Обеспечить равные возможности для всех при справедливом распределении ответственности

Page 1
background image

6

актуально

Обеспечить равные 

возможности для всех 

при справедливом 

распределении 

ответственности

В наступившем 2022 году исполняется 10 лет с даты утвержде

-

ния Дорожной карты «Повышение доступности энергетической 

инфраструктуры» (Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 

2012 г. № 1144-р). За этот период было внесено множество 

усовершенствований в процедуру технологического присоеди

-

нения к электрическим сетям: одних только Постановлений 

Правительства, вносящих изменения и дополнения в Правила 

технологического присоединения, было издано более 50. Вно

-

сились изменения и поправки в Федеральный Закон № 35-ФЗ 

«Об электроэнергетике» и Методические указания по расче

-

ту платы за технологическое присоединение. Положения по 

многим вопросам переписывались неоднократно, то в большей 

мере обеспечивая интересы заявителей, то — интересы сетей. 

О дальнейших изменениях законодательства в области техно

-

логического присоединения с учетом экономических интере

-

сов государства мы беседуем с Председателем Комитета 

 

по энергетике Государственной Думы Павлом ЗАВАЛЬНЫМ.


Page 2
background image

7

—  Павел  Николаевич,  какое 

соотношение  взаимных  обяза

-

тельств  заявителя  и  сетевой 

организации  в  процессе  тех

-

нологического  присоединения 

можно  считать  сбалансиро

-

ванным, исходя из существую

-

щей  экономической  ситуации 

в стране?

—  В первую очередь, хочу под-

черкнуть, что в отношении сетево-

го комплекса (по сути монопольно-

го вида деятельности) какие-либо 

рыночные процедуры неуместны. 

Все  ключевые  процессы  должны 

регулироваться государством.

При этом распределение ответ-

ственности  по  реализации  меро-

приятий «последней мили» долж-

но быть более гибким. Заявитель 

должен иметь возможность само-

стоятельно выполнить эту работу, 

привлечь 

специализированную 

компанию,  которая  за  минималь-

ную  стоимость  выполнит  работы 

по  технологическому  присоеди-

нению  в  соответствии  с  техниче-

скими условиями, выданными се-

тевой  организацией.  Эти  работы 

могут быть выполнены и сетевой 

организацией,  но  на  тех  же  кон-

курентных  условиях,  чтобы  цена 

этого технологического присоеди-

нения была минимальная.

В  этом  подходе  важно  соблю-

сти баланс двух интересов: эконо-

мического (со стороны заявителя) 

и  технологического  (со  стороны 

сетевой  организации).  Заявитель 

должен  иметь  возможность  под-

ключить свой объект в минималь-

ные  сроки  по  оптимальной  цене, 

сетевая  организация  должна  со-

хранить  операционный  контроль 

над  участками  сети,  построенны-

ми заявителем.

—  Как  Вы  видите  решение 

проблемы  льготного  техноло

-

гического присоединения?

—  Действительно,  необходи-

мость  корректировки  механизма 

льготного  техприсоединения  на-

зрела. Уже более 10 лет вне зави-

симости  от  платежеспособности 

потребителя  стоимость  подклю-

чения  объекта  с  максимальной 

мощностью до 15 кВт составляет 

550  рублей.  Конечно,  себесто-

имость  значительно  выше.  Она 

оценивается  в  целом  порядка 

5000  рублей  за  1  кВт  мощности. 

Для  потребителей  с  максималь-

ной  мощностью  до  150  кВт  тех-

присоединение  вообще  бесплат-

но.  В  условиях  регулирования 

тарифов  по  передаче  по  схеме 

«инфляция минус» это уже приве-

ло  к  миллиардным  выпадающим 

доходам  сетевых  организаций. 

Поэтому по вопросу корректиров-

ки  этого  подхода  дебаты  ведутся 

уже продолжительное время.

Государственной  Думой  при-

нят  внесенный  Правительством 

законопроект,  который  вводит 

коррективы в действующий меха-

низм  так  называемого  льготного 

технологического присоединения. 

Для населения, в первую очередь, 

льготных  категорий  и  малообес-

печенных  граждан,  льготы  будут 

сохранены, и стоимость техприсо-

единения  составит  1000  рублей. 

Эти льготы будут регулироваться 

соответствующим  Постановлени-

ем Правительства.

А  что  касается  платежеспо-

собного  населения,  то  для  этой 

категории  будет  введена  оплата 

экономически  обоснованных  за-

трат такого техприсоединения, но 

стоимость его не должна превы-

шать 5000 рублей за 1 кВт присо-

единяемой  мощности.  При  этом 

снимается  ограничение  15  кВт. 

Решение о введении соответству-

ющих тарифных ставок за едини-

цу  присоединяемой  мощности 

в  каждом  регионе  будет  прини-

маться соответствующим субъек-

том федерации.

Сохранится  механизм  регу-

лирования  применения  тарифов 

и  льготных  ставок  для  населе-

ния — в зависимости от рассто-

яния  подключаемого  объекта  до 

сетей: в городах до 300 м, в сель-

ской местности – до 500 м. К при-

меру, если кто-то захочет постро-

ить усадьбу за 5 км от сетей, то 

он  должен  будет  оплатить  все 

соответствующие затраты по ин-

дивидуальному проекту, не пере-

кладывая  их  на  других  потреби-

телей.

Для  заявителей  с  заявленной 

максимальной  мощностью  до 

150 кВт (в основном это субъекты 

малого и среднего бизнеса) льгот-

ные  условия  также  будут  изме-

няться. Сегодня, как я уже сказал, 

действует  льгота  100%,  то  есть 

заявитель не оплачивает затраты 

сетевой организации на создание 

объектов «последней мили».

Но  уже  с  1  июля  этого  года 

размер  льготы  будет  снижен  до 

50%, а с начала следующего года 

льготы не будет вообще, и малый 

и  средний  бизнес  должен  будет 

оплачивать  полностью  все  за-

траты  на  создание  «последней 

мили». При этом в качестве льготы 

на него не будут перекладываться 

затраты,  связанные  с  развитием 

магистральной  инфраструктуры, 

относящейся  к  этому  техприсо-

единению,  то  есть  заявитель  бу-

дет  оплачивать  только  «послед-

нюю милю».

Подчеркну, что все затраты по 

таким категориям технологическо-

го  присоединения  должны  быть 

нормируемые  и  регулируемые, 

чтобы исключить возможность зло-

употреблений со стороны сетевых 

компаний,  завышения  стоимости 

технологического присоединения. 

При  этом  субъектам  федерации 

будет  дано  право  субсидировать 

эту категорию потребителей в во-

просах  техприсо единения  ча-

стично  или  полностью,  с  учетом 

значимости развития уже не про-

сто  малого  и  среднего  бизнеса, 

а  отдельных  направлений  этого 

бизнеса и предприятий, исходя из 

приоритетов  развития  в  каждом 

регионе.  Таким  образом,  подоб-

ное субсидирование будет носить 

более адресный характер.

—  А  как  изменится  проце

-

дура  технологического  присо

-

единения  объектов  крупного 

бизнеса?

—  На сегодняшний день круп-

ный  бизнес  оплачивает  только 

«последнюю  милю».  Он  также 

был  освобожден  от  оплаты  стои-

мости  развития  электросетевой 

инфраструктуры.  Новый  проект 

закона также вносит в это опреде-

ленные коррективы.

Законопроектом 

предложе-

на  частичная  оплата  субъектами 

крупного  бизнеса  развития  маги-

стральной  инфраструктуры.  Это 

необходимая мера, поскольку се-

годня  у  компаний  электросетево-

го  комплекса,  будь  то  ФСК  (сети 

высокого  напряжения)  или  МРСК 

(распределительные сети) тариф, 

на  передачу  растет  по  схеме  ин-

фляция минус. При такой модели 

в  последние  годы  наблюдается 

острый  дефицит  источников  фи-

нансирования  развития  и  модер-

№ 1 (70) 2022


Page 3
background image

8

низации  сетей,  цифровизации, 

создания  интеллектуальных  си-

стем  учета  электроэнергии,  под-

держания системной надежности, 

развития сетевых комплексов от-

дельно взятых регионов.

Мы считаем, что в этих вопро-

сах  крупный  бизнес  должен  нес-

ти  солидарную  ответственность, 

вкладывать деньги в развитие ин-

фраструктуры.

Разумеется,  мы  не  имеем 

в  виду,  что  через  технологиче-

ское  присоединение  будет  100% 

компенсации  этих  затрат,  но  не-

обходим  компромиссный  вари-

ант — софинансирование со сто-

роны крупного бизнеса развития 

магистральной  инфраструктуры. 

Объем  софинансирования  че-

рез стоимость техприсоединения 

будет  регулироваться  государ-

ством.  

Обращаю  внимание,  что  это 

в интересах всех участников про-

цесса, поскольку решение вопро-

сов  техприсоединения  для  всех 

категорий  потребителей  —  это 

вопрос  инвестиционной  привле-

кательности конкретного региона. 

Мы  уверены,  что,  исходя  из  это-

го  тезиса,  главы  регионов  будут 

очень  аккуратно  подходить  к  во-

просам  ценообразования  при  та-

ком  механизме  технологического 

присоединения. Поэтому опасать-

ся,  что  в  результате  будут  уста-

новлены заоблачные цены и раз-

витие  станет  невозможным,  не 

надо. Здесь также будет сохране-

но  государственное  регулирова-

ние и взвешенный подход, баланс 

интересов.

—  В  каком  направлении  бу

-

дут меняться государственные 

подходы к вопросам технологи

-

ческого присоединения в буду

-

щем?

—  Вопрос доступности энергии 

(это  касается  не  только  электро-

энергии,  но  и  газа)  был  и  будет 

всегда актуальным. У нас, с одной 

стороны,  дешевая  регулируемая 

стоимость  энергоресурсов,  и  при 

этом  очень  высокая  стоимость 

технологического  присоединения. 

Такой  эффект  обусловлен  тем, 

что  система  ценообразования  на 

энергоресурс не находится в усло-

виях  рыночного  конкурентного 

ценообразования,  и  затраты  по 

каждому  направлению  считаются 

раздельно.

При  этом,  как  я  уже  говорил 

ранее, именно доступность энер-

гетической  инфраструктуры,  пре-

жде всего, влияет на инвестицион-

ную  привлекательность  бизнеса 

в  разных  регионах.  Поэтому  во-

просы  регулирования  процесса 

технологического  присоединения 

будут постоянно находиться в фо-

кусе внимания.

С  точки  зрения  справедливо-

сти  распределения  затрат  и  эко-

номической 

целесообразности 

мы видим модель «каждый платит 

за  себя».  Но  подчас  такой  прин-

цип  препятствует  полноценному 

развитию  отдельных  территорий, 

поскольку  степень  готовности 

энергетической  инфраструктуры 

в  разных  регионах  существенно 

различается.

Наша  задача  —  обеспечить 

равные  возможности  для  всех. 

Должна  быть  поддержка  бизнесу 

и солидарная ответственность за 

развитие  не  только  бизнеса,  но 

и  государства.  Государство  эту 

ответственность  реализует  че-

рез  тарифную  политику  и  меры 

господдержки  за  счет  бюджетов 

всех уровней.

Был  период,  когда  приняли 

решение  не  «раскручивать»  ин-

фляцию,  ввести  принцип  регу-

лирования  тарифов  «инфляция 

минус». То есть у сетевых компа-

ний  для  развития  существующей 

инфраструктуры  в  качестве  ис-

точников  финансирования  были 

только  амортизация  и  прибыль. 

Сегодня мы видим необходимость 

в  дополнительных  инвестицион-

ных  вложениях  в  развитие  маги-

стральных  сетей,  источниками 

которых  может  стать  технологи-

ческое  присоединение  объектов 

крупного бизнеса.

Далее  мы  видим  следующую 

трансформацию:  должна  допол-

нительно  учитываться  категория 

надежности 

электроснабжения 

(первая, вторая, третья). Для сетей 

низкого напряжения и третьей ка-

тегории надежности потребителей, 

к  которым  относится  в  том  чис-

ле  население,  цена  подключения 

должна  быть  минимальная,  пото-

му что такая категория надежности 

допускает перерывы в энергоснаб-

жении. При этом, что касается вто-

рой,  особенно  первой  категории, 

там, где должно быть 100%-ное ре-

зервирование, за этот резерв мощ-

ности потребители должны допла-

чивать, потому что создание более 

надежных схем электроснабжения 

требует  дополнительных  затрат 

как  со  стороны  сетевого  комплек-

са, так и генераторов.

Поэтому категория надежности 

энергоснабжения, на  наш  взгляд, 

должна  учитываться  и  оплачи-

ваться  через  тарифы  энергоком-

паний.  Мы  видим,  что  категория 

надежности  —  это  понятие  не 

только техническое, но и экономи-

ческое.  Соответствующие  изме-

нения  в  законодательных  и  нор-

мативных актах сейчас находятся 

в разработке и проходят обсужде-

ние в профессиональных кругах.

—  Большое  Вам  спасибо  за 

интервью!

  

Беседовала Екатерина Гусева

АКТУАЛЬНО


Оригинал статьи: Обеспечить равные возможности для всех при справедливом распределении ответственности

Читать онлайн

В наступившем 2022 году исполняется 10 лет с даты утверждения Дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» (Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 1144-р). За этот период было внесено множество усовершенствований в процедуру технологического присоединения к электрическим сетям: одних только Постановлений Правительства, вносящих изменения и дополнения в Правила технологического присоединения, было издано более 50. Вносились изменения и поправки в Федеральный Закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Методические указания по расчету платы за технологическое присоединение. Положения по многим вопросам переписывались неоднократно, то в большей мере обеспечивая интересы заявителей, то — интересы сетей. О дальнейших изменениях законодательства в области технологического присоединения с учетом экономических интересов государства мы беседуем с Председателем Комитета по энергетике Государственной Думы Павлом ЗАВАЛЬНЫМ.

— Павел Николаевич, какое соотношение взаимных обязательств заявителя и сетевой организации в процессе технологического присоединения можно считать сбалансированным, исходя из существующей экономической ситуации в стране?

— В первую очередь, хочу подчеркнуть, что в отношении сетевого комплекса (по сути монопольного вида деятельности) какие-либо рыночные процедуры неуместны. Все ключевые процессы должны регулироваться государством.

При этом распределение ответственности по реализации мероприятий «последней мили» должно быть более гибким. Заявитель должен иметь возможность самостоятельно выполнить эту работу, привлечь специализированную компанию, которая за минимальную стоимость выполнит работы по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями, выданными сетевой организацией. Эти работы могут быть выполнены и сетевой организацией, но на тех же конкурентных условиях, чтобы цена этого технологического присоединения была минимальная.

В этом подходе важно соблюсти баланс двух интересов: экономического (со стороны заявителя) и технологического (со стороны сетевой организации). Заявитель должен иметь возможность подключить свой объект в минимальные сроки по оптимальной цене, сетевая организация должна сохранить операционный контроль над участками сети, построенными заявителем.

— Как Вы видите решение проблемы льготного технологического присоединения?

— Действительно, необходимость корректировки механизма льготного техприсоединения назрела. Уже более 10 лет вне зависимости от платежеспособности потребителя стоимость подключения объекта с максимальной мощностью до 15 кВт составляет 550 рублей. Конечно, себестоимость значительно выше. Она оценивается в целом порядка 5000 рублей за 1 кВт мощности. Для потребителей с максимальной мощностью до 150 кВт техприсоединение вообще бесплатно. В условиях регулирования
тарифов по передаче по схеме «инфляция минус» это уже привело к миллиардным выпадающим доходам сетевых организаций. Поэтому по вопросу корректировки этого подхода дебаты ведутся уже продолжительное время.

Государственной Думой принят внесенный Правительством законопроект, который вводит коррективы в действующий механизм так называемого льготного технологического присоединения. Для населения, в первую очередь, льготных категорий и малообеспеченных граждан, льготы будут сохранены, и стоимость техприсоединения составит 1000 рублей. Эти льготы будут регулироваться соответствующим Постановлением Правительства.

А что касается платежеспособного населения, то для этой категории будет введена оплата экономически обоснованных затрат такого техприсоединения, но стоимость его не должна превышать 5000 рублей за 1 кВт присоединяемой мощности. При этом снимается ограничение 15 кВт. Решение о введении соответствующих тарифных ставок за единицу присоединяемой мощности
в каждом регионе будет приниматься соответствующим субъектом федерации.

Сохранится механизм регулирования применения тарифов и льготных ставок для населения — в зависимости от расстояния подключаемого объекта до сетей: в городах до 300 м, в сельской местности — до 500 м. К примеру, если кто-то захочет построить усадьбу за 5 км от сетей, то он должен будет оплатить все соответствующие затраты по индивидуальному проекту, не перекладывая их на других потребителей.

Для заявителей с заявленной максимальной мощностью до 150 кВт (в основном это субъекты малого и среднего бизнеса) льготные условия также будут изменяться. Сегодня, как я уже сказал, действует льгота 100%, то есть заявитель не оплачивает затраты сетевой организации на создание объектов «последней мили».

Но уже с 1 июля этого года размер льготы будет снижен до 50%, а с начала следующего года льготы не будет вообще, и малый, и средний бизнес должен будет оплачивать полностью все затраты на создание «последней мили». При этом в качестве льготы на него не будут перекладываться затраты, связанные с развитием магистральной инфраструктуры, относящейся к этому техприсоединению, то есть заявитель будет оплачивать только «последнюю милю».

Подчеркну, что все затраты по таким категориям технологического присоединения должны быть нормируемые и регулируемые, чтобы исключить возможность злоупотреблений со стороны сетевых компаний, завышения стоимости технологического присоединения. При этом субъектам федерации будет дано право субсидировать эту категорию потребителей в вопросах техприсоединения частично или полностью, с учетом значимости развития уже не просто малого и среднего бизнеса, а отдельных направлений этого бизнеса и предприятий, исходя из приоритетов развития в каждом регионе. Таким образом, подобное субсидирование будет носить более адресный характер.

— А как изменится процедура технологического присоединения объектов крупного бизнеса?

— На сегодняшний день крупный бизнес оплачивает только «последнюю милю». Он также был освобожден от оплаты стоимости развития электросетевой инфраструктуры. Новый проект закона также вносит в это определенные коррективы.

Законопроектом предложена частичная оплата субъектами крупного бизнеса развития магистральной инфраструктуры. Это необходимая мера, поскольку сегодня у компаний электросетевого комплекса, будь то ФСК (сети высокого напряжения) или МРСК (распределительные сети) тариф, на передачу растет по схеме инфляция минус. При такой модели в последние годы наблюдается острый дефицит источников финансирования развития и модернизации сетей, цифровизации, создания интеллектуальных систем учета электроэнергии, поддержания системной надежности, развития сетевых комплексов отдельно взятых регионов.

Мы считаем, что в этих вопросах крупный бизнес должен нести солидарную ответственность, вкладывать деньги в развитие инфраструктуры.

Разумеется, мы не имеем в виду, что через технологическое присоединение будет 100% компенсации этих затрат, но необходим компромиссный вариант — софинансирование со стороны крупного бизнеса развития магистральной инфраструктуры. Объем софинансирования через стоимость техприсоединения будет регулироваться государством.

Обращаю внимание, что это в интересах всех участников процесса, поскольку решение вопросов техприсоединения для всех категорий потребителей — это вопрос инвестиционной привлекательности конкретного региона. Мы уверены, что, исходя из этого тезиса, главы регионов будут очень аккуратно подходить к вопросам ценообразования при таком механизме технологического присоединения. Поэтому опасаться, что в результате будут установлены заоблачные цены и развитие станет невозможным, не надо. Здесь также будет сохранено государственное регулирование и взвешенный подход, баланс интересов.

— В каком направлении будут меняться государственные подходы к вопросам технологического присоединения в будущем?

— Вопрос доступности энергии (это касается не только электроэнергии, но и газа) был и будет всегда актуальным. У нас, с одной стороны, дешевая регулируемая стоимость энергоресурсов, и при этом очень высокая стоимость
технологического присоединения. Такой эффект обусловлен тем, что система ценообразования на энергоресурс не находится в условиях рыночного конкурентного ценообразования, и затраты по каждому направлению считаются раздельно.

При этом, как я уже говорил ранее, именно доступность энергетической инфраструктуры, прежде всего, влияет на инвестиционную привлекательность бизнеса в разных регионах. Поэтому вопросы регулирования процесса технологического присоединения будут постоянно находиться в фокусе внимания.

С точки зрения справедливости распределения затрат и экономической целесообразности мы видим модель «каждый платит за себя». Но подчас такой принцип препятствует полноценному развитию отдельных территорий, поскольку степень готовности энергетической инфраструктуры в разных регионах существенно различается.

Наша задача — обеспечить равные возможности для всех.

Должна быть поддержка бизнесу и солидарная ответственность за развитие не только бизнеса, но и государства. Государство эту ответственность реализует через тарифную политику и меры господдержки за счет бюджетов всех уровней.

Был период, когда приняли решение не «раскручивать» инфляцию, ввести принцип регулирования тарифов «инфляция минус». То есть у сетевых компаний для развития существующей инфраструктуры в качестве источников финансирования были только амортизация и прибыль. Сегодня мы видим необходимость в дополнительных инвестиционных вложениях в развитие магистральных сетей, источниками которых может стать технологическое присоединение объектов крупного бизнеса.

Далее мы видим следующую трансформацию: должна дополнительно учитываться категория надежности электроснабжения (первая, вторая, третья). Для сетей низкого напряжения и третьей категории надежности потребителей, к которым относится в том числе население, цена подключения должна быть минимальная, потому что такая категория надежности допускает перерывы в энергоснабжении. При этом, что касается второй, особенно первой категории, там, где должно быть 100%-ное резервирование, за этот резерв мощности потребители должны доплачивать, потому что создание более надежных схем электроснабжения требует дополнительных затрат как со стороны сетевого комплекса, так и генераторов.

Поэтому категория надежности энергоснабжения, на наш взгляд, должна учитываться и оплачиваться через тарифы энергокомпаний. Мы видим, что категория надежности — это понятие не только техническое, но и экономическое. Соответствующие изменения в законодательных и нормативных актах сейчас находятся в разработке и проходят обсуждение в профессиональных кругах.

— Большое Вам спасибо за интервью!

Беседовала Екатерина Гусева

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Система диагностики АКБ «Репей»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Возобновляемая энергетика / Накопители Диагностика и мониторинг
ООО НПП «Микропроцессорные технологии»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Внедрение резонансной системы передачи электрической энергии в филиале ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Рязаньэнерго»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Кабельные линии
ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»