Опыт производства ремонтных работ под напряжением на воздушных линиях электропередачи сверхвысокого напряжения




Page 1


background image







Page 2


background image

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

путешествие в прошлое

Опыт производства 
ремонтных работ под 
напряжением на воздушных 
линиях электропередачи 
сверхвысокого напряжения

Арбузов

 

Р

.

С

.,

к.т.н., главный инженер 

АО «Электросетьсервис 

ЕНЭС»

Батраков

 

А

.

М

.,

советник генерального 

директора

ООО «ИЦ ОРГРЭС»

Овсянников

 

А

.

Г

.,

д.т.н., главный специа-

лист АО «Электро-

сетьсервис ЕНЭС» 

Подкин

 

С

.

А

.,

начальник службы 

обслуживания и ремон-

та ВЛ АО «Элек тро-

сетьсервис ЕНЭС»

Фролкин

 

Е

.

Н

.,

к.т.н., генеральный 

директор АО «Элек тро-

сетьсервис ЕНЭС»

О

сновными элементами связи при объединении энергосис-

тем  являются  воздушные  линии  электропередачи  (ВЛ) 

высших  классов  напряжения.  Потребность  в  обслужи-

вании и ремонте этих ВЛ без отключения объективно су-

ществует всегда, а в ряде случаев выглядит абсолютно безальтер-

нативной. Производство ремонтных работ под напряжением (ПРН) 

в России практиковалось в течение десятков лет, а расцвет пришел-

ся на 1989 год: 

 

– состоялся выпуск базового для ПРН ГОСТа 28259-89 [1]; 

 

– за освоение методов ПРН группе энергетиков присуж дена пре-

мия Совета Министров СССР; 

 

– по  предложению  ИК-38  СИГРЭ  в  Кокчетаве  был  проведен 

круглый  стол,  посвященный  эксплуатации  первой  в  мире  ВЛ 

1150 кВ. В форуме приняли участие 70 советских и 20 зарубеж-

ных  специалистов,  которым  была  продемонстрирована  техно-

логия  выхода  электромонтера-ре монтника  на  среднюю  фазу 

в окне промежуточной опоры работающей ВЛ 1150 кВ. Это был 

рекорд, поставленный линейщиками ПО ДЭП. 

К сожалению, в 1990-е годы интерес к ПРН почти пропал из-за об-

щего кризиса в стране и в энергетике. В XXI веке интерес к ПРН снова 

стал возрождаться. С 2007 года Россия стала работать на регулярной 

основе в 78-м Техническом Комитете МЭК «Работы под напряжени-

ем» [2], а в 2011 году принимала пленарное заседание комитета в Ве-

ликом Новгороде (рисунок 1). 

Рис

. 1. 

Участники

 

пленарного

 

заседания

 

ТК

 78 

МЭК

 (

Великий

 

Новгород

, 2011 

г

.)







Page 3


background image

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

В ТК 78 работают 5 рабочих групп и в двух из них 

работают  представители  России.  Тематика  охваты-

вает  практически  все  вопросы  ПРН,  а  обеспечению 

электробезопасности  посвящен  базовый  стандарт 

МЭК  61472  (3-е  изд.  2012  г.)  по  определению  мини-

мальных расстояний приближения на ВЛ 72 — 800 кВ. 

Заметим, что в 2020 году эксперты ТК 78 решили 

создать аналогичный стандарт для ВЛ средних клас-

сов  напряжения  1–72  кВ.  Наверное,  с  учетом  под-

нятых вопросов о ПРН в таких сетях [3] необходимо 

включаться в процесс подготовки необходимых нор-

мативных документов.

Центральной  проблемой  при  ПРН  была  и  оста-

ется  проблема  обеспечения  безопасности  персо-

нала.  В  обеспечении  безопасности  ПРН  выделяют 

несколько  вопросов.  Первый  вопрос  —  разработка 

безопасных  технологий  и  надежной  оснастки  для 

ПРН. Большой вклад в решение этого вопроса внес-

ли коллективы ОРГРЭС, ПО ДЭП, СибНИИЭ и дру-

гих  организаций,  а  также  ведущие  специалисты: 

И.Г. Барг, С.В. Полевой, В.Ф. Кузин, В.А. Сибирцев, 

Н.М. Коробков, В.С. Голиков, П.Н. Волков и др. Спе-

циальная профессиональная подготовка персонала 

для  ПРН  проводилась  в  учебных  центрах  Украины 

(Винницаэнерго)  и  России  (Белый  Раст),  а  также 

непосредственно  в  предприятиях  Магистральных 

Электрических Сетей. В филиалах ПАО «ФСК ЕЭС» 

МЭС  Западной  Сибири,  Волги,  Юга,  Центра,  Севе-

ро-Запада и в АО «Электросетьсервис ЕНЭС» были 

обучены и оснащены комплектами для работ под на-

пряжением по 2 бригады; в МЭС Сибири — 4 брига-

ды, в МЭС Урала и Востока — по одной бригаде. 

Второй вопрос связан с защитой ремонтного пер-

сонала  от  воздействия  электрических  и  магнитных 

полей  (ЭП  и  МП)  промышленной  частоты,  токов 

смещения,  коронных  разрядов  и  генерируемых  ими 

электромагнитного  излучения, озона и окислов азота, 

аэро ио нов и др. Разработка средств индивидуальной 

и коллективной защиты от воздействия электрических 

полей,  а  также  документов  по  санитарно-гигиениче-

ской регламентации ПРН проводилась многими орга-

низациями и специалистами (В.В. Смекалов, Б.М. Са-

вин,  Н.Б.  Рубцова,  А.Ю.  Токарский,  Э.П.  Каскевич, 

Г.Ф. Плеханов и др.).

Третий вопрос связан с исключением перекрытий 

воздушных промежутков в зоне ПРН не только при 

номинальном напряжении ремонтируемой линии, но 

и при случайных коммутационных перенапряжениях. 

Указанную  проблему  решают  адекватным  выбором 

минимальных изоляционных расстояний в зоне ПРН 

и, при необходимости, введением защитного искро-

вого промежутка или подвесного нелинейного огра-

ничителя перенапряжений [4].

Указанные вопросы были в той или иной мере от-

ражены  в  нормативных  документах  (государствен-

ные стандарты, методические указания, санитарные 

нормы  и  правила,  инструкции)  и  в  книгах  «Ремонт 

электроустановок  под  напряжением»  (Е.И.  Удод), 

«Технологические карты производства работ под на-

пряжением на ВЛ 220–750 кВ» (под ред. Е.И. Удода), 

«Ремонт воздушных линий электропередачи под на-

пряжением»  (И.Г.  Барг,  С.В.  Полевой),  «Технологи-

ческие  карты  по  ремонту  ВЛ  35–500  кВ»  (под  ред. 

И.Г. Барга). Осве щение новых технологий ПРН и но-

вое понимание некоторых проблем было дано в мо-

нографии [5], но из-за малого тиража книга осталась 

недоступной для широкого круга читателей. В данной 

статье  мы  ограничимся  некоторыми  заимствования-

ми по новым в те времена технологиям ПРН.

ЗАМЕНА

 

ГРОЗОЗАЩИТНОГО

 

ТРОСА

Замена  старого  ГТ  на  новый  обычный  трос  или  на 

трос со встроенным оптоволоконным кабелем (ОКГТ) 

актуальна. Во-первых, старые ГТ подверглись силь-

ному коррозионному износу, и их состояние оставля-

ет сомнение в надежности. Во-вторых, для развития 

технических средств связи имеется большая потреб-

ность в прокладке ОКГТ. 

В  традиционных  технологиях  замена  ГТ  выпол-

няется на отключенных ВЛ. На время работ отклю-

чаются также и все пересекаемые ВЛ более низких 

классов  напряжения.  Для  выполнения  работ  тре-

буются  трудные  согласования  с  собственниками 

пересекаемых  линий  и  с  Системным  Оператором, 

а финансовые издержки в этих случаях бывают на-

столько  большими,  что  ставят  под  сомнение  саму 

целесообразность выполнения работы. В таких слу-

чаях наиболее привлекательным является ПРН. Для 

реализации  ПРН  за  рубежом  применяются  тягово-

тормозные комплексы, позволяющие выполнять за-

мену старого ГТ под тяжением. 

В  конце  2006  года  бригадой  «Электросетьсер-

виса» была проведена пробная замена ГТ на двух-

цепной ВЛ 220 кВ под напряжением [6]. В качестве 

лидера использовался старый ГТ, а для его протяж-

ки использовались тягово-тормозные (реверсивные) 

машины AFC  400  итальянской  фирмы Tesmec.  Ма-

шины  обеспечивали  автоматическое  поддержание 

усилий натяжения при протяжке грозотроса с приме-

нением радиоуправления. 

Оригинально  и  эффективно  бы ла  решена  про-

блема  оборванных  проволок  верхнего  повива  на 

заменяемом  ГТ:  перед  протяжкой  он  обматывался 

армированным  скотчем  специальным  механизмом, 

который перемещался в пролете по ГТ при помощи 

изолирующих канатов или при помощи радиоуправ-

ляемого мотобуксира. Для защиты пересекаемых ВЛ 

от падения заменяемого или нового грозотроса над 

ними  на  время  ПРН  была  приспособлена  сетка  из 

изоляционных  материалов.  Сетка  устанавливалась 

под  заменяемым  грозотросом  на  проводах  ремон-

тируемой  ВЛ  с  помощью  полимерных  изоляторов 

и могла перемещаться канатами от опоры в пролет 

ремонтируемой  линии.  В  2008  году  по  разработан-

ной технологии проведено несколько работ по заме-

не ГТ на ОКГТ на ВЛ 220 кВ с общим объемом около 

100 км. В число объектов вошел переход ВЛ 220 кВ 

через реку Оку.

Сравнивая  российскую  технологию  замены  ГТ 

с  зарубежными,  легко  заметить,  что  последние  бо-

лее трудоемкие. В них предусмат ривается навеши-

вание роликовой линии на старом ГТ повсеместно, 

протяжка по этой роликовой линии нового ОКГТ с по-

мощью  изолированных  канатов,  переворот  старого 

и нового тросов и вытягивание старого ГТ также с по-

мощью изолированных канатов. 

 3 (66) 2021







Page 4


background image

156

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

ЗАМЕНА

 

ТРОСОСТОЕК

Некоторые  районы  Поволжья  выде-

ляются  сочетанием  неблагоприят-

ных метеорологических явлений: ве-

тром, низкими температурами зимой, 

резкими  перепадами  температур 

и  образованием  гололеда  в  весен-

ний  и  осенний  периоды  года.  Осо-

бенно тяжелые климатические усло-

вия сложились на трассе ВЛ 500 кВ 

ПС «Азот» — ПС «Бугульма». Нали-

пание снега и ветер приводили к про-

висанию  и  пляске  грозозащитного 

троса  и  коротким  замыканиям  на 

провода ВЛ, наблюдались и повреж-

дения траверс. Чтобы снизить веро-

ятность замыканий при пляске троса, 

его желательно было сместить к цен-

тру опоры, а чтобы при этом сохра-

нить  требуемый  угол  грозозащиты, 

трос  надо  было  приподнять.  Поэто-

му было принято решение произвести замену старых 

тросостоек на новые — более мощные, более высо-

кие и смещенные к центру траверсы опоры. 

Учитывая важность данной ВЛ для обеспечения 

устойчивости  объединенной  энергосистемы,  за-

мену  тросостоек  проводили  на  работающей  линии. 

Для  подъема  тяжелой  (более  300  кг)  новой  тросо-

стойки  на  траверсу  опоры  ВЛ  была  разработана 

Г-образная  консоль  с  закрепленным  на  ее  конце 

блоком. После монтажа консоли на траверсе опоры 

производился подъем новой тросостойки и тяжей до 

траверсы с использованием автомобиля в качестве 

тягового механизма. Затем груз перецеплялся на по-

лиспаст, и дальнейший подъем над траверсой про-

изводился с его помощью. В заключительной стадии 

этой части работы новая стойка поворачивалась на 

консоли  в  нужное  положение  и  монтировалась  на 

траверсе.  Траектория  подъема  новой  тросостойки 

и тяжей была той же, что и при подъеме частей кон-

соли, — вдоль стойки опоры. Немаловажными были 

требования  о  порядке  наложения  временных  за-

землений на грозозащитный трос и перемещаемые 

конструкции,  потому  что  наведенные  от  проводов 

потенциалы на них представляли очевидную угрозу 

безопасности  ремонтного  персонала.  После  монта-

жа новой стойки и тяжей проводилась одна из самых 

ответственных  операций  —  перевод  полиспастом 

грозозащитного троса со старой на новую стойку (ри-

сунок 2).

В  итоге  на  указанной  ВЛ  была  проведена  рекон-

струкция участка общей длиной более 200 км. Общий 

вид опоры ВЛ с новыми стойками приведен на рисун-

ке 3 слева. На фотографии видны и новые, и старые 

тросостойки. На последнем этапе старые стойки сре-

зались  и  спускались  на  землю  также  вдоль  стойки 

опоры (рисунок  3, справа). 

Еще  одно  новшество  было  применено  на  мо-

дернизированном  участке  ВЛ.  На  грозозащитных 

тросах  помимо  гасителей  вибрации  были  смонти-

рованы ограничители гололедообразования и коле-

Рис

. 2. 

Монтаж

 

полиспаста

 

для

 

перевода

 

грозотроса

 

со

 

старой

 

стойки

 

на

 

новую

Рис

. 3. 

Опора

 

ВЛ

 500 

кВ

 

с

 

новыми

 

тросостойками

 

и

 

демонтаж

 

старых

 

тросостоек

ПУТЕШЕСТВИЕ 

В ПРОШЛОЕ







Page 5


background image

157

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

7

7

7

7

7

7

7

7

баний  типа  ОГК,  затрудняющие 

поворот троса при ассимметрич-

ном налипании на его поверхно-

сти  снега  и  льда.  Конструкция  и  места  размеще-

ния  их  в  пролетах  были  рекомендованы  фирмой

ОРГРЭС.  Устройства  монтировались  с  помощью 

монтерской  тележки  (рисунок  4),  спроектирован-

ной специально для перемещения по тросу ВЛ. 

МОНТАЖ

 

ОГРАНИЧИТЕЛЕЙ

 

ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ

Еще  одной  новой  технологией  ПРН  была  установка 

подвесных  оксидно-цинковых  ограничителей  пере-

напряжения (ОПН) на ВЛ 220 кВ (в габаритах 500 кВ) 

Цент раль ная — Дагомыс в 2007–2008 годах. ВЛ про-

ходила  по  горной  местности  Сочинского  региона 

в районах с большим количеством гроз и частыми 

гололедными  явлениями.  На  линии  имели  место 

технологические отказы и аварии, связанные с об-

разованием гололедных отложений на грозозащит-

ных тросах, которые располагались прямо над про-

водами крайних фаз и при образовании гололедных 

отложений  приближались  к  проводам.  Ситуация 

стала нетерпимой в преддверии зимних Олимпий-

ских игр в Сочи. По проекту реконструкции, который 

был  разработан  филиалом  ОАО  «НТЦ  электро-

энергетики»  —  СибНИИЭ,  предусматривался  де-

монтаж грозозащитых тросов на участке ВЛ с 89 по 

348 опоры с установкой линейных (подвесных) ОПН 

для защиты изоляции ВЛ от грозовых перенапряже-

ний. Обоснование грозозащиты ВЛ предусматрива-

ло определение схемы (мест) установки линейных 

ОПН  на  линии  и  определение  требований  к  энер-

гоемкости и другим параметрам аппаратов. С этой 

целью  были  проведены  численные  исследования 

характеристик  грозопоражаемости  ВЛ,  а  также 

расчеты токовых и энергетических воздействий на 

ОПН при ударах молнии в линию. 

Необходимо  отметить,  что  эксплуатация  ОПН 

впервые была реализована на ВЛ с демонтирован-

ными  грозозащитными  тросами.  Обычно  ОПН  ра-

ботают  в  сочетании  с  тросовой  защитой,  которая 

в  определенной  степени  облегчает  нагрузки  на  ли-

нейные ОПН [7]. В данном случае требования к ха-

рактеристикам  ОПН,  особенно  в  части  рассеивае-

мой ими энергии, были достаточно жесткими. К тем 

же следствиям приводило и то обстоятельство, что 

ОПН  включался  непосредственно  между  проводом 

и стойкой опоры, то есть без искрового промежутка. 

Как следствие, ОПН должен был выдерживать, кро-

ме  атмосферных,  и  коммутационные  перенапряже-

ния, и неограниченное по длительности воздействие 

рабочего напряжения.

Монтаж 639 аппаратов ОПН 500 кВ с полимерной 

оболочкой  производства  фирмы  Siemens  произво-

дился на ВЛ, построенной в габаритах 500 кВ, но ра-

ботавшей под напряжением 220 кВ (рисунок 5). 

Первичная сборка аппаратов производилась на 

земле. Подготовительные операции были обычны-

ми для всех видов ПРН и включали оценку метео-

рологической обстановки, проверки изоляционных 

расстояний  по  воздуху  в  зоне  ПРН,  визуальную 

оценку технического состояния изолирующей под-

вески проводов, проверку изолирующих приспособ-

лений  и  инструментов,  экранирующих  комплектов 

и т.д. Затем осуществлялся монтаж оснастки с под-

веской  монтерского  сиденья.  После  опробования 

схемы  транспортировки  производилось  подтяги-

вание сиденья с монтером к узлу подвески прово-

да. Особое внимание уделялось порядку монтажа 

ОПН.  На  некотором  расстоянии  от  поддерживаю-

щего  или  натяжного  зажима  монтер  закреплял  на 

проводах зажим для подвески ОПН и блок для его 

подъема.  ОПН  с  помощью  изолирующих  канатов 

и тягового механизма приподнимали на высоту по-

рядка 10 метров и присоединяли его заземляющий 

спуск к стойке опоры. После этого ОПН поднимали 

до касания провода и выдерживали у провода не-

которое время, после чего верховой электромонтер 

приближался  к  месту  подвески  ОПН  и  закреплял 

его к зажиму (рисунок 6).

Рис

. 4. 

Монтаж

 

ОГК

Рис

. 5. 

Подвесные

 

ОПН

монтируемые

 

на

 

проводах

 

ВЛ

 3 (66) 2021







Page 6


background image

158

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

5

5

8

8

8

8

8

8

8

8

Позднее (в 2012 году) с учетом положительного 

эффекта  от  первого  внедрения  на  другой  работа-

ющей ВЛ 220 кВ Адлерская ТЭЦ — Дагомыс были 

смонтированы 418 аналогичных аппа ратов. 

АВАРИЙНО

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ

 

РАБОТА

 

НА

 

ВЛ

 750 

кВ

В  2004  году  на  ВЛ  750  кВ  Курская  АЭС  —  Метал-

лургическая из-за обрыва серьги крепления одного 

из  четырех  проводов  к  коромыслу  поддерживаю-

щего зажима произошло падение и зависание про-

вода на дистанционных распорках. Отключение ВЛ 

для  устранения  обрыва  было  невозможно  по  усло-

виям  режима  работы  электрической  сети.  Специ-

алисты «Электросетьсервиса» оперативно оценили 

ситуацию  и  разработали  технологию,  позволившую 

выполнить  закрепление  упавшего  провода  под  на-

пряжением. Для доставки электромонтера к поддер-

живающему  зажиму  была  применена  классическая 

схема  доставки  «маятник».  При  помощи  изолирую-

щих канатов упавший провод был подхвачен крюком, 

закрепленным  к  подвижной  системе  полиспаста. 

Бригадной  автомашиной  провод  был  поднят  к  под-

держивающему  зажиму,  и  электромонтер,  находив-

шийся в монтерском стуле, выполнил подвеску про-

вода к коромыслу поддерживающего зажима.

МОНТАЖ

 

МЕЖФАЗНЫХ

ИЗОЛИРУЮЩИХ

 

РАСПОРОК

В длинных пролетах ВЛ, имеющих место при пере-

сечении рек, водоемов или других преград, периоди-

чески возникают несинхронные ветровые колебания 

и  пляска  проводов  ВЛ.  При  случайном  сближении 

проводов возникают пробои межфазных воздушных 

промежутков.  Для  предотвращения  таких  случаев 

наиболее  эффективным  мероприятием  является 

монтаж межфазных изолирующих распорок. 

В 2005 году на ВЛ 500 кВ Арзамазская — Южная 

и  Владимир  —  Радуга  наблюдалась  сильная  пля-

ска  проводов,  при  которой  линии  неоднократно  от-

ключались,  происходило  забрасывание  шлейфов 

на траверсу и даже обрывы шлейфов. Для гашения 

пляски  было  решено  установить  межфазовые  рас-

порки  РМИ-500  производства  ОАО  «Энергия-21».

Специалистами «Электросетьсервиса» была разра-

ботана  технология  монтажа  межфазовых  полимер-

ных распорок под напряжением с монтерских теле-

жек,  которые  перемещались  по  проводам  к  месту 

установки распорок (рисунок 7).

Работа была успешно выполнена в 2006 году. На 

обеих ВЛ 500 кВ под напряжением было установле-

но 20 межфазовых изолирующих распорок.

СЛОЖНЫЙ

 

РЕМОНТ

 

ПРОВОДОВ

НА

 

ВЛ

 500 

кВ

В  2007  году  на  ВЛ  500  кВ  ПС  «Холмогорская»  — 

ПС  «Тарко-Сале»  произошел  обрыв  провода  из-за 

повреждения провода в процессе монтажа. Внепла-

новый осмотр выявил большое количество таких по-

вреждений провода. 

Учитывая сложности с отключением ВЛ, было при-

нято  решение  часть  работ  выполнить  под  напряже-

нием.  Перемещение  электромонтеров  по  проводам 

к месту ремонта выполнялось в монтажных монтер-

ских тележках. Для удобства работы на провода наве-

шивался подвесной стеклопластиковый трап длиной 

2,5  м,  с  которого  электромонтер  выполнял  навивку 

спиральных  ремонтных  зажимов  (рисунок  8)  и  спи-

ральных  протекторов  на  провод  в  месте  установки 

соединительных зажимов. Всего под напряжением на 

Рис

. 7. 

Монтаж

 

межфазных

 

распорок

 

на

 

ВЛ

 500 

кВ

Рис

. 6. 

Закрепление

 

ОПН

 

к

 

зажиму

Рис

. 8. 

Ремонт

 

провода

 

с

 

использованием

 

спиральных

 

протекторов

ПУТЕШЕСТВИЕ 

В ПРОШЛОЕ







Page 7


background image

159

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

9

9

9

9

9

9

9

9

Рис

. 9. 

Устранение

 

негабаритного

 

промежутка

 

на

 

анкерно

угловой

 

опоре

 

ВЛ

 500 

кВ

Рис

.10. 

Укорачивание

 

гирлянды

 

на

 

ВЛ

 500 

кВ

 

под

 

на

пряжением

ЛИТЕРАТУРА

1.  ГОСТ 28259-89. Производство работ под напряжением 

в электроустановках. Основные требования. М.: Изд-во 

стандартов, 1989. 23 с.

2.  Овсянников А.Г., Фролкин Е.Н. Международная стандар-

тизация. Ремонтные работы под напряжением // Ново-

сти электротехники, 2010, № 5. C. 66–68.

3.  «Россети»: системный подход к работе под напряжени-

ем  //  ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ.  Передача  и  распределение, 

2021, № 1(64). С. 8–11.

4.  Батраков А., Коробков Н., Овсянников А. Ремонтные ра-

боты  под  напряжением.  Обеспечение  электробезопас-

ности // Новости электротехники, 2008, № 5. С. 86–89.

5.  Батраков  А.М.,  Коробков  Н.М.,  Овсянников  А.Г.  Про-

изводство  ремонтных  работ  под  напряжением  на  воз-

душных  линиях  электропередачи  сверхвысокого  на-

пряжения  (охрана  труда,  инструменты  и  технологии). 

Новосибирск: Наука, 2009. 307 с.

6.  Батраков А., Коробков Н., Овсянников А. Ремонтные ра-

боты на ВЛ под напряжением. Замена грозозащитного 

троса // Новости электротехники, 2008, № 6. С. 40–41.

7.  Shirakawa S. et al. A consideration of application number 

of surge arresters for 66–500 kV power systems in Japan / 

Proc. of 14th ISH, Beijing, 2005. B-52.

провод  были  установлены  десятки  ремонтных  спираль-

ных зажимов и спиральных протекторов.

УСТРАНЕНИЕ

 

НЕГАБАРИТНОГО

 

ПРОМЕЖУТКА

 

НА

 

ВЛ

 500 

кВ

В январе 2007 года при очень сильных морозах (до ми-

нус 56°С) на ВЛ 500 кВ Холмогорская — Тарко-Сале на 

анкерно-угловой опоре произошло перекрытие воздуш-

ного промежутка из-за сближения шлейфов разных фаз. 

Отключение  ВЛ  для  устранения  негабаритного  проме-

жутка в зимний период было невозможно. Бригадой СПБ 

«Электросетьремонт»  оперативно  на  месте  была  раз-

работана технология и выполнено увеличение габарита 

между шлейфами без отключения ВЛ (рисунок 9). 

УКОРАЧИВАНИЕ

 

ИЗОЛИРУЮЩИХ

ПОДВЕСОК

 

НА

 

ВЛ

 500 

кВ

На  ВЛ  500  кВ  БАЭС  —  Красноармейская  при  сильном 

ветре  крайние  фазы  приближались  к  железобетонным 

стойкам опоры ПБ500-5Н и происходило перекрытие воз-

душного промежутка с провода на стойку опоры. На ос-

новании рекомендаций, выданных ООО «ИЦ ОРГРЭС», 

было принято решение укоротить гирлянду и установить 

изоляторы ПСВ120Б с увеличенной длиной пути утечки 

и строительной высотой 127 мм. Так как по данным ВЛ 

500 кВ выдавалась мощность Балаковской АЭС и вывод 

ВЛ в ремонт на длительный срок был невозможен, уко-

рачивание поддерживающих изолирующих подвесок на 

более чем 500 опорах было выполнено под напряжени-

ем (рисунок 10).

В 2007–2020 годах бригадами АО «Электро-

сетьсервис ЕНЭС» на ВЛ 220, 330 и 500 кВ под 

напряжением  были  выполнены  следующие  ра-

боты:

 

– замена  изоляторов  на  ВЛ  220–500  кВ  — 

60 000 шт.;

 

– установка  полимерных  изолято ров  на  ВЛ 

330 кВ — 200 гирлянд;

 

– замена  поддерживающих  зажимов  на  ВЛ 

500 кВ — 140 шт.;

 

– установка  гасителей  вибрации  на  ВЛ  330 

и 500 кВ — 4000 шт.;

 

– установка экранных колец в натяжных гирлян-

дах на ВЛ 330 кВ — 120 шт.;

 

– установка страхующих коромы сел в натяжных 

гирляндах на ВЛ 330 кВ — 110 шт.;

 

– установка балластов на ВЛ 500 кВ — 21 под-

держивающая гирлянда (21 шт.);

 

– установка шунта ответвительного зажима фа-

зы — 1 шт.;

 

– замена  дистанционных  распорок  на  ВЛ 

500 кВ — 60 000 шт.;

 

– установка  гасителей  пляски  на  проводах  ВЛ 

500 кВ — 3500 шт.;

 

– ревизия проводов на ВЛ 330 кВ — 77 км;

 

– установка  межфазовых  изолирующих  распо-

рок на ВЛ 500 кВ — 10 шт.;

 

– установка ОПН 500 на ВЛ 220 кВ (в габаритах 

500 кВ) Центральная — Дагомыс и Адлерская 

ТЭС — Дагомыс — 1050 шт.  

 3 (66) 2021



Оригинал статьи: Опыт производства ремонтных работ под напряжением на воздушных линиях электропередачи сверхвысокого напряжения

Читать онлайн

Основными элементами связи при объединении энергосистем являются воздушные линии электропередачи (ВЛ) высших классов напряжения. Потребность в обслуживании и ремонте этих ВЛ без отключения объективно существует всегда, а в ряде случаев выглядит абсолютно безальтернативной.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»