Интеллектуальная основа для цифровой энергетики

Page 1
background image

Page 2
background image

10

а

к

т

у

а

л

ь

н

о

е

  и

н

т

е

р

в

ь

ю

актуальное  интервью

Интеллектуальная 
основа для цифровой 
энергетики

июля

 

вступили

 

в

 

силу

 

отдельные

 

положения

 

Федерального

 

закона

 

 522 

от

 27 

декабря

 2018 

года

 «

О

 

внесении

 

измене

-

ний

 

в

 

отдельные

 

законодательные

 

акты

 

Российской

 

Федера

-

ции

 

в

 

связи

 

с

 

развитием

 

систем

 

учета

 

электрической

 

энергии

 

(

мощности

в

 

Российской

 

Федерации

» 

и

 

новая

 

редакция

Правил

 

технологического

 

присоединения

 (

Постановление

 

Правительства

 

РФ

 

 861 

от

 27.12.2004). 

Указанными

 

зако

-

нодательными

 

актами

 

закрепляется

 

обязанность

 

электро

-

сетевых

 

компаний

 

устанавливать

 

интеллектуальные

 

приборы

 

учета

 

при

 

технологическом

 

присоединении

 

новых

 

энергопри

-

нимающих

 

устройств

а

 

также

 

при

 

замене

 

приборов

 

учета

 

с

 

истекшими

 

межповерочны

-

ми

 

интервалами

Об

 

основных

 

аспектах

 

такого

 

грандиозного

 

проекта

влиянии

 

внедренных

 

изменений

 

на

 

наиболее

 

важ

-

ные

 

экономические

 

показате

-

ли

 

деятельности

 

электросете

-

вых

 

компаний

 

и

 

дальнейшем

 

совершенствовании

 

системы

 

законодательного

 

и

 

норма

-

тивного

 

регулирования

в

 

этой

 

области

 

мы

 

беседуем

с

 

заместителем

 

Министра

 

энергетики

 

РФ

 

Юрием

 

Вла

-

диславовичем

 

МАНЕВИЧЕМ

.

— Юрий Владиславович, с вступ-

лением  в  силу  новых  законода-

тельных  актов  фактически  за-

пущены  в  работу  механизмы, 

направленные на создание полно-

масштабной  цифровой  системы 

учета  электроэнергии  на  рознич-

ном рынке. Созданы и определен-

ные  законодательные  послабле-

ния  для  потребителей,  которые 

теперь  не  обязаны  нести  затраты 

на  приборы  учета.  Какими  темпа-

ми, по расчетам Минэнерго, будет 

формироваться  «цифровой  кон-

тур»  системы  учета  розничного 

рынка?

—  В  соответствии  с  требования-

ми  Федерального  закона  №  522-ФЗ, 

начиная с 1 июля 2020 года, с потре-

бителей электрической энергии снята 

обязанность  по  установке  приборов 

учета электрической энергии и пере-

ложена на сетевые организации и га-

рантирующих  поставщиков.  Начиная 

с 1 января 2022 года, указанные субъ-

екты  электроэнергетики  по  выходу 

приборов учета из строя и истечения 

межповерочного интервала приборов 

учета  будут  устанавливать  интеллек-

туальные  приборы  учета  и  включать 

их в соответствующие сис темы сбора 

и передачи данных.

Подчеркну, что подобные измене-

ния  в  законодательстве  произошли 

в ответ на большой запрос, сформу-

лированный  со  стороны  общества, 

и поддержанный со стороны электро-

сетевых организаций. В ходе реали-


Page 3
background image

11

зуемой в настоящее время реформы 

потребители  электрической  энергии 

освобождаются от необходимости за-

ниматься несвойственным и обреме-

нительным  для  них  видом  деятель-

ности, освобождаются от различного 

рода  рисков,  связанных  с  ненадле-

жащим  состоянием  приборов  учета. 

Электросетевые  компании,  со  сво-

ей  стороны,  при  общем  увеличении 

затрат  на  установку  и  содержание 

интеллектуальных  приборов  учета, 

в  среднесрочной  перспективе  полу-

чат  ощутимый  экономический  эф-

фект  от  снижения  потерь  электро-

энергии,  сокращения  случаев  ее 

хищений, а также затрат на списание 

показаний.  Результативность  и  эф-

фективность  подобного  подхода  де-

монстрирует  и  обширный  мировой 

опыт.

По  прогнозам  Минэнерго  России, 

исходя из заложенной модели в зако-

не, полная замена текущего прибор-

ного парка на современные системы 

учета займет порядка 15 лет.

—  О  каком  ежегодном  объеме 

инвестиций  идет  речь?  Какие  ис-

точники финансирования должны 

использоваться  электросетевыми 

компаниями для этих целей?

—  Если  говорить  про  сетевые 

организации,  то  источником  финан-

сирования послужит тариф на пере-

дачу  электрической  энергии,  плата 

за  технологическое  присоединение 

и экономия от снижения потерь элек-

трической  энергии  и  операционных 

расходов. 

Например,  по  данным  компании 

«Россети»,  реализация  интеллекту-

альных систем учета в периметре их 

компаний  позволит  окупить  вложен-

ные  инвестиции  за  счет  повышения 

эффективности  функционирования 

электросетевого комплекса.

Если же говорить про гарантирую-

щих поставщиков, то прямых эффек-

тов от реализации закона у них нет, 

поэтому весь объем затрат подлежит 

включению в сбытовые надбавки. От-

дельно  отмечу,  что  подготовленные 

нами и принятые Правительством РФ 

нормативные  акты  не  предусматри-

вают  вероятность  несения  дополни-

тельного  финансового  бремени  для 

потребителя. 

По  прогнозам  Минэнерго  России, 

общие  ежегодные  затраты  составят 

до  54  млрд  рублей  в  год.  При  этом, 

как  я  уже  упоминал  ранее,  бу-

дет  получен  существенный  эф-

фект  для  отрасли,  в  том  числе 

обеспечен  частичный  возврат 

средств  за  счет  снижения  по-

терь  электрической  энергии, 

снижения операционных затрат, 

эффективного  распределения 

общедомовых  нужд,  единовре-

менного съема показаний и сни-

жения  дебиторской  задолжен-

ности.  По  нашим  расчетам, 

проведенным совместно с круп-

нейшими электросетевыми ком-

паниями,  совокупный  эффект 

от внедрения интеллектуальных 

средств  учета  гарантированно 

обеспечит  возврат  вложенных 

инвестиционных  средств  в  пят-

надцатилетнем периоде.

—  На  розничном  рынке 

множество точек учета, полез-

ный  отпуск  по  которым  край-

не мал. Примером этого могут 

служить  гаражи,  небольшие 

домики  с  сезонным  прожи-

ванием  и  т.д.  Таким  образом, 

затраты  на  установку  интел-

лектуального  прибора  учета 

в подобных точках (20–40 ты-

сяч  рублей  в  зависимости  от 

системы)  не  окупятся  никог-

да. Планируется ли уточнение 

подходов  к  системам  учета 

для подобных потребителей?

—  В  настоящее  время  дан-

ный  вопрос  обсуждается,  при 

этом  необходимо  отметить,  что 

в Основных положениях функци-

онирования  розничных  рынков 

электрической  энергии  данный 

вопрос частично учтен, так в со-

ответствии  с  пунктом  185,  если 

у  потребителя  с  максимальной 

мощностью до 5 кВт отсутствует 

прибор учета, то расчет объемов 

потребления  определяется  на 

основании  расчетных  способов, 

определенных в договоре энер-

госнабжения.

—  Насколько готовы отече-

ственные  производители  ин-

теллектуальных систем учета 

к  подобным  объемам  произ-

водства? Что будет с произво-

дителями  приборов  учета,  не 

являющимися интеллектуаль-

ными  из-за  снижения  спроса 

со стороны граждан?

—  По  информации  от  Мин-

промторга  России,  потребность 

в  объемах  по  установке  прибо-

ров учета сетевыми организаци-

ями  и  гарантирующими  постав-

щиками  полностью  обеспечена 

производственными  мощностя-

ми отечественных предприятий. 

Производители уже сегодня осу-

ществляют  переход  на  выпуск 

интеллектуальных 

приборов 

учета, поскольку спрос на такие 

приборы учета будет возрастать.

—  Высокий  спрос  на  при-

боры  учета,  сопутствующее 

оборудование  и  материалы 

неизбежно  вызовет  у  произ-

водителей  соблазн  к  повы-

шению  стоимости  продукции. 

Каким  образом  Министерство 

энергетики  совместно  с  дру-

гими  ведомствами  планирует 

воздействовать  на  подобные 

ситуации?

—  Минэнерго  России  за-

планирован  выпуск  приказа 

Мин энерго  России  «О  внесе-

нии  изменений  в  укрупненные 

нормативы  цены  типовых  тех-

нологических  решений  капи-

тального  строительства  объек-

тов  электроэнергетики  в  части 

объектов  электросетевого  хо-

зяйства,  утверж ден ные  прика-

зом Минэнерго России от 17 ян-

варя  2019  г.  №  10  по  вопросу 

внедрения  интеллектуального 

учета  электрической  энергии» 

и  приказ  Минэнерго  России 

«Об  утверждении  укрупненных 

нормативов  цен  типовых  тех-

нологических  решений  орга-

низации  учета  электрической 

энергии  гарантирующими  по-

ставщиками»,  которые  ограни-

чат  стоимость  приборов  учета, 

заявляемых  в  инвестиционных 

программах компаний.

—  Многие  компании,  осо-

бенно  входящие  в  структуру 

«Россетей»,  реализовывали 

проекты  по  установке  интел-

лектуальных  систем  учета 

розничного  рынка  и  ранее. 

Первые  системы  установле-

ны еще 10 лет назад. В скором 

времени  потребуется  их  за-

мена.  Также  потребуется  со-

здание  достаточно  объемных 

 4 (61) 2020


Page 4
background image

12

обменных  фондов  приборов 

учета  для  вновь  устанавлива-

емых  систем.  Это  уже  не  ин-

вестдеятельность, а ремонтная 

программа,  эксплуатационный 

приказ.  Каким  образом  такие 

повторные затраты будут учте-

ны  в  программах  электросете-

вых компаний?

—  В  соответствии  с  требова-

ниями  закона,  сетевые  организа-

ции и гарантирующие поставщики 

несут  ответственность  за  органи-

зацию  коммерческого  учета  вне 

зависимости  от  собственника  те-

кущего  прибора  учета.  Соответ-

ственно, в случае выхода из строя 

прибора  учета  или  истечения 

межповерочного  интервала  при-

бор  учета  подлежит  замене  или 

поверке,  а  затраты  на  эти  меро-

приятия будут учтены в тарифах.

—  С  резким  ростом  числа 

обслуживаемых  приборов  уче-

та  у  электросетевых  компаний 

пропорционально  увеличится 

объем  задач  по  их  обслужива-

нию.  Каким  образом  предусма-

тривается увеличивать штатную 

численность  соответствующего 

персонала,  учитывать  увеличе-

ние  фонда  оплаты  труда  в  та-

рифах?  Будут  ли  здесь  разра-

батываться  новые  отраслевые 

нормативы?

—  В среднесрочной перспекти-

ве речь, скорее всего, должна идти 

не об увеличении штатной числен-

ности  персонала  энергокомпаний, 

а о его переквалификации и разви-

тии новых компетенций. При этом, 

в случае возникновения такой по-

требности и при наличии технико-

экономических  обоснований  бу-

дем  принимать  соответствующие 

меры. Пока подобные вопросы от 

руководства  электросетевых  или 

энергосбытовых  компаний  не  по-

ступали.

—  Какие  дополнительные 

меры  законодательной  под-

держки цифровой трансформа-

ции  электросетевого  комплек-

са  планируется  реализовать 

в ближайшие годы?

—  В  рамках  реализации  Фе-

дерального  закона  №  522-ФЗ 

утверж де на дорожная карта, пред-

усматривающая  выпуск  более 

20  нормативных  правовых  актов, 

часть  из  которых  приняты  и  всту-

пили  в  силу  с  1  июля  2020  года, 

при этом активная работа по фор-

мированию нормативной базы для 

успешного  внедрения  интеллек-

туальных  систем  учета  электро-

энергии, являющихся основой для 

цифровой  трансформации  элек-

тросетевого комплекса, будет про-

должена вплоть до 2022 года.

Кроме  этого,  по  ряду  крупных 

компаний,  включая  «Россети», 

приняты стратегические решения 

по реализации концепции цифро-

вой трансформации. Эти решения 

лягут в основу общей Энергетиче-

ской стратегии с перспективой до 

2035  года.  Поэтому  нормативны-

ми  документами  мы  занимаемся 

очень  активно,  и  стратегия  циф-

ровой трансформации здесь игра-

ет  ключевую  роль.  Именно  с  ней 

мы связываем будущее энергети-

ческой отрасли.

Подчеркну, что проводимая ра-

бота охватывает весь сопутствую-

щий комплекс вопросов и направ-

лена не только на формирование 

новых  нормативов  и  уточнение 

существующих, но и на снятие из-

лишних  бюрократических  барье-

ров  и  неактуальных  для  нашего 

времени ограничений. Во многом 

благодаря  такому  комплексному 

подходу  Россия  на  сегодняшний 

день занимает лидирующие пози-

ции в рейтинге Всемирного банка 

по показателям доступности и на-

дежности  энергетической  инфра-

структуры.

—  Будет  ли  опыт,  полу-

ченный  в  ходе  реализации 

подобных 

законодательных 

механизмов,  в  будущем  транс-

лироваться  на  другие  инфра-

структурные организации?

—  Да.  Такая  возможность  не 

только  не  исключается,  но  рас-

сматривается как наиболее веро-

ятный  сценарий  ближайших  лет. 

Мы  уверены,  что  опыт,  получен-

ный в ходе реализации инициати-

вы  в  электросетевом  комплексе, 

должен  далее  быть  использован 

при  уточнении  законодательных 

и  нормативных  актов  для  компа-

ний газовой сферы, теплоэнерге-

тики, организаций, ответственных 

за водоснабжение.

Такой  комплексный  подход, 

который  мы  планируем  выстро-

ить для всех ресурсоснабжающих 

организаций,  несомненно  позво-

лит  существенным  образом  оп-

тимизировать  энергопотребление 

и  связанные  с  этим  затраты  во 

всех  сферах,  сделает  удобными 

и прозрачными механизмы начис-

ления  и  расчетов  за  потреблен-

ные  энергоресурсы.  В  конечном 

итоге  это  будет  способствовать 

дальнейшему  развитию  рознич-

ных  рынков  на  цифровой  техно-

логической платформе, развитию 

спектра клиентских сервисов.

—  Большое  Вам  спасибо  за 

интервью!

  

Беседовала

 

Екатерина

 

ГУСЕВА

АКТУАЛЬНОЕ 

ИНТЕРВЬЮ


Оригинал статьи: Интеллектуальная основа для цифровой энергетики

Читать онлайн

1 июля вступили в силу отдельные положения Федерального закона № 522 от 27 декабря 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и новая редакция Правил технологического присоединения (Постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004). Указанными законодательными актами закрепляется обязанность электросетевых компаний устанавливать интеллектуальные приборы учета при технологическом присоединении новых энергопринимающих устройств, а также при замене приборов учета с истекшими межповерочными интервалами. Об основных аспектах такого грандиозного проекта, влиянии внедренных изменений на наиболее важные экономические показатели деятельности электросетевых компаний и дальнейшем совершенствовании системы законодательного и нормативного регулирования в этой области мы беседуем с заместителем Министра энергетики РФ Юрием Владиславовичем МАНЕВИЧЕМ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Исследование влияния объектов микрогенерации на уровень напряжения в электрических сетях низкого напряжения

Возобновляемая энергетика / Накопители Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Харитонов М.С. Кугучева Д.К.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Критерий потерь мощности от несимметричных токов в трехфазных трансформаторах и четырехпроводных линиях

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Косоухов Ф.Д. Епифанов А.П. Васильев Н.В. Криштопа Н.Ю. Горбунов А.О. Борошнин А.Л.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Методика определения мест установки средств компенсации перемежающейся несимметрии напряжений в электрической сети с тяговой нагрузкой

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тульский В.Н. Силаев М.А. Шиш К.В. Бордадын П.А. Шиш М.Р. Семешко Д.А.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

О влиянии провалов и прерываний напряжения на режимы функционирования промышленных систем электроснабжения

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии Диагностика и мониторинг
Севостьянов А.А.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»