Диспетчерские центры энергосистем ориентируются на динамическую оценку пропускной способности ЛЭП

Page 1
background image

Page 2
background image

22

Май–июнь 2012

  

|

  

www.tdworld.com, www.tdworld.ru

ЛЭП

 Пропускная способность

Линейный

 

монтёр

 

из

 

компании

 Fabricom Gdf Suez 

в

 

Бельгии

 

устанавливает

 

датчик

 Ampacimon 

на

 

одной

 

из

 150-

киловольт

-

ных

 

линий

 

компании

 Elia.

Диспетчерские центры 
энергосистем ориентируются 
на динамическую оценку 
пропускной способности ЛЭП

Инновационная система мониторинга оказывает 
положительное воздействие на бельгийские 
и французские линии электропередачи

Эрик Клоет (Eric Cloet), 

Elia, 

Джин-Люк Дос Сантос (Jean-Luc Dos Santos), 

RTE

Б

ыстро

 

растущий

 

объём

 

энергии

получаемой

 

от

 

возобновляемых

 

источников

особенно

 

от

 

крупных

 

ветроэнергетических

 

установок

рас

-

положенных

 

в

 

прибрежных

 

и

 

оффшорных

 

зо

-

нах

повлёк

 

за

 

собой

 

необходимость

 

дополнительной

 

пропускной

 

способности

 

ЛЭП

Однако

 

операторы

 

пе

-

редающих

 

систем

 (Transmission System Operators — 

TSOs) 

сталкиваются

 

с

 

огромной

 

проблемой

 

в

 

обеспе

-

чении

 

доставки

 

электроэнергии

а

 

именно

 

с

 

увеличи

-

вающимся

 

сопротивлением

 

строительству

 

новых

 

ли

-

ний

 

электропередачи

В

 

таких

 

условиях

 

операторы

 

не

 

имеют

 

иного

 

выбора

 

кроме

 

исследования

 

новых

 

идей

позволяющих

 

увеличить

 

пропускную

 

способность

 

су

-

ществующих

 

линий

Столкнувшись

 

с

 

этой

 

проблемой

компания

 Elia 

(

бельгийский

 

системный

 

оператор

решила

 

принять

 

уча

-

стие

 

в

 

проекте

 

под

 

названием

 

Ампасимон

 (Ampacimon), 

который

 

инициировал

 

Университет

 

г

Льежа

 

в

 

Бельгии

нацеленный

 

на

 

мониторинг

 

пропускной

 

способности

 

линий

 

по

 

току

Компания

 Elia 

в

 

этом

 

проекте

 

объедини

-

лась

 

с

 

французской

 

компанией

 RTE. 

Разработка

 

про

-

екта

 

и

 

полевые

 

испытания

которые

 

продолжались

 

два

 

года

успешно

 

завершились

 

в

 2010 

г

.

Мониторинг

 

в

 

реальном

 

времени

Серьёзной

 

проблемой

относящейся

 

к

 

электриче

-

ской

 

нагрузке

 

высоковольтных

 

воздушных

 

линий

яв

-

ляется

 

расстояние

 

от

 

низшей

 

точки

 

провода

 

до

 

зем

-

ли

*, 

которое

 

зависит

 

от

 

нескольких

 

факторов

включая

 

постоянно

 

изменяющиеся

 

погодные

 

условия

Это

 

означает

что

 

стрела

 

провеса

 

провода

 

постоянно

 

из

-

меняется

оказывая

 

влияние

 

на

 

расстояние

 

до

 

земли

 

и

 

в

 

конечном

 

счёте

 

на

 

допустимый

 

уровень

 

токовой

 

на

-

грузки

 

по

 

условиям

 

нагрева

Ранее

 

трудности

связан

-

ные

 

с

 

прогнозом

 

погоды

выражались

 

в

 

традиционных

 

требованиях

 

обеспечения

 

общественной

 

безопасно

-

сти

 

и

 

надёжности

 

самой

 

системы

 

передачи

 

электро

-

энергии

.

Если

 

системные

 

операторы

 

должны

 

увеличить

 

про

-

пускную

 

способность

 

воздушных

 

линий

 

передачи

га

-

рантируя

 

при

 

этом

что

 

нормируемый

 

габарит

 

линии

 

обеспечивается

то

 

им

 

необходима

 

аппаратура

кото

-

рая

 

определяет

 

в

 

реальном

 

времени

 

существующую

 

пропускную

 

способность

 

и

 

стрелу

 

провеса

 

проводов

 

путём

 

прямых

 

измерений

без

 

необходимости

 

вникать

 

в

 

ненадёжные

 

данные

основанные

 

на

 

теоретических

 

моделях

.

*  

Расстоянию

 

от

 

низшей

 

точки

 

провода

 

до

 

поверхности

 

зем

-

ли

 

в

 

отечественной

 

литературе

 

соответствует

 

термин

 «

га

-

барит

 

линии

» (

Прим

науч

ред

.

)


Page 3
background image

23

www.tdworld.ru, www.tdworld.com

  

|

  

Май–июнь 2012

ЛЭП

 Пропускная способность

Линейный

 

электромонтёр

 

компании

 RTE 

устанавливает

 

датчик

 

Ampacimon (

в

 

виде

 

накладки

на

 

высоковольтную

 

линию

 245 

кВ

ис

-

пользуя

 

соответствующие

 

технологии

 

монтажа

 

под

 

напряжением

.

Гистограммы

 

случаев

 

измерения

 

реальных

 

нагрузок

 

и

 

допустимых

 

номинальных

 

значений

 

динамических

 

нагрузок

Вертикальная

 

красная

 

линия

 

соответствует

 

статической

 

номинальной

 

нагрузке

 1200 

А

а

 

чёрная

 

обозначает

 

определённый

 

оператором

 

максимум

 1400 

А

Очевидно

что

 

тестируемая

 

линия

 

передачи

 

имеет

 

значительный

 

резерв

 

пропускной

 

способности

который

 

имеется

 

в

 

распоряжении

но

 

не

 

используется

.

«

Умный

» 

датчик

 

Ампасимόн

Ампасимон

 

представляет

 

собой

 «

умный

» 

датчик

ко

-

торый

 

крепится

 

непосредственно

 

к

 

проводу

 

воздушной

 

линии

Он

 

может

 

в

 

реальном

 

времени

 

оценить

 

величину

 

стрелы

 

провеса

 

провода

 

без

 

необходимости

 

использо

-

вания

 

других

 

дополнительных

 

данных

таких

 

как

 

вели

-

чина

 

нагрузки

топология

 

местности

параметры

 

прово

-

да

 

и

 

погодные

 

условия

Система

 

Ампасимон

 

выполняет

 

это

 

путём

 

анализа

 

вибраций

 

провода

определяя

 

часто

-

ты

 

собственных

 

колебаний

 

пролёта

 

линии

 

электропере

-

дачи

Частоты

 

собственных

 

колебаний

 

создают

 

точную

 

картину

 

провеса

 

провода

 

в

 

пролёте

Большая

 

стрела

 

провеса

 

провода

 

соответствует

 

более

 

низким

 

собствен

-

ным

 

частотам

 

и

 

наоборот

Внешние

 

условия

такие

 

как

 

токовая

 

нагрузка

погода

топология

колебания

 

под

-

вески

ползучесть

 

металла

снег

 

и

 

лёд

воздействуют

 

на

 

провес

 

провода

и

следовательно

автоматически

 

учитываются

 

в

 

определяемых

 

значениях

 

частот

Та

-

ким

 

образом

этот

 

метод

 

даёт

 

прямую

 

оценку

 

величины

 

стрелы

 

провеса

 

в

 

отличие

 

от

 

других

 

методов

которые

 

определяют

 

провес

 

по

 

измерениям

 

температуры

 

прово

-

да

 

и

 

информации

 

о

 

других

 

параметрах

.

Измерительные

 

модули

 

могут

 

устанавливаться

 

в

 

любом

 

месте

 

провода

подвешенного

 

между

 

двумя

 

опо

-

рами

При

 

использовании

 

акселерометров

  (

измерите

-

лей

 

ускорения

даже

 

незначительное

 

колебание

 

прово

-

да

 

величиной

 1 

мм

 

может

 

быть

 

определено

 

на

 

самой

 

низкой

 

частоте

 

для

 

типового

 

пролёта

 

линии

  (

на

 

номи

-

нальной

 

частоте

 0,15 

Гц

), 

при

 

этом

 

даже

 

ещё

 

меньшие

 

колебания

 

могут

 

быть

 

определены

 

на

 

более

 

высоких

 

частотах

Данные

 

обрабатываются

 

сигнальным

 

про

-

цессором

 (DSP) 

и

 

с

 

помощью

 

глобальной

 

системы

 

мо

-

бильной

 

связи

 (GSM) 

или

 

групповой

 

радиосвязи

 (GPRS) 

отсылаются

 

на

 

удалённый

 

сервер

где

 

они

 

обобщаются

 

и

 

детально

 

анализируются

чтобы

 

дать

 

окончательные

 

цифры

.

Когда

 

устройство

 

Ампасимон

 

установлено

 

на

 

про

-

воде

оно

 

находится

 

под

 

воздействием

 

местного

 

электромагнитного

 

поля

 

и

таким

 

образом

является

 

автономным

Более

 

того

устройство

 

не

 

нуждается

 

в

 

калибровке

т

.

к

величина

 

стрелы

 

провеса

 

провода

 

вы

-

водится

 

из

 

найденных

 

значений

 

частот

 

колебаний

а

 

не

 

из

 

амплитуды

 

сигнала

Модули

 

имеют

 400 

мм

 

в

 

длину

 

и

 

весят

 

примерно

 8 

кг

Они

 

крепятся

 

к

 

высоковольтным

 

проводам

 

и

 

монтируются

 

обычными

 

способами

.

Принцип

 

работы

Что

 

представляет

 

собой

 

стрела

 

провеса

 

провода

хорошо

 

известно

 

по

 

определению

это

 

максимальное

 

расстояние

 

по

 

вертикали

 

между

 

провисающим

 

по

 

цеп

-

ной

 

линии

 

проводом

 

и

 

её

 

воображаемой

 

хордой

 (

между

 

двумя

 

точками

 

крепления

).

Измерения

 

стрелы

 

провеса

 

провода

 

требуют

 

вре

-

мени

 

и

 

обычно

 

выполняются

 

работающими

 

на

 

земле

 

специалистами

Тем

 

не

 

менее

 

и

 

с

 

помощью

 

анализа

 


Page 4
background image

24

Май–июнь 2012

  

|

  

www.tdworld.com, www.tdworld.ru

5

10

15

20

25

5

10

15

20

25

Величина

 

стрелы

 

провеса

определённая

 

системой

 

Ампасимон

м

Величина

 

стрелы

 

провеса

установленная

 

измерением

 

на

 

местности

м

Сопоставление

 

величин

 

стрел

 

провеса

 

провода

измеренных

 

на

 

местности

 

и

 

системой

 

Ампасимон

ELIA Mo

дуль

 1

ELIA Mo

дуль

 3

ELIA Mo

дуль

 4

RTE Mo

дуль

 5 

и

 15

RTE Mo

дуль

 7

RTE Mo

дуль

 8

RTE Mo

дуль

 9

Точное

 

совпадение

Отклонение

 

на

 ±0,2 

м

 

Отклонение

 

на

 ±0,2 

м

Сравнение

 

величин

 

стрел

 

провеса

 

провода

измеренных

 

специалистами

и

 

соответствую

-

щих

 

величин

найденных

 

с

 

помощью

 

системы

 

Ампасимон

показывает

что

 

между

 

ними

 

очень

 

незначительная

 

разница

.

ЛЭП

 Пропускная способность

динамики

 

поведения

 

провода

 

эта

 

проблема

 

также

 

мо

-

жет

 

быть

 

решена

 

и

 

легко

 

определена

 

стрела

 

провеса

Единственным

 

параметром

который

 

должен

 

быть

 

из

-

вестен

является

 

частота

 

собственных

 

колебаний

 

про

-

вода

потому

 

что

 

между

 

частотой

 

и

 

провесом

 

провода

 

существует

 

определённая

 

зависимость

Важно

 

здесь

 

отметить

что

 

зависимость

 

между

 

этими

 

величинами

 

не

 

включает

 

никакие

 

другие

 

параметры

кроме

 

гравитаци

-

онной

 

постоянной

.

Процесс

 

сравним

 

с

 

качанием

 

маятника

Если

 

он

 

ка

-

чается

то

 

частота

 

его

 

колебаний

 

не

 

зависит

 

от

 

его

 

мас

-

сы

частота

 

колебаний

 

связана

 

только

 

с

 

его

 

длиной

Таким

 

образом

используя

 

систему

позволяющую

 

определить

 

перемещение

 

провода

 

и

 

способную

 

по

 

этому

 

перемещению

 

установить

 

частоту

 

собствен

-

ных

 

колебаний

можно

 

сразу

 

же

 

найти

 

величину

 

стрелы

 

провеса

 

провода

не

 

нуждаясь

 

ни

 

в

 

каких

 

других

 

данных

таких

например

как

 

длина

 

пролёта

масса

 

провода

натяжение

 

и

 

т

.

д

.

Практическое

 

применение

Несколько

 

модулей

 

Ампасимон

 

установлены

 

на

 

высоковольтных

 

линиях

 

передачи

 

компаний

 Elia 

и

 

RTE, 

и

 

была

 

развернута

 

система

которая

 

включа

-

ет

 

линии

 

связи

 

с

 

двумя

 

национальными

 

диспетчер

-

скими

 

центрами

Проведённые

 

полевые

 

испытания

 

подтвердили

 

возможность

 

установки

 

модуля

 

в

 

лю

-

бом

 

месте

 

пролёта

 

линии

а

 

простота

 

крепления

 

на

 

зажимах

 

сделала

 

этот

 

процесс

 

доступным

К

 

тому

 

же

 

в

 

зонах

где

 

особенно

 

велики

 

нагрузки

возмож

-

ность

 

установки

 

модулей

 

без

 

необходимости

 

отклю

-

чать

 

всю

 

систему

 

облегчила

 

планирование

 

и

 

ускори

-

ла

 

выполнение

 

проекта

На

 

этапе

 

приёмо

-

сдаточных

 

испытаний

 

был

 

определён

 

набор

 

частот

 

собствен

-

ных

 

колебаний

 

проводов

Этот

 

важнейший

 

этап

 

по

-

требовал

 

повышенного

 

внимания

.

Оценка

 

величины

 

стрелы

 

провеса

 

провода

Чтобы

 

проверить

 

работу

 

систе

-

мы

 

в

 

полном

 

объёме

независимые

 

наземные

 

специалисты

 

измеряли

 

стрелу

 

провеса

 

в

 

заданной

 

точке

 

в

 

течение

 

нескольких

 

дней

 

на

 

многих

 

пролётах

 

с

 

разными

 

проводами

 

и

 

длиной

 

пролёта

как

 

для

 

промежу

-

точных

 

пролётов

так

 

и

 

для

 

анкерных

Сравнение

 

результатов

 

показало

что

 

предельная

 

погрешность

 

составляет

 

примерно

 200 

мм

что

 

достаточно

 

для

 

предсказания

 

предельно

 

допустимой

 

нагрузки

 

в

 

линии

.

Сравнивая

 

результаты

можно

 

утверждать

что

 

система

 

Ампасимон

 

выполняет

 

достаточно

 

точные

 

изме

-

рения

 

стрел

 

провеса

 

провода

 

во

 

всём

 

диапазоне

 

высот

 

с

 

подвеса

 

макси

-

мальной

 

погрешностью

 

менее

 200 

мм

что

 

обеспечивает

 

точность

 

определе

-

ния

 

стрелы

 

провеса

 ±2%.

Как

 

показали

 

наблюдения

на

 

из

-

менения

 

стрелы

 

провеса

 

провода

 

влияют

 

не

 

только

 

изменения

 

токовой

 

нагрузки

но

как

 

и

 

можно

 

было

 

ожи

-

дать

в

 

значительной

 

степени

 

измене

-

ния

 

погодных

 

условий

.

Пропускная

 

способность

 

линии

 

по

 

току

Основной

 

целью

 

определения

 

динамической

 

но

-

минальной

 

величины

 

тока

 

линии

 

является

 

увеличение

 

пропускной

 

способности

Поэтому

 

важно

 

было

 

количе

-

ственно

 

оценить

 

возможное

 

увеличение

 

допустимой

 

токовой

 

нагрузки

 

с

 

учётом

 

влияния

 

всех

 

параметров

Наблюдения

 

в

 

течение

 

более

 

года

 

подтвердили

что

 

допустимая

 

максимальная

 

нагрузка

 

по

 

току

 

в

 

большин

-

стве

 

случаев

 

значительно

 

выше

 

статической

 

нагрузки

по

 

крайней

 

мере

 

на

 20%. 

Распределение

 

направлений

 

ветра

 

в

 

течение

 

года

показывающее

 

время

 

в

 % 

для

 

каждого

 

направления

 

в

 

г

Сейнт

 

Назаир

Франция

.

Среднее

 

значение

 

скорости

 

ветра

м

/

с

Случаи

 

измерения

 

скорости

 

ветра

, %

Среднее

 

значение

 

скорости

 

ветра

 

и

 

его

 

направление

 

для

 

случаев

 

измерения

 

скорости

 

в

 

реальном

 

времени

Направление

 

ветра

 (

в

 

градусах

)

Линия

 

электро

-

   

пере

-

       

дачи

Лаборатория

 

климатологии

 

и

 

топоклиматологии

Университет

 

г

Льеж


Page 5
background image

25

www.tdworld.ru, www.tdworld.com

  

|

  

Май–июнь 2012

Изменение

 

величины

 

стрелы

 

провеса

 

провода

 

и

 

максимально

 

допустимый

 

ток

 

во

 

время

 

испытаний

 

ВЛ

 150 

кВ

 

Брюгге

 — 

Слейкенс

 

в

 

Бельгии

Статический

 

номинальный

 

ток

 

составляет

 613 

А

.

ЛЭП

 Пропускная способность

В

 

значительной

 

степени

 

допустимая

 

то

-

ковая

 

нагрузка

 

зависит

 

от

 

преобладающих

 

погодных

 

условий

 

и

 

особенно

 

восприим

-

чива

 

к

 

скорости

 

и

 

направлению

 

ветра

Во

 

французской

 

Бретани

 

условия

 

являются

 

благоприятными

т

.

к

линия

 

передачи

 

поч

-

ти

 

перпендикулярна

 

к

 

преобладающему

 

направлению

 

ветра

 

в

 

этом

 

прибрежном

 

регионе

 

и

 

скорости

 

ветра

 

обычно

 

выше

 

среднего

 

значения

.

Важно

 

отметить

что

 

даже

 

ветры

 

с

 

от

-

носительно

 

низкими

 

скоростями

 

оказывают

 

существенное

 

влияние

 

на

 

номинальную

 

ве

-

личину

 

тока

 

линии

Так

перпендикулярный

 

к

 

линии

 

ветер

 

со

 

скоростью

 2,4 

м

/

с

 

даёт

 

воз

-

можность

 

увеличить

 

допустимую

 

токовую

 

нагрузку

 

более

 

чем

 

на

 50% 

по

 

сравнению

 

с

 

обычной

 

статической

 

нагрузкой

Реаль

-

но

 

скорость

 

ветра

 

значительно

 

изменяет

-

ся

 

как

 

во

 

времени

так

 

и

 

по

 

направлению

так

 

что

 

оценка

 

на

 

основании

 

единичного

 

измерения

 

скорости

 

и

 

направления

 

ветра

 

может

 

ввести

 

в

 

заблуждение

 

и

 

привести

 

к

 

завышенной

 

оценке

 

допустимого

 

тока

 

ли

-

нии

Прямое

 

измерение

 

стрелы

 

провеса

 

провода

как

 

доказано

представляет

 

собой

 

надёжный

 

метод

 

оценки

 

возможного

 

уве

-

личения

 

пропускной

 

способности

 

линии

так

 

как

 

при

 

этом

 

учитываются

 

все

 

местные

 

факторы

.

При

 

проведении

 

недавних

 

экспериментов

 

в

 

Бельгии

 

линия

 

передачи

 

была

 

под

 

увеличенной

 

нагрузкой

поч

-

ти

 

равной

 

номинальной

 

пропускной

 

способности

 

за

 

счёт

 

отключения

 

параллельной

 

линии

Во

 

время

 

теста

ког

-

да

 

температура

 

провода

 

была

 150

о

С

 

и

 

скорость

 

ветра

 

составляла

 8 

м

/

с

стрела

 

провеса

 

провода

 

оставалась

 

значительно

 

больше

 

той

которая

 

соответствует

 

мини

-

мальному

 

габариту

 

линии

При

 

этом

 

токовая

 

нагрузка

 

составляла

 

почти

 200% 

в

 

течение

 

нескольких

 

часов

В

 

заключительной

 

стадии

 

теста

 

линия

 

передачи

 

должна

 

была

 

пропустить

 

расчётную

 

максимальную

 

токовую

 

на

-

грузку

чтобы

 

подтвердить

что

 

стрела

 

провеса

 

провода

 

остаётся

 

ниже

 

максимально

 

допустимого

 

уровня

.

П р и м е

-

н е н и е

 

с и с т е м

 

м о н и

-

торинга

 

состояния

 

воздушных

 

линий

 

является

 

перспективной

 

и

 

сравнительно

 

малозатратной

 

технологией

 

для

 

повышения

 

пре

-

делов

 

передаваемой

 

мощности

 

по

 

электрическим

 

сетям

 

и

 

несо

-

поставимо

 

с

 

новым

 

строитель

-

ством

  (

АЭС

 

и

 

ПС

). 

Как

 

известно

допустимая

 

токовая

 

нагрузка

 

воздушных

 

линий

 

ограничивает

-

ся

 

двумя

 

основными

 

факторами

допустимыми

 

нагревом

 

провода

 

по

 

условию

 

сохранения

 

механиче

-

ской

 

прочности

 

и

 

стрелой

 

прове

-

са

Многие

 

системы

 

мониторин

-

га

 

состояния

 

воздушных

 

линий

предлагаемые

 

зарубежными

 

и

 

отечественными

 

производителя

-

ми

ориентированы

 

на

 

измерение

 

температуры

 

проводов

Соот

-

ветственно

при

 

мониторинге

 

и

 

управлении

 

режимом

 

темпера

-

тура

 

не

 

должна

 

превышать

 

по

-

роговое

 

значение

при

 

котором

 

выполняются

 

оба

 

вышеуказан

-

ных

 

условия

Данное

 

предельное

 

значение

 

температуры

 

провода

 

должно

 

быть

 

заранее

 

определено

 

расчётным

 

путём

 

с

 

учётом

 

фак

-

тического

 

состояния

 (

габаритов

линии

 

на

 

всех

 

её

 

участках

Таким

 

образом

точность

 

определе

-

ния

 

зависимости

 

габаритов

 

от

 

температуры

 

будет

 

значитель

-

но

 

влиять

 

в

 

конечном

 

итоге

 

на

 

допустимые

 

токовые

 

нагрузки

 

линии

.

Предлагаемая

 

в

 

статье

 

тех

-

нология

 

мониторинга

 

включает

 

в

 

себя

 

дополнительно

 

расчёт

 

габа

-

ритов

 

линии

 

на

 

основе

 

некой

 

мо

-

дели

описывающей

 

зависимость

 

стрелы

 

провеса

 

провода

 

от

 

часто

-

ты

 

его

 

собственных

 

колебаний

Данный

 

подход

 

является

 

иннова

-

ционным

 

для

 

российских

 

энерге

-

тиков

 

и

 

нуждается

 

во

 

всесторон

-

нем

 

анализе

 

и

 

апробации

 

перед

 

применением

Дополнительно

 

вызывают

 

сомнение

 

приведённые

 

в

 

статье

 

показатели

 – 

длитель

-

ная

 

работа

 

провода

 

с

 

двукрат

-

ной

 

перегрузкой

 

и

 

температурой

 

150

о

С

.

Не

 

возможно

 

не

 

согласиться

 

с

 

утверждением

 

о

 

том

что

 

вне

-

дрение

 

подобных

 

систем

 

потре

-

бует

 

значительного

 

развития

 

технологии

 

управления

 

режима

-

ми

 

энергосистем

 

по

 

условию

 

обе

-

спечения

 

допустимых

 

нагрузок

 

оборудования

.

КОММЕНТАРИЙ

Роман Шамонов, к.т.н., заместитель начальника 
службы электрических режимов 
ОАО «ФСК ЕЭС»


Page 6
background image

26

Май–июнь 2012

  

|

  

www.tdworld.com, www.tdworld.ru

ЛЭП

 Пропускная способность

Модель

 

линии

 

для

 

прогнозирования

Существующие

 

линии

 

передачи

работающие

 

в

 

условиях

 

максимально

 

допустимой

 

пропускной

 

способ

-

ности

уже

 

приносят

 

пользу

но

 

возможность

 

надёжно

-

го

 

прогноза

 

даёт

 

операторам

 

диспетчерских

 

центров

 

время

 

на

 

опережение

чтобы

 

использовать

 

дополни

-

тельную

 

пропускную

 

способность

Система

 

Ампасимон

 

способна

 

дать

 

четырёхчасовой

 

прогноз

 

пропускной

 

спо

-

собности

 

конкретной

 

линии

за

 

которой

 

велось

 

длитель

-

ное

 

наблюдение

Например

для

 

существующей

 

линии

 

с

 

протекающим

 

током

 800 A 

система

 

Ампасимон

 

будет

 

прогнозировать

 

в

 

реальном

 

времени

что

 

ток

 

в

 

линии

 

элек

-

тропередачи

 

можно

 

увеличить

 

как

 

минимум

 

до

 1400 

А

 

в

 

течение

 

ближайших

 

четырёх

 

часов

Такая

 

модель

 

прогноза

 

была

 

разработана

 

в

 2010 

г

и

 

будет

 

проверена

 

на

 

практике

 

операторами

 

компаний

 RTE 

и

 Elia 

в

 2012 

г

.

В

 

Бретани

 

прогноз

 

на

 

целый

 

год

 

показал

что

 

мож

-

но

 

использовать

 

существующую

 

линию

 

на

 

пропускание

 

тока

 1400 

А

 

в

 

течение

 

более

 50% 

времени

Прогноз

 

оказался

 

неточным

 

для

 0,56% 

времени

и

 

даже

 

в

 

этих

 

отдельных

 

случаях

 

оператор

 

центра

 

управления

 

имел

 

предупреждение

 

о

 

необходимости

 

предпринять

 

соот

-

ветствующие

 

действия

 

и

 

снизить

 

нагрузку

 

в

 

линии

 

до

 

нового

 

уровня

.

Шаг

 

в

 

будущее

Энергетические

 

системы

 

сейчас

 

находятся

 

в

 

начале

 

новой

 

эры

 

благодаря

 «

умным

» 

датчикам

 

и

 

соответству

-

ющим

 

системам

Для

 

дальнейшего

 

успеха

 

потребуются

 

полностью

 

надёжные

 

системы

 

с

 

соответствующей

 

ав

-

тономией

лёгкой

 

связью

 

и

 

полной

 

интеграцией

 

дан

-

ных

В

 

течение

 

двух

 

последних

 

лет

 

система

 

Ампасимон

 

была

 

с

 

большим

 

успехом

 

испытана

 

на

 

высоковольтных

 

передающих

 

линиях

 150, 245 

и

 400 

кВ

Инновационный

 

подход

 

и

 

успех

 

системы

 

Ампасимон

 

убедил

 

в

 

пользе

 

этого

 

метода

 

специалистов

включая

 

линейных

 

элек

-

тромонтёров

которые

 

оценили

 

простоту

 

установки

 

ап

-

паратуры

.

Чтобы

 

воспользоваться

 

преимуществами

 

мони

-

торинга

 

и

 

динамической

 

оценки

 

токовой

 

нагрузки

 

в

 

реальном

 

времени

диспетчеры

 

должны

 

быть

 

готовы

 

согласовывать

 

свои

 

традиционные

 

методы

 

управле

-

ния

 

электрическими

 

системами

 

с

 

динамическими

 

данными

получае

-

мыми

 

от

 

системы

 

Ампасимон

Для

 

операторов

 

диспетчерских

 

центров

 

это

 

трудный

 

шаг

но

 

он

 

будет

 

не

-

избежен

если

 

им

 

придётся

 

решать

 

проблемы

 

крупномасштабной

 

инте

-

грации

 

возобновляемых

 

и

 

распре

-

делённых

 

источников

 

энергии

.

Система

 

Ампасимон

 

готова

 

к

 

реальному

 

использованию

Бель

-

гийская

 

компания

 Ampacimon S.A. 

ещё

 

в

 2010 

г

выпустила

 

на

 

миро

-

вой

 

рынок

 

датчик

 Ampacimon. 

Он

 

станет

 

ещё

 

более

 

привлекатель

-

ным

 

проектом

как

 

с

 

технической

так

 

и

 

экономической

 

точек

 

зрения

когда

 

можно

 

будет

 

составлять

 

и

 

ре

-

ализовывать

 

более

 

ранние

 

прогно

-

зы

основанные

 

на

 

предсказаниях

 

погоды

 

и

 

регрессионном

 

анализе

 

результатов

 

длительных

 

наблюде

-

ний

Эрик

 

Клоет

 

(Eric Cloet, [email protected]

по

-

лучил

 

диплом

 

инженера

 

в

 

области

 

электромехани

-

ки

а

 

также

 

степень

 

магистра

 

по

 

информатике

 

по

-

сле

 

окончания

 

университета

 

в

 

Брюсселе

он

 

также

 

имеет

 

степень

 

магистра

 

в

 

области

 

менеджмента

 

по

 

окончании

 

Школы

 

Менеджмента

 

в

 

г

Влерик

Во

-

просами

 

электроснабжения

 

начал

 

заниматься

 

по

-

сле

 

получения

 

опыта

 

работы

 

в

 

секторе

 

распределе

-

ния

 

электроэнергии

 

в

 

начале

 

карьеры

За

 

более

 

чем

 

20 

лет

 

работы

 

в

 

области

 

электроэнергетики

 

он

 

за

-

нимал

 

ряд

 

должностей

связанных

 

с

 

планированием

инвестированием

 

и

 

аудитом

а

 

также

 

с

 

вопросами

 

за

-

мены

 

оборудования

 

и

 

его

 

технического

 

обслужива

-

ния

Е

. Cloet 

активно

 

сотрудничает

 

с

 

национальны

-

ми

 

и

 

международными

 

организациями

В

 

настоящее

 

время

 

он

 

работает

 

в

 

Управлении

 

по

 

связям

 

с

 

потре

-

бителями

 

компании

 Elia, 

которая

 

является

 

бельгий

-

ским

 

оператором

 

систем

 

передачи

 

электроэнергии

Eric Cloet 

отвечает

 

за

 

нормативные

 

документы

кон

-

тракты

 

и

 

качественное

 

подключение

.

Жан

-

Люк

 

Дос

 

Сантос

 (Jean-Luc Dos-Santos, 

[email protected]

получил

 

диплом

 

инженера

 

в

 

области

 

электротехники

 

и

 

автоматики

 

после

 

окончания

 ENSEEIHT 

в

 

г

Тулузе

Франция

и

 

начал

 

работать

 

в

 EDF. 

Затем

 

он

 

перешёл

 

в

 

компа

-

нию

 RTE, 

которая

 

является

 

французским

 

операто

-

ром

 

систем

 

передачи

 

электроэнергии

Деятельность

 

J.-L. Dos-Santos 

связана

 

с

 

вопросами

 

управления

 

энергосистемами

В

 

настоящее

 

время

 

он

 

занима

-

ет

 

должность

 

старшего

 

эксперта

-

консультанта

 

в

 

Управлении

 

передачи

 

электроэнергии

 

компании

 

RTE.

Упомянутые

 

в

 

статье

 

компании

:

Ampacimon S.A. | www.ampacimon.com

Elia | www.elia.be

Fabricom GTI | www.bafricom-gdfsues.com

RTE | www.RTE-france.com


Оригинал статьи: Диспетчерские центры энергосистем ориентируются на динамическую оценку пропускной способности ЛЭП

Читать онлайн

Инновационная система мониторинга оказывает положительное воздействие на бельгийские и французские линии электропередачи.
Комментарий к статье:
Роман Шамонов, к.т.н., заместитель начальника службы электрических режимов ОАО «ФСК ЕЭС».

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(78), май-июнь 2023

Ранговый анализ и ансамблевая модель машинного обучения для прогнозирования нагрузок в узлах центральной энергосистемы Монголии

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Мировой опыт
Русина А.Г. Осгонбаатар Т. Матренин П.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»