

136
Cтановление и развитие
энергетики Москвы
(80-е годы XIX в. — 1917 г.)
В
статье
рассказывается
о
начальных
этапах
использования
электричества
в
промышленной
и
коммунально
-
бытовой
сферах
Москвы
;
исследуется
развитие
технологий
выработки
,
передачи
и
применения
электроэнергии
,
появление
районных
электростанций
,
работающих
на
местном
топливе
,
зарождение
схемы
работы
генерирующих
мощностей
на
общую
сеть
;
анализируется
вклад
крупнейших
энергетиков
России
в
развитие
отрасли
.
Гвоздецкий
В
.
Л
.,
к
.
т
.
н
.,
ведущий
научный
сотрудник
отдела
истории
техники
и
технических
наук
Института
истории
естествознания
и
техники
им
.
С
.
И
.
Вавилова
РАН
Р
азвитие
отечественной
энергетики
имеет
много
-
вековую
предысторию
и
уходит
корнями
в
дале
-
кое
прошлое
,
когда
энергию
полу
-
чали
с
помощью
ветряков
,
напора
воды
и
гужевой
силы
.
Главными
источниками
тепла
и
света
в
до
-
мах
горожан
до
середины
XVII
века
были
дрова
,
свечи
и
березовые
лучины
.
С
наступлением
темноты
на
улицах
первопрестольной
за
-
жигались
«
смоляные
кадилки
».
С
конца
XVII
века
в
обиход
посте
-
пенно
стали
входить
масляные
,
а
позже
газовые
и
керосиновые
светильники
.
Тускло
мерцающий
свет
фонарей
,
дым
печных
труб
,
скрип
розвальней
по
зимнему
снегу
да
погромыхивание
телег
по
мостовым
—
такой
была
тихая
и
неспешная
жизнь
белокаменной
столицы
.
Москва
дала
России
и
миру
немало
талантливых
и
«
дерзно
-
венных
до
знаний
»
ученых
мужей
,
и
в
их
ряду
,
несомненно
,
первым
стоит
выпускник
Славяно
-
греко
-
латинской
академии
М
.
В
.
Ло
-
моносов
.
Его
изыскания
в
об
-
ласти
природы
электричества
положили
начало
длительно
-
му
и
нелегкому
пути
развития
энергетики
России
.
В
своем
труде
по
теории
электриче
-
ства
в
1756
году
ученый
писал
:
«...
електрическая
сила
есть
действие
,
вызванное
легким
трением
в
до
-
ступных
чувствам
те
-
лах
;
оно
состоит
в
си
-
лах
отталкивательных
и
притягательных
,
а
так
-
же
в
произведении
света
и
огня
» [1].
Начатое
Ломоносовым
изуче
-
ние
природы
электричества
про
-
должил
В
.
В
.
Петров
.
Жизненные
обстоятельства
и
научные
дела
не
раз
приводили
знаменитого
физи
-
ка
в
Москву
.
Здесь
,
в
частности
,
им
была
приобретена
большая
пар
-
тия
приборов
,
составившая
основу
Образцового
физического
кабине
-
та
Академии
наук
и
эксперимен
-
тальной
базы
самого
исследовате
-
ля
.
В
опубликованной
в
1803
году
книге
«
Известии
о
гальвани
-
воль
-
товских
опытах
...»
Петров
поведал
о
полученной
им
электрической
дуге
и
возможных
путях
ее
приме
-
нения
[2].
Изыскания
в
области
электри
-
ческой
дуги
привели
к
созданию
дуговых
ламп
,
в
которых
исполь
-
зовался
эффект
электрического
разряда
,
возникавшего
между
под
-
соединенными
к
гальванической
батарее
угольными
электродами
.
Одним
из
первых
опытов
практи
-
ческого
применения
дуговых
ламп
было
использование
их
изобрета
-
телем
А
.
И
.
Шпаковским
для
иллю
-
минации
Красной
и
Лефортовской
площадей
в
Москве
в
1856
году
во
время
коронации
Александра
II.
Большой
вклад
в
усовершен
-
ствование
дуговых
ламп
внес
П
.
Н
.
Яблочков
.
Разработав
спе
-
циальные
автоматически
дей
-
ствующие
электромагнитные
регуляторы
,
он
решил
проблему
поддержания
постоянного
рассто
-
яния
между
угольными
электрода
-
ми
(
а
следовательно
,
сохранения
устойчивой
дуги
).
Будучи
началь
-
ником
телеграфа
Московско
-
Кур
-
ской
железной
дороги
,
выдаю
-
щийся
изобретатель
в
1874
году
впервые
в
мире
опробовал
на
путешествие в прошлое
П
.
Н
.
Яблочков

137
Мытищинском
перегоне
для
осве
-
щения
дорожного
полотна
дуговую
лампу
своей
конструкции
.
Лампа
была
установлена
на
специально
подготовленном
и
пущенном
поез
-
де
.
Опыт
превзошел
все
ожидания
.
Как
писали
«
Московские
ведомо
-
сти
»: «...
свет
от
лампы
был
столь
ярок
,
что
позволял
во
тьме
осве
-
щенной
,
без
трудностей
к
тому
вся
-
ких
,
зреть
перебегающих
железную
дорогу
зайцев
крупных
и
помень
-
ше
столь
же
явственно
,
как
и
при
свете
дневном
на
скошенной
луго
-
вине
всякому
,
кто
до
того
прилежен
и
охоч
».
Вершиной
деятельности
П
.
Н
.
Яблочкова
в
области
дуговых
ламп
стало
создание
в
1876
году
электрической
свечи
.
Изобретение
под
именем
«
русского
света
»
полу
-
чило
всемирную
известность
.
Тем
не
менее
,
несмотря
на
успехи
уче
-
ного
,
дуговые
лампы
не
получили
широкого
применения
.
Объясня
-
лось
это
их
относительной
дорого
-
визной
и
ограниченным
временем
действия
.
Свеча
стоила
20
копеек
и
горела
всего
полтора
часа
.
Лампа
накаливания
,
став
-
шая
со
временем
массовым
ис
-
точником
света
,
была
создана
другим
выдающимся
ученым
и
изобретателем
,
современни
-
ком
П
.
Н
.
Яблочкова
,
А
.
Н
.
Лодыги
-
ным
.
Она
имела
широкую
форму
и
очень
простое
устройство
:
в
гер
-
метически
закупоренном
стеклян
-
ном
сосуде
между
двумя
медными
пластинками
,
присоединенными
к
источнику
питания
,
помещалось
тело
накаливания
—
стерженек
из
ретортного
угля
.
В
1874
году
A.
Н
.
Лодыгин
получил
привиле
-
гию
на
свое
изобретение
,
и
тогда
же
ему
была
присуждена
Ломо
-
носовская
премия
Петербургской
Академии
наук
.
Открытия
Яблочкова
и
Лодыги
-
на
сделали
возможным
решение
таких
вопросов
,
как
совершен
-
ствование
передачи
энергии
от
ис
-
точника
к
осветительным
устрой
-
ствам
,
более
четкое
вычленение
каждого
элемента
в
трехзвенной
цепи
«
генератор
электрической
энергии
—
система
передачи
—
потребитель
»,
а
главное
—
позво
-
лили
осуществить
подключение
к
одному
источнику
питания
не
од
-
ного
,
а
нескольких
,
и
даже
целой
сети
,
потребителей
.
Эта
система
впоследствии
получила
назва
-
ние
централизованного
электро
-
снабжения
.
Значительный
вклад
в
решение
названных
проблем
внесли
другие
отечественные
уче
-
ные
и
инженеры
—
Н
.
М
.
Алексе
-
ев
,
Д
.
А
.
Лачинов
,
Ф
.
А
.
Пироцкий
,
И
.
Ф
.
Усагин
, B.
Н
.
Чиколев
.
Первые
электроэнергетические
установки
имели
очень
отдален
-
ное
сходство
с
современными
си
-
стемами
энергоснабжения
.
У
так
называемых
«
домовых
»
электро
-
станций
было
от
одного
до
не
-
скольких
десятков
потребителей
.
Главными
из
них
были
деловые
и
торговые
помещения
,
освети
-
тельные
системы
улиц
и
площа
-
дей
,
доходные
дома
.
Первая
элек
-
трическая
станция
в
Москве
была
введена
в
действие
в
1887
году
.
Это
была
так
называемая
«
блок
-
установка
»
Н
.
М
.
Алексеева
в
Лу
-
бянском
пассаже
.
Ее
оборудование
состояло
из
трех
паровых
машин
общей
мощностью
76
лошадиных
сил
и
7
динамомашин
.
Сеть
по
-
требителей
включала
45
дуговых
ламп
и
220
ламп
накаливания
.
В
конце
1870-
х
годов
обще
-
ственность
европейских
стран
была
взбудоражена
необычным
явлением
:
в
городах
появилось
электрическое
освещение
.
В
Рос
-
сии
вопросами
изучения
и
вне
-
дрения
электричества
занялся
электротехнический
отдел
Русско
-
го
технического
общества
,
осно
-
ванный
30
января
1880
года
.
Так
,
в
феврале
1883
года
журнал
«
Элек
-
тричество
»
опубликовал
первый
«
Проект
правил
для
без
опас
-
ности
общественного
и
частного
пользования
электричеством
».
Вопрос
об
электрическом
осве
-
щении
московских
улиц
впервые
возник
в
1880
году
,
когда
москов
-
ская
Городская
управа
высказа
-
лась
за
целесообразность
устрой
-
ства
его
на
площади
и
набережной
храма
Христа
Спасителя
.
Перво
-
начально
контракт
был
заключен
с
фирмой
«
П
.
Н
.
Яблочков
-
изобре
-
татель
и
К
°»,
но
затем
расторгнут
,
поскольку
компания
так
и
не
при
-
ступила
к
работам
.
Было
предпри
-
нято
еще
две
неудачных
попытки
организации
освещения
площади
перед
храмом
.
Наконец
,
в
четвер
-
тый
раз
работу
поручили
извест
-
ному
московскому
электротехнику
А
.
В
.
Ребикову
,
который
успешно
и
быстро
с
ней
справился
.
Времен
-
ное
освещение
площади
началось
10
мая
,
постоянное
— 15
июля
1883
года
.
Ежедневное
восьмича
-
совое
горение
32
дуговых
фонарей
обеспечивали
две
динамомашины
.
В
1886–1891
годах
были
установ
-
лены
еще
три
динамомашины
,
что
позволило
довести
число
фонарей
до
41.
При
этом
,
помимо
площади
и
набережной
,
освещался
также
Большой
Каменный
мост
,
а
ле
-
том
—
Сокольнический
круг
.
В
1883
году
по
случаю
коро
-
нации
императора
Александра
III
были
иллюминированы
Кремль
и
колокольня
Ивана
Великого
.
Для
этого
на
Софийской
набережной
,
напротив
Кремля
,
была
собрана
передвижная
электростанция
из
40
динамомашин
и
18
локомо
-
билей
.
Внезапно
вспыхнувшие
3,5
тысячи
ламп
накаливания
привели
в
восторг
москвичей
,
за
-
полнивших
Кремль
и
Красную
площадь
.
В
марте
1880
года
П
.
Н
.
Яблоч
-
ков
поставил
перед
московской
Городской
управой
вопрос
об
освещении
улиц
,
предполагая
лично
заняться
освещением
цен
-
тра
города
.
Однако
из
-
за
отъ
-
езда
в
Париж
его
намерения
не
были
реализованы
.
Чуть
позже
была
создана
комиссия
для
раз
-
работки
вопроса
об
электриче
-
ском
освещении
города
в
целом
.
В
1888
году
она
представила
Го
-
родской
управе
сводный
доклад
,
на
основании
которого
было
при
-
нято
решение
о
создании
ос
-
ветительной
системы
.
К
концу
1890-
х
годов
электрическими
фо
-
нарями
уже
освещались
Кремль
,
А
.
Н
.
Лодыгин
№
4 (43) 2017

138
Красная
и
Театральная
площади
,
Ильинка
,
Воздвиженка
,
Варварка
,
Тверская
,
Мясницкая
,
Никольская
и
ряд
других
центральных
улиц
столицы
(
о
начальных
этапах
ос
-
вещения
Москвы
см
. [3]).
Система
освещения
квартир
в
доходных
домах
технически
была
предельно
проста
.
Как
пра
-
вило
,
в
подвальном
помещении
устанавливались
котел
и
паро
-
вая
машина
,
передававшая
с
по
-
мощью
ременной
трансмиссии
вращательное
движение
на
ге
-
нератор
;
снимавшаяся
с
клемм
генератора
электроэнергия
по
проводам
поступала
потребите
-
лям
.
Тарифы
на
электроэнергию
по
тем
временам
были
высокими
,
и
пользоваться
электрическим
ос
-
вещением
могли
только
состоя
-
тельные
жильцы
.
При
напряжении
110
В
за
работу
в
100
Вт
/
ч
взима
-
лась
плата
5
копеек
.
При
горении
лампочки
свыше
600
час
/
год
пре
-
доставлялась
скидка
от
5
до
26%.
За
точностью
и
своевременностью
оплаты
следили
специальные
уполномоченные
домовладель
-
цев
.
Неплательщиков
наказывали
неотвратимо
и
строго
.
После
вто
-
ричного
предупреждения
электро
-
лампочки
в
квартире
отключались
и
на
видном
,
специально
отведен
-
ном
месте
у
парадного
подъезда
вывешивалось
так
называемое
«
срамосодержащее
»
уведомле
-
ние
домовладельца
(
простолюди
-
ны
их
называли
«
срамилками
»).
В
качестве
примера
приведем
одно
из
них
,
предупреждавшее
«...
о
малой
платежеспособности
проживающего
в
квартире
№
11
господина
А
.
А
.
Обноскина
и
име
-
ющих
с
ним
дело
кредиторов
,
по
-
ставщиков
снеди
,
кондитеров
,
модисток
,
парикмахеров
,
гувер
-
нанток
,
владельцев
экипажей
,
краснодеревщиков
,
брандмейсте
-
ров
и
других
господ
уважаемых
о
заметной
возможности
всем
им
остаться
без
вознаграждения
и
претерпеть
существенные
убыт
-
ки
в
случае
устранения
ими
дел
с
ретиво
уклоняющимся
от
денеж
-
ных
расчетов
г
.
А
.
А
.
Обноскиным
,
уверяющим
членов
домовой
упра
-
вы
в
своей
малой
платежеспособ
-
ности
и
несомненном
устремле
-
нии
избежать
денежного
греха
по
изменении
милостью
Божьей
жиз
-
ненных
обстоятельств
».
Швей
-
царам
и
дворникам
вменялось
в
обязанность
строго
следить
за
сохранностью
вывешивавшихся
уведомлений
.
В
последней
трети
XIX
века
характерными
чертами
промыш
-
ленного
развития
России
являлись
капитализация
производственных
отношений
,
переход
от
мануфак
-
тур
и
ремесленно
-
цеховых
форм
организации
труда
к
ма
-
шинно
-
фабричной
ин
-
дустрии
.
В
этот
период
набирают
силу
процес
-
сы
концентрации
и
цен
-
трализации
производ
-
ства
,
крупные
товаро
-
производители
погло
-
щают
мелких
,
ману
-
фактурные
структуры
сливаются
в
мощные
объединения
,
распола
-
гающие
высококвали
-
фицированными
инже
-
нерными
и
рабочими
кадрами
.
Возникают
новые
формы
организа
-
ции
и
управления
про
-
мышленостью
:
синдика
-
ты
,
концерны
,
картели
.
Банки
и
акционерные
общества
аккумулируют
и
контролируют
отече
-
ственный
и
зарубежный
капитал
,
его
вложение
,
оборот
,
перемещение
.
В
области
энергетики
получили
развитие
процессы
централиза
-
ции
производства
электроэнер
-
гии
.
Экономические
и
технические
предпосылки
обусловили
пере
-
ход
от
изолированных
домовых
электростанций
,
обслуживавших
отдельных
потребителей
,
к
цен
-
трализованным
установкам
,
пи
-
тавшим
многие
источники
света
,
расположенные
не
только
в
квар
-
тирах
,
но
и
в
местах
обществен
-
ного
пользования
—
на
улицах
,
дорогах
,
площадях
.
Появилось
и
новое
наименование
—
цен
-
тральные
электрические
станции
(
ЦЭС
),
знаменовавшее
пере
-
растание
производства
электро
-
энергии
в
крупную
машинную
ин
-
дустрию
.
По
существу
,
это
были
«
электрические
заводы
»,
пришед
-
шие
на
смену
«
электрическим
ма
-
стерским
» —
домовым
электро
-
станциям
.
Наличие
технических
возможностей
организации
и
осу
-
ществления
электроснабжения
городов
открывало
крупному
ка
-
питалу
путь
в
электроэнергетику
.
В
России
основной
финансо
-
вый
капитал
и
научно
-
технический
потенциал
стремительно
разви
-
вавшейся
отрасли
был
объединен
в
рамках
созданного
в
1886
году
«
Акционерного
общества
элек
-
трического
освещения
».
В
Уста
-
ве
объединения
,
утвержденном
4
июля
1886
года
императором
Александром
III,
говорилось
,
что
«...
создается
оно
во
благо
Рос
-
сии
и
православного
народа
...
для
возвышения
науки
и
знания
в
энергетике
…
для
освещения
электричеством
улиц
,
фабрик
,
за
-
водов
,
магазинов
и
всякого
рода
других
мест
и
помещений
».
Сразу
же
по
возникновении
Об
-
щества
к
нему
стали
обращаться
с
предложениями
и
запросами
по
организации
электростроитель
-
ства
в
различных
городах
страны
.
Капитал
Общества
вырос
с
1
млн
рублей
в
1886
году
до
3
млн
руб
-
лей
в
1890
году
.
Несмотря
на
столь
стремительное
финансовое
развитие
,
главное
энергетическое
объединение
России
по
своей
капитализации
значительно
от
-
ставало
от
зарубежных
аналогич
-
ных
структур
,
в
первую
очередь
американских
.
В
том
же
1890
году
капитал
фирмы
«
Вестингауз
»
со
-
ставлял
10
млн
,
а
фирмы
«
Дже
-
Электрический
фонарь
на
Красной
площади
.
Начало
XX
века
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ

139
нерал
Электрик
» — 12
млн
дол
-
ларов
.
Доля
русского
капитала
в
Об
-
ществе
была
невелика
:
количество
принадлежавших
отечественным
акционерам
ценных
бумаг
с
3%
в
1889
году
выросло
в
1895
году
только
до
12%.
Примерно
7%
ак
-
ций
владел
англичанин
Торнтон
;
всеми
остальными
—
германские
предприниматели
.
В
последней
группе
акционеров
резко
вы
-
делялся
учредитель
Общества
К
.
Ф
.
Сименс
:
в
первом
выпуске
ак
-
ций
1886
года
ему
принадлежало
82,5%.
Наряду
с
должностью
пред
-
седателя
правления
общества
Си
-
менс
являлся
главой
могуществен
-
ного
германского
объединения
«
Сименс
и
Гальске
»,
сосредото
-
чившего
в
своих
руках
производ
-
ство
и
поставку
оборудования
на
энергетические
объекты
.
Такое
совмещение
функций
крупнейше
-
го
изготовителя
и
одновременно
потребителя
электроэнергетиче
-
ской
техники
,
позволяло
Сименсу
наивыгоднейшим
образом
прово
-
дить
как
в
интересах
Германии
,
так
и
в
своих
личных
интересах
научно
-
техническую
и
экономиче
-
скую
линию
взаимодействия
двух
производственных
монополистов
.
Журнал
«
Электричество
»
отме
-
чал
: «...
Никто
не
станет
оспари
-
вать
того
факта
,
что
действитель
-
но
русская
электротехническая
промышленность
существует
у
нас
лишь
в
ограниченных
размерах
...
участие
же
Германии
выражается
в
75%» (
Цит
.
по
[3,
с
. 41]).
Ситуация
,
сложившаяся
на
рынке
электротехнического
обо
-
рудования
,
вызывала
противо
-
действие
немецкому
капиталу
русских
,
стоявших
у
руководства
Общества
,
и
в
первую
очередь
,
ди
-
ректора
-
распорядителя
А
.
А
.
Тро
-
ицкого
.
Несмотря
на
его
,
в
конеч
-
ном
счете
,
поражение
в
борьбе
с
Сименсом
,
многие
руководящие
посты
в
Обществе
по
-
прежнему
оставались
за
русскими
.
Так
,
мос
-
ковское
отделение
Общества
воз
-
главлял
видный
электротехник
Ч
.
К
.
Скржинский
,
отдававший
все
свои
знания
,
энергию
,
время
делу
становления
и
развития
энергети
-
ки
Москвы
.
Во
второй
половине
1880-
х
го
-
дов
встал
вопрос
о
постройке
ЦЭС
,
которая
обеспечила
бы
электро
-
снабжение
центра
города
и
,
в
част
-
ности
,
районы
Красной
и
Театраль
-
ной
площадей
,
улиц
Тверской
,
Большой
Дмитровки
и
Кузнецкого
моста
.
В
1887
году
между
Москов
-
ской
городской
думой
,
Главным
Синодальным
управлением
недви
-
жимого
имущества
и
московским
отделением
«
Акционерного
обще
-
ства
электрического
освещения
1886
года
»
было
заключено
трех
-
стороннее
соглашение
о
строи
-
тельстве
электростанции
на
месте
упраздненного
Георгиевского
мо
-
настыря
по
Георгиевскому
переул
-
ку
,
соединявшему
Большую
Дми
-
тровку
и
Тверскую
.
Финансовые
расходы
по
возведению
Централь
-
ной
электрической
станции
(
на
строительство
было
ассигновано
80
тысяч
рублей
)
и
аренде
земли
взяли
на
себя
власти
города
.
В
мае
1888
года
состоялась
закладка
первой
в
Москве
ЦЭС
,
а
уже
в
де
-
кабре
того
же
года
она
дала
элек
-
трический
ток
.
Передача
электри
-
ческой
энергии
к
потребителям
,
число
которых
с
60
в
1888
году
выросло
до
704
в
1895
году
,
осу
-
ществлялось
с
помощью
проло
-
женных
под
землей
и
заключен
-
ных
в
кирпичные
каналы
кабелей
.
Общая
длина
кабелей
составляла
50
верст
.
На
станции
было
уста
-
новлено
пять
водотрубных
котлов
фирмы
«
Бабкок
-
Вилькокс
»
и
три
котла
фирмы
«
Паукш
» (
послед
-
ние
в
1894
году
были
заменены
на
более
совершенные
горизонталь
-
но
-
водотрубные
парогенераторы
конструкции
В
.
Г
.
Шухова
),
а
также
пять
паровых
и
12
динамо
машин
системы
«
Сименс
-
Шуккерт
».
Сум
-
марная
мощность
Георгиевской
ЦЭС
к
1895
году
достигла
215
л
.
с
.,
радиус
действия
составил
пол
-
торы
версты
.
В
качестве
топлива
использовался
каменный
уголь
,
годовой
расход
которого
при
сред
-
ней
продолжительности
горе
-
ния
одной
установленной
лампы
625
час
/
год
составлял
150
тысяч
пудов
.
В
дальнейшем
часть
котлов
была
переведена
на
экономически
более
выгодное
жидкое
топливо
.
Кроме
Георгиевской
ЦЭС
,
ток
вырабатывался
аккумуляторной
станцией
,
построенной
в
Верхних
торговых
рядах
в
версте
от
основ
-
ной
электростанции
,
и
многими
мелкими
станциями
.
Среди
них
:
городская
(
именно
она
впервые
осветила
город
—
Каменный
мост
и
площадь
храма
Христа
Спасите
-
ля
),
университетская
(
радиус
дей
-
ствия
—
верста
),
императорских
театров
,
Кремлевская
дворцовая
,
электростанции
при
вокзалах
:
Мос
ковско
-
Ярославском
и
Мос
-
ковско
-
Брестском
.
Единственным
видом
электри
-
ческого
потребления
в
то
время
было
освещение
.
Две
тысячи
элек
-
трических
ламп
напряжением
100,
120
и
150
вольт
горело
в
1900
году
в
Москве
.
Основная
нагрузка
па
-
дала
на
вечернее
и
ночное
время
,
когда
машины
работали
на
преде
-
ле
возможностей
,
а
днем
электро
-
станции
впору
было
останавли
-
вать
: 30
вентиляторов
, 10
лифтов
,
несколько
десятков
ламп
в
закры
-
тых
складских
помещениях
—
вот
и
вся
дневная
нагрузка
.
Долгое
время
промышленни
-
ки
не
понимали
,
какие
выгоды
Георгиевская
ЦЭС
№
4 (43) 2017

140
сулит
им
электрификация
про
-
изводства
,
да
и
имеющихся
ге
-
нерируемых
мощностей
не
хва
-
тало
,
чтобы
обеспечивать
током
промышленные
предприятия
.
По
мере
развития
городской
энерге
-
тической
сети
выявлялись
все
но
-
вые
возможности
использования
электрической
энергии
.
Кроме
осветительных
ламп
как
главных
электроабонентов
в
крупных
ате
-
лье
были
введены
в
действие
не
-
сколько
швейных
машин
,
а
в
Мо
-
скве
в
Большом
и
Малом
театрах
установлены
вентиляторы
.
Рас
-
сматривались
вопросы
создания
электрических
подъемных
машин
(
лифтов
)
в
торговых
рядах
и
пе
-
ревода
с
конной
на
электриче
-
скую
тягу
рельсового
транспорта
.
В
результате
расширения
круга
потребителей
быстро
возраста
-
ла
необходимость
в
увеличении
энергетических
мощностей
,
что
,
в
свою
очередь
,
вело
к
дальней
-
шему
развитию
энергохозяйства
города
.
Георгиевская
ЦЭС
уже
не
справлялась
с
обеспечением
цен
-
тра
Москвы
электроэнергией
,
и
на
повестке
дня
встал
вопрос
о
стро
-
ительстве
более
мощной
станции
.
14
июля
1896
года
состоялась
закладка
новой
станции
,
участок
под
которую
был
выделен
между
Садовниками
и
Раушской
набе
-
режной
.
Машины
и
стены
машин
-
ного
зала
устанавливались
на
свайном
основании
.
Уже
28
апре
-
ля
1897
года
все
станционные
строения
были
сданы
под
мон
-
таж
.
В
ноябре
1897
года
Рауш
-
ская
ЦЭС
(
ныне
1-
я
Московская
городская
электростанция
)
дала
ток
.
Ее
установленная
мощность
составила
12 000
л
.
с
. (12
паровых
машин
по
1000
л
.
с
.
каждая
).
Пре
-
имущества
новой
электростанции
заключались
в
том
,
что
она
выра
-
батывала
переменный
трехфаз
-
ный
ток
.
Это
давало
возможность
использовать
более
высокое
на
-
пряжение
,
необходимость
приме
-
нения
которого
определялась
уда
-
ленностью
от
станции
основных
промышленных
потребителей
,
как
правило
,
на
6–8
и
более
киломе
-
тров
.
Мощности
электростанции
на
Раушской
набережной
позво
-
лили
отводить
ток
к
заводам
,
ко
-
торые
к
1904
году
получали
уже
12,5%
от
общего
отпуска
электро
-
энергии
.
В
1907
году
в
новом
машинном
здании
станции
была
установлена
турбина
системы
«
Целли
»
мощ
-
ностью
в
2
мВт
,
а
в
последующие
годы
еще
три
турбины
по
3
мВт
.
В
результате
общая
мощность
станции
достигла
32 000
л
.
с
.,
что
превышало
мощность
турбин
ста
-
рого
здания
более
чем
в
два
раза
(
Подробнее
см
. [4]).
К
началу
1907
года
более
30%
энергии
Раушской
ЦЭС
потреблял
трамвай
.
Чтобы
снизить
нагрузки
,
на
винно
-
соляном
дворе
у
Малого
каменного
моста
для
нужд
трам
-
вая
строится
мощная
электриче
-
ская
станция
,
прокладываются
специальные
кабели
.
В
феврале
1907
года
станцию
открыли
.
Одновременно
прокладыва
-
лась
заново
и
электрическая
сеть
Москвы
.
Общая
длина
питающих
линий
вскоре
составила
160
км
.
В
1906
году
вводится
в
строй
Московская
трамвайная
электро
-
станция
(2-
я
МГЭС
).
На
ней
были
установлены
три
турбины
по
3000
кВт
,
пар
на
которые
поступал
от
16
водотрубных
котлов
.
Технико
-
экономические
пока
-
затели
первых
русских
станций
не
уступали
зарубежному
уровню
.
Начальные
параметры
—
давле
-
ние
и
температура
пара
достигали
1,3–1,6
МПа
и
300–350
градусов
.
Удельный
расход
условного
то
-
плива
составлял
1,5
кг
/
кВт
·
ч
элек
-
троэнергии
[5].
Трамвайная
электростанция
Раушская
электростанция
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ

141
Возможность
строительства
первых
энергетических
объек
-
тов
в
Москве
в
значительной
степени
определялась
успехами
отечественного
энергомашино
-
строения
.
Импорт
оборудования
постепенно
,
но
неуклонно
сокра
-
щался
.
Большой
вклад
в
разра
-
ботку
и
внедрение
новой
энерге
-
тической
техники
внес
известный
теплотехник
В
.
И
.
Гриневецкий
.
Благодаря
его
усилиям
были
соз
-
даны
наиболее
совершенные
па
-
ровые
машины
и
первые
образцы
отечественных
турбоагрегатов
.
К
1917
году
в
России
было
изготов
-
лено
и
введено
в
строй
26
паро
-
вых
турбин
суммарной
мощностью
9 000
кВт
с
наибольшей
мощно
-
стью
отдельной
турбины
1250
кВт
.
Успехи
парогенераторостроения
связаны
с
именем
замечательно
-
го
изобретателя
и
конструктора
В
.
Г
.
Шухова
.
Разработанные
им
вертикально
-
водотрубные
котлы
отличались
от
зарубежных
боль
-
шей
надежностью
в
эксплуатации
,
меньшей
металлоемкостью
,
хоро
-
шей
транспортабельностью
.
Мак
-
симальная
паропроизводитель
-
ность
котлоагрегата
составляла
15
тонн
пара
в
час
.
Строительство
1-
й
и
2-
й
МГЭС
знаменует
собой
второй
этап
ста
-
новления
московской
энергетики
.
Если
в
период
эксплуатации
Геор
-
гиевской
ЦЭС
были
лишь
постав
-
лены
общие
проблемы
энергети
-
ческого
строительства
и
решены
вопросы
энергоснабжения
ис
-
ключительно
осветительных
уста
-
новок
,
то
в
первом
десятилетии
XX
века
главной
задачей
электро
-
станций
становится
обеспечение
электроэнергией
промышленных
потребителей
.
Развитие
не
толь
-
ко
осветительных
,
но
и
силовых
установок
стало
возможным
бла
-
годаря
изысканиям
в
области
переменного
тока
,
разработке
систем
повышения
и
понижения
его
напряжения
и
передачи
на
более
отдаленные
расстояния
(
максимальная
удаленность
по
-
требителей
выросла
с
одного
до
нескольких
десятков
километров
)
и
создания
асинхронных
двига
-
телей
трехфазного
тока
.
Успехи
исследований
в
области
перемен
-
ного
трехфазного
тока
и
внедре
-
ние
их
результатов
в
энергетиче
-
скую
практику
связаны
с
именем
М
.
О
.
Доливо
-
Добровольского
.
Переход
от
постоянного
тока
к
переменному
и
к
использованию
трансформаторов
сопровождался
ожесточенной
борьбой
лоббирую
-
щих
группировок
в
Московской
го
-
родской
думе
и
противостоянием
в
промышленных
и
научно
-
техни
-
ческих
кругах
.
В
борьбе
Общества
1886
года
и
главного
изготовителя
и
поставщика
трансформаторов
(
акционерного
общества
«
Ганц
и
Ко
»)
широко
использовались
пресса
,
научно
-
техническая
пе
-
риодика
и
даже
лекционные
три
-
буны
;
проводились
научные
дис
-
путы
,
рассматривались
вопросы
влияния
переменного
тока
и
си
-
стем
его
трансформации
на
здо
-
ровье
населения
,
обсуждалась
экономическая
целесообразность
перехода
на
трехфазные
схемы
генерации
и
передачи
электро
-
энергии
.
В
результате
возоблада
-
ла
прогрессивная
установка
на
переход
от
постоянного
к
трех
-
фазному
переменному
току
.
Совершенствование
инженер
-
но
-
технических
основ
передачи
электрического
тока
шло
по
пути
замены
подземных
кабелей
воз
-
душными
линиями
электропере
-
дачи
—
предшественницами
со
-
временных
ЛЭП
—
и
перехода
от
радиальных
схем
распределения
энергии
к
кольцевым
схемам
.
Это
давало
определенный
экономи
-
ческий
эффект
,
упрощало
эксплу
-
атацию
,
повышало
надежность
в
снабжении
потребителей
,
уве
-
личивало
срок
работы
оборудова
-
ния
.
Третий
период
в
развитии
энергетики
дореволюционной
Москвы
связан
со
строитель
-
ством
и
вводом
в
действие
в
мае
1913
года
в
Богородском
уезде
электростанции
«
Электропереда
-
ча
».
Ее
первым
директором
был
Г
.
М
.
Кржижановский
,
главным
ин
-
женером
—
Р
.
Э
.
Классон
.
6
марта
1914
года
губернская
управа
выдала
свидетельство
,
разрешающее
эксплуатацию
станции
и
всех
сооружений
для
питания
села
Зуева
и
города
Павловский
Посад
.
Напряжение
30 000
вольт
применялось
в
Рос
-
сии
впервые
.
На
электростанции
были
установлены
четыре
тур
-
боагрегата
по
5 000
кВт
и
десять
котлов
по
системе
двухрядной
котельной
.
Электроэнергия
пере
-
давалась
в
Москву
на
Измайлов
-
скую
понижающую
подстанцию
,
а
через
нее
—
на
другие
москов
-
ские
станции
по
первой
высоко
-
вольтной
воздушной
линии
на
-
пряжением
70
кВ
и
длиной
более
70
км
.
Электростанция
«
Электропередача
»
№
4 (43) 2017

142
С
включением
ЛЭП
напряже
-
нием
70
кВ
московские
станции
и
«
Электропередача
»
могли
ра
-
ботать
совместно
.
Зарождалась
самая
крупная
в
стране
энергети
-
ческая
система
.
Строить
ЛЭП
было
чрезвычай
-
но
трудно
.
Металлические
опоры
весили
каждая
более
200
пудов
.
И
все
-
таки
их
установку
на
бетон
-
ные
фундаменты
освоили
быстро
.
Сложнее
было
с
монтажом
прово
-
дов
:
впервые
здесь
применялись
подвесные
изоляторы
.
Линия
была
полностью
смонтирована
в
октябре
1914
года
.
Но
богород
-
ское
электричество
до
устране
-
ния
всех
бюрократических
препон
так
и
не
потекло
в
Москву
.
Лишь
13
августа
1915
года
впервые
заработали
в
одну
сеть
первая
московская
электростанция
на
Раушской
набережной
и
богород
-
ская
«
Электропередача
».
Их
со
-
вместная
работа
давала
2%
всей
московской
энергии
и
экономила
88
тысяч
пудов
нефти
.
Значение
пуска
станции
«
Электропередача
»
заключалось
в
том
,
что
в
качестве
топлива
для
нее
использовались
богатей
-
шие
местные
торфяные
запасы
.
Здесь
впервые
в
мире
был
раз
-
работан
и
применен
в
энергетике
гидравлический
способ
добычи
торфа
,
получивший
название
«
ги
-
дроторф
».
Сущность
метода
сво
-
дилась
к
следующему
:
торф
раз
-
мывался
водой
,
подаваемой
под
высоким
давлением
,
с
получени
-
ем
жидкой
гомогенной
массы
,
ко
-
торая
затем
высушивалась
и
под
-
вергалась
машинной
формовке
.
Полученные
брикеты
сжигались
в
специально
разработанных
для
этого
топках
парогенерато
-
ров
. «
Электропередача
»
была
первой
в
мире
государственной
районной
электростанцией
(
от
-
сюда
и
происходит
аббревиатура
«
ГРЭС
»),
расположенной
в
непо
-
средственной
близости
от
при
-
родных
источников
энергии
.
Опыт
богородской
электростанции
спо
-
собствовал
решению
важнейшей
для
энергетики
и
Москвы
,
и
Рос
-
сии
в
целом
проблемы
перехо
-
да
к
строительству
станций
на
базе
местных
энергоресурсов
с
последующей
передачей
вы
-
работанной
электроэнергии
по
высоковольтным
ЛЭП
городским
потребителям
.
Это
позволило
от
-
казаться
от
дорогостоящего
ва
-
рианта
строительства
городских
станций
,
работавших
на
привоз
-
ном
топливе
[6].
В
1917
году
«
Общество
элек
-
трического
освещения
1886
года
»
закончило
свою
деятельность
.
Московское
отделение
Общества
предложило
учредить
новое
«
Об
-
щество
электроэнергии
».
Действительность
разрушила
эти
планы
.
Страна
стояла
на
по
-
роге
революций
и
войн
.
Таким
образом
,
менее
чем
за
четыре
десятилетия
—
с
1880-
х
годов
до
1917
года
—
энергетика
-
ми
Москвы
был
решен
ряд
таких
крупных
организационно
-
эконо
-
мических
и
научно
-
технических
проблем
,
как
организация
пере
-
дачи
электроэнергии
на
большие
расстояния
;
снабжение
электри
-
чеством
не
только
осветитель
-
ных
,
но
и
силовых
потребителей
,
снижение
импорта
оборудования
и
становление
отечественного
энергомашиностроения
;
развитие
местной
топливно
-
сырьевой
базы
и
возведение
на
ее
основе
район
-
ных
электростанций
;
разработка
и
внедрение
в
производственную
практику
прогрессивных
научно
-
технических
решений
,
опреде
-
ливших
на
перспективу
стратегию
энергетического
строительства
:
рост
единичных
мощностей
и
па
-
Руководители
строительства
станции
«
Электропередача
».
Справа
нале
-
во
:
Р
.
Э
.
Классон
,
В
.
В
.
Старков
,
Г
.
М
.
Кржижановский
,
И
.
И
.
Радченко
,
А
.
В
.
Вин
-
тер
,
Э
.
Р
.
Ульман
,
В
.
Д
.
Кирпичников
. 1910
г
.
раметров
пара
,
повышение
напря
-
жения
в
ЛЭП
и
увеличение
радиу
-
са
электроснабжения
,
создание
энергетических
систем
и
т
.
д
.
В
этот
период
сформирова
-
лась
крупная
московская
энерге
-
тическая
школа
.
Широкую
извест
-
ность
ей
принесли
А
.
В
.
Винтер
,
А
.
А
.
Глазунов
,
В
.
И
.
Гриневецкий
,
М
.
О
.
Доливо
-
Добровольский
,
В
.
Д
.
Кирпичников
,
Р
.
Э
.
Классон
,
Г
.
М
.
Кржижановский
,
К
.
А
.
Круг
,
И
.
И
.
Радченко
,
Ч
.
К
.
Скржинский
,
Б
.
И
.
Угримов
,
К
.
И
.
Шенфер
,
В
.
Г
.
Шухов
и
другие
выдающиеся
ученые
и
инженеры
.
Опыт
строительства
и
экс
-
плуатации
первых
московских
электростанций
показал
,
что
в
рамках
частного
капитала
,
без
государственного
регулирова
-
ния
,
невозможно
оптимизировать
и
обеспечить
рациональное
раз
-
витие
энергетического
хозяйства
и
электроснабжения
большого
города
.
Таким
образом
,
в
послед
-
ние
десятилетия
XIX
и
начале
XX
веков
были
заложены
органи
-
зационные
,
экономические
,
науч
-
но
-
технические
и
кадровые
пред
-
посылки
развития
базового
звена
промышленной
инфраструкту
-
ры
Москвы
,
которые
получили
дальнейшее
развитие
в
плане
ГОЭЛРО
и
пятилетних
програм
-
мах
народнохозяйственного
стро
-
ительства
.
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
Оригинал статьи: Становление и развитие энергетики Москвы (80-е годы XIX в. — 1917 г.)
В статье рассказывается о начальных этапах использования электричества в промышленной и коммунально-бытовой сферах Москвы; исследуется развитие технологий выработки, передачи и применения электроэнергии, появление районных электростанций, работающих на местном топливе, зарождение схемы работы генерирующих мощностей на общую сеть; анализируется вклад крупнейших энергетиков России в развитие отрасли.