28
Март
–
апрель
2014
РАБОТЫ
на ЛЭП
При
строительстве
ЛЭП
применяются
вертолёты
с
укоро
-
ченными
лопастями
несущего
винта
,
без
рулевого
винта
и
оснащённые
специальным
оборудованием
для
протягивания
тягового
троса
.
Н
а
протяжении
многих
лет
линейщики
с
гордо
-
стью
надевали
снаряжение
для
подъёма
на
опоры
линий
электропередачи
(
ЛЭП
)
и
с
осо
-
бой
тщательностью
отбирали
важнейшие
ин
-
струменты
для
своих
сумок
и
поясов
.
Сегодня
всё
чаще
одним
из
важнейших
«
инструментов
»
линейщиков
ста
-
новятся
вертолёты
,
которые
позволяют
выполнять
ра
-
боты
максимально
быстро
и
с
наименьшими
затратами
для
компании
и
потребителей
.
Так
,
применение
вертолётов
при
строительстве
линии
электропередачи
One Nevada Transmission
Line (ON Line)
напряжением
500
кВ
и
протяжённостью
Вертолёты поднимают
эффективность работы линейного
персонала на новый уровень
Компания NV Energy и её подрядные организации
применяют вертолёты при строительстве и проведении
осмотров линий электропередачи, а также при
ликвидации последствий бурь и пожаров.
Майк Керби (Mike Curby),
NV Energy
370
км
в
штате
Невада
позволило
значительно
сокра
-
тить
сроки
строительства
,
сэкономить
ресурсы
и
ми
-
нимизировать
воздействие
на
окружающую
среду
.
По
данному
проекту
компании
Great Basin Transmission
South (
филиал
LS Power)
и
NV Energy
являются
со
-
вместными
собственниками
новой
ЛЭП
,
а
Sturgeon
Electric
выступает
в
качестве
подрядной
строительно
-
монтажной
организации
.
Эти
три
компании
объеди
-
нили
свои
силы
,
включая
высококвалифицированный
персонал
и
уникальный
опыт
при
сооружении
ЛЭП
,
что
в
конечном
итоге
позволило
им
повысить
производи
-
тельность
строительных
работ
.
В
настоящее
время
проект
ON Line
близится
к
за
-
вершению
.
Новая
линия
будет
соединять
подстанцию
Харри
-
Аллен
(Harry Allen)
к
северу
от
Лас
-
Вегаса
с
но
-
вой
подстанцией
Робинзон
-
Саммит
(Robinson Summit)
вблизи
города
Эли
.
Благодаря
новой
линии
в
Неваде
станет
возможной
реализация
множества
проектов
в
области
возобновляемой
энергетики
,
впервые
будут
объединены
ранее
обособленные
территории
обслу
-
живания
NV Energy
и
оптимизирована
эффективность
использования
ресурсов
компании
для
производства
электроэнергии
.
В
рамках
нового
проекта
наземные
бригады
Sturgeon
установили
844
опоры
.
С
помощью
верто
-
лётов
осуществлялось
протягивание
тягового
троса
для
монтажа
фазного
провода
общей
длиной
почти
3350
км
вдоль
трассы
линии
,
проходящей
по
сильнопе
-
ресеченной
местности
.
Вертолёты
также
применялись
при
строительстве
сети
радиовышек
на
удалённых
гор
-
ных
вершинах
.
Следует
отметить
,
что
при
строительстве
линии
наземным
и
воздушным
бригадам
приходилось
рабо
-
тать
при
температурах
окружающего
воздуха
до
48°
С
и
выше
,
в
пустынных
районах
,
в
условиях
снега
,
ветра
и
холода
в
горной
местности
,
на
высотах
до
2
км
над
уровнем
моря
.
Однако
вертолёты
позволили
значитель
-
ным
образом
повысить
эффективность
работы
строи
-
тельно
-
монтажных
бригад
даже
в
неблагоприятных
по
-
годных
условиях
.
29
Март
–
апрель
2014
Применение
вертолётов
при
строительстве
ЛЭП
Работая
в
команде
,
линейщики
наземных
бригад
и
пилот
вертолёта
могут
подвешивать
провода
быстрее
и
без
-
опаснее
,
чем
наземные
бригады
на
автоподъёмниках
.
Ниже
описан
типовой
процесс
монтажа
провода
от
самого
начала
до
конца
.
У
вертолёта
,
который
применяется
при
стро
-
ительстве
ЛЭП
,
лопасти
несущего
винта
коро
-
че
,
чем
обычно
,
и
вместо
рулевого
винта
приме
-
няется
сжатый
воздух
.
Это
позволяет
пилоту
подлетать
к
опорам
и
линиям
ближе
без
угрозы
для
безопасности
.
Перед
совершением
полёта
пилот
вместе
с
наземной
бригадой
подробно
обсуждают
содержание
необходимых
работ
,
имеющиеся
риски
и
возможное
влияние
погодных
факторов
.
После
того
как
опоры
ЛЭП
установлены
и
персонал
прибыл
на
место
,
вертолёт
с
помощью
захватного
крюка
протягивает
лёгкий
стальной
тяговый
трос
,
который
вместе
со
специальным
натяжным
механизмом
применяется
для
протягивания
проводов
через
роликовые
подъёмные
ме
-
ханизмы
,
подвешенные
к
изоляторам
.
За
один
раз
пилоты
могут
протянуть
трос
длиной
от
6
до
8
км
.
Через
роликовые
меха
-
низмы
крайних
фаз
легче
протягивать
провод
,
по
-
скольку
пилоту
нужно
лишь
аккуратно
опустить
трос
в
специальное
устрой
-
ство
-
ловушку
на
каждом
механизме
.
В
случае
с
роликовым
механизмом
средней
фазы
процесс
несколько
сложнее
,
и
пилот
вертолёта
применяет
так
называемую
«
иглу
»
для
протягивания
троса
под
тра
-
версой
и
укладки
его
в
ролик
.
«
Иглу
»
аккуратно
подводят
под
траверсу
между
стойкой
опоры
и
одной
из
траверс
,
к
которой
под
-
вешен
изолятор
.
Положение
«
иглы
»
временно
фик
-
сируется
,
пилот
вертолёта
отцепляет
«
иглу
»,
перелетает
на
другую
сторону
опоры
и
вновь
захва
-
тывает
«
иглу
»
с
помощью
захватного
крюка
.
После
захвата
«
иглы
»
пилот
опускает
вертолёт
вниз
для
укладки
тро
-
са
в
роликовый
механизм
,
а
затем
перемещается
к
следующей
опоре
.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
30
Март
–
апрель
2014
РАБОТЫ
на ЛЭП
Для
протягивания
троса
через
роликовый
механизм
сред
-
ней
фазы
с
помощью
вертолёта
необходим
высокий
про
-
фессионализм
пилота
и
специальный
инструмент
под
на
-
званием
«
игла
».
При
помощи
вертолётов
проводятся
специальные
осмо
-
тры
и
некоторые
строительно
-
монтажные
работы
—
на
страховочном
тросе
линейщика
поднимают
в
воздух
,
где
он
может
,
например
,
отрегулировать
положение
подъёмного
роликового
механизма
.
Монтаж
проводов
силами
наземных
и
воздушных
бригад
Было
доказано
,
что
один
пилот
вертолёта
и
на
-
земная
бригада
линейщиков
вместе
могут
быстрее
и
эффективнее
выполнить
работу
,
для
которой
прежде
требовалось
несколько
тракторов
,
автоподъёмников
и
многочисленный
персонал
линейщиков
,
которым
прихо
-
дилось
перемещаться
от
одной
опоры
к
другой
по
пере
-
сечённой
местности
.
При
протягивании
провода
в
вертолёте
,
как
прави
-
ло
,
находится
только
пилот
,
который
работает
в
тесном
сотрудничестве
с
наземной
бригадой
.
Пилот
должен
быть
высококвалифицированным
и
обладать
большим
опытом
в
области
строительства
ЛЭП
.
Вертолёт
оптимальной
конструкции
оснащается
не
-
сущим
винтом
с
шестью
укороченными
лопастями
,
а
также
использует
сжатый
воздух
вместо
рулевого
винта
.
Со
стороны
пилота
на
вертолёте
закрепляется
сталь
-
ной
кабель
,
на
конце
которого
находится
стандартный
захватный
крюк
.
При
помощи
этого
крюка
пилот
может
протягивать
тонкий
стальной
тяговый
трос
от
одной
опо
-
ры
к
другой
.
Прежде
персоналу
линейных
бригад
при
-
ходилось
подниматься
на
каждую
опору
и
укладывать
трос
в
подъёмные
роликовые
механизмы
,
подвешен
-
ные
к
каждому
изолятору
.
Современные
улучшенные
механизмы
оснащены
небольшим
устройством
-
ловуш
-
кой
,
при
помощи
которого
пилот
может
уложить
тяговый
трос
в
ролик
без
помощи
наземных
бригад
.
Первостепенное
значение
непрерывной
связи
воздух
—
земля
Линейщики
также
должны
быть
высококвалифици
-
рованными
и
пройти
специальную
подготовку
к
работе
с
вертолётами
.
Так
,
линейщики
и
операторы
наземно
-
го
оборудования
должны
поддерживать
непрерывную
связь
с
пилотом
.
Часто
непосредственную
связь
с
пило
-
том
в
воздухе
осуществляет
один
назначенный
сотруд
-
ник
наземной
бригады
.
Связь
крайне
важна
в
тех
случаях
,
когда
вертолёт
транспортирует
опоры
или
другое
тяжеловесное
обо
-
рудование
или
материалы
на
строительную
площад
-
ку
.
Наземные
бригады
должны
быть
осведомлены
о
местонахождении
и
положении
вертолёта
и
посред
-
ством
непрерывной
связи
давать
пилоту
указания
о
размещении
материалов
или
поднимаемых
в
воз
-
дух
линейщиков
на
участке
площадки
.
Часто
этот
процесс
контролирует
один
сотрудник
,
отвечающий
за
безопасное
размещение
груза
на
опоре
или
на
земле
.
Пока
пилот
управляет
вертолётом
,
наземные
брига
-
ды
выполняют
множество
других
задач
.
Например
,
ког
-
да
пилот
протягивает
трос
,
специалисты
на
земле
кон
-
тролируют
натяжение
провода
и
следят
за
тем
,
чтобы
он
не
запутался
в
ветвях
кустов
и
деревьев
,
в
скальной
породе
или
элементах
оборудования
.
В
некоторых
случаях
линейщикам
приходится
под
-
ниматься
на
вертолёте
в
воздух
для
выполнения
работ
по
ремонту
,
обслуживанию
или
строительству
линии
.
Например
,
когда
в
ходе
строительных
работ
возникает
необходимость
отрегулировать
положение
механизма
,
подвешенного
к
изолятору
,
вертолёт
может
поднять
ли
-
нейщика
на
необходимую
высоту
с
помощью
страховоч
-
ного
троса
.
Иногда
линейщикам
приходится
работать
на
линии
под
напряжением
,
и
в
таких
ситуациях
они
часто
рабо
-
тают
на
площадке
,
установленной
на
полозьях
верто
-
лёта
.
Вертолёт
поднимает
линейщика
в
специальном
экранирующем
костюме
на
высоту
фазного
провода
ЛЭП
,
где
при
помощи
специального
проводника
для
первоначального
контакта
с
проводом
линейщик
урав
-
31
Март
–
апрель
2014
РАБОТЫ
на ЛЭП
Пять
областей
применения
вертолётов
в
NV Energy
Вертолёты
могут
повысить
производительность
труда
персонала
компании
в
нескольких
видах
деятель
-
ности
.
1.
Установка
опор
при
ликвидации
последствий
стихийных
бедствий
.
После
бурь
и
пожаров
брига
-
ды
NV Energy
на
вертолётах
транспортируют
опоры
на
площадки
реконструкции
линий
и
затем
устанавлива
-
ют
их
в
подготовленные
котлованы
.
Это
позволяет
вос
-
становить
энергоснабжение
потребителей
быстрее
,
чем
при
традиционной
транспортировке
подъёмного
и
вспомогательного
оборудования
в
удалённые
районы
.
2.
Патрулирование
линий
электропередачи
.
Опытные
линейщики
на
вертолётах
патрулируют
ли
-
нии
с
целью
контроля
качества
строительных
работ
после
завершения
основной
части
строительных
ра
-
бот
по
новому
проекту
,
а
также
для
плановых
осмотров
действующих
ЛЭП
на
предмет
наличия
признаков
из
-
носа
и
вандализма
и
осмотров
магистральных
линий
.
3.
Монтаж
проводов
при
строительстве
новой
линии
электропередачи
.
Последние
годы
наглядно
показали
,
что
вертолёты
позволяют
экономить
время
и
сокращать
затраты
на
строительство
линии
.
Опыт
-
ные
пилоты
на
вертолётах
могут
протянуть
и
уложить
в
подъёмные
роликовые
механизмы
тяговый
трос
дли
-
ной
в
несколько
километров
,
что
ускоряет
строитель
-
ство
новых
линий
.
4.
Работа
в
районах
со
строгими
экологиче
-
скими
ограничениями
.
В
тех
случаях
,
когда
рабо
-
ты
необходимо
проводить
в
районах
,
где
действуют
строгие
экологические
ограничения
,
вертолёты
могут
транспортировать
персонал
и
оборудование
прямо
до
места
проведения
работ
.
Это
избавляет
от
необ
-
ходимости
доставки
в
такие
районы
тяжёлого
обо
-
рудования
и
последующего
устранения
нанесённого
экологического
ущерба
,
а
также
предотвращает
ве
-
роятность
распространения
ядовитых
или
инвазив
-
ных
видов
растений
,
которые
цепляются
за
элементы
подвески
транспортных
средств
или
вместе
с
зем
-
лей
на
колёсах
проникают
в
экологически
уязвимые
районы
.
5.
Установка
радиовышек
.
При
реализации
неко
-
торых
проектов
по
строительству
линий
электропере
-
дачи
требуется
установка
резервной
системы
радио
-
связи
.
Многие
вышки
связи
строят
на
возвышенностях
в
удалённых
горных
районах
без
дорог
,
в
связи
с
этим
для
транспортировки
элементов
опор
,
оборудования
и
даже
бетона
для
фундаментов
опор
применяются
вертолёты
.
нивает
потенциал
.
После
этого
он
может
безопасно
произвести
все
необходимые
работы
.
Вертолёты
применяются
для
подъёма
линейщиков
не
только
для
работ
на
линиях
под
напряжением
.
Тер
-
ритория
обслуживания
NV Energy
простирается
от
пу
-
стынных
районов
близ
Лас
-
Вегаса
до
горных
районов
центральной
и
северной
Невады
.
Во
многих
случаях
компания
и
её
подрядные
организации
используют
вер
-
толёты
для
транспортировки
всего
тяжёлого
оборудо
-
вания
,
материалов
,
а
также
персонала
на
строительную
площадку
и
обратно
.
Это
особенно
важно
в
удалённых
районах
,
где
отсутствует
возможность
строительства
дорог
ввиду
сильнопересечённой
местности
или
эколо
-
гических
ограничений
.
Проведение
осмотров
с
воздуха
Помимо
подвески
проводов
NV Energy
применяет
вертолёты
для
проведения
комплексных
и
тщательных
осмотров
линий
.
В
таких
случаях
вместе
с
пилотом
ле
-
тят
линейщики
,
которые
осуществляют
осмотр
и
дела
-
ют
необходимые
фотографии
.
В
отсутствие
вертолётов
наземному
патрулю
из
нескольких
линейщиков
пришлось
бы
переезжать
на
полноприводных
автомобилях
от
одной
опоры
к
другой
,
проводить
визуальный
осмотр
с
земли
и
при
необходи
-
мости
подниматься
на
отдельные
опоры
.
На
это
ушло
бы
несколько
недель
,
и
для
полного
осмотра
опор
на
предмет
наличия
ослабленных
креплений
,
обрывов
цепей
заземления
и
повреждений
изоляторов
им
при
-
шлось
бы
подниматься
на
каждую
опору
.
Благодаря
вертолётам
продолжительность
таких
осмотров
исчис
-
ляется
часами
,
а
не
днями
.
Периодически
с
помощью
вертолётов
проводят
-
ся
осмотры
критически
важных
межсистемных
линий
электропередачи
,
объединяющих
энергосистему
NV
Energy
с
системами
других
энергокомпаний
.
Многие
из
таких
линий
расположены
в
удалённых
районах
и
подвержены
воздействию
неблагоприятных
погодных
факторов
и
вандализму
.
Во
время
таких
осмотров
ли
-
нейщики
выявляют
повреждения
арматуры
фазных
проводов
и
проверяют
грозозащитные
тросы
на
опо
-
рах
.
В
некоторых
случаях
они
также
осматривают
сте
-
клянные
или
фарфоровые
изоляторы
.
Кроме
того
,
они
стараются
обнаруживать
провода
и
изоляторы
с
по
-
вреждениями
от
пуль
охотничьего
оружия
и
другими
,
которые
могут
снизить
надёжность
линии
и
быть
причи
-
ной
незапланированных
перерывов
электроснабжения
потребителей
.
NV Energy
также
применяет
вертолёты
для
прове
-
дения
осмотров
новых
линий
электропередачи
,
напри
-
мер
One Nevada Transmission Line,
с
целью
контроля
качества
строительства
.
Часто
вертолётное
патрули
-
рование
—
один
из
завершающих
этапов
перед
вводом
новой
линии
в
эксплуатацию
.
В
ходе
таких
осмотров
пилота
сопровождает
квалифицированный
линейщик
.
Персонал
воздушных
бригад
проходит
специальную
подготовку
для
обнаружения
любых
дефектов
или
не
-
исправностей
,
которые
они
фотографируют
и
затем
отсылают
фотографии
вместе
с
отчётом
проектной
группе
.
Изучая
фотографии
каждой
опоры
,
проектная
группа
может
обнаружить
неисправности
и
недостат
-
ки
,
например
незатянутые
гайки
,
отсутствие
шплин
-
тов
,
ослабленные
или
отсутствующие
соединения
.
Главное
преимущество
осмотров
линии
с
воздуха
по
-
сле
завершения
её
строительства
заключается
в
том
,
что
патрульные
видят
всю
готовую
линию
,
опоры
и
оборудование
.
Ввиду
того
что
на
вертолёте
линейщи
-
ки
на
30
метров
ближе
к
фазному
проводу
,
чем
если
бы
находились
на
земле
,
они
могут
обнаружить
не
-
32
Март
–
апрель
2014
Если
принять
во
внимание
затраты
и
время
,
необходимые
для
транспортировки
авто
-
подъёмника
и
персонала
до
места
работ
,
подъём
линейщика
в
воздух
с
помощью
верто
-
лёта
для
проведения
несложных
операций
является
значительно
более
эффективной
альтернативой
.
исправности
,
которые
невозможно
заметить
во
время
традиционных
обходов
трассы
ЛЭП
.
О
выявленных
неисправностях
сообщают
подрядной
строительной
организации
в
листе
замечаний
,
и
та
устраняет
их
до
РАБОТЫ
на ЛЭП
Описанный
в
статье
подход
является
перспективным
,
так
как
повышает
производитель
-
ность
труда
персонала
линейных
бригад
,
выводит
на
новый
техно
-
логический
уровень
производство
работ
на
ВЛ
,
а
также
содейству
-
ет
росту
производственной
куль
-
туры
.
В
российской
практике
верто
-
лётная
техника
применяется
в
ряде
электросетевых
компаний
для
осмотра
с
воздуха
,
фото
-
и
видеосъёмки
ВЛ
,
а
также
для
про
-
ведения
отдельных
видов
специ
-
ализированных
обследований
.
Необходимо
отметить
,
что
использование
вертолётов
име
-
ет
ряд
ограничений
в
отношении
масштабности
применения
,
а
именно
:
•
невозможность
использования
для
обследования
и
проведения
работ
на
ВЛ
в
крупных
городах
(
мегаполисах
)
и
вблизи
режим
-
ных
объектов
;
•
сложность
применения
для
проведения
неотложных
об
-
следований
и
аварийно
-
вос
-
становительных
работ
при
плохих
погодных
условиях
(
за
-
труднённая
видимость
,
вы
-
сокая
скорость
и
/
или
порывы
ветра
,
интенсивные
осадки
);
•
высокая
себестоимость
вы
-
полнения
строительно
-
мон
-
тажных
работ
на
ВЛ
для
боль
-
шинства
регионов
России
.
В
отечественных
условиях
представляется
целесообразным
применять
вертолётную
техни
-
ку
в
следующих
случаях
:
•
производство
работ
по
стро
-
ительству
,
ремонту
,
рекон
-
струкции
и
обслуживанию
ВЛ
электропередачи
в
труднодо
-
ступных
районах
(
болотистая
,
залесенная
местность
и
т
.
п
.),
на
переходах
ВЛ
через
водные
преграды
и
горные
ущелья
;
•
проведение
специализирован
-
ных
обследований
ВЛ
(
аэро
-
ф о т о
-
с ъ ё м к а
,
лазерное
аэроска
-
н и р о в а
-
ние
,
инфракрасная
диагности
-
ка
);
•
осмотры
ВЛ
с
воздуха
по
-
сле
крупных
аварий
(
ледяной
дождь
,
ураган
и
другие
явления
природного
и
техногенного
ха
-
рактера
)
при
благоприятных
погодных
условиях
.
Следует
отметить
,
что
ра
-
боты
под
напряжением
на
токове
-
дущих
частях
ВЛ
осуществляют
-
ся
в
отдельных
электросетевых
компаниях
России
,
однако
в
связи
со
сложностью
организации
ра
-
бот
,
необходимостью
проведения
специальной
подготовки
персона
-
ла
,
применением
специальных
ин
-
струментов
и
приспособлений
,
а
также
по
другим
причинам
данные
технологии
не
получили
широкого
распространения
.
КОММЕНТАРИЙ
Павел Голубев, генеральный директор ЗАО «Техническая
инспекция ЕЭС»:
ввода
линии
в
эксплуата
-
цию
.
Применяя
вертолёты
в
ходе
строительства
,
осмотра
и
техобслуживания
линий
,
NV Energy
и
её
подрядные
организации
способствуют
повышению
эффективности
работы
строительно
-
монтаж
-
ного
персонала
.
Один
опытный
линейщик
,
который
помнит
,
как
раньше
приходилось
подниматься
на
опоры
для
протягивания
троса
,
говорит
: «
Молодые
ли
-
нейщики
даже
не
представ
-
ляют
,
насколько
им
повезло
и
насколько
сейчас
проще
работать
,
чем
несколько
де
-
сятилетий
назад
».
Майк
Керби
(Mike Curby
,
от
-
вечает
за
управление
стро
-
ительными
работами
в
NV
Energy.
Работает
в
компании
24
года
,
руководит
группой
администраторов
строитель
-
ных
работ
,
которые
отвечают
за
приём
конкурсных
заявок
,
их
рассмотрение
и
контроль
за
исполнением
контрактов
компании
по
строительству
линий
электро
-
передачи
и
подстанций
.
Оригинал статьи: Вертолёты поднимают эффективность работы линейного персонала на новый уровень
Компания NV Energy и её подрядные организации применяют вертолёты при строительстве и проведении осмотров линий электропередачи, а также при ликвидации последствий бурь и пожаров.
Комментарий к статье:
Павел Голубев, генеральный директор ЗАО «Техническая инспекция ЕЭС».