8
Г
О
С
Т
Ь
н
о
м
е
р
а
ГОСТЬ номера
—
Ольга
Филипповна
,
расска
-
жите
,
пожалуйста
,
о
Концепции
,
ее
целях
и
задачах
?
—
Данная
Концепция
,
одобрен
-
ная
Минэнерго
Беларуси
в
2020
году
,
является
механизмом
реализации
положений
Концепции
энергетиче
-
ской
безопасности
,
утвержденной
в
2015
году
Правительством
Бела
-
руси
,
и
описывает
базовый
сценарий
развития
Объединенной
энергетиче
-
ской
системы
Республики
Беларусь
в
условиях
,
существовавших
в
пери
-
од
ее
одобрения
трендов
и
внешних
факторов
.
Предусмотренные
Концепцией
цели
и
направления
развития
ОЭС
Белару
-
си
обеспечивают
реализацию
,
в
том
числе
,
таких
положений
Концепции
энергетической
безопасности
,
как
:
–
удельный
вес
накопленной
амор
-
тизации
в
первоначальной
сто
-
имости
основных
средств
орга
-
низаций
ТЭК
,
значение
которого
к
2030
году
не
должно
превысить
45%,
что
признается
нормаль
-
ным
уровнем
этого
показателя
(
по
итогам
2021
года
у
организаций
по
производству
электрической
энергии
этот
показатель
составил
49,5%,
у
организаций
по
строи
-
тельству
и
реконструкции
элек
-
трических
сетей
и
подстанций
—
49,4%);
–
отношение
объема
инвестиций
в
основной
капитал
,
вложенных
в
развитие
ТЭК
,
к
первоначаль
-
ной
стоимости
основных
средств
организаций
ТЭК
,
значение
кото
-
рого
к
2030
году
должно
составить
6,5%,
и
это
нормальный
уровень
(
по
итогам
2021
года
его
уровень
составил
6,7%);
–
отношение
среднесуточного
коли
-
чества
нарушений
электроснаб
-
жения
населенных
пунктов
за
год
к
общему
количеству
населен
-
ных
пунктов
,
значение
которого
к
2030
году
не
должно
превысить
0,4%
для
обеспечения
его
нор
-
Россия и Беларусь —
общий вектор
энергетического развития
В
Республике
Бела
-
русь
на
сегодняшний
день
утверждена
Концепция
развития
электрогенериру
-
ющих
мощностей
и
электрических
сетей
на
период
до
2030
года
.
Этот
стра
-
тегический
документ
предусматривает
существенное
разви
-
тие
и
модернизацию
распределительных
электрических
се
-
тей
и
их
техниче
-
ское
перевооружение
,
которые
должны
осуществляться
на
современных
принципах
и
современной
элементной
базе
.
О
реализуемых
в
этой
связи
масштабных
проектах
развития
и
модернизации
электроэнергетической
системы
,
основных
направлениях
сотрудничества
между
Россией
и
Беларусью
для
укрепления
общего
экономического
пространства
и
энергети
-
ческой
безопасности
мы
беседуем
с
заместителем
Министра
энергетики
Республики
Беларусь
Ольгой
ПРУДНИКОВОЙ
.
9
мального
уровня
(
по
итогам
2021
года
значение
этого
показателя
составило
0,34%).
Положения
Концепции
были
учтены
в
утвержден
-
ной
Минэнерго
Беларуси
в
апреле
2021
года
Про
-
грамме
комплексной
модернизации
производств
энергетической
сферы
на
2021–2025
годы
,
ход
ре
-
ализации
которой
рассматривается
на
заседаниях
коллегии
Минэнерго
.
В
свою
очередь
,
ежегодно
утверждаемые
инве
-
стиционные
программы
областных
энергоснабжа
-
ющих
организаций
,
сбалансированные
по
источ
-
никам
финансирования
реализации
ме
роприятий
,
являются
практическим
механизмом
исполнения
Программы
на
2021–2025
годы
и
,
как
следствие
,
Концепции
.
В
долгосрочной
перспективе
в
ОЭС
Беларуси
прогнозируется
рост
потребления
электрической
энергии
,
в
том
числе
для
целей
отопления
,
горячего
водоснабжения
и
пищеприготовления
.
Данный
фак
-
тор
требует
реализации
мер
по
развитию
электриче
-
ских
сетей
напряжением
0,4–10
кВ
.
Для
снижения
уровня
износа
электрических
сетей
всех
классов
напряжения
предусматривается
ежегод
-
ное
,
начиная
с
2022
года
,
строительство
и
реконструк
-
ция
порядка
2,7
тыс
.
км
электрических
сетей
.
По
ито
-
гам
2021
года
этот
показатель
составил
1,76
тыс
.
км
.
—
Какие
современные
решения
являются
клю
-
чевыми
для
реализации
принятой
стратегии
?
—
К
современным
решениям
в
производстве
электрической
энергии
(
мощности
)
можно
отнести
внедрение
энергоэффективных
парогазовых
тех
-
нологий
.
В
июне
2021
года
введен
в
эксплуатацию
первый
энергоблок
Белорусской
атомной
электро
-
станции
,
ввод
второго
энергоблока
запланирован
до
конца
2022
года
,
а
это
меняет
режимы
работы
других
генерирующих
источников
и
влечет
оптимизацию
со
-
става
их
оборудования
в
целях
снижения
затрат
на
производство
энергии
.
В
электросетевом
хозяйстве
,
к
примеру
,
совре
-
менные
решения
продиктованы
необходимостью
обеспечения
надежного
и
в
востребованных
объе
-
мах
электроснабжения
потребите
-
лей
,
особенно
в
период
неблаго
-
приятных
погодно
-
климатических
условий
,
стихийных
природных
явлений
и
процессов
и
с
учетом
наличия
общих
границ
просек
ВЛ
с
землями
лесного
фонда
.
В
частности
,
начиная
с
2010
года
энергоснабжающие
организации
осуществляют
планомерную
ра
-
боту
по
замене
неизолированно
-
го
провода
на
защищенный
про
-
вод
ВЛ
10
кВ
,
расположенных
на
просеках
,
граничащих
с
землями
лесного
фонда
.
Данная
мера
яв
-
ляется
перспективным
направ
-
лением
развития
электрических
сетей
этого
класса
напряжения
,
которое
уже
проверено
на
прак
-
тике
и
существенно
повысило
надежность
работы
ВЛ
,
особенно
в
период
не
-
благоприятных
погодно
-
климатических
условий
,
стихийных
природных
явлений
и
процессов
,
в
том
числе
в
сочетании
с
проводимой
совместно
с
лесо
-
хозяйственными
организациями
работой
по
рубке
в
полосах
леса
,
прилегающих
к
просекам
ВЛ
10
кВ
,
опасных
в
отношении
ВЛ
деревьев
.
Так
,
на
начало
мая
2022
года
в
ОЭС
Беларуси
доля
выполненных
защищенным
проводом
ВЛ
10
кВ
,
просеки
которых
граничат
с
землями
лесного
фонда
,
составила
71%
с
их
протяженностью
8,5
тыс
.
км
.
При
новом
строительстве
на
трех
ВЛ
110
кВ
и
330
кВ
применены
повышенные
опоры
—
высотой
более
60
метров
,
с
расположением
проводов
над
лесным
массивом
.
Общая
длина
этих
ЛЭП
—
около
30
км
.
Однако
данное
техническое
решение
является
более
дорогостоящим
по
отношению
к
сооружению
ВЛ
на
типовых
опорах
с
расширением
просек
ВЛ
на
высоту
древесно
-
кустарниковой
растительности
в
каждую
сторону
от
проводов
ВЛ
.
В
кабельном
хозяйстве
принят
вектор
на
расши
-
рение
использования
при
новом
строительстве
и
ре
-
конструкции
КЛ
кабельной
продукции
с
изоляцией
из
сшитого
полиэтилена
пероксидной
сшивки
.
Во
вспомогательных
процессах
в
электросетевом
хозяйстве
,
обеспечивающих
основной
технологиче
-
ский
процесс
,
в
связи
с
существенным
развитием
аппаратных
и
программных
средств
систем
управ
-
ления
созданы
условия
для
более
широкого
приме
-
нения
технологий
«
цифровая
подстанция
»
и
«
умная
сеть
».
Одним
из
последних
таких
проектов
является
первая
в
республике
цифровая
подстанция
330
кВ
«
Могилев
»,
торжественное
открытие
которой
состо
-
ялось
19
ноября
2021
года
.
—
Какие
ресурсы
и
в
каком
объеме
плани
-
руется
привлечь
для
достижения
намеченных
целей
?
—
Программой
комплексной
модернизации
про
-
изводств
энергетической
сферы
на
2021–2025
годы
предусмотрено
преимущественное
направление
фи
-
ВЛ
330
кВ
Минск
Северная
—
Белорусская
АЭС
на
повышенных
опорах
№
3 (72) 2022
10
ГОСТЬ НОМЕРА
нансовых
средств
на
строительство
и
модернизацию
электрических
и
тепловых
сетей
с
учетом
уже
реали
-
зованных
двух
пятилетних
программ
,
приоритетами
в
которых
являлись
объекты
по
производству
элек
-
трической
и
тепловой
энергии
.
В
качестве
источников
финансирования
таких
ме
-
роприятий
предполагается
использовать
преимуще
-
ственно
собственные
средства
организаций
(
аморти
-
зация
и
прибыль
при
ее
наличии
),
заемные
средства
(
в
том
числе
кредиты
отечественных
и
иностранных
банков
)
планируется
привлекать
для
реализации
переходящих
проектов
,
по
которым
уже
заключены
кредитные
соглашения
.
Инвестиционные
проекты
по
развитию
объек
-
тов
инженерной
инфраструктуры
в
ОЭС
Беларуси
в
первую
очередь
реализуются
для
создания
бла
-
гоприятных
условий
проживания
граждан
,
развития
реального
сектора
и
сферы
услуг
регионов
,
финан
-
сируются
,
в
основном
,
за
счет
собственных
средств
энергоснабжающих
организаций
,
а
также
за
счет
бюджетных
средств
.
—
Упомянутые
Вами
стратегические
направ
-
ления
и
методы
очень
схожи
с
аналогичны
-
ми
ориентирами
,
принятыми
в
России
,
а
также
в
крупных
энергосистемах
по
всему
миру
.
В
чем
основные
отличия
«
белорусского
пути
»?
—
В
технологическом
плане
весьма
сложно
вы
-
делить
какие
-
либо
основные
отличия
«
белорусского
пути
»,
в
том
числе
в
принятых
стратегических
под
-
ходах
по
использованию
технологий
производства
электрической
энергии
(
мощности
).
В
контексте
реализации
обязательств
в
мировой
климатической
повестке
Концепцией
энергетической
безопасности
для
всех
отраслей
экономики
опреде
-
лен
показатель
«
отношение
объема
производства
(
добычи
)
первичной
энергии
из
возобновляемых
ис
-
точников
энергии
к
валовому
потреблению
топлив
-
но
-
энергетических
ресурсов
»,
который
к
2030
году
должен
составить
8,0%.
При
этом
по
итогам
2021
года
Беларусь
уже
достиг
-
ла
выполнения
этого
показателя
,
он
составил
8,0%.
К
примеру
,
в
электроэнергетике
по
итогам
2021
года
при
доле
установленной
электрической
мощности
ВИЭ
4,4% (489,1
МВт
из
11 232,8
МВт
),
производство
ими
электроэнергии
составило
3,1%
(1,3
млрд
кВт
·
ч
из
41,0
млрд
кВт
·
ч
)
при
объеме
про
-
изводства
электроэнергии
первым
энергоблоком
Белорусской
АЭС
14,2% (5,8
млрд
кВт
·
ч
)
от
общего
объема
производства
электроэнергии
.
В
условиях
реализации
принятых
Республикой
Беларусь
обязательств
по
формированию
общих
электроэнергетических
рынков
в
рамках
таких
инте
-
грационных
объединений
,
как
ЕАЭС
и
Союзное
госу
-
дарство
,
предусматриваются
определенные
преоб
-
разования
действующей
системы
управления
ОЭС
Беларуси
для
обеспечения
функционирования
наци
-
онального
рынка
электрической
энергии
.
—
Насколько
обострение
внешнеполитиче
-
ской
и
макроэкономической
ситуации
может
по
-
влиять
на
эти
планы
?
—
В
настоящее
время
функционирование
ОЭС
Беларуси
осуществляется
в
штатном
режиме
,
прово
-
дится
подготовка
отрасли
к
работе
в
осенне
-
зимний
период
.
Значительное
внимание
в
текущих
условиях
уде
-
ляется
вопросам
импортозамещения
.
Так
,
ежегодно
Цифровая
подстанция
330
кВ
«
Могилев
»
11
разрабатываются
и
реализуются
соответствующие
планы
.
Принимая
во
внимание
,
что
для
системы
Минэнерго
производство
промышленных
и
потре
-
бительских
товаров
не
является
профильным
,
план
Минэнерго
по
импортозамещению
товаров
состоит
из
нескольких
десятков
товарных
позиций
,
произ
-
водимых
8
организациями
энергетической
,
газовой
и
торфяной
отраслей
.
Примерами
таких
товаров
для
нужд
энерге
-
тики
являются
контроллеры
ULC-02
для
исполь
-
зования
в
составе
автоматизированных
систем
управления
технологическими
процессами
(
та
-
кими
,
как
уличное
освещение
,
системы
автома
-
тического
контроля
и
учета
электроэнергии
,
сиг
-
нализации
несанкционированного
доступа
на
технологические
объекты
и
другие
решения
),
а
так
-
же
реклоузеры
10
кВ
КРУмАЭС
для
автоматизации
и
управления
электрическими
сетями
напряжением
6–10
кВ
.
Отмечу
,
что
между
Минпромторгом
России
и
Мин
-
промом
Беларуси
создана
и
функционирует
рабо
-
чая
группа
по
импортозамещению
,
в
рамках
которой
между
Минпромторгом
России
и
Минэнерго
Белару
-
си
также
создана
отраслевая
подгруппа
по
импорто
-
замещению
в
сфере
машиностроения
для
топливно
-
энергетического
комплекса
.
В
настоящее
время
поступивший
от
Минпромтор
-
га
России
перечень
требуемой
к
поставке
продукции
прорабатывается
с
соответствующими
государствен
-
ными
органами
и
организациями
Беларуси
.
В
свою
очередь
,
аналогичный
перечень
,
сформированный
белорусской
стороной
,
направлен
российским
партне
-
рам
для
проработки
.
Таким
образом
,
в
сфере
импортозамещения
взаимодействие
белорусской
и
российской
сторон
должно
укрепляться
,
в
том
числе
за
счет
создания
совместных
производств
по
товарным
позициям
,
представляющим
взаимный
интерес
.
—
Какие
виды
электротехнической
продукции
представляют
взаимный
интерес
в
рамках
такого
товарообмена
?
—
Потребность
белорусских
энергетиков
в
электро
-
технической
продукции
предварительно
сформиро
-
вана
в
вышеуказанном
перечне
товарных
позиций
,
направленном
российской
стороне
,
и
включает
:
–
силовые
трансформаторы
на
напряжение
110
кВ
,
измерительные
трансформаторы
тока
и
напряже
-
ния
на
напряжение
10
кВ
и
110
кВ
;
–
выключатели
элегазовые
и
разъединители
на
на
-
пряжение
110
кВ
,
вакуумные
выключатели
на
на
-
пряжение
10
кВ
;
–
ограничители
перенапряжения
на
напряжение
6
кВ
, 10
кВ
и
110
кВ
;
–
вводы
высоковольтные
на
напряжение
110
кВ
,
изоляторы
электрические
,
в
том
числе
для
разъ
-
единителей
на
напряжение
110
кВ
;
–
ячейки
комплектных
распределительных
устройств
,
в
том
числе
наружной
установки
(
КРУ
и
КРУН
);
–
микропроцессорные
устройства
релейной
защи
-
ты
и
автоматики
,
в
том
числе
для
электросетевого
оборудования
напряжением
220–750
кВ
,
генера
-
торов
,
блоков
генератор
-
трансформаторов
.
Также
для
Минэнерго
Беларуси
имеет
опреде
-
ленный
интерес
сотрудничество
в
сфере
разработки
и
внедрения
систем
управления
ресурсами
предприя
-
тий
и
планирования
деятельности
(ERP-
систем
).
В
свою
очередь
,
белорусские
предприятия
могут
предложить
широкий
спектр
продукции
для
россий
-
ских
энергетических
компаний
.
По
организациям
Минэнерго
Беларуси
сведения
о
продукции
для
электроэнергетики
также
размеще
-
ны
в
сети
Интернет
.
При
взаимной
торговле
между
субъектами
хозяй
-
ствования
Беларуси
и
России
видится
целесообраз
-
ным
рассмотреть
вопрос
введения
дополнительных
мер
поддержки
такой
торговли
в
рамках
Союзного
го
-
сударства
.
—
Каков
опыт
Беларуси
в
направлении
разви
-
тия
цифровых
сервисов
для
потребителей
?
Воз
-
можно
ли
сотрудничество
между
нашими
страна
-
ми
в
этой
сфере
?
—
В
Минэнерго
Беларуси
особое
внимание
уде
-
ляется
вопросам
информатизации
и
цифровой
трансформации
энергетической
,
газовой
и
торфяной
отраслей
.
Приоритетными
направлениями
развития
информационно
-
коммуникационных
технологий
,
ко
-
торые
определены
Стратегиями
информатизации
и
цифровой
трансформации
энергетической
,
газо
-
вой
и
торфяной
отраслей
на
период
до
2025
года
,
являются
:
–
внедрение
автоматизации
основных
бизнес
-
про
-
цессов
;
–
внедрение
автоматизированных
систем
управ
-
ления
технологическими
процессами
в
области
электро
-,
тепло
-
и
газоснабжения
(
АСУ
ТП
);
–
внедрение
автоматизированных
систем
управле
-
ния
распределительными
электрическими
сетями
(
элемент
системы
Smart Grid);
–
внедрение
автоматизированных
систем
контроля
и
учета
энергоресурсов
(
электрической
и
тепло
-
вой
энергии
,
природного
газа
);
–
внедрение
цифровых
подстанций
(
элемент
систе
-
мы
Smart Grid);
–
внедрение
электронных
услуг
в
области
электро
-,
тепло
-
и
газоснабжения
потребителей
;
–
внедрение
электронных
платежей
за
потреблен
-
ные
услуги
электро
-,
тепло
-
и
газоснабжения
;
–
внедрение
инструментов
информационной
без
-
опасности
и
защиты
персональных
данных
.
По
результатам
проведенного
в
республике
ис
-
следования
Минэнерго
получило
одну
из
самых
вы
-
соких
оценок
по
уровню
цифровизации
отрасли
.
В
целях
координации
деятельности
организаций
Минэнерго
при
внедрении
и
развитии
информаци
-
онно
-
коммуникационных
технологий
в
соответствии
с
вышеназванными
приоритетными
направле
-
ниями
планируется
создание
«
офисов
цифрови
-
зации
».
В
сфере
электронных
услуг
проводится
опти
-
мизация
административных
процедур
в
целях
мак
-
№
3 (72) 2022
12
ГОСТЬ НОМЕРА
симального
соблюдения
принципа
«
одно
окно
»
с
последующей
их
цифровизацией
для
осущест
-
вления
посредством
единого
портала
электронных
услуг
.
Для
улучшения
качества
работы
с
населением
в
республике
внедрен
портал
рейтинговой
оценки
качества
оказания
услуг
и
административных
проце
-
дур
организациями
Республики
Беларусь
,
позволяю
-
щий
гражданам
доступным
способом
высказать
свое
мнение
о
качестве
их
обслуживания
государствен
-
ными
организациями
.
—
Как
планируется
менять
подходы
к
вопро
-
сам
кибербезопасности
в
условиях
повышения
уровня
цифровизации
процессов
?
—
В
организационном
плане
в
республике
сфор
-
мирована
правовая
база
,
регулирующая
порядок
обеспечения
кибербезопасности
и
информационной
безопасности
,
включая
создание
и
модернизацию
систем
безопасности
критически
важных
объектов
информатизации
(
КВОИ
),
в
том
числе
в
сфере
энер
-
гетики
.
В
частности
,
лицензируется
деятельность
по
технической
и
(
или
)
криптографической
защите
ин
-
формации
,
осуществляется
сертификация
средств
защиты
информации
на
соответствие
требовани
-
ям
технического
регламента
Республики
Беларусь
«
Информационные
технологии
.
Средства
защи
-
ты
информации
.
Информационная
безопасность
»
(
ТР
2013/027/BY),
утвержденного
постановлением
Совета
Министров
Республики
Беларусь
от
15
мая
2013
года
№
375.
Также
созданы
единая
республиканская
сеть
передачи
данных
и
республиканский
центр
обра
-
ботки
данных
,
предназначенный
для
размещения
программно
-
технических
средств
республиканской
платформы
для
оказания
услуг
с
использованием
технологий
облачных
вычислений
,
и
других
про
-
граммно
-
технических
средств
,
информационных
сис
-
тем
(
ресурсов
)
государственных
органов
и
организа
-
ций
.
В
настоящее
время
на
отраслевом
уровне
про
-
рабатываются
отдельные
вопросы
по
импортозаме
-
щению
элементной
базы
,
используемой
при
циф
-
ровизации
бизнес
-
процессов
,
что
может
являться
предметом
диалога
между
белорусскими
и
россий
-
скими
энергетиками
в
целях
поиска
взаимовыгодных
направлений
сотрудничества
в
сфере
цифровизации
энергетической
отрасли
.
—
Широкое
внедрение
современных
техно
-
логических
решений
потребует
развития
новых
компетенций
персонала
энергетических
компа
-
ний
.
Какие
шаги
предусматриваются
в
этом
на
-
правлении
?
—
Обеспечение
отрасли
высококвалифицирован
-
ными
кадрами
является
приоритетной
задачей
,
так
как
от
этого
зависит
не
только
потребность
в
обес
-
печении
надежной
и
безаварийной
эксплуатации
существующего
технологического
оборудования
,
но
и
готовность
к
внедрению
инновационных
техниче
-
ских
решений
с
подготовкой
персонала
для
его
экс
-
плуатации
.
В
системе
Минэнерго
уделяется
значительное
внимание
реализации
молодежной
политики
как
ин
-
струмента
ротации
кадров
за
счет
омолаживания
и
прихода
перспективных
руководителей
.
К
примеру
,
при
численности
работающих
в
орга
-
низациях
Минэнерго
более
84
тысяч
человек
,
с
уче
-
том
газовой
и
торфяной
отраслей
,
осуществляется
ежегодное
трудоустройство
порядка
тысячи
вы
-
пускников
учреждений
высшего
,
среднего
специ
-
ального
и
профессионально
-
технического
образо
-
вания
.
В
этой
связи
как
Минэнерго
,
так
и
энергетиче
-
скими
компаниями
обеспечено
тесное
взаимодей
-
ствие
с
учебными
заведениями
,
подготавливаю
-
щими
специалистов
для
энергетической
отрасли
,
включая
ядерную
энергетику
.
Такое
взаимодействие
выражается
в
содей
-
ствии
развитию
учебной
базы
,
включая
учебные
лаборатории
и
полигоны
на
основе
рекоменда
-
ций
энергетических
компаний
.
Помимо
ранее
сло
-
жившейся
традиции
прохождения
студентами
практики
на
энергетическом
производстве
,
фор
-
мируются
новые
методы
взаимодействия
за
счет
выстраивания
так
называемой
кооперации
в
об
-
учающем
процессе
за
счет
предоставления
энер
-
гетиками
собственных
учебных
(
тренировочных
)
полигонов
для
практической
подготовки
молодых
специалистов
.
Для
обучения
персонала
новым
компетенциям
используется
потенциал
соответствующих
учреж
-
дений
образования
и
учебных
центров
энергети
-
ческих
компаний
,
реализующих
образовательные
программы
повышения
квалификации
,
перепод
-
готовки
,
профессиональной
подготовки
рабочих
и
служащих
.
В
2021
году
по
таким
программам
прошли
обучение
более
37%
работающих
.
Обучение
новым
компетенциям
осуществляет
-
ся
и
без
отрыва
от
производства
,
к
таким
формам
обучения
также
относится
работа
с
кадрами
,
за
-
численными
в
резерв
на
руководящие
должности
,
семинары
и
другое
.
В
этой
области
также
реализуются
мероприятия
по
цифровизации
обучающего
процесса
.
К
примеру
,
филиалом
«
Учебный
центр
»
РУП
«
Витебскэнерго
»
разрабатывается
IT-
продукт
— «
электронный
пор
-
тал
»
в
виде
корпоративной
базы
знаний
,
формируе
-
мой
как
за
счет
размещения
фонда
документальных
источников
информации
,
обучающих
программ
,
так
и
за
счет
создания
платформы
для
обмена
мнени
-
ями
и
наилучшими
практиками
,
то
есть
«
мини
соци
-
альная
сеть
».
Значимым
в
обучении
новым
компетенциям
также
является
получение
и
обмен
знаниями
между
пред
-
ставителями
энергокомпаний
различных
государств
в
рамках
созданных
интеграционных
объединений
СНГ
и
ЕАЭС
,
а
это
деятельность
в
области
техни
-
ческого
нормирования
и
стандартизации
,
междуна
-
родные
соревнования
профессионального
мастер
-
ства
,
деятельность
в
различных
комитетах
и
рабочих
13
группах
по
подготовке
документов
по
обеспечению
параллельной
работы
энергетических
систем
госу
-
дарств
-
членов
интеграционных
объединений
,
а
так
-
же
по
формированию
общих
электроэнергетических
рынков
.
Ну
и
конечно
,
помимо
обучения
,
является
важ
-
ным
сохранение
кадров
в
системе
.
В
качестве
ядра
системы
мотивации
выступает
поддержание
здо
-
ровых
условий
труда
и
дружественной
атмосферы
в
коллективах
энергокомпаний
,
достойного
уров
-
ня
заработной
платы
,
обеспечение
социальных
гарантий
.
—
Очевидно
,
что
для
реализации
поставлен
-
ных
задач
требуется
подготовка
большого
числа
законодательных
и
нормативных
актов
.
Каким
образом
Министерство
энергетики
Республики
Беларусь
планирует
дальнейшую
законотворче
-
скую
и
нормотворческую
деятельность
в
этом
на
-
правлении
?
—
Концепцией
энергетической
безопасности
,
Кон
-
цепцией
развития
электрогенерирующих
мощностей
и
электрических
сетей
на
период
до
2030
года
,
Про
-
граммой
комплексной
модернизации
производств
энергетической
сферы
на
2021–2025
годы
определе
-
ны
общие
подходы
по
среднесрочному
и
долгосроч
-
ному
планированию
нормотворческой
деятельности
Минэнерго
.
Такие
подходы
принимались
,
в
том
числе
,
с
уче
-
том
планов
подготовки
в
рамках
ЕАЭС
проектов
актов
,
направленных
на
формирование
и
функцио
-
нирование
общего
электроэнергетического
рынка
Евразийского
экономического
союза
.
В
рамках
совершенствования
законодательства
по
регулированию
отношений
в
энергетической
сфере
Министерством
энергетики
проводится
сис
-
темная
работа
по
подготовке
нормативных
право
-
вых
актов
,
в
том
числе
направленных
на
создание
в
республике
конкурентного
товарного
рынка
элек
-
трической
энергии
.
Так
,
в
2020–2021
годы
принято
более
25
подготовленных
Минэнерго
нормативных
документов
.
В
заключение
хотела
бы
поблагодарить
Ваше
издание
за
проявленный
интерес
к
белорусским
энергетикам
,
так
как
в
условиях
интенсификации
процессов
формирования
Союзного
государства
Беларуси
и
России
для
Министерства
энергети
-
ки
Республики
Беларусь
является
важной
задача
своевременного
доведения
до
сведения
широкого
круга
заинтересованных
лиц
,
включая
российских
энергетиков
,
актуальной
и
объективной
информа
-
ции
об
основных
направлениях
развития
белорус
-
ской
энергетической
отрасли
,
в
том
числе
в
усло
-
виях
развития
рыночных
конкурентных
отношений
.
—
Большое
Вам
спасибо
за
интервью
!
Со
своей
стороны
,
журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Пе
-
редача
и
распределение
»
также
поддерживает
укрепление
отношений
между
нашими
страна
-
ми
.
Беседовала
Екатерина
Гусева
Обслуживание
персоналом
объекта
электросетевой
инфраструктуры
№
3 (72) 2022
Оригинал статьи: Россия и Беларусь — общий вектор энергетического развития
В Республике Беларусь на сегодняшний день утверждена Концепция развития электрогенерирующих мощностей и электрических сетей на период до 2030 года. Этот стратегический документ предусматривает существенное развитие и модернизацию распределительных электрических сетей и их техническое перевооружение, которые должны осуществляться на современных принципах и современной элементной базе. О реализуемых в этой связи масштабных проектах развития и модернизации электроэнергетической системы, основных направлениях сотрудничества между Россией и Беларусью для укрепления общего экономического пространства и энергетической безопасности мы беседуем с заместителем Министра энергетики Республики Беларусь Ольгой ПРУДНИКОВОЙ.