Развитие
электрозарядной
инфраструктуры
с
внедрением
сервиса
по
зарядке
электротранспорта
с
функцией
биллинга
без
использования
RFID-
карт
в
Калининградской
области
В
статье
даны
общие
понятия
и
определения
в
области
элек
-
тротранспорта
.
Приведен
анализ
развития
электрозарядной
инфраструктуры
в
России
и
в
мире
.
Представлены
результа
-
ты
разработки
и
внедрения
сервиса
оказания
услуг
по
заряд
-
ке
электротранспорта
с
функцией
биллинга
без
использова
-
ния
RFID-
карт
на
территории
Калининградской
области
.
Э
лектромобиль
(BEV, Battery Electric Vehicle) —
транспортное
средство
,
приводимое
в
движение
исключительно
электрическим
двигателем
и
заря
-
жаемое
с
помощью
внешнего
источника
электро
-
энергии
[1].
Гибридный
автомобиль
(
гибрид
, PHEV, Plug-in Hybrid
Electric Vehicle) —
транспортное
средство
,
имеющее
не
ме
-
нее
двух
различных
преобразователей
энергии
(
двигателей
)
и
двух
различных
(
бортовых
)
систем
аккумулирования
энер
-
гии
для
цепей
приведения
в
движение
транспортного
сред
-
ства
[1].
Стандарты
зарядки
электромобилей
и
гибридов
регу
-
лируются
Международной
электротехнической
комиссией
(
МЭК
или
IEC —
в
английском
варианте
).
Основным
являет
-
ся
стандарт
IEC 62196,
который
определяет
виды
использу
-
емых
разъемов
(
розеток
и
вилок
)
и
режимы
зарядки
.
Прин
-
ципиально
в
стандарте
IEC 62196
существует
разделение
зарядки
переменным
и
постоянным
током
[2].
Допустимые
режимы
зарядки
описаны
в
разделе
1
стан
-
дарта
IEC 62196,
который
определяет
следующие
возмож
-
ные
варианты
:
–
Mode 1
—
зарядка
переменным
током
от
бытовой
сети
;
–
Mode 2
—
зарядка
переменным
током
от
бытовой
сети
с
использованием
системы
защиты
внутри
кабеля
;
–
Mode 3
—
одно
-
или
трехфазная
зарядка
переменным
током
с
использованием
специального
разъема
,
в
кото
-
ром
реализована
система
защиты
и
контроля
за
ходом
зарядки
электромобиля
;
–
Mode 4
—
быстрая
зарядка
постоянным
током
.
РАЗВИТИЕ
ЭЛЕКТРОЗАРЯДНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
В
МИРЕ
Продажи
электромобилей
в
мире
растут
с
каждым
годом
:
на
70%
в
2015
году
по
сравнению
с
2014
годом
и
на
40%
в
2016
году
по
сравнению
с
2015
годом
.
Мировые
продажи
за
первый
квартал
2017
года
составили
191 700
электромо
-
билей
,
что
на
40%
выше
,
чем
за
первый
квартал
2016
года
.
При
этом
65%
приходится
на
электромобили
и
35%
состав
-
ляют
гибриды
[3].
В
свою
очередь
,
в
2016
году
в
мире
было
продано
порядка
753 000
гибридных
авто
-
и
электромоби
-
лей
, 60%
из
которых
являются
электромобилями
.
Таким
об
-
разом
,
продажи
2016
года
позволили
достичь
показателя
в
2
млн
зарегистрированных
и
находящихся
в
эксплуата
-
ции
электромобилей
в
мире
,
что
составляет
около
0,2%
Андрей
ЗАДОРОЖНЫЙ
,
главный
специалист
Дирекции
по
стра
-
тегическому
развитию
АО
«
Янтарьэнерго
»
Виталий
АКУЛИЧЕВ
,
директор
Дирекции
по
стратегическому
развитию
АО
«
Янтарь
-
энерго
»
56
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(8),
май
2018
Стратегическое
развитие
от
общего
количества
автотранспорта
.
Китай
удерживает
лидирующую
позицию
и
остается
крупнейшим
рынком
электромобилей
второй
год
подряд
,
составляя
порядка
50%
мирового
объема
продаж
.
Европа
занимает
вторую
позицию
(215 000
проданных
электромобилей
),
на
третьем
месте
располагается
США
(160 000
проданных
электромо
-
билей
) [4].
Темпы
развития
рынка
электротранспорта
в
мире
в
пе
-
риод
с
2010
по
2016
год
представлены
на
рисунке
1.
Норвегия
,
в
которой
доля
электромобилей
среди
ав
-
томобильного
транспорта
составляет
29%,
и
Нидерланды
с
долей
электромобилей
в
6%
являются
лидерами
в
Европе
по
внедрению
электротранспорта
.
Количество
проданных
электромобилей
и
их
доля
среди
автомобильного
транспорта
в
странах
,
лидирующих
на
рын
-
ке
электротранспорта
,
представлены
на
рисунке
2.
Росту
популярности
электротранспорта
способствуют
,
главным
образом
,
государственные
инициативы
в
форме
предоставления
льгот
как
покупателям
,
так
и
производителям
электромобилей
.
В
Норвегии
,
лидере
по
доле
электротранс
-
порта
в
Европе
,
по
информации
местной
ассоциации
электро
-
мобилей
,
начиная
с
90-
х
годов
,
осуществили
целый
ряд
по
-
Рис
. 1.
Темпы
развития
рынка
электротранспорта
в
мире
с
2010
по
2016
год
Рис
. 2.
Продажи
электромобилей
и
доля
электромобилей
среди
автомобильного
транспорта
в
лидирующих
на
рынке
электротранспорта
странах
57
этапных
шагов
,
чтобы
сделать
покупку
электромобиля
более
привлекательной
.
Например
,
для
электромобилей
отменили
импортный
и
ежегодный
регистрационный
сбор
,
ввели
нуле
-
вую
ставку
НДС
,
отменили
налог
для
корпоративных
электро
-
мобилей
.
Водителям
электромобилей
отменили
сбор
за
про
-
езд
на
платных
дорогах
и
предоставили
право
пользоваться
полосами
для
городского
транспорта
.
Более
того
,
в
настоя
-
щее
время
власти
Норвегии
рассматривают
законопроект
о
запрете
использования
в
стране
автомобилей
с
бензиновы
-
ми
и
дизельными
двигателями
,
начиная
с
2025
года
[5].
Франция
предлагает
«
эко
-
бонусы
»
покупателям
транс
-
порта
с
низкими
выбросами
—
до
6,3
тысяч
евро
.
Также
во
Франции
рассматривают
новую
инициативу
,
предполагающую
финансовую
помощь
владельцам
автомобилей
возрастом
от
13
лет
и
более
при
покупке
электромобиля
или
гибрида
.
Ини
-
циатива
исходит
от
Министерства
экологии
,
устойчивого
раз
-
вития
,
транспорта
и
жилищного
строительства
и
заключается
в
том
,
что
при
покупке
нового
автомобиля
владелец
старого
авто
получит
компенсацию
в
размере
до
10
тысяч
евро
,
если
планируется
покупка
электромобиля
,
и
около
6,5
тысяч
евро
,
если
планируется
покупка
гибрида
[6].
Правительство
Германии
,
в
свою
очередь
,
предоставля
-
ет
покупателям
субсидии
в
4
тысячи
евро
при
покупке
элек
-
тромобиля
и
3
тысячи
евро
при
покупке
гибрида
[6].
Стоит
отметить
,
что
сегодня
практически
каждый
круп
-
ный
автопроизводитель
имеет
в
своем
ряде
моделей
элек
-
тромобиль
или
гибридный
автомобиль
,
при
этом
лидером
среди
применяемых
технологических
решений
являются
электромобили
марки
Tesla.
В
связи
с
развитием
электротранспорта
развивается
и
общедоступная
(
публичная
)
электрозарядная
инфраструк
-
тура
.
Так
,
к
концу
2016
года
количество
публичных
электро
-
зарядных
станций
(
ЭЗС
)
по
всему
миру
достигло
320 000 [3].
При
этом
ЭЗС
быстрой
зарядки
,
которые
используют
мощ
-
ный
переменный
ток
или
постоянный
ток
и
могут
полностью
заряжать
электромобиль
менее
чем
за
час
,
в
основном
рас
-
положены
в
Китае
и
составляют
треть
всех
ЭЗС
,
установ
-
ленных
по
всему
миру
.
Лидером
по
плотности
установки
ЭЗС
является
Япония
,
где
количество
ЭЗС
(40
тыс
.
шт
.)
пре
-
вышает
количество
АЗС
(34
тыс
.
шт
.) [7].
Наглядно
увидеть
количество
установленных
в
мире
ЭЗС
позволяет
обще
-
ственный
портал
PlugShare (www.plugshare.com).
РАЗВИТИЕ
ЭЛЕКТРОЗАРЯДНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
В
РОССИИ
По
прогнозам
Министерства
энергетики
,
к
2020
году
ры
-
нок
электрокаров
в
России
должен
составить
200
тысяч
машин
[8].
Пока
же
,
по
данным
аналитического
агентства
«
АВТОСТАТ
»,
по
состоянию
на
1
января
2017
года
в
нашей
стране
насчитывалось
всего
920
электромобилей
,
представ
-
ленных
лишь
несколькими
моделями
.
Из
них
чуть
более
30%
состоят
на
учете
в
Москве
— 281
шт
.
Другие
субъекты
РФ
от
-
стают
от
столицы
с
большим
отрывом
.
Так
,
в
Приморье
за
-
регистрировано
136
таких
машин
,
в
Подмосковье
— 58
еди
-
ниц
.
Также
более
50
электрокаров
насчитывает
автопарк
Самарской
области
(51
шт
.),
в
Хабаровском
крае
50
шт
.,
в
Санкт
-
Петербурге
и
Краснодарском
крае
—
по
45
шт
.,
а
в
Ставропольском
крае
и
Татарстане
— 23
шт
.
и
14
шт
.
со
-
ответственно
.
В
каждом
из
остальных
российских
регионов
числится
менее
20
электромобилей
.
При
этом
самая
продаваемая
модель
в
России
— Nissan
Leaf (37%
от
всего
российского
парка
электромобилей
—
340
шт
.).
На
втором
месте
— Mitsubishi i-MiEV (28,6%),
продажи
которого
в
России
с
сентября
2016
года
компания
Mitsubishi
приостановила
.
Электромобиль
Tesla Model S,
который
представлен
177
экземплярами
,
находится
на
тре
-
тьей
позиции
(19,2%).
Менее
сотни
машин
в
парке
принад
-
лежит
отечественному
электромобилю
LADA Ellada (93
шт
.).
Остальные
электромобили
(Renault Twizy, Tesla Model X
и
BMW i3)
не
превышают
суммарно
20
экземпляров
[9].
Самым
крупным
отечественным
производителем
элек
-
тромобилей
в
России
на
сегодняшний
день
является
ПАО
«
АВТОВАЗ
»,
выпускающий
модель
LADA Ellada.
Еще
один
крупнейший
российский
производитель
коммерческого
транс
-
порта
—
компания
«
Группа
ГАЗ
» —
разработала
унифициро
-
ванную
платформу
для
электрических
версий
коммерческих
автомобилей
семейства
ГАЗель
Next.
В
настоящее
время
компания
уже
изготовила
три
прототипа
электромобилей
,
еще
один
прототип
будет
представлен
осенью
этого
года
.
Заяв
-
ленная
производителем
грузоподъемность
новой
электриче
-
ской
платформы
составляет
1500
кг
,
а
на
ее
основе
компания
собирается
выпускать
не
только
пассажирские
микроавтобу
-
сы
,
но
и
бортовые
грузовики
и
цельнометаллические
фурго
-
ны
.
Электромобиль
оснащен
электродвигателем
мощностью
90
кВт
(122
л
.
с
.)
и
потенциально
на
одной
зарядке
батареи
сможет
преодолеть
расстояние
до
120
км
.
Максимальная
ско
-
рость
новинки
составит
100
км
/
ч
.
В
настоящее
время
«
Груп
-
па
ГАЗ
»
совместно
с
партнерами
ведет
разработку
электро
-
двигателя
для
легких
коммерческих
автомобилей
с
более
высоким
КПД
,
батарей
с
собственной
системой
управления
и
рядом
других
ключевых
узлов
электромобиля
[10].
Улья
-
новский
автозавод
также
нацелен
на
выпуск
экологически
чистого
транспорта
и
работает
над
созданием
гибридной
вер
-
сии
легкого
коммерческого
грузовика
УАЗ
Профи
.
Еще
одна
отечественная
компания
SONA MOTORS
на
данный
момент
занимается
разработкой
серийного
электромобиля
SONA
RR100.
Помимо
этого
,
компания
представила
новый
концепт
модели
SONA JANUS.
Заявлено
,
что
это
будет
электрический
автономный
роботизированный
автомобиль
с
первым
в
мире
«
зеркальным
»
кузовом
(
различий
между
«
передом
»
и
«
за
-
дом
»
электромобиля
не
будет
),
а
светодиодные
фары
смогут
менять
свой
окрас
,
в
зависимости
от
направления
движения
электромобиля
.
Технические
характеристики
пока
не
раскры
-
ваются
,
но
предполагается
,
что
салон
машины
как
спереди
,
так
и
сзади
будет
иметь
одинаковую
сенсорную
панель
(
ко
-
торая
заменит
приборную
доску
)
и
слот
для
руля
-
джойстика
,
58
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(8),
май
2018
Стратегическое
развитие
который
можно
будет
переносить
с
одной
панели
на
другую
,
в
зависимости
от
того
,
в
каком
направлении
предполагается
движение
(
принцип
электропоезда
).
Управлять
транспортным
средством
можно
будет
непосредственно
со
смартфона
через
мобильное
приложение
.
Также
заявлено
,
что
он
сможет
пре
-
одолевать
расстояние
в
тысячу
километров
без
под
-
зарядки
,
а
полная
зарядка
SONA JANUS
будет
осу
-
ществляться
всего
за
пару
часов
.
Однако
,
насколько
успешным
будет
проект
,
покажет
время
[11].
Среди
федеральных
инициатив
по
поддержке
электротранспорта
в
России
следует
отметить
сле
-
дующие
:
•
Поручение
Президента
РФ
от
06.07.2011
№
Пр
-
1923
по
итогам
заседания
Комиссии
при
Пре
-
зиденте
Российской
Федерации
по
модерниза
-
ции
и
технологическому
развитию
экономики
России
,
которое
,
в
частности
,
касалось
вопроса
развития
электротранспорта
и
предписывало
разработать
программу
государственного
сти
-
мулирования
поэтапной
замены
муниципального
автотранспорта
электромобилями
и
гибридными
автомобилями
отечественного
производства
,
а
также
определить
меры
финансовой
поддерж
-
ки
отечественных
разработок
,
направленные
на
снижение
цены
гибридных
автомобилей
и
элек
-
тромобилей
и
предусматривающие
в
том
числе
предоставление
субсидий
и
налоговых
льгот
отечественным
компаниям
-
разработчикам
и
про
-
изводителям
автотранспорта
соответствующих
видов
и
комплектующих
к
нему
[12].
•
Постановление
Правительства
РФ
от
27.08.2015
№
890 «
Об
оборудовании
автозаправочных
стан
-
ций
зарядными
колонками
для
транспортных
средств
с
электродвигателями
»,
что
позволило
владель
-
цам
автозаправочных
станций
на
законном
основании
оборудовать
свои
станции
электрозарядными
станция
-
ми
и
оказывать
услуги
по
зарядке
транспортных
средств
с
электродвигателями
,
что
,
в
свою
очередь
,
создало
до
-
полнительный
стимул
для
развития
экологически
чистого
транспорта
в
России
[13].
•
Постановление
Правительства
РФ
от
12.07.2017
№
832,
которым
внесены
изменения
в
Правила
дорожного
движения
.
Эти
изменения
позволили
органам
государ
-
ственной
власти
и
местного
самоуправления
регулиро
-
вать
режим
проезда
по
территории
населенных
пунктов
транспортных
средств
с
высоким
уровнем
выбросов
вредных
веществ
,
в
том
числе
предоставляя
преферен
-
ции
для
экологически
чистых
транспортных
средств
,
ка
-
кими
в
свою
очередь
являются
электромобили
.
Для
реа
-
лизации
данных
ограничений
введены
новые
дорожные
знаки
особых
предписаний
«
Зона
с
ограничением
эколо
-
гического
класса
механических
транспортных
средств
»,
«
Зона
с
ограничением
экологического
класса
грузовых
автомобилей
»,
знак
дополнительной
информации
(
та
-
бличка
) «
Экологический
класс
транспортного
средства
».
С
целью
обозначения
мест
зарядки
электромобилей
и
обеспечения
возможности
их
парковки
в
таких
местах
введены
новые
термины
«
электромобиль
», «
гибридный
автомобиль
»,
а
также
соответствующие
дорожные
знаки
и
разметка
[1].
Среди
региональных
преференций
в
России
для
вла
-
дельцев
электромобилей
стоит
отметить
бесплатную
пар
-
ковку
в
городах
Москве
и
Санкт
-
Петербурге
[14],
отмену
транспортного
налога
в
Подмосковье
[15].
Специалистами
АО
«
Янтарьэнерго
»
был
проведен
ана
-
лиз
российского
рынка
автомобилей
на
возможность
приоб
-
ретения
электромобилей
у
официальных
дилеров
.
Резуль
-
таты
анализа
представлены
в
таблице
1.
Таким
образом
,
анализ
показал
,
что
официально
элек
-
тромобили
практически
не
представлены
на
российском
рынке
(
за
исключением
BMW
и
Renault).
59
Табл
. 1.
Возможность
приобретения
электромобиля
у
официальных
дилеров
известных
марок
автомобилей
в
России
(
список
отсортирован
по
увеличению
цены
)
Марка
и
модель
Пробег
на
одной
зарядке
(
средний
),
км
Стоимость
1
,
млн
.
рублей
Продажа
офици
-
альными
диле
-
рами
в
России
2
Renault TWIZY
100
0,8
Присутствует
Mitsubishi I-Miev
80
1
Отсутствует
Шевроле
Спарк
EV
132
1,6
Отсутствует
Nissan Leaf
160
1,7
Отсутствует
Renault KANGOO
Z.E.
170
2,3
Присутствует
Форд
Фокус
Electric
122
2,04
Отсутствует
Hyndai IONIQ Electric
170
2,5
Отсутствует
KIA Soul EV
212
2,05
Отсутствует
Volkswagen e-Golf
190
2,1
Отсутствует
BMW i3
180
2,45
Присутствует
Mercedes B-Class
Electric Drive
137
2,45
Отсутствует
Toyota RAV4 EV
160
4,6
Отсутствует
Audi Q6 e-tron
300
5,38
Отсутствует
(
модель
2018
года
)
Tesla Model S
480
9
Отсутствует
(
официального
ди
-
лера
в
России
нет
)
1
Стоимость
определена
по
информации
,
представленной
в
Интернете
на
сайтах
российских
и
зарубежных
автомобильный
салонов
.
2
Возможность
покупки
уточнялась
через
звонок
на
горячую
линию
официального
дилера
марки
в
России
.
Несмотря
на
существующие
государственные
инициативы
,
одним
из
факторов
,
сдерживающих
раз
-
витие
электротранспорта
в
России
,
является
низкий
уровень
развития
электрозарядной
инфраструктуры
.
ПАО
«
Россети
»
с
2013
года
реализует
«
Всероссий
-
скую
программу
развития
зарядной
инфраструктуры
для
электротранспорта
».
Целью
программы
является
создание
условий
для
широкомасштабного
внедрения
всех
видов
автономного
электротранспорта
на
терри
-
тории
России
.
Главным
образом
благодаря
реализа
-
ции
данной
программы
в
России
на
текущий
момент
установлено
и
работает
более
60
ЭЗС
,
большая
часть
которых
(
около
40
шт
.)
установлена
в
г
.
Москве
[16].
РАЗВИТИЕ
ЭЛЕКТРОЗАРЯДНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
В
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
На
территории
Калининградской
области
в
насто
-
ящее
время
ездят
4
электромобиля
,
в
том
числе
Mitsubishi I-Miev,
принадлежащий
АО
«
Янтарь
энерго
»
(
рисунок
3).
Стоит
отметить
,
что
АО
«
Янтарьэнерго
»
приоб
-
рело
электромобиль
в
2014
году
и
было
первой
в
Калинин
-
градской
области
организацией
,
получившей
в
автопарк
электрокар
,
который
по
настоящее
время
используется
в
ка
-
честве
административного
транспорта
.
В
рамках
реализации
Всероссийской
программы
разви
-
тия
электрозарядной
инфраструктуры
,
разработанной
ПАО
«
Россети
»,
АО
«
Янтарьэнерго
»
в
Калининградской
области
был
запущен
первый
в
России
полномасштабный
сервис
оказания
услуг
по
зарядке
электротранспорта
с
функцией
биллинга
без
использования
RFID-
карт
.
Выбор
места
размещения
ЭЗС
на
территории
Калинин
-
градской
области
осуществлялся
по
следующим
критериям
:
–
удобство
для
владельцев
электромобилей
организовать
досуг
;
–
наличие
автостоянки
с
возможностью
выделения
2
пар
-
ковочных
мест
для
электромобилей
;
–
создание
«
зеленой
»
дороги
от
Польши
до
Литвы
через
Калининградскую
область
с
проездом
по
территории
Национального
парка
«
Куршская
коса
»;
–
наличие
в
радиусе
100
м
ТП
или
СП
,
принадлежащих
АО
«
Янтарьэнерго
»
со
свободной
мощностью
не
менее
46
кВт
.
По
итогу
анализа
были
выбраны
следующие
6
мест
для
установки
ЭЗС
(
рисунок
4):
–
2
ЭЗС
в
г
.
Калининграде
:
на
территории
парковки
гости
-
ницы
«
Дона
» (
площадь
Василевского
)
и
на
территории
парковки
отеля
«
Ибис
»;
–
г
.
Светлогорск
:
на
территории
парковки
санатория
-
про
-
филактория
«
Энергетик
»;
–
г
.
Зеленоградск
:
на
территории
парковки
ФОК
«
Янтарь
»;
–
пгт
.
Янтарный
:
на
парковке
рядом
с
Администрацией
МО
«
Янтарный
городской
округ
»;
–
Куршская
коса
:
автопарковка
на
пешеходном
маршруте
«
Дюна
Эфа
».
Реализацию
проекта
можно
условно
разделить
на
3
этапа
:
1.
Разработка
опытного
образца
ЭЗС
с
необходимым
по
техническому
заданию
функционалом
и
дизайном
;
2.
Разработка
программного
продукта
для
дистанционно
-
го
управления
и
мониторинга
ЭЗС
операторами
Центра
управления
энергоснабжением
АО
«
Янтарьэнерго
»,
а
также
разработка
мобильного
приложения
для
оплаты
клиентами
сессии
зарядки
;
3.
Монтаж
,
наладка
и
опытная
эксплуатация
созданной
ин
-
фраструктуры
.
По
итогу
1
этапа
была
получена
электрозарядная
стан
-
ция
,
соответствующая
передовым
мировым
тенденциям
Рис
. 3. Mitsubishi I-Miev
АО
«
Янтарьэнерго
»
Рис
. 4.
Карта
мест
размещения
ЭЗС
в
Калининградской
области
Маршрут «Высота Эфа»
Куршская коса
Спорткомплекс
«Янтарь»
Зеленоградск
Санаторий «Энергетик»
Светлогорск
Здание
администрации
поселка
Янтарный
площадь
Василевского
Отель «Ибис»
Калининград
— установленные ЭЗС
— ЭЗС в проекте
60
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(8),
май
2018
Стратегическое
развитие
в
области
зарядной
инфраструктуры
для
электротранспор
-
та
,
а
также
всем
нормам
и
стандартам
Российской
Федера
-
ции
и
Евросоюза
в
области
электробезопасности
.
Следует
отметить
,
что
дизайн
ЭЗС
учитывает
корпоративные
цвета
АО
«
Янтарьэнерго
»,
выполнен
в
серо
-
оранжевой
гамме
с
го
-
лубым
светодиодным
индикатором
статуса
зарядки
.
Внеш
-
ний
вид
ЭЗС
представлен
на
рисунке
5.
При
реализации
2
этапа
был
осуществлен
уход
от
ис
-
пользования
RFID-
карт
.
Использование
RFID-
карт
влечет
за
собой
неудобства
использования
услуг
по
зарядке
электро
-
транспорта
для
потребителя
:
необходимость
получения
кар
-
ты
для
зарядки
электромобиля
у
поставщика
услуг
,
необходи
-
мость
постоянного
контроля
и
пополнения
счета
карты
,
вероятность
утери
или
повреж
-
дения
карты
,
низкая
степень
защиты
карты
(
при
потере
кар
-
ты
любой
желающий
может
ей
воспользоваться
).
В
свою
очередь
,
в
АО
«
Янтарьэнерго
»
сервис
для
владельцев
электромобилей
,
включая
услуги
биллинга
,
предоставлен
через
мобиль
-
ное
приложение
Charge&GO
без
необходимости
использо
-
вания
RFID-
карт
(
рисунок
6).
Применение
мобильного
при
-
ложения
расширяет
функцио
-
нальные
возможности
оплаты
сессии
зарядки
:
отсутствие
необходимости
пополнения
счета
RFID-
карты
;
при
потере
или
смене
мобильного
устройства
простота
восстановления
возможности
осуществления
зарядки
посредством
установ
-
ки
мобильного
приложения
Charge&GO
на
новое
устройство
непосредственно
в
месте
размещения
ЭЗС
.
Другими
пре
-
имуществами
мобильного
приложения
являются
:
кругло
-
суточный
режим
работы
,
персонифицированный
сервис
с
автоматическим
ведением
статистики
по
каждой
сессии
за
-
рядки
,
мониторинг
и
дистанционное
управление
процессом
зарядки
в
режиме
онлайн
,
возможность
в
реальном
време
-
ни
удаленно
посмотреть
занята
или
свободна
необходимая
ЭЗС
.
Следует
отметить
,
что
для
Калининградской
области
,
которую
посещает
большое
количество
туристов
,
отказ
от
использования
RFID-
карт
при
оказании
услуг
по
зарядке
электротранспорта
является
продуманным
и
обоснованным
шагом
.
Интерфейс
мобильного
приложения
сделан
максималь
-
но
интуитивным
.
Сложностей
при
эксплуатации
ЭЗС
у
по
-
требителей
не
возникает
.
Чтобы
зарядить
электромобиль
,
достаточно
указать
необходимое
количество
электроэнер
-
гии
(
кВт∙ч
)
или
количество
минут
сессии
зарядки
,
а
про
-
грамма
автоматически
определит
сумму
затрат
в
рублях
(
рисунок
6
б
).
Контролировать
весь
процесс
можно
на
экране
мобильного
устройства
(
рисунок
6
в
).
Наличие
предусмотренной
Wi-Fi
точки
доступа
в
месте
размещения
ЭЗС
позволяет
установить
мобильное
прило
-
жение
при
отсутствии
подключения
к
интернету
на
мобиль
-
ном
устройстве
.
Данная
функция
ориентирована
,
главным
образом
,
на
туристов
,
активно
посещающих
Калининград
-
скую
область
.
В
рамках
реализации
проекта
была
разработана
про
-
цедура
взаиморасчетов
между
клиентом
,
коммерческим
Рис
. 5.
Внешний
вид
ЭЗС
Рис
. 6.
Мобильное
приложение
Charge&GO:
а
)
окно
активации
приложения
;
б
)
окно
выбора
параметров
зарядки
;
в
)
окно
контроля
процесса
зарядки
а
)
б
)
в
)
61
оператором
и
АО
«
Янтарьэнерго
» (
рисунок
7).
В
данной
схе
-
ме
взаиморасчетов
коммерческий
оператор
осуществляет
решение
технических
вопросов
взаимодействия
платежной
системы
,
мобильного
приложения
и
ЭЗС
.
Каждая
станция
имеет
свой
уникальный
идентификационный
номер
и
стати
-
ческий
IP-
адрес
.
Благодаря
этому
коммерческий
оператор
и
платежная
система
с
легкостью
отслеживают
,
с
какой
ЭЗС
прошел
платеж
от
клиента
,
а
информация
по
каждой
ЭЗС
автоматически
записывается
в
базу
данных
.
Для
определения
стоимости
зарядки
было
сформирова
-
но
2
модели
расчета
:
–
c
тоимость
1
кВт∙ч
,
рассчитанная
методом
экономически
обоснованных
затрат
при
условии
окупаемости
в
течение
15
лет
и
при
осуществлении
5
сессий
зарядки
в
течение
7
дней
,
составила
16
рублей
35
копеек
;
–
стоимость
1
кВт∙ч
,
рассчи
-
танная
методом
аналогов
по
стоимости
затрат
для
автомобилей
с
двигателем
внутреннего
сгорания
с
дис
-
контом
10%,
составила
21
рубль
63
копейки
.
Для
расчета
с
клиентами
в
2017
году
АО
«
Янтарьэнерго
»
утверждена
стоимость
1
кВт∙ч
в
размере
15
рублей
.
Следует
отметить
,
что
в
ре
-
гламенте
оказания
услуги
по
зарядке
электротранспорта
АО
«
Янтарьэнерго
»
также
пред
-
усмотрена
возможность
возвра
-
та
денежных
средств
в
случае
,
если
клиент
завершил
сессию
зарядки
досрочно
или
по
техни
-
ческой
причине
сессия
зарядки
была
остановлена
и
клиент
не
воспользовался
полной
оплаченной
суммой
.
В
этом
случае
все
неизрасходованные
средства
автомати
-
чески
будут
возвращены
клиенту
в
течение
3
рабо
-
чих
дней
на
расчетный
счет
,
с
которого
был
совер
-
шен
платеж
.
С
целью
реализации
клиенториентированной
политики
в
рамках
оказания
услуг
по
зарядке
элек
-
тротранспорта
АО
«
Янтарьэнерго
»
на
официаль
-
ном
сайте
запущена
интернет
-
страница
«
Электро
-
транспорт
»
в
разделе
«
Потребителям
» (http://www.
yantarenergo.ru/klientam/ev),
а
также
организован
отдельный
канал
для
заочного
обслуживания
по
бесплатному
федеральному
номеру
8-800-775-57-
48 (
кнопка
5).
Администрирование
сетью
ЭЗС
осуществляется
АО
«
Янтарьэнерго
»
через
панель
Администратора
с
функциями
мониторинга
и
удаленного
управления
ЭЗС
.
Следует
отметить
следующие
преимущества
панели
Администратора
:
дистанционное
управление
ЭЗС
,
мони
-
торинг
ЭЗС
в
режиме
реального
времени
,
автоматическое
ведение
статистики
с
возможностью
формирования
анали
-
тических
отчетов
по
каждой
ЭЗС
,
осуществление
круглосу
-
точной
технической
поддержки
.
Внешний
вид
окна
панели
Администратора
и
функциональные
возможности
представ
-
лены
на
рисунке
8.
Для
удобства
пользования
услугой
по
зарядке
электро
-
транспорта
каждое
место
установки
электрозарядной
станции
оборудовано
двухпостовой
ЭЗС
с
режимом
зарядки
Mode
3 (
модель
TZone 3/S2 G
с
возможностью
одновременно
за
-
ряжать
2
электромобиля
,
мощность
зарядки
2×22
кВт
), Wi-Fi
точкой
доступа
для
пользования
мобильным
приложением
,
а
также
информационным
знаком
с
точкой
видеонаблюдения
платеж
за
услуги
коммерческого
оператора
Рис
. 8.
Окно
панели
Администратора
: 1.1 —
общее
количество
ЭЗС
; 1.2 —
общее
количество
использованной
электроэнергии
(
кВт
); 1.3 —
общее
количество
сессий
зарядки
на
всех
стан
-
циях
ЭЗС
; 1.4 —
общее
время
работы
всех
ЭЗС
; 1.5 —
суммарное
количество
полученных
денежных
средств
со
всех
ЭЗС
; 2 —
сравнительная
статистика
работы
всех
станций
на
протяжении
заданного
периода
времени
; 3 —
информация
по
плановым
работам
и
техниче
-
скому
обслуживанию
систем
и
ЭЗС
и
загруженности
системы
движение
денежных
средств
Рис
. 7.
Процедура
взаиморасчетов
между
клиентом
,
коммерческим
оператором
и
АО
«
Янтарьэнерго
»
Коммерческий
оператор
Владелец
электромобиля
АО
«
ЯНТАРЬЭНЕРГО
»
Платежная
система
платеж
за
услугу
по
зарядке
платеж
за
услуги
по
зарядке
за
вычетом
%
оператора
платежной
системы
договорные
отношения
62
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(8),
май
2018
Стратегическое
развитие
Рис
. 9.
Макет
заправочного
комплекса
для
обеспечения
безопасности
и
источником
освещения
.
Ма
-
кет
места
установки
ЭЗС
изображен
на
рисунке
9.
Следует
отметить
,
что
в
соответствии
с
Постановлением
Правительства
РФ
от
03.12.2014
№
1300 «
Об
утверждении
перечня
видов
объектов
,
размещение
которых
может
осу
-
ществляться
на
землях
или
земельных
участках
,
находящих
-
ся
в
государственной
или
муниципальной
собственности
,
без
предоставления
земельных
участков
и
установления
серви
-
тутов
»
для
оформления
земельно
-
правовых
отношений
на
участки
расположения
ЭЗС
,
находящихся
в
государственной
или
муниципальной
собственности
,
достаточно
оформить
разрешение
на
использование
земельного
участка
,
что
также
способствовало
успешной
реализации
проекта
.
Открытие
первой
электрозарядной
станции
состоялось
в
День
компании
«
Янтарьэнерго
», 26
июня
,
на
территории
отеля
«
Ибис
» (
рисунок
10).
Почетными
гостями
мероприя
-
тия
стали
врио
Губернатора
Калининградской
области
Антон
Алиханов
,
врио
заместителя
Председателя
Правительства
Александр
Рольбинов
,
врио
Министра
развития
инфраструк
-
туры
Елена
Дятлова
,
председатель
Калининградской
об
-
Рис
. 10.
Церемония
открытия
первой
ЭЗС
в
Калининграде
63
ластной
Думы
Марина
Оргеева
,
генеральный
директор
АО
«
Янтарьэнерго
»
Игорь
Маковский
и
другие
.
«
Мы
делаем
первые
шаги
навстречу
технологическому
будущему
,
и
я
очень
надеюсь
,
что
количество
электрокаров
в
нашем
регионе
будет
расти
.
В
преддверии
чемпионата
мира
по
футболу
мы
покажем
,
как
заботимся
об
улучшении
экологии
.
Я
думаю
,
это
хороший
пример
и
хорошее
нача
-
ло
», —
сказал
врио
Губернатора
Калининградской
области
Антон
Алиханов
.
Он
также
выразил
благодарность
Группе
компаний
«
Россети
»
за
инициативу
развития
инфраструкту
-
ры
для
электромобилей
,
а
руководителю
АО
«
Янтарьэнер
-
го
» —
за
реализацию
проекта
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Постановление
Правительства
РФ
от
12
июля
2017
года
№
832 «
О
внесении
изменений
в
постановление
Совета
Министров
—
Правительства
Российской
Федерации
от
23
октября
1993
г
.
№
1090».
2.
Стандарты
зарядки
. URL: http://electrocars.lt/wp-content/
uploads/2016/04/Ikrovimo-standartai-RU.pdf.
3. China NEV Volumes for Q2 of 2017 and Year-to-Date. URL:
http://www.ev-volumes.com/.
4. Tracking Clean Energy Progress 2017, IEA Publications,
International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/
publications/freepublications/publication/TrackingClean-
Energy Progress2017.pdf.
5. Norway to phase out petrol and diesel cars by 2025. URL:
https://www.autocar.co.uk/car-news/industry/norway-phase-
out-petrol-and-diesel-cars-2025.
6.
Полищук
Н
.
В
.
Экологическая
логистика
:
электромобиль
,
мировой
опыт
и
перспективы
использования
в
России
//
Транспортное
дело
России
, 2017,
№
2.
С
. 110–114.
7.
Количество
зарядных
станций
для
электромобилей
в
Японии
уже
больше
,
чем
число
АЗС
. URL: https://
econet.ru/articles/66245-kolichestvo-zaryadnyh-stantsiy-
dlya-elektromobiley-v-yaponii-uzhe-bolshe-chem-chislo-azs.
8.
К
2020
году
количество
электромобилей
в
России
мо
-
жет
достичь
200
тыс
., 2016. URL: http://www.
fi
nmarket.ru/
news/4418025.
9.
В
России
насчитывается
920
электромобилей
, 2017.
URL: https://www.autostat.ru/news/29517/.
10. «
Группа
ГАЗ
»
подгототовила
электрическую
ГАЗель
Next. URL: https://www.zr.ru/content/news/907471-gruppa-
gaz-razrabotala-ehlekt/.
11.
Двуликий
JANUS, 2017. URL: http://auto.belsquare.ru/
news/item/article/dvulikii-janus.html.
12.
Ким
А
.
А
.
Совершенствование
правового
регулиро
-
вания
использования
газа
в
качестве
моторного
то
-
плива
.
Портал
«
Энергосовет
», 2012. URL: http://www.
energosovet.ru/bul_stat.php?idd=292.
13.
Постановление
Правительства
РФ
от
27.08.2015
года
№
890 «
О
внесении
изменений
в
некоторые
акты
Правительства
Российской
Федерации
по
вопросам
предоставления
возможности
воспользоваться
на
ав
-
тозаправочных
станциях
зарядными
колонками
(
стан
-
циями
)
для
транспортных
средств
с
электродвигате
-
лями
».
14.
Электромобили
получили
первые
льготы
в
Москве
,
2016. URL: http://voditeliauto.ru/novosti/elektromobili-
polu chili-per vye-lgoty-v-moskve.html.
15.
Мовсумов
А
.
Транспортный
налог
отменен
для
вла
-
дельцев
электромобилей
в
Подмосковье
, 2015,
РИА
Но
-
вости
. URL: https://ria.ru/economy/20151008/1298750227.
html.
16.
Карпов
С
.
Заправки
без
тока
:
почему
на
АЗС
не
появ
-
ляются
зарядки
для
электромобилей
, 2016,
РБК
. URL:
http://www.rbc.ru/business/20/12/2016/5858e5509a79471
cb61e197d.
Представляем
вашему
вниманию
книгу
Гуревича
В
.
И
.
ЗАЩИТА
ОБОРУДОВАНИЯ
ПОДСТАНЦИЙ
ОТ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО
ИМПУЛЬСА
Стоимость
издания
— 920
руб
.
Заказать
книгу
можно
в
издательстве
Инфра
-
Инженерия
:
http://www.infra-e.ru/products/protecsubstequip,
е
-mail: [email protected], skype: infra_e
В
книге
рассмотрены
практические
аспекты
защиты
электрооборудования
подстан
-
ций
на
примере
микропроцессорных
устройств
релейной
защиты
(
МУРЗ
)
и
силовых
трансформаторов
от
разрушительного
воздействия
электромагнитного
импульса
высотного
ядерного
взрыва
и
других
видов
преднамеренных
электромагнитных
деструктивных
воздействий
,
оборудование
для
производства
которых
интенсивно
разрабатывается
и
совершенствуется
в
последние
годы
.
Предложены
различные
технические
решения
и
организационные
мероприятия
,
направленные
на
повыше
-
ние
живучести
подстанций
.
Книга
рассчитана
на
специалистов
,
занимающихся
экс
-
плуатацией
электрооборудования
на
подстанциях
,
проектировщиков
,
производите
-
лей
МУРЗ
,
руководителей
отрасли
,
а
также
может
быть
полезна
преподавателям
,
аспирантам
и
студентам
вузов
,
специализирующихся
в
области
электроэнергетики
.
64
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(8),
май
2018
Стратегическое
развитие
В статье даны общие понятия и определения в области электротранспорта. Приведен анализ развития электрозарядной инфраструктуры в России и в мире. Представлены результаты разработки и внедрения сервиса оказания услуг по зарядке электротранспорта с функцией биллинга без использования RFID-карт на территории Калининградской области.