Создание дополнительной устойчивости

Page 1
background image

Page 2
background image

38

Создание дополнительной 
устойчивости

Электрическая

 

энергия

 

является

 

товаром

 

первой

 

необходимости

 

для

 

граждан

 

и

 

органи

-

заций

а

 

важная

 

роль

 

в

 

обеспечении

 

надежности

 

энергоснабжения

 

потребителей

 

и

 

поддержании

 

энергетической

 

безопасности

 

регионов

 

сейчас

 

возложена

 

на

 

гарантирующих

 

поставщиков

Однако

 

опыт

 

показывает

что

 

существующая

 

система

 

требует

 

появления

 

структуры

 

с

 

государственным

 

участием

которая

 

могла

 

бы

 

вместо

 

сетевых

 

организаций

 «

подхватить

» 

функционал

 

главной

 

энергосбытовой

 

компании

 

того

 

или

 

иного

 

региона

 

на

 

период

 

вынужденной

 

смены

 

гарантирующих

 

поставщиков

 

или

 

на

 

проблемных

 

участках

Однако

 

для

 

того

чтобы

 

работа

 

федерального

 

гарантирующего

 

поставщика

 

была

 

эффективной

должны

 

учитываться

 

интересы

 

всех

 

субъектов

 

и

в

 

первую

 

очередь

сетевых

 

и

 

генерирующих

 

компаний

.

Г

арантирующий  поставщик  электрической 

энергии — это участник оптового и розничных 

рынков электрической энергии, который обя-

зан  в  соответствии  с  Федеральным  законом 

от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или 

добровольно принятыми обязательствами заключить 

договор купли-продажи электрической энергии с лю-

бым  обратившимся  к  нему  потребителем,  который 

расположен в границах зоны его деятельности. Ста-

тус гарантирующего поставщика распространяется на 

определенную территорию, что зафиксировано в Фе-

деральном информационном реестре гарантирующих 

поставщиков и зон их деятельности. Существование 

гарантирующего поставщика выгодно как потребите-

лям,  так  и  производителям  энергии.  Для  потребите-

ля гарантирующий поставщик должен быть оплотом 

надежности энергоснабжения, а для производителей 

электроэнергии — партнером, который обеспечивает 

расчеты на оптовом рынке электроэнергии и мощно-

сти (ОРЭМ) за электроэнергию и мощность.

Сейчас, когда случается, что энергосбытовая ком-

пания  по  причине  финансовой  несостоятельности 

утрачивает статус гарантирующего поставщика (ГП), 

ее  функции  начинает  исполнять  территориальная 

сетевая  организация  (как  правило,  это  работающая 

в регионе дочка «Россетей»). На срок не более 12 ме-

сяцев  территориальная  сетевая  организация  (ТСО) 

должна  «подхватить»  функцию  гарантирующего  по-

ставщика у терпящей крах энергосбытовой компании. 

Но через год в результате открытого конкурса регион 

должен получить нового гарантирующего поставщика.

Но это в теории, а на практике в ряде субъектов 

Российской  Федерации  провести  конкурс  не  пред-

ставляется возможным по причине отсутствия заявок. 

Конкурсы не проводятся, либо признаются не состояв-

шимися. Самыми проблемными в этом отношении яв-

ляются  субъекты  Северо-Кавказского  Федерального

округа, Республики Калмыкия и Республики Хакасия.

Компания «Россети Северный Кавказ» с 2015 года 

выполняет  функции  гарантирующего  поставщика 

в  Республике  Ингушетия  и  Чеченской  Республике. 

Конкурсы на присвоение статуса гарантирующего по-

ставщика  в  данных  субъектах  объявлялись  13  раз, 

но  заявки  не  поступили.  В  Тверской  области,  где 

«Россети Центр» в декабре 2016 года «подхватили» 

функции гарантирующего поставщика, конкурсы Ми-

нистерством  энергетики  Российской  Федерации  не 

проводились. «Россети Сибири» с апреля 2018 года 

выполняют  функции  ГП  на  территории  Республики 

Хакасия, за это время проведено 6 конкурсов, ни один 

из них не был признан состоявшимся. «Россети Юг» 

с января 2019 года подхватили функции гарантирую-

щего поставщика на территории Республики Калмы-

кия, было проведено 3 конкурса на определение но-

вого ГП, все были признаны не состоявшимися. Из-за 

накопившихся  долгов  перед  оптовым  энергорынком 

частные  инвесторы  даже  не  рассматривают  вопрос 

об участии в конкурсных процедурах в таких регионах, 

считая экономически нецелесообразным заниматься 

деятельностью  ГП  в  существующих  экономических 

и правовых условиях.

Как следствие, сетевые организации на протяже-

нии  многих  лет  вынуждены  осуществлять  несвой-

ственную им функцию энергосбытовой организации, 

что приводит к отвлечению ресурсов и в целом нега-

тивно влияет на их финансовое состояние и работу. 

Кроме  того,  данная  ситуация  противоречит  ФЗ  «Об 

электроэнергетике»,  так  как  сетевые  организации 

вынуждены  совмещать  естественно-монопольные 

(в основном передача и распределение электроэнер-

гии, диспетчеризация) и конкурентные (производство 

электроэнергии, сбыт) виды деятельности.

В  связи  с  этим  вполне  логичным  является  пред-

ложение электросетевых компаний о необходимости 

создать  федерального  гарантирующего  поставщика 

(ФГП) — специализированную организацию, подкон-

трольную государству, основным видом деятельности 

которой стало бы осуществление функций гарантиру-

ющего поставщика и нормализация платежной дисци-

плины в «сложных» регионах, куда на конкурс ГП не 

приходят иные компании.

Основаниями для реализации ФГП функций гаран-

тирующего поставщика должны стать:

 

– лишение  гарантирующего  поставщика  этого  ста-

туса  в  конкретном  субъекте,  входящем  в  цено-

вую  зону  оптового  рынка  (период  реализации 

Павлов

 

А

.

С

.,

 директор по стратегичес ким проектам журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распре деление»

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ


Page 3
background image

39

функций — не более 12 месяцев, 

в течение которых должен быть 

определен победитель конкурса 

за этот статус);

 

– невозможность проведения кон-

курса за статус гарантирующего 

поставщика  в  субъекте,  входя-

щем  в  ценовую  зону  оптового 

рынка, вне зависимости от при-

чин, которыми она вызвана.

Преимущества концепции созда-

ния федерального гарантирующего 

поставщика  очевидны.  Приход  но-

вой специализированной организа-

ции позволил бы исключить случаи 

совмещения конкурентного и моно-

полистического  видов  деятельно-

сти  со  стороны  ТСО.  Исключение 

нагрузки на ТСО в виде реализации 

несвойственной  энергосбытовой 

деятельности приведет к улучшению их работы и фи-

нансового  состояния.  ФГП  сможет  быстро  осущест-

влять «подхват» функций гарантирующего поставщи-

ка в любом субъекте РФ, входящем в ценовую зону. 

Участие государства в деятельности ФГП повысит его 

восприимчивость к проблемам неплатежей за потре-

бленные  энергоресурсы.  Также  изменение  системы 

приведет  к  большей  мотивированности  со  стороны 

регулятора в скорейшем проведении конкурса на при-

своение статуса гарантирующего поставщика.

Тем  не  менее  при  всех  перечисленных  плюсах 

концепции  необходимо  учесть  несколько  моментов 

при  определении  принципов  работы  этой  специали-

зированной организации. Перечисленные положения 

должны помочь обеспечить бóльшую эффективность 

ФГП  в  работе  на  розничном  рынке  по  сравнению 

с действующей системой взаимоотношений. 

Во-первых, на начальном этапе ФГП все же важна 

организационная  поддержка  со  стороны  ТСО.  В  на-

стоящее  время  сетевые  организации  имеют  доста-

точный объем информации о потребителях, а также 

развитую  инфраструктуру.  Не  стоит  забывать,  что 

у  ТСО  (в  первую  очередь  входящих  в  группу  «Рос-

сети»)  уже  налажена  системная  работа  с  неплате-

жами  в  проблемных  регионах  и  реструктуризацией 

задолженностей. Одномоментная передача функций 

к ФГП приведет к утрате указанных преимуществ при 

существенных  временных,  трудовых,  финансовых 

и административных затратах, необходимых для со-

здания компенсирующих механизмов. Поэтому важно 

в проекте изменений прописать процедуру перехода 

потребителей на обслуживание ФГП с учетом переда-

чи базы и всей необходимой документации при актив-

ной поддержке электросетевых компаний.

Во-вторых, необходимо, чтобы ФГП брал на себя 

обязательства и гарантировал кредиторам 100% по-

гашение  задолженности  организации,  лишенной 

статуса ГП. Экспертами отрасли предлагается пред-

усмотреть  в  концепции  положения  о  том,  что  ФГП 

выкупает у кредиторов задолженность лишенного ГП 

и далее проводит работу по взысканию задолженно-

сти у должника. Накопленная перед оптовым рынком 

задолженность  тормозит  развитие  отрасли,  а  появ-

ление ФГП должно способствовать разрешению этой 

проблемы,  а  не  ее  усугублению.  Отдельного  обсуж-

дения  требует  вопрос  определения  механизмов  по-

гашения  задолженности  перед  ТСО.  Если  для  гене-

рирующих компаний включение в реестр кредиторов 

является  единственным  способом  вернуть  дебитор-

скую задолженность, то у сетевых организаций меха-

низмов взыскания средств и принуждения к платеж-

ной дисциплине гораздо больше.

Третий важный вопрос — структура наблюдатель-

ного  совета  ФГП.  Высокую  заинтересованность  уча-

стия в органах управления ФГП, кроме представителей 

федеральных органов исполнительной власти, Совета 

рынка,  сетевых  организаций,  демонстрируют  и  гене-

рирующие компании. Причина заключается в том, что 

они  являются  основными  кредиторами  ОРЭМ  и  не-

сут  основное  финансовое  бремя  от  задолженности, 

накопленной  перед  энергорынком.  Генерирующие 

компании  видят  важную  роль  ФГП  именно  в  реше-

нии  накопившихся  вопросов  платежной  дисциплины 

и дальнейших взаиморасчетов между субъектами.

В  недалеком  будущем,  принимая  во  внимание 

реализующуюся  концепцию  цифровизации  электро-

энергетики и экономики России в целом, ФГП имеют 

большой  потенциал  стать  ключевым  субъектом  при 

создании системы взаимных расчетов на основе блок-

чейн. Для формирования такой системы должна быть 

проведена плотная работа, направленная на синхро-

низацию интересов различных субъектов с организа-

ционной точки зрения и технических вопросов выстра-

ивания системы взаиморасчетов.

Таким  образом,  идея  создания  на  федеральном 

уровне игрока, который смог бы оперативно взять на 

себя  функции  гарантирующего  поставщика  электро-

энергии в различных регионах России, а также стал 

бы драйвером решения важных для всех участников 

рынка задач по взаимным расчетам, импонирует как 

сетевым  организациям,  так  и  производителям  энер-

гии. По сути, реализация концепции, если при ее раз-

работке будут учтены точки зрения всех сторон, вы-

ведет  энергосбытовой  рынок  на  качественно  новую 

ступень развития. Результатом же будет повышение 

надежности энергоснабжения потребителей.  

Фото: dashu83 / freepik.com

 3 (60) 2020


Оригинал статьи: Создание дополнительной устойчивости

Читать онлайн

Электрическая энергия является товаром первой необходимости для граждан и организаций, а важная роль в обеспечении надежности энергоснабжения потребителей и поддержании энергетической безопасности регионов сейчас возложена на гарантирующих поставщиков. Однако опыт показывает, что существующая система требует появления структуры с государственным участием, которая могла бы вместо сетевых организаций «подхватить» функционал главной энергосбытовой компании того или иного региона на период вынужденной смены гарантирующих поставщиков или на проблемных участках. Однако для того, чтобы работа федерального гарантирующего поставщика была эффективной, должны учитываться интересы всех субъектов и, в первую очередь, сетевых и генерирующих компаний.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Система диагностики АКБ «Репей»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Возобновляемая энергетика / Накопители Диагностика и мониторинг
ООО НПП «Микропроцессорные технологии»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Внедрение резонансной системы передачи электрической энергии в филиале ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Рязаньэнерго»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Кабельные линии
ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»