимание
всеми
специалистами
по
ОТ
в
Велико
британии
.
До
1974
года
единой
законодательной
базы
относительно
нормативных
требований
к
ОТ
не
существовало
.
Были
отдельные
нормативы
,
привязанные
к
отдельным
видам
промышлен
-
ности
;
в
частности
,
для
строителей
это
могли

115
Рис
. 1.
Динамика
количества
несчастных
случаев
со
смертельным
исходом
на
производстве
за
период
с
1974
по
2015
год
Рис
. 2.
Динамика
количества
нефатальных
несчастных
случаев
на
производстве
за
период
с
1974
по
2015
год
0,0
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
3,0
3,5
0
100
200
300
400
500
600
700
1974
1981
1986/87
1996/97
1997/98
1998/99
1999/00
2000/01
2001/02
2002/03
2003/04
2004/05
2005/06
2006/07
2007/08
2008/09
2009/10
2010/11
2011/12
2012/13
2013/14
2014/15
Количество
н
е
счастн
ых
случаев со
смертельным
исходом н
а
100,000 работник
ов
Общее к
о
личеств
о
несча
стных случа
е
в
со
смер
тельным
исх
о
до
м
Работники
Индивидуальные предприниматели
Количество несчастных случаев на 100,000 работников
0,0
100,0
200,0
300,0
400,0
500,0
600,0
700,0
800,0
900,0
1000,0
0
20 000
40 000
60 000
80 000
100 000
120 000
140 000
160 000
180 000
200 000
К
о
ли
чест
в
о
несча
ст
н
ы
х
слу
ч
а
е
в
на
1
0
0
,0
0
0
р
а
б
о
тн
и
к
о
в
О
б
щее
к
о
лич
е
ст
в
о
несча
ст
н
ы
х
сл
у
ч
а
е
в
Травмы повлёкшие за собой отсутствие на рабочем месте более 3 дней (7-дней с 12/13)
Тяжелые травмы и профзаболевания связанные с производством
Количество несчастных случаев на 100,000 работников ( более трех дней на больничном плюс тяжелые)
быть
одни
нормативы
,
в
то
время
как
для
энергети
-
ков
другие
.
Из
такого
разрозненного
подхода
часто
следовало
,
что
большое
количество
работников
не
попадали
под
защиту
вообще
никаких
нормативных
и
законодательных
актов
в
плане
ОТ
.
Особенно
это
касалось
людей
,
не
вовлеченных
непосредственно
в
производственный
процесс
,
а
также
временных
работников
,
и
работников
,
работающих
по
индиви
-
дуальным
контрактам
(
индивидуальных
предприни
-
мателей
).
В
1974
году
был
принят
единый
законодательный
акт
об
Охране
Труда
,
который
должен
был
быть
бо
-
лее
универсальным
и
понятным
для
всех
участников
производственных
отношений
,
а
также
лиц
,
не
уча
-
ствующих
в
производстве
непосредственно
.
В
первую
очередь
,
этот
закон
однозначно
опреде
-
лил
лиц
,
ответственных
за
выполнение
требований
закона
об
Охране
труда
от
1974
года
,
а
также
опре
-
делил
круг
их
обязанностей
.
Стоит
отдельно
отметить
,
что
любая
законода
-
тельная
инициатива
в
плане
ОТ
только
тогда
эф
-
фективно
претворяется
в
жизнь
,
когда
основные
ее
положения
предельно
понятны
и
в
удобной
форме
доступны
для
всех
участников
производственного
процесса
.
Именно
поэтому
электросетевой
ком
-
плекс
предпринимает
все
возможные
и
необхо
-
димые
меры
для
донесения
основных
положений
данного
закона
до
своих
работников
.
Начиная
уже
с
рядового
инженерного
состава
,
все
работники
в
обязательном
порядке
проходят
специальное
и
периодическое
обучение
ОТ
,
причем
на
доста
-
точно
серьезном
уровне
,
в
которое
входит
,
помимо
общих
принципов
безопасной
организации
труда
и
законодательная
база
в
плане
ОТ
.
То
же
самое
касается
и
рядового
рабочего
состава
,
но
только
в
несколько
более
упрощенном
виде
.
Основная
идея
такого
подхода
в
том
,
что
даже
в
электроэнергетике
подавляющее
количество
не
-
№
3 (36) 2016

МИРОВОЙ
ОПЫТ
116
счастных
случаев
все
-
таки
происходит
из
-
за
причин
,
не
всегда
связанных
с
поражением
электрическим
током
.
Если
,
например
,
мы
говорим
о
несчастных
слу
-
чаях
с
летальным
исходом
,
это
будут
скорее
падения
с
высоты
,
что
не
является
характерным
риском
только
для
энергосектора
(
рисунок
3).
Законодательным
актом
об
Охране
Труда
от
1974
года
были
также
определены
и
контролирую
-
щие
инстанции
,
определены
пределы
их
компетен
-
ции
,
права
и
обязанности
.
Согласно
этому
акту
су
-
ществует
два
вида
инспекций
.
Инспекции
органов
местного
самоуправления
в
основном
занимаются
оптовой
и
розничной
торговлей
,
ресторанами
,
ма
-
стерскими
,
гостиницами
,
индустрией
развлечений
и
т
.
д
.
В
то
время
как
все
остальные
виды
производств
попадают
под
юрисдикцию
Инспекции
по
ОТ
(HSE,
http://www.hse.gov.uk),
которая
,
в
свою
очередь
,
так
-
же
инспектирует
контролирующие
органы
местного
самоуправления
.
В
определенном
смысле
у
Инспекции
по
ОТ
мо
-
жет
быть
прав
больше
,
чем
у
полиции
,
так
как
они
при
расследовании
нарушений
требований
закона
об
ОТ
могут
заходить
на
частную
территорию
и
изымать
до
-
казательства
без
постановления
суда
.
Права
Инспектора
по
ОТ
предельно
четко
доведе
-
ны
до
всех
участников
производственного
процесса
.
Инспектор
имеет
право
:
•
посещать
любую
частную
территорию
без
специ
-
ального
разрешения
в
случае
опасности
,
связан
-
ной
с
нарушением
ОТ
,
в
любое
время
(
при
необхо
-
димости
с
привлечением
полиции
);
•
проводить
инспекции
и
расследования
,
требовать
оставить
все
в
нетронутом
состоянии
на
время
расследования
;
•
брать
образцы
сырья
и
материалов
,
вести
видео
-
и
фотосъемку
,
при
необходимости
демонтировать
оборудование
полностью
или
частично
;
•
требовать
предоставления
относящихся
к
делу
до
-
кументов
и
другой
информации
;
•
получать
полный
доступ
с
возможностью
унич
-
тожения
или
приведения
в
нерабочее
состояние
оборудования
или
его
частей
,
вывоз
материалов
и
сырья
;
•
выдавать
предписания
по
улучшению
или
полному
прекращению
производственной
деятельности
;
•
инициировать
судебное
расследование
в
рамках
местных
правовых
норм
.
По
совокупности
нарушений
основных
положений
закона
об
ОТ
от
1974
года
работодатель
может
быть
оштрафован
на
сумму
до
20 000
фунтов
,
все
осталь
-
ные
—
до
5000
фунтов
.
При
неисполнении
предпи
-
саний
,
выданных
инспектором
по
ОТ
,
или
постанов
-
лений
суда
любой
может
быть
оштрафован
на
сумму
до
20 000
фунтов
или
заключен
в
тюрьму
на
срок
до
шести
месяцев
.
При
более
серьезных
нарушениях
,
которые
при
-
вели
к
существенному
ущербу
здоровью
или
окру
-
жающей
среде
,
в
судах
высшей
инстанции
штраф
не
имеет
верхней
границы
и
срок
тюремного
заклю
-
чения
может
достичь
2-
х
лет
.
Справедливости
ради
стоит
признать
,
что
в
тюрьму
сажают
все
-
таки
до
-
вольно
редко
.
В
2016
году
распределительная
компания
UKPN
была
оштрафована
на
сумму
в
1 000 000
фун
-
тов
,
а
также
должна
была
компенсировать
более
150 000
фунтов
судебных
издержек
за
несчастный
случай
со
смертельным
исходом
,
произошедший
с
доктором
Д
.
Кью
на
пробежке
в
парке
,
когда
он
при
-
близился
к
провисшему
над
дорожкой
11-
кВ
проводу
.
Основным
аргументом
в
пользу
обвинения
было
то
,
что
20
минутами
ранее
проходящая
мимо
пожилая
пара
сообщила
компании
местоположение
провис
-
шего
провода
,
и
диспетчер
,
вместо
того
чтобы
отклю
-
чить
линию
дистанционно
,
что
было
в
данном
случае
возможно
,
отправил
на
место
оперативный
персонал
(
рисунок
4).
Надо
отметить
,
что
существует
еще
гражданское
судопроизводство
,
где
размер
компенсации
тоже
не
ограничен
.
Если
мы
вернемся
к
вышеописанному
примеру
,
то
гражданскому
разбирательству
еще
пред
-
стоит
определить
размер
компенсации
.
При
нарушении
положений
закона
об
ОТ
юридиче
-
ским
лицом
,
ответственность
несет
как
юридическое
лицо
,
так
и
непосредственно
руководство
компании
лично
.
При
систематических
нарушениях
положений
об
ОТ
суд
имеет
возможность
отстранять
директоров
от
возможности
занимать
руководящие
должности
сроком
до
15
лет
.
Стоит
также
отметить
такой
момент
,
что
при
рас
-
следовании
несчастных
случаев
на
производстве
,
инспектора
по
ОТ
руководствуются
так
называемым
Рис
. 3.
Работы
на
высоте

117
принципом
«
пре
-
зумпции
виновно
-
сти
».
На
практике
это
означает
,
что
все
вовлеченные
в
инцидент
участ
-
ники
,
включая
выс
-
шее
руководство
компании
,
должны
доказывать
,
что
с
их
позиции
было
сделано
все
прак
-
тически
возмож
-
ное
для
избежания
и
предотвращения
как
этого
конкрет
-
ного
несчастного
случая
,
так
и
не
-
счастных
случаев
в
целом
.
Можно
также
добавить
,
что
проверки
со
стороны
инспекции
по
охране
труда
не
носят
какого
-
либо
периодического
или
обязательного
характера
,
как
правило
инспек
-
торы
больше
реагируют
на
те
или
иные
нарушения
,
оставляя
за
работодателем
право
организовывать
и
контролировать
ОТ
на
производстве
согласно
действующему
законодательству
.
С
другой
стороны
инспекция
по
охране
труда
не
только
осуществляет
контрольные
функции
,
но
и
предоставляет
необхо
-
димую
и
исчерпывающую
информацию
,
разъясне
-
ния
относительно
подходов
к
ОТ
,
причем
не
только
в
плане
законодательства
,
но
и
в
плане
вполне
кон
-
кретных
практических
действий
.
Согласно
закону
об
ОТ
от
1974
года
в
список
от
-
ветственных
за
выполнение
требований
закона
об
ОТ
попадают
:
•
работодатели
,
•
работники
,
•
собственники
,
включая
собственников
земли
,
•
посетители
и
окружающая
публика
,
•
проектировщики
,
производители
,
поставщики
и
импортеры
оборудования
,
компонентов
и
мате
-
риалов
,
•
индивидуальные
предприниматели
,
•
все
остальные
.
Работодатель
обязан
(
в
разумном
пределе
)
для
своих
работников
:
•
предоставить
для
работы
безопасное
оборудо
-
вание
для
выполнения
производственных
задач
и
организовать
производственные
процессы
со
-
гласно
основным
требованиям
к
ОТ
;
•
обеспечить
безопасную
транспортировку
,
хране
-
ние
и
использование
сырья
,
материалов
и
компо
-
нентов
оборудования
;
•
предоставлять
необходимую
информацию
,
ин
-
струкции
по
применению
и
пользованию
обору
-
дованием
и
материалами
,
также
предоставить
необходимое
обучение
,
обеспечить
надлежащий
контроль
;
•
предоставить
безопасное
рабочее
место
,
включая
безопасный
проход
к
нему
;
•
предоставить
рабочее
место
,
которое
отвечает
требованиям
в
плане
гигиены
труда
;
•
если
в
организации
/
предприятии
трудится
более
5
человек
,
то
уже
управление
ОТ
на
производстве
принимает
более
формальный
характер
;
должна
быть
в
письменном
виде
доступна
декларация
по
ОТ
с
соответствующей
структурой
,
отвечающей
за
внедрение
,
использование
и
контроль
основных
положений
данной
декларации
.
•
периодически
консультироваться
как
с
работника
-
ми
предприятия
или
представителями
работников
,
так
и
отраслевыми
профсоюзами
по
вопросам
ОТ
.
•
также
работодатель
должен
обеспечивать
без
-
опасность
всех
остальных
,
кто
не
является
работ
-
ником
данного
предприятия
/
организации
,
но
мо
-
жет
пострадать
от
действий
данного
предприятия
/
организации
.
Сюда
входят
клиенты
,
посетители
,
прохожие
,
субподрядчики
,
ученики
и
т
.
д
.
Проектировщики
,
производители
,
поставщики
и
импортеры
оборудования
,
компонентов
и
материа
-
лов
обязаны
,
в
разумных
пределах
:
•
убедиться
,
что
любое
оборудование
,
компонен
-
ты
,
материалы
и
сырье
безопасны
для
работни
-
ков
и
окружающих
,
и
не
несут
вреда
здоровью
,
во
время
установки
,
эксплуатации
,
обслуживания
и
демонтажа
.
Также
материалы
и
сырье
должно
быть
безопасно
для
транспортировки
и
хранения
.
Информация
по
безопасному
использованию
ма
-
териалов
и
сырья
,
а
также
эксплуатации
оборудо
-
вания
должна
быть
предоставлена
поставщиком
.
Работники
,
в
свою
очередь
:
•
обязаны
(
в
разумных
пределах
)
заботиться
о
сво
-
ей
собственной
безопасности
,
а
также
о
безопас
-
ности
окружающих
;
•
сотрудничать
с
работодателями
и
другими
,
позво
-
ляя
им
выполнять
свои
обязанности
,
связанные
с
требованиями
ОТ
.
Остальные
:
•
никто
не
имеет
право
игнорировать
или
мешать
каким
-
либо
действиям
,
направленным
на
выпол
-
нение
требований
ОТ
.
Необходимо
также
добавить
,
что
работодатель
не
имеет
права
требовать
возмещения
расходов
,
свя
-
занных
с
вопросами
исполнения
требований
ОТ
,
от
работника
.
Например
,
высчитывать
из
дохода
стои
-
мость
средств
индивидуальной
защиты
.
В
1999
году
был
принят
дополнительный
закон
,
уточняющий
и
дополняющий
основные
положения
за
-
кона
об
ОТ
от
1974
года
.
В
частности
,
были
уточнены
обязанности
работо
-
дателя
:
•
работодатель
должен
произвести
эффективную
оценку
всех
рисков
,
влияющих
на
безопасное
про
-
ведение
работ
.
Причем
при
наличии
в
штате
более
пяти
человек
,
это
должно
быть
задокументировано
в
письменном
виде
;
•
внедрить
эффективную
систему
планирования
,
организации
,
выполнения
и
контроля
положе
-
ний
законов
об
ОТ
.
Также
должна
быть
выстро
-
ена
программа
мониторинга
выполнения
данной
системы
с
возможностью
периодического
пере
-
смотра
основных
положений
.
Причем
при
нали
-
Рис
. 4.
Линия
11
кВ
.
Провисший
провод
стал
причиной
несчаст
-
ного
случая
со
смертельным
исходом
№
3 (36) 2016

МИРОВОЙ
ОПЫТ
118
чии
в
штате
компании
более
4-
х
человек
,
все
эти
действия
должны
быть
задокументи
-
рованы
в
письменном
виде
;
•
при
недостатке
собственной
компетенции
,
работодатель
обязан
либо
нанять
,
либо
за
-
ключить
договор
со
специ
-
алистами
по
ОТ
,
которые
бу
-
дут
ему
помогать
выполнять
требования
законов
об
ОТ
.
Причем
именно
помогать
,
а
не
брать
на
себя
ответствен
-
ность
за
безопасное
проведе
-
ние
работ
;
•
разработать
специальные
меры
на
случай
аварии
,
убе
-
диться
в
том
,
что
эти
меры
из
-
вестны
работникам
и
осталь
-
ным
,
и
в
том
что
они
могут
и
умеют
эти
меры
применить
;
•
предоставить
необходимую
информацию
,
связанную
с
ОТ
,
своим
собственным
работни
-
кам
и
работающим
совместно
с
ними
другим
работодателям
и
их
работникам
;
•
сотрудничать
с
другими
работодателями
,
работаю
-
щими
на
той
же
площадке
,
в
плане
ОТ
;
•
предоставить
необходимое
обучение
своим
работ
-
никам
;
•
предоставить
необходимую
информацию
по
ОТ
временным
работникам
и
их
представителям
;
•
оберегать
несовершеннолетних
,
беременных
и
молодых
матерей
от
специфических
рисков
,
свя
-
занных
с
выполнением
ими
своих
обязанностей
;
•
проводить
периодические
профилактические
осмот
ры
для
своих
работников
.
Необходимая
информация
,
связанная
с
ОТ
,
ко
-
торую
должен
предоставить
работодатель
,
должна
в
себя
включать
:
•
все
риски
,
идентифицированные
как
самим
рабо
-
тодателем
,
так
и
другими
работодателями
,
работа
-
ющими
на
одной
площадке
;
•
меры
предосторожности
,
предпринятые
на
месте
;
•
меры
и
действия
на
случай
аварии
,
а
также
список
ответственных
лиц
.
В
обязанности
работника
помимо
вышеописанного
входит
:
•
использовать
оборудование
,
материалы
и
сырье
только
согласно
полученному
обучению
и
инструк
-
циям
от
работодателя
;
•
докладывать
работодателю
немедленно
о
всех
серьезных
и
опасных
рисках
,
связанных
с
возмож
-
ным
нарушением
принципов
ОТ
;
•
сообщать
работодателю
о
наличии
ошибок
или
не
-
достатков
в
организации
безопасного
труда
.
Хотелось
бы
добавить
к
вышесказанному
:
очень
важно
,
чтобы
вся
законодательная
база
в
плане
ОТ
отвечала
реальному
положению
вещей
и
вписывалась
в
текущую
экономико
-
хозяйствен
-
ную
модель
.
Электроэнергетика
не
является
какой
-
то
изоли
-
рованной
областью
промышленности
;
существует
множество
всевозможных
участников
,
принимающих
участие
в
производственных
и
околопроизводствен
-
ных
процессах
,
зачастую
эти
участники
могут
быть
не
связаны
между
собой
никакими
договорами
или
обя
-
зательствами
,
но
,
тем
не
менее
,
это
не
препятствует
правильной
организации
труда
в
плане
безопасности
,
в
том
числе
и
благодаря
адекватной
и
максимально
понятной
законодательной
базе
(
рисунок
5).
Должен
также
заметить
,
что
хорошие
результаты
в
плане
ОТ
в
Великобритании
обусловлены
в
том
чис
-
ле
и
тем
,
что
благодаря
грамотной
законодательной
базе
в
процесс
ОТ
активно
включены
все
участники
производственного
процесса
,
независимо
от
занима
-
емой
должности
.
Одним
из
основных
недостатков
подобного
под
-
хода
может
быть
несколько
бюрократизированный
подход
к
вопросам
ОТ
,
когда
какие
-
либо
процессы
требуют
чрезмерного
количества
ресурсов
,
что
ска
-
зывается
на
конечной
стоимости
продукта
.
Но
здесь
все
очень
сильно
зависит
от
индивидуального
подхо
-
да
к
ОТ
в
каждой
конкретной
компании
,
занятой
в
про
-
изводстве
,
при
том
что
основные
положения
законов
об
ОТ
устанавливают
минимум
процедур
и
действий
,
необходимых
к
исполнению
.
В
Великобритании
существует
подзаконный
акт
«
Электричество
на
рабочем
месте
»
от
1989
года
,
од
-
нако
он
сильно
отличается
от
Правил
по
охране
труда
при
эксплуатации
электроустановок
(
ПОТЭУ
),
так
как
описывает
основные
положения
аспектов
ОТ
,
связан
-
ные
с
электричеством
,
с
расчетом
на
более
широкий
круг
производств
,
в
котором
предприятия
,
связанные
с
производством
,
передачей
и
распределением
,
зани
-
мают
лишь
малую
часть
.
Рис
. 5.
Прокладка
кабеля
для
нового
подключения
независимым
поставщиком
потребовала
координации
усилий
по
ОТ
(
при
отсутствии
какого
-
либо
прямо
-
го
коммерческого
договора
между
участниками
работ
)
между
поставщиком
и
владельцем
подстанции
,
который
в
свою
очередь
проводил
реконструкцию
в
этот
же
самый
период

119
Как
же
в
данной
ситуации
поступают
предприятия
энергосетевого
комплекса
Великобритании
?
Ведь
для
работы
непосредственно
с
электрооборудованием
требуются
более
детальные
инструкции
для
безопас
-
ной
эксплуатации
и
связанного
с
ней
безопасного
про
-
ведения
работ
.
В
предыдущих
статьях
мы
уже
освещали
кратко
деятельность
такой
организации
как
Е
NA (
Ассоциа
-
ция
Энергетических
Сетей
, http://www.energynetworks.
org).
Это
специальная
организация
,
созданная
пред
-
приятиями
энергосетевого
комплекса
,
представляю
-
щая
его
интересы
,
а
также
выполняющая
определен
-
ные
работы
в
интересах
этих
предприятий
.
Одной
из
задач
этой
ассоциации
является
разработка
рекомен
-
даций
и
практических
подходов
к
выполнению
поло
-
жений
,
связанных
с
ОТ
,
непосредственно
в
электро
-
сетевом
комплексе
.
Одним
из
преимуществ
данного
подхода
в
том
,
что
предприятия
,
работающие
в
электросетевом
комплексе
,
имеют
непосредственное
отношение
к
разработке
более
детальных
подходов
к
безопас
-
ной
работе
в
электроустановках
.
Более
того
, ENA,
как
представитель
всего
энергосетевого
комплекса
,
имеет
возможность
влиять
на
изменения
законода
-
тельно
-
нормативной
базы
путем
работы
с
соответ
-
ствующими
законодательными
органами
.
Причем
малые
предприятия
,
которые
не
являются
членами
или
соучредителями
данной
ассоциации
,
тоже
име
-
ют
доступ
к
необходимой
информации
и
экспертизе
,
правда
несколько
на
других
условиях
.
Допустим
,
если
предприятие
владеет
или
управляет
небольши
-
ми
сетями
(
например
,
аэропорта
),
ему
нет
смысла
участвовать
в
разработке
каких
-
то
общих
положе
-
ний
и
правил
,
связанных
с
работой
в
электросетях
,
вполне
достаточно
использовать
подходы
,
разрабо
-
танные
крупными
электросетями
,
и
приспособить
их
к
местной
специфике
.
Если
мы
коснёмся
непосредственно
правил
работ
в
электроустановках
в
электросетевых
предприяти
-
ях
,
есть
,
например
«
Правила
безопасности
работы
в
электросетях
»,
которые
опять
несколько
отличают
-
ся
от
ПОТЭУ
.
«
Правила
безопасности
работы
в
электросе
-
тях
»
определяют
общие
технические
и
организа
-
ционные
мероприятия
по
приведению
электроу
-
становки
к
состоянию
когда
возможна
безопасная
работа
на
ней
.
Общий
список
и
последовательность
технических
мероприятий
не
сильно
отличается
от
того
,
что
описан
в
том
же
ПОТЭУ
,
однако
стоит
заметить
,
что
помимо
работы
со
снятием
напряжения
,
широко
практикуется
работа
под
напряжением
,
особенно
в
сетях
нижнего
и
среднего
напряжения
.
Это
в
первую
очередь
связа
-
но
с
тем
,
что
распределительные
сети
имеют
лимит
на
плановые
отключения
потребителей
,
прописанный
в
лицензионном
соглашении
(
рисунок
6).
Еще
одно
отличие
«
Правил
безопасности
работы
в
электросетях
»
от
того
же
ПОТЭУ
в
том
,
что
они
ме
-
нее
детальные
.
Вы
не
увидите
в
этих
правилах
ми
-
нимальной
глубины
кабельной
траншеи
без
укрепле
-
ний
,
так
как
эти
данные
не
являются
специфичными
только
для
электросетевого
комплекса
.
Более
того
,
для
безопасного
производства
земельных
работ
нет
необходимости
иметь
какие
-
то
специальные
электро
-
технические
знания
,
не
существует
принципиальной
разницы
—
копать
под
воду
,
газ
или
электричество
.
Что
компании
,
занятые
этим
видом
деятельности
,
ча
-
сто
и
практикуют
.
Для
каждого
конкретного
вида
работ
предприятие
разрабатывает
отдельную
,
как
правило
типовую
,
должностную
инструкцию
,
которая
включает
в
себя
и
матрицу
контроля
рисков
,
относящихся
к
это
-
му
конкретному
виду
работ
,
местную
специфику
и
об
-
щие
рекомендации
от
того
же
ENA.
Если
для
простых
и
часто
повторяющихся
работ
типовой
инструкции
бывает
достаточно
,
то
для
более
сложных
работ
,
особенно
связанных
с
реконструкция
-
ми
,
приходится
составлять
индивидуальную
инструк
-
цию
/
план
проведения
работ
с
оценкой
всех
сопутству
-
ющих
рисков
в
плане
безопасности
.
Теперь
несколько
слов
об
организационных
меро
-
приятиях
,
связанных
с
безопасной
работой
в
электро
-
установках
,
здесь
все
несколько
по
другому
.
За
организационные
и
технические
мероприятия
в
сетях
,
направленные
на
безопасное
проведение
ра
-
бот
,
отвечает
специально
созданная
структура
,
кото
-
рая
состоит
из
персонала
четырех
уровней
:
1.
Старший
авторизованый
персонал
(
САП
).
2.
Авторизованный
персонал
(
АП
).
3.
Компетентный
персонал
(
КП
).
4.
Все
остальные
.
Ежегодной
проверки
знаний
«
Правил
безопасно
-
сти
работы
в
электросетях
»,
в
привычном
нам
виде
экзаменов
не
существует
,
так
как
необходимые
знания
для
работы
в
сети
не
ограничиваются
толь
-
ко
правилами
ТБ
и
вся
необходимая
информация
доводится
до
персонала
скорее
в
виде
специали
-
зированных
форумов
,
при
этом
у
авторизованного
и
компетентного
персонала
вся
необходимая
ин
-
формация
находится
в
прямом
доступе
как
в
элек
-
тронном
,
так
и
в
бумажном
виде
.
При
всех
измене
-
ниях
в
правилах
или
практических
рекомендациях
по
эксплуатации
и
ремонту
оборудования
информа
-
ция
доводится
до
персонала
немедленно
.
Напри
-
мер
,
после
взрыва
трансформатора
напряжением
33/11
кВ
вследствие
короткого
замыкания
в
АРПН
,
инструкция
об
ограничении
всех
работ
в
непосред
-
ственной
близости
от
трансформаторов
,
включен
-
ных
в
режиме
автоматического
регулирования
на
-
пряжения
,
была
донесена
до
персонала
в
тот
же
Рис
. 6.
Кабельные
работы
под
напряжением
№
3 (36) 2016

МИРОВОЙ
ОПЫТ
120
день
,
и
запрет
длился
до
полного
выяснения
при
-
чин
аварии
.
За
организацию
безопасного
проведения
работ
в
действующих
электросетях
отвечает
САП
.
В
по
-
давляющем
числе
случаев
в
круг
обязанностей
САП
входят
исключительно
вопросы
,
связанные
только
с
организацией
безопасной
работы
в
дей
-
ствующей
сети
.
Как
правило
,
САП
принадлежит
к
инженерно
-
тех
-
ническому
персоналу
,
основной
обязанностью
которо
-
го
является
определение
необходимых
мероприятий
и
действий
по
подготовке
рабочего
места
,
подготовке
и
согласованию
плана
необходимых
переключений
и
заземлений
с
диспетчерским
центром
.
Здесь
стоит
заметить
,
что
хотя
в
диспетчерском
центре
и
проверя
-
ют
правильность
составленного
плана
переключений
,
ответственность
за
план
всегда
несет
САП
.
По
про
-
изводству
необходимых
переключений
,
выполняемых
либо
дистанционно
из
диспетчерского
центра
,
либо
самим
САП
,
он
несет
ответственность
за
подготов
-
ку
рабочего
места
,
определение
его
границ
,
оценку
методов
работы
,
а
также
путей
к
/
с
места
работы
на
участке
сети
.
САП
допускает
к
работе
через
систему
нарядов
и
разрешений
рабочий
персонал
.
Причем
это
может
быть
как
авторизованный
и
компетентный
пер
-
сонал
,
так
и
не
авторизованный
.
По
каждому
члену
рабочей
группы
САП
принимает
решение
индивиду
-
ально
,
в
соответствии
с
уровнем
их
компетентности
и
авторизации
.
Уровень
компетенции
САП
четко
прописан
в
инди
-
видуальном
паспорте
,
где
указан
,
например
,
уровень
напряжения
,
тип
линий
и
подстанций
и
оборудования
,
доступный
для
работы
.
Свою
компетентность
САП
подтверждает
путем
периодических
аудитов
,
когда
он
производит
свои
действия
в
присутствии
аудито
-
ра
.
При
совершении
ошибки
САП
теряет
свои
полно
-
мочия
и
направляется
(
в
зависимости
от
результатов
расследования
)
на
переподготовку
или
внеочередную
переаттестацию
с
невозможностью
производить
ка
-
кие
-
либо
оперативные
работы
в
сети
.
При
необходимости
САП
может
оценить
уровень
компетенции
работника
на
месте
с
выдачей
времен
-
ного
разрешения
.
Как
мы
видим
из
всего
вышеперечисленного
,
ос
-
новная
нагрузка
по
обеспечению
электробезопасно
-
сти
в
сетях
лежит
на
САП
,
что
предъявляет
значитель
-
ные
требования
к
компетенции
данного
персонала
,
которую
необходимо
поддерживать
на
определенном
уровне
.
Во
время
периодических
аудитов
и
пере
-
аттестаций
САП
должен
продемонстрировать
опыт
работы
с
конкретным
оборудованием
и
классом
на
-
пряжения
в
течении
последнего
года
.
То
есть
,
если
за
последний
год
он
ни
разу
не
сталкивался
по
работе
с
КРУЭ
напряжением
в
132
кВ
,
то
из
паспорта
его
ком
-
петенции
данный
допуск
пропадает
.
Одно
из
преимуществ
такого
подхода
в
том
,
что
становится
практически
невозможно
пренебречь
ка
-
кими
-
либо
мерами
предосторожности
под
давлением
административно
-
управленческого
аппарата
в
пользу
коммерческой
составляющей
.
При
организации
работ
САП
принимает
решение
о
том
,
какие
работы
потребуют
его
личного
присут
-
ствия
,
какие
потребуют
специального
допуска
(
работа
под
или
со
снятием
напряжения
,
испытания
оборудо
-
вания
),
а
для
каких
достаточен
только
ограниченный
допуск
к
отдельным
частям
установки
без
риска
полу
-
чения
повреждений
от
электричества
.
Разграничение
видов
допуска
продиктовано
в
пер
-
вую
очередь
компетенцией
работников
:
если
автори
-
зованные
работники
имеют
право
работ
и
получения
допуска
к
оборудованию
под
и
со
снятым
напряжени
-
ем
,
то
просто
компетентные
работники
могут
полу
-
чить
самостоятельный
ограниченный
допуск
только
к
не
электрическим
частям
электросетевого
оборудо
-
вания
.
Для
получения
,
например
,
наряда
на
выпол
-
нение
воздушных
работ
на
линии
33
кВ
авторизован
-
ный
персонал
должен
быть
соответственным
образом
обу
чен
и
у
него
должна
быть
сделана
об
этом
запись
в
паспорте
компетенции
.
Если
мы
говорим
об
ограниченном
допуске
(
напри
-
мер
,
для
выполнения
земельных
работ
на
территории
подстанции
),
вполне
достаточно
,
чтобы
у
работников
,
выполняющих
данную
работу
,
было
только
базовое
знакомство
с
основными
рисками
,
связанными
с
ра
-
ботой
в
сетях
.
Часто
возникает
необходимость
привлечения
к
работам
в
сетях
электротехнических
специалистов
,
не
обладающих
необходимой
компетенцией
для
ра
-
боты
в
данной
конкретной
электросети
.
Для
этого
имеется
возможность
работы
этих
работников
под
персональным
наблюдением
или
выдачи
им
времен
-
ных
удостоверений
компетенции
.
В
любом
случае
необходимый
уровень
компетенции
для
выполнения
определенных
работ
на
каждом
конкретном
месте
определяет
САП
.
Помимо
разделения
на
уровни
компетенции
и
ав
-
торизации
в
документальном
плане
,
существуют
и
физические
меры
,
ограничивающие
выполнение
функции
согласно
уровню
компетенции
каждого
кон
-
кретного
работника
.
В
частности
,
это
может
быть
ограничение
доступа
в
определенные
места
с
помощью
специальных
зам
-
ков
и
блокировок
.
Для
доступа
к
токоведущим
частям
и
коммутационным
аппаратам
необходимо
иметь
специальный
ключ
или
набор
ключей
,
выдаваемый
только
САП
.
В
последнее
время
широко
внедряются
в
допол
-
нение
к
механическим
так
называемые
электронные
замки
,
ключ
к
которым
программируется
специаль
-
ным
образом
согласно
индивидуальной
компетенции
обладателя
ключа
и
имеет
определенный
срок
дей
-
ствия
,
не
больше
30
дней
,
после
чего
ключ
должен
быть
реактивирован
.
Такой
подход
позволяет
умень
-
шить
вероятность
доступа
к
сетям
посторонних
.
Вышеописанная
система
организации
работ
в
электросетях
позволяет
,
с
одной
стороны
,
доста
-
точно
четко
определить
круг
ответственных
лиц
и
их
обязанности
по
безопасному
проведению
работ
,
с
другой
,
позволяет
максимально
гибко
подходить
к
использованию
доступных
ресурсов
в
плане
вы
-
полнения
работ
любой
сложности
в
электроустанов
-
ках
,
причем
как
персоналом
самих
электросетевых
компаний
,
так
и
сторонними
организациями
,
работа
-
ющими
в
этих
сетях
.
Оригинал статьи: Подходы к вопросам охраны труда в электросетевом комплексе Великобритании
На территории Великобритании безопасная работа, связанная с выработкой, передачей и распределением электроэнергии, является одним из важнейших критериев, по которому Государственный регулятор (Ofgem) оценивает эффективность работы отдельных игроков на открытом рынке электроэнергии в условиях естественных монополий, особенно предприятий электросетевого комплекса.