

126
Три четверти миллиона вольт
Пятьдесят
лет
назад
в
нашей
стране
появился
новый
сверхвысокий
класс
напряжения
электропередачи
— 750 000
вольт
.
Коновалов
И
.
Е
.,
главный
специалист
группы
связей
с
общественностью
и
СМИ
филиала
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
МЭС
Центра
Симонов
Н
.
С
.,
д
.
и
.
н
.,
ведущий
инженер
службы
эксплуатации
и
диагностики
ЛЭП
филиала
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
МЭС
Центра
В
начале
1962
года
Министерством
строительства
электростанций
СССР
в
Госплан
был
представлен
проект
постановления
ЦК
КПСС
и
Совмина
СССР
о
мерах
по
развитию
энергетики
в
стра
-
не
.
Отдельным
пунктом
в
документе
пред
у
-
смат
ри
вался
ввод
в
1965
году
опытно
-
промыш
-
ленной
одноцепной
ЛЭП
напряжением
750
кВ
Конаковская
ГРЭС
—
Москва
,
протяженностью
87,7
км
с
двумя
подстанциями
— «
Московской
»
и
«
Конаковской
» [1].
Данная
инициатива
обосновывалась
многи
-
ми
причинами
,
и
в
том
числе
опытом
освоения
напряжений
400
и
500
кВ
,
который
показал
,
что
оборудование
следующего
высшего
клас
-
са
напряжения
до
запуска
в
серийное
произ
-
водство
должно
быть
всесторонне
испытано
.
Достаточно
отметить
,
что
в
течение
пяти
лет
эксплуатации
ЛЭП
400/500
кВ
Куйбышев
—
Москва
на
всем
протяжении
трассы
пришлось
заменить
более
150
тысяч
фарфоровых
изо
-
ляторов
типа
П
-7 [2].
Немаловажную
роль
в
«
лоббировании
»
стро
-
ительства
опытно
-
промышленной
ЛЭП
750
кВ
сыграл
Виталий
Александрович
Вершков
—
вы
-
дающийся
советский
энергетик
,
лауреат
Ленин
-
ской
премии
,
строитель
и
ученый
.
В
1950-
е
годы
он
руководил
строительством
и
эксплуатаци
-
ей
магистральных
ЛЭП
400
и
500
кВ
,
которые
обеспечили
выдачу
мощности
волжских
гидро
-
электростанций
—
Куйбышевской
и
Волгоград
-
ской
—
в
формирующуюся
единую
энергетиче
-
скую
систему
страны
[3].
Постановление
ЦК
КПСС
и
Сов
ми
на
СССР
от
8
июня
1962
года
№
570 «
О
мерах
по
раз
-
витию
энергетики
СССР
»
обязало
привлечь
к
разработке
проектной
документации
ЛЭП
750
кВ
Конаково
—
Москва
все
проектные
и
научно
-
исследовательские
институты
,
кото
-
рые
участвовали
в
создании
ЛЭП
400
и
500
кВ
.
Это
Всесоюзный
проектно
-
изыскательский
и
научно
-
исследовательский
институт
«
Энер
-
госетьпроект
»,
трест
«
Электросетьизоляция
»,
Всесоюзный
элек
тро
технический
институт
(
ВЭИ
),
Всесоюзный
научно
-
исследователь
-
ский
институт
электроэнергетики
(
ВНИИЭ
),
Научно
-
исследовательский
институт
по
пере
-
даче
электроэнергии
постоянным
током
вы
-
сокого
напряжения
(
НИИПТ
),
Ленинградский
политехнический
институт
имени
М
.
И
.
Кали
-
нина
(
ЛПИ
им
.
М
.
И
.
Калинина
,
ныне
—
Санкт
-
Петербургский
политехнический
университет
Петра
Великого
),
Московский
энергетический
институт
(
МЭИ
),
Энергетический
институт
им
.
Г
.
М
.
Кржижановского
(
ЭНИН
),
Всесоюзный
институт
трансформаторостроения
(
ВИТ
).
Проектное
задание
и
технический
проект
были
рассмотрены
Научно
-
техническим
сове
-
том
Министерства
энергетики
СССР
и
утверж
-
дены
министром
П
.
С
.
Непорожним
23
апреля
1963
года
и
29
января
1965
года
.
Предвари
-
тельная
смета
строительства
объектов
ЛЭП
750
кВ
Конаково
—
Москва
составила
17
млн
рублей
(
в
ценах
1961
года
).
Единственной
в
мире
электропередачей
сверхвысокого
напряжения
в
те
годы
являлась
ЛЭП
735
кВ
Маникуаган
—
Квебек
—
Монре
-
аль
,
первая
очередь
которой
была
построена
канадской
компанией
Hydro-Québec
во
второй
половине
1965
года
.
Трасса
двух
цепей
линии
протяженностью
около
600
км
шла
от
подстан
-
ции
735
кВ
«
Маникуаган
»,
сооруженной
вблизи
ГЭС
Маникуаган
-2.
В
районе
Квебека
обе
цепи
пересекали
реку
Св
.
Лаврентия
и
далее
следо
-
вали
вдоль
южного
берега
реки
до
подстанции
735
кВ
«
Бушервиль
»
вблизи
Монреаля
.
Пока
-
затели
надежности
ЛЭП
735
кВ
Маникуаган
—
Квебек
—
Монреаль
после
ликвидации
ряда
дефектов
в
первые
месяцы
эксплуатации
ока
-
зались
вполне
удовлетворительными
.
Ко
времени
утверждения
проекта
ЛЭП
750
кВ
Конаково
—
Москва
число
сторонников
развития
сетей
сверхвысокого
напряжения
в
высших
органах
государственного
управ
-
ления
СССР
значительно
выросло
.
И
это
во
многом
было
вызвано
обострившимся
де
-
фицитом
электроэнергии
,
а
также
резко
сни
-
зившимся
резервом
мощности
.
В
1964
году
в
европейской
части
страны
обозначилась
не
-
хватка
органического
топлива
и
возникла
не
-
обходимость
пересмотра
плана
размещения
крупных
тепловых
электростанций
,
переноса
их
строительства
на
Восток
.
Альтернативный
проект
предусматривал
строительство
в
ев
-
ропейской
части
страны
нескольких
атомных
электростанций
(
АЭС
)
по
4–6
млн
кВт
,
в
том
числе
Ленинградской
,
Смоленской
,
Калинин
-
ской
и
Курской
.
путешествие в прошлое

127
Таким
образом
,
электропередача
750
кВ
пред
-
ставлялась
советским
энергетикам
наиболее
опти
-
мальной
для
выдачи
мощности
,
вырабатываемой
такими
крупными
объектами
генерации
,
как
АЭС
.
Экономический
эффект
линий
сверхвысокого
напряжения
тем
значительней
,
чем
больше
рассто
-
яние
,
на
которое
передается
электроэнергия
.
Так
,
например
,
стоимость
передачи
мощности
3–9
ГВт
по
линии
длиной
480
км
при
напряжении
700
кВ
вдвое
ниже
,
чем
при
напряжении
345
кВ
.
Следующим
классом
напряжения
в
СССР
(
соглас
-
но
«
Схемы
формирования
ЕЭС
СССР
до
1990
г
.»)
должны
были
стать
линии
1200–1500
кВ
,
предназна
-
ченные
для
транзита
электроэнергии
от
комплекса
Экибастузских
ГРЭС
до
центра
с
пропускной
спо
-
собностью
6
млн
кВт
и
передачей
40
млрд
кВт
·
час
электроэнергии
в
год
.
Вероятным
сроком
их
появ
-
ления
назывались
1980-
е
годы
(
разработка
и
испы
-
тание
опытных
образцов
электрооборудования
—
1970–1975
годы
;
создание
промышленного
обору
-
дования
,
проектирование
и
сооружение
первых
ли
-
ний
— 1975–1985
годы
).
Сооружение
ЛЭП
750
кВ
Конаково
—
Москва
на
-
чалось
в
октябре
1964
года
.
Строительство
осущест
-
влял
трест
«
Центрэлектросетьстрой
»,
руководимый
В
.
В
.
Ивановым
и
В
.
Н
.
Вишняковым
.
Электромон
-
тажные
работы
вел
трест
«
Электроцентромонтаж
»,
управляющим
которого
был
В
.
А
.
Кругляков
.
Функции
заказчика
Министерство
строительства
электро
-
станций
СССР
возложило
на
управление
по
эксплу
-
атации
электрических
сетей
500
кВ
(
УЭЭС
500
кВ
).
Возглавил
эту
деятельность
Л
.
П
.
Сидоренко
,
назна
-
ченный
заместителем
начальника
управления
по
строительству
.
Трасса
ЛЭП
проходила
во
втором
климатическом
районе
с
чис
той
атмосферой
и
обычными
полевыми
загрязнениями
.
Линия
состояла
из
234
пролетов
,
средняя
длина
которых
— 375
м
(
причем
80%
пролетов
имели
длину
в
диапазоне
300–430
м
).
Высота
П
-
образных
мачто
-
вых
опор
с
тросовыми
оттяжками
— 30
м
до
травер
-
сы
и
35
м
до
точки
крепления
изоляторов
троса
.
Расстояние
между
фазами
— 17,5
м
.
Общая
мас
-
са
опоры
,
включая
оттяжки
,
литье
и
метизы
,
состави
-
ла
10,45
тонны
.
Большинство
промежуточных
опор
были
установ
-
лены
на
фундаментах
,
применяемых
на
ЛЭП
500
кВ
.
Анкерно
-
угловые
опоры
башенного
типа
сделаны
из
трех
свободно
стоящих
стоек
,
для
них
был
разрабо
-
тан
новый
тип
фундамента
—
грибовидный
сборный
железобетонный
подножник
[4].
Особенностью
этих
опор
являлось
также
и
то
,
что
в
стойках
впервые
была
применена
четырехкратная
перекрестная
решетка
.
Использование
такой
решет
-
ки
(
вместо
крестовой
)
позволяло
вдвое
уменьшить
усилия
в
раскосах
и
получить
одноболтовое
крепле
-
ние
раскосов
к
поясам
.
Впервые
в
практике
отечественного
электросе
-
тевого
строительства
в
целях
защиты
металлокон
-
струкций
опор
от
коррозии
было
использовано
горя
-
чее
цинкование
с
нормируемым
расходом
цинка
не
менее
600
грамм
на
1
м
2
.
Данная
технология
была
успешно
освоена
Домодедовским
заводом
металли
-
ческих
конструкций
.
Фаза
ЛЭП
состояла
из
четырех
проводов
АСО
-600/72,
размещенных
по
вершинам
квадрата
со
стороной
0,6
м
.
Провода
в
шлейфах
соединялись
с
помощью
термитной
сварки
.
Поддерживающие
гирлянды
—
одноцепные
,
дли
-
ной
7,1
м
.
Натяжные
гирлянды
—
четырехцепные
,
с
раздельными
креплениями
,
длиной
11,4
м
.
Все
гирлянды
укомплектовывались
изоляторами
из
за
-
каленного
стекла
марки
ПС
-300,
по
27
изоляторов
в
гирлянде
.
На
обоих
концах
линии
750
кВ
на
натяж
-
ных
гирляндах
были
установлены
защитные
искро
-
вые
промежутки
с
межэлектродными
расстояниями
252,5–300
см
.
От
прямых
ударов
молнии
линия
защищалась
двумя
сталеалюминиевыми
тросами
АСГТ
95/19
с
се
-
чением
алюминия
95
мм
2
,
подвешенными
на
двух
изоляторах
ПС
-8,5 [5].
По
концам
опытно
-
промышленной
ЛЭП
на
под
-
станциях
«
Опытная
»
и
«
Белый
Раст
»
были
установ
-
лены
силовые
автотрансформаторы
АТ
750/500
кВ
,
мощностью
3
х
417 (1251)
МВА
со
встроенным
ре
-
гулированием
напряжения
под
нагрузкой
с
принуди
-
тельной
циркуляцией
масла
.
Проектами
обеих
подстанций
предусматривалась
возможность
установить
вторые
группы
автотранс
-
форматоров
и
завести
вторые
линии
750
кВ
.
Обе
автотрансформаторные
группы
были
изго
-
товлены
в
1966–1967
годах
на
Запорожском
Транс
-
форматорном
Заводе
(
ЗТЗ
).
Их
основные
параметры
(
мощность
,
сочетание
напряжений
,
сопротивления
,
испытательные
напряжения
,
диапазоны
регулирова
-
ния
)
были
рассчитаны
специалистами
ВЭИ
и
ВИТ
на
основе
комплексных
высоковольтных
и
электромаг
-
нитных
исследований
.
Создание
силовых
трансформаторов
750
кВ
представляло
наибольшие
трудности
.
Прежде
всего
это
вызывалось
необходимостью
вписать
собран
-
ный
трансформатор
в
строго
определенные
преде
-
лы
железнодорожного
габарита
.
Поэтому
одним
из
необходимых
условий
проектирования
трансформа
-
торов
750
кВ
стало
обеспечение
возможности
транс
-
портировки
полностью
собранного
трансформатора
в
рабочем
баке
.
У
трансформаторов
750
кВ
имелись
и
другие
кон
-
структивные
особенности
.
Например
,
по
сравнению
с
трансформаторами
500
кВ
относительный
объем
и
масса
изоляционных
материалов
были
выше
на
15–20%,
а
толщина
витковой
изоляции
обмоток
—
в
1,5
раза
больше
.
В
связи
с
повышенными
требованиями
к
изо
-
ляции
была
реконструирована
вакуумная
система
и
разработаны
новые
технологические
процессы
по
термовакуумной
обработке
активных
частей
авто
-
трансформаторов
,
вакуумной
заливке
масла
,
подго
-
товке
к
транспортировке
и
т
.
д
.
На
монтаже
автотрансформаторы
были
залиты
новым
высококачественным
трансформаторным
маслом
марки
Т
-750,
значительно
улучшенным
по
характеристикам
в
сравнении
с
применявшимися
ранее
маслами
.
№
5 (44) 2017

128
Первая
опытная
партия
воздушных
выключателей
750
кВ
была
изготовлена
в
1965
году
на
ленинград
-
ском
заводе
«
Электроаппарат
»
и
являлась
продол
-
жением
серии
выключателей
с
металлическими
дуго
-
гасительными
камерами
на
напряжение
110–500
кВ
,
работу
над
которой
завод
вел
на
протяжении
не
-
скольких
лет
.
По
существу
ВВБ
-750
представлял
выключатель
,
состоящий
из
четырех
последовательно
соединен
-
ных
выключений
на
напряжение
220
кВ
(
каскад
вы
-
ключателей
,
обеспечивающих
продольную
изоля
-
цию
),
вынесенных
с
помощью
опорной
изоляции
на
потенциал
750
кВ
.
Второй
тип
выключателя
(
ВВ
-750)
с
аналогичны
-
ми
характеристиками
,
но
с
механическим
приводом
был
разработан
ВЭИ
и
изготовлен
заводом
«
Урал
-
электро
тяж
маш
».
Выключатели
этих
двух
типов
были
установлены
на
подстанциях
ЛЭП
Конаково
—
Москва
.
Проведен
-
ные
натурные
испытания
позволили
выбрать
из
них
оптимальный
вариант
.
Разрядники
и
разъединители
750
кВ
проектиро
-
вались
ВЭИ
совместно
с
НПО
«
Электрокерамика
»,
и
в
1965
году
их
первые
образцы
были
изготовлены
Великолукским
заводом
высоковольтной
аппаратуры
.
Рабочее
сопротивление
разрядников
750
кВ
опре
-
делялось
режимом
грозовых
перенапряжений
.
Их
устройство
было
скомплектовано
из
тервитовых
дис
-
ков
с
повышенной
проводимостью
.
Разрядники
со
-
бирались
из
25
элементов
,
расположенных
по
винто
-
вой
линии
,
на
трех
колонках
из
опорных
изоляторов
и
имели
экранирующее
кольцо
.
Высота
разрядника
составляла
8
м
,
вес
— 10
т
.
Разъединители
750
кВ
обеспечивали
включение
и
отключение
линии
при
толщине
гололеда
на
прово
-
дах
до
20
мм
.
Они
управлялись
электроприводами
,
имели
два
симметричных
горизонтальных
ножа
,
сты
-
кующихся
в
центре
разрыва
.
Габариты
фазы
(
высо
-
та
,
ширина
,
длина
) — 10,1
х
3,5
х
7,5
м
.
Релейная
защита
и
линейная
автоматика
750
кВ
обеспечивалась
устройствами
,
выпускавшимися
оте
-
чест
венной
промышленностью
для
ЛЭП
500
кВ
.
Строительство
ЛЭП
750
кВ
Конаково
—
Москва
завершилось
в
декабре
1966
года
.
Генеральный
под
-
рядчик
МК
№
33
треста
«
Центроэлектросетьстрой
»,
руководителями
которой
были
З
.
Д
.
Каплуновский
и
Е
.
В
.
Соколов
,
представили
Государственной
комис
-
сии
соответствующие
документы
.
Акт
о
приемке
в
эксплуатацию
ЛЭП
750
кВ
с
оцен
-
кой
«
хорошо
»
был
утвержден
15
декабря
1966
года
заместителем
министра
Я
.
И
.
Финогеновым
.
По
ре
-
шению
пусковой
комиссии
от
26
декабря
1966
года
ЛЭП
была
испытана
напряжением
500
кВ
.
К
концу
первого
полугодия
1966
года
новая
ЛЭП
была
укомплектована
обслуживающим
персоналом
.
Начальниками
подстанции
750
кВ
«
Белый
Раст
»
и
«
Опытная
»
стали
В
.
П
.
Флягин
(
работавший
до
это
-
го
начальником
Липецкой
подстанции
)
и
А
.
А
.
Козлов
(
мастер
РЗ
с
ПП
-1) —
специалисты
,
имевшие
опыт
работы
на
подстанциях
500
кВ
.
Штат
ремонтно
-
эксплуатационного
персонала
подстанции
750
кВ
определился
на
основании
опы
-
та
ремонтно
-
эксплуатационного
обслуживания
под
-
станций
500
кВ
,
то
есть
в
количестве
70
человек
,
из
которых
ремонтный
персонал
составлял
около
50
че
-
ловек
.
Сооружение
подстанций
«
Белый
Раст
»
и
«
Опыт
-
ная
»
закончилось
в
сентябре
1967
года
.
Монтажные
работы
велись
,
как
правило
,
в
две
,
а
то
и
в
три
сме
-
ны
.
По
воспоминаниям
ветеранов
треста
«
Электро
-
центр
монтаж
»
наиболее
трудоемок
был
монтаж
выключателей
.
Одновременно
с
монтажом
велась
наладка
электрооборудования
,
устройств
РЗА
,
ап
-
паратуры
ВЧ
-
каналов
,
подготовка
всего
комплекса
ЛЭП
750
кВ
к
пуску
.
Эту
работу
проводили
специ
-
алисты
заводов
-
изготовителей
,
ОРГРЭС
,
ВНИИЭ
,
УЭЭС
500
кВ
и
ЦДУ
ЕЭС
.
Порталы
ошиновки
открытых
распределительных
устройств
на
обеих
подстанциях
были
выполнены
стальными
,
решетчатыми
,
оцинкованными
.
Опоры
под
оборудование
состояли
из
сборного
железо
-
бетона
.
Шинный
портал
имел
П
-
образную
форму
с
тра
-
версой
длиной
36,5
м
,
высотой
22
м
до
отметки
под
-
вески
натяжных
гирлянд
.
Расстояние
между
фазами
принято
равным
9,25
м
.
Ячейковые
порталы
имели
Т
-
образную
форму
,
вы
-
сота
до
отметки
подвески
гирлянд
составляла
35
м
.
Расстояние
между
фазами
было
принято
равным
16
м
.
Порталы
оборудовались
трапами
и
лестницами
.
Ошиновка
выполнялась
тремя
полыми
алюмини
-
евыми
проводами
типа
АП
-500
в
фазе
.
Расстояние
между
проводами
фазы
,
расположенными
по
верши
-
нам
треугольника
,
по
условиям
короны
и
радиопомех
было
принято
равным
400
мм
.
Монтаж
первого
в
СССР
АТ
750/500
кВ
на
ПС
«
Белый
Раст
». 1967
г
.
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ

129
При
эксплуатации
открытых
рас
-
пределительных
устройств
750
кВ
,
связанной
с
продолжительностью
пребывания
персонала
в
активной
зоне
электромагнитного
поля
,
пред
-
усматривалось
применение
стаци
-
онарных
или
временных
групповых
средств
экранирования
.
Они
выпол
-
нялись
в
виде
металлических
сет
-
чатых
козырьков
или
навесов
.
Для
индивидуальной
защиты
от
электро
-
магнитного
излучения
применялась
специальная
одежда
—
экранирую
-
щие
костюмы
,
которые
состояли
из
куртки
и
брюк
(
или
из
комбинезона
),
сшитых
из
специальной
металлизи
-
рованной
ткани
.
Пребывание
пер
-
сонала
в
активной
зоне
подстанции
без
средств
защиты
допускалось
на
протяжении
не
более
20
минут
.
16
сентября
1967
года
на
подстан
-
ции
«
Белый
Раст
»
состоялся
запуск
автотрансформа
-
тора
750
кВ
.
Вот
как
рассказывал
об
этом
событии
его
непосредственный
участник
,
бывший
сотрудник
под
-
станции
,
ветеран
МЭС
Центра
В
.
Ф
.
Капалин
:
«
Случилось
так
,
что
именно
мне
было
дове
-
рено
включить
первый
в
Европе
трансформатор
750
кВ
.
Весь
комплекс
напряженных
подгото
-
вительных
работ
был
закончен
,
сроки
пуска
со
-
гласованы
,
и
оставалось
лишь
поставить
точку
в
осуществлении
проекта
.
Пуск
был
назначен
на
вечер
16
сентября
.
Это
был
торжественный
мо
-
мент
,
и
мы
все
осознавали
значимость
происхо
-
дящего
.
Но
от
торжественности
и
напряжения
не
осталось
и
следа
,
когда
,
буквально
перед
самым
пуском
привезли
свежий
номер
«
Вечерней
Мо
-
сквы
».
Корреспондент
этой
газеты
накануне
целый
день
провел
с
нами
на
подстанции
,
готовя
мате
-
риал
о
грандиозном
событии
.
И
вот
перед
самым
включением
автотрансформатора
мы
прочита
-
ли
его
"
творение
" —
большую
статью
,
в
которой
торжественным
,
соответствующим
случаю
сло
-
гом
,
было
написано
о
том
,
как
состоялся
пуск
—
тот
,
который
мы
только
собирались
произвести
:
"…
Начальник
подстанции
нажал
последнюю
кноп
-
ку
—
и
ток
,
сначала
медленно
,
а
затем
все
быстрее
и
быстрее
побежал
по
проводам
".
Трудно
сказать
,
что
вдохновило
корреспондента
«
Вечерки
»
на
столь
поэтичную
метафору
,
помимо
слабых
познаний
школьного
курса
физики
.
Возмож
-
но
,
передачу
электроэнергии
он
представлял
себе
чем
-
то
вроде
работ
по
мелиорации
в
Средней
Азии
…
Нужно
ли
говорить
,
что
после
такого
"
напутствия
"
торжественное
включение
прошло
в
крайне
веселой
обстановке
!» [6].
Акт
о
приемке
в
эксплуатацию
подстанции
«
Бе
-
лый
Раст
»
и
«
Опытная
»
был
подписан
Государствен
-
ной
пусковой
комиссией
и
утвержден
министром
П
.
С
.
Непорожним
26
октября
1967
года
.
Началась
эксплуатация
первой
в
СССР
и
второй
в
мире
(
после
Канады
)
опытно
-
промышленной
ЛЭП
750
кВ
Конако
-
во
—
Москва
.
В
период
1967–1971
годов
на
этой
линии
прово
-
дились
натурные
испытания
,
охватывающие
практи
-
чески
весь
комплекс
электрооборудования
750
кВ
,
необходимого
для
промышленных
передач
этого
класса
напряжения
.
Наблюдение
за
ЛЭП
вела
Служ
-
ба
линий
Управления
дальних
передач
,
начальником
которой
в
1967
году
стал
В
.
А
.
Сибирцев
.
Испытания
позволили
сделать
вывод
о
достаточ
-
но
высоком
качестве
изоляции
оборудования
750
кВ
и
подтвердили
правильность
технических
решений
,
заложенных
в
систему
защиты
оборудования
от
пе
-
ренапряжений
.
Внутренняя
изоляция
оборудования
750
кВ
выдержала
воздействие
перенапряжений
,
значительно
превышающих
расчетный
изоляцион
-
ный
уровень
.
Но
в
некоторых
случаях
испытания
выявили
конструктивные
и
технологические
дефекты
обо
-
рудования
,
что
явилось
основанием
для
разработ
-
ки
мероприятий
по
их
устранению
заводами
-
изго
-
товителями
.
В
1971
году
на
подстанции
«
Белый
Раст
»
были
введены
в
эксплуатацию
шунтирующий
реактор
и
комбинированный
разрядник
750
кВ
.
Это
позво
-
лило
провести
серию
опытов
в
полной
схеме
ЛЭП
и
охватить
испытаниями
практически
весь
комплекс
электрооборудования
класса
напряжения
750
кВ
,
не
-
обходимого
для
промышленных
линий
сверхвысо
-
кого
напряжения
.
Данное
оборудование
включалось
в
работу
в
экспериментальных
целях
,
так
как
линия
была
короткая
и
в
компенсации
реактивной
мощно
-
сти
не
нуждалась
.
Особенно
важными
были
данные
,
характери
-
зующие
работу
выключателей
и
разрядников
.
Так
,
подтвердилась
зависимость
величины
перенапря
-
жений
от
момента
подачи
токового
импульса
на
электромагнит
отключения
выключателя
.
По
итогам
испытаний
выключатель
ВВ
-750
завода
«
Уралэлек
-
тромонтаж
»
был
заменен
на
выключатель
новой
конструкции
(
ВНВ
-750).
Та
же
участь
постигла
и
такой
аппарат
,
как
«
вклю
-
чатель
»,
установленный
в
цепи
подключения
шун
-
Оперативное
совещание
перед
пуском
первого
в
СССР
автотрансформа
-
тора
750/500
кВ
на
ПС
«
Белый
Раст
». 1967
г
.
№
5 (44) 2017

130
ПС
750
кВ
«
Ленинградская
»
ОРУ
330
кВ
.1975
г
.
тирующего
реактора
к
ЛЭП
.
Его
заменил
включа
-
тель
-
отключатель
—
аппарат
новой
конструкции
,
предназначенный
для
автоматического
безынерци
-
онного
включения
шунтирующего
реактора
при
пере
-
напряжениях
.
Общее
количество
опытов
с
момента
пуска
элек
-
тропередачи
и
до
1972
года
составило
620 [7].
Интересные
результаты
были
получены
в
процес
-
се
исследований
коронного
разряда
.
При
передава
-
емой
мощности
1200
МВт
потери
на
корону
превы
-
шали
потери
на
нагрев
на
20
и
50%
при
напряжении
750
и
770
кВ
соответственно
[8].
Одновременно
с
испытаниями
оборудования
750
кВ
шла
подготовка
к
сооружению
ЛЭП
750
кВ
Ленинград
—
Конаково
.
Межведомственную
ко
-
ординацию
работы
по
модернизации
и
доводке
оборудования
750
кВ
осуществляли
начальник
Главного
технического
управления
Минэнерго
Л
.
А
.
Трубицин
и
начальник
службы
перспективного
развития
ЦДУ
ЕЭС
И
.
И
.
Батюк
.
Проектирование
линии
750
кВ
Ле
-
нинград
—
Конаково
с
ПС
«
Ленин
-
градская
»
велось
Северо
-
Западным
отделением
(
СЗО
) «
Энергосетьпро
-
екта
» (
г
.
Ленинград
),
главным
ин
-
женером
которого
был
К
.
П
.
Крюков
.
Проектирование
ПС
750
кВ
«
Опыт
-
ная
»
осуществлялась
ОДП
ЭСП
,
главным
инженером
которого
был
В
.
С
.
Лященко
.
Стоимость
сооружения
проекти
-
руемой
ЛЭП
без
подстанции
была
утверждена
в
сумме
38,5
млн
руб
-
лей
(
в
ценах
1961
года
),
в
том
чис
-
ле
строительно
-
монтажных
работ
на
30,8
млн
рублей
.
Стоимость
со
-
оружения
1
км
линии
составила
73 300
рублей
[9].
Технико
-
экономические
показате
-
ли
электропередачи
рассчитывались
таким
образом
,
чтобы
получить
эко
-
номию
затрат
на
установку
источни
-
ков
реактивной
мощности
,
то
есть
шунтирующих
реакторов
.
Для
этого
была
подобрана
соответствующая
конструкция
фазы
,
обеспечивающая
минимальную
напряженность
элек
-
трического
поля
на
поверхности
про
-
водов
.
На
ЛЭП
750
кВ
Ленинград
—
Ко
-
наково
впервые
в
мире
было
приме
-
нено
расщепление
фазы
на
5
гори
-
зонтально
расположенных
проводов
сечением
1200
мм
2
с
междуфазовым
расстоянием
19,5
м
при
шаге
рас
-
щепления
в
пролете
30
см
.
Механи
-
ческая
устойчивость
проводов
фазы
обеспечивалась
новой
системой
конструкций
поддерживающих
зажи
-
мов
и
схемой
расстановки
дистанци
-
онных
распорок
.
В
качестве
анкерно
-
угловых
опор
были
при
-
няты
трехстоечные
опоры
высотой
25
и
30
м
.
При
выборе
конструкции
промежуточной
опоры
—
наи
-
более
массовой
опоры
на
ЛЭП
—
проектировщи
-
ки
отдали
предпочтение
V-
образной
одностоечной
опоре
на
оттяжках
с
высотой
траверсы
38
м
,
изго
-
товленной
из
низколегированной
стали
марки
Ст
3.
Вес
такой
опоры
оказался
минимальным
и
составил
12,3
тонны
.
Для
подвески
проводов
на
промежуточных
опо
-
рах
применялись
двухцепные
подвесные
гирлянды
новой
облегченной
конструкции
из
41
изолятора
ПС
-12
А
в
каждой
гирлянде
.
Натяжные
гирлянды
применялись
пятицепные
(
по
количеству
проводов
в
фазе
)
с
раздельным
крепле
-
нием
каждой
цепи
.
В
проекте
была
выявлена
любопытная
зависи
-
мость
расстояния
между
крайними
фазами
от
пре
-
ЛЭП
750
кВ
Ленинград
—
Конаково
. 1975
г
.
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ

131
вышения
средней
фазы
над
крайними
.
Оказалось
,
что
приподнимая
среднюю
фазу
(
например
,
путем
ее
подвески
на
V-
образных
гирляндах
),
можно
суще
-
ственно
снизить
расстояние
между
фазами
и
,
следо
-
вательно
,
габариты
линии
.
Грозозащитные
сталеалюминиевые
тросы
марки
АСУС
-72/72
подвешивались
на
тросостойках
опор
с
помощью
гирлянд
из
трех
изоляторов
ПС
-12
А
.
Каж
-
дая
гирлянда
шунтировалась
искровым
промежут
-
ком
.
Кроме
основной
функции
данные
тросы
выпол
-
няли
дополнительную
задачу
—
они
использовались
для
организации
многоканальной
высокочастотной
диспетчерской
связи
.
Строительство
ЛЭП
750
Ленинград
—
Конаково
(
протяженность
525
км
)
началось
в
1971-
м
и
продол
-
жалось
до
1975
года
.
Опытная
линия
Конаково
—
Москва
и
подстанции
«
Белый
Раст
»
и
«
Опытная
»
стали
частью
одной
из
важнейших
межсистемных
связей
ЕЭС
СССР
—
промышленной
электропере
-
дачи
750
кВ
Северо
-
Запад
—
Центр
».
Чтобы
выиграть
время
и
обеспечить
ускоренное
сооружение
и
ввод
электропередачи
в
эксплуата
-
цию
,
руководство
Минэнерго
СССР
приняло
бес
-
прецедентное
решение
.
Строительство
первой
промышленной
ЛЭП
750
кВ
было
поручено
двум
строительным
главкам
:
Главцентроэлектрострою
и
Главвостокэлектрострою
.
На
сооружение
ЛЭП
отпускался
один
год
—
мак
-
симально
сжатый
срок
,
что
было
связано
с
острым
недостатком
электроэнергии
в
центре
России
.
Перед
строителями
была
поставлена
сложная
за
-
дача
по
возведению
уникального
инженерного
со
-
оружения
в
условиях
заболоченной
,
труднодоступ
-
ной
лесистой
местности
.
Всего
на
строительстве
по
непрерывному
скользящему
графику
работало
10
механизированных
колонн
.
Общая
численность
строителей
составляла
более
полутора
тысяч
че
-
ловек
.
22
декабря
1975
года
в
День
энергетика
на
под
-
станции
750
кВ
«
Ленинградская
»
был
введен
в
экс
-
плуатацию
первый
автотрансформатор
750/330
кВ
1000
МВ
·
А
,
а
в
июле
1976
года
включен
второй
такой
же
автотрансформатор
.
В
том
же
1976
году
на
подстанциях
«
Белый
Раст
»
и
«
Опытная
»
были
установлены
автотрансформа
-
торы
750/500
кВ
по
1250
МВ
·
А
.
На
электропередаче
750
кВ
Ленинград
—
Конаково
завершился
монтаж
и
включение
на
линию
через
разъединители
(
без
вы
-
ключателей
)
трех
шунтирующих
реакторов
750
кВ
300
МВ
·
А
:
двух
на
подстанции
«
Ленинградская
»
и
одного
на
подстанции
«
Опытная
».
Подстанция
«
Ленинградская
»
стала
важнейшим
энергетическим
узлом
ЕЭС
СССР
,
связанным
с
под
-
станциями
Ленэнерго
следующими
линиями
330
кВ
:
•
на
Прибалтийскую
ГРЭС
(2
цепи
),
•
на
подстанцию
«
Южная
» (3
цепи
),
•
на
подстанцию
«
Чудово
» (1
цепь
).
До
включения
линии
750
кВ
Ленинград
—
Кона
-
ково
максимально
допустимый
переток
по
тран
-
зитам
330–220
кВ
Ленэнерго
составлял
750
МВт
.
С
вводом
в
работу
электропередачи
750
кВ
Ле
-
нинград
—
Конаково
с
одним
автотрансформа
-
тором
1000
МВА
на
подстанции
«
Ленинградская
»
максимально
допустимый
переток
составил
1700
МВт
[10].
В
период
1976–1979
годов
ЛЭП
750
кВ
Ленин
-
град
—
Конаково
проработала
более
60%
кален
-
дарного
времени
с
максимальной
нагрузкой
,
по
ней
в
Москву
и
дефицитные
ЭЭС
Центра
было
передано
33
млрд
кВт
·
час
.
Общее
время
аварий
-
ного
простоя
электропередачи
за
три
года
(15
слу
-
чаев
автоматического
отключения
)
составило
60
часов
.
1970–80-
е
годы
в
СССР
были
отмечены
массо
-
вым
строительством
линий
электропередачи
750
кВ
.
В
период
с
1971
по
1977
год
была
сооружена
Транс
-
украинская
ЛЭП
750
кВ
протяженностью
свыше
1100
км
для
ликвидации
энергодефицита
в
запад
-
ных
районах
Украины
.
С
1975
по
1980
год
введены
в
работу
ЛЭП
750
кВ
Чернобыльская
АЭС
—
Винни
-
ца
(302
км
),
Чернобыльская
АЭС
—
Западноукраин
-
ская
(320
км
),
Чернобыльская
АЭС
—
Хмельницкая
АЭС
(323
км
),
Ровенская
АЭС
—
Западноукраинская
(287
км
).
Грандиозные
замыслы
советских
энергетиков
до
сих
пор
поражают
воображение
.
С
помощью
линий
750
кВ
они
планировали
объединить
энер
-
госистемы
стран
социалистического
содружества
и
создать
Объединенную
энергосистему
«
Мир
»
с
диспетчерским
центром
в
Праге
.
В
рамках
этого
проекта
в
1977–1979
годах
были
построены
межго
-
сударственные
ЛЭП
750
кВ
в
Венгрию
,
Польшу
,
Ру
-
мынию
и
Болгарию
.
Одновременно
шло
развитие
Единой
энергетиче
-
ской
системы
СССР
.
С
1979
по
1982
год
для
выдачи
мощности
Курской
АЭС
были
построены
:
•
ЛЭП
750
кВ
Курская
АЭС
—
Металлургическая
,
•
ЛЭП
750
кВ
Курская
АЭС
—
Новобрянская
,
•
ЛЭП
750
кВ
Курская
АЭС
—
Североукраинская
.
Их
общая
протяженность
составила
567
км
.
Советские
энергетики
планировали
впоследствии
связать
при
помощи
ЛЭП
750
кВ
в
единый
комплекс
все
атомные
электростанции
европейской
части
России
с
образованием
Среднеевропейского
кольца
750
кВ
.
В
период
с
1984
по
1987
год
были
созданы
объек
-
ты
схемы
выдачи
мощности
Смоленской
АЭС
:
•
ЛЭП
750
кВ
Смоленская
АЭС
—
Новобрянская
,
•
ЛЭП
750
кВ
Смоленская
АЭС
—
Михайлов
,
•
ЛЭП
750
кВ
Смоленская
АЭС
—
Белорусская
,
•
ЛЭП
750
кВ
Смоленская
АЭС
—
Калуга
—
Вла
-
димир
.
Однако
этот
проект
остался
незавершенным
.
После
чернобыльской
аварии
,
под
давлением
оте
-
чественной
и
зарубежной
общественности
строи
-
тельство
новых
энергоблоков
на
Смоленской
АЭС
было
прекращено
.
Поэтому
открытое
распредели
-
тельное
устройство
750
кВ
на
этой
электростан
-
ции
не
было
построено
,
а
уже
готовые
ЛЭП
750
кВ
были
включены
на
напряжение
500
кВ
.
С
этого
периода
начался
закат
эры
напряжения
750
кВ
.
Одним
из
последних
объектов
,
введенным
в
строй
в
советскую
эпоху
,
была
линия
Калинин
-
ская
АЭС
—
Владимир
протяженностью
400
км
.
№
5 (44) 2017

132
Ее
построили
в
1986
году
для
выдачи
мощности
1-
го
энергоблока
Калининской
АЭС
.
Сегодня
эта
линия
обес
пе
чивает
переток
электроэнергии
(
мощности
)
величиной
до
1300
МВт
в
сторону
Цен
-
тра
на
ПС
750
кВ
«
Владимирская
».
В
1990
году
началось
сооружение
линии
750
кВ
За
-
порожская
АЭС
—
Южнодонбасская
,
которая
долж
-
на
была
стать
первым
участком
южной
магистрали
750
кВ
,
намеченной
для
прохождения
в
широтном
направлении
по
линии
Южнодонбасская
—
Кахов
-
ская
—
Одесса
.
Линия
осталась
недостроенной
,
ее
опоры
дважды
валили
охотники
за
металлом
.
После
распада
СССР
строительство
объектов
750
кВ
в
России
на
долгие
годы
прекратилось
—
вплоть
до
2004
года
.
В
этом
году
Федеральная
Се
-
тевая
компания
через
два
года
после
своего
соз
-
дания
ввела
в
работу
объекты
выдачи
мощности
3-
го
энергоблока
Калининской
АЭС
в
Череповец
-
кий
промышленный
район
— 259-
километровую
магистральную
электропередачу
750
кВ
Калинин
-
ская
АЭС
—
Белозерская
с
подстанцией
нового
поколения
750
кВ
«
Белозерская
».
В
ходе
реализации
этого
масштабного
проекта
были
впервые
в
России
опробованы
и
внедрены
но
-
вые
технологии
,
применяемые
сегодня
повсеместно
,
например
,
монтаж
проводов
методом
«
под
тяжени
-
ем
»,
автоматизированная
система
управления
тех
-
нологическими
процессами
подстанции
и
др
.
В
2006
году
ФСК
ЕЭС
выполнила
расширение
подстанции
750
кВ
«
Белый
Раст
»
с
вводом
580
МВА
дополнительной
трансформаторной
мощности
и
со
-
оружением
нового
ОРУ
110
кВ
.
Эта
большая
работа
,
проведенная
в
рекордно
короткие
сроки
(6
месяцев
),
значительно
увеличила
возможности
присоедине
-
ния
к
сетям
новых
потребителей
,
а
также
позволила
снизить
нагрузки
на
московскую
подстанцию
500
кВ
«
Бескудниково
»
в
период
ее
предстоящей
рекон
-
струкции
.
В
2007
году
на
Калининской
АЭС
возобновилось
строительство
4-
го
энергоблока
мощностью
1
ГВт
,
приостановленное
в
1991
году
из
-
за
прекращения
финансирования
.
В
апреле
2010
года
Председатель
Правитель
-
ства
России
В
.
В
.
Путин
поставил
перед
ФСК
ЕЭС
и
Госкорпорацией
«
Росатом
»
задачу
:
в
2012
году
обеспечить
выдачу
мощности
нового
энергоблока
потребителям
—
в
Московскую
и
Вологодскую
энер
-
госистемы
.
Торжественное
мероприятие
,
посвященное
завершению
расширения
ПС
750
кВ
«
Белый
Раст
». 2006
г
.
ЛЭП
750
кВ
Калининская
АЭС
—
Белозерская
. 2004
г
.
Черниговская
область
,
Украина
.
Недо
-
строенная
и
заброшенная
ЛЭП
750
кВ
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ

133
2012
г
.
ПС
750
кВ
«
Грибово
»
введена
в
работу
Торжественный
митинг
,
посвященный
пуску
ПС
750
кВ
«
Грибово
». 2012
г
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Электропередачи
сверхвысокого
напряжения
ЕЭС
России
.
Под
об
-
щей
редакцией
В
.
М
.
Лаврентье
-
ва
.
М
.:
Энергоатомиздат
, 2001.
С
. 125.
2.
Там
же
.
С
. 95–97.
3.
Совалов
С
.
А
.
Режимы
электропе
-
редач
400–500
кВ
ЕЭС
.
М
.:
Энер
-
гия
, 1967. 304
с
.
4.
Эленбоген
Г
.
Н
.
Сооружение
фун
-
даментов
под
опоры
линии
элек
-
тропередачи
750
кВ
Конаковская
ГРЭС
—
Москва
//
Энергетиче
-
ское
строительство
, 1967,
№
8.
С
. 16.
5.
Зеличенко
А
.
С
.
Особенности
про
-
ектирования
линии
электропере
-
дачи
750
кВ
Конаковская
ГРЭС
—
Москва
//
Энергетическое
строи
-
тельство
, 1967,
№
8.
С
. 11.
6.
МЭС
Центра
:
наследники
«
Даль
-
них
передач
».
Под
ред
.
М
.
Ш
.
Мис
-
риханова
.
М
., 2009.
С
. 176–177.
7.
Акопян
А
.
А
.,
Волкова
О
.
В
.,
Роди
-
онов
Я
.
В
.,
Фотин
В
.
П
.,
Ярошен
-
ко
А
.
И
.,
Зихерман
М
.
Х
.,
Лохани
-
на
Н
.
И
.,
Рашкес
В
.
С
.
Результаты
испытаний
на
опытно
-
промыш
-
ленной
электропередаче
750
кВ
Конаково
—
Москва
//
Дальние
электропередачи
750
кВ
.
Сб
.
статей
под
общей
редакцией
А
.
М
.
Некрасова
и
С
.
С
.
Рокотя
-
на
.
Часть
II.
М
.:
Энергия
, 1975.
С
. 59–60.
8.
Левитов
В
.
И
.,
Попков
В
.
И
.
Потери
на
корону
на
проводах
опытно
-
промышленной
ЛЭП
750
кВ
Ко
-
наково
—
Москва
//
Известия
АН
СССР
.
Энергетика
и
транспорт
,
1971,
№
4.
С
. 41–45.
9.
Крюков
К
.
П
.,
Носов
И
.
М
.,
Фельд
-
ман
М
.
Л
.
Основные
проектные
решения
по
линии
электропе
-
редачи
750
кВ
Конаково
—
Ле
-
нинград
/
Дальние
электропе
-
редачи
750
кВ
.
Сб
.
статей
под
общей
редакцией
А
.
М
.
Некрасо
-
ва
и
С
.
С
.
Рокотяна
.
Часть
I.
М
.:
Энергия
, 1974.
С
. 183.
10.
Системные
испытания
по
опре
-
делению
режимных
характери
-
стик
электропередачи
Северо
-
Запад
—
Центр
и
линии
750
кВ
Ленинград
—
Конаково
.
М
.:
ЦДУ
ЕЭС
СССР
, 1977.
С
. 4–6.
Для
выполнения
этой
задачи
была
построена
ЛЭП
750
кВ
Калининская
АЭС
—
Грибово
протяжен
-
ностью
250,5
км
,
проходящая
по
территории
пяти
районов
Тверской
и
двух
районов
Московской
области
.
В
районе
Воло
-
коламска
была
построена
и
введе
-
на
в
эксплуатацию
ПС
750
кВ
«
Гри
-
бово
»
установленной
мощностью
4552
МВА
,
оснащенная
высоконад
-
ежным
современным
электрообору
-
дованием
преимущественно
отече
-
ственного
производства
.
Также
сооружен
целый
комплекс
объектов
классов
напряжения
500
и
220
кВ
,
выполнено
расширение
под
-
станции
750
кВ
«
Белозерская
»
с
увели
-
чением
трансформаторной
мощности
.
В
новой
истории
отечественной
энер
-
гетики
этот
проект
считается
одним
из
наиболее
масштабных
и
значимых
.
На
сегодняшний
день
протяжен
-
ность
ЛЭП
750
кВ
,
находящихся
в
обслуживании
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
со
-
ставляет
около
3 000
км
.
В
настоящее
время
компания
реали
-
зует
масштабный
проект
,
направленный
на
повышение
надежности
энергосистем
Центра
и
Северо
-
Запада
.
Важнейшей
ча
-
стью
этого
проекта
является
линия
750
кВ
Ленинградская
—
Белозерская
протяжен
-
ностью
473
км
.
В
перспективе
линии
750
кВ
могли
бы
заменить
(
в
целях
повышения
пропускной
способности
)
существующие
межсистем
-
ные
электрические
связи
330
и
500
кВ
,
на
-
пример
,
на
таких
трассах
,
как
:
•
Сургут
—
Тюмень
—
Екатеринбург
,
•
Сургут
—
Нижневартовск
—
Томск
,
•
Усть
-
Илимская
ГЭС
—
Забайкалье
,
•
Балаковская
АЭС
(
с
5-
м
и
6-
м
энерго
-
блоками
) —
Волгоград
—
Ростов
—
Крас
-
нодар
,
•
Кольская
АЭС
—
Санкт
-
Петербург
(
для
выдачи
«
запертой
»
мощности
,
вместо
двух
воздушных
линий
330
кВ
—
действующей
и
строящейся
).
№
5 (44) 2017
Оригинал статьи: Три четверти миллиона вольт
Пятьдесят лет назад в нашей стране появился новый сверхвысокий класс напряжения электропередачи — 750 000 вольт.