Россия и Беларусь — общий вектор энергетического развития

background image

background image

8

Г

О

С

Т

Ь

 

н

о

м

е

р

а

ГОСТЬ номера

— 

Ольга

 

Филипповна

расска

-

жите

пожалуйста

о

 

Концепции

ее

 

целях

 

и

 

задачах

?

— 

Данная

 

Концепция

одобрен

-

ная

 

Минэнерго

 

Беларуси

 

в

 2020 

году

является

 

механизмом

 

реализации

 

положений

 

Концепции

 

энергетиче

-

ской

 

безопасности

утвержденной

 

в

 2015 

году

 

Правительством

 

Бела

-

руси

и

 

описывает

 

базовый

 

сценарий

 

развития

 

Объединенной

 

энергетиче

-

ской

 

системы

 

Республики

 

Беларусь

 

в

 

условиях

существовавших

 

в

 

пери

-

од

 

ее

 

одобрения

 

трендов

 

и

 

внешних

 

факторов

.

Предусмотренные

 

Концепцией

 

цели

 

и

 

направления

 

развития

 

ОЭС

 

Белару

-

си

 

обеспечивают

 

реализацию

в

 

том

 

числе

таких

 

положений

 

Концепции

 

энергетической

 

безопасности

как

:

– 

удельный

 

вес

 

накопленной

 

амор

-

тизации

 

в

 

первоначальной

 

сто

-

имости

 

основных

 

средств

 

орга

-

низаций

 

ТЭК

значение

 

которого

 

к

 2030 

году

 

не

 

должно

 

превысить

 

45%, 

что

 

признается

 

нормаль

-

ным

 

уровнем

 

этого

 

показателя

 (

по

 

итогам

 2021 

года

 

у

 

организаций

 

по

 

производству

 

электрической

 

энергии

 

этот

 

показатель

 

составил

 

49,5%, 

у

 

организаций

 

по

 

строи

-

тельству

 

и

 

реконструкции

 

элек

-

трических

 

сетей

 

и

 

подстанций

 — 

49,4%);

– 

отношение

 

объема

 

инвестиций

 

в

 

основной

 

капитал

вложенных

 

в

 

развитие

 

ТЭК

к

 

первоначаль

-

ной

 

стоимости

 

основных

 

средств

 

организаций

 

ТЭК

значение

 

кото

-

рого

 

к

 2030 

году

 

должно

 

составить

 

6,5%, 

и

 

это

 

нормальный

 

уровень

 

(

по

 

итогам

 2021 

года

 

его

 

уровень

 

составил

 6,7%);

– 

отношение

 

среднесуточного

 

коли

-

чества

 

нарушений

 

электроснаб

-

жения

 

населенных

 

пунктов

 

за

 

год

 

к

 

общему

 

количеству

 

населен

-

ных

 

пунктов

значение

 

которого

 

к

 2030 

году

 

не

 

должно

 

превысить

 

0,4% 

для

 

обеспечения

 

его

 

нор

-

Россия и Беларусь — 
общий вектор 
энергетического развития

В

 

Республике

 

Бела

-

русь

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

утверждена

 

Концепция

 

развития

 

электрогенериру

-

ющих

 

мощностей

 

и

 

электрических

 

сетей

 

на

 

период

 

до

 

2030 

года

Этот

 

стра

-

тегический

 

документ

 

предусматривает

 

существенное

 

разви

-

тие

 

и

 

модернизацию

 

распределительных

 

электрических

 

се

-

тей

 

и

 

их

 

техниче

-

ское

 

перевооружение

которые

 

должны

 

осуществляться

 

на

 

современных

 

принципах

 

и

 

современной

 

элементной

 

базе

О

 

реализуемых

 

в

 

этой

 

связи

 

масштабных

 

проектах

 

развития

 

и

 

модернизации

 

электроэнергетической

 

системы

основных

 

направлениях

 

сотрудничества

 

между

 

Россией

 

и

 

Беларусью

 

для

 

укрепления

 

общего

 

экономического

 

пространства

 

и

 

энергети

-

ческой

 

безопасности

 

мы

 

беседуем

 

с

 

заместителем

 

Министра

 

энергетики

 

Республики

 

Беларусь

 

Ольгой

 

ПРУДНИКОВОЙ

.


background image

9

мального

 

уровня

  (

по

 

итогам

 2021 

года

 

значение

 

этого

 

показателя

 

составило

 0,34%).

Положения

 

Концепции

 

были

 

учтены

 

в

 

утвержден

-

ной

 

Минэнерго

 

Беларуси

 

в

 

апреле

 2021 

года

 

Про

-

грамме

 

комплексной

 

модернизации

 

производств

 

энергетической

 

сферы

 

на

 2021–2025 

годы

ход

 

ре

-

ализации

 

которой

 

рассматривается

 

на

 

заседаниях

 

коллегии

 

Минэнерго

.

В

 

свою

 

очередь

ежегодно

 

утверждаемые

 

инве

-

стиционные

 

программы

 

областных

 

энергоснабжа

-

ющих

 

организаций

сбалансированные

 

по

 

источ

-

никам

 

финансирования

 

реализации

 

ме

 

роприятий

являются

 

практическим

 

механизмом

 

исполнения

 

Программы

 

на

 2021–2025 

годы

 

и

как

 

следствие

Концепции

.

В

 

долгосрочной

 

перспективе

 

в

 

ОЭС

 

Беларуси

 

прогнозируется

 

рост

 

потребления

 

электрической

 

энергии

в

 

том

 

числе

 

для

 

целей

 

отопления

горячего

 

водоснабжения

 

и

 

пищеприготовления

Данный

 

фак

-

тор

 

требует

 

реализации

 

мер

 

по

 

развитию

 

электриче

-

ских

 

сетей

 

напряжением

 0,4–10 

кВ

.

Для

 

снижения

 

уровня

 

износа

 

электрических

 

сетей

 

всех

 

классов

 

напряжения

 

предусматривается

 

ежегод

-

ное

начиная

 

с

 2022 

года

строительство

 

и

 

реконструк

-

ция

 

порядка

 2,7 

тыс

км

 

электрических

 

сетей

По

 

ито

-

гам

 2021 

года

 

этот

 

показатель

 

составил

 1,76 

тыс

км

.

— 

Какие

 

современные

 

решения

 

являются

 

клю

-

чевыми

 

для

 

реализации

 

принятой

 

стратегии

?

— 

К

 

современным

 

решениям

 

в

 

производстве

 

электрической

 

энергии

  (

мощности

можно

 

отнести

 

внедрение

 

энергоэффективных

 

парогазовых

 

тех

-

нологий

В

 

июне

 2021 

года

 

введен

 

в

 

эксплуатацию

 

первый

 

энергоблок

 

Белорусской

 

атомной

 

электро

-

станции

ввод

 

второго

 

энергоблока

 

запланирован

 

до

 

конца

 2022 

года

а

 

это

 

меняет

 

режимы

 

работы

 

других

 

генерирующих

 

источников

 

и

 

влечет

 

оптимизацию

 

со

-

става

 

их

 

оборудования

 

в

 

целях

 

снижения

 

затрат

 

на

 

производство

 

энергии

.

В

 

электросетевом

 

хозяйстве

к

 

примеру

совре

-

менные

 

решения

 

продиктованы

 

необходимостью

 

обеспечения

 

надежного

 

и

 

в

 

востребованных

 

объе

-

мах

 

электроснабжения

 

потребите

-

лей

особенно

 

в

 

период

 

неблаго

-

приятных

 

погодно

-

климатических

 

условий

стихийных

 

природных

 

явлений

 

и

 

процессов

 

и

 

с

 

учетом

 

наличия

 

общих

 

границ

 

просек

 

ВЛ

 

с

 

землями

 

лесного

 

фонда

.

В

 

частности

начиная

 

с

 2010 

года

 

энергоснабжающие

 

организации

 

осуществляют

 

планомерную

 

ра

-

боту

 

по

 

замене

 

неизолированно

-

го

 

провода

 

на

 

защищенный

 

про

-

вод

 

ВЛ

 10 

кВ

расположенных

 

на

 

просеках

граничащих

 

с

 

землями

 

лесного

 

фонда

Данная

 

мера

 

яв

-

ляется

 

перспективным

 

направ

-

лением

 

развития

 

электрических

 

сетей

 

этого

 

класса

 

напряжения

которое

 

уже

 

проверено

 

на

 

прак

-

тике

 

и

 

существенно

 

повысило

 

надежность

 

работы

 

ВЛ

особенно

 

в

 

период

 

не

-

благоприятных

 

погодно

-

климатических

 

условий

стихийных

 

природных

 

явлений

 

и

 

процессов

в

 

том

 

числе

 

в

 

сочетании

 

с

 

проводимой

 

совместно

 

с

 

лесо

-

хозяйственными

 

организациями

 

работой

 

по

 

рубке

 

в

 

полосах

 

леса

прилегающих

 

к

 

просекам

 

ВЛ

 10 

кВ

опасных

 

в

 

отношении

 

ВЛ

 

деревьев

.

Так

на

 

начало

 

мая

 2022 

года

 

в

 

ОЭС

 

Беларуси

 

доля

 

выполненных

 

защищенным

 

проводом

 

ВЛ

 10 

кВ

просеки

 

которых

 

граничат

 

с

 

землями

 

лесного

 

фонда

составила

 71% 

с

 

их

 

протяженностью

 8,5 

тыс

км

.

При

 

новом

 

строительстве

 

на

 

трех

 

ВЛ

 110 

кВ

 

и

 330 

кВ

 

применены

 

повышенные

 

опоры

 — 

высотой

 

более

 60 

метров

с

 

расположением

 

проводов

 

над

 

лесным

 

массивом

Общая

 

длина

 

этих

 

ЛЭП

 — 

около

 

30 

км

.

Однако

 

данное

 

техническое

 

решение

 

является

 

более

 

дорогостоящим

 

по

 

отношению

 

к

 

сооружению

 

ВЛ

 

на

 

типовых

 

опорах

 

с

 

расширением

 

просек

 

ВЛ

 

на

 

высоту

 

древесно

-

кустарниковой

 

растительности

 

в

 

каждую

 

сторону

 

от

 

проводов

 

ВЛ

.

В

 

кабельном

 

хозяйстве

 

принят

 

вектор

 

на

 

расши

-

рение

 

использования

 

при

 

новом

 

строительстве

 

и

 

ре

-

конструкции

 

КЛ

 

кабельной

 

продукции

 

с

 

изоляцией

 

из

 

сшитого

 

полиэтилена

 

пероксидной

 

сшивки

.

Во

 

вспомогательных

 

процессах

 

в

 

электросетевом

 

хозяйстве

обеспечивающих

 

основной

 

технологиче

-

ский

 

процесс

в

 

связи

 

с

 

существенным

 

развитием

 

аппаратных

 

и

 

программных

 

средств

 

систем

 

управ

-

ления

 

созданы

 

условия

 

для

 

более

 

широкого

 

приме

-

нения

 

технологий

 «

цифровая

 

подстанция

» 

и

 «

умная

 

сеть

». 

Одним

 

из

 

последних

 

таких

 

проектов

 

является

 

первая

 

в

 

республике

 

цифровая

 

подстанция

 330 

кВ

 

«

Могилев

», 

торжественное

 

открытие

 

которой

 

состо

-

ялось

 19 

ноября

 2021 

года

.

— 

Какие

 

ресурсы

 

и

 

в

 

каком

 

объеме

 

плани

-

руется

 

привлечь

 

для

 

достижения

 

намеченных

 

целей

?

— 

Программой

 

комплексной

 

модернизации

 

про

-

изводств

 

энергетической

 

сферы

 

на

 2021–2025 

годы

 

предусмотрено

 

преимущественное

 

направление

 

фи

-

ВЛ

 330 

кВ

 

Минск

 

Северная

 — 

Белорусская

 

АЭС

 

на

 

повышенных

 

опорах

 3 (72) 2022


background image

10

ГОСТЬ НОМЕРА

нансовых

 

средств

 

на

 

строительство

 

и

 

модернизацию

 

электрических

 

и

 

тепловых

 

сетей

 

с

 

учетом

 

уже

 

реали

-

зованных

 

двух

 

пятилетних

 

программ

приоритетами

 

в

 

которых

 

являлись

 

объекты

 

по

 

производству

 

элек

-

трической

 

и

 

тепловой

 

энергии

.

В

 

качестве

 

источников

 

финансирования

 

таких

 

ме

-

роприятий

 

предполагается

 

использовать

 

преимуще

-

ственно

 

собственные

 

средства

 

организаций

 (

аморти

-

зация

 

и

 

прибыль

 

при

 

ее

 

наличии

), 

заемные

 

средства

 

(

в

 

том

 

числе

 

кредиты

 

отечественных

 

и

 

иностранных

 

банков

планируется

 

привлекать

 

для

 

реализации

 

переходящих

 

проектов

по

 

которым

 

уже

 

заключены

 

кредитные

 

соглашения

.

Инвестиционные

 

проекты

 

по

 

развитию

 

объек

-

тов

 

инженерной

 

инфраструктуры

 

в

 

ОЭС

 

Беларуси

 

в

 

первую

 

очередь

 

реализуются

 

для

 

создания

 

бла

-

гоприятных

 

условий

 

проживания

 

граждан

развития

 

реального

 

сектора

 

и

 

сферы

 

услуг

 

регионов

финан

-

сируются

в

 

основном

за

 

счет

 

собственных

 

средств

 

энергоснабжающих

 

организаций

а

 

также

 

за

 

счет

 

бюджетных

 

средств

.

— 

Упомянутые

 

Вами

 

стратегические

 

направ

-

ления

 

и

 

методы

 

очень

 

схожи

 

с

 

аналогичны

-

ми

 

ориентирами

принятыми

 

в

 

России

а

 

также

 

в

 

крупных

 

энергосистемах

 

по

 

всему

 

миру

В

 

чем

 

основные

 

отличия

 «

белорусского

 

пути

»?

— 

В

 

технологическом

 

плане

 

весьма

 

сложно

 

вы

-

делить

 

какие

-

либо

 

основные

 

отличия

 «

белорусского

 

пути

», 

в

 

том

 

числе

 

в

 

принятых

 

стратегических

 

под

-

ходах

 

по

 

использованию

 

технологий

 

производства

 

электрической

 

энергии

 (

мощности

).

В

 

контексте

 

реализации

 

обязательств

 

в

 

мировой

 

климатической

 

повестке

 

Концепцией

 

энергетической

 

безопасности

 

для

 

всех

 

отраслей

 

экономики

 

опреде

-

лен

 

показатель

  «

отношение

 

объема

 

производства

 

(

добычи

первичной

 

энергии

 

из

 

возобновляемых

 

ис

-

точников

 

энергии

 

к

 

валовому

 

потреблению

 

топлив

-

но

-

энергетических

 

ресурсов

», 

который

 

к

 2030 

году

 

должен

 

составить

 8,0%.

При

 

этом

 

по

 

итогам

 2021 

года

 

Беларусь

 

уже

 

достиг

-

ла

 

выполнения

 

этого

 

показателя

он

 

составил

 8,0%.

К

 

примеру

в

 

электроэнергетике

 

по

 

итогам

 

2021 

года

 

при

 

доле

 

установленной

 

электрической

 

мощности

 

ВИЭ

 4,4% (489,1 

МВт

 

из

 11 232,8 

МВт

), 

производство

 

ими

 

электроэнергии

 

составило

 3,1% 

(1,3 

млрд

 

кВт

·

ч

 

из

 41,0 

млрд

 

кВт

·

ч

при

 

объеме

 

про

-

изводства

 

электроэнергии

 

первым

 

энергоблоком

 

Белорусской

 

АЭС

 14,2% (5,8 

млрд

 

кВт

·

ч

от

 

общего

 

объема

 

производства

 

электроэнергии

.

В

 

условиях

 

реализации

 

принятых

 

Республикой

 

Беларусь

 

обязательств

 

по

 

формированию

 

общих

 

электроэнергетических

 

рынков

 

в

 

рамках

 

таких

 

инте

-

грационных

 

объединений

как

 

ЕАЭС

 

и

 

Союзное

 

госу

-

дарство

предусматриваются

 

определенные

 

преоб

-

разования

 

действующей

 

системы

 

управления

 

ОЭС

 

Беларуси

 

для

 

обеспечения

 

функционирования

 

наци

-

онального

 

рынка

 

электрической

 

энергии

.

— 

Насколько

 

обострение

 

внешнеполитиче

-

ской

 

и

 

макроэкономической

 

ситуации

 

может

 

по

-

влиять

 

на

 

эти

 

планы

?

— 

В

 

настоящее

 

время

 

функционирование

 

ОЭС

 

Беларуси

 

осуществляется

 

в

 

штатном

 

режиме

прово

-

дится

 

подготовка

 

отрасли

 

к

 

работе

 

в

 

осенне

-

зимний

 

период

.

Значительное

 

внимание

 

в

 

текущих

 

условиях

 

уде

-

ляется

 

вопросам

 

импортозамещения

Так

ежегодно

 

Цифровая

 

подстанция

 330 

кВ

 «

Могилев

»


background image

11

разрабатываются

 

и

 

реализуются

 

соответствующие

 

планы

Принимая

 

во

 

внимание

что

 

для

 

системы

 

Минэнерго

 

производство

 

промышленных

 

и

 

потре

-

бительских

 

товаров

 

не

 

является

 

профильным

план

 

Минэнерго

 

по

 

импортозамещению

 

товаров

 

состоит

 

из

 

нескольких

 

десятков

 

товарных

 

позиций

произ

-

водимых

 8 

организациями

 

энергетической

газовой

 

и

 

торфяной

 

отраслей

.

Примерами

 

таких

 

товаров

 

для

 

нужд

 

энерге

-

тики

 

являются

 

контроллеры

 ULC-02 

для

 

исполь

-

зования

 

в

 

составе

 

автоматизированных

 

систем

 

управления

 

технологическими

 

процессами

  (

та

-

кими

как

 

уличное

 

освещение

системы

 

автома

-

тического

 

контроля

 

и

 

учета

 

электроэнергии

сиг

-

нализации

 

несанкционированного

 

доступа

 

на

 

технологические

 

объекты

 

и

 

другие

 

решения

), 

а

 

так

-

же

 

реклоузеры

 10 

кВ

 

КРУмАЭС

 

для

 

автоматизации

 

и

 

управления

 

электрическими

 

сетями

 

напряжением

 

6–10 

кВ

Отмечу

что

 

между

 

Минпромторгом

 

России

 

и

 

Мин

-

промом

 

Беларуси

 

создана

 

и

 

функционирует

 

рабо

-

чая

 

группа

 

по

 

импортозамещению

в

 

рамках

 

которой

 

между

 

Минпромторгом

 

России

 

и

 

Минэнерго

 

Белару

-

си

 

также

 

создана

 

отраслевая

 

подгруппа

 

по

 

импорто

-

замещению

 

в

 

сфере

 

машиностроения

 

для

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

.

В

 

настоящее

 

время

 

поступивший

 

от

 

Минпромтор

-

га

 

России

 

перечень

 

требуемой

 

к

 

поставке

 

продукции

 

прорабатывается

 

с

 

соответствующими

 

государствен

-

ными

 

органами

 

и

 

организациями

 

Беларуси

В

 

свою

 

очередь

аналогичный

 

перечень

сформированный

 

белорусской

 

стороной

направлен

 

российским

 

партне

-

рам

 

для

 

проработки

.

Таким

 

образом

в

 

сфере

 

импортозамещения

 

взаимодействие

 

белорусской

 

и

 

российской

 

сторон

 

должно

 

укрепляться

в

 

том

 

числе

 

за

 

счет

 

создания

 

совместных

 

производств

 

по

 

товарным

 

позициям

представляющим

 

взаимный

 

интерес

.

— 

Какие

 

виды

 

электротехнической

 

продукции

 

представляют

 

взаимный

 

интерес

 

в

 

рамках

 

такого

 

товарообмена

?

— 

Потребность

 

белорусских

 

энергетиков

 

в

 

электро

-

технической

 

продукции

 

предварительно

 

сформиро

-

вана

 

в

 

вышеуказанном

 

перечне

 

товарных

 

позиций

направленном

 

российской

 

стороне

и

 

включает

:

– 

силовые

 

трансформаторы

 

на

 

напряжение

 110 

кВ

измерительные

 

трансформаторы

 

тока

 

и

 

напряже

-

ния

 

на

 

напряжение

 10 

кВ

 

и

 110 

кВ

;

– 

выключатели

 

элегазовые

 

и

 

разъединители

 

на

 

на

-

пряжение

 110 

кВ

вакуумные

 

выключатели

 

на

 

на

-

пряжение

 10 

кВ

;

– 

ограничители

 

перенапряжения

 

на

 

напряжение

 

кВ

, 10 

кВ

 

и

 110 

кВ

;

– 

вводы

 

высоковольтные

 

на

 

напряжение

 110 

кВ

изоляторы

 

электрические

в

 

том

 

числе

 

для

 

разъ

-

единителей

 

на

 

напряжение

 110 

кВ

;

– 

ячейки

 

комплектных

 

распределительных

 

устройств

в

 

том

 

числе

 

наружной

 

установки

 (

КРУ

 

и

 

КРУН

);

– 

микропроцессорные

 

устройства

 

релейной

 

защи

-

ты

 

и

 

автоматики

в

 

том

 

числе

 

для

 

электросетевого

 

оборудования

 

напряжением

 220–750 

кВ

генера

-

торов

блоков

 

генератор

-

трансформаторов

.

Также

 

для

 

Минэнерго

 

Беларуси

 

имеет

 

опреде

-

ленный

 

интерес

 

сотрудничество

 

в

 

сфере

 

разработки

 

и

 

внедрения

 

систем

 

управления

 

ресурсами

 

предприя

-

тий

 

и

 

планирования

 

деятельности

 (ERP-

систем

).

В

 

свою

 

очередь

белорусские

 

предприятия

 

могут

 

предложить

 

широкий

 

спектр

 

продукции

 

для

 

россий

-

ских

 

энергетических

 

компаний

.

По

 

организациям

 

Минэнерго

 

Беларуси

 

сведения

 

о

 

продукции

 

для

 

электроэнергетики

 

также

 

размеще

-

ны

 

в

 

сети

 

Интернет

.

При

 

взаимной

 

торговле

 

между

 

субъектами

 

хозяй

-

ствования

 

Беларуси

 

и

 

России

 

видится

 

целесообраз

-

ным

 

рассмотреть

 

вопрос

 

введения

 

дополнительных

 

мер

 

поддержки

 

такой

 

торговли

 

в

 

рамках

 

Союзного

 

го

-

сударства

.

— 

Каков

 

опыт

 

Беларуси

 

в

 

направлении

 

разви

-

тия

 

цифровых

 

сервисов

 

для

 

потребителей

Воз

-

можно

 

ли

 

сотрудничество

 

между

 

нашими

 

страна

-

ми

 

в

 

этой

 

сфере

?

— 

В

 

Минэнерго

 

Беларуси

 

особое

 

внимание

 

уде

-

ляется

 

вопросам

 

информатизации

 

и

 

цифровой

 

трансформации

 

энергетической

газовой

 

и

 

торфяной

 

отраслей

Приоритетными

 

направлениями

 

развития

 

информационно

-

коммуникационных

 

технологий

ко

-

торые

 

определены

 

Стратегиями

 

информатизации

 

и

 

цифровой

 

трансформации

 

энергетической

газо

-

вой

 

и

 

торфяной

 

отраслей

 

на

 

период

 

до

 2025 

года

являются

:

– 

внедрение

 

автоматизации

 

основных

 

бизнес

-

про

-

цессов

;

– 

внедрение

 

автоматизированных

 

систем

 

управ

-

ления

 

технологическими

 

процессами

 

в

 

области

 

электро

-, 

тепло

и

 

газоснабжения

 (

АСУ

 

ТП

);

– 

внедрение

 

автоматизированных

 

систем

 

управле

-

ния

 

распределительными

 

электрическими

 

сетями

 

(

элемент

 

системы

 Smart Grid);

– 

внедрение

 

автоматизированных

 

систем

 

контроля

 

и

 

учета

 

энергоресурсов

  (

электрической

 

и

 

тепло

-

вой

 

энергии

природного

 

газа

);

– 

внедрение

 

цифровых

 

подстанций

 (

элемент

 

систе

-

мы

 Smart Grid);

– 

внедрение

 

электронных

 

услуг

 

в

 

области

 

электро

-, 

тепло

и

 

газоснабжения

 

потребителей

;

– 

внедрение

 

электронных

 

платежей

 

за

 

потреблен

-

ные

 

услуги

 

электро

-, 

тепло

и

 

газоснабжения

;

– 

внедрение

 

инструментов

 

информационной

 

без

-

опасности

 

и

 

защиты

 

персональных

 

данных

.

По

 

результатам

 

проведенного

 

в

 

республике

 

ис

-

следования

 

Минэнерго

 

получило

 

одну

 

из

 

самых

 

вы

-

соких

 

оценок

 

по

 

уровню

 

цифровизации

 

отрасли

.

В

 

целях

 

координации

 

деятельности

 

организаций

 

Минэнерго

 

при

 

внедрении

 

и

 

развитии

 

информаци

-

онно

-

коммуникационных

 

технологий

 

в

 

соответствии

 

с

 

вышеназванными

 

приоритетными

 

направле

-

ниями

 

планируется

 

создание

  «

офисов

 

цифрови

-

зации

».

В

 

сфере

 

электронных

 

услуг

 

проводится

 

опти

-

мизация

 

административных

 

процедур

 

в

 

целях

 

мак

-

 3 (72) 2022


background image

12

ГОСТЬ НОМЕРА

симального

 

соблюдения

 

принципа

  «

одно

 

окно

» 

с

 

последующей

 

их

 

цифровизацией

 

для

 

осущест

-

вления

 

посредством

 

единого

 

портала

 

электронных

 

услуг

.

Для

 

улучшения

 

качества

 

работы

 

с

 

населением

 

в

 

республике

 

внедрен

 

портал

 

рейтинговой

 

оценки

 

качества

 

оказания

 

услуг

 

и

 

административных

 

проце

-

дур

 

организациями

 

Республики

 

Беларусь

позволяю

-

щий

 

гражданам

 

доступным

 

способом

 

высказать

 

свое

 

мнение

 

о

 

качестве

 

их

 

обслуживания

 

государствен

-

ными

 

организациями

.

— 

Как

 

планируется

 

менять

 

подходы

 

к

 

вопро

-

сам

 

кибербезопасности

 

в

 

условиях

 

повышения

 

уровня

 

цифровизации

 

процессов

?

— 

В

 

организационном

 

плане

 

в

 

республике

 

сфор

-

мирована

 

правовая

 

база

регулирующая

 

порядок

 

обеспечения

 

кибербезопасности

 

и

 

информационной

 

безопасности

включая

 

создание

 

и

 

модернизацию

 

систем

 

безопасности

 

критически

 

важных

 

объектов

 

информатизации

 (

КВОИ

), 

в

 

том

 

числе

 

в

 

сфере

 

энер

-

гетики

.

В

 

частности

лицензируется

 

деятельность

 

по

 

технической

 

и

  (

или

криптографической

 

защите

 

ин

-

формации

осуществляется

 

сертификация

 

средств

 

защиты

 

информации

 

на

 

соответствие

 

требовани

-

ям

 

технического

 

регламента

 

Республики

 

Беларусь

 

«

Информационные

 

технологии

Средства

 

защи

-

ты

 

информации

Информационная

 

безопасность

» 

(

ТР

 2013/027/BY), 

утвержденного

 

постановлением

 

Совета

 

Министров

 

Республики

 

Беларусь

 

от

 15 

мая

  

2013 

года

 

 375.

Также

 

созданы

 

единая

 

республиканская

 

сеть

 

передачи

 

данных

 

и

 

республиканский

 

центр

 

обра

-

ботки

 

данных

предназначенный

 

для

 

размещения

 

программно

-

технических

 

средств

 

республиканской

 

платформы

 

для

 

оказания

 

услуг

 

с

 

использованием

 

технологий

 

облачных

 

вычислений

и

 

других

 

про

-

граммно

-

технических

 

средств

информационных

 

сис

-

тем

 (

ресурсов

государственных

 

органов

 

и

 

организа

-

ций

.

В

 

настоящее

 

время

 

на

 

отраслевом

 

уровне

 

про

-

рабатываются

 

отдельные

 

вопросы

 

по

 

импортозаме

-

щению

 

элементной

 

базы

используемой

 

при

 

циф

-

ровизации

 

бизнес

-

процессов

что

 

может

 

являться

 

предметом

 

диалога

 

между

 

белорусскими

 

и

 

россий

-

скими

 

энергетиками

 

в

 

целях

 

поиска

 

взаимовыгодных

 

направлений

 

сотрудничества

 

в

 

сфере

 

цифровизации

 

энергетической

 

отрасли

.

— 

Широкое

 

внедрение

 

современных

 

техно

-

логических

 

решений

 

потребует

 

развития

 

новых

 

компетенций

 

персонала

 

энергетических

 

компа

-

ний

Какие

 

шаги

 

предусматриваются

 

в

 

этом

 

на

-

правлении

?

— 

Обеспечение

 

отрасли

 

высококвалифицирован

-

ными

 

кадрами

 

является

 

приоритетной

 

задачей

так

 

как

 

от

 

этого

 

зависит

 

не

 

только

 

потребность

 

в

 

обес

-

печении

 

надежной

 

и

 

безаварийной

 

эксплуатации

 

существующего

 

технологического

 

оборудования

но

 

и

 

готовность

 

к

 

внедрению

 

инновационных

 

техниче

-

ских

 

решений

 

с

 

подготовкой

 

персонала

 

для

 

его

 

экс

-

плуатации

.

В

 

системе

 

Минэнерго

 

уделяется

 

значительное

 

внимание

 

реализации

 

молодежной

 

политики

 

как

 

ин

-

струмента

 

ротации

 

кадров

 

за

 

счет

 

омолаживания

 

и

 

прихода

 

перспективных

 

руководителей

.

К

 

примеру

при

 

численности

 

работающих

 

в

 

орга

-

низациях

 

Минэнерго

 

более

 84 

тысяч

 

человек

с

 

уче

-

том

 

газовой

 

и

 

торфяной

 

отраслей

осуществляется

 

ежегодное

 

трудоустройство

 

порядка

 

тысячи

 

вы

-

пускников

 

учреждений

 

высшего

среднего

 

специ

-

ального

 

и

 

профессионально

-

технического

 

образо

-

вания

.

В

 

этой

 

связи

 

как

 

Минэнерго

так

 

и

 

энергетиче

-

скими

 

компаниями

 

обеспечено

 

тесное

 

взаимодей

-

ствие

 

с

 

учебными

 

заведениями

подготавливаю

-

щими

 

специалистов

 

для

 

энергетической

 

отрасли

включая

 

ядерную

 

энергетику

.

Такое

 

взаимодействие

 

выражается

 

в

 

содей

-

ствии

 

развитию

 

учебной

 

базы

включая

 

учебные

 

лаборатории

 

и

 

полигоны

 

на

 

основе

 

рекоменда

-

ций

 

энергетических

 

компаний

Помимо

 

ранее

 

сло

-

жившейся

 

традиции

 

прохождения

 

студентами

 

практики

 

на

 

энергетическом

 

производстве

фор

-

мируются

 

новые

 

методы

 

взаимодействия

 

за

 

счет

 

выстраивания

 

так

 

называемой

 

кооперации

 

в

 

об

-

учающем

 

процессе

 

за

 

счет

 

предоставления

 

энер

-

гетиками

 

собственных

 

учебных

  (

тренировочных

полигонов

 

для

 

практической

 

подготовки

 

молодых

 

специалистов

.

Для

 

обучения

 

персонала

 

новым

 

компетенциям

 

используется

 

потенциал

 

соответствующих

 

учреж

-

дений

 

образования

 

и

 

учебных

 

центров

 

энергети

-

ческих

 

компаний

реализующих

 

образовательные

 

программы

 

повышения

 

квалификации

перепод

-

готовки

профессиональной

 

подготовки

 

рабочих

 

и

 

служащих

В

 2021 

году

 

по

 

таким

 

программам

 

прошли

 

обучение

 

более

 37% 

работающих

.

Обучение

 

новым

 

компетенциям

 

осуществляет

-

ся

 

и

 

без

 

отрыва

 

от

 

производства

к

 

таким

 

формам

 

обучения

 

также

 

относится

 

работа

 

с

 

кадрами

за

-

численными

 

в

 

резерв

 

на

 

руководящие

 

должности

семинары

 

и

 

другое

.

В

 

этой

 

области

 

также

 

реализуются

 

мероприятия

 

по

 

цифровизации

 

обучающего

 

процесса

К

 

примеру

филиалом

  «

Учебный

 

центр

» 

РУП

  «

Витебскэнерго

» 

разрабатывается

 IT-

продукт

 — «

электронный

 

пор

-

тал

» 

в

 

виде

 

корпоративной

 

базы

 

знаний

формируе

-

мой

 

как

 

за

 

счет

 

размещения

 

фонда

 

документальных

 

источников

 

информации

обучающих

 

программ

так

 

и

 

за

 

счет

 

создания

 

платформы

 

для

 

обмена

 

мнени

-

ями

 

и

 

наилучшими

 

практиками

то

 

есть

 «

мини

 

соци

-

альная

 

сеть

».

Значимым

 

в

 

обучении

 

новым

 

компетенциям

 

также

 

является

 

получение

 

и

 

обмен

 

знаниями

 

между

 

пред

-

ставителями

 

энергокомпаний

 

различных

 

государств

 

в

 

рамках

 

созданных

 

интеграционных

 

объединений

 

СНГ

 

и

 

ЕАЭС

а

 

это

 

деятельность

 

в

 

области

 

техни

-

ческого

 

нормирования

 

и

 

стандартизации

междуна

-

родные

 

соревнования

 

профессионального

 

мастер

-

ства

деятельность

 

в

 

различных

 

комитетах

 

и

 

рабочих

 


background image

13

группах

 

по

 

подготовке

 

документов

 

по

 

обеспечению

 

параллельной

 

работы

 

энергетических

 

систем

 

госу

-

дарств

-

членов

 

интеграционных

 

объединений

а

 

так

-

же

 

по

 

формированию

 

общих

 

электроэнергетических

 

рынков

.

Ну

 

и

 

конечно

помимо

 

обучения

является

 

важ

-

ным

 

сохранение

 

кадров

 

в

 

системе

В

 

качестве

 

ядра

 

системы

 

мотивации

 

выступает

 

поддержание

 

здо

-

ровых

 

условий

 

труда

 

и

 

дружественной

 

атмосферы

 

в

 

коллективах

 

энергокомпаний

достойного

 

уров

-

ня

 

заработной

 

платы

обеспечение

 

социальных

 

гарантий

.

— 

Очевидно

что

 

для

 

реализации

 

поставлен

-

ных

 

задач

 

требуется

 

подготовка

 

большого

 

числа

 

законодательных

 

и

 

нормативных

 

актов

Каким

 

образом

 

Министерство

 

энергетики

 

Республики

 

Беларусь

 

планирует

 

дальнейшую

 

законотворче

-

скую

 

и

 

нормотворческую

 

деятельность

 

в

 

этом

 

на

-

правлении

?

— 

Концепцией

 

энергетической

 

безопасности

Кон

-

цепцией

 

развития

 

электрогенерирующих

 

мощностей

 

и

 

электрических

 

сетей

 

на

 

период

 

до

 2030 

года

Про

-

граммой

 

комплексной

 

модернизации

 

производств

 

энергетической

 

сферы

 

на

 2021–2025 

годы

 

определе

-

ны

 

общие

 

подходы

 

по

 

среднесрочному

 

и

 

долгосроч

-

ному

 

планированию

 

нормотворческой

 

деятельности

 

Минэнерго

.

Такие

 

подходы

 

принимались

в

 

том

 

числе

с

 

уче

-

том

 

планов

 

подготовки

 

в

 

рамках

 

ЕАЭС

 

проектов

 

актов

направленных

 

на

 

формирование

 

и

 

функцио

-

нирование

 

общего

 

электроэнергетического

 

рынка

 

Евразийского

 

экономического

 

союза

.

В

 

рамках

 

совершенствования

 

законодательства

 

по

 

регулированию

 

отношений

 

в

 

энергетической

 

сфере

 

Министерством

 

энергетики

 

проводится

 

сис

-

темная

 

работа

 

по

 

подготовке

 

нормативных

 

право

-

вых

 

актов

в

 

том

 

числе

 

направленных

 

на

 

создание

 

в

 

республике

 

конкурентного

 

товарного

 

рынка

 

элек

-

трической

 

энергии

Так

в

 2020–2021 

годы

 

принято

 

более

 25 

подготовленных

 

Минэнерго

 

нормативных

 

документов

.

В

 

заключение

 

хотела

 

бы

 

поблагодарить

 

Ваше

 

издание

 

за

 

проявленный

 

интерес

 

к

 

белорусским

 

энергетикам

так

 

как

 

в

 

условиях

 

интенсификации

 

процессов

 

формирования

 

Союзного

 

государства

 

Беларуси

 

и

 

России

 

для

 

Министерства

 

энергети

-

ки

 

Республики

 

Беларусь

 

является

 

важной

 

задача

 

своевременного

 

доведения

 

до

 

сведения

 

широкого

 

круга

 

заинтересованных

 

лиц

включая

 

российских

 

энергетиков

актуальной

 

и

 

объективной

 

информа

-

ции

 

об

 

основных

 

направлениях

 

развития

 

белорус

-

ской

 

энергетической

 

отрасли

в

 

том

 

числе

 

в

 

усло

-

виях

 

развития

 

рыночных

 

конкурентных

 

отношений

.

— 

Большое

 

Вам

 

спасибо

 

за

 

интервью

Со

 

своей

 

стороны

журнал

 «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Пе

-

редача

 

и

 

распределение

» 

также

 

поддерживает

 

укрепление

 

отношений

 

между

 

нашими

 

страна

-

ми

.

 

Беседовала

 

Екатерина

 

Гусева

Обслуживание

 

персоналом

 

объекта

 

электросетевой

 

инфраструктуры

 3 (72) 2022


Оригинал статьи: Россия и Беларусь — общий вектор энергетического развития

Читать онлайн

В Республике Беларусь на сегодняшний день утверждена Концепция развития электрогенерирующих мощностей и электрических сетей на период до 2030 года. Этот стратегический документ предусматривает существенное развитие и модернизацию распределительных электрических сетей и их техническое перевооружение, которые должны осуществляться на современных принципах и современной элементной базе. О реализуемых в этой связи масштабных проектах развития и модернизации электроэнергетической системы, основных направлениях сотрудничества между Россией и Беларусью для укрепления общего экономического пространства и энергетической безопасности мы беседуем с заместителем Министра энергетики Республики Беларусь Ольгой ПРУДНИКОВОЙ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(78), май-июнь 2023

Ранговый анализ и ансамблевая модель машинного обучения для прогнозирования нагрузок в узлах центральной энергосистемы Монголии

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Мировой опыт
Русина А.Г. Осгонбаатар Т. Матренин П.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»