Многие изобретения и технические новинки появились в нашей жизни благодаря военным разработкам. Консервированные продукты, лента-скотч, «скорая помощь», навигаторы и многое другое — все это изначально разрабатывалось для нужд вооруженных сил. Применительно к энергетике можно говорить о переходе «на гражданку» целого направления — подготовки специалистов в области электроэнергетики и электротехники. Первыми образовательными учреждениями, готовившими таких специалистов, стали (еще в середине позапрошлого века) учебные команды и военные училища. Военными же разрабатывались и первые учебные пособия.
Тульский В.Н., к.т.н., доцент, директор Института электроэнергетики ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Абдулхаликов З.Р., студент ИЭЭ ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Товпеко В.С., студентка ИЭЭ ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Военные очень быстро оценили возможности электрической искры в качестве воспламенителя пороха. Первый практический опыт воспламенения заряда током от гальванической батареи произошел в 1822 году. Один из ведущих исследователей своего времени, действительный статский советник барон Павел Шиллинг во время похода против поляков использовал гальванизм для подрыва подводных мин. Опыт оказался успешным и заинтересовал известного военного инженера, генераладъютанта Карла Шильдера, который на тот момент являлся начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском и искал эффективный способ воспламенения подземных мин.
Технически электродетонатор конструкции Шиллинга представлял собой Вольтов столб, состоящий из квадратных медных и цинковых пластинок. Проводники изготавливались из тонкой проволоки в изоляции из просмоленной шелковой и пеньковой нити. Две изолированные таким образом проволоки сплетались в один общий шнур, а их концы снабжались медными наконечниками для удобного прикладывания к батарее.
23 апреля 1828 года Шиллинг получил директиву генерального инспектора саперных войск, предписывающую ему продолжить исследования гальванических батарей и совершенствование детонаторов. В 1832 году работа гальванического детонатора была продемонстрирована императору Николаю I и генерал-инспектору инженеров, великому князю Михаилу Павловичу.
Изобретение было удостоено августейшего одобрения, исследования продолжились. В 1834 году был успешно проведен опыт с подводной миной, в декабре 1838 года по указу Николая I была создана мастерская для производства изолированных проводов, а в 1839 году — сформирован Комитет о подводных опытах.
ПЕРВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Развитие нового направления требовало и появления новых специалистов. Тогда и были заложены основы отечественного электротехнического образования — появились первые в мире специальные учебные заведения, сыгравшие значительную роль в развитии российской электротехники.
Первыми российскими гальванистами стали служащие лейбгвардии саперного батальона, сформированного по указу императора Александра I от 27 декабря 1812 года. В 1814 году подразделение было окончательно сформировано, а в 1818 году началось обучение нижних чинов саперному делу, а также чтению, письму и арифметике. В этом же году были утверждены положения о саперных школах.
К 1840 году гальванический способ зажигания мин доказал свое неоспоримое преимущество над всеми известными на тот момент методами детонации зарядов. Впечатлившись данной технологией, генерал Витовтов предложил ввести ее во всех саперных батальонах. В итоге 16 января 1840 года была сформирована особая учебная команда лейб-гвардии при саперном батальоне для теоретического обучения гальванизму и способам применения его в военном деле.
ПЕРВЫЙ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Для преподавания теории гальванизма был приглашен академик Борис Якоби. Кроме того, Борису Семеновичу было поручено проектирование и изготовление всех необходимых принадлежностей, а также руководство опытами. Он разработал улучшенные гальванические батареи и новую конструкцию минных запалов. Якоби же предложил использовать для изоляции проводов каучук и резину, а также создал прибор для измерения сопротивления проводников и изоляции. В это время мастерская Петропавловской крепости стала первым производственным и научно-техническим центром отечественной электротехники.
Годом позже первые выпускники курса, прошедшие обучение в команде, вернулись в батальон. Таким образом, в подразделении появились опытные гальванеры, снабженные всем необходимым оборудованием, произведенным в мастерской Петропавловской крепости. А взамен окончивших обучение в команду поступили новые курсанты.
Опыт лейб-гвардии саперного батальона был распространен и на другие воинские подразделения — свои учебные команды появились при штабах саперных бригад и генеральского саперного батальона. В 1844 году рядовые саперы были разделены на три класса в зависимости от их технических успехов. А в 1847 году гальванисты появились и на флоте — команда Морского ведомства обучалась вместе с лейб-гвардией под руководством Якоби и снабжалась всеми необходимыми принадлежностями.
К 1848 году численность учащихся заметно увеличилась. Соответственно, возникла необходимость в расширении учебных площадей и преподавательского состава. Были оборудованы новые помещения, а в помощь академику Якоби назначены репетиторы.
В итоге к началу 1850–х годов вооруженные силы Российской Империи располагали отлично выстроенной системой обучения саперов-гальванистов. Эффективность обучения была подтверждена признанием и на международном уровне. В 1854 году британская газета «Таймс» писала о превосходстве русской минной техники и профессионализме саперов.
ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

С началом работы учебных команд возникла необходимость в методических материалах для курсантов. По приказу генерал-майора Витовтова было составлено описание употреблявшихся в то время гальванических приборов, а также их действий и управления ими с изменением исследованных до того времени случаев военного применения гальванизма. А в 1859 году было издано и первое отечественное пособие по электротехнике — «Руководство для действия гальваническими приборами и принадлежностями».
Учебник объемом в 350 страниц содержал пять разделов, охватывающих исторические, организационные и технические аспекты применения электричества в военном деле. В нем описывались источники тока, угольные и платиновые запалы, соединительная арматура, подводные мины. Подробно освещались рекомендации по применению гальванического способа воспламенения пороха, технология изготовления, прокладки и эксплуатации проводов, а также типичные сценарии использования гальванических мин (при атаке и обороне крепостей, форватеров, рейдов или части берега; при действиях в полевых условиях). В конце «Руководства» были приведены 30 контрольных вопросов для самопроверки.
Именно эта книга стала первым в мире пособием по практической электротехнике, положившем начало развитию электроэнергетического образования в нашей стране.