

106
Пожаростойкие
шинопроводы в России
—
Игорь
Викторович
,
расскажите
немного
о
заводе
.
—
В
конце
2008
года
в
городе
Павловский
Посад
Москов
-
ской
области
было
организовано
опытно
-
промышленное
производство
пофазноизолированных
литых
токопроводов
типа
ТПЛ
напряжением
6–35
кВ
,
номинальным
током
до
7500
А
.
Широкое
применение
литые
токопроводы
нашли
на
таких
энергетических
объектах
,
как
электрические
под
-
станции
(
цепи
:
трансформатор
—
распределительные
ячей
-
ки
,
трансформатор
—
токоограничивающий
реактор
и
т
.
д
.),
электростанции
различного
типа
ГЭС
,
ГАЭС
,
ТЭЦ
,
ТЭС
,
АЭС
(
цепи
:
генератор
—
генераторный
выключатель
—
блочный
трансформатор
),
в
цепях
собственных
нужд
.
В
2013
году
наступил
очередной
виток
нашего
развития
—
мы
освоили
технологию
изготовления
комплектных
токо
-
проводов
типа
ТКЛС
напряжением
3–20
кВ
,
номинальным
током
до
10 000
А
.
Кроме
того
,
мы
разработали
продукт
низ
-
кого
напряжения
—
литой
шинопровод
типа
ТКЛН
номиналь
-
ным
током
от
800
А
до
6500
А
.
Данные
шино
-
токопроводы
также
нашли
широкое
применение
,
включая
эксплуатацию
в
тяжелых
условиях
.
О
перспективах
применения
литых
пожаростой
-
ких
шинопроводов
IP68
на
Российском
электро
-
техническом
рынке
мы
беседуем
с
генеральным
директором
завода
«
РТК
-
ЭЛЕКТРО
-
М
»
Игорем
Викторовичем
ЧЕРЕНКОВЫМ
.
ОБОРУДОВАНИЕ
Завод
«
РТК
-
ЭЛЕКТРО
-
М
»
в
г
.
Павловский
Посад
(
Московская
область
)

107
В
2015
году
мы
переехали
на
новые
современные
территории
завода
,
что
позволило
значительно
уве
-
личить
объемы
производства
и
модернизировать
тех
-
нологическое
оборудование
,
открыв
новые
горизонты
развития
.
Таким
образом
,
ООО
«
РТК
-
ЭЛЕКТРО
-
М
»
сегодня
динамично
развивающаяся
компания
,
ко
-
торая
постоянно
занимается
новыми
разработками
в
области
безопасной
передачи
электроэнергии
.
—
И
все
-
таки
,
Вы
говорите
больше
о
литых
токо
-
проводах
среднего
напряжения
,
где
завод
«
РТК
-
ЭЛЕКТРО
-
М
»
по
праву
можно
назвать
лидером
от
-
расли
.
Тема
же
сегодняшней
беседы
—
это
литые
шинопроводы
IP68.
Как
Вы
позиционируете
себя
в
этом
направлении
?
—
Да
,
конечно
,
исторически
мы
занимались
сред
-
ним
напряжением
,
однако
мы
первые
,
кто
произвел
в
2013
году
литые
шинопроводы
IP68
в
России
.
Так
сказать
,
задали
правильный
вектор
развития
рос
-
сийского
производства
литых
шинопроводов
.
К
слову
сказать
,
производить
электротехническую
продукцию
низкого
напряжения
гораздо
легче
,
чем
продукцию
среднего
напряжения
.
Мы
эффективно
используем
наш
наращенный
технический
потенциал
по
средне
-
му
напряжению
в
новых
нишах
низкого
напряжения
.
На
сегодняшний
день
мы
изготавливаем
магистраль
-
ные
и
распределительные
литые
шинопроводы
типа
ТКЛН
номинальным
напряжением
до
1
кВ
,
номиналь
-
ным
током
от
800
А
до
6500
А
.
Данные
шинопроводы
комплектуются
расширительными
элементами
,
ко
-
робками
отбора
мощности
,
шинными
компенсатора
-
ми
,
системой
крепления
и
заземления
,
необходимым
оборудованием
и
материалами
для
заливки
стыков
на
монтаже
,
удобными
терминальными
элемента
-
ми
для
подключения
к
оборудованию
,
материалами
к
противопожарным
проходам
,
а
также
для
заделки
проходов
через
стены
и
перекрытия
.
—
На
сегодняшний
день
в
России
существует
много
производителей
шинопроводных
сис
тем
,
но
в
основном
это
шинопроводы
типа
«
сэндвич
»,
рынок
здесь
довольно
насыщенный
,
высокая
конкуренция
.
Возникает
вопрос
,
для
чего
вообще
нужно
производить
литые
шинопроводы
IP68?
—
Здесь
бы
я
хотел
предоставить
развернутый
ответ
и
выделить
пять
основных
моментов
.
Первый
момент
.
За
рубежом
,
особенно
в
Европе
и
на
Ближнем
Востоке
(
Дубай
),
существуют
отрас
-
левые
стандарты
,
которые
обязывают
застройщика
/
генподрядчика
при
строительстве
высокоэтажных
зданий
(
торговые
центры
,
гостиничные
комплексы
,
ЦОДы
и
т
.
д
.)
использовать
только
литые
шинопрово
-
ды
со
степенью
защиты
IP68.
Это
,
прежде
всего
,
свя
-
зано
с
высокой
пожарной
безопасностью
(
литые
ши
-
нопроводы
не
поддерживают
горение
).
Безопасность
людей
в
зданиях
здесь
стоит
на
первом
месте
,
так
как
при
горении
изоляционных
материалов
в
других
типах
шинопроводах
выделяются
вредные
газы
,
спо
-
собствующие
удушью
,
что
в
конечном
итоге
приводит
к
плачевным
последствиям
.
Кроме
того
,
литые
ши
-
нопроводы
сейсмостойкие
,
и
,
следовательно
,
могут
работать
при
землетрясениях
до
9
баллов
(MSK-64).
Второй
момент
.
Литые
шинопроводы
—
абсолют
-
но
не
обслуживаемые
,
что
создает
существенную
эко
-
номию
на
эксплуатационных
затратах
в
дальнейшем
.
Третий
момент
.
У
всех
шинопроводов
типа
«
сэнд
-
вич
»
максимальная
степень
защиты
IP54,
что
при
эксплуатации
на
улице
не
может
обеспечить
герме
-
тичность
соединений
.
Как
бы
производители
шино
-
проводов
«
сэндвич
»
не
утверж
дали
,
что
могут
изго
-
тавливать
их
со
степенью
защиты
IP68,
это
,
мягко
го
-
воря
,
лукавство
.
Только
литые
шинопроводы
IP68
мо
-
гут
обеспечивать
надежную
передачу
электроэнергии
вне
зданий
,
по
улице
.
Кроме
того
,
компаунд
,
исполь
-
зуемый
в
наших
шинопроводах
типа
ТКЛН
,
полностью
защищен
от
ультрафиолета
и
осадков
,
что
подтверж
-
дается
зарубежными
протоколами
испытаний
.
Четвертый
момент
.
Литые
шинопроводы
абсо
-
лютно
устойчивы
к
агрессивным
средам
,
включая
устойчивость
к
солевым
туманам
,
сернистым
газам
,
что
открывает
широкие
возможности
для
использова
-
ния
их
в
нефтехимической
отрасли
и
нефтеперераба
-
тывающей
,
одним
словам
в
тех
тяжелых
условиях
,
где
шинопроводы
«
сэндвич
»
не
могут
эксплуатироваться
.
Пятый
момент
—
это
возможность
эксплуатации
под
землей
в
сырых
условиях
,
точнее
сказать
,
в
усло
-
виях
возможного
затопления
.
Если
территория
вокруг
здания
не
позволяет
прокладывать
литые
шинопрово
-
ды
на
эстакадах
,
возможна
установка
их
под
землей
в
специальных
лотках
,
что
значительно
высвободит
для
заказчика
свободную
площадь
,
этим
самым
сэко
-
номив
им
деньги
.
Токопроводы
ТКЛН
на
объектах
:
Саяно
-
Шушенская
ГЭС
(
слева
вверху
),
Зеленчукская
ГЭС
-
ГАЭС
(
справа
вверху
),
Павлово
-
Посадский
Гофрокомбинат
(
внизу
)
№
2 (41) 2017

108
ОБОРУДОВАНИЕ
—
Какие
услуги
сегодня
предлагает
заказчикам
за
-
вод
«
РТК
-
ЭЛЕКТРО
-
М
»?
—
Мы
для
себя
четко
понимаем
,
что
сегодня
наши
заказчики
нуждаются
в
комплексе
услуг
,
поэтому
мы
предлагаем
три
вида
комплексных
услуг
.
Инжиниринг
включает
в
себя
выезд
нашего
кон
-
структора
для
проведения
необходимых
замеров
на
объекте
,
подготовку
трассы
в
3D
для
согласования
с
заказчиком
,
подготовку
чертежей
секций
или
эле
-
ментов
для
производства
и
,
в
итоге
,
подготовку
пол
-
ного
комплекта
технической
сопроводительной
доку
-
ментации
.
Шеф
-
монтаж
включает
обучение
монтажников
ос
-
новным
принципам
и
подходам
монтажа
литого
ши
-
нопровода
ТКЛН
и
контроль
за
соблюдением
требо
-
ваний
инструкций
завода
-
изготовителя
на
объекте
.
А
комплексная
услуга
сервиса
включает
выезд
сер
-
вис
-
инженера
на
объект
для
проведения
тепловизи
-
онного
контроля
и
контроль
за
соблюдением
требова
-
ний
инструкций
по
эксплуатации
завода
-
изготовителя
.
—
Что
представляет
собой
конструкция
шинопро
-
вода
ТКЛН
?
—
Медные
или
алюминиевые
токоведущие
прово
-
дники
прямоугольного
сечения
залиты
изолирующим
материалом
с
высокими
изолирующими
характери
-
стиками
,
обладающим
повышенной
механической
прочностью
.
Прямые
секции
могут
быть
длиной
от
1
метра
до
6
метров
.
Соединения
между
собой
по
всей
длине
трассы
неразъемные
,
залитые
с
примене
-
нием
специальных
форм
тем
же
изолирующим
мате
-
риалом
.
Соединения
шинопровода
с
выводами
транс
-
форматоров
и
шкафов
НКУ
выполняются
разборными
с
применением
шинных
компенсаторов
и
,
по
специ
-
альным
требованиям
,
защитных
кожухов
.
Конфигу
-
рация
секций
обеспечивает
возможность
прокладки
шинопровода
в
любом
пространственном
положении
.
Конструкция
шинопровода
допускает
вертикальную
прокладку
на
любой
длине
.
На
вертикальных
участках
длиной
более
3
м
для
крепления
шинопровода
к
стро
-
ительным
конструкциям
необходимо
использовать
пружинные
конструкции
.
Крепление
шинопровода
к
несущим
строительным
конструкциям
(
опорам
,
полу
,
стенам
,
потолку
)
выполняется
при
помощи
специаль
-
ных
стальных
или
алюминиевых
профилей
,
шпилек
различной
длины
и
метизов
.
Элементы
крепления
обе
-
спечивают
надежную
фиксацию
шинопровода
к
опор
-
ным
металлоконструкциям
и
свободное
(
при
темпера
-
турных
изменениях
)
его
перемещение
.
Компенсация
линейных
изменений
при
колебаниях
температуры
осуществляется
за
счет
компенсационных
секций
с
тепловым
расширением
,
устанавливаемых
на
пря
-
молинейных
участках
трасс
с
интервалом
не
более
30
метров
.
—
Что
Вы
можете
сказать
о
качестве
производимой
Вашим
предприятием
продукции
?
—
Качество
продукции
у
нас
европей
-
ское
,
и
это
действительно
так
.
На
за
-
воде
действует
несколько
лет
система
менеджмента
качества
(
инжиниринга
и
производства
) ISO 9000:2001 c
еже
-
годным
ауди
том
немецкой
фирмой
Eurocert.
Каждая
секция
,
терминаль
-
ный
,
расширительный
элементы
литого
шинопровода
ТЛН
проходят
приемо
-
сдаточные
испытания
в
собственной
электротехнической
лаборатории
,
что
сопровождается
протоколом
испыта
-
ний
.
Кроме
того
,
мы
всегда
испыты
-
ваем
образцы
новых
и
модернизиро
-
ванных
продуктов
на
нагрев
в
своей
лаборатории
,
только
потом
переходим
Токопроводы
ТКЛН
на
Павлово
-
Посадском
Гофрокомбинате
Примеры
конфигураций
секций
шинопровода
ТКЛН

109
8-800-550-33-11
www.rtc-electro-m.ru
of
fi
ce@rtc-electro-m.ru
к
серийному
производству
.
На
заводе
слаженно
работает
система
входно
-
го
и
выходного
контроля
.
К
примеру
,
мы
проверяем
проводимость
прово
-
дников
на
соответствие
требованиям
российских
ГОСТ
ов
,
замеряем
пере
-
ходное
сопротивление
в
местах
сва
-
рочных
швов
.
Также
у
нас
есть
своя
химическая
лаборатория
,
которая
определяет
соответствие
технических
характеристик
материалов
для
при
-
готовления
заливочного
компаунда
.
Весь
этот
комплекс
мероприятий
по
-
зволяет
нам
уверенно
предлагать
на
-
шим
заказчикам
литой
шинопровод
со
сроком
эксплуатации
более
40
лет
.
Недаром
литые
шинопроводы
наше
-
го
завода
выбирают
на
самые
ответ
-
ственные
объекты
российской
энерге
-
тики
такие
ведущие
компании
,
как
ПАО
«
Рус
гидро
»,
ПАО
«
Роснефть
»
и
т
.
д
.
—
А
как
на
заводе
обстоят
дела
с
сертификацией
?
—
Могу
сказать
,
что
литые
шинопроводы
ТКЛН
—
единственные
в
России
имеют
весь
набор
протоко
-
лов
типовых
испытаний
на
все
номиналы
,
причем
это
не
только
на
соответствие
требованиям
российских
ГОСТов
,
но
и
международных
.
Протоколы
испытаний
европейских
лабораторий
KEMA
и
DEKRA
авторитет
-
но
подтверждают
высокое
качество
шино
проводов
ТКЛН
.
—
На
Ваш
взгляд
,
монтаж
шинопроводов
—
это
рутинная
работа
или
ответственная
услуга
?
—
К
монтажу
литых
шинопроводов
мы
относимся
так
же
ответственно
,
как
к
токопроводам
среднего
на
-
пряжения
.
С
самого
начала
монтажа
шеф
-
инженеры
проводят
обучение
монтажников
на
объектах
,
ор
-
ганизовывают
обучение
на
наших
тренировочных
стендах
,
находящихся
на
заводе
.
Кроме
того
,
шеф
-
инженеры
проходят
ежегодную
аттестацию
на
за
-
воде
.
Наши
шеф
-
инженеры
проводят
надзор
за
монтажом
в
течение
всего
периода
монтажа
,
а
не
точечно
,
как
у
других
производителей
,
тем
самым
обеспечивая
надежное
качество
монтажа
.
Заливка
каждого
стыка
литого
шинопровода
проводится
под
контролем
шеф
-
инженера
с
обязательным
замером
переходных
сопротивлений
.
Квалификация
шеф
-
инженеров
завода
позволяет
решать
технические
за
-
дачи
любой
сложности
,
возникшие
в
ходе
монтажа
.
—
Что
Вы
ожидаете
от
своих
заказчиков
в
этом
году
?
—
Не
посчитайте
нескромностью
,
но
мы
бы
хотели
иметь
на
заводе
много
заказов
,
чтобы
полностью
за
-
грузить
производственные
мощности
,
иметь
равно
-
мерную
загрузку
по
месяцам
.
Получать
от
наших
уважаемых
заказчиков
качественную
техническую
документацию
для
проведения
инжиниринга
.
Ну
и
на
-
верное
,
общее
желание
для
всех
производителей
—
это
получать
своевременную
оплату
поставленной
продукции
.
А
самое
главное
—
удовлетворенность
наших
заказчиков
качеством
литых
шинопроводов
типа
ТКЛН
.
Мы
приглашаем
всех
желающих
посетить
стенд
нашего
завода
на
выставке
«
ЭЛЕКТРО
2017» (
стенд
FE030,
павильон
«
Форум
»)
с
17
по
20
апреля
по
адресу
:
ЦВК
«
Экспоцентр
»
(
Москва
,
Краснопресненская
наб
., 14),
где
Вы
сможете
получить
консульта
-
цию
у
наших
технических
специалистов
и
ближе
познакомиться
с
предлагаемым
оборудованием
.
Р
Беседовал
Дмитрий
Балдин
Производственный
цех
завода
«
РТК
-
ЭЛЕКТРО
-
М
»
Производственный
цех
завода
«
РТК
-
ЭЛЕКТРО
-
М
»
№
2 (41) 2017
Оригинал статьи: Пожаростойкие шинопроводы в России
О перспективах применения литых пожаростойких шинопроводов IP68 на Российском электротехническом рынке мы беседуем с генеральным директором завода «РТК-ЭЛЕКТРО-М» Игорем Викторовичем ЧЕРЕНКОВЫМ.