Краткие обзоры докладов 43-й сессии СИГРЭ

Page 1
background image

Page 2
background image

78

СеТи  РОССии

ЗА 

РУбежОм

78

сигрэ

сигрэ  —  Международный  совет  по 

Большим  электрическим  системам, 

одна  из  ведущих  мировых  организа-

ций  в  области  систем  электрической 

энергии,  охватывающая  технические, 

экономические, экологические, органи-

зационные  и  управленческие  аспекты 

деятельности,  является  неправитель-

ственной,  некоммерческой  междуна-

родной  ассоциацией,  основанной  во 

Франции в 1921 г. 

основная  миссия  сигрэ  —  органи-

зация  широкого  обсуждения  вопросов 

планирования  и  эксплуатации  энерге-

тических систем, в том числе проекти-

рования,  сооружения,  обслуживания, 

контроля  технического  состояния  вы-

соковольтного  оборудования  и  устано-

вок,  проблемы  защиты  энергосистем, 

организации телекоммуникационных и 

информационных систем.

сигрэ  развивает  технические  зна-

ния, используя следующие методы:

• конференции  и  заседания,  на  кото-

рых  документы  формируются  и  об-

суждаются;

• исследовательские комитеты (ик) по-

стоянно разрабатывают технические 

проблемы и по результатам разработ-

ки публикуют доклады;

• проходящие раз в два года (в четные 

годы) в Париже сессии являются наи-

более важными событиями в деятель-

ности  сигрэ.  они  собирают  вместе 

3000 делегатов из всех частей света.  

На сессии 2010 г. обсуждалось более 

400 докладов, охватывающих все об-

ласти деятельности сигрэ;

• в нечетные годы обычно проводятся 

симпозиумы,  проходящие  в  разных 

странах мира. они проводятся с уча-

стием  меньшего  числа  делегатов  (по 

сравнению с сессиями) и фокусируют 

внимание на ограниченном круге во-

просов;

• другие заседания проводятся на уров-

не отдельных стран или регионов.

В  настоящее  время  функциониру-

ют  16  исследовательских  комитетов, 

каждый из которых действует в рамках 

определенного  направления  электроэ-

нергетической отрасли. Деятельность ик 

осуществляется  посредством  формиро-

вания  и  организации  активной  работы 

рабочих  групп,  которая  координирует-

ся  техническим  комитетом  сигрэ.  В 

указанные  структуры  вовлечены  более 

2000 экспертов. результатами этой дея-

тельности являются более 50 тематиче-

ских докладов, публикуемых ежегодно.

Редакция журнала открывает новую рубрику, в кото-
рой будут публиковаться наиболее интересные и акту-
альные  материалы  докладов  СИгРЭ  —  Международ-
ного  Совета  по  Большим  Электрическим  Системам 
по  тематике  Исследовательского  комитета  (ИК)  В2 
«Воздушные  линии  электропередачи»,  ИК  В4  «Обо-
рудование электропередач постоянного тока высоко-
го напряжения и мощной силовой электроники» и А2 
«Трансформаторы». В этом номере мы ознакомим чи-
тателей с краткими обзорами докладов, прозвучавших 
на 43-й сессии СИгРЭ по тематике ИК В2.

краткие обзоры 

докладов 43-й 
сессии сиГРЭ

историЧескАя ПрАВкА


Page 3
background image

79

№ 2, сентябрь-октябрь, 2010

исслеДоВАтельскиЙ  

коМитет В2

Область  деятельности  Исследова-

тельского комитета (ИК) В2 охватыва-

ет  проектирование,  строительство  и 

эксплуатацию воздушных линий (ВЛ), 

включая  механические  и  электриче-

ские аспекты работы таких элементов 

линий,  как  провода,  грозозащитные 

тросы,  изоляторы,  линейная  армату-

ра,  опоры  и  их  фундаменты.  Анали-

зируются и обобщаются данные о ре-

зультатах  испытаний  этих  элементов 

ВЛ,  эксплуатационные  характеристи-

ки, данные об их техническом состоя-

нии, практика эксплуатации, вопросы 

ремонта,  реконструкции  и  повыше-

ния  пропускной  способности  линий. 

Структура  ИК  включает  21  рабочую 

группу (РГ), задача которых состоит в 

получении, анализе и обобщении ин-

формации по всем указанным выше 

направлениям  деятельности  ИК,  а 

также  в  подготовке  к  публикации 

обобщающих  отчетов,  технических 

брошюр,  докладов  и  рекомендатель-

ных материалов.

В  четные  годы  СИГРЭ  проводит 

сессии,  на  пленарных  заседаниях 

профильных  ИК  которых  происходит 

обсуждение  представленных  деле-

гатами  и  принятых  к  рассмотрению 

Техническим  комитетом  докладов. 

Доклады готовятся и представляются 

в строгом соответствии с утвержден-

ной  на  предыдущей  сессии  предпо-

чтительной тематикой. В 2010 г. на 

43-й  сессии  СИГРЭ  по  тематике 

ИК  В2  было  представлено  25  до-

кладов  по  трем  предпочтительным 

темам:

•  проблемы  экологического  воз-

действия новых и существующих 

воздушных линий; 

•  увеличение  передаваемой  мощ-

ности  по  существующим  линиям 

посредством  конверсии  пере-

менного  тока  в  постоянный  или 

путем  увеличения  класса  напря-

жения линии;

•  способы  оценки  эксплуатацион-

ной готовности ВЛ как в электри-

ческом,  так  и  в  механическом 

аспекте.

Далее  представлен  обзор  докла-

дов  по  первой  предпочтительной 

теме. В последующих выпусках жур-

нала  будут  рассматриваться  как  об-

зоры докладов по двум другим пред-

почтительным  темам,  так  и  более 

подробные  публикации  наиболее 

интересных  и  актуальных  материа-

лов  по  всем  трем  перечисленным 

направлениям.

ПроБлеМЫ экологиЧеского 

ВоЗДеЙстВия НоВЫХ  

и сУщестВУЮщиХ ВоЗДУшНЫХ 

лиНиЙ

Задачи первой предпочтительной 

темы были сформулированы следую-

щим образом:

•  способы  снижения  визуального 

воздействия  (интеграции  ВЛ  с 

существующим ландшафтом, раз-

работка новых конструкций опор 

и прочее), снижение уровня аку-

стических  воздействий,  миними-

зация действия электрического и 

магнитного полей;

•  методы  ограничения  размеров 

коридоров  линий,  компактиза-

ция  конструкций  опор,  снижение 

отрицательного  влияния  на  окру-

жающую среду при эксплуатации 

и ремонте ВЛ;

•  анализ  возможности  повторного 

использования  элементов  воз-

душных линий электропередачи. 

Во  многих  странах  существуют 

большие  трудности  согласования 

с  населением  и  получения  разре-

шения  местной  администрации  по 

вопросам  проектирования  и  строи-

тельства  новых  воздушных  линий. 

Значительное  влияние  на  экологию 

оказывает  процесс  сооружения  но-

вых  линий.  Существенные  экологи-

ческие  воздействия  оказываются 

в  ходе  эксплуатации,  ремонта  ВЛ,  а 

также в процессе работ, направлен-

ных  на  прекращение  эксплуатации 

линии.  Различные  формы  противо-

действия  созданию  новых  линий 

связаны главным образом с визуаль-

ным воздействием нового линейного 

объекта, влиянием электрического и 

магнитного полей, а также с акусти-

ческим  влиянием,  обусловленным 

явлением  коронирования  проводов 

и  линейной  арматуры  линий  высо-

ких классов напряжения. По данной 

предпочтительной  теме  доклады 

были представлены из 14 стран. 

Доклад  В2-101  представлен  ря-

дом  авторов  из  сетевой  компании 

ЭЛИА  (Бельгия)

  и  посвящен  пробле-

ме повышения в два раза пропускной 

способности ВЛ 150 кВ, решенной пу-

тем замены обычных АС проводов на 

высокотемпературные  марки  АССС. 

Основная  задача  реконструкции  ВЛ 

состояла в использовании трассы су-

ществующей линии. Помимо замены 

проводов,  реконструкция  сводилась 

к усилению части фундаментов опор. 

Работы по замене проводов на двух-

цепной  ВЛ  проводились  без  отклю-

чения  одной  из  цепей  действующей 

линии.  Так  как  провода  на  рекон-

струированной цепи имеют меньшие 

стрелы провеса, напряженность маг-

нитного поля под проводами осталась 

практически на прежнем уровне.

В  процессе  анализа  реконструк-

ции  этой  линии  были  рассмотрены 

варианты подвески семи различных 

марок  и  конструкций  проводов.  В 

качестве  наиболее  перспективно-

го  был  выбран  провод  АССС  325  с 

композитным  сердечником,  выпол-

ненным  из  углепластиковых  воло-

кон. По сравнению с применявшим-

ся  на  данной  линии  проводом  АС 

298  новый  высокотемпературный 

провод  обеспечивает  возможность 

повышения  максимальных  токовых 

нагрузок от 248 до 517 А, что позво-

ляет  решить  проблему  повышения 

пропускной способности ВЛ.

Воздушные линии

оБЗор ДоклАДоВ, ПреДстАВлеННЫХ НА 43-Й сессии МеЖДУНАроДНоЙ 

коНФереНции сигрэ По теМАтике исслеДоВАтельского коМитетА В2 

«ВоЗДУшНЫе лиНии электроПереДАЧи» 

Владимир ШКАПЦОВ, ведущий аналитик группы Компаний ОПТЭН, к.т.н.


Page 4
background image

80

ЗА РУбежОм

В  дискуссии  по  докладу  обсуж-

дались  возможные  пути  снижения 

уровня магнитного поля при исполь-

зовании  высокотемпературных  про-

водов  и  соответственно  повышен-

ных токовых нагрузок.

Доклад  В2-102  «Городские  ВЛ 

компактного  типа  напряжением 

69,  138  и  230  кВ»  представлен 

четырьмя  авторами  из  сетевой 

компании  КОПЕЛ  (Бразилия)

.  Рас-

сматриваемые  линии  часто  рас-

полагаются  в  пешеходных  зонах,  и 

поэтому  специальные  меры  преду-

смотрены для выполнения устройств 

заземления опор (рис. 1).

Конструкции опор (рис. 2) предо-

ставляют  возможность  использова-

ния  очень  узких  коридоров  линий. 

Приемлемые  уровни  электромаг-

нитного  поля  и  интенсивности 

стриммерной  короны  достигаются 

благодаря выбору специальной кон-

фигурации  расположения  фазных 

проводов,  а  также  применению 

специального  дополнительного  гро-

зозащитного троса, расположенного 

ниже фазных проводов. 

В  докладе  В2-103  (Дания)

  опи-

сываются  потенциальные  техни-

ческие  решения,  обусловленные 

новыми  требованиями,  предписы-

вающими  необходимость  сниже-

ния  визуального  воздействия  трасс  

подземных  высоковольтных  ка-

белей  и  новых  воздушных  линий 

электропередачи. 

Рассматрива-

ется  возможность  и  целесообраз-

ность создания опор для ВЛ 400 кВ  

с  применением  композитных  мате-

риалов.  Публикация  подобных  до-

кладов,  содержанием  которых  яв-

ляется  обсуждение  потенциальной 

возможности  применения  новых 

технических  решений,  не  соответ-

ствует сформировавшейся практике  

СИГРЭ публиковать данные о тех иде-

ях и технических решениях, которые 

уже  нашли  применение  на  реаль-

ных объектах, проверены практикой 

эксплуатации. Однако требования к 

докладам,  представленным  страна-

ми ЕЭС, существенно отличаются от 

требований  к  материалам,  авторы 

которых  из  России,  Индии,  Китая  и 

ряда других стран.

В  дискуссии  было  отмечено,  что 

идея использовать траверсы из ком-

позитного материала, а также прово-

да  с  композитными  сердечниками 

(рис.  3)  представляется  достаточно 

перспективной. Однако обсуждение 

на  уровне  не  проверенных  практи-

кой  идей  не  носит  конструктивного 

характера.  В  дискуссии  отмечено, 

что  необходимо  проведение  специ-

альных  исследований  и  комплекса 

экспериментальных  проверок  и 

испытаний  для  того,  чтобы  сформу-

лированные  в  докладе  идеи  могли 

быть рекомендованы для практиче-

ского  применения.  Авторам  докла-

да  предложено  проработать  также 

вопросы оценки ожидаемого срока 

службы  опор  из  композитных  мате-

риалов, а также исследовать вопро-

сы  ремонтопригодности  подобных 

конструкций. 

Доклад В2-104 Франка Лувегра-

на  (РТЕ,  Франция)

  посвящен  про-

блемам  создания  таких  новых  кон-

струкций опор, применение которых 

обеспечило  бы  снижение  экологи-

ческого  влияния  воздушных  линий 

электропередачи  наряду  с  умень-

шением их стоимости. В достаточно 

общем  виде  рассматривается  ряд 

альтернативных концепций. 

Трое 

японских 

специали-

стов  из  компании  Electric  Power 

Development  представили  доклад 

В2-105  «Эффективное  исполь-

зование  земли  при  применении 

специальных высоких опор, пред-

рис. 1. специальные заземляющие устройства для опор,  

расположенных в пешеходных зонах

рис. 2. опоры компактного типа для Вл 69 кВ (а), 138 кВ (b) и 230 кВ (с)

рис. 3

а 

c

а — провод ACCC с сердечником из углепластика и проводящими проволо-

ками из отожженного алюминия; b — провод ACCR с сердечником из оксида 

алюминия и проводящими проволоками из сплава алюминия с цирконием.

а 

b

асфальтовое 

покрытие

бетонная 

стойка

зазем-

ляющие 

стержни


Page 5
background image

81

№ 2, сентябрь-октябрь, 2010

назначенных для увеличения про-

пускной способности ВЛ»

. Дефицит 

земельных  ресурсов  в  Японии  по-

буждает  специалистов  проектных 

организаций  разрабатывать  вари-

анты более эффективного использо-

вания имеющихся коридоров суще-

ствующих ВЛ. Необходимый эффект 

достигается  при  сооружении  непо-

средственно на пикетах существую-

щих  опор  новых  конструкций  зна-

чительно  большей  высоты.  Одним 

из  возможных  вариантов  решения 

подобной  проблемы  является  про-

ектирование  и  сооружение  опор  с 

узкой  базой.  Другим  решением  яв-

ляется  применение  искривленных 

опор  с  искривленным  основанием, 

что  позволяет  размещать  новые 

фундаменты рядом с существующи-

ми опорами.

Другой  вариант  конструкции 

компактных  ВЛ  обсуждался  в  со-

вместном  докладе  В2-106,  пред-

ставленном  группой  авторов  из 

Дубая  и  Румынии. 

Применение 

компактных  конструкций  позволило 

разместить шесть двухцепных линий 

400 кВ в коридоре шириной 355 м. 

Как показано на рис. 5, расстоя-

ния между осями линий составляют 

48,4 м. Это позволяет выполнять об-

служивание  линий  под  напряжени-

ем. Даже при повреждении верхней 

части одной из опор до конструктив-

ных  элементов  соседней  опоры  в 

условиях  повреждения  сохраняется 

расстояние 3,2 м, что обеспечивает 

безопасность группы опор, располо-

женной в указанном узком коридо-

ре в подобных аварийных условиях. 

В  докладе  В2-107,  представ-

ленном  четырьмя  авторами  из  Ав-

стрии

,  рассматриваются  вопросы 

экологического влияния двух ВЛ 110 

кВ, расположенных в очень специфи-

ческом коридоре, значительная часть 

которого  подвержена  интенсивному 

подтоплению  (рис.  6.)  при  разливах 

Дуная и других расположенных рядом 

рек. Одну из описываемых в докладе 

проходящих  параллельно  ВЛ  110  кВ 

планируется  перевести  на  напряже-

ние 220 кВ. Рассматриваются различ-

ные мероприятия, уже применяемые 

и дополнительно разрабатываемые с 

целью снижения экологического вли-

яния этих ВЛ. 

Сотрудники бразильского Науч-

но-исследовательского  института 

CEPEL  представили  доклад  В2-

108

, посвященный проблемам эко-

рис. 6. расположение опор специальной конструкции  

на подтопляемой территории

рис. 5. компактные Вл 400 кВ в Дубае в коридоре шириной 355 м

рис. 4. конструкция опоры увеличенной высоты со сверхузкой базой 


Page 6
background image

82

ЗА РУбежОм

рис. 7. опора типа «бриллиант» 

компании KEPKO (корея)

рис. 8. Процедура нанесения  

гидрофобного покрытия  

на поверхность провода

логического  влияния  линий  посто-

янного  тока.  В  течение  длительного 

времени  проводились  наблюдения 

и измерения на ВЛ±600 кВ. По мне-

нию  авторов,  в  настоящее  время 

недостаточно  экспериментальных 

данных  и  расчетных  методов  для 

корректной  оценки  влияния  линий 

постоянного  тока.  Приводятся  дан-

ные  сравнительного  анализа  пара-

метров  акустических  воздействий, 

короны  и  электромагнитного  поля 

для  линий  постоянного  и  перемен-

ного  тока  применительно  к  различ-

ным  метеорологическим  условиям, 

особенно для дождя и ветра. 

Сравнительные  характеристи-

ки  параметров  электромагнитного 

поля приведены в докладе B2-109 

авторов, представляющих Техниче-

ский  университет  в  Праге  (Чехия)

Даны  характеристики  электромаг-

нитного  поля  для  шести  различных 

типов опор ВЛ 220 кВ и 400 кВ и для 

марок проводов, как новых, так и тех, 

которые  находились  в  эксплуатации 

длительное  время.  В  докладе  при-

ведены рекомендации по снижению 

интенсивности поля на стандартном 

уровне от поверхности земли. В ходе 

дискуссии  рассматривались  также 

отличия  от  приведенных  в  докладе 

параметров электромагнитного поля 

ВЛ 235 кВ и 420 кВ.

В  докладе  В2-110  (Ирландия)

 

обсуждаются  конструкции  вновь 

спроектированных  в  течение  по-

следних десятилетий опор ВЛ 220 и 

400 кВ. Особое внимание сосредо-

точено  на  вопросах  планирования 

и  получения  разрешительных  до-

кументов,  что  в  Ирландии  чрезвы-

чайно  трудно.  Многие  годы  уходят 

на  преодоление  процедур  согласо-

вания технических и организацион-

ных решений с местными органами 

власти. 

Доклад  В2-111  ряда  специали-

стов  из  сетевой  компании  KEPCO 

(Корея)

  посвящен  описанию  кон-

структивных  особенностей  и  харак-

теристик  электромагнитного  влия-

ния  новых  компактных  опор  типа 

«бриллиант», в основу создания кото-

рых  была  положена  идея  примене-

ния изолирующих траверс (рис. 7). 

Благодаря  сокращенным  меж-

фазным  расстояниям  снижается 

уровень  напряженности  электриче-

ского и магнитного полей на уровне 

земли.  Расчетные  оценки  электри-

ческих характеристик поля на уров-

не  земли  подтвердили  успешность 

проекта  создания  компактной  ВЛ 

150 кВ.

В  докладе  В2-112  группа  ав-

торов из компании KEMA (Нидер-

ланды)

  рассматривает  ряд  новых 

конструкций  ВЛ  400  кВ,  необходи-

мость  создания  которых  обуслов-

лена  рядом  жестких  требований  к 

уровням  электрического  и  магнит-

ного  полей,  выдвинутых  голланд-

скими  властями.  Новые  конструк-

ции  включают  стальные  стойки  и 

подвижные  композитные  изолиру-

ющие  траверсы.  Многочисленные 

электрические  и  механические  ис-

пытания  были  проведены  с  целью 

снижения  рисков  при  практиче-

ском  применении  новых  конструк-

тивных решений. 

Куратор направления «Воздуш-

ные линии» рубрики «СИГРЭ» 

Шкапцов Владимир Александро-

вич, ведущий аналитик Группы 

Компаний (ГК) ОПТЭН, к.т.н., 

ст.н.с., постоянный представитель 

РФ в ИК В2 «Воздушные линии 

электропередачи», номинирован 

техническим комитетом, как 

CIGRE Distinguished Member.

Куратор ответит на все инте-

ресующие вопросы по данной 

теме, которые можно направить в 

редакцию по e-mail: vopros@eepr.ru 

или позвонить  

по тел. +7 (495) 645 1221 

Швейцарские инженеры из ком-

пании  ETH  (Цюрих,  Швейцария)  в 

своем  докладе  В2-113  описывают 

методы  снижения  акустического 

шума, излучаемого ВЛ, за счет при-

менения  различных  гидрофобных 

покрытий,  наносимых  на  поверх-

ность проводов. На новые провода 

гидрофобные  покрытия  предлагает-

ся  наносить  в  заводских  условиях. 

Для старых проводов с различными 

сроками  службы  опробованы  мно-

гие  технологические  приемы  (рис. 

8)  нанесения  покрытий  в  полевых 

условиях.  Измерения  показывают, 

что  уровень  шума  может  быть  сни-

жен на 1—2 дБ. 

В  дискуссии  по  этому  докладу 

высказывались  сомнения  по  по-

воду  продолжительности  действия 

эффекта  снижения  шума  после  вы-

полнения  процедуры  нанесения 

гидрофобного  покрытия  на  поверх-

ность провода.


Читать онлайн

Об обзорах Исследовательского комитета В2 СИГРЭ – «Воздушные линии электропередачи»

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»