Обеспечить равные возможности для всех при справедливом распределении ответственности

Page 1
background image

6

актуально

Обеспечить равные 

возможности для всех 

при справедливом 

распределении 

ответственности

В наступившем 2022 году исполняется 10 лет с даты утвержде

-

ния Дорожной карты «Повышение доступности энергетической 

инфраструктуры» (Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 

2012 г. № 1144-р). За этот период было внесено множество 

усовершенствований в процедуру технологического присоеди

-

нения к электрическим сетям: одних только Постановлений 

Правительства, вносящих изменения и дополнения в Правила 

технологического присоединения, было издано более 50. Вно

-

сились изменения и поправки в Федеральный Закон № 35-ФЗ 

«Об электроэнергетике» и Методические указания по расче

-

ту платы за технологическое присоединение. Положения по 

многим вопросам переписывались неоднократно, то в большей 

мере обеспечивая интересы заявителей, то — интересы сетей. 

О дальнейших изменениях законодательства в области техно

-

логического присоединения с учетом экономических интере

-

сов государства мы беседуем с Председателем Комитета 

 

по энергетике Государственной Думы Павлом ЗАВАЛЬНЫМ.


Page 2
background image

7

—  Павел  Николаевич,  какое 

соотношение  взаимных  обяза

-

тельств  заявителя  и  сетевой 

организации  в  процессе  тех

-

нологического  присоединения 

можно  считать  сбалансиро

-

ванным, исходя из существую

-

щей  экономической  ситуации 

в стране?

—  В первую очередь, хочу под-

черкнуть, что в отношении сетево-

го комплекса (по сути монопольно-

го вида деятельности) какие-либо 

рыночные процедуры неуместны. 

Все  ключевые  процессы  должны 

регулироваться государством.

При этом распределение ответ-

ственности  по  реализации  меро-

приятий «последней мили» долж-

но быть более гибким. Заявитель 

должен иметь возможность само-

стоятельно выполнить эту работу, 

привлечь 

специализированную 

компанию,  которая  за  минималь-

ную  стоимость  выполнит  работы 

по  технологическому  присоеди-

нению  в  соответствии  с  техниче-

скими условиями, выданными се-

тевой  организацией.  Эти  работы 

могут быть выполнены и сетевой 

организацией,  но  на  тех  же  кон-

курентных  условиях,  чтобы  цена 

этого технологического присоеди-

нения была минимальная.

В  этом  подходе  важно  соблю-

сти баланс двух интересов: эконо-

мического (со стороны заявителя) 

и  технологического  (со  стороны 

сетевой  организации).  Заявитель 

должен  иметь  возможность  под-

ключить свой объект в минималь-

ные  сроки  по  оптимальной  цене, 

сетевая  организация  должна  со-

хранить  операционный  контроль 

над  участками  сети,  построенны-

ми заявителем.

—  Как  Вы  видите  решение 

проблемы  льготного  техноло

-

гического присоединения?

—  Действительно,  необходи-

мость  корректировки  механизма 

льготного  техприсоединения  на-

зрела. Уже более 10 лет вне зави-

симости  от  платежеспособности 

потребителя  стоимость  подклю-

чения  объекта  с  максимальной 

мощностью до 15 кВт составляет 

550  рублей.  Конечно,  себесто-

имость  значительно  выше.  Она 

оценивается  в  целом  порядка 

5000  рублей  за  1  кВт  мощности. 

Для  потребителей  с  максималь-

ной  мощностью  до  150  кВт  тех-

присоединение  вообще  бесплат-

но.  В  условиях  регулирования 

тарифов  по  передаче  по  схеме 

«инфляция минус» это уже приве-

ло  к  миллиардным  выпадающим 

доходам  сетевых  организаций. 

Поэтому по вопросу корректиров-

ки  этого  подхода  дебаты  ведутся 

уже продолжительное время.

Государственной  Думой  при-

нят  внесенный  Правительством 

законопроект,  который  вводит 

коррективы в действующий меха-

низм  так  называемого  льготного 

технологического присоединения. 

Для населения, в первую очередь, 

льготных  категорий  и  малообес-

печенных  граждан,  льготы  будут 

сохранены, и стоимость техприсо-

единения  составит  1000  рублей. 

Эти льготы будут регулироваться 

соответствующим  Постановлени-

ем Правительства.

А  что  касается  платежеспо-

собного  населения,  то  для  этой 

категории  будет  введена  оплата 

экономически  обоснованных  за-

трат такого техприсоединения, но 

стоимость его не должна превы-

шать 5000 рублей за 1 кВт присо-

единяемой  мощности.  При  этом 

снимается  ограничение  15  кВт. 

Решение о введении соответству-

ющих тарифных ставок за едини-

цу  присоединяемой  мощности 

в  каждом  регионе  будет  прини-

маться соответствующим субъек-

том федерации.

Сохранится  механизм  регу-

лирования  применения  тарифов 

и  льготных  ставок  для  населе-

ния — в зависимости от рассто-

яния  подключаемого  объекта  до 

сетей: в городах до 300 м, в сель-

ской местности – до 500 м. К при-

меру, если кто-то захочет постро-

ить усадьбу за 5 км от сетей, то 

он  должен  будет  оплатить  все 

соответствующие затраты по ин-

дивидуальному проекту, не пере-

кладывая  их  на  других  потреби-

телей.

Для  заявителей  с  заявленной 

максимальной  мощностью  до 

150 кВт (в основном это субъекты 

малого и среднего бизнеса) льгот-

ные  условия  также  будут  изме-

няться. Сегодня, как я уже сказал, 

действует  льгота  100%,  то  есть 

заявитель не оплачивает затраты 

сетевой организации на создание 

объектов «последней мили».

Но  уже  с  1  июля  этого  года 

размер  льготы  будет  снижен  до 

50%, а с начала следующего года 

льготы не будет вообще, и малый 

и  средний  бизнес  должен  будет 

оплачивать  полностью  все  за-

траты  на  создание  «последней 

мили». При этом в качестве льготы 

на него не будут перекладываться 

затраты,  связанные  с  развитием 

магистральной  инфраструктуры, 

относящейся  к  этому  техприсо-

единению,  то  есть  заявитель  бу-

дет  оплачивать  только  «послед-

нюю милю».

Подчеркну, что все затраты по 

таким категориям технологическо-

го  присоединения  должны  быть 

нормируемые  и  регулируемые, 

чтобы исключить возможность зло-

употреблений со стороны сетевых 

компаний,  завышения  стоимости 

технологического присоединения. 

При  этом  субъектам  федерации 

будет  дано  право  субсидировать 

эту категорию потребителей в во-

просах  техприсо единения  ча-

стично  или  полностью,  с  учетом 

значимости развития уже не про-

сто  малого  и  среднего  бизнеса, 

а  отдельных  направлений  этого 

бизнеса и предприятий, исходя из 

приоритетов  развития  в  каждом 

регионе.  Таким  образом,  подоб-

ное субсидирование будет носить 

более адресный характер.

—  А  как  изменится  проце

-

дура  технологического  присо

-

единения  объектов  крупного 

бизнеса?

—  На сегодняшний день круп-

ный  бизнес  оплачивает  только 

«последнюю  милю».  Он  также 

был  освобожден  от  оплаты  стои-

мости  развития  электросетевой 

инфраструктуры.  Новый  проект 

закона также вносит в это опреде-

ленные коррективы.

Законопроектом 

предложе-

на  частичная  оплата  субъектами 

крупного  бизнеса  развития  маги-

стральной  инфраструктуры.  Это 

необходимая мера, поскольку се-

годня  у  компаний  электросетево-

го  комплекса,  будь  то  ФСК  (сети 

высокого  напряжения)  или  МРСК 

(распределительные сети) тариф, 

на  передачу  растет  по  схеме  ин-

фляция минус. При такой модели 

в  последние  годы  наблюдается 

острый  дефицит  источников  фи-

нансирования  развития  и  модер-

№ 1 (70) 2022


Page 3