44
СЕТИ
РОССИИ
т
е
х
п
р
и
с
о
е
д
и
н
е
н
и
е
техприсоединение
—
Алексей
Сергеевич
,
в
насто
-
ящее
время
в
правила
технологи
-
ческого
присоединения
вносятся
изменения
,
направленные
на
упрощение
процедуры
.
Проходят
ли
эти
поправки
рассмотрение
в
ФАС
на
стадии
разработки
зако
-
нопроекта
,
или
ФАС
только
кон
-
тролирует
исполнение
действую
-
щего
законодательства
,
какое
бы
оно
ни
было
?
—
В
России
,
как
и
во
многих
других
странах
,
подключение
к
си
-
стемам
электроснабжения
входит
в
обязанности
распределительных
компаний
,
которые
в
силу
законо
-
дательства
занимают
монопольное
положение
,
поэтому
предприятия
не
имеют
большого
выбора
.
Необ
-
ходимо
отметить
,
что
ФАС
России
осуществляет
не
только
контроль
за
соблюдением
антимонопольного
законодательства
,
но
и
также
уча
-
ствует
в
разработке
нормативных
правовых
актов
,
в
том
числе
в
сфере
электроэнергетики
.
Анализ
статисти
-
ческих
данных
за
период
с
2007
по
2012
гг
.
позволяет
отметить
увеличе
-
ние
количества
выявленных
антимо
-
нопольными
органами
нарушений
антимонопольного
законодательства
на
рынках
электро
-
и
теплоэнергии
.
В
сфере
электроэнергетики
самым
распространённым
типом
нару
-
шения
остаётся
нарушение
анти
-
монопольного
законодательства
сетевыми
организациями
при
осу
-
ществлении
технологического
при
-
соединения
(
ТП
)
к
электрическим
сетям
и
оказании
услуг
по
переда
-
че
электрической
энергии
.
Навер
-
ное
,
поэтому
Россия
занимает
пока
183
место
в
рейтинге
по
подключе
-
нию
к
энергосетям
.
Критерии
,
применяемые
ВБ
к
России
и
другим
странам
,
являются
корректными
,
а
именно
:
количе
-
ство
процедур
,
сроки
и
стоимость
присоединения
к
электрическим
се
-
тям
стандартного
склада
с
опреде
-
лёнными
потребностями
в
электро
-
энергии
.
Как достичь
баланса интересов?
Одной из основных проблем для начала развития биз-
неса в большинстве стран мира, в том числе и в России,
по-прежнему остаётся доступность к энергетической ин-
фраструктуре. По оценкам Всемирного Банка, Россий-
ская Федерация находится на
183 месте (из 185) по доступ-
ности подключения к элек-
тросетям. О том
,
какие меры
предпринимаются Прави-
тельством РФ для облегчения
доступности
,
рассказыва-
ет Алексей ВОРОНИН —
начальник отдела электро-
энергетики Управления кон-
троля электроэнергетики
ФАС России.
45
№ 3 (18), май–июнь, 2013
Дорожная
карта
(
ДК
)
направ
-
лена
на
совершенствование
про
-
цедуры
,
что
призвано
улучшить
положение
потребителей
услуг
по
технологическому
присоединению
.
Реализация
мероприятий
дорож
-
ной
карты
«
Повышение
доступности
энергетической
инфраструктуры
»
позволит
облегчить
условия
под
-
ключения
к
энергетической
инфра
-
структуре
в
России
.
Важно
отметить
,
что
все
меры
,
предусмотренные
ДК
,
являются
полезными
и
необхо
-
димыми
.
Это
целостный
механизм
,
который
покажет
эффективность
при
своевременной
поочередной
реализации
каждого
мероприятия
,
предусмотренного
ДК
.
Одной
из
ключевых
задач
Феде
-
ральной
антимонопольной
службы
является
разработка
нормативно
-
правовых
актов
,
направленных
на
создание
недискриминационных
условий
доступа
на
товарные
рынки
в
различных
сферах
.
Планомерная
,
последователь
-
ная
работа
по
совершенствованию
законодательства
в
сфере
техноло
-
гического
присоединения
проводит
-
ся
ФАС
России
с
2004
года
.
За
это
время
удалось
регламентировать
процедуру
технологического
при
-
соединения
и
правила
взаимодей
-
ствия
сетевых
организаций
и
по
-
требителей
.
В
рамках
реализации
ДК
Федеральная
антимонопольная
служба
является
либо
ответствен
-
ным
исполнителем
по
разработке
соответствующих
изменений
,
либо
согласующим
ведомством
.
В
настоящее
время
перед
анти
-
монопольными
органами
стоит
за
-
дача
по
обеспечению
надлежащего
,
в
строгом
соответствии
с
законом
,
применения
действующих
норм
Правил
технологического
присоеди
-
нения
сетевыми
компаниями
.
—
Сейчас
законодательством
установлены
достаточно
жёсткие
сроки
технологического
присое
-
динения
для
льготной
категории
заявителей
и
явно
просматрива
-
ется
дальнейшая
тенденция
на
сокращение
этих
сроков
.
Объ
-
ективно
мы
понимаем
,
что
се
-
тевые
компании
не
всегда
в
со
-
стоянии
выдерживать
эти
сроки
в
силу
необходимости
получения
массы
согласований
в
процессе
строительства
,
из
-
за
несосто
-
явшихся
конкурсов
по
выбору
подрядчика
и
т
.
д
.
Как
поступает
антимонопольный
орган
в
случае
поступления
жалобы
со
стороны
заявителя
?
—
Действующие
императивные
нормы
правил
о
сроках
осущест
-
вления
технологического
присо
-
единения
для
льготной
категории
заявителей
действительно
являются
достаточно
жёсткими
.
Более
того
,
ДК
предусмотрено
их
дальнейшее
сокращение
.
В
Германии
,
напри
-
мер
,
по
данным
DB
технологическое
присоединение
склада
мощностью
150
кВт
занимает
у
сетевой
органи
-
зации
17
дней
,
при
этом
процедура
различных
согласований
там
также
присутствует
.
С
точки
зрения
ответственности
сетевой
организации
за
нарушение
сроков
осуществления
технологиче
-
ского
присоединения
могу
отметить
следующее
.
С
момента
вступления
в
силу
третьего
антимонопольного
паке
-
та
,
наказания
для
сетевой
органи
-
зации
стали
более
адекватными
и
соизмеримыми
с
нарушениями
.
К
примеру
,
стал
применяться
фик
-
сированный
штраф
за
нарушение
отдельных
положений
правил
тех
-
присоединения
(
ст
. 9.21
КоАП
);
прежде
чем
возбуждать
дело
о
на
-
рушении
антимонопольного
зако
-
нодательства
,
антимонопольные
ор
-
ганы
выдают
сетевой
организации
предупреждение
,
которое
указыва
-
ет
на
совершённые
нарушения
и
позволяет
исправить
ситуацию
,
т
.
е
.
не
доводить
до
возбуждения
дела
;
в
случае
рассмотрения
дела
и
при
-
знания
факта
нарушения
антимо
-
нопольного
законодательства
при
расчёте
оборотного
штрафа
(
по
ст
.
14.31)
антимонопольные
органы
используют
методику
определения
географических
границ
,
которая
по
-
зволяет
сузить
границы
до
филиала
или
РЭС
,
что
в
дальнейшем
суще
-
ственно
снижает
размер
штрафа
.
—
Раз
уж
мы
заговорили
о
жа
-
лобах
со
стороны
заявителей
,
да
-
вайте
сразу
разберёмся
с
этой
темой
.
Когда
и
сколько
раз
по
одному
и
тому
же
договору
техно
-
логического
присоединения
мо
-
жет
жаловаться
заявитель
в
ФАС
?
Может
ли
сложиться
ситуация
,
когда
недовольный
заявитель
на
-
пишет
10
жалоб
на
различные
темы
просто
из
желания
«
насо
-
лить
»
сетевой
компании
?
—
Конечно
,
может
.
Более
того
,
это
не
редкость
.
Но
,
как
вы
знаете
,
за
одно
и
то
же
нарушение
в
отно
-
шении
одного
заявителя
мы
не
на
-
казываем
несколько
раз
.
Кроме
того
,
существует
практика
объеди
-
нения
некоторого
количества
жалоб
(
заявлений
)
в
одно
и
возбуждения
одного
дела
по
разным
эпизодам
.
Если
говорить
о
том
,
сколько
раз
один
заявитель
может
жаловаться
по
одному
договору
,
то
можно
уви
-
деть
следующее
:
а
)
не
направляет
или
не
заключает
договор
—
одна
жалоба
.
Антимо
-
нопольный
орган
обязан
выдать
предупреждение
;
б
)
заключает
,
но
не
исполняет
до
-
говор
—
вторая
жалоба
.
Резуль
-
46
СЕТИ РОССИИ
тат
:
возбуждение
дела
и
выдача
предписания
;
в
)
заключает
договор
с
наруше
-
нием
установленного
порядка
ценообразования
—
третья
жа
-
лоба
.
Результат
—
как
в
предыду
-
щем
случае
.
Поводов
для
подачи
жалобы
в
антимонопольный
орган
может
быть
предостаточно
.
Но
при
воз
-
буждении
дела
по
заявлению
одно
-
го
заявителя
по
одному
договору
ТП
мы
выявляем
все
возможные
нарушения
,
совершённые
сетевой
организацией
,
и
выдаём
одно
обя
-
зательное
для
исполнения
предпи
-
сание
.
—
Бывают
присоединения
,
ког
-
да
физические
лица
на
террито
-
рии
одного
коттеджного
посёлка
заключают
индивидуальные
до
-
говоры
на
ТП
,
а
сетевая
компа
-
ния
берёт
на
себя
обязательства
по
строительству
для
них
общей
линии
10—6
кВ
,
ТП
и
сети
0,4
кВ
.
В
случае
,
если
данные
объекты
не
были
построены
в
сроки
и
все
недовольные
владельцы
участков
индивидуально
написали
жалобы
в
ФАС
(
к
примеру
, 100
жалоб
),
как
будет
рассматриваться
дело
?
Группой
или
индивидуально
по
каждой
заявке
?
и
строительстве
,
но
некоторые
заявители
считают
единственным
распространяющимся
на
них
до
-
кументом
Правила
ТП
.
Какова
Ваша
позиция
по
этому
поводу
?
Каким
образом
в
условиях
дей
-
ствующего
законодательства
не
допустить
ухудшения
надёжности
сети
,
вызванного
недостаточным
контролем
со
стороны
специали
-
зированных
организаций
?
—
Во
-
первых
,
обязательство
за
-
явителя
по
строительству
объектов
электросетевого
хозяйства
за
пре
-
делами
своего
земельного
участка
или
объекта
недвижимости
воз
-
можно
в
случае
осуществления
тех
-
нологического
присоединения
по
индивидуальному
проекту
,
когда
за
-
явитель
решил
самостоятельно
осу
-
ществить
такое
строительство
.
Если
это
право
реализовано
,
не
уверен
,
что
он
исполнит
свои
обязательства
«
абы
как
»,
ведь
в
его
интересах
по
-
строить
надёжно
и
качественно
.
Во
-
вторых
,
законодательством
не
запрещается
,
чтобы
Ростехнад
-
зор
приходил
с
проверкой
на
по
-
строенные
заявителем
объекты
электросетевого
хозяйства
после
ввода
их
в
эксплуатацию
и
после
осуществления
технологического
присоединения
,
более
того
,
это
его
прямая
обязанность
.
И
в
-
третьих
,
строительство
объ
-
ектов
электросетевого
хозяйства
заявитель
будет
осуществлять
в
со
-
ответствии
с
выданными
сетевой
организацией
техническими
усло
-
виями
.
А
это
значит
,
что
многое
за
-
висит
от
того
,
насколько
серьёзно
и
ответственно
сетевая
организация
подходит
к
осуществлению
своей
деятельности
.
—
В
скором
времени
ожи
-
дается
выход
постановления
о
введении
приёма
заявок
от
потребителей
на
мощность
до
150
кВт
включительно
и
с
уров
-
нем
напряжения
до
10
кВ
вклю
-
чительно
через
информацион
-
но
-
телекоммуникационную
сеть
Сведения
о
рассмотрении
дел
о
нарушении
антимонопольного
законодательства
в
электроэнергетике
путём
нарушения
Постановления
Правительства
Российской
Федерации
от
27.12.2004
№
861
Год
Возбуждено
дел
Наличие
нарушений
2011
535
414
2012
554
409
—
Как
я
уже
говорил
,
практика
объединения
нескольких
заявлений
в
одно
имеет
место
быть
.
Данная
практика
была
реализована
в
Мо
-
сковском
УФАС
России
в
прошлом
году
,
когда
объединили
как
раз
по
-
рядка
100
жалоб
и
возбудили
одно
дело
в
отношении
ОАО
«
МОЭСК
».
—
Каким
образом
нужно
дей
-
ствовать
,
чтобы
не
создать
си
-
туацию
,
когда
сетевая
компания
вместо
решения
текущих
задач
по
передаче
электроэнергии
и
тех
-
нологическому
присоединению
вынуждена
готовить
оправдатель
-
ные
материалы
по
массовым
жа
-
лобам
?
—
Не
ущемлять
интересы
,
руко
-
водствоваться
соответствующими
правилами
при
осуществлении
дея
-
тельности
по
передаче
электриче
-
ской
энергии
и
технологическому
присоединению
.
—
Существуют
ситуации
,
ког
-
да
в
обязательства
заяви
-
теля
входит
строитель
-
ство
сетей
свыше
1000
В
.
В
соответствии
с
существую
-
щими
правилами
Ростех
-
надзор
принимает
только
электроустановки
с
макси
-
мальной
присоединяемой
мощностью
свыше
670
кВт
и
уровнем
напряжения
свыше
10
кВ
.
Обязательства
по
при
-
ёмке
электроустановок
ниже
этих
параметров
возложены
на
сетевую
организацию
.
При
этом
в
«
Правилах
технологи
-
ческого
присоединения
…»
не
прописаны
функции
сетевой
организации
по
согласова
-
нию
проектной
документа
-
ции
для
этих
электроустано
-
вок
,
т
.
е
.
сетевая
организация
не
имеет
возможности
полно
-
ценно
контролировать
заяви
-
теля
.
Конечно
,
существуют
ПУЭ
,
ПТЭЭП
,
нормы
проекти
-
рования
и
другие
докумен
-
ты
,
которые
должны
приме
-
няться
при
проектировании
47
№ 3 (18), май–июнь, 2013
Интернет
с
возможностью
отсле
-
живания
исполнения
заявки
в
режиме
реального
времени
.
Оце
-
нивались
ли
ФАС
необходимые
затраты
на
организацию
этого
процесса
со
стороны
сетевых
компаний
?
Будут
ли
они
учтены
в
тарифах
на
передачу
электриче
-
ской
энергии
?
Как
будет
центра
-
лизована
эта
работа
среди
тысяч
сетевых
компаний
,
действующих
на
территории
России
?
Каким
об
-
разом
предполагается
оградить
сетевые
компании
от
«
спама
»?
—
Данная
процедура
уже
реали
-
зована
в
ряде
компаний
,
например
в
том
же
самом
ОАО
«
МОЭСК
».
Зая
-
вители
могут
подавать
заявку
через
Интернет
и
спокойно
отслеживать
стадии
её
прохождения
через
лич
-
ный
кабинет
на
сайте
сетевой
орга
-
низации
.
Возможность
подачи
заявки
на
ТП
через
Интернет
,
её
отслежива
-
ние
через
личный
кабинет
на
сайте
сетевой
организации
—
это
один
из
единых
стандартов
обслуживания
клиентов
сетевой
организации
,
за
нарушение
которого
сетевая
орга
-
низация
будет
штрафоваться
при
установлении
тарифа
на
услуги
по
передаче
электрической
энергии
(
до
2%
снижения
тарифа
).
—
В
одном
из
последних
до
-
кладов
ФАС
констатировала
уве
-
личение
за
последние
годы
числа
нарушений
антимонопольного
за
-
конодательства
электросетевыми
компаниями
.
Дайте
,
пожалуйста
,
более
подробный
анализ
данных
цифр
:
зависимость
от
изменений
законодательства
,
какие
сетевые
компании
чаще
нарушают
—
го
-
сударственные
или
частные
, —
наиболее
распространённые
на
-
рушения
,
меры
воздействия
по
каждому
из
них
?
Основные
нарушения
можно
свести
в
три
блока
:
•
необоснованный
отказ
или
укло
-
нение
от
заключения
договора
об
осуществлении
технологиче
-
ского
присоединения
к
электри
-
ческим
сетям
;
•
навязывание
сетевой
органи
-
зацией
заявителю
услуг
и
обя
-
зательств
,
не
предусмотренных
Правилами
технологического
присоединения
;
•
нарушение
установленного
порядка
ценообразования
при
установлении
размера
платы
за
технологическое
присоединение
к
электрическим
сетям
.
—
Алексей
Сергеевич
,
с
ответ
-
ственностью
сетевых
компаний
всё
ясно
.
Предполагается
ли
уве
-
личивать
ответственность
заяви
-
телей
—
за
отказ
в
присоедине
-
нии
,
когда
сетевая
компания
всё
построила
,
за
срыв
сроков
при
-
соединения
,
за
изменения
суще
-
ственных
условий
договора
и
т
.
д
.?
Как
создать
сбалансированную
систему
регулирования
процесса
ТП
,
учитывающую
интересы
обе
-
их
сторон
?
—
На
последний
вопрос
отвечу
,
пожалуй
,
выдержкой
из
проекта
до
-
работанной
ДК
,
которая
внесена
Минэкономразвития
России
в
Пра
-
вительство
Российской
Федерации
.
Пункт
17:
1
этап
—
разработка
концеп
-
ции
введения
экономической
от
-
ветственности
сторон
за
несоблю
-
дение
сроков
технологического
присоединения
,
а
также
введение
порядка
оплаты
услуг
по
передаче
электрической
энергии
потребите
-
лями
исходя
из
максимальной
мощ
-
ности
,
выделенной
в
рамках
техно
-
логического
присоединения
;
2
этап
—
внесение
изменений
в
нормативно
-
правовые
акты
с
це
-
лью
введения
экономической
от
-
ветственности
сторон
за
несоблю
-
дение
сроков
технологического
присоединения
,
а
также
введение
порядка
оплаты
услуг
по
передаче
электрической
энергии
потреби
-
телями
исходя
из
максимальной
мощности
,
выделенной
в
рамках
технологического
присоедине
-
ния
.
Финальный
срок
—
август
2013
года
.
В
действующей
модели
Правил
технологического
присоединения
сетевые
организации
могут
воз
-
вращать
понесённые
ими
затраты
в
случае
отказа
заявителя
от
техпри
-
соединения
через
суд
в
гражданско
-
правовом
порядке
.
Как
создать
сбалансированную
систему
регули
-
рования
процесса
технологическо
-
го
присоединения
,
учитывающую
интересы
обеих
сторон
? —
Реали
-
зовать
мероприятия
,
предусмотрен
-
ные
ДК
,
и
не
нарушать
Правила
ТП
,
а
в
случае
нарушения
оперативно
их
устранять
.
Беседовал
Антон
ФЕНЕВ
Оригинал статьи: Как достичь баланса интересов?
Одной из основных проблем для начала развития бизнеса в большинстве стран мира, в том числе и в России, по-прежнему остаётся доступность энергетической инфраструктуры. По оценкам Всемирного Банка, Российская Федерация находится на 183 месте (из 185) по доступности подключения к электросетям. О том, какие меры предпринимаются Правительством РФ для облегчения доступности, рассказывает Алексей ВОРОНИН — начальник отдела электроэнергетики Управления контроля электроэнергетики ФАС России.