Энергетический надзор во имя системной надежности и безопасности

Page 1
background image

Page 2
background image

10

—  Дмитрий Иванович, в марте 2022 года 

исполнится 10 лет, как Вы входите в состав 

редакционного  совета  журнала  «ЭЛЕКТРО

-

ЭНЕРГИЯ.  Передача  и  распределение», 

и 10 лет под Вашим руководством в журна

-

ле  выходят  материалы,  посвященные  во

-

просам  энергетической  безопасности.  За 

этот  период  российское  законодательство 

в  этой  области  претерпело  многократные 

и  существенные  изменения.  Какие  из  этих 

изменений  Вы  считаете  ключевыми  для 

укрепления  системы  энергетической  без

-

опасности,  какие  требуют  дальнейшей  до

-

работки и переосмысления?

—  В  современном  динамично  развива-

ющемся  мире  10  лет  —  и  мало,  и  много.  За 

этот  период,  с  одной  стороны,  еще  больше 

стали  проявляться  последствия  физического 

и морального износа основного оборудования 

большой  электроэнергетики  страны,  с  дру-

гой — все масштабнее стали проникать в нашу 

электроэнергетику современное оборудование 

и технологии мирового уровня, которые требу-

ют  развития  и  расширения  методологической 

и нормативно- технической базы.

Эффективное  функционирование  и  раз-

витие  электроэнергетики  страны  зависят 

от  качества,  системности  и  актуальности 

нормативно- технической  базы.  Со  временем 

устаревает  и  требует  обновления  не  только 

материально- техническая база (электрические 

сети,  станции),  но  и  нормативная.  В  соответ-

ствии  с  поручением  Президента  Российской 

Федерации, данным в рамках его послания Фе-

деральному Собранию 20 февраля 2019 года, 

Правительство  Российской  Федерации  отме-

нило  с  1  января  2021  года  все  действующие 

нормативные правовые акты, за исключением 

ряда  актов  по  электроэнергетике.  Органы  го-

сударственного контроля (надзора) с 1 января 

2021  года  утвердили  новые  актуализирован-

ные требования, разработанные с учетом риск-

ориентированного  подхода  и  современного 

уровня  технологического  развития  электро-

энергетики.

В  целях  комплексного  обновления  обяза-

тельных требований планируется реализовать 

«регуляторную  гильотину»,  предусматрива-

ющую  обновление  всех  обязательных  тре-

бований,  принятых  ранее  с  одновременным 

Энергетический надзор 

во имя системной надежности 

и безопасности

В эксклюзивном интервью журна

-

лу «ЭЛЕКТ РОЭНЕРГИЯ. Передача 

и распределение» заместитель Ру

-

ководителя Федеральной службы по 

экологическому, технологическому 

и атомному надзору (Ростехнадзор) 

Дмитрий ФРОЛОВ разъясняет произо

-

шедшие и планируемые изменения 

системы контрольно- надзорной дея

-

тельности, рассказывает о меропри

-

ятиях, проводимых Ростехнадзором 

с целью предотвращения системных 

аварий и снижения производствен

-

ного травматизма. Дополнительные 

разъяснения затрагивают вопросы 

расширения цифрового формата вза

-

имодействия Ростехнадзора с орга

-

низациями и гражданами, отношения 

к бесхозяйным сетям и передачи их 

в управление ответственным инфра

-

структурным организациям.

акцент


Page 3
background image

11

проведением  анализа  фактических  положительных 

(отрицательных)  последствий  принятия  норматив-

ных  правовых  актов,  а  также  достижения  заявлен-

ных целей регулирования.

Данная мера призвана радикальным образом от-

сечь требования, содержащиеся в нормативных пра-

вовых  актах,  которые  в  настоящее  время  утратили 

свою актуальность, не проходили процедуру эконо-

мической оценки их эффективности и существенно 

влияют либо затрудняют ведение предприниматель-

ской деятельности.

Ростехнадзором одним из первых среди надзор-

ных органов внедрен риск-ориентированный подход, 

который  применяется  в  линейке  осуществляемых 

надзоров  с  2014  года  (промышленная  безопас-

ность  —  2014  год,  ГТС  —  2017  год,  энергетика  — 

2018 год).

Реализация норм федеральных законов, направ-

ленных  на  актуализацию  надзорной  деятельности, 

позволяет  сделать  государственный  надзор  наибо-

лее прозрачным и эффективным. Реализация риск-

ориентированного  подхода  позволяет  направить 

все  усилия  на  наиболее  опасные  и  ответственные 

участки  работы  субъектов  электроэнергетики,  по-

требителей электрической энергии и так далее. Что 

напрямую приведет к снижению аварийности и трав-

матизма на поднадзорных объектах.

Пересмотр  системы  контрольно- надзорной  дея-

тельности  направлен  на  совершенствование  мето-

дов работы инспекторского состава с применением 

современных методов диагностики и представления 

информации надзора.

В настоящий момент для реализации положений 

Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-

ФЗ  «О  государственном  контроле  (надзоре)  и  му-

ниципальном  контроле  в  Российской  Федерации» 

существенно пересмотрена нормативная база по во-

просам  эксплуатации  объектов  электроэнергетики, 

тепловых станций и сетей, и ГТС.

Так, например, изменен подход в части проведе-

ния проверочных мероприятий. Положения о феде-

ральном  государственном  энергетическом  надзоре 

и  надзоре  за  ГТС  (постановления  Правительства 

Российской  Федерации  №  1085  и  №  1080  соответ-

ственно)  определяют  предмет  государственного 

контроля  (надзора)  и  орган  (должностные  лица  ор-

ганов),  его  осуществляющий,  порядок  применения 

системы  управления  рисками  причинения  вреда 

(ущерба) охраняемым законом ценностям, виды кон-

трольных  (надзорных)  мероприятий  и  контрольных 

(надзорных)  действий,  порядок  организации  про-

филактических  мероприятий,  досудебный  порядок 

рассмотрения жалоб на решения, действия (бездей-

ствие)  должностных  лиц  при  осуществлении  феде-

рального государственного надзора, порядок оценки 

результативности  и  эффективности  деятельности 

при осуществлении федерального государственного 

надзора.

С целью предотвращения системных аварий про-

должается  внедрение  устройств  дистанционного 

управления  оборудованием  объектов  электроэнер-

гетики,  что  дает  возможность  увеличения  скорости 

реализации  управляющих  воздействий  по  измене-

нию  топологии  электрической  сети,  активной  и  ре-

активной  мощности  станций,  исключения  рисков 

ошибочных действий диспетчерского и оперативно-

го персонала, эффективного использования пропуск-

ной способности сетей. Осуществляется взаимодей-

ствие  энергосистем  по  оперативному  управлению, 

в  том  числе  по  вопросам,  затрагивающим  страны 

СНГ.  Активно  работает  Комиссия  по  оперативно- 

технологической  координации  совместной  работы 

энергосистем стран СНГ и Балтии (КОТК).

—  В постоянной рубрике «Производственный 

травматизм» мы публикуем материалы, где раз

-

бираются  несчастные  случаи  на  объектах  элек

-

троэнергетики, а также их причины вкупе с анали

-

зом и рекомендациями к недопущению подобных 

инцидентов. Тем не менее из года в год работни

-

ки энергетических предприятий допускают одни 

и те же ошибки, и мы вновь читаем печальные 

сводки. Как, по Вашему мнению, необходимо по

-

менять  систему  проработки  несчастных  случа

-

ев,  чтобы  минимизировать  их  в  будущем?  Или 

здесь нет единого «рецепта» и необходим инди

-

видуальный подход?

—  Действительно,  как  правило,  причины,  ввиду 

которых возникает несчастный случай на производ-

стве (будь он тяжелый, групповой или со смертель-

ным исходом), не новы, и Ростехнадзор, безусловно, 

использует все возможности снижения рисков трав-

мирования персонала в энергоустановках.

Одной  из  целей  контрольной  (надзорной)  дея-

тельности  является  предупреждение  нарушений 

обязательных  требований.  В  качестве  профилакти-

ки  травматизма  и  аварийности  в  энергоустановках 

Ростехнадзором,  помимо  проведения  (контрольных 

(надзорных) мероприятий, также осуществляется:

 

–  подготовка  и  направление  анализа  несчастных 

случаев  в  территориальные  органы  Федераль-

ной  службы  по  экологическому,  технологиче-

скому  и  атомному  надзору  с  целью  донесения 

информации,  содержащейся  в  анализе,  до 

поднадзорных  организаций,  для  планирования 

и  проведения  ими  мероприятий  по  совершен-

ствованию  работы,  направленной  на  пред-

упреждение несчастных случаев от воздействия 

электрического тока;

 

–  размещение  материалов  по  произошедшим  на 

энергоустановках организаций, подконтрольных 

органам  Ростехнадзора,  и  расследованным 

несчастным  случаям  со  смертельным  исходом 

на официальном сайте Ростехнадзора, а также 

их  публикация  в  Информационном  бюллетене 

Ростехнадзора и данном журнале;

 

–  ежемесячное  проведение  совещаний  с  пред-

ставителями  крупных  поднадзорных  предпри-

ятий,  например,  таких,  как  ПАО  «Русгидро», 

ПАО  «Россети»,  ОАО  «РЖД»,  ПАО  «Квадра», 

ПАО «Т Плюс» и других, с участием территори-

альных органов Ростехнадзора, для обсуждения 

проблемных  вопросов,  связанных  с  аварийно-

стью и смертельным травматизмом.

№ 1 (70) 2022


Page 4
background image

12

Уже более 4 лет в журнале «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. 

Передача  и  распределение»  публикуются  материа-

лы о производственном травматизме. Это позволя-

ет донести до как можно более широкой аудитории 

информацию,  способствующую  принятию  превен-

тивных мер и исключению возможных рисков анало-

гичных происшествий в организациях, эксплуатиру-

ющих энергоустановки. Это как раз тот случай, когда 

мы  видим  реальный  результат  нашего  сотрудниче-

ства.

Согласно  Трудовому  кодексу  Российской  Фе-

дерации  (ст.  229),  в  случае,  если  произошел  тяже-

лый, групповой несчастный случай или несчастный 

случай  со  смертельным  исходом,  то,  как  правило, 

председателем  комиссии  по  расследованию  соот-

ветствующего происшествия назначается сотрудник 

Федеральной службы по труду и занятости.

Для  улучшения  оперативного  взаимодей-

ствия в ходе работы комиссии по расследованию 

несчастных случаев в энергоустановках, а именно 

по  вопросам  участия  сотрудников  Ростехнадзора 

в составе комиссии по расследованию или выдачи 

заключения о технических причинах происшествия 

с  целью  обеспечения  всестороннего  рассмотре-

ния обстоятельств происшествия, Ростехнадзором 

в  прошлом  году  проведено  рабочее  совещание 

с Рострудом.

Профилактика является одной из составляющих 

всего комплекса мер, влияющих на снижение уров-

ня  производственного  травматизма.  А  базовым, 

безусловно, является нормативное сопровождение. 

В этом направлении Минэнерго России и Минтрудом 

России с участием Ростехнадзора в рамках регуля-

торной гильотины сделано многое. Важно эту работу 

и дальше продолжать так же активно с учетом воз-

никающей правоприменительной практики.

Считаю  необходимым  обратить  внимание  на 

важное изменение при осуществлении контрольной 

(надзорной)  деятельности,  произошедшее  в  ходе 

реформы.  В  соответствии  с  Федеральным  законом 

№  248-ФЗ  «О  государственном  контроле  (надзо-

ре) и муниципальном контроле в Российской Феде-

рации»  отведенные  на  проверку  сроки  сокращены 

вдвое (до 10 рабочих дней). В ходе проверок орга-

ном  Госэнергонадзора  в  указанные  сроки  должен 

проводиться  тщательный  контроль  за  исполнением 

обязательных требований поднадзорными организа-

циями, оценка безопасности эксплуатации ими обо-

рудования. Учитывая объемы работы при проверке 

крупных юридических лиц, в частности сетевых орга-

низаций и вертикально интегрированных компаний, 

можно  констатировать,  что  условия  нашей  работы 

сильно усложнились, и это требует от нас предель-

ной мобилизации всех сил.

В 2021 году сотрудниками Национального иссле-

довательского  университета  «Московский  энергети-

ческий  институт»  подготовлен  анализ  несчастных 

случаев  со  смертельным  исходом,  произошедших 

в энергоустановках в 2011–2020 годах, который по-

казал, что наибольшее количество несчастных слу-

чаев произошло в организациях со средней (29,9%), 

значительной (26,9%) и низкой (19,7%) категориями 

риска, что не соответствует принятой модели опре-

деления рисков, где внимание сосредоточено на вы-

сокой категории риска. Поэтому считаю, что для бо-

лее точной работы динамической модели в рамках 

риск-ориентированного подхода при присвоении ка-

тегорий риска предприятиям необходимо учитывать 

ряд  других  важных  условий,  в  частности  уровень 

профессионального  риска  персонала  данных  орга-

низаций. Этот вопрос обсуждался на Всероссийской 

неделе охраны труда в 2021 году в г. Сочи, привлек 

к себе внимание, и сейчас мы вместе с коллегами из 

НИУ «МЭИ» работаем в этом направлении дальше.

—  Ростехнадзор,  как  и  другие  федеральные 

органы,  переводит  часть  своей  работы  в  циф

-

ровой формат взаимодействия с организациями 

и гражданами. Как продвигается эта работа? Что 

уже сделано? Как Вы видите подобный порядок 

взаимодействия в ближайшей перспективе?

—  В  Паспорте  национальной  программы  «Циф-

ровая  экономика  Российской  Федерации»  отмеча-

ется,  что  реализация  программы  «Цифровое  госу-

дарственное  управление»  позволит  осуществить 

окончательный  переход  на  электронное  взаимо-

действие  граждан  и  организаций  с  государством 

(федеральными  органами  исполнительной  власти), 

а также сделает более удобным указанное взаимо-

действие для граждан и организаций.

Реализация федерального проекта предполагает:

 

–  обеспечение  предоставления  государственных 

услуг и сервисов в цифровом (электронном) виде 

в соответствии с прогрессирующими потребно-

стями современного общества;

 

–  обеспечение цифровой трансформации органов 

государственной власти, направленной на повы-

шение  качества  осуществления  возложенных 

на них функций и уменьшения издержек при их 

осуществлении;

 

–  создание  системы  управления  данными,  в  том 

числе по их сбору, хранению, обработке, распро-

странению и анализу;

 

–  обеспечение эксплуатации и развития цифровой 

инфраструктуры  (автоматизированных  инфор-

мационных систем);

 

–  обеспечение эффективного межведомственного 

информационного  взаимодействия,  интеграция 

информационных систем и ресурсов;

 

–  увеличение объема и качества государственных 

услуг, предоставляемых гражданам и организа-

циям  в  электронном  виде,  совершенствование 

системы  предоставления  государственных 

и муниципальных услуг;

 

–  обеспечение  использования  преимущественно 

отечественного программного обеспечения.

В  целях  реализации  указанной  концепции  циф-

ровой  трансформации  Ростехнадзор  продолжает 

работы  по  созданию  и  расширению  функционала 

цифровой платформы «Автоматизированная инфор-

мационная  система  Ростехнадзора»  (далее  —  ЦП 

АИС Ростехнадзора), обеспечивающей решение за-

дач  по  цифровизации  осуществления  контрольно- 

надзорной  деятельности  и  оказания  государствен-

АКЦЕНТ


Page 5
background image

13

ных  услуг,  в  том  числе  в  рамках  осуществления 

федерального  государственного  энергетического 

надзора.

Уже сегодня разработанная цифровая платфор-

ма — удобный и современный инструмент как для 

инспекторского и административного состава Служ-

бы (цифровое рабочее место), так и для поднадзор-

ных организаций (личный кабинет).

В настоящее время соответствующие подсисте-

мы  ЦП  АИС  Ростехнадзора  проходят  апробацию 

и  по  мере  готовности  выводятся  в  промышленную 

эксплуатацию.  Параллельно  проводится  активное 

взаимодействие с Министерством цифрового разви-

тия и массовых коммуникаций (Минцифры России) 

по  интеграции  ЦП  АИС  Ростехнадзора  с  Единым 

порталом  государственных  услуг  (функций)  (да-

лее — ЕПГУ), что позволит контролируемым лицам 

или  заявителям  пользоваться  сервисами  портала 

«Госуслуги»  для  получения  государственных  услуг, 

предоставляемых  Ростехнадзором,  в  электронном 

(цифровом) формате.

В данный момент в электронной форме доступны 

следующие государственные услуги в рамках функ-

ционала  федерального  государственного  энергети-

ческого надзора:

 

–  выдача разрешений на эксплуатацию гидротех-

нических сооружений (за исключением судоход-

ных и портовых гидротехнических сооружений);

 

–  определение  экспертных  центров  для  прове-

дения  экспертизы  деклараций  безопасности 

гидротехнических  сооружений,  поднадзорных 

Федеральной службе по экологическому, техно-

логическому и атомному надзору;

 

–  согласование правил эксплуатации гидротехни-

ческих сооружений (за исключением судоходных 

и портовых гидротехнических сооружений);

 

–  утверждение  декларации  безопасности  гидро-

технических сооружений (за исключением судо-

ходных  гидротехнических  сооружений,  а  также 

гидротехнических  сооружений,  полномочия  по 

осуществлению надзора за которыми переданы 

органам местного самоуправления).

В ближайшее время будет доступна в электрон-

ной  форме  государственная  услуга  по  выдаче  раз-

решений на допуск в эксплуатацию энергопринимаю-

щих установок потребителей электрической энергии, 

объектов  по  производству  электрической  энергии, 

объектов  электросетевого  хозяйства,  объектов  те-

плоснабжения и теплопотребляющих установок.

Неоспоримы  преимущества  получения  государ-

ственных услуг в электронной форме через ЕПГУ:

 

–  сокращение  времени  получения  необходимой 

информации;

 

–  отсутствие необходимости стоять в очередях;

 

–  заполнение  формы  заявления,  приложение 

документов в онлайн- режиме;

 

–  сокращение  числа  посещений,  уменьшение 

финансовых и временных издержек;

 

–  минимизация личных контактов с должностными 

лицами, антикоррупционная направленность;

 

–  возможность  отслеживать  статусы  обработки 

заявления в личном кабинете.

Предоставление  Ростехнадзором  и  его  террито-

риальными органами вышеуказанных государствен-

ных услуг в электронном виде предусматривает пе-

реход к «реестровой модели» их оказания.

Целью данного перехода является предоставление 

услуг  в  электронной  форме  без  необходимости  лич-

ного посещения, в онлайн- режиме. Другими словами, 

речь идет об услугах в виде сведений из записи в элек-

тронном реестре без выдачи результата на бумажном 

носителе (хотя получение выписки из реестра может 

быть сохранено в качестве отдельного сервиса).

На  выписку  из  реестра  наносится  QR-код,  со-

держащий  в  кодированном  виде  адрес  страницы 

в интернете с размещенными на ней записями, со-

держащими необходимые сведения об оказанной го-

сударственной услуге.

В  завершение  темы  цифровой  трансформации 

федерального  государственного  энергетического 

надзора хотелось бы отметить, что в настоящее вре-

мя активно и методично проводится работа по вне-

дрению системы дистанционного контроля и монито-

ринга, что позволит вывести на качественно новый 

уровень  взаимодействие  контролирующего  органа 

с поднадзорными организациями, в онлайн- режиме 

осуществлять  информационный  обмен,  обработку 

и анализ поступающих данных, существенно снизить 

возможные  риски  возникновения  аварийных  ситуа-

ций, а также административную нагрузку на поднад-

зорные организации в целом.

—  По-прежнему  слабо  контролируемыми 

и весьма опасными остаются бесхозяйные энер

-

гообъекты  и  объекты,  находящиеся  в  частной 

собственности  недобросовестных  владельцев. 

В каком направлении проводится работа, чтобы 

как можно скорее исключить подобные опасно

-

сти?

—  Вопрос весьма серьезный, и мне бы хотелось 

для  его  рассмотрения  разделить  энергообъекты  на 

два типа — объекты теплосетевого комплекса и объ-

екты электросетевого хозяйства.

Понятно, что бесхозяйная тепловая сеть, да и лю-

бой бесхозяйный объект теплоснабжения несет наи-

В ходе рабочего совещания 

№ 1 (70) 2022


Page 6