16
Май–июнь 2013
16
17
Май–июнь 2013
17
Вертолёт
с
помощью
корзины
на
тросовой
подвеске
доставля
-
ет
бригаду
линейных
рабочих
на
опору
.
К
омпания
Idaho Power
обслуживает
линии
элек
-
тропередачи
протяжённостью
почти
8047
км
,
проходящие
через
изрезанные
горами
и
уда
-
лённые
территории
американских
штатов
Ай
-
дахо
и
Орегон
.
Наземное
мобильное
оборудование
,
необходимое
для
обслуживания
линий
электропереда
-
чи
,
является
довольно
сложным
,
к
тому
же
иногда
для
выполнения
работ
требуется
разрешение
от
собствен
-
ников
земли
,
заключение
экологических
служб
и
даже
строительство
новых
дорог
.
Помимо
проблем
доступа
к
линии
всё
более
трудным
становится
получение
раз
-
решения
на
отключение
потребителей
от
электроснаб
-
жения
,
чтобы
выполнить
работы
по
техобслуживанию
линии
.
Хотя
компания
имеет
некоторые
резервные
мощности
,
высокая
нагрузка
линий
зимой
и
летом
пре
-
пятствует
отключениям
в
течение
этих
сезонов
,
поэтому
отключения
могут
быть
выполнены
весной
или
осенью
.
Компания
Idaho Power
обслуживает
более
500000
пот
-
ребителей
электроэнергии
на
территории
около
62160
км
2
.
С
1980-
х
годов
нагрузка
компании
увеличилась
на
1075
МВт
и
продолжает
расти
на
50
МВт
ежегодно
,
при
этом
самое
быстрое
увеличение
нагрузки
имеет
место
в
г
.
Бойсе
(Boise)
и
его
окрестностях
.
Специализированные
бригады
по
обслуживанию
ЛЭП
под
напряжением
Обследование
линии
электропередачи
Brownlee—
Boise Bench
показало
,
что
многие
изоляторы
и
гасите
-
ли
вибрации
требуют
замены
.
Проект
выполнения
ра
-
бот
по
устранению
выявленных
недостатков
включал
в
себя
реконструкцию
ЛЭП
протяжённостью
166
км
между
электростанцией
Brownlee
в
каньоне
Hell
и
подстанцией
Boise Bench
в
центральной
части
Бойса
.
В
своей
струк
-
туре
компания
Idaho Power
не
имеет
бригад
,
которые
обслуживали
бы
действующие
линии
230
кВ
без
снятия
напряжения
,
поэтому
предприятие
электрических
сетей
передало
этот
проект
подрядчикам
,
которые
участвуют
в
тендерах
на
обслуживание
действующих
линий
без
их
отключения
. Idaho Power
выбрала
в
качестве
подряд
-
чика
Haver
fi
eld Aviation,
предприятие
,
имеющее
авиаци
-
онное
подразделение
,
способное
выполнять
полёты
в
сложной
обстановке
и
в
условиях
минимальных
габа
-
ритов
до
элементов
ЛЭП
,
а
также
обладающее
штатом
квалифицированных
рабочих
-
линейщиков
.
Работая
в
тесном
взаимодействии
,
команда
проек
-
тировщиков
из
Idaho Power
и
две
команды
из
компании
Haver
fi
eld,
одна
из
которых
занимается
специализиро
-
ванным
обслуживанием
,
а
вторая
обеспечивает
безо
-
пасность
выполнения
работ
,
разработали
детальный
Обслуживание ЛЭП с воздуха
Idaho Power использует вертолёт при обслуживании
действующих ЛЭП под напряжением, чтобы выполнить
работы своевременно и без отключения потребителей.
Том Барбер (Tom Barber),
Idaho Power
план
,
хорошо
скоординированный
с
задачами
предпри
-
ятия
электрических
сетей
.
Специалисты
подрядчика
выезжали
для
обследо
-
вания
каждой
опоры
и
проводили
измерения
,
чтобы
составить
подробный
план
проведения
работ
.
Каждый
этап
проекта
был
внесён
в
общий
список
,
при
этом
были
обозначены
возможные
риски
,
связанные
с
его
выпол
-
нением
,
описаны
все
действия
и
были
разработаны
ме
-
роприятия
по
снижению
рисков
.
Также
для
уменьшения
рисков
было
предложено
применять
специализирован
-
ное
оборудование
,
которое
позволяет
безопасно
про
-
водить
работы
.
Совместные
совещания
проводились
каждое
утро
,
чтобы
обсудить
все
этапы
проекта
,
оце
-
нить
возможные
риски
и
разработать
меры
по
их
сниже
-
нию
для
всех
этапов
проекта
.
Реализация
проекта
В
соответствии
с
решением
,
принятым
на
совмест
-
ном
совещании
,
один
из
вертолётов
(
всего
их
21)
компа
-
нии
Haver
fi
eld
марки
McDonnel Douglas MD500
должен
был
с
помощью
закреплённой
на
тросовой
подвеске
вертолёта
корзине
доставлять
рабочих
-
линейщиков
и
необходимое
оборудование
непосредственно
к
месту
проведения
работ
на
опоре
ВЛ
.
Оборудование
,
необ
-
ходимое
для
работы
,
включало
сцепную
линейную
ар
-
ЛИНИИ
Электропередачи
18
Май–июнь 2013
18
ЛИНИИ
Электропередачи
Инновации
при
техническом
обслуживании
ЛЭП
с
воздуха
Всё
более
трудным
становится
получить
раз
-
решение
на
отключение
линии
электропередачи
во
время
её
обслуживания
.
Проблемы
экологии
и
недостаточный
уровень
строительства
новых
,
всё
более
необходимых
ЛЭП
усложняют
ситуа
-
цию
ещё
больше
.
Ответственность
,
лежащая
на
сетевых
энергетических
предприятиях
и
энерге
-
тических
системах
с
учётом
постоянно
возрас
-
тающей
потребности
в
электроэнергии
,
а
также
тот
факт
,
что
некоторые
территории
обслужи
-
ваются
радиальными
ЛЭП
,
делают
техническое
обслуживание
действующих
линий
электропере
-
дачи
под
напряжением
единственным
жизнеспо
-
собным
решением
.
Признавая
необходимость
рассмотрения
этой
проблемы
,
компания
Haver
fi
eld
создала
от
-
дел
для
изучения
особенностей
выполнения
по
-
добного
обслуживания
ЛЭП
.
В
этот
отдел
были
включены
опытные
пилоты
,
ведущие
специали
-
сты
,
линейщики
,
а
также
рабочие
наземных
по
-
левых
бригад
.
Отделу
было
поручено
изучить
проблемные
ситуации
при
выполнении
техниче
-
ского
обслуживания
сложных
действующих
ЛЭП
и
предложить
проекты
конструктивных
решений
.
Поскольку
проблемы
являются
уникальными
,
отдел
продолжает
искать
наилучшие
решения
.
В
недавно
завершённом
проекте
были
обо
-
значены
все
трудности
,
для
преодоления
ко
-
торых
следовало
сконструировать
уникальное
устройство
,
которое
будет
полезным
во
многих
ситуациях
в
будущем
.
Согласно
проекту
предла
-
галось
выполнить
определённые
работы
на
обо
-
рудовании
на
опорах
,
которое
было
разработано
для
линий
электропередачи
напряжением
69
кВ
,
но
устанавливалось
на
ЛЭП
115
кВ
,
что
делало
традиционные
методы
обслуживания
проблематичными
.
В
качестве
решения
рассматривалась
разработка
выдвигающейся
с
помощью
гидравлической
лебёдки
балки
из
стекловолокна
с
крепёжными
подстраиваемыми
кронштейнами
.
Все
это
позволяло
безопасно
выполнять
на
опорах
ЛЭП
необходимые
работы
,
которые
включали
разгрузку
натяж
-
ных
зажимов
,
замену
изоляторов
,
а
также
выполнение
любого
необходимого
ремонта
проводов
.
Была
ситуация
,
когда
требовалось
заменить
изоляторы
на
опорах
ЛЭП
,
имеющих
высоту
122
м
и
располо
-
женных
на
переходе
через
реку
,
причём
работа
должна
была
быть
проделана
на
действующей
линии
без
от
-
ключения
.
При
этом
провода
имели
поперечное
сечение
1773
мм
2
и
погонный
вес
5,443
кг
/
м
каждый
.
Для
реа
-
лизации
проекта
специалисты
отдела
разработали
лебёдку
,
способную
создавать
нагрузку
10886
кг
.
Лебёдка
устанавливалась
на
траверсе
опоры
и
использовалась
для
обеспечения
требуемых
при
замене
изоляторов
габаритов
провода
до
поверхности
воды
в
переходном
пролёте
ЛЭП
.
В
дополнение
были
изготовлены
крепёжные
балки
из
стеклопластика
,
достаточно
прочные
,
чтобы
спра
-
виться
с
огромным
весом
проводов
.
Поскольку
работы
проводились
также
на
линии
напряжением
345
кВ
,
то
бригада
должна
была
в
итоге
смонтировать
выдвижные
балки
длиной
24
м
,
чтобы
обеспечить
оптималь
-
ное
размещение
оборудования
и
безопасную
работу
линейным
рабочим
.
Последней
разработкой
для
проекта
была
малогабаритная
передвижная
тележка
,
которая
использовалась
для
выполнения
работ
на
одиночном
проводе
для
замены
гасителей
вибрации
весом
1,361
кг
.
Для
решения
проблем
,
связанных
с
выполнением
работ
на
средней
фазе
ЛЭП
500
кВ
,
требовалась
разра
-
ботка
специальной
тележки
,
которая
могла
бы
перемещаться
по
проводу
и
подвешивалась
бы
внизу
к
верто
-
лёту
на
тросовой
подвеске
.
При
использовании
тележки
такой
конструкции
линейный
рабочий
связан
с
зави
-
сающим
вертолётом
длинным
,
не
менее
15
м
,
тросом
.
На
основе
такой
конструкции
тележка
новой
разработки
вместе
с
линейным
рабочим
и
оснасткой
устанавливается
без
проблем
в
нужном
месте
на
проводе
средней
фазы
действующей
ЛЭП
500
кВ
.
Ещё
в
одной
сложной
ситуации
,
когда
на
пересечении
водного
пространства
стояли
опоры
ЛЭП
высотой
122
м
при
длине
переходного
пролёта
1524
м
,
требовалась
замена
противовесов
и
внутрифазовых
распорок
.
При
этом
традиционные
тележки
не
могли
перемещаться
без
проскальзывания
.
Специалистам
отдела
потре
-
бовалось
разработать
четырёхколёсную
тележку
с
приводом
,
которая
могла
бы
достигать
середины
пролёта
без
проскальзывания
.
Бригада
линейных
рабочих
,
подъёмники
,
платформы
и
необходи
-
мая
оснастка
были
доставлены
на
эту
опору
вертолётом
,
чтобы
выполнить
сложный
комплекс
работ
по
обслуживанию
действую
-
щей
линии
.
19
Май–июнь 2013
19
С
вертолёта
видны
находящиеся
на
платформе
линейщики
,
до
-
ставленные
на
опору
с
помощью
длинной
тросовой
подвески
.
матуру
,
скобы
,
изолирующие
штанги
,
лестницы
,
трапы
,
натяжные
зажимы
и
гаечные
ключи
.
Также
вертолёт
поднимал
к
месту
проведения
работ
на
опоре
необхо
-
димое
специализированное
оборудование
.
В
качестве
некоторых
примеров
такого
оборудования
,
которое
мо
-
жет
быть
необходимо
при
работе
на
опорах
особых
кон
-
струкций
,
указано
следующее
:
•
специально
разработанные
трапы
и
тележки
для
за
-
мены
изолирующей
подвески
проводов
;
•
длинные
изолирующие
штанги
для
безопасной
ра
-
боты
персонала
в
зоне
контакта
с
токоведущими
ча
-
стями
.
Ремонт
проводов
,
замена
линейной
арматуры
и
изоляторов
Работы
по
ремонту
проводов
,
по
замене
гасителей
вибрации
и
других
элементов
линейной
арматуры
,
а
так
-
же
по
полной
замене
изоляторов
значительно
упрости
-
лись
за
счёт
применения
запатентованного
монтажного
устройства
,
которое
крепится
к
телу
опоры
.
Специальная
балка
из
стекловолокна
,
прикрепляемая
к
телу
опоры
кронштейнами
,
выдвигается
с
помощью
гидравлической
лебёдки
,
позволяя
верхолазам
безопасно
работать
.
В
процессе
производства
работ
к
верхней
части
опоры
вертолётом
доставлялась
и
закреплялась
не
-
посредственно
под
проводами
монтажная
тележка
.
Рабочий
зацеплял
и
приподнимал
провод
с
помощью
гидравлической
лебёдки
,
затем
отсоединял
провод
от
изоляторов
и
отводил
его
в
сторону
.
Другой
рабочий
при
помощи
изолированной
стеклопластиковой
балки
приближался
к
проводу
,
с
помощью
штанги
с
искровым
промежутком
уравнивал
потенциал
своего
защитного
комбинезона
с
потенциалом
провода
,
после
чего
мог
прикасаться
к
нему
.
Затем
линейный
рабочий
выполнял
работы
,
связанные
с
ремонтом
провода
,
находясь
на
балке
из
стекловолокна
,
в
то
время
как
второй
линей
-
ный
рабочий
заменял
дефектные
изоляторы
на
новые
,
используя
вертолёт
.
На
анкерно
-
угловых
опорах
дополнительно
исполь
-
зовались
специально
приспособленные
кронштейны
и
изолированные
от
опоры
балки
,
позволяющие
разгру
-
зить
гирлянду
натяжных
изоляторов
от
усилий
тяжения
провода
,
удерживать
провод
и
снимать
механическую
нагрузку
на
изоляторы
.
Двое
линейных
рабочих
с
помо
-
щью
вертолёта
доставлялись
к
месту
выполнения
ре
-
монта
элементов
линии
на
миниплатформе
,
присоеди
-
нённой
к
вертолёту
с
помощью
тросовой
подвески
.
Они
должны
были
зацепиться
за
провод
с
помощью
крюков
и
скобами
зафиксировать
платформу
,
в
то
время
как
вер
-
толёт
зависал
над
проводом
.
Затем
один
из
линейщиков
отсоединял
провод
от
изоляторов
,
уже
не
находящихся
под
тяжением
,
и
возвращался
на
землю
.
Линейщики
,
на
-
ходящиеся
на
опоре
во
время
этой
операции
,
выполняли
работы
по
замене
изоляторов
.
Процесс
подсоединения
провода
к
натяжной
гирлянде
изоляторов
выполнялся
в
обратном
порядке
.
Все
работы
по
замене
гасителей
ви
-
брации
выполнялись
с
применением
миниплатформы
,
закреплённой
на
тросовой
подвеске
под
вертолётом
.
На
участках
ЛЭП
с
концевыми
опорами
линейные
ра
-
бочие
доставлялись
к
месту
ремонта
вертолётом
с
по
-
мощью
тросов
,
а
затем
так
же
по
воздуху
доставлялось
оборудование
.
Лестницы
из
стекловолокна
опускались
и
устанавливались
в
нужном
положении
на
элементах
конструкции
концевой
опоры
,
обеспечивая
возможность
доступа
линейщиков
непосредственно
к
проводу
.
Сте
-
кловолоконные
выдвижные
балки
линейные
рабочие
устанавливали
,
находясь
на
лестнице
,
чтобы
получить
возможность
разгрузить
изоляторы
от
усилий
тяжения
и
заменить
повреждённые
изоляторы
.
Результаты
Работы
по
выполнению
проекта
Brownlee—Boise
Bench
начались
третьего
сентября
2012
г
.
и
были
завер
-
шены
через
15
дней
по
графику
.
В
результате
выпол
-
нения
проекта
были
заменены
42
гирлянды
подвесных
изоляторов
и
две
натяжные
гирлянды
на
концевых
опо
-
рах
.
Кроме
того
,
в
необходимых
местах
был
выполнен
ремонт
проводов
и
возле
66
стальных
решётчатых
опор
ЛЭП
были
установлены
новые
гасители
вибрации
.
При
практически
равных
расходах
на
ремонт
и
обслужива
-
ние
команде
линейщиков
,
работающих
на
земле
,
пона
-
добилось
бы
три
с
половиной
месяца
,
чтобы
выполнить
такую
работу
.
Том
Барбер
(Tom Barber, [email protected])
является
менеджером
проекта
в
Idaho Power Co.
и
имеет
15-
летний
стаж
работы
в
муниципальных
энер
-
гетических
предприятиях
.
До
Idaho Power
он
работал
в
группе
консультантов
компании
Ralph M. Parsons and
Power Engineers.
Имеет
степень
бакалавра
в
области
электротехники
Университета
штата
Айдахо
и
является
профессиональным
инженером
,
зарегистрированным
в
этом
штате
.
Компании
,
упомянутые
в
статье
:
Haver
fi
eld | www.haver
fi
eld.com
Idaho Power | www. idahopower.com
ЛИНИИ
Электропередачи
Оригинал статьи: Обслуживание ЛЭП с воздуха
Idaho Power использует вертолёт при обслуживании действующих ЛЭП под напряжением, чтобы выполнить работы своевременно и без отключения потребителей.