«Шахматная партия», в которой не будет победителей

Page 1
background image

Page 2
background image

6

АКЦЕНТ

а

к

т

у

а

л

ь

н

о

е

 и

н

т

е

р

в

ь

ю

актуа

льное интервью

— 

Иван

 

Дмитриевич

в

 

настоящее

 

время

 

идёт

 

активный

 

процесс

 

по

 

формированию

 

законодательных

 

и

 

нормативных

 

актов

регулирующих

 

деятельность

 

электросетевых

 

ком

-

паний

 

по

 

технологическому

 

присо

-

единению

Как

 

Вы

 

оцениваете

 

дан

-

ную

 

работу

?

— 

Действительно

в

 

последние

 

годы

 

вопросам

 

повышения

 

доступности

 

энергетической

 

инфраструктуры

со

-

кращению

 

сроков

 

технологического

 

присоединения

 

к

 

электрическим

 

сетям

 

уделяется

 

достаточно

 

большое

 

внима

-

ние

 

на

 

всех

 

уровнях

начиная

 

от

 

про

-

стых

 

граждан

 

и

 

заканчивая

 

первыми

 

лицами

 

государства

Все

 

мы

 

прекрасно

 

понимаем

что

 

электроэнергетическая

 

инфраструктура

 

сегодня

 

является

 

осно

-

вой

 

для

 

развития

 

бизнеса

необходи

-

мым

 

благом

 

для

 

обеспечения

 

высоко

-

го

 

уровня

 

жизни

 

граждан

Территории

где

 

доступ

 

к

 

сети

 

с

 

соответствующими

 

параметрами

 

достаточно

 

прост

 

и

 

отно

-

сительно

 

дёшев

имеют

 

существенные

 

конкурентные

 

преимущества

 

перед

 

другими

развиваются

 

более

 

интенсив

-

но

 

и

 

гармонично

.

Именно

 

для

 

создания

 

таких

 

кон

-

курентных

 

преимуществ

 

регионов

 

России

 

перед

 

другими

 

странами

 

пре

-

зидентом

 

и

 

правительством

 

страны

 

была

 

поставлена

 

задача

 

по

 

разработ

-

ке

 

и

 

внедрению

 

комплекса

 

мер

на

-

правленных

 

на

 

повышение

 

доступно

-

сти

 

энергетической

 

инфраструктуры

Соответствующий

 

план

 

был

 

выражен

 

в

 

виде

 

дорожной

 

карты

  «

Повышение

 

доступности

 

энергетической

 

инфра

-

структуры

» (

Распоряжение

 

Правитель

-

ства

 

РФ

 

от

 30.06.2012 

 1144-

р

 

в

 

редакции

 

Распоряжения

 

Правитель

-

ства

 

РФ

 

от

 09.08.2013 

 1400-

р

). 

Это

 

замечательный

 

документ

деклариру

-

ющий

 

основные

 

моменты

на

 

кото

-

рые

 

необходимо

 

обратить

 

внимание

 

в

 

процессе

 

законодательного

 

регули

-

рования

и

 

сроки

 

реализации

 

соответ

-

ствующих

 

мероприятий

Но

 

давайте

 

более

 

комплексно

 

подойдём

 

к

 

оценке

 

этих

 

шагов

.

Основные

 

изменения

 

в

 

области

 

регулирования

 

процесса

 

технологи

-

ческого

 

присоединения

 

в

 

настоящее

 

время

 

идут

 

в

 

направлении

 

коррек

-

тировки

 

Правил

 

технологического

 

«Шахматная партия», 

в которой не будет 

победителей

Работа по законодательному регулированию деятельно-
сти электросетевых компаний по технологическому при-
соединению в настоящее время находится на пике своей 

активности. О краткосрочном и 
долгосрочном влиянии данных 
изменений на работу энергоси-
стемы, а также принципах даль-
нейшего формирования законо-
дательного пространства в этой 
области мы беседуем с Предсе-
дателем Комитета Государствен-
ной Думы ФС РФ по энергетике 
Иваном ГРАЧЁВЫМ.


Page 3
background image

7

 6 (27), 

ноябрь

декабрь

, 2014

присоединения

  (

утв

Постановле

-

нием

 

Правительства

 

РФ

 

 861 

от

 

27.12.2004 

в

 

ред

от

 31.07.2014). 

Частота

 

этих

 

изменений

 

в

 

последние

 

годы

 

просто

 

пугающая

: 16 

измене

-

ний

 

за

 

последние

 3 

года

Если

 

срав

-

нить

 

первоначальную

 

редакцию

 

Правил

 

с

 

нынешней

то

 

можно

 

заме

-

тить

что

 

они

 

усложнились

 

в

 

несколь

-

ко

 

раз

Так

например

количество

 

статей

 

выросло

 

с

 17 

до

 102 (

не

 

счи

-

тая

 

приложений

), 

объём

 

текста

 

уве

-

личился

 

с

 1,3 

тыс

слов

 

до

 33,6 

тыс

Эта

 

картина

 

хорошо

 

иллюстрируется

 

диаграммой

 (

рис

). 

Из

 

неё

 

вы

 

можете

 

увидеть

что

 

за

 10 

лет

 

мы

 

усложнили

 

Правила

 

более

 

чем

 

в

 10 

раз

Но

 

при

 

этом

 

они

 

становятся

 

более

 

конкрет

-

ными

чёткими

исключают

 

возмож

-

ность

 

манипулирования

 

законода

-

тельство

.

— 

Вы

 

в

 

этом

 

так

 

уверены

Тогда

 

почему

 

у

 

нас

 

ежегодно

 

увеличивает

-

ся

 

количество

 

жалоб

 

потребителей

 

в

 

Федеральную

 

антимонопольную

 

службу

Почему

 

растёт

 

число

 

спо

-

ров

 

по

 

вопросам

 

технологического

 

присоединения

 

в

 

других

 

инстанци

-

ях

  (

суды

прокуратура

Роспотреб

-

надзор

Ростехнадзор

 

и

 

др

.)?

— 

Если

 

бы

 

всё

 

было

 

так

 

чётко

 

и

 

конкретно

как

 

представляется

 

се

-

годня

то

 

не

 

было

 

бы

 

такого

 

большого

 

числа

 

спорных

 

моментов

Сетевые

 

компании

 

ведь

 

не

 

будут

 

откровенно

 

нарушать

 

законодательство

зная

что

 

за

 

этим

 

последует

 

определённое

 

наказание

которое

к

 

слову

может

 

быть

 

наложено

 

не

 

только

 

на

 

органи

-

зацию

но

 

и

 

на

 

конкретных

 

должност

-

ных

 

лиц

Значит

есть

 

недочёты

не

-

досказанность

, «

бреши

», 

которыми

 

пользуются

 

как

 

недобросовестные

 

заявители

так

 

и

 

руководители

 

сете

-

вых

 

компаний

.

Существующую

 

ситуацию

 

в

 

этой

 

области

 

законодательства

 

можно

 

сравнить

 

с

 

шахматной

 

партией

Вна

-

чале

 

было

 

некое

 

равновесное

 

со

-

стояние

  (

баланс

 

интересов

 

сетей

 

и

 

заявителей

), 

была

 

чёткая

 

расстанов

-

ка

 

сил

которая

 

была

 

сформирована

 

общими

никем

 

не

 

оспариваемыми

 

принципами

  (

правилами

). 

Затем

 

игроки

 

начинают

 

делать

 

ходы

 (

в

 

на

-

шем

 

случае

 

поправки

), 

каждый

 

из

 

которых

 

по

-

отдельности

 

совершен

-

но

 

логичен

 

и

 

служит

 

своей

 

цели

Но

 

через

 

определённое

 

количество

 

та

-

ких

 

ходов

 

мы

 

видим

что

 

ситуация

 

на

 

нашем

 

пространстве

 

серьёзно

 

изменилась

появилось

 

множество

 

комбинаций

 

и

 

вариантов

 

действий

просчитать

 

все

 

последствия

 

которых

 

может

 

только

 

либо

 

выдающийся

 

ин

-

теллект

либо

 

суперкомпьютер

.

Только

 

в

 

отличие

 

от

 

игры

в

 

на

-

шей

 

законодательной

  «

шахматной

 

партии

» 

не

 

будет

 

победителей

Нель

-

зя

 

нарушать

 

равновесие

 

сил

 

в

 

угоду

 

кратковременным

 

интересам

 

одной

 

из

 

сторон

сетей

 

или

 

заявителя

В

 

лю

-

бом

 

случае

 

будет

 

страдать

 

конечный

 

потребитель

 

электрической

 

энергии

.

— 

Почему

?

— 

Потому

 

что

 

существующая

 

си

-

стема

 

финансирования

 

деятельно

-

сти

 

электросетевых

 

компаний

 

тако

-

ва

что

 

им

 

неоткуда

 

брать

 

средства

 

на

 

свою

 

текущую

 

деятельность

кро

-

ме

 

как

 

из

 

тарифов

А

 

их

 

всего

 

два

тариф

 

на

 

передачу

 

электрической

 

энергии

 

и

 

тариф

 

на

 

технологиче

-

ское

 

присоединение

И

 

они

 

как

 

со

-

общающиеся

 

сосуды

Если

 

снижать

 

плату

 

за

 

технологическое

 

присоеди

-

нение

чтобы

 

дать

 

больше

 

свободы

 

для

 

развития

 

малого

 

бизнеса

нужно

 

увеличивать

 

тарифы

 

на

 

передачу

 — 

страдают

 

существующие

 

потреби

-

тели

Если

 

тарифы

 

не

 

увеличивать

а

 

перераспределять

 

затраты

 

внутри

 

них

значит

надо

 

сокращать

 

ремонт

-

ную

 

и

 

инвестиционную

 

программы

значит

какие

-

то

 

работы

 

по

 

замене

 

изношенного

 

оборудования

 

и

 

повы

-

шению

 

надёжности

 

и

 

качества

 

элек

-

троснабжения

 

не

 

будут

 

сделаны

 — 

страдают

 

существующие

 

потребите

-

ли

Если

 

не

 

сокращать

 

физические

 

объёмы

 

ремонтных

 

и

 

инвестицион

-

ных

 

программ

а

 

снижать

 

удельные

 

затраты

в

 

конечном

 

итоге

 

нам

 

при

-

дётся

 

отказаться

 

от

 

внедрения

 

новых

 

технологий

  (

которые

естественно

дороже

 

традиционных

и

 

вернуться

 

к

 

использованию

 

маслонаполнен

-

ного

 

оборудования

неизолирован

-

ных

 

проводов

кабелей

 

с

 

бумажной

 

изоляцией

 

и

 

т

.

д

Кто

 

от

 

этого

 

в

 

итоге

 

опять

 

пострадает

Существующие

 

потребители

.

Наша

 

тарифная

 

система

 

до

 

сих

 

пор

 

окончательно

 

не

 

сбалансиро

-

вана

а

 

мы

 

привносим

 

в

 

неё

 

новые

 

поправки

создающие

 

ещё

 

больший

 

дисбаланс

К

 

примеру

в

 

том

 

же

 

тех

-

нологическом

 

присоединении

 

сей

-

час

 

обсуждается

 

очередной

 

пакет

 

поправок

который

 

призван

 

ввести

 

штрафные

 

санкции

 

для

 

сетевых

 

компаний

 

и

 

потребителей

 

за

 

срыв

 

сроков

 

технологического

 

присоеди

-

нения

Сама

 

по

 

себе

 

идея

 

замеча

-

тельная

Но

 

как

 

мы

 

её

 

реализуем

Идём

 

прямым

 

путём

наказать

 

сети

 

за

 

срыв

 

сроков

 

в

 

таком

-

то

 

размере

 

и

 

заявителей

 

в

 

таком

-

то

 

размере

Детали

 

сейчас

 

не

 

важны

.

Результат

 

таких

 

поправок

 

до

-

статочно

 

предсказуемый

Сетевые

 

тарифы

 

дополнительно

 

нагрузятся

 

источниками

 

на

 

оплату

 

штрафов

пеней

 

и

 

возмещений

 

заявителям

 

упущенной

 

выгоды

Заявители

 

же

 

в

 

свою

 

очередь

 

найдут

 

тысячу

 

и

 

один

 

способ

 

избежать

 

штрафных

 

санкций

 

со

 

стороны

 

сетевых

 

организаций

 

в

 

свою

 

сторону

самым

 

простым

 

из

 

которых

 

будет

 

подача

 

заявки

 

в

 

бо

-

лее

 

поздние

 

сроки

ближе

 

к

 

сдаче

 

объекта

И

 

опять

 

в

 

конечном

 

итоге

 

Рис

Динамика

 

изменений

 

в

 

Правилах

 

технологического

 

присоединения

Кол

-

во

 

пунктов

 (

статей

)

Объём

 

текста

 

Правил

тыс

.

Кол

-

во

 

изменений

 

в

 

Правила

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

120

100

80

60

40

20

0

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0


Page 4
background image

8

АКЦЕНТ

пострадают

 

существующие

 

потреби

-

тели

 

электрической

 

энергии

вынуж

-

денные

 

оплачивать

 

ещё

 

и

 

штрафы

 

сетевых

 

компаний

.

— 

Но

 

некоторые

 

электросете

-

вые

 

компании

 

сегодня

 

откровенно

 

пользуются

 

фактической

 

безответ

-

ственностью

 

и

 

безнаказанностью

 

за

 

срыв

 

сроков

 

присоединения

 

объекта

 

заявителя

 

к

 

сети

те

 

в

 

свою

 

очередь

 

несут

 

убытки

Есть

 

и

 

обратные

 

ситуации

когда

 

сети

 

по

-

строены

а

 

заявитель

 

не

 

намерен

 

подключаться

 

и

 

средства

 

потреби

-

телей

 

оказались

 

потрачены

 

зря

Что

 

же

 

нам

продолжать

 

такую

 

по

-

литику

 

безнаказанности

?

— 

В

 

существующем

 

правовом

 

пространстве

 

полной

 

безнаказан

-

ности

 

сторон

 

не

 

существует

На

 

се

-

годня

 

теми

 

же

 

Правилами

 

технологи

-

ческого

 

присоединения

 

утверждены

 

типовые

 

формы

 

договоров

которые

 

содержат

 

совершенно

 

конкретные

 

величины

 

штрафов

 

за

 

неисполнение

 

договорных

 

обязательств

  (

произве

-

дение

 0,014 

ставки

 

рефинансирова

-

ния

 

Центрального

 

банка

 

Российской

 

Федерации

установленной

 

на

 

дату

 

заключения

 

договора

и

 

общего

 

раз

-

мера

 

платы

 

за

 

технологическое

 

при

-

соединение

 

по

 

договору

 

за

 

каждый

 

день

 

просрочки

). 

На

 

первый

 

взгляд

не

 

такая

 

уж

 

большая

 

сумма

особен

-

но

 

когда

 

речь

 

идёт

 

о

 

плате

 

в

 550 

руб

.

Но

 

давайте

 

будем

 

объективны

В

 

условиях

 

действующего

 

законо

-

дательства

 

фактические

 

сроки

 

стро

-

ительства

 

объектов

 

электрических

 

сетей

 

до

 

границ

 

земельного

 

участка

 

заявителя

  (

входит

 

в

 

обязательства

 

сетевой

 

организации

не

 

соответству

-

ют

 

требованиям

предъявляемым

 

к

 

срокам

 

технологического

 

присоеди

-

нения

 

Правилами

 

ТП

С

 

учётом

 

необ

-

ходимости

 

проведения

 

конкурсных

 

процедур

 

по

 

выбору

 

сначала

 

про

-

ектировщика

а

 

потом

 

подрядчика

 

на

 

выполнение

 

работ

соблюдения

 

требований

 

земельного

 

и

 

градостро

-

ительного

 

законодательства

 

срок

 

выполнения

 

сетевыми

 

компаниями

 

таких

 

работ

 

увеличивается

 

до

 1—

1,5 

лет

 

в

 

зависимости

 

от

 

сложности

 

проекта

При

 

этом

 

для

 

заявителей

 

с

 

максимальной

 

заявленной

 

мощно

-

стью

 

до

 150 

кВт

 

срок

 

технологиче

-

ского

 

присоединения

 

определён

 

за

-

конодательством

 — 0,5 

года

Средние

 

сроки

 

присоединения

использован

-

ные

 

для

 

составления

 

рейтинга

 Doing 

Business, 

здесь

 

не

 

применимы

так

 

как

 

они

 

принимаются

 

по

 

отдельной

 

выборке

 

и

  «

размываются

» 

сроками

 

подключения

 

к

 

сетям

 

по

 

договорам

где

 

в

 

обязательства

 

сетевой

 

компа

-

нии

 

входил

 

минимальный

 

объём

 

ра

-

бот

Таким

 

образом

без

 

внесения

 

синхронных

 

изменений

 

в

 

смежные

 

законодательные

 

акты

 

по

 

вопросам

 

строительства

 

и

 

использования

 

зе

-

мель

 

высоки

 

риски

что

 

финансовые

 

претензии

 

со

 

стороны

 

заявителей

 

примут

 

массовый

 

характер

а

 

это

 

уже

 

миллиардные

 

затраты

 

для

 

сетей

.

С

 

другой

 

стороны

 — 

заявитель

Сейчас

 

сети

 

могут

 

хоть

 

как

-

то

 

ком

-

пенсировать

 

свои

 

затраты

 

через

 

так

 

называемые

 «

выпадающие

 

доходы

». 

Если

 

же

 

эту

 

возможность

 

у

 

них

 

отнять

 

и

 

предложить

 

бегать

 

за

 

заявителем

 

в

 

надежде

 

взыскать

 

с

 

него

 

миллионы

потраченные

 

на

 

строительство

 

сети

в

 

лучшем

 

случае

 

это

 

будет

 

величина

равная

 

сумме

указанной

 

в

 

догово

-

ре

 

на

 

технологическое

 

присоедине

-

ние

В

 

худшем

 — 

сетевая

 

компания

 

просто

 

не

 

найдёт

 

заявителя

 

или

 

он

 

объявит

 

себя

 

банкротом

То

 

есть

 

мы

 

получим

 

только

 

увеличение

 

штатной

 

численности

 

юристов

 

сетевой

 

ком

-

пании

 

и

 

гигантскую

 

дебиторскую

 

задолженность

Возвращаемся

 

к

 

страданиям

 

существующих

 

потреби

-

телей

которые

 

за

 

это

 

все

 

платят

.

— 

Понятно

что

 

нужно

 

сбалан

-

сированное

 

законодательство

 

в

 

этой

 

сфере

и

 

одними

 

Правилами

 

технологического

 

присоединения

 

здесь

 

не

 

ограничиться

В

 

какие

 

законодательные

 

и

 

нормативные

 

акты

 

необходимо

 

внести

 

соответ

-

ствующие

 

поправки

?

— 

Для

 

создания

 

сбалансирован

-

ной

 

системы

 

технологического

 

при

-

соединения

 

к

 

электрическим

 

сетям

 

изменения

 

в

 

Правила

 

технологиче

-

ского

 

присоединения

 

необходимо

 

рассматривать

 

одновременно

 

и

 

в

 

совокупности

 

с

 

соответствующими

 

изменениями

 

в

 

Гражданском

 

Кодек

-

се

Градостроительном

 

Кодексе

Зе

-

мельном

 

Кодексе

Лесном

 

Кодексе

КОАП

ФЗ

 

 35 «

Об

 

электроэнергети

-

ке

», 

Правилах

 

тарифообразования

Антимонопольном

 

законодательстве

 

и

 

Правилах

 

ведения

 

финансово

-

хо

-

зяйственной

 

деятельности

 

сетевых

 

компаний

Как

 

вы

 

видите

это

 

просто

 

гигантский

 

объём

 

работы

в

 

которой

 

должно

 

быть

 

задействовано

 

множе

-

ство

 

структур

организаций

.

Оптимизировать

 

законодатель

-

ное

 

пространство

 

с

 

внесением

 

синхронных

 

изменений

 

в

 

перечис

-

ленные

 

законодательные

 

и

 

норма

-

тивные

 

акты

 

возможно

 

за

 2–3 

года

В

 

результате

 

мы

 

получим

 

вполне

 

сбалансированную

 

систему

в

 

кото

-

рой

 

будут

 

учитываться

 

интересы

 

и

 

возможности

 

всех

 

сторон

При

 

этом

 

в

 

процесс

 

организации

 

технологи

-

ческого

 

присоединения

 

обязатель

-

но

 

должна

 

быть

 

вовлечена

 

регио

-

нальная

 

власть

которая

 

в

 

первую

 

очередь

 

заинтересована

 

в

 

стабиль

-

ном

 

и

 

гармоничном

 

развитии

 

под

-

ведомственных

 

территорий

Тогда

 

и

 

нагрузка

 

на

 

тариф

 

на

 

передачу

 

электрической

 

энергии

 

будет

 

разум

-

ная

т

.

к

региональные

 

власти

 

смогут

 

принимать

 

комплексные

 

решения

 

по

 

развитию

 

тех

 

или

 

иных

 

террито

-

рий

 

с

 

учётом

 

особенностей

 

региона

 

и

 

уровня

 

жизни

 

населения

.

Ещё

 

одним

 

важным

 

моментом

 

в

 

создании

 

нового

 

сбалансированно

-

го

 

законодательного

 

пространства

 

должен

 

стать

 

уход

 

от

 

принципа

 «

всё

что

 

не

 

запрещено

 — 

разрешено

», 

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

сегодня

 

действуют

 

многие

 

не

 

очень

 

добро

-

совестные

 

контрагенты

Именно

 

из

-

за

 

применения

 

этого

 

принципа

 

мы

 

получаем

 

абсурдные

 

заявки

 

на

 

0,1 

кВт

строим

 

параллельные

 

сети

принадлежащие

 

нескольким

 

соб

-

ственникам

уже

 

через

 

год

 

после

 

завершения

 

строительства

 

участка

 

сети

 

вынуждены

 

его

 

перестраивать

спорим

 

в

 

ФАС

 

о

 

наказании

 

сетевой

 

организации

которая

 

выдала

 

дого

-

вор

 

заявителю

 

не

 

через

 15 

дней

а

 

через

 16. 

Примеров

 

ещё

 

масса

.

Мы

 

же

 

в

 

первую

 

очередь

 

должны

 

действовать

 

в

 

соответствии

 

с

 

обще

-

принятыми

 

нормами

 

и

 

правилами

в

 

соответствии

 

с

 

элементарной

 

ло

-

гикой

технической

 

целесообразно

-

стью

этикой

 

и

 

моралью

.

И

 

последнее

но

 

не

 

менее

 

глав

-

ное

Во

 

избежание

 

различных

 

перекосов

 

в

 

ту

 

или

 

иную

 

сторону

 

в

 

процессе

 

формирования

 

соответ

-

ствующих

 

законодательных

 

актов

 

обязательно

 

должны

 

участвовать

 

профессионалы

 

от

 

сетей

бизнеса

 

и

 

власти

имеющие

 

большой

 

прак

-

тический

 

опыт

 

в

 

данном

 

направле

-

нии

Если

 

опять

 

поручить

 

это

 

дело

 

консультантам

-

теоретикам

новые

 

нормативные

 

акты

 

будут

 

снова

 

со

-

держать

 

массу

 

недочётов

Именно

 

поэтому

 

роль

 

таких

 

организаций

как

 

экспертная

 

секция

  «

Электрические

 

сети

» 

Консультативного

 

совета

 

при

 

Председателе

 

Комитета

 

Госдумы

 

по

 

энергетике

в

 

состав

 

которой

 

входят

 

эксперты

 

отрасли

крайне

 

важна

.

— 

Большое

 

спасибо

 

за

 

интер

-

вью

!

  

 

Беседовала

 

Екатерина

 

ГУСЕВА


Оригинал статьи: «Шахматная партия», в которой не будет победителей

Читать онлайн

Работа по законодательному регулированию деятельности электросетевых компаний по технологическому присоединению в настоящее время находится на пике своей активности. О краткосрочном и долгосрочном влиянии данных изменений на работу энергосистемы, а также принципах дальнейшего формирования законодательного пространства в этой области мы беседуем с Председателем Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике Иваном ГРАЧЁВЫМ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Разработка и внедрение программно-аппаратного комплекса по прогнозированию часов пиковых нагрузок и управлению графиками нагрузки объектов производственно-хозяйственных нужд

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
ПАО «Россети Центр», филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Нижновэнерго», ООО «РЭНЕРА», АО «Атомэнергопромсбыт»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(80), сентябрь-октябрь 2023

Разработка алгоритма и модели оптимизации числа и мест установки активно-адаптивных элементов секционирования с оценкой эффективности мероприятий в распредсети

Управление сетями / Развитие сетей
Галиев И.Ф. Яхин Ш.Р. Пигалин А.А. Гарифуллин М.Ш.
Спецвыпуск «Россети» № 3(30), сентябрь 2023

Практические вопросы использования информационных моделей электрических сетей в деловых процессах электросетевой компании

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
ПАО «Россети Урал»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»