СИГРЭ Краткие обзоры докладов 43-й сессии СИГРЭ Воздушные линии электропередачи

Page 1
background image

Page 2
background image

86

МИРОВОЙ ОПЫТ

86

СЕТИ  РОССИИ

МИРОВОЙ

ОПЫТ

86

сигрэ

Продолжение публикации докладов Международной 
конференции СИГРЭ по тематике Исследовательского 
комитета В2 «Воздушные линии электропередачи».

Краткие обзоры 

докладов 43-й 
сессии СИГРЭ

Воздушные линии

ОБЗОР

 

ДОКЛАДОВ

ПРЕДСТАВЛЕННЫХ

 

НА

 43-

Й

 

СЕССИИ

 

МЕЖДУНАРОДНОЙ

 

КОНФЕРЕНЦИИ

 

СИГРЭ

 

ПО

 

ТЕМАТИКЕ

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО

 

КОМИТЕТА

 

А

«

ВОЗДУШНЫЕ

 

ЛИНИИ

 

ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

»

Продолжение

Начало

 

в

 

 2 

сентябрь

-

октябрь

 2010 

г

.

Владимир ШКАПЦОВ,

 постоянный представитель РФ в ИК В2

 «Воздушные линии электропередачи» СИГРЭ,

 номинирован как CIGRE Distinguished Member, к.т.н.

Увеличение

 

передаваемой

 

мощности

 

по

 

существующим

 

линиям

 

посредством

 

конверсии

 

переменного

 

тока

 

в

 

постоянный

 

или

 

путем

 

перевода

 

ВЛ

 

на

 

повышенное

 

напряжение

О

граничения

 

передаваемой

 

по

 

ВЛ

 

мощности

 

обуслов

-

лены

 

необходимостью

 

пре

-

дотвращения

 

существен

-

ных

 

сдвигов

 

и

 

перекосов

 

электри

-

ческих

 

параметров

 

различных

 

фаз

ограничения

 

падения

 

напряжения

 

в

 

конце

 

протяженных

 

ВЛ

недопущения

 

значительных

 

длительных

 

перегре

-

вов

 

проводов

 

и

 

контактных

 

соедине

-

ний

Как

 

показано

 

на

 

рис

. 1, 

переда

-

ваемая

 

мощность

 

несколько

 

снижа

-

ется

 

от

 800 

МВт

 

на

 

относительно

 

ко

-

ротких

 

линиях

 (

длиной

 

менее

 100 

км

). 

Значительное

 

снижение

 (

до

 300 

МВт

происходит

 

на

 

некомпенсируемых

 

ВЛ

 

длиной

 

более

 300 

км

Очевидно

что

 

способы

 

повышения

 

передава

-

емой

 

мощности

 

отличаются

 

для

 

ВЛ

 

с

 

различными

 

параметрами

посколь

-

ку

 

для

 

коротких

 

линий

 

ограничением

 

является

 

предел

 

термической

 

устой

-

чивости

а

 

для

 

протяженных

 

линий

 — 

падение

 

напряжения

 

или

 

системная

 

устойчивость

Те

 

ограничения

 

передаваемой

 

мощности

которые

 

характерны

 

для

 

ВЛ

 

значительной

 

протяженности

мо

-

гут

 

преодолеваться

 

посредством

 

при

-

менения

 

шунтирующих

 

реакторов


Page 3
background image

87

№ 2 (5), март-апрель, 2011

компенсаторов

 

реактивной

 

мощно

-

сти

 

или

наконец

за

 

счет

 

перевода

 

ли

-

нии

 

на

 

следующую

 

ступень

 

номиналь

-

ного

 

напряжения

преобразования

 

ВЛ

 

переменного

 

тока

 

в

 

линию

 

посто

-

янного

 

тока

На

 

ВЛ

 

небольшой

 

протя

-

женности

 

предел

 

термической

 

устой

-

чивости

 

может

 

быть

 

повышен

 

благо

-

даря

 

увеличению

 

габаритов

 

прово

-

дов

 

до

 

земли

 (

перетяжки

или

 

замене

 

на

 

провода

 

с

 

большим

 

сечением

пу

-

тем

 

применения

 

более

 

современных

 

и

 

перспективных

 

высокотемператур

-

ных

 

проводов

среди

 

которых

 

пред

-

почтительны

 

изделия

 

из

 

материалов

 

с

 

малыми

 

коэффициентами

 

темпера

-

турного

 

удлинения

обеспечивающи

-

ми

 

малые

 

стрелы

 

провеса

 

даже

 

при

 

значительных

 

нагревах

 

проводов

В

 

докладе

 

В

2-201

 

группа

 

авторов

 

из

 

сетевых

 

и

 

исследовательских

 

ком

-

паний

 

Италии

 

рассматривает

 

ряд

 

воз

-

можных

 

вариантов

 

преобразования

 

существующих

 

ВЛ

 220 

кВ

 

перемен

-

ного

 

тока

 

в

 

линии

 ±250 

и

 ±400 

кВ

 

постоянного

 

тока

  (

рис

. 2). 

Обсужда

-

ется

 

необходимость

 

замены

 

изолято

-

ров

 

на

 

композитные

Передаваемая

 

мощность

 

будет

 

увеличена

 

в

 

резуль

-

тате

 

конверсии

 

от

 320 

до

 1008 

МВт

а

 

в

 

случае

 

применения

 

высокотем

-

пературных

 

проводов

 — 

до

 2,1—3,36 

ГВт

 (

в

 

зависимости

 

от

 

варианта

 

изме

-

нения

 

конструкции

 

верхних

 

частей

 

су

-

ществующих

 

опор

). 

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

обсуждались

 

вопросы

 

целесо

-

образности

 

подобной

 

конверсии

 

су

-

ществующих

 

ВЛ

поскольку

 

линии

 

постоянного

 

тока

 

обычно

 

использу

-

ют

 

для

 

передачи

 

энергии

 

на

 

значи

-

тельные

 

расстояния

Авторы

 

доклада

 

не

 

смогли

 

обосновать

 

актуальность

 

не

 

двухцепных

 

опор

 220 

кВ

 

на

 

одно

-

цепные

 

опоры

 400 

кВ

 (

рис

. 3). 

В

 

со

-

ответствии

 

с

 

экономическими

 

показа

-

телями

 

настоящего

 

проекта

 

подобная

 

реконструкция

 

вдвое

 

дешевле

 

строи

-

тельства

 

новой

 

линии

 

при

 

необходи

-

мости

 

прокладки

 

новой

 

трассы

.

 

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

были

 

вы

-

сказаны

 

сомнения

 

в

 

отношении

 

на

-

дежности

 

реконструированной

 

ВЛ

базовая

 

часть

 

опор

 

которой

а

 

также

 

фундаменты

 

будут

 

сохранены

 

в

 

неиз

-

менном

 

виде

Ветровые

 

и

 

гололедные

 

нагрузки

воздействующие

 

на

 

верх

-

ние

 

реконструированные

 

элементы

 

опор

включая

 

более

 

значительные

 

воздействия

 

на

 

расщепленные

 

фазы

 

(

по

 

два

 

провода

 

в

 

пучке

), 

могут

 

при

-

вести

 

к

 

существенному

 

снижению

 

ме

-

ханической

 

надежности

 

промежуточ

-

ных

 

опор

 

и

 

ВЛ

 

в

 

целом

Неизвестно

выполнялись

 

ли

 

авторами

 

доклада

 

всесторонние

 

оценки

 

прочности

 

и

 

на

-

дежности

 

опор

 

и

 

фундаментов

 

с

 

уче

-

том

 

предлагаемого

 

варианта

 

рекон

-

струкции

К

 

сожалению

поднятые

 

в

 

дискуссии

 

вопросы

 

остались

 

без

 

от

-

вета

.

Доклад

 

В

2-203

 

специалистов

 

из

 

США

 

и

 

Канады

 

представляет

 

собой

 

квалифицированную

 

и

 

систематизи

-

рованную

 

оценку

 

преимуществ

 

кон

-

версии

 

ВЛ

 

переменного

 

тока

 

в

 

линии

 

постоянного

 

тока

Подобные

 

преиму

-

щества

 

удается

 

реализовать

 

главным

 

образом

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

указан

-

ная

 

конверсия

 

достигается

 

путем

 

ми

-

нимальной

 

реконструкции

 

существу

-

ющих

 

линий

Кроме

 

того

авторы

 

от

-

мечают

что

 

конверсия

 

целесообраз

-

на

когда

 

стоимость

 

строительства

 

но

-

вой

 

линии

 

переменного

 

тока

 

слиш

-

ком

 

высока

 

или

 

новое

 

строительство

 

затруднено

 

противодействием

 

мест

-

ных

 

властей

 

и

 

регулятора

По

 

мнению

 

авторов

 

доклада

конверсию

 

целесо

-

образно

 

проводить

 

в

 

классе

 

напряже

-

ния

 

существующих

 

сетевых

 

объектов

 

не

 

ниже

 345 

кВ

В

 

дискуссии

 

по

 

до

-

кладу

 

было

 

подтверждено

что

 

линии

 

ниже

 345 

кВ

 

имеют

как

 

правило

не

-

значительную

 

протяженность

поэто

-

му

 

их

 

пропускная

 

способность

 

огра

-

ничена

 

пределом

 

термической

 

устой

-

чивости

который

 

может

 

быть

 

повы

-

шен

 

различными

 

способами

отлич

-

ными

 

от

 

конверсии

 

существующих

 

ВЛ

 

в

 

линии

 

постоянного

 

тока

Доклад

 

В

2-204

 

представлен

 

спе

-

циалистами

 

из

 

Института

 

электро

-

Рис

. 1. 

Зависимость

 

передаваемой

 

мощности

 

от

 

протяженности

 

ВЛ

 350 

кВ

 

Рис

. 2. 

Преобразование

 

двухцепной

 

ВЛ

 220 

кВ

 

в

 

линию

 

постоянного

 

тока

 ±400 

кВ

Термический

 

предел

Термический

 

предел

Пропускная

 

способности

 

линии

 

электропередачи

 350 

кВ

 

переменного

 

тока

 

Снижение

 

передаваемой

 

мощности

 (

МВт

с

 

увеличением

 

длины

 

ВЛ

Нагр

узочная

 

способность

МВт

Длина

 

линии

 

в

 

км

Предел

 

системной

 

устойчивости

 

ВЛ

Ограничение

 

пропускной

 

способности

 

из

-

за

 

проблем

 

системной

 

устойчивости

 

ВЛ

Термичес

-

кий

 

предел

ограничи

-

ваемый

 

га

-

баритом

 

или

 

опасно

-

стью

 

отжи

-

га

 

алюми

-

ния

Ограничение

 

пропускной

 

спо

-

собности

 

из

-

за

 

снижения

 

на

 5% 

напряжения

 

на

 

дальнем

 

конце

 

ВЛ

предлагаемой

 

конверсии

 

для

 

Италии

где

 

передача

 

энергии

 

осуществляет

-

ся

 

на

 

достаточно

 

ограниченные

 

рас

-

стояния

.

В

 

совместном

 

докладе

 

В

2-202

 

шести

 

авторов

 

из

 

Румынии

 

и

 

одно

-

го

 

автора

 

из

 

Германии

 

рассматрива

-

ется

 

техническое

 

решение

 

по

 

заме

-

Красным

 

выделены

 

проектиру

-

емые

 

изолирующие

 

траверсы

жел

-

тым

 — 

элементы

 

существующей

 

опо

-

ры

которые

 

будут

 

демонтированы

.


Page 4
background image

88

МИРОВОЙ ОПЫТ

Рис

. 4. 

Схема

 

опоры

 750 

кВ

 

компактного

 

типа

 (

КНР

)

ектов

Реконструкции

 

предшествова

-

ли

 

всесторонние

 

расчетные

 

оценки

выполненные

 

методом

 

конечных

 

эле

-

ментов

и

 

последующие

 

проверочные

 

испытания

 

модифицированных

 

кон

-

струкций

Приведены

 

также

 

результаты

 

технико

-

экономического

 

обоснова

-

ния

 

реконструкции

 

ВЛ

 275 

кВ

 

пере

-

менного

 

тока

 

для

 

конверсии

 

в

 

линию

 

±500 

кВ

 

постоянного

 

тока

В

 

послед

-

нем

 

случае

 

реконструктивные

 

меро

-

приятия

 

предполагают

 

замену

 

фунда

-

ментов

  (

подножников

и

 

нижних

 

ча

-

стей

 (

ног

самих

 

опор

.

Также

 

были

 

рассмотрены

 

вариан

-

ты

 

изменения

 

конфигурации

 

верхних

 

частей

 

опор

которые

 

будут

 

использо

-

ваны

 

для

 

формирования

 

полюсов

 

ВЛ

 

постоянного

 

тока

В

 

дискуссии

 

по

 

до

-

кладу

 

обсуждались

 

вопросы

 

необхо

-

димости

 

проведения

 

особенно

 

тща

-

тельных

 

расчетов

 

и

 

последующих

 

экс

-

периментальных

 

проверок

 

их

 

резуль

-

татов

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

принимают

-

ся

 

решения

 

о

 

конверсии

 

существую

-

щих

 

линий

 

переменного

 

тока

 

в

 

линии

 

постоянного

 

тока

 

повышенной

 

про

-

пускной

 

способности

Технико

-

экономические

 

последст

-

вия

 

реализации

 

недостаточно

 

прове

-

ренных

 

и

 

обоснованных

 

решений

 

мо

-

гут

 

быть

 

связаны

как

 

отметил

 

специ

-

альный

 

докладчик

 

Д

Даглас

с

 

весь

-

ма

 

драматичными

 

явлениями

оказы

-

вающими

 

воздействие

 

на

 

надежность

 

и

 

безопасность

 

работы

 

электрических

 

сетей

 

в

 

региональном

 

масштабе

конструкции

 

опор

а

 

также

 

междуфа

-

зовых

 

расстояний

 10 

м

 

будет

 

доста

-

точно

 

для

 

того

чтобы

 

избежать

 

про

-

блем

 

с

 

перекрытиями

 

при

 

рабочих

 

напряжениях

 

и

 

при

 

действии

 

комму

-

тационных

 

перенапряжений

.

 

В

 

дискуссии

 

специальным

 

доклад

-

чиком

 

было

 

отмечено

что

 

в

 

недавно

 

опубликованном

 

рекомендательном

 

материале

 EPRI 

для

 

ВЛ

 765 

кВ

 

безо

-

пасными

 

междуфазовыми

 

расстояни

-

ями

 

считаются

 

величины

 

от

 12 

до

 15 

м

В

 

этой

 

связи

 

можно

 

ожидать

 

опреде

-

ленных

 

проблем

 

при

 

эксплуатации

 

ки

-

тайских

 

линий

 750 

кВ

 

с

 

предлагаемы

-

ми

 

опорами

 

компактного

 

типа

 

Совместный

 

доклад

 

В

2-405

 

представлен

 

четырьмя

 

авторами

 

из

 

Южной

 

Африки

 

и

 

Франции

Он

 

описы

-

вает

 

результаты

 

проектирования

 

и

 

ис

-

пытания

 

опор

 

для

 

реконструируемых

 

с

 

целью

 

увеличения

 

пропускной

 

спо

-

собности

 

ВЛ

 

переменного

 

и

 

постоян

-

ного

 

тока

В

 

частности

приведен

 

при

-

мер

 

реконструкции

 

опор

 

ВЛ

 220 

кВ

 

(

рис

. 5), 

высота

 

которых

 

существенно

 

увеличена

 

по

 

сравнению

 

с

 

конструк

-

циями

 

существующих

 

линий

 

подобно

-

го

 

класса

поскольку

 

планируемое

 

по

-

вышение

 

передаваемой

 

энергии

 

и

 

мощности

 

неизбежно

 

приведет

 

к

 

по

-

вышенному

 

нагреву

 

проводов

а

 

сле

-

довательно

к

 

уменьшению

 

их

 

габа

-

ритов

 

до

 

земли

 

и

 

пересекаемых

 

объ

-

Рис

. 3. 

Двухцепная

 

ВЛ

 220 

кВ

реконструированная

 

в

 

одноцепную

 

ВЛ

 400 

кВ

 

энергетики

 

Северного

 

Китая

 

и

 

посвя

-

щен

 

изучению

 

проблемы

 

вероятно

-

сти

 

возникновения

 

перекрытий

 

на

 

металлоконструкции

 

опор

 

и

 

между

-

фазовых

 

перекрытий

 

при

 

коммутаци

-

онных

 

перенапряжениях

 

одноцепных

 

ВЛ

 750 

кВ

 

компактного

 

типа

 (

рис

. 4). 

На

 

рассматриваемой

 

линии

 

предпо

-

лагается

 

применить

 

пучки

 

проводов

 

из

 

восьми

 

составляющих

Авторы

 

до

-

клада

 

полагают

что

 

воздушных

 

про

-

межутков

 5,5 

м

 

от

 

токоведущих

 

эле

-

ментов

 

до

 

заземленных

 

элементов

 

Рис

. 5. 

Реконструируемая

 

опора

 

ВЛ

 220 

кВ

 

с

 

целью

 

увеличения

 

габаритов

 

проводов

 

до

 

земли

 

(

Южная

 

Африка

)


Page 5
background image

89

№ 2 (5), март-апрель, 2011

В

ладельцы

 

электрических

 

се

-

тей

 

вынуждены

 

предприни

-

мать

 

активные

 

действия

 

с

 

целью

 

повышения

 

эксплуа

-

тационной

 

готовности

 

воздушных

 

ли

-

ний

 

электропередачи

в

 

связи

 

с

 

ро

-

стом

 

потребности

 

в

 

электрической

 

энергии

ужесточением

 

требований

 

регуляторов

а

 

также

 

с

 

происходя

-

щим

 

процессом

 

старения

 

элементов

 

ВЛ

Понятие

 

эксплуатационной

 

готов

-

ности

 

включает

 

показатели

 

механи

-

ческой

 

и

 

электрической

 

надежности

 

объектов

также

 

и

 

показатели

 

ремон

-

топригодности

Другими

 

словами

по

-

вышение

 

эксплуатационной

 

готовно

-

сти

 

подразумевает

 

увеличение

 

про

-

должительности

 

безотказной

 

рабо

-

ты

 

систем

 

электроснабжения

сниже

-

ние

 

вероятности

 

технологических

 

на

-

рушений

 

и

 

аварий

В

 

соответствии

 

с

 

положениями

сформулированны

-

ми

 

в

 

Технической

 

брошюре

 

СИГРЭ

 

 175, 

эксплуатационная

 

него

-

товность

 

может

 

быть

 

количествен

-

но

 

определена

 

как

 

сумма

 

перио

-

дов

 

времени

потребовавшихся

 

для

 

полного

 

восстановления

 

эксплуата

-

ции

 

единичной

 

длины

 

цепи

 

после

 

по

-

вреждений

/

аварий

произошедших

 

за

 

определенную

 (

выбранную

часть

 

года

 

работы

.

В

 

ходе

 

дискуссии

 

на

 

заседании

 

ИК

 

В

особое

 

внимание

 

было

 

уде

-

лено

 

докладу

 

В

2-309

представлен

-

ному

 

российскими

 

специалиста

-

ми

 

из

 

компаний

  «

ИНТРОН

 

Плюс

» 

и

 

«

ОПТЭН

 

Лимитед

». 

В

 

докладе

 

описы

-

вается

 

практика

 

применения

 

мето

-

дов

 

и

 

средств

 

неразрушающего

 

кон

-

троля

 

проводов

грозозащитных

 

тро

-

сов

 

и

 

тросовых

 

оттяжек

 

опор

 (

рис

. 6). 

В

 

докладе

 

приведены

 

также

 

раз

-

личные

 

способы

 

определения

 

оста

-

точного

 

срока

 

службы

 

проводов

 

ВЛ

 

(

рис

. 7), 

которые

 

могут

 

базировать

-

ся

 

как

 

на

 

результатах

 

однократного

 

контроля

 

состояния

 

проводов

так

 

и

 

на

 

данных

 

периодического

 

контроля

 

технического

 

состояния

 

проводов

 

и

 

тросов

 

ВЛ

 

со

 

значительными

 

срока

-

ми

 

службы

.

Согласно

 

приведенным

 

в

 

докладе

 

данным

 

выполнение

 

неразрушаю

-

щего

 

контроля

 

состояния

 

проводов

 

и

 

тросов

 

ВЛ

 110 

кВ

 (

Казань

позволило

 

обосновать

 

возможность

 

регулиров

-

ки

 (

повышения

тяжения

что

 

приве

-

ло

 

к

 

существенному

 

увеличению

 

га

-

баритов

 

фазных

 

проводов

 

до

 

земли

На

 

рис

. 8 

в

 

графической

 

форме

 

по

-

казан

 

рост

 

максимально

 

допустимых

 

токовых

 

нагрузок

 

после

 

завершения

 

процедур

 

регулировки

 

тяжения

 

про

-

водов

 

для

 

различных

 

скоростей

 

ве

-

тра

существенным

 

образом

 

влияю

-

щего

 

на

 

охлаждение

 

проводов

 

и

 

со

-

ответственно

 

на

 

увеличение

 

габари

-

тов

 

проводов

 

до

 

земли

 

и

 

пересекае

-

мых

 

объектов

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

была

 

от

-

мечена

 

особая

 

актуальность

 

приме

-

нения

 

технологии

 

неразрушающего

 

контроля

 

проводов

 

для

 

линий

 

элек

-

тропередачи

 

с

 

большими

 

сроками

 

службы

 (40—60 

лет

 

и

 

более

), 

а

 

так

-

же

 

для

 

таких

 

ответственных

 

и

 

трудно

-

доступных

 

участков

 

ВЛ

как

 

большие

 

воздушные

 

переходы

 

через

 

реки

во

-

дохранилища

фиорды

 

и

 

т

.

д

.

Доклад

 

В

2-305

 

представлен

 

тре

-

мя

 

авторами

 

из

  «

Хайдро

-

Квебек

» — 

одной

 

из

 

крупнейших

 

сетевых

 

ком

-

паний

 

Канады

В

 

докладе

 

описы

-

ваются

 

первые

 

результаты

 

опытно

-

го

 

применения

 

роботизированного

 

устройства

 

для

 

обследования

 

и

 

экс

-

плуатации

 

действующих

 

линий

 

элек

-

тропередачи

Разработка

 

прототи

-

па

 

данного

 

устройства

 

была

 

орга

-

низована

 

после

 

гололедного

 

штор

Способы

 

оценки

 

эксплуатационной

 

готовности

 

ВЛ

 

в

 

электрическом

 

и

 

механическом

 

аспектах

Рис

. 6. 

Метод

 

неразрушающего

 

контроля

 

проводов

 

и

 

тросов

 

ВЛ

а

процесс

 

контроля

 

состояния

 

сердечника

 

провода

б

магнитная

 

головка

 

устройства

 

неразрушающего

 

контроля

 

состояния

 

сер

-

дечников

 

проводов

стальных

 

грозозащитных

 

тросов

 

и

 

оттяжек

 

опор

Рис

. 7. 

Иллюстрация

 

метода

 

определения

 

остаточного

 

срока

 

службы

 

провода

 

по

 

данным

 

неразрушающего

 

контроля

 

его

 

состояния

 

в

 

условиях

 

эксплуатации

Провод

 

с

 

потерей

 26% 

сечения

 

стального

 

сердечника

Новый

 

провод

Фактор

 

безопасности

Допустимый

 

уровень

Остаточный

 

срок

 

службы

Срок

 

эксплуатации

a)

б

)

3,9

2,0

2,88


Page 6
background image

90

МИРОВОЙ ОПЫТ

ма

 1998 

г

., 

имевшего

 

катастрофиче

-

ские

 

последствия

 

для

 

энергетики

 

Ка

-

нады

для

 

всех

 

видов

 

промышленно

-

го

 

производства

 

и

 

бытового

 

сектора

Первоначально

 

роботизированное

 

устройство

 

использовалось

 

в

 

комби

-

нации

 

со

 

средством

 

механического

 

удаления

  (

срезания

гололеда

 

с

 

про

-

водов

 

ВЛ

В

 

процессе

 

дальнейшей

 

разработки

 

и

 

совершенствования

 

роботизированного

 

телеуправляемо

-

го

 

устройства

 

была

 

решена

 

задача

 

его

 

перемещения

 

из

 

пролета

 

в

 

про

-

лет

 

для

 

практического

 

применения

 

в

 

многопролетных

 

системах

В

 

настоящее

 

время

 

описывае

-

мый

 

комплекс

 

оснащен

 

рядом

 

при

-

способлений

 

для

 

выполнения

 

ре

-

монтных

 

работ

а

 

также

 

несколькими

 

измерительными

 

устройствами

ви

-

деокамерой

 

высокого

 

разрешения

датчиком

 

акустического

 

излучения

тепловизором

 

и

 

устройством

 

изме

-

рения

 

сопротивления

 

соединитель

-

ных

 

зажимов

Средства

 

выполнения

 

ремонтных

 

операций

 

включают

 

при

-

способления

 

для

 

устранения

 

повреж

-

дений

 

наружных

 

повивов

 

провода

 

и

 

восстановления

 

ослабленной

 

затяж

-

ки

 

болтов

 

гасителей

 

вибрации

 

и

 

рас

-

порок

В

 

дальнейшем

 

планируется

 

оснастить

 

роботизированный

 

ком

-

плекс

 

средством

 

неразрушающе

-

го

 

контроля

 

сердечников

 

проводов

выявления

 

поврежденных

 

проволок

 

внутренних

 

повивов

а

 

также

 

выпол

-

нять

 

визуальный

 

контроль

 

состояния

 

элементов

 

линейной

 

арматуры

.

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

высказы

-

вались

 

сожаления

 

в

 

связи

 

с

 

отсут

-

ствием

 

сравнительных

 

оценок

 

эф

-

50 

микрон

 

в

 

год

 

на

 

участках

 

с

 

галь

-

ваническим

 

покрытием

 

и

 

на

 200 

ми

-

крон

 — 

на

 

участках

 

без

 

гальваниче

-

ского

 

покрытия

Оценка

 2008 

г

пока

-

зала

что

 37% 

подверженных

 

корро

-

зии

 

элементов

утративших

 

гальвани

-

ческое

 

покрытие

 

в

 2003 

г

., 

потеряют

 

по

 1 

мм

 

толщины

 

стальных

 

уголков

В

 

результате

 

оценки

 

сложившейся

 

си

-

туации

 

было

 

принято

 

решение

 

прод

-

лить

 

срок

 

службы

 

опор

 

до

 2011 

г

и

 

демонтировать

 

линию

 

в

 2012 

г

., 

за

-

менив

 

ВЛ

 

подводным

 

кабелем

Совместный

 

доклад

 

В

2-303

 

ита

-

льянских

 

ученых

 

из

 

Миланского

 

по

-

литехнического

 

института

 

и

 

двух

 

представителей

 

сетевых

 

компаний

 

из

 

Франции

 

посвящен

 

проблемам

 

эоловой

 

вибрации

 

проводов

Пред

-

ставлены

 

результаты

 

математическо

-

го

 

моделирования

 

вибрации

 

прово

-

да

а

 

также

 

данные

 

эксперименталь

-

ных

 

исследований

 

влияния

 

турбу

-

лентности

 

воздушных

 

потоков

 

на

 

ин

-

тенсивность

 

вибрации

 

провода

.

В

 

дискуссии

 

по

 

докладу

 

обсуждал

-

ся

 

вопрос

 

о

 

влиянии

 

изменений

 

ско

-

рости

 

ветра

воздействующего

 

на

 

различные

 

участки

 

провода

 

в

 

проле

-

те

а

 

также

 

вопрос

 

об

 

эффективности

 

гасителей

 

вибрации

 

петлевого

 

типа

нашедших

 

широкое

 

применение

 

в

 

сетевых

 

компаниях

 

Франции

.

В

 

докладе

 

В

2-304

  (

Канада

рас

-

сматривается

 

метод

 

математическо

-

го

 

моделирования

 

каскадных

 

разру

-

шений

 

опор

 

ВЛ

оснащенных

 

устрой

-

ствами

 

снижения

 

нагрузок

возника

-

ющих

 

при

 

гололедных

 

авариях

Рас

-

сматривается

 

процесс

 

развития

 

ка

-

скадных

 

разрушений

 

после

 

возникно

-

вения

 

первоначального

 

повреждения

 

наиболее

 

слабой

 

опоры

 (

рис

. 10). 

В

 

докладе

 

описывается

 

способ

 

оценки

 

протяженности

 

зоны

 

каскад

-

ного

 

разрушения

На

 

основе

 

приме

-

нения

 

метода

 

конечных

 

элементов

 

рассматривается

 

процесс

 

перерас

-

Рис

. 8. 

Зависимость

 

максимально

 

допустимых

 

токовых

 

нагрузок

 

ВЛ

 110 

кВ

 

от

 

скорости

 

ветра

а

) — 

до

 

перетяжки

 

проводов

б

) — 

после

 

перетяжки

Рис

. 9. 

Коррозия

а

 — 

болтов

б

 — 

уголков

a)

б

)

фективности

 

представленного

 

робо

-

тизированного

 

комплекса

 

с

 

другими

 

распространенными

 

способами

 

об

-

служивания

 

ВЛ

перемещаемыми

 

по

 

проводам

 

тележками

гидроподъем

-

никами

подъемными

 

кранами

вер

-

толетами

 

и

 

проч

.

Доклад

 

В

2-302

представленный

 

двумя

 

специалистами

 

из

 

компании

 

EDELCA (

Венесуэла

), 

описывает

 

по

-

следствия

 

воздействия

 

влажной

 

ат

-

мосферы

 

с

 

большим

 

содержанием

 

солей

 

на

 

элементы

 

двух

 

параллель

-

ных

 

ВЛ

 400 

кВ

связывающих

 

энер

-

госистемы

 

Венесуэлы

 

и

 

Колумбии

 

и

 

проходящих

 

по

 

берегу

 

озера

 

Мара

-

каибо

Кроме

 

того

, 12 

промежуточ

-

ных

 

стальных

 

решетчатых

 

опор

 

вы

-

сотой

 138 

м

выполненных

 

из

 

оцин

-

кованной

 

стали

пересекают

 

озеро

Рассматриваемые

 

ВЛ

 

находятся

 

в

 

эксплуатации

 

с

 1998 

г

.

Обследование

проведенное

 

в

 

2003 

г

., 

выявило

 

достаточно

 

интен

-

сивное

 

развитие

 

коррозионных

 

про

-

цессов

  (

рис

. 9): 

толщина

 

уголков

 

верхних

 

частей

 

опор

 

уменьшается

 

на

 

Т

провода

 — 32

о

С

Т

окружающей

 

среды

 — 25

о

С

Т

пров

.

 — 35

о

С

Т

окр

среды

 — 25

о

С

солн

радиац

.

Т

провода

 — 68

о

С

Т

окружающей

 

среды

 — 35

о

С

Т

пров

.

 — 68

о

С

Т

окр

среды

 — 35

о

С

солн

радиац

.

Т

пров

.

 — 32

о

С

Т

окр

среды

 — 25

о

С

солн

радиац

.

Т

провода

 — 68

о

С

Т

окружающей

 

среды

 — 25

о

С

Т

пров

.

 — 68

о

С

Т

окр

среды

 — 25

о

С

солн

радиац

.

Ток

Скорость

 

ветра

м

/

с


Page 7
background image

91

№ 2 (5), март-апрель, 2011

вом

 

проводов

 

в

 

еще

 

неразрушенной

 

части

 

пролета

Показано

что

 

при

 

ка

-

скадной

 

аварии

 

продольные

 

нагрузки

 

на

 

опору

оставшуюся

 

неповрежден

-

ной

 

в

 

аварийном

 

анкерном

 

пролете

снижаются

 

по

 

мере

 

увеличения

 

числа

 

поврежденных

 

соседних

 

опор

Устройство

 

снижения

 

нагрузки

 

(LRD) 

функционирует

 

как

 

удлиняю

-

щийся

 

стержень

 

или

 

трос

пластиче

-

ские

 

деформации

 

которого

 

демпфи

-

руют

 

ударные

 

воздействия

переда

-

ваемые

 

от

 

проводов

 

поврежденных

 

опор

. LRD 

размещаются

 

между

 

тра

-

версами

 

опор

 

и

 

гирляндами

 

изоля

-

торов

В

 

докладе

 

утверждается

что

 

LRD (

рис

. 11), 

установленное

 

на

 

ВЛ

 

230 

кВ

может

 

сохранить

 

неповреж

-

денной

 

первую

 

опору

в

 

то

 

время

 

как

 

на

 

ВЛ

 

без

 

подобных

 

устройств

ве

-

роятнее

 

всего

будут

 

повреждены

 

по

 

крайней

 

мере

 

четыре

 

опоры

Рис

. 10. 

Каскадное

 

разрушение

 

опор

 

ВЛ

 735 

кВ

 

в

 

Квебеке

 

при

 

гололедном

 

шторме

 

в

 1998 

г

Техническое

 

и

 

административное

 

заседания

 

ИК

 

В

2

пределения

 

воздействующих

 

на

 

опо

-

ры

 

нагрузок

 

после

 

повреждения

 

пер

-

вой

 

опоры

который

 

обусловлен

 

обры

-

Рис

. 11. 

Устройство

 LRD: a — 

до

 

и

 

после

 

срабатывания

б

 — 

устройство

 LRD, 

сработавшее

 

при

 

аварии

 

на

 

ВЛ

a)

б

)

Т

ехническое

 

заседание

 

ко

-

митета

 

прошло

 

под

 

предсе

-

дательством

 

Б

Далле

 (

Фран

-

ция

и

 

активном

 

участии

 

се

-

кретаря

 

ИК

 

В

Нормана

 

Белла

  (

Ка

-

нада

). 

На

 

заседании

 

были

 

представ

-

лены

 

и

 

обсуждены

 

отчеты

 

руководи

-

телей

 

рабочих

 

и

 

временных

 

специ

-

ализированных

 

рабочих

 

групп

вне

-

сены

 

коррективы

 

в

 

их

 

тематическую

 

направленность

утверждены

 

пла

-

ны

 

работы

 

вновь

 

созданных

 

рабочих

 

групп

обсуждены

 

предложения

ка

-

сающиеся

 

публикации

 

подготовлен

-

ных

 

технических

 

брошюр

рассмо

-

трены

 

подготовленные

 

обучающие

 

материалы

 

по

 

направлениям

 

дея

-

тельности

 

рабочих

 

групп

.

Подробный

 

отчет

 

о

 

работе

 

груп

-

пы

 

В

2-31 «

Моделирование

 

эоловой

 

вибрации

 

проводов

» 

представил

 

ее

 

руководитель

 

профессор

 

Д

Диана

 

(

Италия

). 

Итоги

 

работы

 

группы

 

по

-

лучили

 

детальное

 

отражение

 

в

 

до

-

кладе

 «

Эолова

 

вибрация

 

одиночных

 

проводов

 

с

 

повышенным

 

тяжени

-

ем

», 

который

 

опубликован

 

в

 

журна

-

ле

 «

ЭЛЕКТРА

» 

в

 

конце

 2010 

года

.

Отчет

 

о

 

результатах

 

работы

 

груп

-

пы

 

В

2-33 

представил

 

руководитель

 

П

Кэтчпоул

  (

США

). 

Публикация

 

ма

-

териалов

 (

в

 

форме

 

технической

 

бро

-

шюры

о

 

работе

 

группы

 

по

 

теме

 «

Ре

-

комендации

 

по

 

безопасному

 

приме

-

нению

 

на

 

старых

 

проводах

 

ВЛ

 

теле

-

жек

 

для

 

перемещения

 

монтеров

 

с

 

целью

 

выполнения

 

ремонта

 

прово

-

дов

 

или

 

линейной

 

арматуры

» 

будет

 

подготовлена

 

в

 

начале

 2011 

г

.

Отчет

  «

Эксплуатационные

 

харак

-

теристики

 

старой

 

арматуры

 

воздуш

-

ных

 

линий

 

электропередачи

» 

о

 

де

-

ятельности

 

рабочей

 

группы

 

В

2-32 

представил

 

руководитель

 

группы

 

Д

Санкл

 (

США

). 

Руководитель

 

рабочей

 

группы

 

В

2-29 

М

Фарзанех

 (

Канада

охарак

-

теризовал

 

итоги

 

работы

 

по

 

подготов

-

ке

 

технической

 

брошюры

 «

Образова

-

ние

 

гололедных

 

отложений

 

на

 

прово

-

дах

 

ВЛ

 

и

 

существующие

 

методы

 

уда

-

ления

 

гололеда

». 

Брошюра

 

подготов

-

лена

 

к

 

публикации

 

и

 

будет

 

издана

 

в

 

ближайшей

 

перспективе

.

С

 

краткими

 

отчетами

 

выступили

 

также

 

руководители

 

остальных

 10 

ра

-

бочих

 

групп

 

ИК

 

В

2. 

Административное

 

заседание

 

ко

-

митета

 

было

 

проведено

 

под

 

руковод

-

ством

 

нового

 

председателя

 

ИК

-

В

К

Папаилиоу

 (

Германия

).

Председатель

 

представил

 

новых

 

членов

 

комитета

 

и

 

руководителей

 

ра

-

бочих

 

групп

охарактеризовал

 

роль

 

трех

 

групп

 

советников

по

 

вопросам

 

стратегии

 

ИК

по

 

взаимодействию

 

с

 

потребителями

 

разработок

 

ИК

по

 

формированию

 

материалов

 

для

 

пу

-

бликаций

 

и

 

обучающих

 

материалов

.

Были

 

рассмотрены

 

и

 

утверждены

 

места

 

проведения

 

ближайших

 

засе

-

даний

 

комитета

• 

в

 2011 

г

. — 

в

 

Исландии

;

• 

в

 2012 

г

. — 44-

я

 

сессия

 

СИГРЭ

 

в

 

Париже

;

• 

в

 2013 

г

. — 

в

 

Новой

 

Зеландии

 

или

 

Индии

 

совместно

 

с

 

коллоквиумом

 

или

 

симпозиумом

Куратор

 

направления

 «

Воздушные

 

линии

» 

рубрики

 «

СИГРЭ

» —

 

ШКАПЦОВ

 

Владимир

 

Александрович

ведущий

 

аналитик

 

Группы

 

компаний

 

ОПТЭН

к

.

т

.

н

., 

ст

.

н

.

с

., 

постоянный

 

представитель

 

РФ

 

в

 

ИК

 

В

2 «

Воздушные

 

линии

 

электропередачи

»,

 

номинирован

 

техническим

 

комитетом

 

как

 CIGRE Distinguished Member.

Куратор

 

ответит

 

на

 

все

 

интересующие

 

вопросы

 

по

 

данной

 

теме

которые

 

можно

 

направить

 

в

 

редакцию

 

по

 e-mail: vopros@eepr.ru 

или

 

позвонить

 

по

 

тел

. +7 (495) 645 1221 


Оригинал статьи: СИГРЭ Краткие обзоры докладов 43-й сессии СИГРЭ Воздушные линии электропередачи

Читать онлайн

Продолжение публикации докладов Международной конференции СИГРЭ по тематике Исследовательского комитета В2 «Воздушные линии электропередачи».

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(89), март-апрель 2025

Анализ влияния солнечных электростанций на первичное регулирование частоты в энергосистеме Вьетнама

Возобновляемая энергетика / Накопители Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии Мировой опыт
Кузнецов О.Н. Фам Х.Н.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(78), май-июнь 2023

Ранговый анализ и ансамблевая модель машинного обучения для прогнозирования нагрузок в узлах центральной энергосистемы Монголии

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Мировой опыт
Русина А.Г. Осгонбаатар Т. Матренин П.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»