Развитие электрозарядной инфраструктуры с внедрением сервиса по зарядке электротранспорта с функцией биллинга без использования RFID-карт в Калининградской области

Page 1
background image

Page 2
background image

Развитие

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

 

с

 

внедрением

 

сервиса

 

по

 

зарядке

 

электротранспорта

 

с

 

функцией

 

биллинга

 

без

 

использования

 RFID-

карт

 

в

 

Калининградской

 

области

В

 

статье

 

даны

 

общие

 

понятия

 

и

 

определения

 

в

 

области

 

элек

-

тротранспорта

Приведен

 

анализ

 

развития

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

 

в

 

России

 

и

 

в

 

мире

Представлены

 

результа

-

ты

 

разработки

 

и

 

внедрения

 

сервиса

 

оказания

 

услуг

 

по

 

заряд

-

ке

 

электротранспорта

 

с

 

функцией

 

биллинга

 

без

 

использова

-

ния

 RFID-

карт

 

на

 

территории

 

Калининградской

 

области

.

Э

лектромобиль

 (BEV, Battery Electric Vehicle) — 

транспортное

 

средство

приводимое

 

в

 

движение

 

исключительно

 

электрическим

 

двигателем

 

и

 

заря

-

жаемое

 

с

 

помощью

 

внешнего

 

источника

 

электро

-

энергии

 [1].

Гибридный

 

автомобиль

  (

гибрид

, PHEV, Plug-in Hybrid 

Electric Vehicle) — 

транспортное

 

средство

имеющее

 

не

 

ме

-

нее

 

двух

 

различных

 

преобразователей

 

энергии

 (

двигателей

и

 

двух

 

различных

 (

бортовых

систем

 

аккумулирования

 

энер

-

гии

 

для

 

цепей

 

приведения

 

в

 

движение

 

транспортного

 

сред

-

ства

 [1].

Стандарты

 

зарядки

 

электромобилей

 

и

 

гибридов

 

регу

-

лируются

 

Международной

 

электротехнической

 

комиссией

 

(

МЭК

 

или

 IEC — 

в

 

английском

 

варианте

). 

Основным

 

являет

-

ся

 

стандарт

 IEC 62196, 

который

 

определяет

 

виды

 

использу

-

емых

 

разъемов

 (

розеток

 

и

 

вилок

и

 

режимы

 

зарядки

Прин

-

ципиально

 

в

 

стандарте

 IEC 62196 

существует

 

разделение

 

зарядки

 

переменным

 

и

 

постоянным

 

током

 [2]. 

Допустимые

 

режимы

 

зарядки

 

описаны

 

в

 

разделе

 1 

стан

-

дарта

 IEC 62196, 

который

 

определяет

 

следующие

 

возмож

-

ные

 

варианты

:

 

Mode 1

 — 

зарядка

 

переменным

 

током

 

от

 

бытовой

 

сети

;

 

Mode 2

 — 

зарядка

 

переменным

 

током

 

от

 

бытовой

 

сети

 

с

 

использованием

 

системы

 

защиты

 

внутри

 

кабеля

;

 

Mode 3

 — 

одно

или

 

трехфазная

 

зарядка

 

переменным

 

током

 

с

 

использованием

 

специального

 

разъема

в

 

кото

-

ром

 

реализована

 

система

 

защиты

 

и

 

контроля

 

за

 

ходом

 

зарядки

 

электромобиля

;

 

Mode 4

 — 

быстрая

 

зарядка

 

постоянным

 

током

.

РАЗВИТИЕ

 

ЭЛЕКТРОЗАРЯДНОЙ

 

ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

В

 

МИРЕ

Продажи

 

электромобилей

 

в

 

мире

 

растут

 

с

 

каждым

 

годом

на

 70% 

в

 2015 

году

 

по

 

сравнению

 

с

 2014 

годом

 

и

 

на

 40% 

в

 2016 

году

 

по

 

сравнению

 

с

 2015 

годом

Мировые

 

продажи

 

за

 

первый

 

квартал

 2017 

года

 

составили

 191 700 

электромо

-

билей

что

 

на

 40% 

выше

чем

 

за

 

первый

 

квартал

 2016 

года

При

 

этом

 65% 

приходится

 

на

 

электромобили

 

и

 35% 

состав

-

ляют

 

гибриды

 [3]. 

В

 

свою

 

очередь

в

 2016 

году

 

в

 

мире

 

было

 

продано

 

порядка

 753 000 

гибридных

 

авто

и

 

электромоби

-

лей

, 60% 

из

 

которых

 

являются

 

электромобилями

Таким

 

об

-

разом

продажи

 2016 

года

 

позволили

 

достичь

 

показателя

 

в

 2 

млн

 

зарегистрированных

 

и

 

находящихся

 

в

 

эксплуата

-

ции

 

электромобилей

 

в

 

мире

что

 

составляет

 

около

 0,2% 

Андрей

 

ЗАДОРОЖНЫЙ

главный

 

специалист

 

Дирекции

 

по

 

стра

-

тегическому

 

развитию

 

АО

 «

Янтарьэнерго

»

Виталий

 

АКУЛИЧЕВ

директор

 

Дирекции

 

по

 

стратегическому

 

развитию

 

АО

 «

Янтарь

-

энерго

»

56

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(8), 

май

 2018

Стратегическое

 

развитие


Page 3
background image

от

 

общего

 

количества

 

автотранспорта

Китай

 

удерживает

 

лидирующую

 

позицию

 

и

 

остается

 

крупнейшим

 

рынком

 

электромобилей

 

второй

 

год

 

подряд

составляя

 

порядка

 

50% 

мирового

 

объема

 

продаж

Европа

 

занимает

 

вторую

 

позицию

 (215 000 

проданных

 

электромобилей

), 

на

 

третьем

 

месте

 

располагается

 

США

 (160 000 

проданных

 

электромо

-

билей

) [4]. 

Темпы

 

развития

 

рынка

 

электротранспорта

 

в

 

мире

 

в

 

пе

-

риод

 

с

 2010 

по

 2016 

год

 

представлены

 

на

 

рисунке

 1.

Норвегия

в

 

которой

 

доля

 

электромобилей

 

среди

 

ав

-

томобильного

 

транспорта

 

составляет

 29%, 

и

 

Нидерланды

 

с

 

долей

 

электромобилей

 

в

 6% 

являются

 

лидерами

 

в

 

Европе

 

по

 

внедрению

 

электротранспорта

Количество

 

проданных

 

электромобилей

 

и

 

их

 

доля

 

среди

 

автомобильного

 

транспорта

 

в

 

странах

лидирующих

 

на

 

рын

-

ке

 

электротранспорта

представлены

 

на

 

рисунке

 2.

Росту

 

популярности

 

электротранспорта

 

способствуют

главным

 

образом

государственные

 

инициативы

 

в

 

форме

 

предоставления

 

льгот

 

как

 

покупателям

так

 

и

 

производителям

 

электромобилей

В

 

Норвегии

лидере

 

по

 

доле

 

электротранс

-

порта

 

в

 

Европе

по

 

информации

 

местной

 

ассоциации

 

электро

-

мобилей

начиная

 

с

 90-

х

 

годов

осуществили

 

целый

 

ряд

 

по

-

Рис

. 1. 

Темпы

 

развития

 

рынка

 

электротранспорта

 

в

 

мире

 

с

 2010 

по

 2016 

год

Рис

. 2. 

Продажи

 

электромобилей

 

и

 

доля

 

электромобилей

 

среди

 

автомобильного

 

транспорта

 

в

 

лидирующих

 

на

 

рынке

 

электротранспорта

 

странах

57


Page 4
background image

этапных

 

шагов

чтобы

 

сделать

 

покупку

 

электромобиля

 

более

 

привлекательной

Например

для

 

электромобилей

 

отменили

 

импортный

 

и

 

ежегодный

 

регистрационный

 

сбор

ввели

 

нуле

-

вую

 

ставку

 

НДС

отменили

 

налог

 

для

 

корпоративных

 

электро

-

мобилей

Водителям

 

электромобилей

 

отменили

 

сбор

 

за

 

про

-

езд

 

на

 

платных

 

дорогах

 

и

 

предоставили

 

право

 

пользоваться

 

полосами

 

для

 

городского

 

транспорта

Более

 

того

в

 

настоя

-

щее

 

время

 

власти

 

Норвегии

 

рассматривают

 

законопроект

 

о

 

запрете

 

использования

 

в

 

стране

 

автомобилей

 

с

 

бензиновы

-

ми

 

и

 

дизельными

 

двигателями

начиная

 

с

 2025 

года

 [5].

Франция

 

предлагает

  «

эко

-

бонусы

» 

покупателям

 

транс

-

порта

 

с

 

низкими

 

выбросами

 — 

до

 6,3 

тысяч

 

евро

Также

 

во

 

Франции

 

рассматривают

 

новую

 

инициативу

предполагающую

 

финансовую

 

помощь

 

владельцам

 

автомобилей

 

возрастом

 

от

 

13 

лет

 

и

 

более

 

при

 

покупке

 

электромобиля

 

или

 

гибрида

Ини

-

циатива

 

исходит

 

от

 

Министерства

 

экологии

устойчивого

 

раз

-

вития

транспорта

 

и

 

жилищного

 

строительства

 

и

 

заключается

 

в

 

том

что

 

при

 

покупке

 

нового

 

автомобиля

 

владелец

 

старого

 

авто

 

получит

 

компенсацию

 

в

 

размере

 

до

 10 

тысяч

 

евро

если

 

планируется

 

покупка

 

электромобиля

и

 

около

 6,5 

тысяч

 

евро

если

 

планируется

 

покупка

 

гибрида

 [6].

Правительство

 

Германии

в

 

свою

 

очередь

предоставля

-

ет

 

покупателям

 

субсидии

 

в

 4 

тысячи

 

евро

 

при

 

покупке

 

элек

-

тромобиля

 

и

 3 

тысячи

 

евро

 

при

 

покупке

 

гибрида

 [6].

Стоит

 

отметить

что

 

сегодня

 

практически

 

каждый

 

круп

-

ный

 

автопроизводитель

 

имеет

 

в

 

своем

 

ряде

 

моделей

 

элек

-

тромобиль

 

или

 

гибридный

 

автомобиль

при

 

этом

 

лидером

 

среди

 

применяемых

 

технологических

 

решений

 

являются

 

электромобили

 

марки

 Tesla.

В

 

связи

 

с

 

развитием

 

электротранспорта

 

развивается

 

и

 

общедоступная

 (

публичная

электрозарядная

 

инфраструк

-

тура

Так

к

 

концу

 2016 

года

 

количество

 

публичных

 

электро

-

зарядных

 

станций

 (

ЭЗС

по

 

всему

 

миру

 

достигло

 320 000 [3]. 

При

 

этом

 

ЭЗС

 

быстрой

 

зарядки

которые

 

используют

 

мощ

-

ный

 

переменный

 

ток

 

или

 

постоянный

 

ток

 

и

 

могут

 

полностью

 

заряжать

 

электромобиль

 

менее

 

чем

 

за

 

час

в

 

основном

 

рас

-

положены

 

в

 

Китае

 

и

 

составляют

 

треть

 

всех

 

ЭЗС

установ

-

ленных

 

по

 

всему

 

миру

Лидером

 

по

 

плотности

 

установки

 

ЭЗС

 

является

 

Япония

где

 

количество

 

ЭЗС

 (40 

тыс

шт

.) 

пре

-

вышает

 

количество

 

АЗС

 (34 

тыс

шт

.) [7]. 

Наглядно

 

увидеть

 

количество

 

установленных

 

в

 

мире

 

ЭЗС

 

позволяет

 

обще

-

ственный

 

портал

 PlugShare (www.plugshare.com). 

РАЗВИТИЕ

 

ЭЛЕКТРОЗАРЯДНОЙ

 

ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

В

 

РОССИИ

По

 

прогнозам

 

Министерства

 

энергетики

к

 2020 

году

 

ры

-

нок

 

электрокаров

 

в

 

России

 

должен

 

составить

 200 

тысяч

 

машин

 [8]. 

Пока

 

же

по

 

данным

 

аналитического

 

агентства

 

«

АВТОСТАТ

», 

по

 

состоянию

 

на

 1 

января

 2017 

года

 

в

 

нашей

 

стране

 

насчитывалось

 

всего

 920 

электромобилей

представ

-

ленных

 

лишь

 

несколькими

 

моделями

Из

 

них

 

чуть

 

более

 30% 

состоят

 

на

 

учете

 

в

 

Москве

 — 281 

шт

Другие

 

субъекты

 

РФ

 

от

-

стают

 

от

 

столицы

 

с

 

большим

 

отрывом

Так

в

 

Приморье

 

за

-

регистрировано

 136 

таких

 

машин

в

 

Подмосковье

 — 58 

еди

-

ниц

Также

 

более

 50 

электрокаров

 

насчитывает

 

автопарк

 

Самарской

 

области

 (51 

шт

.), 

в

 

Хабаровском

 

крае

 50 

шт

., 

в

 

Санкт

-

Петербурге

 

и

 

Краснодарском

 

крае

 — 

по

 45 

шт

., 

а

 

в

 

Ставропольском

 

крае

 

и

 

Татарстане

 — 23 

шт

и

 14 

шт

со

-

ответственно

В

 

каждом

 

из

 

остальных

 

российских

 

регионов

 

числится

 

менее

 20 

электромобилей

При

 

этом

 

самая

 

продаваемая

 

модель

 

в

 

России

 — Nissan 

Leaf (37% 

от

 

всего

 

российского

 

парка

 

электромобилей

 — 

340 

шт

.). 

На

 

втором

 

месте

 — Mitsubishi i-MiEV (28,6%), 

продажи

 

которого

 

в

 

России

 

с

 

сентября

 2016 

года

 

компания

 

Mitsubishi 

приостановила

Электромобиль

 Tesla Model S, 

который

 

представлен

 177 

экземплярами

находится

 

на

 

тре

-

тьей

 

позиции

 (19,2%). 

Менее

 

сотни

 

машин

 

в

 

парке

 

принад

-

лежит

 

отечественному

 

электромобилю

 LADA Ellada (93 

шт

.). 

Остальные

 

электромобили

 (Renault Twizy, Tesla Model X 

и

 BMW i3) 

не

 

превышают

 

суммарно

 20 

экземпляров

 [9].

Самым

 

крупным

 

отечественным

 

производителем

 

элек

-

тромобилей

 

в

 

России

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

является

 

ПАО

 

«

АВТОВАЗ

», 

выпускающий

 

модель

 LADA Ellada. 

Еще

 

один

 

крупнейший

 

российский

 

производитель

 

коммерческого

 

транс

-

порта

 — 

компания

 «

Группа

 

ГАЗ

» — 

разработала

 

унифициро

-

ванную

 

платформу

 

для

 

электрических

 

версий

 

коммерческих

 

автомобилей

 

семейства

 

ГАЗель

 Next. 

В

 

настоящее

 

время

 

компания

 

уже

 

изготовила

 

три

 

прототипа

 

электромобилей

еще

 

один

 

прототип

 

будет

 

представлен

 

осенью

 

этого

 

года

Заяв

-

ленная

 

производителем

 

грузоподъемность

 

новой

 

электриче

-

ской

 

платформы

 

составляет

 1500 

кг

а

 

на

 

ее

 

основе

 

компания

 

собирается

 

выпускать

 

не

 

только

 

пассажирские

 

микроавтобу

-

сы

но

 

и

 

бортовые

 

грузовики

 

и

 

цельнометаллические

 

фурго

-

ны

Электромобиль

 

оснащен

 

электродвигателем

 

мощностью

 

90 

кВт

 (122 

л

.

с

.) 

и

 

потенциально

 

на

 

одной

 

зарядке

 

батареи

 

сможет

 

преодолеть

 

расстояние

 

до

 120 

км

Максимальная

 

ско

-

рость

 

новинки

 

составит

 100 

км

/

ч

В

 

настоящее

 

время

 «

Груп

-

па

 

ГАЗ

» 

совместно

 

с

 

партнерами

 

ведет

 

разработку

 

электро

-

двигателя

 

для

 

легких

 

коммерческих

 

автомобилей

 

с

 

более

 

высоким

 

КПД

батарей

 

с

 

собственной

 

системой

 

управления

 

и

 

рядом

 

других

 

ключевых

 

узлов

 

электромобиля

 [10]. 

Улья

-

новский

 

автозавод

 

также

 

нацелен

 

на

 

выпуск

 

экологически

 

чистого

 

транспорта

 

и

 

работает

 

над

 

созданием

 

гибридной

 

вер

-

сии

 

легкого

 

коммерческого

 

грузовика

 

УАЗ

 

Профи

Еще

 

одна

 

отечественная

 

компания

 SONA MOTORS 

на

 

данный

 

момент

 

занимается

 

разработкой

 

серийного

 

электромобиля

 SONA 

RR100. 

Помимо

 

этого

компания

 

представила

 

новый

 

концепт

 

модели

 SONA JANUS. 

Заявлено

что

 

это

 

будет

 

электрический

 

автономный

 

роботизированный

 

автомобиль

 

с

 

первым

 

в

 

мире

 

«

зеркальным

» 

кузовом

  (

различий

 

между

  «

передом

» 

и

  «

за

-

дом

» 

электромобиля

 

не

 

будет

), 

а

 

светодиодные

 

фары

 

смогут

 

менять

 

свой

 

окрас

в

 

зависимости

 

от

 

направления

 

движения

 

электромобиля

Технические

 

характеристики

 

пока

 

не

 

раскры

-

ваются

но

 

предполагается

что

 

салон

 

машины

 

как

 

спереди

так

 

и

 

сзади

 

будет

 

иметь

 

одинаковую

 

сенсорную

 

панель

  (

ко

-

торая

 

заменит

 

приборную

 

доску

и

 

слот

 

для

 

руля

-

джойстика

58

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(8), 

май

 2018

Стратегическое

 

развитие


Page 5
background image

который

 

можно

 

будет

 

переносить

 

с

 

одной

 

панели

 

на

 

другую

в

 

зависимости

 

от

 

того

в

 

каком

 

направлении

 

предполагается

 

движение

 (

принцип

 

электропоезда

). 

Управлять

 

транспортным

 

средством

 

можно

 

будет

 

непосредственно

 

со

 

смартфона

 

через

 

мобильное

 

приложение

Также

 

заявлено

что

 

он

 

сможет

 

пре

-

одолевать

 

расстояние

 

в

 

тысячу

 

километров

 

без

 

под

-

зарядки

а

 

полная

 

зарядка

 SONA JANUS 

будет

 

осу

-

ществляться

 

всего

 

за

 

пару

 

часов

Однако

насколько

 

успешным

 

будет

 

проект

покажет

 

время

 [11].

Среди

 

федеральных

 

инициатив

 

по

 

поддержке

 

электротранспорта

 

в

 

России

 

следует

 

отметить

 

сле

-

дующие

:

• 

Поручение

 

Президента

 

РФ

 

от

 06.07.2011 

 

Пр

-

1923 

по

 

итогам

 

заседания

 

Комиссии

 

при

 

Пре

-

зиденте

 

Российской

 

Федерации

 

по

 

модерниза

-

ции

 

и

 

технологическому

 

развитию

 

экономики

 

России

которое

в

 

частности

касалось

 

вопроса

 

развития

 

электротранспорта

 

и

 

предписывало

 

разработать

 

программу

 

государственного

 

сти

-

мулирования

 

поэтапной

 

замены

 

муниципального

 

автотранспорта

 

электромобилями

 

и

 

гибридными

 

автомобилями

 

отечественного

 

производства

а

 

также

 

определить

 

меры

 

финансовой

 

поддерж

-

ки

 

отечественных

 

разработок

направленные

 

на

 

снижение

 

цены

 

гибридных

 

автомобилей

 

и

 

элек

-

тромобилей

 

и

 

предусматривающие

 

в

 

том

 

числе

 

предоставление

 

субсидий

 

и

 

налоговых

 

льгот

 

отечественным

 

компаниям

-

разработчикам

 

и

 

про

-

изводителям

 

автотранспорта

 

соответствующих

 

видов

 

и

 

комплектующих

 

к

 

нему

 [12]. 

• 

Постановление

 

Правительства

 

РФ

 

от

 27.08.2015 

 890 «

Об

 

оборудовании

 

автозаправочных

 

стан

-

ций

 

зарядными

 

колонками

 

для

 

транспортных

 

средств

 

с

 

электродвигателями

», 

что

 

позволило

 

владель

-

цам

 

автозаправочных

 

станций

 

на

 

законном

 

основании

 

оборудовать

 

свои

 

станции

 

электрозарядными

 

станция

-

ми

 

и

 

оказывать

 

услуги

 

по

 

зарядке

 

транспортных

 

средств

 

с

 

электродвигателями

что

в

 

свою

 

очередь

создало

 

до

-

полнительный

 

стимул

 

для

 

развития

 

экологически

 

чистого

 

транспорта

 

в

 

России

 [13]. 

• 

Постановление

 

Правительства

 

РФ

 

от

 12.07.2017 

  832, 

которым

 

внесены

 

изменения

 

в

 

Правила

 

дорожного

 

движения

Эти

 

изменения

 

позволили

 

органам

 

государ

-

ственной

 

власти

 

и

 

местного

 

самоуправления

 

регулиро

-

вать

 

режим

 

проезда

 

по

 

территории

 

населенных

 

пунктов

 

транспортных

 

средств

 

с

 

высоким

 

уровнем

 

выбросов

 

вредных

 

веществ

в

 

том

 

числе

 

предоставляя

 

преферен

-

ции

 

для

 

экологически

 

чистых

 

транспортных

 

средств

ка

-

кими

 

в

 

свою

 

очередь

 

являются

 

электромобили

Для

 

реа

-

лизации

 

данных

 

ограничений

 

введены

 

новые

 

дорожные

 

знаки

 

особых

 

предписаний

 «

Зона

 

с

 

ограничением

 

эколо

-

гического

 

класса

 

механических

 

транспортных

 

средств

», 

«

Зона

 

с

 

ограничением

 

экологического

 

класса

 

грузовых

 

автомобилей

», 

знак

 

дополнительной

 

информации

  (

та

-

бличка

) «

Экологический

 

класс

 

транспортного

 

средства

». 

С

 

целью

 

обозначения

 

мест

 

зарядки

 

электромобилей

 

и

 

обеспечения

 

возможности

 

их

 

парковки

 

в

 

таких

 

местах

 

введены

 

новые

 

термины

 «

электромобиль

», «

гибридный

 

автомобиль

», 

а

 

также

 

соответствующие

 

дорожные

 

знаки

 

и

 

разметка

 [1].

Среди

 

региональных

 

преференций

 

в

 

России

 

для

 

вла

-

дельцев

 

электромобилей

 

стоит

 

отметить

 

бесплатную

 

пар

-

ковку

 

в

 

городах

 

Москве

 

и

 

Санкт

-

Петербурге

 [14], 

отмену

 

транспортного

 

налога

 

в

 

Подмосковье

 [15].

Специалистами

 

АО

 «

Янтарьэнерго

» 

был

 

проведен

 

ана

-

лиз

 

российского

 

рынка

 

автомобилей

 

на

 

возможность

 

приоб

-

ретения

 

электромобилей

 

у

 

официальных

 

дилеров

Резуль

-

таты

 

анализа

 

представлены

 

в

 

таблице

 1.

Таким

 

образом

анализ

 

показал

что

 

официально

 

элек

-

тромобили

 

практически

 

не

 

представлены

 

на

 

российском

 

рынке

 (

за

 

исключением

 BMW 

и

 Renault).

59

Табл

. 1. 

Возможность

 

приобретения

 

электромобиля

 

у

 

официальных

 

дилеров

 

известных

 

марок

 

автомобилей

 

в

 

России

 (

список

 

отсортирован

 

по

 

увеличению

 

цены

)

Марка

 

и

 

модель

Пробег

 

на

одной

 

зарядке

 

(

средний

), 

км

Стоимость

1

млн

рублей

Продажа

 

офици

-

альными

 

диле

-

рами

 

в

 

России

2

Renault TWIZY

100

0,8

Присутствует

Mitsubishi I-Miev

80

1

Отсутствует

Шевроле

 

Спарк

 EV

132

1,6

Отсутствует

Nissan Leaf

160

1,7

Отсутствует

Renault KANGOO 
Z.E.

170

2,3

Присутствует

Форд

 

Фокус

 Electric

122

2,04

Отсутствует

Hyndai IONIQ Electric

170

2,5

Отсутствует

KIA Soul EV

212

2,05

Отсутствует

Volkswagen e-Golf

190

2,1

Отсутствует

BMW i3

180

2,45

Присутствует

Mercedes B-Class 
Electric Drive

137

2,45

Отсутствует

Toyota RAV4 EV

160

4,6

Отсутствует

Audi Q6 e-tron

300

5,38

Отсутствует

(

модель

 2018 

года

)

Tesla Model S

480

9

Отсутствует

(

официального

 

ди

 -

лера

 

в

 

России

 

нет

)

1

 

Стоимость

 

определена

 

по

 

информации

представленной

 

в

 

Интернете

 

на

 

сайтах

 

российских

 

и

 

зарубежных

 

автомобильный

 

салонов

.

2

 

Возможность

 

покупки

 

уточнялась

 

через

 

звонок

 

на

 

горячую

 

линию

 

официального

 

дилера

 

марки

 

в

 

России

.


Page 6
background image

Несмотря

 

на

 

существующие

 

государственные

 

инициативы

одним

 

из

 

факторов

сдерживающих

 

раз

-

витие

 

электротранспорта

 

в

 

России

является

 

низкий

 

уровень

 

развития

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

ПАО

  «

Россети

» 

с

 2013 

года

 

реализует

  «

Всероссий

-

скую

 

программу

 

развития

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

для

 

электротранспорта

». 

Целью

 

программы

 

является

 

создание

 

условий

 

для

 

широкомасштабного

 

внедрения

 

всех

 

видов

 

автономного

 

электротранспорта

 

на

 

терри

-

тории

 

России

Главным

 

образом

 

благодаря

 

реализа

-

ции

 

данной

 

программы

 

в

 

России

 

на

 

текущий

 

момент

 

установлено

 

и

 

работает

 

более

 60 

ЭЗС

большая

 

часть

 

которых

 (

около

 40 

шт

.) 

установлена

 

в

 

г

Москве

 [16].

РАЗВИТИЕ

 

ЭЛЕКТРОЗАРЯДНОЙ

 

ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

В

 

КАЛИНИНГРАДСКОЙ

 

ОБЛАСТИ

На

 

территории

 

Калининградской

 

области

 

в

 

насто

-

ящее

 

время

 

ездят

 4 

электромобиля

в

 

том

 

числе

 

Mitsubishi I-Miev, 

принадлежащий

 

АО

 «

Янтарь

 

энерго

» 

(

рисунок

 3). 

Стоит

 

отметить

что

 

АО

 «

Янтарьэнерго

» 

приоб

-

рело

 

электромобиль

 

в

 2014 

году

 

и

 

было

 

первой

 

в

 

Калинин

-

градской

 

области

 

организацией

получившей

 

в

 

автопарк

 

электрокар

который

 

по

 

настоящее

 

время

 

используется

 

в

 

ка

-

честве

 

административного

 

транспорта

В

 

рамках

 

реализации

 

Всероссийской

 

программы

 

разви

-

тия

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

разработанной

 

ПАО

 

«

Россети

», 

АО

 «

Янтарьэнерго

» 

в

 

Калининградской

 

области

 

был

 

запущен

 

первый

 

в

 

России

 

полномасштабный

 

сервис

 

оказания

 

услуг

 

по

 

зарядке

 

электротранспорта

 

с

 

функцией

 

биллинга

 

без

 

использования

 RFID-

карт

.

Выбор

 

места

 

размещения

 

ЭЗС

 

на

 

территории

 

Калинин

-

градской

 

области

 

осуществлялся

 

по

 

следующим

 

критериям

 

удобство

 

для

 

владельцев

 

электромобилей

 

организовать

 

досуг

;

 

наличие

 

автостоянки

 

с

 

возможностью

 

выделения

 2 

пар

-

ковочных

 

мест

 

для

 

электромобилей

 

создание

 «

зеленой

» 

дороги

 

от

 

Польши

 

до

 

Литвы

 

через

 

Калининградскую

 

область

 

с

 

проездом

 

по

 

территории

 

Национального

 

парка

 «

Куршская

 

коса

»;

 

наличие

 

в

 

радиусе

 100 

м

 

ТП

 

или

 

СП

принадлежащих

 

АО

  «

Янтарьэнерго

» 

со

 

свободной

 

мощностью

 

не

 

менее

 

46 

кВт

.

По

 

итогу

 

анализа

 

были

 

выбраны

 

следующие

 6 

мест

 

для

 

установки

 

ЭЗС

 (

рисунок

 4):

 

ЭЗС

 

в

 

г

Калининграде

на

 

территории

 

парковки

 

гости

-

ницы

  «

Дона

» (

площадь

 

Василевского

и

 

на

 

территории

 

парковки

 

отеля

 «

Ибис

»; 

 

г

Светлогорск

на

 

территории

 

парковки

 

санатория

-

про

-

филактория

 «

Энергетик

»;

 

г

Зеленоградск

на

 

территории

 

парковки

 

ФОК

 «

Янтарь

»;

 

пгт

Янтарный

на

 

парковке

 

рядом

 

с

 

Администрацией

 

МО

 

«

Янтарный

 

городской

 

округ

»; 

 

Куршская

 

коса

автопарковка

 

на

 

пешеходном

 

маршруте

 

«

Дюна

 

Эфа

». 

Реализацию

 

проекта

 

можно

 

условно

 

разделить

 

на

 3 

этапа

:

1. 

Разработка

 

опытного

 

образца

 

ЭЗС

 

с

 

необходимым

 

по

 

техническому

 

заданию

 

функционалом

 

и

 

дизайном

;

2. 

Разработка

 

программного

 

продукта

 

для

 

дистанционно

-

го

 

управления

 

и

 

мониторинга

 

ЭЗС

 

операторами

 

Центра

 

управления

 

энергоснабжением

 

АО

  «

Янтарьэнерго

», 

а

 

также

 

разработка

 

мобильного

 

приложения

 

для

 

оплаты

 

клиентами

 

сессии

 

зарядки

;

3. 

Монтаж

наладка

 

и

 

опытная

 

эксплуатация

 

созданной

 

ин

-

фраструктуры

.

По

 

итогу

 1 

этапа

 

была

 

получена

 

электрозарядная

 

стан

-

ция

соответствующая

 

передовым

 

мировым

 

тенденциям

 

Рис

. 3. Mitsubishi I-Miev 

АО

 «

Янтарьэнерго

»

Рис

. 4. 

Карта

 

мест

размещения

 

ЭЗС

 

в

 

Калининградской

 

области

Маршрут «Высота Эфа»

Куршская коса

Спорткомплекс

«Янтарь»

Зеленоградск

Санаторий «Энергетик»

Светлогорск

Здание

администрации

поселка

Янтарный

площадь

Василевского

Отель «Ибис»

Калининград

— установленные ЭЗС

— ЭЗС в проекте

60

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(8), 

май

 2018

Стратегическое

 

развитие


Page 7
background image

в

 

области

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

для

 

электротранспор

-

та

а

 

также

 

всем

 

нормам

 

и

 

стандартам

 

Российской

 

Федера

-

ции

 

и

 

Евросоюза

 

в

 

области

 

электробезопасности

Следует

 

отметить

что

 

дизайн

 

ЭЗС

 

учитывает

 

корпоративные

 

цвета

 

АО

 «

Янтарьэнерго

», 

выполнен

 

в

 

серо

-

оранжевой

 

гамме

 

с

 

го

-

лубым

 

светодиодным

 

индикатором

 

статуса

 

зарядки

Внеш

-

ний

 

вид

 

ЭЗС

 

представлен

 

на

 

рисунке

 5.

При

 

реализации

 2 

этапа

 

был

 

осуществлен

 

уход

 

от

 

ис

-

пользования

 RFID-

карт

Использование

 RFID-

карт

 

влечет

 

за

 

собой

 

неудобства

 

использования

 

услуг

 

по

 

зарядке

 

электро

-

транспорта

 

для

 

потребителя

необходимость

 

получения

 

кар

-

ты

 

для

 

зарядки

 

электромобиля

 

у

 

поставщика

 

услуг

необходи

-

мость

 

постоянного

 

контроля

 

и

 

пополнения

 

счета

 

карты

вероятность

 

утери

 

или

 

повреж

-

дения

 

карты

низкая

 

степень

 

защиты

 

карты

 (

при

 

потере

 

кар

-

ты

 

любой

 

желающий

 

может

 

ей

 

воспользоваться

). 

В

 

свою

 

очередь

в

 

АО

 

«

Янтарьэнерго

» 

сервис

 

для

 

владельцев

 

электромобилей

включая

 

услуги

 

биллинга

предоставлен

 

через

 

мобиль

-

ное

 

приложение

 Charge&GO 

без

 

необходимости

 

использо

-

вания

 RFID-

карт

  (

рисунок

 6). 

Применение

 

мобильного

 

при

-

ложения

 

расширяет

 

функцио

-

нальные

 

возможности

 

оплаты

 

сессии

 

зарядки

отсутствие

 

необходимости

 

пополнения

 

счета

 RFID-

карты

при

 

потере

 

или

 

смене

 

мобильного

 

устройства

 

простота

 

восстановления

 

возможности

 

осуществления

 

зарядки

 

посредством

 

установ

-

ки

 

мобильного

 

приложения

 Charge&GO 

на

 

новое

 

устройство

 

непосредственно

 

в

 

месте

 

размещения

 

ЭЗС

Другими

 

пре

-

имуществами

 

мобильного

 

приложения

 

являются

кругло

-

суточный

 

режим

 

работы

персонифицированный

 

сервис

 

с

 

автоматическим

 

ведением

 

статистики

 

по

 

каждой

 

сессии

 

за

-

рядки

мониторинг

 

и

 

дистанционное

 

управление

 

процессом

 

зарядки

 

в

 

режиме

 

онлайн

возможность

 

в

 

реальном

 

време

-

ни

 

удаленно

 

посмотреть

 

занята

 

или

 

свободна

 

необходимая

 

ЭЗС

Следует

 

отметить

что

 

для

 

Калининградской

 

области

которую

 

посещает

 

большое

 

количество

 

туристов

отказ

 

от

 

использования

 RFID-

карт

 

при

 

оказании

 

услуг

 

по

 

зарядке

 

электротранспорта

 

является

 

продуманным

 

и

 

обоснованным

 

шагом

.

Интерфейс

 

мобильного

 

приложения

 

сделан

 

максималь

-

но

 

интуитивным

Сложностей

 

при

 

эксплуатации

 

ЭЗС

 

у

 

по

-

требителей

 

не

 

возникает

Чтобы

 

зарядить

 

электромобиль

достаточно

 

указать

 

необходимое

 

количество

 

электроэнер

-

гии

  (

кВт∙ч

или

 

количество

 

минут

 

сессии

 

зарядки

а

 

про

-

грамма

 

автоматически

 

определит

 

сумму

 

затрат

 

в

 

рублях

 

(

рисунок

 6

б

). 

Контролировать

 

весь

 

процесс

 

можно

 

на

 

экране

 

мобильного

 

устройства

 (

рисунок

 6

в

). 

Наличие

 

предусмотренной

 Wi-Fi 

точки

 

доступа

 

в

 

месте

 

размещения

 

ЭЗС

 

позволяет

 

установить

 

мобильное

 

прило

-

жение