10
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуальное интервью
Интеллектуальная
основа для цифровой
энергетики
1
июля
вступили
в
силу
отдельные
положения
Федерального
закона
№
522
от
27
декабря
2018
года
«
О
внесении
измене
-
ний
в
отдельные
законодательные
акты
Российской
Федера
-
ции
в
связи
с
развитием
систем
учета
электрической
энергии
(
мощности
)
в
Российской
Федерации
»
и
новая
редакция
Правил
технологического
присоединения
(
Постановление
Правительства
РФ
№
861
от
27.12.2004).
Указанными
зако
-
нодательными
актами
закрепляется
обязанность
электро
-
сетевых
компаний
устанавливать
интеллектуальные
приборы
учета
при
технологическом
присоединении
новых
энергопри
-
нимающих
устройств
,
а
также
при
замене
приборов
учета
с
истекшими
межповерочны
-
ми
интервалами
.
Об
основных
аспектах
такого
грандиозного
проекта
,
влиянии
внедренных
изменений
на
наиболее
важ
-
ные
экономические
показате
-
ли
деятельности
электросете
-
вых
компаний
и
дальнейшем
совершенствовании
системы
законодательного
и
норма
-
тивного
регулирования
в
этой
области
мы
беседуем
с
заместителем
Министра
энергетики
РФ
Юрием
Вла
-
диславовичем
МАНЕВИЧЕМ
.
— Юрий Владиславович, с вступ-
лением в силу новых законода-
тельных актов фактически за-
пущены в работу механизмы,
направленные на создание полно-
масштабной цифровой системы
учета электроэнергии на рознич-
ном рынке. Созданы и определен-
ные законодательные послабле-
ния для потребителей, которые
теперь не обязаны нести затраты
на приборы учета. Какими темпа-
ми, по расчетам Минэнерго, будет
формироваться «цифровой кон-
тур» системы учета розничного
рынка?
— В соответствии с требования-
ми Федерального закона № 522-ФЗ,
начиная с 1 июля 2020 года, с потре-
бителей электрической энергии снята
обязанность по установке приборов
учета электрической энергии и пере-
ложена на сетевые организации и га-
рантирующих поставщиков. Начиная
с 1 января 2022 года, указанные субъ-
екты электроэнергетики по выходу
приборов учета из строя и истечения
межповерочного интервала приборов
учета будут устанавливать интеллек-
туальные приборы учета и включать
их в соответствующие сис темы сбора
и передачи данных.
Подчеркну, что подобные измене-
ния в законодательстве произошли
в ответ на большой запрос, сформу-
лированный со стороны общества,
и поддержанный со стороны электро-
сетевых организаций. В ходе реали-
11
зуемой в настоящее время реформы
потребители электрической энергии
освобождаются от необходимости за-
ниматься несвойственным и обреме-
нительным для них видом деятель-
ности, освобождаются от различного
рода рисков, связанных с ненадле-
жащим состоянием приборов учета.
Электросетевые компании, со сво-
ей стороны, при общем увеличении
затрат на установку и содержание
интеллектуальных приборов учета,
в среднесрочной перспективе полу-
чат ощутимый экономический эф-
фект от снижения потерь электро-
энергии, сокращения случаев ее
хищений, а также затрат на списание
показаний. Результативность и эф-
фективность подобного подхода де-
монстрирует и обширный мировой
опыт.
По прогнозам Минэнерго России,
исходя из заложенной модели в зако-
не, полная замена текущего прибор-
ного парка на современные системы
учета займет порядка 15 лет.
— О каком ежегодном объеме
инвестиций идет речь? Какие ис-
точники финансирования должны
использоваться электросетевыми
компаниями для этих целей?
— Если говорить про сетевые
организации, то источником финан-
сирования послужит тариф на пере-
дачу электрической энергии, плата
за технологическое присоединение
и экономия от снижения потерь элек-
трической энергии и операционных
расходов.
Например, по данным компании
«Россети», реализация интеллекту-
альных систем учета в периметре их
компаний позволит окупить вложен-
ные инвестиции за счет повышения
эффективности функционирования
электросетевого комплекса.
Если же говорить про гарантирую-
щих поставщиков, то прямых эффек-
тов от реализации закона у них нет,
поэтому весь объем затрат подлежит
включению в сбытовые надбавки. От-
дельно отмечу, что подготовленные
нами и принятые Правительством РФ
нормативные акты не предусматри-
вают вероятность несения дополни-
тельного финансового бремени для
потребителя.
По прогнозам Минэнерго России,
общие ежегодные затраты составят
до 54 млрд рублей в год. При этом,
как я уже упоминал ранее, бу-
дет получен существенный эф-
фект для отрасли, в том числе
обеспечен частичный возврат
средств за счет снижения по-
терь электрической энергии,
снижения операционных затрат,
эффективного распределения
общедомовых нужд, единовре-
менного съема показаний и сни-
жения дебиторской задолжен-
ности. По нашим расчетам,
проведенным совместно с круп-
нейшими электросетевыми ком-
паниями, совокупный эффект
от внедрения интеллектуальных
средств учета гарантированно
обеспечит возврат вложенных
инвестиционных средств в пят-
надцатилетнем периоде.
— На розничном рынке
множество точек учета, полез-
ный отпуск по которым край-
не мал. Примером этого могут
служить гаражи, небольшие
домики с сезонным прожи-
ванием и т.д. Таким образом,
затраты на установку интел-
лектуального прибора учета
в подобных точках (20–40 ты-
сяч рублей в зависимости от
системы) не окупятся никог-
да. Планируется ли уточнение
подходов к системам учета
для подобных потребителей?
— В настоящее время дан-
ный вопрос обсуждается, при
этом необходимо отметить, что
в Основных положениях функци-
онирования розничных рынков
электрической энергии данный
вопрос частично учтен, так в со-
ответствии с пунктом 185, если
у потребителя с максимальной
мощностью до 5 кВт отсутствует
прибор учета, то расчет объемов
потребления определяется на
основании расчетных способов,
определенных в договоре энер-
госнабжения.
— Насколько готовы отече-
ственные производители ин-
теллектуальных систем учета
к подобным объемам произ-
водства? Что будет с произво-
дителями приборов учета, не
являющимися интеллектуаль-
ными из-за снижения спроса
со стороны граждан?
— По информации от Мин-
промторга России, потребность
в объемах по установке прибо-
ров учета сетевыми организаци-
ями и гарантирующими постав-
щиками полностью обеспечена
производственными мощностя-
ми отечественных предприятий.
Производители уже сегодня осу-
ществляют переход на выпуск
интеллектуальных
приборов
учета, поскольку спрос на такие
приборы учета будет возрастать.
— Высокий спрос на при-
боры учета, сопутствующее
оборудование и материалы
неизбежно вызовет у произ-
водителей соблазн к повы-
шению стоимости продукции.
Каким образом Министерство
энергетики совместно с дру-
гими ведомствами планирует
воздействовать на подобные
ситуации?
— Минэнерго России за-
планирован выпуск приказа
Мин энерго России «О внесе-
нии изменений в укрупненные
нормативы цены типовых тех-
нологических решений капи-
тального строительства объек-
тов электроэнергетики в части
объектов электросетевого хо-
зяйства, утверж ден ные прика-
зом Минэнерго России от 17 ян-
варя 2019 г. № 10 по вопросу
внедрения интеллектуального
учета электрической энергии»
и приказ Минэнерго России
«Об утверждении укрупненных
нормативов цен типовых тех-
нологических решений орга-
низации учета электрической
энергии гарантирующими по-
ставщиками», которые ограни-
чат стоимость приборов учета,
заявляемых в инвестиционных
программах компаний.
— Многие компании, осо-
бенно входящие в структуру
«Россетей», реализовывали
проекты по установке интел-
лектуальных систем учета
розничного рынка и ранее.
Первые системы установле-
ны еще 10 лет назад. В скором
времени потребуется их за-
мена. Также потребуется со-
здание достаточно объемных
№
4 (61) 2020
12
обменных фондов приборов
учета для вновь устанавлива-
емых систем. Это уже не ин-
вестдеятельность, а ремонтная
программа, эксплуатационный
приказ. Каким образом такие
повторные затраты будут учте-
ны в программах электросете-
вых компаний?
— В соответствии с требова-
ниями закона, сетевые организа-
ции и гарантирующие поставщики
несут ответственность за органи-
зацию коммерческого учета вне
зависимости от собственника те-
кущего прибора учета. Соответ-
ственно, в случае выхода из строя
прибора учета или истечения
межповерочного интервала при-
бор учета подлежит замене или
поверке, а затраты на эти меро-
приятия будут учтены в тарифах.
— С резким ростом числа
обслуживаемых приборов уче-
та у электросетевых компаний
пропорционально увеличится
объем задач по их обслужива-
нию. Каким образом предусма-
тривается увеличивать штатную
численность соответствующего
персонала, учитывать увеличе-
ние фонда оплаты труда в та-
рифах? Будут ли здесь разра-
батываться новые отраслевые
нормативы?
— В среднесрочной перспекти-
ве речь, скорее всего, должна идти
не об увеличении штатной числен-
ности персонала энергокомпаний,
а о его переквалификации и разви-
тии новых компетенций. При этом,
в случае возникновения такой по-
требности и при наличии технико-
экономических обоснований бу-
дем принимать соответствующие
меры. Пока подобные вопросы от
руководства электросетевых или
энергосбытовых компаний не по-
ступали.
— Какие дополнительные
меры законодательной под-
держки цифровой трансформа-
ции электросетевого комплек-
са планируется реализовать
в ближайшие годы?
— В рамках реализации Фе-
дерального закона № 522-ФЗ
утверж де на дорожная карта, пред-
усматривающая выпуск более
20 нормативных правовых актов,
часть из которых приняты и всту-
пили в силу с 1 июля 2020 года,
при этом активная работа по фор-
мированию нормативной базы для
успешного внедрения интеллек-
туальных систем учета электро-
энергии, являющихся основой для
цифровой трансформации элек-
тросетевого комплекса, будет про-
должена вплоть до 2022 года.
Кроме этого, по ряду крупных
компаний, включая «Россети»,
приняты стратегические решения
по реализации концепции цифро-
вой трансформации. Эти решения
лягут в основу общей Энергетиче-
ской стратегии с перспективой до
2035 года. Поэтому нормативны-
ми документами мы занимаемся
очень активно, и стратегия циф-
ровой трансформации здесь игра-
ет ключевую роль. Именно с ней
мы связываем будущее энергети-
ческой отрасли.
Подчеркну, что проводимая ра-
бота охватывает весь сопутствую-
щий комплекс вопросов и направ-
лена не только на формирование
новых нормативов и уточнение
существующих, но и на снятие из-
лишних бюрократических барье-
ров и неактуальных для нашего
времени ограничений. Во многом
благодаря такому комплексному
подходу Россия на сегодняшний
день занимает лидирующие пози-
ции в рейтинге Всемирного банка
по показателям доступности и на-
дежности энергетической инфра-
структуры.
— Будет ли опыт, полу-
ченный в ходе реализации
подобных
законодательных
механизмов, в будущем транс-
лироваться на другие инфра-
структурные организации?
— Да. Такая возможность не
только не исключается, но рас-
сматривается как наиболее веро-
ятный сценарий ближайших лет.
Мы уверены, что опыт, получен-
ный в ходе реализации инициати-
вы в электросетевом комплексе,
должен далее быть использован
при уточнении законодательных
и нормативных актов для компа-
ний газовой сферы, теплоэнерге-
тики, организаций, ответственных
за водоснабжение.
Такой комплексный подход,
который мы планируем выстро-
ить для всех ресурсоснабжающих
организаций, несомненно позво-
лит существенным образом оп-
тимизировать энергопотребление
и связанные с этим затраты во
всех сферах, сделает удобными
и прозрачными механизмы начис-
ления и расчетов за потреблен-
ные энергоресурсы. В конечном
итоге это будет способствовать
дальнейшему развитию рознич-
ных рынков на цифровой техно-
логической платформе, развитию
спектра клиентских сервисов.
— Большое Вам спасибо за
интервью!
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
АКТУАЛЬНОЕ
ИНТЕРВЬЮ
Оригинал статьи: Интеллектуальная основа для цифровой энергетики
1 июля вступили в силу отдельные положения Федерального закона № 522 от 27 декабря 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и новая редакция Правил технологического присоединения (Постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004). Указанными законодательными актами закрепляется обязанность электросетевых компаний устанавливать интеллектуальные приборы учета при технологическом присоединении новых энергопринимающих устройств, а также при замене приборов учета с истекшими межповерочными интервалами. Об основных аспектах такого грандиозного проекта, влиянии внедренных изменений на наиболее важные экономические показатели деятельности электросетевых компаний и дальнейшем совершенствовании системы законодательного и нормативного регулирования в этой области мы беседуем с заместителем Министра энергетики РФ Юрием Владиславовичем МАНЕВИЧЕМ.