6
АКЦЕНТ
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуа
льное интервью
—
Иван
Дмитриевич
,
в
настоящее
время
идёт
активный
процесс
по
формированию
законодательных
и
нормативных
актов
,
регулирующих
деятельность
электросетевых
ком
-
паний
по
технологическому
присо
-
единению
.
Как
Вы
оцениваете
дан
-
ную
работу
?
—
Действительно
,
в
последние
годы
вопросам
повышения
доступности
энергетической
инфраструктуры
,
со
-
кращению
сроков
технологического
присоединения
к
электрическим
сетям
уделяется
достаточно
большое
внима
-
ние
на
всех
уровнях
,
начиная
от
про
-
стых
граждан
и
заканчивая
первыми
лицами
государства
.
Все
мы
прекрасно
понимаем
,
что
электроэнергетическая
инфраструктура
сегодня
является
осно
-
вой
для
развития
бизнеса
,
необходи
-
мым
благом
для
обеспечения
высоко
-
го
уровня
жизни
граждан
.
Территории
,
где
доступ
к
сети
с
соответствующими
параметрами
достаточно
прост
и
отно
-
сительно
дёшев
,
имеют
существенные
конкурентные
преимущества
перед
другими
,
развиваются
более
интенсив
-
но
и
гармонично
.
Именно
для
создания
таких
кон
-
курентных
преимуществ
регионов
России
перед
другими
странами
пре
-
зидентом
и
правительством
страны
была
поставлена
задача
по
разработ
-
ке
и
внедрению
комплекса
мер
,
на
-
правленных
на
повышение
доступно
-
сти
энергетической
инфраструктуры
.
Соответствующий
план
был
выражен
в
виде
дорожной
карты
«
Повышение
доступности
энергетической
инфра
-
структуры
» (
Распоряжение
Правитель
-
ства
РФ
от
30.06.2012
№
1144-
р
в
редакции
Распоряжения
Правитель
-
ства
РФ
от
09.08.2013
№
1400-
р
).
Это
замечательный
документ
,
деклариру
-
ющий
основные
моменты
,
на
кото
-
рые
необходимо
обратить
внимание
в
процессе
законодательного
регули
-
рования
,
и
сроки
реализации
соответ
-
ствующих
мероприятий
.
Но
давайте
более
комплексно
подойдём
к
оценке
этих
шагов
.
Основные
изменения
в
области
регулирования
процесса
технологи
-
ческого
присоединения
в
настоящее
время
идут
в
направлении
коррек
-
тировки
Правил
технологического
«Шахматная партия»,
в которой не будет
победителей
Работа по законодательному регулированию деятельно-
сти электросетевых компаний по технологическому при-
соединению в настоящее время находится на пике своей
активности. О краткосрочном и
долгосрочном влиянии данных
изменений на работу энергоси-
стемы, а также принципах даль-
нейшего формирования законо-
дательного пространства в этой
области мы беседуем с Предсе-
дателем Комитета Государствен-
ной Думы ФС РФ по энергетике
Иваном ГРАЧЁВЫМ.
7
№
6 (27),
ноябрь
–
декабрь
, 2014
присоединения
(
утв
.
Постановле
-
нием
Правительства
РФ
№
861
от
27.12.2004
в
ред
.
от
31.07.2014).
Частота
этих
изменений
в
последние
годы
просто
пугающая
: 16
измене
-
ний
за
последние
3
года
!
Если
срав
-
нить
первоначальную
редакцию
Правил
с
нынешней
,
то
можно
заме
-
тить
,
что
они
усложнились
в
несколь
-
ко
раз
.
Так
,
например
,
количество
статей
выросло
с
17
до
102 (
не
счи
-
тая
приложений
),
объём
текста
уве
-
личился
с
1,3
тыс
.
слов
до
33,6
тыс
.
Эта
картина
хорошо
иллюстрируется
диаграммой
(
рис
).
Из
неё
вы
можете
увидеть
,
что
за
10
лет
мы
усложнили
Правила
более
чем
в
10
раз
!
Но
при
этом
они
становятся
более
конкрет
-
ными
,
чёткими
,
исключают
возмож
-
ность
манипулирования
законода
-
тельство
.
—
Вы
в
этом
так
уверены
?
Тогда
почему
у
нас
ежегодно
увеличивает
-
ся
количество
жалоб
потребителей
в
Федеральную
антимонопольную
службу
?
Почему
растёт
число
спо
-
ров
по
вопросам
технологического
присоединения
в
других
инстанци
-
ях
(
суды
,
прокуратура
,
Роспотреб
-
надзор
,
Ростехнадзор
и
др
.)?
—
Если
бы
всё
было
так
чётко
и
конкретно
,
как
представляется
се
-
годня
,
то
не
было
бы
такого
большого
числа
спорных
моментов
.
Сетевые
компании
ведь
не
будут
откровенно
нарушать
законодательство
,
зная
,
что
за
этим
последует
определённое
наказание
,
которое
,
к
слову
,
может
быть
наложено
не
только
на
органи
-
зацию
,
но
и
на
конкретных
должност
-
ных
лиц
.
Значит
,
есть
недочёты
,
не
-
досказанность
, «
бреши
»,
которыми
пользуются
как
недобросовестные
заявители
,
так
и
руководители
сете
-
вых
компаний
.
Существующую
ситуацию
в
этой
области
законодательства
можно
сравнить
с
шахматной
партией
.
Вна
-
чале
было
некое
равновесное
со
-
стояние
(
баланс
интересов
сетей
и
заявителей
),
была
чёткая
расстанов
-
ка
сил
,
которая
была
сформирована
общими
,
никем
не
оспариваемыми
принципами
(
правилами
).
Затем
игроки
начинают
делать
ходы
(
в
на
-
шем
случае
поправки
),
каждый
из
которых
по
-
отдельности
совершен
-
но
логичен
и
служит
своей
цели
.
Но
через
определённое
количество
та
-
ких
ходов
мы
видим
,
что
ситуация
на
нашем
пространстве
серьёзно
изменилась
:
появилось
множество
комбинаций
и
вариантов
действий
,
просчитать
все
последствия
которых
может
только
либо
выдающийся
ин
-
теллект
,
либо
суперкомпьютер
.
Только
в
отличие
от
игры
,
в
на
-
шей
законодательной
«
шахматной
партии
»
не
будет
победителей
.
Нель
-
зя
нарушать
равновесие
сил
в
угоду
кратковременным
интересам
одной
из
сторон
:
сетей
или
заявителя
.
В
лю
-
бом
случае
будет
страдать
конечный
потребитель
электрической
энергии
.
—
Почему
?
—
Потому
что
существующая
си
-
стема
финансирования
деятельно
-
сти
электросетевых
компаний
тако
-
ва
,
что
им
неоткуда
брать
средства
на
свою
текущую
деятельность
,
кро
-
ме
как
из
тарифов
.
А
их
всего
два
:
тариф
на
передачу
электрической
энергии
и
тариф
на
технологиче
-
ское
присоединение
.
И
они
как
со
-
общающиеся
сосуды
.
Если
снижать
плату
за
технологическое
присоеди
-
нение
,
чтобы
дать
больше
свободы
для
развития
малого
бизнеса
,
нужно
увеличивать
тарифы
на
передачу
—
страдают
существующие
потреби
-
тели
.
Если
тарифы
не
увеличивать
,
а
перераспределять
затраты
внутри
них
,
значит
,
надо
сокращать
ремонт
-
ную
и
инвестиционную
программы
,
значит
,
какие
-
то
работы
по
замене
изношенного
оборудования
и
повы
-
шению
надёжности
и
качества
элек
-
троснабжения
не
будут
сделаны
—
страдают
существующие
потребите
-
ли
.
Если
не
сокращать
физические
объёмы
ремонтных
и
инвестицион
-
ных
программ
,
а
снижать
удельные
затраты
,
в
конечном
итоге
нам
при
-
дётся
отказаться
от
внедрения
новых
технологий
(
которые
,
естественно
,
дороже
традиционных
)
и
вернуться
к
использованию
маслонаполнен
-
ного
оборудования
,
неизолирован
-
ных
проводов
,
кабелей
с
бумажной
изоляцией
и
т
.
д
.
Кто
от
этого
в
итоге
опять
пострадает
?
Существующие
потребители
.
Наша
тарифная
система
до
сих
пор
окончательно
не
сбалансиро
-
вана
,
а
мы
привносим
в
неё
новые
поправки
,
создающие
ещё
больший
дисбаланс
.
К
примеру
,
в
том
же
тех
-
нологическом
присоединении
сей
-
час
обсуждается
очередной
пакет
поправок
,
который
призван
ввести
штрафные
санкции
для
сетевых
компаний
и
потребителей
за
срыв
сроков
технологического
присоеди
-
нения
.
Сама
по
себе
идея
замеча
-
тельная
.
Но
как
мы
её
реализуем
?
Идём
прямым
путём
:
наказать
сети
за
срыв
сроков
в
таком
-
то
размере
и
заявителей
в
таком
-
то
размере
.
Детали
сейчас
не
важны
.
Результат
таких
поправок
до
-
статочно
предсказуемый
.
Сетевые
тарифы
дополнительно
нагрузятся
источниками
на
оплату
штрафов
,
пеней
и
возмещений
заявителям
упущенной
выгоды
.
Заявители
же
в
свою
очередь
найдут
тысячу
и
один
способ
избежать
штрафных
санкций
со
стороны
сетевых
организаций
в
свою
сторону
,
самым
простым
из
которых
будет
подача
заявки
в
бо
-
лее
поздние
сроки
,
ближе
к
сдаче
объекта
.
И
опять
в
конечном
итоге
Рис
.
Динамика
изменений
в
Правилах
технологического
присоединения
Кол
-
во
пунктов
(
статей
)
Объём
текста
Правил
,
тыс
.
Кол
-
во
изменений
в
Правила
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
120
100
80
60
40
20
0
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
8
АКЦЕНТ
пострадают
существующие
потреби
-
тели
электрической
энергии
,
вынуж
-
денные
оплачивать
ещё
и
штрафы
сетевых
компаний
.
—
Но
некоторые
электросете
-
вые
компании
сегодня
откровенно
пользуются
фактической
безответ
-
ственностью
и
безнаказанностью
за
срыв
сроков
присоединения
объекта
заявителя
к
сети
,
те
в
свою
очередь
несут
убытки
.
Есть
и
обратные
ситуации
,
когда
сети
по
-
строены
,
а
заявитель
не
намерен
подключаться
и
средства
потреби
-
телей
оказались
потрачены
зря
.
Что
же
нам
,
продолжать
такую
по
-
литику
безнаказанности
?
—
В
существующем
правовом
пространстве
полной
безнаказан
-
ности
сторон
не
существует
.
На
се
-
годня
теми
же
Правилами
технологи
-
ческого
присоединения
утверждены
типовые
формы
договоров
,
которые
содержат
совершенно
конкретные
величины
штрафов
за
неисполнение
договорных
обязательств
(
произве
-
дение
0,014
ставки
рефинансирова
-
ния
Центрального
банка
Российской
Федерации
,
установленной
на
дату
заключения
договора
,
и
общего
раз
-
мера
платы
за
технологическое
при
-
соединение
по
договору
за
каждый
день
просрочки
).
На
первый
взгляд
,
не
такая
уж
большая
сумма
,
особен
-
но
когда
речь
идёт
о
плате
в
550
руб
.
Но
давайте
будем
объективны
.
В
условиях
действующего
законо
-
дательства
фактические
сроки
стро
-
ительства
объектов
электрических
сетей
до
границ
земельного
участка
заявителя
(
входит
в
обязательства
сетевой
организации
)
не
соответству
-
ют
требованиям
,
предъявляемым
к
срокам
технологического
присоеди
-
нения
Правилами
ТП
.
С
учётом
необ
-
ходимости
проведения
конкурсных
процедур
по
выбору
сначала
про
-
ектировщика
,
а
потом
подрядчика
на
выполнение
работ
,
соблюдения
требований
земельного
и
градостро
-
ительного
законодательства
срок
выполнения
сетевыми
компаниями
таких
работ
увеличивается
до
1—
1,5
лет
в
зависимости
от
сложности
проекта
.
При
этом
для
заявителей
с
максимальной
заявленной
мощно
-
стью
до
150
кВт
срок
технологиче
-
ского
присоединения
определён
за
-
конодательством
— 0,5
года
.
Средние
сроки
присоединения
,
использован
-
ные
для
составления
рейтинга
Doing
Business,
здесь
не
применимы
,
так
как
они
принимаются
по
отдельной
выборке
и
«
размываются
»
сроками
подключения
к
сетям
по
договорам
,
где
в
обязательства
сетевой
компа
-
нии
входил
минимальный
объём
ра
-
бот
.
Таким
образом
,
без
внесения
синхронных
изменений
в
смежные
законодательные
акты
по
вопросам
строительства
и
использования
зе
-
мель
высоки
риски
,
что
финансовые
претензии
со
стороны
заявителей
примут
массовый
характер
,
а
это
уже
миллиардные
затраты
для
сетей
.
С
другой
стороны
—
заявитель
.
Сейчас
сети
могут
хоть
как
-
то
ком
-
пенсировать
свои
затраты
через
так
называемые
«
выпадающие
доходы
».
Если
же
эту
возможность
у
них
отнять
и
предложить
бегать
за
заявителем
в
надежде
взыскать
с
него
миллионы
,
потраченные
на
строительство
сети
,
в
лучшем
случае
это
будет
величина
,
равная
сумме
,
указанной
в
догово
-
ре
на
технологическое
присоедине
-
ние
.
В
худшем
—
сетевая
компания
просто
не
найдёт
заявителя
или
он
объявит
себя
банкротом
.
То
есть
мы
получим
только
увеличение
штатной
численности
юристов
сетевой
ком
-
пании
и
гигантскую
дебиторскую
задолженность
.
Возвращаемся
к
страданиям
существующих
потреби
-
телей
,
которые
за
это
все
платят
.
—
Понятно
,
что
нужно
сбалан
-
сированное
законодательство
в
этой
сфере
,
и
одними
Правилами
технологического
присоединения
здесь
не
ограничиться
.
В
какие
законодательные
и
нормативные
акты
необходимо
внести
соответ
-
ствующие
поправки
?
—
Для
создания
сбалансирован
-
ной
системы
технологического
при
-
соединения
к
электрическим
сетям
изменения
в
Правила
технологиче
-
ского
присоединения
необходимо
рассматривать
одновременно
и
в
совокупности
с
соответствующими
изменениями
в
Гражданском
Кодек
-
се
,
Градостроительном
Кодексе
,
Зе
-
мельном
Кодексе
,
Лесном
Кодексе
,
КОАП
,
ФЗ
№
35 «
Об
электроэнергети
-
ке
»,
Правилах
тарифообразования
,
Антимонопольном
законодательстве
и
Правилах
ведения
финансово
-
хо
-
зяйственной
деятельности
сетевых
компаний
.
Как
вы
видите
,
это
просто
гигантский
объём
работы
,
в
которой
должно
быть
задействовано
множе
-
ство
структур
,
организаций
.
Оптимизировать
законодатель
-
ное
пространство
с
внесением
синхронных
изменений
в
перечис
-
ленные
законодательные
и
норма
-
тивные
акты
возможно
за
2–3
года
.
В
результате
мы
получим
вполне
сбалансированную
систему
,
в
кото
-
рой
будут
учитываться
интересы
и
возможности
всех
сторон
.
При
этом
в
процесс
организации
технологи
-
ческого
присоединения
обязатель
-
но
должна
быть
вовлечена
регио
-
нальная
власть
,
которая
в
первую
очередь
заинтересована
в
стабиль
-
ном
и
гармоничном
развитии
под
-
ведомственных
территорий
.
Тогда
и
нагрузка
на
тариф
на
передачу
электрической
энергии
будет
разум
-
ная
,
т
.
к
.
региональные
власти
смогут
принимать
комплексные
решения
по
развитию
тех
или
иных
террито
-
рий
с
учётом
особенностей
региона
и
уровня
жизни
населения
.
Ещё
одним
важным
моментом
в
создании
нового
сбалансированно
-
го
законодательного
пространства
должен
стать
уход
от
принципа
«
всё
,
что
не
запрещено
—
разрешено
»,
в
соответствии
с
которым
сегодня
действуют
многие
не
очень
добро
-
совестные
контрагенты
.
Именно
из
-
за
применения
этого
принципа
мы
получаем
абсурдные
заявки
на
0,1
кВт
,
строим
параллельные
сети
,
принадлежащие
нескольким
соб
-
ственникам
,
уже
через
год
после
завершения
строительства
участка
сети
вынуждены
его
перестраивать
,
спорим
в
ФАС
о
наказании
сетевой
организации
,
которая
выдала
дого
-
вор
заявителю
не
через
15
дней
,
а
через
16.
Примеров
ещё
масса
.
Мы
же
в
первую
очередь
должны
действовать
в
соответствии
с
обще
-
принятыми
нормами
и
правилами
,
в
соответствии
с
элементарной
ло
-
гикой
,
технической
целесообразно
-
стью
,
этикой
и
моралью
.
И
последнее
,
но
не
менее
глав
-
ное
.
Во
избежание
различных
перекосов
в
ту
или
иную
сторону
в
процессе
формирования
соответ
-
ствующих
законодательных
актов
обязательно
должны
участвовать
профессионалы
от
сетей
,
бизнеса
и
власти
,
имеющие
большой
прак
-
тический
опыт
в
данном
направле
-
нии
.
Если
опять
поручить
это
дело
консультантам
-
теоретикам
,
новые
нормативные
акты
будут
снова
со
-
держать
массу
недочётов
.
Именно
поэтому
роль
таких
организаций
,
как
экспертная
секция
«
Электрические
сети
»
Консультативного
совета
при
Председателе
Комитета
Госдумы
по
энергетике
,
в
состав
которой
входят
эксперты
отрасли
,
крайне
важна
.
—
Большое
спасибо
за
интер
-
вью
!
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
Оригинал статьи: «Шахматная партия», в которой не будет победителей
Работа по законодательному регулированию деятельности электросетевых компаний по технологическому присоединению в настоящее время находится на пике своей активности. О краткосрочном и долгосрочном влиянии данных изменений на работу энергосистемы, а также принципах дальнейшего формирования законодательного пространства в этой области мы беседуем с Председателем Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике Иваном ГРАЧЁВЫМ.