106
ОБРАЗОВАНИЕ
Юбилей
—
Сергей
Владимирович
,
МЭИ
победил
в
конкурсе
на
получение
категории
«
Национальный
исследователь
-
ский
университет
».
Что
для
института
значит
эта
победа
и
долго
ли
вы
к
ней
шли
?
—
Это
звание
,
безусловно
,
для
нас
очень
значимо
,
как
и
для
всех
других
вузов
.
Сейчас
идет
процесс
реформ
в
образовании
,
и
постепенно
выделяются
высшие
учеб
-
ные
заведения
разного
уровня
и
статуса
.
Всем
хорошо
известно
,
что
в
нашей
стране
есть
два
главных
универси
-
тета
—
Московский
государственный
университет
и
Санкт
-
Петербургский
государственный
университет
.
Они
имеют
особый
статус
.
Это
наши
самые
передовые
вузы
.
Создана
также
система
федеральных
университетов
,
которая
определяет
в
основном
подготовку
людей
с
высшем
обра
-
зованием
на
региональном
уровне
.
Следующий
уровень
—
Национальный
исследовательский
университет
,
сегодня
таких
заведений
немного
,
сюда
же
вошел
и
МЭИ
.
Можно
сказать
это
лучшие
,
элитные
вузы
России
.
Получение
ново
-
го
статуса
позволит
изменить
материально
-
техническую
базу
,
привлечь
различные
организации
,
науку
,
для
того
чтобы
воспитать
хороших
специалистов
,
образование
которых
будет
отвечать
современному
уровню
.
Мы
шли
к
этому
долго
,
наверное
,
все
80
лет
своего
существования
.
Однако
я
считаю
,
что
МЭИ
всегда
входил
в
число
ведущих
вузов
и
Советского
Союза
,
и
России
.
Важным
периодом
для
института
были
2007
и
2008
годы
,
когда
МЭИ
в
числе
пятидесяти
семи
российских
вузов
освоил
инновацион
-
ные
образовательные
программы
.
Я
думаю
,
что
это
был
самый
главный
шаг
к
тому
,
чтобы
получить
нынешний
статус
воспитать
хороших
специалистов
—
Национальный
исследовательский
университет
.
—
Как
изменится
работа
МЭИ
после
получения
ново
-
го
статуса
?
—
С
повседневной
точки
зрения
,
она
,
скорее
всего
,
останется
прежней
.
Но
изменятся
возможности
,
кото
-
рые
будут
у
наших
лабораторий
,
кафедр
,
ученых
.
Мы
сможем
проводить
научные
исследования
не
только
на
уровне
,
соответствующем
какой
-
то
отрасли
российской
экономики
,
но
и
в
мировом
масштабе
.
А
для
этого
нужно
будет
закупить
хорошее
оборудование
,
преподавателям
и
сотрудникам
—
пройти
довольно
серьезную
подготовку
по
работе
с
этим
оборудованием
,
изучить
передовые
направления
обработки
результатов
,
то
есть
сделать
все
для
того
,
чтобы
наши
специалисты
и
наша
наука
вышли
на
мировой
уровень
.
—
Известно
,
что
МЭИ
одним
из
первых
стал
практи
-
ковать
обучение
«
по
обмену
».
Как
обстоят
дела
с
этим
направлением
сегодня
?
Выезжают
ли
ваши
специали
-
сты
за
рубеж
?
—
Мы
не
практикуем
выезд
специалистов
,
но
хотим
,
чтобы
те
ребята
,
которые
оканчивают
наш
институт
,
могли
найти
себе
применение
на
рынке
труда
не
только
в
Рос
-
сии
,
но
и
за
рубежом
.
И
таких
примеров
много
.
Недавно
был
конгресс
выпускников
советских
и
российских
вузов
,
который
проходил
в
Берлине
.
Я
задал
вопрос
аудитории
:
«
Как
оценивают
на
Западе
российское
техническое
обра
-
зование
?»
Абсолютно
у
всех
была
положительная
оценка
.
Это
говорит
о
том
,
что
техническое
образование
в
России
достаточно
сильное
.
И
сейчас
у
нас
появилась
возмож
-
ность
его
еще
усилить
.
Это
одно
из
главных
направлений
.
Сегодня
студенты
направляются
на
включенное
обучение
,
выполнение
практических
работ
,
дипломных
проектов
,
аспиранты
стажируются
за
рубежом
,
но
главная
наша
задача
не
сам
факт
«
обмена
»,
а
возможность
большинству
выпускников
найти
себя
на
том
рынке
труда
,
на
который
они
хотят
прийти
.
А
мы
всего
лишь
помогаем
им
стать
специалистами
высокого
уровня
.
—
Насколько
престижно
сейчас
для
молодежи
быть
энергетиком
?
Почему
они
выбирают
эту
сферу
деятель
-
ности
,
и
какое
место
она
занимает
в
списках
«
самых
востребованных
профессий
»?
—
Выпускники
школ
не
всегда
хорошо
себе
представ
-
ляют
,
что
энергетика
—
это
не
только
станции
и
трубы
.
Это
гораздо
шире
.
Сюда
относятся
,
например
,
нанотехнологии
,
за
которыми
будущее
.
В
последние
годы
изменения
проис
-
ходят
в
сознании
молодежи
и
родителей
.
В
этом
году
число
абитуриентов
свидетельствует
о
том
,
что
энергетические
специальности
стали
чрезвычайно
популярными
.
Московскому энергетическому институту исполняет-
ся восемьдесят лет! В преддверии серьезного юбилея мы
побеседовали с ректором главного энергетического вуза
страны. Кем является сегодняшний абитуриент МЭИ? Как
изменится работа института в связи с получением стату-
са Национального исследовательского университета и как
руководство учебного заведения относится к работающим
студентам? Обо всем этом — в эксклюзивном интервью с
ректором МЭИ (ТУ) Сергеем СЕРЕБРЯННИКОВЫМ.
Новый статус –
старая школа
107
№ 1, июль-август, 2010
—
Какие
специальности
более
всего
востребованы
?
—
Наибольшее
количество
заявлений
подано
в
Институт
электроэнергетики
.
Это
такие
направления
,
как
электри
-
ческие
станции
,
релейная
защита
и
автоматизация
,
электроснабжение
промышленных
предприятий
.
Эти
специ
-
альности
действительно
востребованы
среди
абитуриентов
и
конкурс
на
них
большой
.
—
Абитуриент
МЭИ
,
кто
он
?
Насколько
подготовленными
при
-
ходят
сегодня
выпускники
?
Могут
ли
они
поступить
в
вуз
,
опираясь
на
знания
,
полученные
в
школе
,
или
их
недостаточно
и
надо
заниматься
на
подготовительных
курсах
?
—
Этот
вопрос
интересует
всех
,
особен
-
но
в
последнее
время
,
когда
абитуриент
экзамены
не
сдает
,
а
лишь
приносит
результаты
ЕГЭ
.
Действительно
,
такая
проблема
сейчас
существует
,
поэтому
мы
стараемся
работать
со
школьниками
.
В
Москве
есть
лицей
,
который
так
и
назы
-
вается
—
Лицей
энергофизического
про
-
филя
.
Ученики
этого
лицея
составляют
треть
набора
в
МЭИ
.
Во
многих
москов
-
ских
школах
мы
проводим
работу
с
будущими
абитуриентами
,
рассказывая
им
о
наших
специальностях
,
дальнейшей
работе
,
то
есть
ориентируем
ребят
на
выбор
энергетических
специальностей
.
Однако
проводить
эту
работу
по
всем
российским
регионам
невозможно
,
поэтому
в
основном
это
Москва
и
Под
-
московье
.
Но
несмотря
на
это
,
в
МЭИ
приезжает
молодежь
из
Северного
Кав
-
каза
,
Бурятии
и
других
регионов
России
.
—
Сегодня
мнение
о
ЕГЭ
остается
по
-
прежнему
неоднозначным
.
Каково
ваше
отношение
к
этой
форме
посту
-
пления
.
Проанализируйте
,
пожалуйста
,
две
учебные
картины
—
то
,
что
было
до
ЕГЭ
,
и
то
,
что
есть
сейчас
.
Плюсы
и
минусы
.
—
Уровень
абитуриента
определяется
подготовкой
и
знаниями
,
которые
не
всегда
могут
быть
проверены
ЕГЭ
.
По
моему
мнению
,
ЕГЭ
—
это
нормальная
система
,
которую
придумали
,
чтобы
оценивать
знания
выпускника
.
Но
мне
кажется
,
что
у
вуз
должны
быть
иные
возможности
,
чтобы
понять
,
насколько
человек
мыслит
творчески
,
насколько
он
подготовлен
к
будущей
работе
.
Это
не
значит
,
что
мы
собираемся
проверять
электродинамику
или
термодинамику
,
ведь
для
того
,
чтобы
понять
,
насколько
творчески
человек
мыслит
,
достаточно
прочитать
его
сочинение
,
а
ведь
сегодня
его
практически
не
пишут
.
Есть
много
нюансов
,
которые
говорят
о
том
,
что
под
-
готовка
школ
—
это
подготовка
,
а
ЕГЭ
—
это
ЕГЭ
.
Не
хочу
обижать
учителей
,
но
в
последнее
время
подготовка
,
к
сожалению
,
хромает
.
Приходят
ребята
не
с
тем
уровнем
знаний
,
который
был
десять
,
пятнадцать
,
двадцать
лет
назад
.
Сегодня
нужно
анализировать
ситуацию
и
,
возможно
,
проводить
серьезную
рабо
-
ту
со
школами
.
—
Раньше
студенты
учились
в
институтах
пять
лет
,
а
затем
по
рас
-
пределению
направлялись
на
работу
.
Сейчас
ситуация
кардинально
поме
-
нялась
.
Многие
идут
работать
уже
на
первом
-
втором
курсах
,
чтобы
по
окон
-
чании
института
выйти
хорошим
спе
-
циалистом
и
не
остаться
без
работы
.
Насколько
сложно
выпускнику
найти
работу
и
как
вуз
относится
к
работаю
-
щим
студентам
?
—
По
моим
оценкам
,
наши
ребята
работают
с
третьего
курса
.
Когда
сегод
-
ня
в
институт
приходят
работодатели
,
мы
советуем
им
обращать
внимание
на
третьекурсников
,
потому
что
большин
-
ство
выпускников
уже
давно
нашли
себе
работу
.
Мое
мнение
таково
:
если
ты
пришел
учиться
на
дневное
отделение
,
то
должен
посвятить
себя
учебе
.
А
если
ты
работа
-
ешь
,
пусть
даже
по
специальности
,
это
уже
вторично
.
Я
убежден
,
что
студенты
за
рубежом
именно
так
и
поступают
.
Они
ставят
перед
собой
главную
цель
—
получить
знания
.
А
деньги
на
жизнь
зарабатывают
в
выходные
или
летом
.
Они
не
пропускают
семинары
и
лекции
,
потому
что
знания
в
будущем
создадут
им
большие
возможности
для
получения
хорошего
рабочего
места
в
компании
.
Наша
жизнь
все
еще
перестраивает
-
ся
,
несмотря
на
то
,
что
прошло
много
времени
.
В
России
изменились
эконо
-
мическая
ситуация
и
мысли
в
головах
людей
.
Однако
по
-
прежнему
есть
и
такие
студенты
,
которым
важнее
работа
,
а
не
учеба
.
Они
думают
,
что
можно
получить
знания
по
технической
специальности
дистанционно
или
из
Интернета
.
Но
это
невозможно
.
Надо
уметь
делать
лабо
-
раторные
работы
,
глубоко
изучать
и
теорию
,
и
практику
.
Если
же
работа
не
мешает
учебе
,
то
я
совсем
не
против
,
пусть
трудятся
.
—
С
какими
энергетическими
ком
-
паниями
сотрудничает
МЭИ
?
Заинте
-
ресованы
ли
они
в
том
,
чтобы
брать
молодых
специалистов
?
—
Если
говорить
о
сотрудничестве
,
то
самое
тесное
сотрудничество
у
МЭИ
с
Министерством
энергетики
РФ
.
Более
того
,
министр
энергетики
Сергей
Ива
-
нович
Шматко
является
председателем
попечительского
совета
института
.
Среди
энергетических
компаний
у
нас
есть
много
партнеров
,
с
которыми
заключены
договоры
.
Это
такие
компа
-
нии
,
как
ИНТЕРРАО
,
ОАО
ФСК
ЕЭС
,
ряд
объединенных
или
оптогенерирующих
компаний
,
Мосэнерго
.
В
ближайшее
время
планируется
установить
тесный
контакт
с
РусГидро
—
заключить
дого
-
вор
о
взаимодействии
и
выполнении
научных
работ
.
Сотрудничество
с
ком
-
паниями
—
процесс
развивающийся
.
Надеюсь
,
что
будем
сотрудничать
и
с
другими
энергетическими
компаниями
.
—
В
МЭИ
есть
уникальная
прак
-
тическая
система
—
лаборатории
и
ТЭЦ
!
Планируется
ли
в
ближайшее
время
внедрение
в
учебный
процесс
других
практических
инновационных
систем
?
—
В
ближайшее
время
планируется
закончить
создание
нашего
наноцен
-
тра
.
Закуплено
много
оборудования
,
и
сейчас
очень
важно
развивать
это
направление
.
Если
же
говорить
о
ТЭЦ
,
то
,
помимо
ее
реконструкции
и
разви
-
тия
,
необходимо
создать
лабораторию
,
которая
бы
занималась
экологическими
проблемами
.
У
нас
в
планах
разработка
системы
мониторинга
за
тем
,
как
изме
-
няется
окружающая
среда
вблизи
и
на
расстоянии
от
ТЭЦ
,
например
в
районе
Лефортово
.
Также
предполагается
раз
-
вивать
направление
,
связанное
с
радио
-
техникой
и
электроникой
.
Хочется
,
чтобы
в
предстоящий
период
времени
,
а
нам
определено
на
использование
государ
-
ственных
средств
пять
лет
,
сделать
гран
-
диозные
,
прорывные
вещи
,
связанные
с
различными
областями
.
—
Скоро
МЭИ
празднует
юбилей
.
Каковы
планы
института
на
будущее
?
Как
вы
планируете
оправдывать
новый
статус
и
развивать
науку
?
—
Науку
оценивают
сейчас
по
-
разному
,
когда
говорят
о
разработках
и
когда
говорят
о
деньгах
.
Если
говорить
о
день
-
гах
,
то
МЭИ
всегда
находился
в
десятке
крупнейших
вузов
России
по
освоению
финансовых
средств
.
Основные
наши
заказчики
—
это
не
государство
,
а
пред
-
приятия
,
которые
,
как
раз
не
являются
министерствами
и
ведомствами
.
Серь
-
езно
мы
работаем
и
с
зарубежными
компаниями
,
поставляя
туда
некоторые
виды
нашей
научной
продукции
.
И
в
этом
смысле
база
у
нас
очень
хорошая
.
Но
мы
видим
,
что
по
целому
ряду
направ
-
лений
нам
нужно
ее
совершенствовать
.
Интересно
работать
с
тем
,
кто
является
нашим
стратегическим
партнером
.
И
наиболее
сильно
будут
развиваться
исследования
по
таким
направлениями
,
как
Smart grid,
распределительные
сети
и
другие
направления
,
связанные
с
элек
-
троснабжением
городов
и
предприятий
.
Другое
направление
,
на
котором
мы
предполагаем
трудиться
, —
это
энерго
-
эффективность
и
энергосбережение
.
И
я
убежден
,
что
это
будет
важным
направ
-
лением
в
наших
разработках
.
Беседовала
Ольга
МИХЕЕВА
Оригинал статьи: Новый статус – старая школа
Московскому энергетическому институту исполняется восемьдесят лет! В преддверии серьезного юбилея мы побеседовали с ректором главного энергетического вуза страны. Кем является сегодняшний абитуриент МЭИ? Как изменится работа института в связи с получением статуса Национального исследовательского университета и как руководство учебного заведения относится к работающим студентам?