78
СеТи РОССии
ЗА
РУбежОм
78
сигрэ
сигрэ — Международный совет по
Большим электрическим системам,
одна из ведущих мировых организа-
ций в области систем электрической
энергии, охватывающая технические,
экономические, экологические, органи-
зационные и управленческие аспекты
деятельности, является неправитель-
ственной, некоммерческой междуна-
родной ассоциацией, основанной во
Франции в 1921 г.
основная миссия сигрэ — органи-
зация широкого обсуждения вопросов
планирования и эксплуатации энерге-
тических систем, в том числе проекти-
рования, сооружения, обслуживания,
контроля технического состояния вы-
соковольтного оборудования и устано-
вок, проблемы защиты энергосистем,
организации телекоммуникационных и
информационных систем.
сигрэ развивает технические зна-
ния, используя следующие методы:
• конференции и заседания, на кото-
рых документы формируются и об-
суждаются;
• исследовательские комитеты (ик) по-
стоянно разрабатывают технические
проблемы и по результатам разработ-
ки публикуют доклады;
• проходящие раз в два года (в четные
годы) в Париже сессии являются наи-
более важными событиями в деятель-
ности сигрэ. они собирают вместе
3000 делегатов из всех частей света.
На сессии 2010 г. обсуждалось более
400 докладов, охватывающих все об-
ласти деятельности сигрэ;
• в нечетные годы обычно проводятся
симпозиумы, проходящие в разных
странах мира. они проводятся с уча-
стием меньшего числа делегатов (по
сравнению с сессиями) и фокусируют
внимание на ограниченном круге во-
просов;
• другие заседания проводятся на уров-
не отдельных стран или регионов.
В настоящее время функциониру-
ют 16 исследовательских комитетов,
каждый из которых действует в рамках
определенного направления электроэ-
нергетической отрасли. Деятельность ик
осуществляется посредством формиро-
вания и организации активной работы
рабочих групп, которая координирует-
ся техническим комитетом сигрэ. В
указанные структуры вовлечены более
2000 экспертов. результатами этой дея-
тельности являются более 50 тематиче-
ских докладов, публикуемых ежегодно.
Редакция журнала открывает новую рубрику, в кото-
рой будут публиковаться наиболее интересные и акту-
альные материалы докладов СИгРЭ — Международ-
ного Совета по Большим Электрическим Системам
по тематике Исследовательского комитета (ИК) В2
«Воздушные линии электропередачи», ИК В4 «Обо-
рудование электропередач постоянного тока высоко-
го напряжения и мощной силовой электроники» и А2
«Трансформаторы». В этом номере мы ознакомим чи-
тателей с краткими обзорами докладов, прозвучавших
на 43-й сессии СИгРЭ по тематике ИК В2.
краткие обзоры
докладов 43-й
сессии сиГРЭ
историЧескАя ПрАВкА
79
№ 2, сентябрь-октябрь, 2010
исслеДоВАтельскиЙ
коМитет В2
Область деятельности Исследова-
тельского комитета (ИК) В2 охватыва-
ет проектирование, строительство и
эксплуатацию воздушных линий (ВЛ),
включая механические и электриче-
ские аспекты работы таких элементов
линий, как провода, грозозащитные
тросы, изоляторы, линейная армату-
ра, опоры и их фундаменты. Анали-
зируются и обобщаются данные о ре-
зультатах испытаний этих элементов
ВЛ, эксплуатационные характеристи-
ки, данные об их техническом состоя-
нии, практика эксплуатации, вопросы
ремонта, реконструкции и повыше-
ния пропускной способности линий.
Структура ИК включает 21 рабочую
группу (РГ), задача которых состоит в
получении, анализе и обобщении ин-
формации по всем указанным выше
направлениям деятельности ИК, а
также в подготовке к публикации
обобщающих отчетов, технических
брошюр, докладов и рекомендатель-
ных материалов.
В четные годы СИГРЭ проводит
сессии, на пленарных заседаниях
профильных ИК которых происходит
обсуждение представленных деле-
гатами и принятых к рассмотрению
Техническим комитетом докладов.
Доклады готовятся и представляются
в строгом соответствии с утвержден-
ной на предыдущей сессии предпо-
чтительной тематикой. В 2010 г. на
43-й сессии СИГРЭ по тематике
ИК В2 было представлено 25 до-
кладов по трем предпочтительным
темам:
• проблемы экологического воз-
действия новых и существующих
воздушных линий;
• увеличение передаваемой мощ-
ности по существующим линиям
посредством конверсии пере-
менного тока в постоянный или
путем увеличения класса напря-
жения линии;
• способы оценки эксплуатацион-
ной готовности ВЛ как в электри-
ческом, так и в механическом
аспекте.
Далее представлен обзор докла-
дов по первой предпочтительной
теме. В последующих выпусках жур-
нала будут рассматриваться как об-
зоры докладов по двум другим пред-
почтительным темам, так и более
подробные публикации наиболее
интересных и актуальных материа-
лов по всем трем перечисленным
направлениям.
ПроБлеМЫ экологиЧеского
ВоЗДеЙстВия НоВЫХ
и сУщестВУЮщиХ ВоЗДУшНЫХ
лиНиЙ
Задачи первой предпочтительной
темы были сформулированы следую-
щим образом:
• способы снижения визуального
воздействия (интеграции ВЛ с
существующим ландшафтом, раз-
работка новых конструкций опор
и прочее), снижение уровня аку-
стических воздействий, миними-
зация действия электрического и
магнитного полей;
• методы ограничения размеров
коридоров линий, компактиза-
ция конструкций опор, снижение
отрицательного влияния на окру-
жающую среду при эксплуатации
и ремонте ВЛ;
• анализ возможности повторного
использования элементов воз-
душных линий электропередачи.
Во многих странах существуют
большие трудности согласования
с населением и получения разре-
шения местной администрации по
вопросам проектирования и строи-
тельства новых воздушных линий.
Значительное влияние на экологию
оказывает процесс сооружения но-
вых линий. Существенные экологи-
ческие воздействия оказываются
в ходе эксплуатации, ремонта ВЛ, а
также в процессе работ, направлен-
ных на прекращение эксплуатации
линии. Различные формы противо-
действия созданию новых линий
связаны главным образом с визуаль-
ным воздействием нового линейного
объекта, влиянием электрического и
магнитного полей, а также с акусти-
ческим влиянием, обусловленным
явлением коронирования проводов
и линейной арматуры линий высо-
ких классов напряжения. По данной
предпочтительной теме доклады
были представлены из 14 стран.
Доклад В2-101 представлен ря-
дом авторов из сетевой компании
ЭЛИА (Бельгия)
и посвящен пробле-
ме повышения в два раза пропускной
способности ВЛ 150 кВ, решенной пу-
тем замены обычных АС проводов на
высокотемпературные марки АССС.
Основная задача реконструкции ВЛ
состояла в использовании трассы су-
ществующей линии. Помимо замены
проводов, реконструкция сводилась
к усилению части фундаментов опор.
Работы по замене проводов на двух-
цепной ВЛ проводились без отклю-
чения одной из цепей действующей
линии. Так как провода на рекон-
струированной цепи имеют меньшие
стрелы провеса, напряженность маг-
нитного поля под проводами осталась
практически на прежнем уровне.
В процессе анализа реконструк-
ции этой линии были рассмотрены
варианты подвески семи различных
марок и конструкций проводов. В
качестве наиболее перспективно-
го был выбран провод АССС 325 с
композитным сердечником, выпол-
ненным из углепластиковых воло-
кон. По сравнению с применявшим-
ся на данной линии проводом АС
298 новый высокотемпературный
провод обеспечивает возможность
повышения максимальных токовых
нагрузок от 248 до 517 А, что позво-
ляет решить проблему повышения
пропускной способности ВЛ.
Воздушные линии
оБЗор ДоклАДоВ, ПреДстАВлеННЫХ НА 43-Й сессии МеЖДУНАроДНоЙ
коНФереНции сигрэ По теМАтике исслеДоВАтельского коМитетА В2
«ВоЗДУшНЫе лиНии электроПереДАЧи»
Владимир ШКАПЦОВ, ведущий аналитик группы Компаний ОПТЭН, к.т.н.
80
ЗА РУбежОм
В дискуссии по докладу обсуж-
дались возможные пути снижения
уровня магнитного поля при исполь-
зовании высокотемпературных про-
водов и соответственно повышен-
ных токовых нагрузок.
Доклад В2-102 «Городские ВЛ
компактного типа напряжением
69, 138 и 230 кВ» представлен
четырьмя авторами из сетевой
компании КОПЕЛ (Бразилия)
. Рас-
сматриваемые линии часто рас-
полагаются в пешеходных зонах, и
поэтому специальные меры преду-
смотрены для выполнения устройств
заземления опор (рис. 1).
Конструкции опор (рис. 2) предо-
ставляют возможность использова-
ния очень узких коридоров линий.
Приемлемые уровни электромаг-
нитного поля и интенсивности
стриммерной короны достигаются
благодаря выбору специальной кон-
фигурации расположения фазных
проводов, а также применению
специального дополнительного гро-
зозащитного троса, расположенного
ниже фазных проводов.
В докладе В2-103 (Дания)
опи-
сываются потенциальные техни-
ческие решения, обусловленные
новыми требованиями, предписы-
вающими необходимость сниже-
ния визуального воздействия трасс
подземных высоковольтных ка-
белей и новых воздушных линий
электропередачи.
Рассматрива-
ется возможность и целесообраз-
ность создания опор для ВЛ 400 кВ
с применением композитных мате-
риалов. Публикация подобных до-
кладов, содержанием которых яв-
ляется обсуждение потенциальной
возможности применения новых
технических решений, не соответ-
ствует сформировавшейся практике
СИГРЭ публиковать данные о тех иде-
ях и технических решениях, которые
уже нашли применение на реаль-
ных объектах, проверены практикой
эксплуатации. Однако требования к
докладам, представленным страна-
ми ЕЭС, существенно отличаются от
требований к материалам, авторы
которых из России, Индии, Китая и
ряда других стран.
В дискуссии было отмечено, что
идея использовать траверсы из ком-
позитного материала, а также прово-
да с композитными сердечниками
(рис. 3) представляется достаточно
перспективной. Однако обсуждение
на уровне не проверенных практи-
кой идей не носит конструктивного
характера. В дискуссии отмечено,
что необходимо проведение специ-
альных исследований и комплекса
экспериментальных проверок и
испытаний для того, чтобы сформу-
лированные в докладе идеи могли
быть рекомендованы для практиче-
ского применения. Авторам докла-
да предложено проработать также
вопросы оценки ожидаемого срока
службы опор из композитных мате-
риалов, а также исследовать вопро-
сы ремонтопригодности подобных
конструкций.
Доклад В2-104 Франка Лувегра-
на (РТЕ, Франция)
посвящен про-
блемам создания таких новых кон-
струкций опор, применение которых
обеспечило бы снижение экологи-
ческого влияния воздушных линий
электропередачи наряду с умень-
шением их стоимости. В достаточно
общем виде рассматривается ряд
альтернативных концепций.
Трое
японских
специали-
стов из компании Electric Power
Development представили доклад
В2-105 «Эффективное исполь-
зование земли при применении
специальных высоких опор, пред-
рис. 1. специальные заземляющие устройства для опор,
расположенных в пешеходных зонах
рис. 2. опоры компактного типа для Вл 69 кВ (а), 138 кВ (b) и 230 кВ (с)
рис. 3
а
b
c
а — провод ACCC с сердечником из углепластика и проводящими проволо-
ками из отожженного алюминия; b — провод ACCR с сердечником из оксида
алюминия и проводящими проволоками из сплава алюминия с цирконием.
а
b
асфальтовое
покрытие
бетонная
стойка
зазем-
ляющие
стержни
81
№ 2, сентябрь-октябрь, 2010
назначенных для увеличения про-
пускной способности ВЛ»
. Дефицит
земельных ресурсов в Японии по-
буждает специалистов проектных
организаций разрабатывать вари-
анты более эффективного использо-
вания имеющихся коридоров суще-
ствующих ВЛ. Необходимый эффект
достигается при сооружении непо-
средственно на пикетах существую-
щих опор новых конструкций зна-
чительно большей высоты. Одним
из возможных вариантов решения
подобной проблемы является про-
ектирование и сооружение опор с
узкой базой. Другим решением яв-
ляется применение искривленных
опор с искривленным основанием,
что позволяет размещать новые
фундаменты рядом с существующи-
ми опорами.
Другой вариант конструкции
компактных ВЛ обсуждался в со-
вместном докладе В2-106, пред-
ставленном группой авторов из
Дубая и Румынии.
Применение
компактных конструкций позволило
разместить шесть двухцепных линий
400 кВ в коридоре шириной 355 м.
Как показано на рис. 5, расстоя-
ния между осями линий составляют
48,4 м. Это позволяет выполнять об-
служивание линий под напряжени-
ем. Даже при повреждении верхней
части одной из опор до конструктив-
ных элементов соседней опоры в
условиях повреждения сохраняется
расстояние 3,2 м, что обеспечивает
безопасность группы опор, располо-
женной в указанном узком коридо-
ре в подобных аварийных условиях.
В докладе В2-107, представ-
ленном четырьмя авторами из Ав-
стрии
, рассматриваются вопросы
экологического влияния двух ВЛ 110
кВ, расположенных в очень специфи-
ческом коридоре, значительная часть
которого подвержена интенсивному
подтоплению (рис. 6.) при разливах
Дуная и других расположенных рядом
рек. Одну из описываемых в докладе
проходящих параллельно ВЛ 110 кВ
планируется перевести на напряже-
ние 220 кВ. Рассматриваются различ-
ные мероприятия, уже применяемые
и дополнительно разрабатываемые с
целью снижения экологического вли-
яния этих ВЛ.
Сотрудники бразильского Науч-
но-исследовательского института
CEPEL представили доклад В2-
108
, посвященный проблемам эко-
рис. 6. расположение опор специальной конструкции
на подтопляемой территории
рис. 5. компактные Вл 400 кВ в Дубае в коридоре шириной 355 м
рис. 4. конструкция опоры увеличенной высоты со сверхузкой базой
82
ЗА РУбежОм
рис. 7. опора типа «бриллиант»
компании KEPKO (корея)
рис. 8. Процедура нанесения
гидрофобного покрытия
на поверхность провода
логического влияния линий посто-
янного тока. В течение длительного
времени проводились наблюдения
и измерения на ВЛ±600 кВ. По мне-
нию авторов, в настоящее время
недостаточно экспериментальных
данных и расчетных методов для
корректной оценки влияния линий
постоянного тока. Приводятся дан-
ные сравнительного анализа пара-
метров акустических воздействий,
короны и электромагнитного поля
для линий постоянного и перемен-
ного тока применительно к различ-
ным метеорологическим условиям,
особенно для дождя и ветра.
Сравнительные характеристи-
ки параметров электромагнитного
поля приведены в докладе B2-109
авторов, представляющих Техниче-
ский университет в Праге (Чехия)
.
Даны характеристики электромаг-
нитного поля для шести различных
типов опор ВЛ 220 кВ и 400 кВ и для
марок проводов, как новых, так и тех,
которые находились в эксплуатации
длительное время. В докладе при-
ведены рекомендации по снижению
интенсивности поля на стандартном
уровне от поверхности земли. В ходе
дискуссии рассматривались также
отличия от приведенных в докладе
параметров электромагнитного поля
ВЛ 235 кВ и 420 кВ.
В докладе В2-110 (Ирландия)
обсуждаются конструкции вновь
спроектированных в течение по-
следних десятилетий опор ВЛ 220 и
400 кВ. Особое внимание сосредо-
точено на вопросах планирования
и получения разрешительных до-
кументов, что в Ирландии чрезвы-
чайно трудно. Многие годы уходят
на преодоление процедур согласо-
вания технических и организацион-
ных решений с местными органами
власти.
Доклад В2-111 ряда специали-
стов из сетевой компании KEPCO
(Корея)
посвящен описанию кон-
структивных особенностей и харак-
теристик электромагнитного влия-
ния новых компактных опор типа
«бриллиант», в основу создания кото-
рых была положена идея примене-
ния изолирующих траверс (рис. 7).
Благодаря сокращенным меж-
фазным расстояниям снижается
уровень напряженности электриче-
ского и магнитного полей на уровне
земли. Расчетные оценки электри-
ческих характеристик поля на уров-
не земли подтвердили успешность
проекта создания компактной ВЛ
150 кВ.
В докладе В2-112 группа ав-
торов из компании KEMA (Нидер-
ланды)
рассматривает ряд новых
конструкций ВЛ 400 кВ, необходи-
мость создания которых обуслов-
лена рядом жестких требований к
уровням электрического и магнит-
ного полей, выдвинутых голланд-
скими властями. Новые конструк-
ции включают стальные стойки и
подвижные композитные изолиру-
ющие траверсы. Многочисленные
электрические и механические ис-
пытания были проведены с целью
снижения рисков при практиче-
ском применении новых конструк-
тивных решений.
Куратор направления «Воздуш-
ные линии» рубрики «СИГРЭ»
Шкапцов Владимир Александро-
вич, ведущий аналитик Группы
Компаний (ГК) ОПТЭН, к.т.н.,
ст.н.с., постоянный представитель
РФ в ИК В2 «Воздушные линии
электропередачи», номинирован
техническим комитетом, как
CIGRE Distinguished Member.
Куратор ответит на все инте-
ресующие вопросы по данной
теме, которые можно направить в
редакцию по e-mail: [email protected]
или позвонить
по тел. +7 (495) 645 1221
Швейцарские инженеры из ком-
пании ETH (Цюрих, Швейцария) в
своем докладе В2-113 описывают
методы снижения акустического
шума, излучаемого ВЛ, за счет при-
менения различных гидрофобных
покрытий, наносимых на поверх-
ность проводов. На новые провода
гидрофобные покрытия предлагает-
ся наносить в заводских условиях.
Для старых проводов с различными
сроками службы опробованы мно-
гие технологические приемы (рис.
8) нанесения покрытий в полевых
условиях. Измерения показывают,
что уровень шума может быть сни-
жен на 1—2 дБ.
В дискуссии по этому докладу
высказывались сомнения по по-
воду продолжительности действия
эффекта снижения шума после вы-
полнения процедуры нанесения
гидрофобного покрытия на поверх-
ность провода.
Оригинал статьи: Краткие обзоры докладов 43-й сессии СИГРЭ
Об обзорах Исследовательского комитета В2 СИГРЭ – «Воздушные линии электропередачи»