Обеспечить равные возможности для всех при справедливом распределении ответственности

Оригинал статьи: Обеспечить равные возможности для всех при справедливом распределении ответственности

Читать онлайн

В наступившем 2022 году исполняется 10 лет с даты утверждения Дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» (Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 1144-р). За этот период было внесено множество усовершенствований в процедуру технологического присоединения к электрическим сетям: одних только Постановлений Правительства, вносящих изменения и дополнения в Правила технологического присоединения, было издано более 50. Вносились изменения и поправки в Федеральный Закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Методические указания по расчету платы за технологическое присоединение. Положения по многим вопросам переписывались неоднократно, то в большей мере обеспечивая интересы заявителей, то — интересы сетей. О дальнейших изменениях законодательства в области технологического присоединения с учетом экономических интересов государства мы беседуем с Председателем Комитета по энергетике Государственной Думы Павлом ЗАВАЛЬНЫМ.

— Павел Николаевич, какое соотношение взаимных обязательств заявителя и сетевой организации в процессе технологического присоединения можно считать сбалансированным, исходя из существующей экономической ситуации в стране?

— В первую очередь, хочу подчеркнуть, что в отношении сетевого комплекса (по сути монопольного вида деятельности) какие-либо рыночные процедуры неуместны. Все ключевые процессы должны регулироваться государством.

При этом распределение ответственности по реализации мероприятий «последней мили» должно быть более гибким. Заявитель должен иметь возможность самостоятельно выполнить эту работу, привлечь специализированную компанию, которая за минимальную стоимость выполнит работы по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями, выданными сетевой организацией. Эти работы могут быть выполнены и сетевой организацией, но на тех же конкурентных условиях, чтобы цена этого технологического присоединения была минимальная.

В этом подходе важно соблюсти баланс двух интересов: экономического (со стороны заявителя) и технологического (со стороны сетевой организации). Заявитель должен иметь возможность подключить свой объект в минимальные сроки по оптимальной цене, сетевая организация должна сохранить операционный контроль над участками сети, построенными заявителем.

— Как Вы видите решение проблемы льготного технологического присоединения?

— Действительно, необходимость корректировки механизма льготного техприсоединения назрела. Уже более 10 лет вне зависимости от платежеспособности потребителя стоимость подключения объекта с максимальной мощностью до 15 кВт составляет 550 рублей. Конечно, себестоимость значительно выше. Она оценивается в целом порядка 5000 рублей за 1 кВт мощности. Для потребителей с максимальной мощностью до 150 кВт техприсоединение вообще бесплатно. В условиях регулирования
тарифов по передаче по схеме «инфляция минус» это уже привело к миллиардным выпадающим доходам сетевых организаций. Поэтому по вопросу корректировки этого подхода дебаты ведутся уже продолжительное время.

Государственной Думой принят внесенный Правительством законопроект, который вводит коррективы в действующий механизм так называемого льготного технологического присоединения. Для населения, в первую очередь, льготных категорий и малообеспеченных граждан, льготы будут сохранены, и стоимость техприсоединения составит 1000 рублей. Эти льготы будут регулироваться соответствующим Постановлением Правительства.

А что касается платежеспособного населения, то для этой категории будет введена оплата экономически обоснованных затрат такого техприсоединения, но стоимость его не должна превышать 5000 рублей за 1 кВт присоединяемой мощности. При этом снимается ограничение 15 кВт. Решение о введении соответствующих тарифных ставок за единицу присоединяемой мощности
в каждом регионе будет приниматься соответствующим субъектом федерации.

Сохранится механизм регулирования применения тарифов и льготных ставок для населения — в зависимости от расстояния подключаемого объекта до сетей: в городах до 300 м, в сельской местности — до 500 м. К примеру, если кто-то захочет построить усадьбу за 5 км от сетей, то он должен будет оплатить все соответствующие затраты по индивидуальному проекту, не перекладывая их на других потребителей.

Для заявителей с заявленной максимальной мощностью до 150 кВт (в основном это субъекты малого и среднего бизнеса) льготные условия также будут изменяться. Сегодня, как я уже сказал, действует льгота 100%, то есть заявитель не оплачивает затраты сетевой организации на создание объектов «последней мили».

Но уже с 1 июля этого года размер льготы будет снижен до 50%, а с начала следующего года льготы не будет вообще, и малый, и средний бизнес должен будет оплачивать полностью все затраты на создание «последней мили». При этом в качестве льготы на него не будут перекладываться затраты, связанные с развитием магистральной инфраструктуры, относящейся к этому техприсоединению, то есть заявитель будет оплачивать только «последнюю милю».

Подчеркну, что все затраты по таким категориям технологического присоединения должны быть нормируемые и регулируемые, чтобы исключить возможность злоупотреблений со стороны сетевых компаний, завышения стоимости технологического присоединения. При этом субъектам федерации будет дано право субсидировать эту категорию потребителей в вопросах техприсоединения частично или полностью, с учетом значимости развития уже не просто малого и среднего бизнеса, а отдельных направлений этого бизнеса и предприятий, исходя из приоритетов развития в каждом регионе. Таким образом, подобное субсидирование будет носить более адресный характер.

— А как изменится процедура технологического присоединения объектов крупного бизнеса?

— На сегодняшний день крупный бизнес оплачивает только «последнюю милю». Он также был освобожден от оплаты стоимости развития электросетевой инфраструктуры. Новый проект закона также вносит в это определенные коррективы.

Законопроектом предложена частичная оплата субъектами крупного бизнеса развития магистральной инфраструктуры. Это необходимая мера, поскольку сегодня у компаний электросетевого комплекса, будь то ФСК (сети высокого напряжения) или МРСК (распределительные сети) тариф, на передачу растет по схеме инфляция минус. При такой модели в последние годы наблюдается острый дефицит источников финансирования развития и модернизации сетей, цифровизации, создания интеллектуальных систем учета электроэнергии, поддержания системной надежности, развития сетевых комплексов отдельно взятых регионов.

Мы считаем, что в этих вопросах крупный бизнес должен нести солидарную ответственность, вкладывать деньги в развитие инфраструктуры.

Разумеется, мы не имеем в виду, что через технологическое присоединение будет 100% компенсации этих затрат, но необходим компромиссный вариант — софинансирование со стороны крупного бизнеса развития магистральной инфраструктуры. Объем софинансирования через стоимость техприсоединения будет регулироваться государством.

Обращаю внимание, что это в интересах всех участников процесса, поскольку решение вопросов техприсоединения для всех категорий потребителей — это вопрос инвестиционной привлекательности конкретного региона. Мы уверены, что, исходя из этого тезиса, главы регионов будут очень аккуратно подходить к вопросам ценообразования при таком механизме технологического присоединения. Поэтому опасаться, что в результате будут установлены заоблачные цены и развитие станет невозможным, не надо. Здесь также будет сохранено государственное регулирование и взвешенный подход, баланс интересов.

— В каком направлении будут меняться государственные подходы к вопросам технологического присоединения в будущем?

— Вопрос доступности энергии (это касается не только электроэнергии, но и газа) был и будет всегда актуальным. У нас, с одной стороны, дешевая регулируемая стоимость энергоресурсов, и при этом очень высокая стоимость
технологического присоединения. Такой эффект обусловлен тем, что система ценообразования на энергоресурс не находится в условиях рыночного конкурентного ценообразования, и затраты по каждому направлению считаются раздельно.

При этом, как я уже говорил ранее, именно доступность энергетической инфраструктуры, прежде всего, влияет на инвестиционную привлекательность бизнеса в разных регионах. Поэтому вопросы регулирования процесса технологического присоединения будут постоянно находиться в фокусе внимания.

С точки зрения справедливости распределения затрат и экономической целесообразности мы видим модель «каждый платит за себя». Но подчас такой принцип препятствует полноценному развитию отдельных территорий, поскольку степень готовности энергетической инфраструктуры в разных регионах существенно различается.

Наша задача — обеспечить равные возможности для всех.

Должна быть поддержка бизнесу и солидарная ответственность за развитие не только бизнеса, но и государства. Государство эту ответственность реализует через тарифную политику и меры господдержки за счет бюджетов всех уровней.

Был период, когда приняли решение не «раскручивать» инфляцию, ввести принцип регулирования тарифов «инфляция минус». То есть у сетевых компаний для развития существующей инфраструктуры в качестве источников финансирования были только амортизация и прибыль. Сегодня мы видим необходимость в дополнительных инвестиционных вложениях в развитие магистральных сетей, источниками которых может стать технологическое присоединение объектов крупного бизнеса.

Далее мы видим следующую трансформацию: должна дополнительно учитываться категория надежности электроснабжения (первая, вторая, третья). Для сетей низкого напряжения и третьей категории надежности потребителей, к которым относится в том числе население, цена подключения должна быть минимальная, потому что такая категория надежности допускает перерывы в энергоснабжении. При этом, что касается второй, особенно первой категории, там, где должно быть 100%-ное резервирование, за этот резерв мощности потребители должны доплачивать, потому что создание более надежных схем электроснабжения требует дополнительных затрат как со стороны сетевого комплекса, так и генераторов.

Поэтому категория надежности энергоснабжения, на наш взгляд, должна учитываться и оплачиваться через тарифы энергокомпаний. Мы видим, что категория надежности — это понятие не только техническое, но и экономическое. Соответствующие изменения в законодательных и нормативных актах сейчас находятся в разработке и проходят обсуждение в профессиональных кругах.

— Большое Вам спасибо за интервью!

Беседовала Екатерина Гусева

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(90), май-июнь 2025

Определение оптимального количества и мест расположения коммутационных аппаратов в районных электрических сетях 6(10) кВ на основании показателей технического состояния оборудования

Энергоснабжение / Энергоэффективность
Рахматуллин Р.Р. Ференец А.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»