

86
МИРОВОЙ ОПЫТ
86
СЕТИ РОССИИ
МИРОВОЙ
ОПЫТ
86
сигрэ
Продолжение публикации докладов Международной
конференции СИГРЭ по тематике Исследовательского
комитета В2 «Воздушные линии электропередачи».
Краткие обзоры
докладов 43-й
сессии СИГРЭ
Воздушные линии
ОБЗОР
ДОКЛАДОВ
,
ПРЕДСТАВЛЕННЫХ
НА
43-
Й
СЕССИИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
СИГРЭ
ПО
ТЕМАТИКЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
КОМИТЕТА
А
2
«
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
»
Продолжение
.
Начало
в
№
2
сентябрь
-
октябрь
2010
г
.
Владимир ШКАПЦОВ,
постоянный представитель РФ в ИК В2
«Воздушные линии электропередачи» СИГРЭ,
номинирован как CIGRE Distinguished Member, к.т.н.
Увеличение
передаваемой
мощности
по
существующим
линиям
посредством
конверсии
переменного
тока
в
постоянный
или
путем
перевода
ВЛ
на
повышенное
напряжение
О
граничения
передаваемой
по
ВЛ
мощности
обуслов
-
лены
необходимостью
пре
-
дотвращения
существен
-
ных
сдвигов
и
перекосов
электри
-
ческих
параметров
различных
фаз
,
ограничения
падения
напряжения
в
конце
протяженных
ВЛ
,
недопущения
значительных
длительных
перегре
-
вов
проводов
и
контактных
соедине
-
ний
.
Как
показано
на
рис
. 1,
переда
-
ваемая
мощность
несколько
снижа
-
ется
от
800
МВт
на
относительно
ко
-
ротких
линиях
(
длиной
менее
100
км
).
Значительное
снижение
(
до
300
МВт
)
происходит
на
некомпенсируемых
ВЛ
длиной
более
300
км
.
Очевидно
,
что
способы
повышения
передава
-
емой
мощности
отличаются
для
ВЛ
с
различными
параметрами
,
посколь
-
ку
для
коротких
линий
ограничением
является
предел
термической
устой
-
чивости
,
а
для
протяженных
линий
—
падение
напряжения
или
системная
устойчивость
.
Те
ограничения
передаваемой
мощности
,
которые
характерны
для
ВЛ
значительной
протяженности
,
мо
-
гут
преодолеваться
посредством
при
-
менения
шунтирующих
реакторов
,

87
№ 2 (5), март-апрель, 2011
компенсаторов
реактивной
мощно
-
сти
или
,
наконец
,
за
счет
перевода
ли
-
нии
на
следующую
ступень
номиналь
-
ного
напряжения
,
преобразования
ВЛ
переменного
тока
в
линию
посто
-
янного
тока
.
На
ВЛ
небольшой
протя
-
женности
предел
термической
устой
-
чивости
может
быть
повышен
благо
-
даря
увеличению
габаритов
прово
-
дов
до
земли
(
перетяжки
)
или
замене
на
провода
с
большим
сечением
,
пу
-
тем
применения
более
современных
и
перспективных
высокотемператур
-
ных
проводов
,
среди
которых
пред
-
почтительны
изделия
из
материалов
с
малыми
коэффициентами
темпера
-
турного
удлинения
,
обеспечивающи
-
ми
малые
стрелы
провеса
даже
при
значительных
нагревах
проводов
.
В
докладе
В
2-201
группа
авторов
из
сетевых
и
исследовательских
ком
-
паний
Италии
рассматривает
ряд
воз
-
можных
вариантов
преобразования
существующих
ВЛ
220
кВ
перемен
-
ного
тока
в
линии
±250
и
±400
кВ
постоянного
тока
(
рис
. 2).
Обсужда
-
ется
необходимость
замены
изолято
-
ров
на
композитные
.
Передаваемая
мощность
будет
увеличена
в
резуль
-
тате
конверсии
от
320
до
1008
МВт
,
а
в
случае
применения
высокотем
-
пературных
проводов
—
до
2,1—3,36
ГВт
(
в
зависимости
от
варианта
изме
-
нения
конструкции
верхних
частей
су
-
ществующих
опор
).
В
дискуссии
по
докладу
обсуждались
вопросы
целесо
-
образности
подобной
конверсии
су
-
ществующих
ВЛ
,
поскольку
линии
постоянного
тока
обычно
использу
-
ют
для
передачи
энергии
на
значи
-
тельные
расстояния
.
Авторы
доклада
не
смогли
обосновать
актуальность
не
двухцепных
опор
220
кВ
на
одно
-
цепные
опоры
400
кВ
(
рис
. 3).
В
со
-
ответствии
с
экономическими
показа
-
телями
настоящего
проекта
подобная
реконструкция
вдвое
дешевле
строи
-
тельства
новой
линии
при
необходи
-
мости
прокладки
новой
трассы
.
В
дискуссии
по
докладу
были
вы
-
сказаны
сомнения
в
отношении
на
-
дежности
реконструированной
ВЛ
,
базовая
часть
опор
которой
,
а
также
фундаменты
будут
сохранены
в
неиз
-
менном
виде
.
Ветровые
и
гололедные
нагрузки
,
воздействующие
на
верх
-
ние
реконструированные
элементы
опор
,
включая
более
значительные
воздействия
на
расщепленные
фазы
(
по
два
провода
в
пучке
),
могут
при
-
вести
к
существенному
снижению
ме
-
ханической
надежности
промежуточ
-
ных
опор
и
ВЛ
в
целом
.
Неизвестно
,
выполнялись
ли
авторами
доклада
всесторонние
оценки
прочности
и
на
-
дежности
опор
и
фундаментов
с
уче
-
том
предлагаемого
варианта
рекон
-
струкции
.
К
сожалению
,
поднятые
в
дискуссии
вопросы
остались
без
от
-
вета
.
Доклад
В
2-203
специалистов
из
США
и
Канады
представляет
собой
квалифицированную
и
систематизи
-
рованную
оценку
преимуществ
кон
-
версии
ВЛ
переменного
тока
в
линии
постоянного
тока
.
Подобные
преиму
-
щества
удается
реализовать
главным
образом
в
тех
случаях
,
когда
указан
-
ная
конверсия
достигается
путем
ми
-
нимальной
реконструкции
существу
-
ющих
линий
.
Кроме
того
,
авторы
от
-
мечают
,
что
конверсия
целесообраз
-
на
,
когда
стоимость
строительства
но
-
вой
линии
переменного
тока
слиш
-
ком
высока
или
новое
строительство
затруднено
противодействием
мест
-
ных
властей
и
регулятора
.
По
мнению
авторов
доклада
,
конверсию
целесо
-
образно
проводить
в
классе
напряже
-
ния
существующих
сетевых
объектов
не
ниже
345
кВ
.
В
дискуссии
по
до
-
кладу
было
подтверждено
,
что
линии
ниже
345
кВ
имеют
,
как
правило
,
не
-
значительную
протяженность
,
поэто
-
му
их
пропускная
способность
огра
-
ничена
пределом
термической
устой
-
чивости
,
который
может
быть
повы
-
шен
различными
способами
,
отлич
-
ными
от
конверсии
существующих
ВЛ
в
линии
постоянного
тока
.
Доклад
В
2-204
представлен
спе
-
циалистами
из
Института
электро
-
Рис
. 1.
Зависимость
передаваемой
мощности
от
протяженности
ВЛ
350
кВ
Рис
. 2.
Преобразование
двухцепной
ВЛ
220
кВ
в
линию
постоянного
тока
±400
кВ
Термический
предел
Термический
предел
Пропускная
способности
линии
электропередачи
350
кВ
переменного
тока
Снижение
передаваемой
мощности
(
МВт
)
с
увеличением
длины
ВЛ
Нагр
узочная
способность
,
МВт
Длина
линии
в
км
Предел
системной
устойчивости
ВЛ
Ограничение
пропускной
способности
из
-
за
проблем
системной
устойчивости
ВЛ
Термичес
-
кий
предел
,
ограничи
-
ваемый
га
-
баритом
или
опасно
-
стью
отжи
-
га
алюми
-
ния
Ограничение
пропускной
спо
-
собности
из
-
за
снижения
на
5%
напряжения
на
дальнем
конце
ВЛ
предлагаемой
конверсии
для
Италии
,
где
передача
энергии
осуществляет
-
ся
на
достаточно
ограниченные
рас
-
стояния
.
В
совместном
докладе
В
2-202
шести
авторов
из
Румынии
и
одно
-
го
автора
из
Германии
рассматрива
-
ется
техническое
решение
по
заме
-
Красным
выделены
проектиру
-
емые
изолирующие
траверсы
,
жел
-
тым
—
элементы
существующей
опо
-
ры
,
которые
будут
демонтированы
.

88
МИРОВОЙ ОПЫТ
Рис
. 4.
Схема
опоры
750
кВ
компактного
типа
(
КНР
)
ектов
.
Реконструкции
предшествова
-
ли
всесторонние
расчетные
оценки
,
выполненные
методом
конечных
эле
-
ментов
,
и
последующие
проверочные
испытания
модифицированных
кон
-
струкций
.
Приведены
также
результаты
технико
-
экономического
обоснова
-
ния
реконструкции
ВЛ
275
кВ
пере
-
менного
тока
для
конверсии
в
линию
±500
кВ
постоянного
тока
.
В
послед
-
нем
случае
реконструктивные
меро
-
приятия
предполагают
замену
фунда
-
ментов
(
подножников
)
и
нижних
ча
-
стей
(
ног
)
самих
опор
.
Также
были
рассмотрены
вариан
-
ты
изменения
конфигурации
верхних
частей
опор
,
которые
будут
использо
-
ваны
для
формирования
полюсов
ВЛ
постоянного
тока
.
В
дискуссии
по
до
-
кладу
обсуждались
вопросы
необхо
-
димости
проведения
особенно
тща
-
тельных
расчетов
и
последующих
экс
-
периментальных
проверок
их
резуль
-
татов
в
тех
случаях
,
когда
принимают
-
ся
решения
о
конверсии
существую
-
щих
линий
переменного
тока
в
линии
постоянного
тока
повышенной
про
-
пускной
способности
.
Технико
-
экономические
последст
-
вия
реализации
недостаточно
прове
-
ренных
и
обоснованных
решений
мо
-
гут
быть
связаны
,
как
отметил
специ
-
альный
докладчик
Д
.
Даглас
,
с
весь
-
ма
драматичными
явлениями
,
оказы
-
вающими
воздействие
на
надежность
и
безопасность
работы
электрических
сетей
в
региональном
масштабе
.
конструкции
опор
,
а
также
междуфа
-
зовых
расстояний
10
м
будет
доста
-
точно
для
того
,
чтобы
избежать
про
-
блем
с
перекрытиями
при
рабочих
напряжениях
и
при
действии
комму
-
тационных
перенапряжений
.
В
дискуссии
специальным
доклад
-
чиком
было
отмечено
,
что
в
недавно
опубликованном
рекомендательном
материале
EPRI
для
ВЛ
765
кВ
безо
-
пасными
междуфазовыми
расстояни
-
ями
считаются
величины
от
12
до
15
м
.
В
этой
связи
можно
ожидать
опреде
-
ленных
проблем
при
эксплуатации
ки
-
тайских
линий
750
кВ
с
предлагаемы
-
ми
опорами
компактного
типа
.
Совместный
доклад
В
2-405
представлен
четырьмя
авторами
из
Южной
Африки
и
Франции
.
Он
описы
-
вает
результаты
проектирования
и
ис
-
пытания
опор
для
реконструируемых
с
целью
увеличения
пропускной
спо
-
собности
ВЛ
переменного
и
постоян
-
ного
тока
.
В
частности
,
приведен
при
-
мер
реконструкции
опор
ВЛ
220
кВ
(
рис
. 5),
высота
которых
существенно
увеличена
по
сравнению
с
конструк
-
циями
существующих
линий
подобно
-
го
класса
,
поскольку
планируемое
по
-
вышение
передаваемой
энергии
и
мощности
неизбежно
приведет
к
по
-
вышенному
нагреву
проводов
,
а
сле
-
довательно
,
к
уменьшению
их
габа
-
ритов
до
земли
и
пересекаемых
объ
-
Рис
. 3.
Двухцепная
ВЛ
220
кВ
,
реконструированная
в
одноцепную
ВЛ
400
кВ
энергетики
Северного
Китая
и
посвя
-
щен
изучению
проблемы
вероятно
-
сти
возникновения
перекрытий
на
металлоконструкции
опор
и
между
-
фазовых
перекрытий
при
коммутаци
-
онных
перенапряжениях
одноцепных
ВЛ
750
кВ
компактного
типа
(
рис
. 4).
На
рассматриваемой
линии
предпо
-
лагается
применить
пучки
проводов
из
восьми
составляющих
.
Авторы
до
-
клада
полагают
,
что
воздушных
про
-
межутков
5,5
м
от
токоведущих
эле
-
ментов
до
заземленных
элементов
Рис
. 5.
Реконструируемая
опора
ВЛ
220
кВ
с
целью
увеличения
габаритов
проводов
до
земли
(
Южная
Африка
)

89
№ 2 (5), март-апрель, 2011
В
ладельцы
электрических
се
-
тей
вынуждены
предприни
-
мать
активные
действия
с
целью
повышения
эксплуа
-
тационной
готовности
воздушных
ли
-
ний
электропередачи
,
в
связи
с
ро
-
стом
потребности
в
электрической
энергии
,
ужесточением
требований
регуляторов
,
а
также
с
происходя
-
щим
процессом
старения
элементов
ВЛ
.
Понятие
эксплуатационной
готов
-
ности
включает
показатели
механи
-
ческой
и
электрической
надежности
объектов
,
также
и
показатели
ремон
-
топригодности
.
Другими
словами
,
по
-
вышение
эксплуатационной
готовно
-
сти
подразумевает
увеличение
про
-
должительности
безотказной
рабо
-
ты
систем
электроснабжения
,
сниже
-
ние
вероятности
технологических
на
-
рушений
и
аварий
.
В
соответствии
с
положениями
,
сформулированны
-
ми
в
Технической
брошюре
СИГРЭ
№
175,
эксплуатационная
него
-
товность
может
быть
количествен
-
но
определена
как
сумма
перио
-
дов
времени
,
потребовавшихся
для
полного
восстановления
эксплуата
-
ции
единичной
длины
цепи
после
по
-
вреждений
/
аварий
,
произошедших
за
определенную
(
выбранную
)
часть
года
работы
.
В
ходе
дискуссии
на
заседании
ИК
В
2
особое
внимание
было
уде
-
лено
докладу
В
2-309
,
представлен
-
ному
российскими
специалиста
-
ми
из
компаний
«
ИНТРОН
Плюс
»
и
«
ОПТЭН
Лимитед
».
В
докладе
описы
-
вается
практика
применения
мето
-
дов
и
средств
неразрушающего
кон
-
троля
проводов
,
грозозащитных
тро
-
сов
и
тросовых
оттяжек
опор
(
рис
. 6).
В
докладе
приведены
также
раз
-
личные
способы
определения
оста
-
точного
срока
службы
проводов
ВЛ
(
рис
. 7),
которые
могут
базировать
-
ся
как
на
результатах
однократного
контроля
состояния
проводов
,
так
и
на
данных
периодического
контроля
технического
состояния
проводов
и
тросов
ВЛ
со
значительными
срока
-
ми
службы
.
Согласно
приведенным
в
докладе
данным
выполнение
неразрушаю
-
щего
контроля
состояния
проводов
и
тросов
ВЛ
110
кВ
(
Казань
)
позволило
обосновать
возможность
регулиров
-
ки
(
повышения
)
тяжения
,
что
приве
-
ло
к
существенному
увеличению
га
-
баритов
фазных
проводов
до
земли
.
На
рис
. 8
в
графической
форме
по
-
казан
рост
максимально
допустимых
токовых
нагрузок
после
завершения
процедур
регулировки
тяжения
про
-
водов
для
различных
скоростей
ве
-
тра
,
существенным
образом
влияю
-
щего
на
охлаждение
проводов
и
со
-
ответственно
на
увеличение
габари
-
тов
проводов
до
земли
и
пересекае
-
мых
объектов
.
В
дискуссии
по
докладу
была
от
-
мечена
особая
актуальность
приме
-
нения
технологии
неразрушающего
контроля
проводов
для
линий
элек
-
тропередачи
с
большими
сроками
службы
(40—60
лет
и
более
),
а
так
-
же
для
таких
ответственных
и
трудно
-
доступных
участков
ВЛ
,
как
большие
воздушные
переходы
через
реки
,
во
-
дохранилища
,
фиорды
и
т
.
д
.
Доклад
В
2-305
представлен
тре
-
мя
авторами
из
«
Хайдро
-
Квебек
» —
одной
из
крупнейших
сетевых
ком
-
паний
Канады
.
В
докладе
описы
-
ваются
первые
результаты
опытно
-
го
применения
роботизированного
устройства
для
обследования
и
экс
-
плуатации
действующих
линий
элек
-
тропередачи
.
Разработка
прототи
-
па
данного
устройства
была
орга
-
низована
после
гололедного
штор
Способы
оценки
эксплуатационной
готовности
ВЛ
в
электрическом
и
механическом
аспектах
Рис
. 6.
Метод
неразрушающего
контроля
проводов
и
тросов
ВЛ
а
)
процесс
контроля
состояния
сердечника
провода
,
б
)
магнитная
головка
устройства
неразрушающего
контроля
состояния
сер
-
дечников
проводов
,
стальных
грозозащитных
тросов
и
оттяжек
опор
Рис
. 7.
Иллюстрация
метода
определения
остаточного
срока
службы
провода
по
данным
неразрушающего
контроля
его
состояния
в
условиях
эксплуатации
Провод
с
потерей
26%
сечения
стального
сердечника
Новый
провод
Фактор
безопасности
Допустимый
уровень
Остаточный
срок
службы
Срок
эксплуатации
a)
б
)
3,9
2,0
2,88

90
МИРОВОЙ ОПЫТ
ма
1998
г
.,
имевшего
катастрофиче
-
ские
последствия
для
энергетики
Ка
-
нады
,
для
всех
видов
промышленно
-
го
производства
и
бытового
сектора
.
Первоначально
роботизированное
устройство
использовалось
в
комби
-
нации
со
средством
механического
удаления
(
срезания
)
гололеда
с
про
-
водов
ВЛ
.
В
процессе
дальнейшей
разработки
и
совершенствования
роботизированного
телеуправляемо
-
го
устройства
была
решена
задача
его
перемещения
из
пролета
в
про
-
лет
для
практического
применения
в
многопролетных
системах
.
В
настоящее
время
описывае
-
мый
комплекс
оснащен
рядом
при
-
способлений
для
выполнения
ре
-
монтных
работ
,
а
также
несколькими
измерительными
устройствами
:
ви
-
деокамерой
высокого
разрешения
,
датчиком
акустического
излучения
,
тепловизором
и
устройством
изме
-
рения
сопротивления
соединитель
-
ных
зажимов
.
Средства
выполнения
ремонтных
операций
включают
при
-
способления
для
устранения
повреж
-
дений
наружных
повивов
провода
и
восстановления
ослабленной
затяж
-
ки
болтов
гасителей
вибрации
и
рас
-
порок
.
В
дальнейшем
планируется
оснастить
роботизированный
ком
-
плекс
средством
неразрушающе
-
го
контроля
сердечников
проводов
,
выявления
поврежденных
проволок
внутренних
повивов
,
а
также
выпол
-
нять
визуальный
контроль
состояния
элементов
линейной
арматуры
.
В
дискуссии
по
докладу
высказы
-
вались
сожаления
в
связи
с
отсут
-
ствием
сравнительных
оценок
эф
-
50
микрон
в
год
на
участках
с
галь
-
ваническим
покрытием
и
на
200
ми
-
крон
—
на
участках
без
гальваниче
-
ского
покрытия
.
Оценка
2008
г
.
пока
-
зала
,
что
37%
подверженных
корро
-
зии
элементов
,
утративших
гальвани
-
ческое
покрытие
в
2003
г
.,
потеряют
по
1
мм
толщины
стальных
уголков
.
В
результате
оценки
сложившейся
си
-
туации
было
принято
решение
прод
-
лить
срок
службы
опор
до
2011
г
.
и
демонтировать
линию
в
2012
г
.,
за
-
менив
ВЛ
подводным
кабелем
.
Совместный
доклад
В
2-303
ита
-
льянских
ученых
из
Миланского
по
-
литехнического
института
и
двух
представителей
сетевых
компаний
из
Франции
посвящен
проблемам
эоловой
вибрации
проводов
.
Пред
-
ставлены
результаты
математическо
-
го
моделирования
вибрации
прово
-
да
,
а
также
данные
эксперименталь
-
ных
исследований
влияния
турбу
-
лентности
воздушных
потоков
на
ин
-
тенсивность
вибрации
провода
.
В
дискуссии
по
докладу
обсуждал
-
ся
вопрос
о
влиянии
изменений
ско
-
рости
ветра
,
воздействующего
на
различные
участки
провода
в
проле
-
те
,
а
также
вопрос
об
эффективности
гасителей
вибрации
петлевого
типа
,
нашедших
широкое
применение
в
сетевых
компаниях
Франции
.
В
докладе
В
2-304
(
Канада
)
рас
-
сматривается
метод
математическо
-
го
моделирования
каскадных
разру
-
шений
опор
ВЛ
,
оснащенных
устрой
-
ствами
снижения
нагрузок
,
возника
-
ющих
при
гололедных
авариях
.
Рас
-
сматривается
процесс
развития
ка
-
скадных
разрушений
после
возникно
-
вения
первоначального
повреждения
наиболее
слабой
опоры
(
рис
. 10).
В
докладе
описывается
способ
оценки
протяженности
зоны
каскад
-
ного
разрушения
.
На
основе
приме
-
нения
метода
конечных
элементов
рассматривается
процесс
перерас
-
Рис
. 8.
Зависимость
максимально
допустимых
токовых
нагрузок
ВЛ
110
кВ
от
скорости
ветра
а
) —
до
перетяжки
проводов
,
б
) —
после
перетяжки
Рис
. 9.
Коррозия
:
а
—
болтов
,
б
—
уголков
a)
б
)
фективности
представленного
робо
-
тизированного
комплекса
с
другими
распространенными
способами
об
-
служивания
ВЛ
:
перемещаемыми
по
проводам
тележками
,
гидроподъем
-
никами
,
подъемными
кранами
,
вер
-
толетами
и
проч
.
Доклад
В
2-302
,
представленный
двумя
специалистами
из
компании
EDELCA (
Венесуэла
),
описывает
по
-
следствия
воздействия
влажной
ат
-
мосферы
с
большим
содержанием
солей
на
элементы
двух
параллель
-
ных
ВЛ
400
кВ
,
связывающих
энер
-
госистемы
Венесуэлы
и
Колумбии
и
проходящих
по
берегу
озера
Мара
-
каибо
.
Кроме
того
, 12
промежуточ
-
ных
стальных
решетчатых
опор
вы
-
сотой
138
м
,
выполненных
из
оцин
-
кованной
стали
,
пересекают
озеро
.
Рассматриваемые
ВЛ
находятся
в
эксплуатации
с
1998
г
.
Обследование
,
проведенное
в
2003
г
.,
выявило
достаточно
интен
-
сивное
развитие
коррозионных
про
-
цессов
(
рис
. 9):
толщина
уголков
верхних
частей
опор
уменьшается
на
Т
провода
— 32
о
С
,
Т
окружающей
среды
— 25
о
С
Т
пров
.
— 35
о
С
,
Т
окр
.
среды
— 25
о
С
,
солн
.
радиац
.
Т
провода
— 68
о
С
,
Т
окружающей
среды
— 35
о
С
Т
пров
.
— 68
о
С
,
Т
окр
.
среды
— 35
о
С
,
солн
.
радиац
.
Т
пров
.
— 32
о
С
,
Т
окр
.
среды
— 25
о
С
,
солн
.
радиац
.
Т
провода
— 68
о
С
,
Т
окружающей
среды
— 25
о
С
Т
пров
.
— 68
о
С
,
Т
окр
.
среды
— 25
о
С
,
солн
.
радиац
.
Ток
Скорость
ветра
,
м
/
с

91
№ 2 (5), март-апрель, 2011
вом
проводов
в
еще
неразрушенной
части
пролета
.
Показано
,
что
при
ка
-
скадной
аварии
продольные
нагрузки
на
опору
,
оставшуюся
неповрежден
-
ной
в
аварийном
анкерном
пролете
,
снижаются
по
мере
увеличения
числа
поврежденных
соседних
опор
.
Устройство
снижения
нагрузки
(LRD)
функционирует
как
удлиняю
-
щийся
стержень
или
трос
,
пластиче
-
ские
деформации
которого
демпфи
-
руют
ударные
воздействия
,
переда
-
ваемые
от
проводов
поврежденных
опор
. LRD
размещаются
между
тра
-
версами
опор
и
гирляндами
изоля
-
торов
.
В
докладе
утверждается
,
что
LRD (
рис
. 11),
установленное
на
ВЛ
230
кВ
,
может
сохранить
неповреж
-
денной
первую
опору
,
в
то
время
как
на
ВЛ
без
подобных
устройств
,
ве
-
роятнее
всего
,
будут
повреждены
по
крайней
мере
четыре
опоры
.
Рис
. 10.
Каскадное
разрушение
опор
ВЛ
735
кВ
в
Квебеке
при
гололедном
шторме
в
1998
г
.
Техническое
и
административное
заседания
ИК
В
2
пределения
воздействующих
на
опо
-
ры
нагрузок
после
повреждения
пер
-
вой
опоры
,
который
обусловлен
обры
-
Рис
. 11.
Устройство
LRD: a —
до
и
после
срабатывания
;
б
—
устройство
LRD,
сработавшее
при
аварии
на
ВЛ
a)
б
)
Т
ехническое
заседание
ко
-
митета
прошло
под
предсе
-
дательством
Б
.
Далле
(
Фран
-
ция
)
и
активном
участии
се
-
кретаря
ИК
В
2
Нормана
Белла
(
Ка
-
нада
).
На
заседании
были
представ
-
лены
и
обсуждены
отчеты
руководи
-
телей
рабочих
и
временных
специ
-
ализированных
рабочих
групп
,
вне
-
сены
коррективы
в
их
тематическую
направленность
,
утверждены
пла
-
ны
работы
вновь
созданных
рабочих
групп
,
обсуждены
предложения
,
ка
-
сающиеся
публикации
подготовлен
-
ных
технических
брошюр
,
рассмо
-
трены
подготовленные
обучающие
материалы
по
направлениям
дея
-
тельности
рабочих
групп
.
Подробный
отчет
о
работе
груп
-
пы
В
2-31 «
Моделирование
эоловой
вибрации
проводов
»
представил
ее
руководитель
профессор
Д
.
Диана
(
Италия
).
Итоги
работы
группы
по
-
лучили
детальное
отражение
в
до
-
кладе
«
Эолова
вибрация
одиночных
проводов
с
повышенным
тяжени
-
ем
»,
который
опубликован
в
журна
-
ле
«
ЭЛЕКТРА
»
в
конце
2010
года
.
Отчет
о
результатах
работы
груп
-
пы
В
2-33
представил
руководитель
П
.
Кэтчпоул
(
США
).
Публикация
ма
-
териалов
(
в
форме
технической
бро
-
шюры
)
о
работе
группы
по
теме
«
Ре
-
комендации
по
безопасному
приме
-
нению
на
старых
проводах
ВЛ
теле
-
жек
для
перемещения
монтеров
с
целью
выполнения
ремонта
прово
-
дов
или
линейной
арматуры
»
будет
подготовлена
в
начале
2011
г
.
Отчет
«
Эксплуатационные
харак
-
теристики
старой
арматуры
воздуш
-
ных
линий
электропередачи
»
о
де
-
ятельности
рабочей
группы
В
2-32
представил
руководитель
группы
Д
.
Санкл
(
США
).
Руководитель
рабочей
группы
В
2-29
М
.
Фарзанех
(
Канада
)
охарак
-
теризовал
итоги
работы
по
подготов
-
ке
технической
брошюры
«
Образова
-
ние
гололедных
отложений
на
прово
-
дах
ВЛ
и
существующие
методы
уда
-
ления
гололеда
».
Брошюра
подготов
-
лена
к
публикации
и
будет
издана
в
ближайшей
перспективе
.
С
краткими
отчетами
выступили
также
руководители
остальных
10
ра
-
бочих
групп
ИК
В
2.
Административное
заседание
ко
-
митета
было
проведено
под
руковод
-
ством
нового
председателя
ИК
-
В
2
К
.
Папаилиоу
(
Германия
).
Председатель
представил
новых
членов
комитета
и
руководителей
ра
-
бочих
групп
,
охарактеризовал
роль
трех
групп
советников
:
по
вопросам
стратегии
ИК
,
по
взаимодействию
с
потребителями
разработок
ИК
,
по
формированию
материалов
для
пу
-
бликаций
и
обучающих
материалов
.
Были
рассмотрены
и
утверждены
места
проведения
ближайших
засе
-
даний
комитета
:
•
в
2011
г
. —
в
Исландии
;
•
в
2012
г
. — 44-
я
сессия
СИГРЭ
в
Париже
;
•
в
2013
г
. —
в
Новой
Зеландии
или
Индии
совместно
с
коллоквиумом
или
симпозиумом
.
Куратор
направления
«
Воздушные
линии
»
рубрики
«
СИГРЭ
» —
ШКАПЦОВ
Владимир
Александрович
,
ведущий
аналитик
Группы
компаний
ОПТЭН
,
к
.
т
.
н
.,
ст
.
н
.
с
.,
постоянный
представитель
РФ
в
ИК
В
2 «
Воздушные
линии
электропередачи
»,
номинирован
техническим
комитетом
как
CIGRE Distinguished Member.
Куратор
ответит
на
все
интересующие
вопросы
по
данной
теме
,
которые
можно
направить
в
редакцию
по
e-mail: vopros@eepr.ru
или
позвонить
по
тел
. +7 (495) 645 1221
Оригинал статьи: СИГРЭ Краткие обзоры докладов 43-й сессии СИГРЭ Воздушные линии электропередачи
Продолжение публикации докладов Международной конференции СИГРЭ по тематике Исследовательского комитета В2 «Воздушные линии электропередачи».