Мультиагентное моделирование развития электрозарядной инфраструктуры города Кемерово

background image

background image

10

10

З

А

Р

Я

Д

Н

А

Я

 И

Н

Ф

Р

А

С

Т

Р

У

К

Т

У

Р

А

ЗАРЯДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Воронин

 

В

.

А

., 

к

.

т

.

н

., 

старший

 

научный

 

сотрудник

 

научно

-

исследо

-

вательской

 

лаборатории

 

цифровой

 

трансформации

 

предприятий

 

минерально

-

сырьевого

 

комплекса

 / 

старший

 

преподаватель

 

кафедры

 «

Электроснабжение

 

горных

 

и

 

промышленных

 

предприятий

» 

ФГБОУ

 

ВО

 

«

Кузбасский

 

государственный

 

технический

 

университет

 

имени

 

Т

.

Ф

Горбачева

»

Непша

 

Ф

.

С

., 

к

.

т

.

н

., 

ведущий

 

специалист

 

ООО

 «

РТСофт

 — 

Смарт

 

Грид

» /

старший

 

научный

 

сотрудник

 

научно

-

исследовательской

 

лаборатории

 

цифровой

 

трансформации

 

предприятий

 

минерально

-

сырьевого

 

комплекса

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

Куз

-

басский

 

государственный

 

технический

 

университет

 

имени

 

Т

.

Ф

Горбачева

»

Ключевые

 

слова

электромобили

поведение

 

электромобилей

электро

-

зарядные

 

станции

имитационное

 

моделирование

агентное

 

моделирование

П

о

 

данным

 

МЭА

 [1] 

на

 

конец

 2021 

года

 

количество

 

электромобилей

  (

ЭМ

по

 

всему

 

миру

 

превысило

 

отметку

 

в

 16,5 

млн

а

 

к

 2030 

году

 

их

 

число

 

может

 

возрасти

 

до

 200–350 

млн

По

 

данным

 

аналити

-

ческого

 

агентства

 

Автостат

российский

 

рынок

 

ЭМ

 

по

 

состоянию

 

на

 

середину

 2022 

года

 

насчи

-

тывает

 

уже

 

до

 16,5 

тысяч

 

ЭМ

 

и

 

демонстриру

-

ет

 

постоянный

 

рост

. «

Концепция

 

по

 

развитию

 

производства

 

и

 

использования

 

электрического

 

автомобильного

 

транспорта

 

в

 

Российской

 

Фе

-

дерации

» [2] 

прогнозирует

 

рост

 

общего

 

объ

-

ема

 

отечественного

 

рынка

 

ЭМ

 

к

 2030 

году

 

до

 

540 

тысяч

 

при

 

инерционном

 

сценарии

 

разви

-

тия

, 1400 

тысяч

 

при

 

сбалансированном

 

сцена

-

рии

 

и

 

до

 3430 

тысяч

 

штук

 

при

 

ускоренном

 

сце

-

нарии

 

развития

Международное

 

рейтинговое

 

агентство

 PricewaterhouseCoopers 

дает

 

более

 

сдержанные

 

оценки

прогнозируя

 

к

 2030 

году

 

630 

тысяч

 

ЭМ

 

в

 

России

Экстраполяция

 

по

 

известным

 

значениям

 

количества

 

ЭМ

 

до

 

2030 

года

 

также

 

дает

 

более

 

скромные

 

оценки

 

числа

 

ЭМ

 — 

от

 137 

до

 677 

тысяч

 (

рисунок

 1).

Программа

 

стимулирования

 

использова

-

ния

 

ЭМ

 

в

 

России

 [3] 

предусматривает

 

внед

-

рение

 

ЭМ

 

при

 

организации

 

регулярных

 

пере

-

возок

 

пассажиров

 

и

 

для

 

использования

 

орга

-

нами

 

власти

а

 

также

 

увеличение

 

количества

 

парковочных

 

мест

оборудованных

 

зарядны

-

ми

 

устройствами

Согласно

 [3], 

количество

 

парковок

 

для

 

ЭМ

 

должно

 

составлять

 

до

 15% 

Мультиагентное 
моделирование развития 
электрозарядной 
инфраструктуры города 
Кемерово

УДК

 621.316.1

В

 

статье

 

рассмотрена

 

проблема

 

моделирования

 

и

 

планирова

-

ния

 

развития

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

 

на

 

примере

 

города

 

Кемерово

Для

 

решения

 

этой

 

проблемы

 

разработана

 

имитационная

 

модель

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

 

и

 

по

-

ведения

 

электромобилей

Имитационная

 

модель

 

позволяет

 

моделировать

 

изменение

 

уровня

 

заряда

 

батарей

 

электромоби

-

лей

 

в

 

течение

 

суток

 

и

 

возникающие

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

потребности

 

водителей

 

электротранспорта

 

в

 

заряде

 

с

 

учетом

 

особенностей

 

городской

 

инфраструктуры

 

и

 

мест

 

размещения

 

зарядных

 

стан

-

ций

На

 

основании

 

результатов

 

имитационного

 

моделирования

 

выполнена

 

оценка

 

потребности

 

ввода

 

новых

 

зарядных

 

станций

 

в

 

городе

 

Кемерово

 

на

 

период

 

до

 2028 

года

Приведена

 

оценка

 

дополнительной

 

электрической

 

нагрузки

 

на

 

городскую

 

элек

-

трическую

 

сеть

 

со

 

стороны

 

электрозарядных

 

станций

.


background image

11

от

 

общей

 

нормы

 

парковочных

 

мест

По

 

прогнозам

 [2], 

к

 2030 

году

 

может

 

потребоваться

 

уже

 

более

 144 

тысяч

 

зарядных

 

станций

Федеральный

 

проект

  «

Электро

-

мобиль

 

и

 

водородный

 

автомобиль

» 

предусматрива

-

ет

 

ввод

 

к

 2024 

году

 2935 

быстрых

 

и

 6547 

медленных

 

ЭЗС

.

В

 

настоящее

 

время

 

основными

 

представителями

 

услуг

 

электрозарядных

 

станций

  (

ЭЗС

на

 

россий

-

ском

 

рынке

 

являются

 

ПАО

  «

Россети

». 

К

 2024 

году

 

ПАО

  «

Россети

» 

планируют

 

создать

 

сеть

 

электроза

-

правок

 

из

 

более

 770 

ЭЗС

 

в

 30 

крупных

 

городах

 

и

 

на

 

автомагистралях

При

 

этом

 

целевой

 

показатель

 

про

-

граммы

 

по

 

городам

 — 

от

 10 

и

 

более

 

зарядных

 

стан

-

ций

 

в

 

каждом

 

из

 

городов

 

в

 

зависимости

 

от

 

числен

-

ности

 

жителей

.

Кроме

 

того

ведутся

 

работы

 

по

 

разработке

 

алго

-

ритмов

 

интеллектуального

 

управления

 

зарядными

 

станциями

 

для

 

обеспечения

 

оптимальной

 

загрузки

 

сетевой

 

инфраструктуры

 [4].

Таким

 

образом

в

 

ближайшие

 

годы

 

следует

 

ожи

-

дать

 

интенсивного

 

роста

 

числа

 

ЭМ

 

и

 

увеличения

 

коли

-

чества

 

ЭЗС

 

в

 

России

Однако

 

стремительное

 

развитие

 

электротранспорта

 

требует

 

тщательного

 

планиро

-

вания

 

развития

 

городской

 

электрозарядной

 

инфра

-

структуры

с

 

одной

 

стороны

обеспечивающей

 

доступ

-

ность

 

и

 

удобство

 

использования

 

для

 

автомобилистов

а

 

с

 

другой

 

стороны

предусматривающей

 

интеллекту

-

альное

 

управление

 

зарядом

 

ЭМ

 

с

 

целью

 

ограничения

 

перегрузки

 

городских

 

электрических

 

сетей

.

ПОСТАНОВКА

 

ПРОБЛЕМЫ

Одним

 

из

 

препятствий

 

для

 

широкого

 

внедрения

 

ЭМ

 

является

 

так

 

называемая

 «

боязнь

 

нехватки

 

заряда

» 

(range anxiety). 

ЭМ

 

характеризуются

 

существенно

 

меньшей

 

величиной

 

пробега

 

на

  «

полном

 

баке

» 

по

 

сравнению

 

с

 

традиционными

 

автомобилями

 

с

 

дви

-

гателями

 

внутреннего

 

сгорания

В

 

регионах

 

с

 

холод

-

ным

 

климатом

 

данная

 

проблема

 

обостряется

 

еще

 

сильнее

Например

в

 

работе

 [5] 

отмечается

что

 

хо

-

лодная

 

погода

 

может

 

привести

 

к

 

снижению

 

пробега

 

ЭМ

 

до

 31,9% 

за

 

счет

 

работы

 

систем

 

обогрева

.

По

 

данным

 [6], 

более

 

половины

 

владельцев

 

ЭМ

 

полагаются

 

исключительно

 

на

 

возможность

 

до

-

машнего

 

заряда

но

 

в

 

урбанизированных

 

районах

 

эта

 

доля

 

снижается

По

 

результатам

 

комплексного

 

наблюдения

 

условий

 

жизни

 

населения

 

в

 2020 

году

проведенного

 

Росстатом

 [7], 

только

 12,5% 

город

-

ских

 

семей

 

проживают

 

в

 

частных

 

домах

В

 

том

 

же

 

исследовании

 

указано

что

 

в

 

среднем

 69% 

автомо

-

билистов

 

паркуют

 

автомобили

 

на

 

необорудованных

 

стоянках

 (

во

 

дворе

 

дома

и

 

только

 23,8% 

использу

-

ют

 

стационарные

 

гаражи

а

 

в

 

крупных

 

городах

 

эта

 

доля

 

снижается

 

до

 14,5–7,6%. 

Однако

 

в

 

настоя

-

щее

 

время

по

 

причине

 

недостаточной

 

развитости

 

общественной

 

зарядной

 

инфраструктуры

следует

 

ожидать

 

более

 

широкого

 

распространения

 

ЭМ

 

сре

-

ди

 

людей

проживающих

 

в

 

частных

 

домах

 

или

 

вла

-

деющих

 

гаражом

в

 

связи

 

с

 

наличием

 

надежного

 

ис

-

точника

 

заряда

 

ЭМ

.

При

 

отсутствии

 

возможности

 

домашнего

 

заря

-

да

 

владельцы

 

ЭМ

 

оказываются

 

зависимы

 

от

 

обще

-

ственных

 

ЭЗС

С

 

учетом

 

высокой

 

длительности

 

за

-

ряда

 

и

 

влияния

 

на

 

электрическую

 

сеть

 

планирование

 

развития

 

городской

 

электрозарядной

 

инфраструк

-

туры

 

является

 

весьма

 

нетривиальной

 

задачей

Це

-

лесообразным

 

подходом

 

для

 

решения

 

данной

 

про

-

блемы

 

является

 

разработка

 

имитационной

 

модели

 

электрической

 

сети

 

с

 

ЭЗС

учитывающей

 

поведение

 

электротранспорта

 

и

 

параметры

 

электрического

 

ре

-

жима

 

центров

 

питания

В

 

России

 

создание

 

подобных

 

имитационных

 

моделей

 

не

 

производилось

в

 

связи

 

с

 

этим

 

становится

 

затруднительным

 

сформировать

 

рациональную

 

стратегию

 

развития

 

электротранспор

-

та

а

 

также

 

выбрать

 

наилучшие

 

методы

 

оптимально

-

го

 

управления

 

инфраструктурой

  (

в

 

частности

про

-

цессами

 

заряда

-

разряда

).

МЕТОДОЛОГИЯ

В

 

данной

 

работе

 

рассмотрен

 

анализ

 

развития

 

элек

-

трозарядной

 

инфраструктуры

 

на

 

примере

 

города

 

Ке

-

мерово

Кемерово

 

является

 

крупным

 

индустриаль

-

ным

 

городом

 

России

расположенным

 

в

 

Западной

 

Сибири

Население

 

Кемерово

 

на

 2021 

год

 

составля

-

ет

 551 

тысяч

 

человек

Рассматриваемый

 

регион

 

ха

-

рактеризуется

 

резко

 

континентальным

 

климатом

 

со

 

среднегодовой

 

температурой

 +1,3°

С

.

На

 

начало

 2022 

года

 

в

 

Кемерово

 

зарегистриро

-

вано

 

порядка

 62 

ЭМ

В

 

соответствии

 

с

 

прогнозом

 [2] 

к

 2030 

году

 

следует

 

ожидать

 

увеличения

 

количе

-

ства

 

ЭМ

 

в

 

Кемерово

 

до

 2–12 

тысяч

 

штук

На

 

основе

 

общего

 

сценария

 

развития

 

рынка

 

ЭМ

 

в

 

России

 [2] 

авторами

 

выполнен

 

приближенный

 

прогноз

 

изме

-

Ко

личеств

о

 

элек

тромобилей

шт

.

Год

10

6

10

5

10

4

10

3

Отчетное

 

количество

 

электромобилей

 

по

 

данным

 

Автостат

Прогнозируемое

 

количество

 

электро

-

мобилей

 

на

 2030 

год

Инерционный

 

сценарий

y

 = 2,50

е

 – 03

ехр

(6,00

x

) – 3,37

е

 – 03

Сбалансированный

 

сценарий

 

y

 = 4,53

е

 – 04

ехр

(7,70

x

) – 4,06

е

 – 04

Сценарий

 

ускоренного

 

развития

 

y

 = 1,03

е

 – 04

ехр

(9,18

x

) – 4,75

е

 – 05

Экстраполяция

 

степенной

 

ф

-

ей

 

y

 = 9,79

е

 – 01

x

2,56

 + 7,15

е

 – 03

Экстраполяция

 

экспоненциальной

 

ф

-

ей

 

y

 = 7,05

е

 – 02

ехр

(2,75

x

) – 9,18

е

 – 02

2016

2019

2022

2025

2028

2017

2020

2023

2026

2029

2018

2021

2024

2027

2030

Рис

. 1. 

Прогноз

 

количества

 

ЭМ

 

в

 

России

 3 (78) 2023


background image

12

ЭЛЕКТРОЗАРЯДНАЯ 

ИНФРАСТРУКТУРА

нения

 

количества

 

ЭМ

 

в

 

Кемерово

 

до

 2030 

года

 (

таб

-

лица

 1).

По

 

данным

 

аналитического

 

агентства

 

Автостат

более

 80% 

ЭМ

 

в

 

России

 — 

это

 Nissan Leaf, 

реже

 

встречаются

 

марки

 Tesla, Porshe, Audi 

и

 

др

Параме

-

тры

 

ЭМ

 

различных

 

марок

используемых

 

в

 

имитаци

-

онной

 

модели

приняты

 

по

 

данным

 

портала

 Electric 

Vehicle Database [8].

По

 

состоянию

 

на

 2022 

год

 

в

 

Кемерово

 

действует

 

три

 

ЭЗС

 (Mode 3, 22 

кВт

ПАО

 «

Россети

 

Сибирь

». 

Со

-

гласно

 

программе

 «

Развитие

 

зарядной

 

инфраструк

-

туры

 

ПАО

  «

Россети

 

Сибирь

» 

на

 2020–2025 

гг

.», 

до

 

2025 

года

 

планируется

 

установить

 81 

ЭЗС

, 9 

из

 

ко

-

торых

 

в

 

Кемерово

 (7 

медленных

 

и

 2 

быстрых

). 

Так

-

же

 

необходимо

 

принимать

 

во

 

внимание

 

достаточно

 

активное

 

распространение

 

ЭЗС

 

других

 

операторов

Так

в

 

первой

 

половине

 2023 

года

 

в

 

Кемерово

 

введе

-

ны

 

две

 

ЭЗС

 

компании

 PUNKT E.

Построение

 

имитационной

 

модели

 

электрозаряд

-

ной

 

инфраструктуры

 

требует

 

моделирования

 

пове

-

дения

 

ЭМ

определяющего

 

их

 

распорядок

 

дня

 

и

 

из

-

менение

 

уровня

 

заряда

 

батареи

 

в

 

течение

 

суток

Для

 

решения

 

этой

 

задачи

 

получили

 

распространение

 

цепи

 

Маркова

Сущность

 

данного

 

метода

 

заключается

 

в

 

определении

 

возможных

 

состояний

 

ЭМ

 

и

 

задания

 

вероятностей

 

перехода

 

между

 

ними

Как

 

правило

в

 

ка

-

честве

 

таких

 

состояний

 

принимают

 

следующие

: «

ЭМ

 

припаркован

 

дома

», «

ЭМ

 

припаркован

 

на

 

работе

», 

«

ЭМ

 

припаркован

 

в

 

коммерческой

 

зоне

», «

ЭМ

 

в

 

пути

». 

Данный

 

подход

 

к

 

моделированию

 

представлен

 

в

 

рабо

-

тах

 [9–11]. 

Вероятности

 

перехода

 

между

 

состояниями

 

ЭМ

 

определяются

 

на

 

основе

 

собранной

 

статистики

 

по

-

ведения

 

автовладельцев

 

и

 

задаются

 

для

 

каждого

 

вре

-

менного

 

шага

 

модели

 

для

 

рабочих

 

и

 

выходных

 

дней

Как

 

правило

такие

 

модели

 

предполагают

 

широкое

 

распространение

 

ЭЗС

когда

 

общественные

 

зарядные

 

станции

 

доступны

 

в

 

городе

 

повсеместно

 

и

 

ЭМ

 

могут

 

воспользоваться

 

ЭЗС

находясь

 

в

 

любом

 

состоянии

Для

 

условий

 

городов

 

России

 

с

 

малым

 

внедрением

 

ЭЗС

 

такое

 

допущение

 

неприемлемо

.

Отметим

что

 

есть

 

работы

в

 

которых

 

рассма

-

тривается

 

влияние

 

увеличения

 

количества

 

электро

-

мобилей

 

на

 

загрузку

 

центров

 

питания

 

и

 

уровни

 

на

-

пряжения

 

в

 

распределительной

 

сети

Например

в

 

работе

 [12] 

рассматривается

 

метод

 

моделирования

 

стохастической

 

нагрузки

 

от

 

электромобилей

 

на

 

рас

-

пределительную

 

сеть

 

с

 

помощью

 

метода

 

Монте

-

Кар

-

ло

 

и

 

одной

 

из

 

его

 

модификаций

 — 

метода

 

бутстрэпа

Однако

 

при

 

таком

 

подходе

 

проблема

 

развития

 

за

-

рядной

 

инфраструктуры

 

решается

 

косвенно

 — 

путем

 

разработки

 

мероприятий

 

по

 

усилению

 

сети

без

 

уче

-

та

 

дорожной

 

ситуации

 

и

 

удобства

 

зарядной

 

инфра

-

структуры

 

для

 

водителей

.

Табл

. 1. 

Прогноз

 

изменения

 

числа

 

ЭМ

 

в

 

городе

 

Кемерово

Сценарий

 

развития

Год

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Инерционный

62

97

151

234

361

559

857

1323

2027

Сбалансированный

62

112

193

336

581

1011

1747

3041

5254

Ускоренный

62

126

239

461

881

1703

3265

6320

12 122

Другим

 

распространенным

 

подходом

 

для

 

моде

-

лирования

 

является

 

мультиагентный

 

метод

Данный

 

метод

 

предполагает

 

создание

 

классов

 

агентов

 (

ЭМ

ЭЗС

и

 

задания

 

правил

 

взаимодействия

 

между

 

ними

Поведение

 

агентов

 

может

 

определяться

 

сложными

 

алгоритмами

учитывающими

 

различные

 

нюансы

 

их

 

распорядка

 

дня

Моделирование

 

взаимодействия

 

агентов

 

может

 

выполняться

 

в

 

пространстве

что

 

поз

-

воляет

 

отслеживать

 

положение

 

и

 

перемещения

 

агентов

точно

 

определяя

 

пройденное

 

расстояние

 

и

 

уровень

 

разряда

 

батареи

ЭЗС

 

могут

 

быть

 

заданы

 

индивидуально

что

 

позволяет

 

учитывать

 

особенно

-

сти

 

расположения

 

ЭЗС

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

части

 

города

а

 

также

 

ограниченное

 

количество

 

доступных

 

ЭЗС

Такой

 

подход

 

реализован

 

во

 

множестве

 

работ

на

-

пример

в

 [13] — 

для

 

моделирования

 

поведения

 

убо

-

рочных

 

электромашин

в

 [14] — 

для

 

планирования

 

расположения

 

ЭЗС

 

для

 

электротакси

в

 [15] — 

для

 

планирования

 

развития

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

города

 

в

 

Швейцарии

в

 [16] — 

для

 

оценки

 

влияния

 

заряда

 

ЭМ

 

на

 

электрические

 

сети

.

Имитационное

 

моделирование

 

поведения

 

ЭМ

 

вы

-

полнено

 

в

 

среде

 AnyLogic 

с

 

использованием

 

муль

-

тиагентного

 

метода

Разработанная

 

имитационная

 

модель

 

включает

 

в

 

себя

 

два

 

класса

 

агентов

взаи

-

модействующих

 

в

 

ГИС

-

пространстве

 — 

карте

 

города

 

Кемерово

Агенты

 

ЭМ

 

определяются

 

следующим

 

на

-

бором

 

параметров

 

координаты

 

места

 

жительства

 

владельца

 

ЭМ

 

в

 

жилом

 

районе

 (homeLocation);

 

координаты

 

места

 

работы

 

владельца

 

ЭМ

 

в

 

дело

-

вом

 

районе

 (workLocation);

 

уровень

 

заряда

 

батареи

 (soc);

 

набор

 

переменных

определяющий

 

параметры

 

батареи

 

ЭМ

  (

емкость

расход

 

заряда

 

на

 1 

км

мощность

 

бортового

 

зарядного

 

устройства

);

 

возможность

 

домашней

 

зарядки

 

ЭМ

 (homeCharg-

ing).

Агенты

 

ЭЗС

 

определяются

 

координатами

 

места

 

расположения

мощностью

 (power) 

и

 

уровнем

 

ЭЗС

 

(stationLevel).

ГИС

-

карта

 

города

 

разделена

 

на

 

районы

 

следую

-

щих

 

типов

:

 

жилой

 

район

 (

районы

 

жилой

 

застройки

);

 

деловой

 

район

 (

офисы

промышленные

 

предпри

-

ятия

учебные

 

заведения

);

 

коммерческий

 

район

  (

торгово

-

развлекательные

 

центры

рестораны

театры

 

и

 

пр

.).

Расположение

 

районов

 

на

 

ГИС

-

карте

 

города

 

определено

 

с

 

использованием

 API 

картографическо

-

го

 

сервиса

 OpenStreetMap. 

Для

 

загрузки

 

информа

-

ции

 

о

 

районах

 

использованы

 

ключи

 landuse, amenity 

и

 leisure. 

К

 

жилым

 

районам

 

отнесены

 

все

 

районы


background image

13

имеющие

 

тег

 residential. 

Для

 

деловых

 

районов

 

учи

-

тывались

 

тэги

: industrial, townhall, doctors, social_

facility, hospital, bank, university, community_centre, 
courthouse, clinic. 

Для

 

коммерче

-

ских

 

районов

  — retail, commercial, 

marketplace, cafe, restaurant, fast_
food, post_of

fi

 ce, cinema, theatre. 

На

 

ГИС

-

карте

 

города

 

Кемерово

 

в

 

общей

 

сложности

 

выделено

 

843 

района

На

 

рисунке

 2 

пред

-

ставлен

 

фрагмент

 

карты

 

города

 

с

 

расположением

 

районов

 

и

 

воз

-

можных

 

мест

 

установки

 

ЭЗС

По

-

тенциальные

 

места

 

для

 

установки

 

ЭЗС

 

выбраны

 

в

 

районах

 

наиболее

 

крупных

 

парковок

.

При

 

инициализации

 

модели

 

для

 

каждого

 

агента

 

ЭМ

 

случай

-

ным

 

образом

 

определяется

 

до

-

машний

 

район

 (homeLocation) 

из

 

числа

 

жилых

 

районов

а

 

также

 

ме

-

сто

 

работы

 (workLocation) 

в

 

одном

 

из

 

деловых

 

районов

 

города

Мар

-

ка

 

ЭМ

 

для

 

каждого

 

агента

 

зада

-

ется

 

при

 

инициализации

 

случай

-

ным

 

образом

 

в

 

соответствии

 

со

 

статистикой

 

марок

 

ЭМ

 

по

 

данным

 

Автостат

Количество

 

агентов

 

ЭМ

 

задается

 

в

 

соответствии

 

с

 

табли

-

цей

 1.

Моделирование

 

распорядка

 

дня

 

ЭМ

 

может

 

быть

 

выполнено

 

с

 

использованием

 

различных

 

под

-

ходов

Например

в

 

работе

 [17] 

суточное

 

расписание

 

агентов

 

фор

-

мируется

 

на

 

основании

 

результа

-

тов

 

измерений

 

перемещений

 

ре

-

альных

 

ЭМ

В

 

ряде

 

других

 

работ

 

[9–11] 

используются

 

вероятности

 

нахождения

 

ЭМ

 

в

 

различных

 

со

-

стояниях

 

или

 

районах

 

города

В

 

данной

 

работе

 

для

 

моделиро

-

вания

 

принят

 

второй

 

подход

Для

 

агентов

 

ЭМ

 

заданы

 5 

возможных

 

состояний

 

припаркован

 

в

 

домашнем

 

рай

-

оне

 (atHome); 

 

припаркован

 

на

 

месте

 

работы

 

(atWork); 

 

припаркован

 

в

 

рабочем

 

районе

 

(atBusinessTrip); 

 

припаркован

 

в

 

коммерческой

 

зоне

 (atPOI); 

 

в

 

дороге

 (inJourney). 

Интенсивности

 

перехода

 

ЭМ

 

между

 

состояниями

 

задаются

 

для

 

каждого

 

часа

 

суток

а

 

их

 

значения

 

определены

 

на

 

основании

 

обоб

-

щения

 

материалов

 

работ

 [9–11]. 

Диаграмма

 

состояний

 

для

 

аген

-

та

 

ЭМ

реализованная

 

в

 

среде

 

AnyLogic, 

и

 

график

 

интенсивности

 

переходов

 

между

 

состояниями

 

приведены

 

на

 

рисун

-

ках

 3 

и

 4. 

Для

 

сокращения

 

объема

 

вычислений

 

в

 

мо

-

дели

 

не

 

учитываются

 

выходные

 

дни

так

 

как

 

они

 

не

 

Рис

. 2. 

Карта

 

рассматриваемых

 

мест

 

расположения

 

ЭЗС

 

в

 

Кемерово

Деловой

 

или

 

промышленный

 

районы

Жилой

 

район

Коммерческий

 

район

Существующие

 

ЭЗС

Планируемые

 

ЭЗС

statechart

chargeComplete

chargerlsOccupied

chargerlsFree

nearCharger

lowBattery

m

о

vingToChargingStati

о

n

movingToCharger

batteryDischarge

stop

moving

needCharge

homeCharging

batteryOk

batteryState

checkAvailability

charging

atWork

noCharging

atBusinessTrip

atHome

inJourney

HtW

atPOl

WtH

WtH1

PtW

PtH

WtW

WtP

WtP1

W1W1

HtP

Рис

. 3. 

Диаграмма

 

состояний

 

агентов

 

ЭМ

 

в

 

среде

 AnyLogic

Рис

. 4. 

Диаграмма

 

вероятностей

 

состояний

 

агентов

 

в

 

рабочие

 

дни

Вероятность

о

.

е

.

Время

1,0

0,8

0,6

0,4

0,2

0,0

В

 

жилом

 

районе

В

 

деловом

 

районе

В

 

дороге

В

 

коммерческом

 

районе

00:00

00:00

02:00

04:00

06:00

08:00

10:00

12:00

14:00

16:00

18:00

20:00

22:00

 3 (78) 2023


background image

14

ЭЛЕКТРОЗАРЯДНАЯ 

ИНФРАСТРУКТУРА

являются

 

определяющими

 

для

 

моделирования

 

за

-

груженности

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

.

Таким

 

образом

согласно

 

разработанной

 

диаграм

-

ме

 

состояний

 

каждый

 

агент

 

ЭМ

 

утром

 

едет

 

на

 

свое

 

место

 

работы

 (workLocation) 

в

 

деловой

 

район

в

 

те

-

чение

 

рабочего

 

дня

 

с

 

некоторой

 

вероятностью

 

ЭМ

 

может

 

совершить

 

несколько

 

рабочих

 

поездок

 

в

 

слу

-

чайные

 

деловые

 

районы

 

города

В

 

обеденное

 

время

 

и

 

после

 

работы

 

агент

 

может

 

отправиться

 

в

 

коммер

-

ческий

 

район

Вечером

 

каждый

 

агент

 

возвращается

 

домой

 (homeLocation) 

в

 

жилой

 

район

Каждое

 

перемещение

 

агента

 

ЭМ

 

при

 

моделиро

-

вании

 

отслеживается

 

и

 

вычисляется

 

пройденное

 

расстояние

на

 

основании

 

которого

 

определяется

 

расход

 

заряда

 

батареи

 

ЭМ

Электропотребление

 

ЭМ

 

зависит

 

от

 

множества

 

факторов

массы

 

ЭМ

коэффи

-

циента

 

сопротивления

 

качению

уклона

 

дороги

уско

-

рения

аэродинамического

 

сопротивления

темпе

-

ратуры

 

окружающего

 

воздуха

погоды

 

и

 

т

.

д

. [18, 19]. 

Точная

 

оценка

 

расхода

 

заряда

 

батареи

 

является

 

весьма

 

трудоемкой

 

задачей

 

и

 

требует

 

множества

 

до

-

полнительных

 

параметров

в

 

связи

 

с

 

этим

 

в

 

данной

 

работе

 

разряд

 

батареи

 

ЭМ

 

оценивается

 

приближен

-

но

 

на

 

основании

 

данных

 

по

 

среднему

 

электропотре

-

блению

 

для

 

городских

 

условий

 

при

 

холодной

 

и

 

теп

-

лой

 

погоде

Агенты

 

ЭМ

 

могут

 

пополнять

 

заряд

 

батареи

 

в

 

до

-

машнем

 

районе

если

 

их

 

парковочное

 

место

 

осна

-

щено

 

розеткой

 (homeCharging = true). 

В

 

этом

 

случае

 

при

 

моделировании

 

предполагается

что

 

все

 

агенты

 

ЭМ

 

с

 

возможностью

 

домашнего

 

заряда

 

подключе

-

ны

 

к

 

электрической

 

сети

 

и

 

заряжаются

 

на

 

мощности

 

2,3 

кВт

если

 

находятся

 

в

 

состоянии

 atHome (

рису

-

нок

 3).

Агенты

 

ЭЗС

 

представлены

 

тремя

 

классами

 

(stationLevel), 

в

 

соответствии

 

с

 

существующей

 

элек

-

трозарядной

 

инфраструктурой

 

города

 

Кемерово

уровень

 1 (

уличные

 

розетки

 AC 1×16 

А

, 3,3 

кВт

); 

уро

-

вень

 2 (

медленная

 

ЭЗС

 AC 3×32 

А

, 22 

кВт

); 

уровень

 3 

(

быстрая

 

ЭЗС

 DC 120 

кВт

). 

Каждая

 

ЭЗС

 

в

 

данной

 

имитационной

 

модели

 

имеет

 

два

 

порта

 

для

 

заряда

 

ЭМ

медленная

 

ЭЗС

 — 1 

порт

 

на

 22 

кВт

, 1 

порт

 

на

 

3,3 

кВт

быстрая

 

ЭЗС

 – 1 

порт

 

на

 120 

кВт

, 1 

порт

 

на

 

22 

кВт

Общественные

 

ЭЗС

 

доступны

 

для

 

всех

 

ЭМ

Принятие

 

решения

 

о

 

необходимости

 

заряда

 

ЭМ

 

определяется

 

психологией

 

водителя

Например

в

 

работе

 [16] 

уровень

 

заряда

 

батареи

при

 

котором

 

водитель

 

отправится

 

на

 

ЭЗС

определяется

 

на

 

ос

-

новании

 

оценки

  «

боязни

 

нехватки

 

заряда

» (range 

anxiety) 

водителя

В

 [14] 

для

 

определения

 

вероят

-

ности

 

заряда

 

ЭМ

 

выделяют

 4 

состояния

заряд

 

не

 

требуется

 (SOC > 50%), 

возможно

 

требуется

 

заряд

 

(35% > SOC > 50%), 

требуется

 

заряд

 (20% < SOC 

 35%) 

и

 

срочно

 

требуется

 

заряд

 (SOC < 20%). 

В

 

работах

 [15, 20] 

дополнительно

 

учитывается

 

так

-

же

 

тариф

 

на

 

заряд

а

 

в

 [21] 

также

 

учтены

 

мощности

 

ЭЗС

расстояние

 

до

 

ЭЗС

длительность

 

стоянки

 

ЭМ

 

и

 

т

.

д

Согласно

 

данным

приведенным

 

в

 [22], 

около

 

66% 

водителей

 

предпочитают

 

заряжаться

 

при

 

уров

-

не

 

заряда

 

более

 40%, 

а

 

чаще

 

всего

 

заряд

 

выпол

-

няется

 

на

 30%, 

так

 

как

 

это

 

значение

 

соответствуют

 

предупреждению

 

о

 

низком

 

уровне

 

заряда

 

батареи

В

 

работе

 [23] 

на

 

основании

 

кластеризации

 

массива

 

данных

собранных

 

с

 

ЭЗС

были

 

выделаны

 

следу

-

ющие

 

модели

 

зарядного

 

поведения

 

ЭМ

: Work and 

Charge (

заряд

 

ЭМ

 

в

 

течение

 

рабочего

 

дня

в

 

сред

-

нем

 8,5 

ч

); Stop and Charge (

кратковременные

 

заряд

в

 

среднем

 

в

 

течение

 1,5 

ч

); Park and Charge (

заряд

 

на

 

время

 

парковки

 

при

 

посещении

 

торгово

-

развлека

-

тельных

 

центров

театров

фитнесс

 

залов

 

и

 

пр

.); Home 

and Charge (

длительная

 

зарядка

 

в

 

ночные

 

часы

).

В

 

связи

 

с

 

тем

что

 

электрозарядная

 

инфраструк

-

тура

 

ПАО

 «

Россети

 

Сибирь

» 

в

 

городе

 

Кемерово

 

в

 

на

-

стоящее

 

время

 

работает

 

бесплатно

при

 

моделиро

-

вании

 

зарядного

 

поведения

 

ЭМ

 

тарифы

 

на

 

услуги

 

заряда

 

не

 

учитываются

При

 

достижении

 

уровня

 

за

-

ряда

 

батареи

 

в

 30% 

агент

 

ЭМ

 

отправится

 

на

 

свобод

-

ную

 

ЭЗС

Приоритет

 

при

 

выборе

 

ЭЗС

 

будет

 

отдавать

-

ся

 

ЭЗС

 

с

 

наивысшим

 

уровнем

 (stationLevel). 

Если

 

свободно

 

несколько

 

ЭЗС

 

одинакового

 

уровня

то

 

ЭМ

 

отправится

 

на

 

ближайшую

Продолжительность

 

за

-

ряда

 

ЭМ

 

определяется

 

в

 

соответствии

 

с

 

моделями

 

зарядного

 

поведения

описанными

 

в

 [23]: 

в

 

утренние

 

часы

 

согласно

 Home and Charge, 

в

 

дневные

 — Stop 

and Charge, 

в

 

вечерние

 — Home and Charge. 

Если

 

агент

 

ЭМ

 

паркуется

 

вблизи

 

свободной

 

ЭЗС

то

 

агент

 

воспользуется

 

ЭЗС

 

при

 

любом

 

уровне

 

заряда

 

бата

-

реи

 

для

 

имитации

 

модели

 

поведения

 

ЭМ

 «

заряд

 

по

 

возможности

». 

В

 

качестве

 

целевой

 

метрики

 

для

 

оценки

 

доступ

-

ности

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

 

города

 

Кемерово

 

принято

 

среднее

 

время

 

удовлетворения

 

потребности

 

в

 

заряде

определяемое

 

промежутком

 

времени

 

между

 

возникновением

 

потребности

 

в

 

за

-

ряде

 

и

 

подключением

 

к

 

ЭЗС

Также

 

в

 

ходе

 

модели

-

рования

 

определяется

 

загрузка

 

каждой

 

ЭЗС

 

и

 

число

 

заряжающихся

 

ЭМ

 

на

 

общественных

 

ЭЗС

 

и

 

дома

 

для

 

оценки

 

влияния

 

ЭМ

 

на

 

городскую

 

электрическую

 

сеть

.

Моделирование

 

проводится

 

с

 

шагом

 

в

 1 

минуту

Интервал

 

моделирования

 

составляет

 5 

дней

В

 

связи

 

со

 

стохастическим

 

характером

 

моделирования

 

для

 

оценки

 

целевых

 

метрик

 

используется

 

метод

 

Монте

-

Карло

для

 

каждого

 

набора

 

исходных

 

параметров

 

выполнено

 

не

 

менее

 5 

прогонов

 

модели

В

 

качестве

 

исходных

 

параметров

 

для

 

моделирования

 

принято

количество

 

агентов

 

ЭМ

количество

 

агентов

 

ЭЗС

доля

 

ЭМ

 

с

 

возможностью

 

домашнего

 

заряда

Моделирование

 

выполнено

 

для

 

условий

 

холод

-

ной

 

погоды

 

при

 

доле

 

владельцев

 

ЭМ

имеющих

 

воз

-

можность

 

домашнего

 

заряда

в

 0,6 

и

 0,8 (

соответ

-

ственно

, 40% 

и

 20% 

от

 

общего

 

числа

 

ЭМ

 

полностью

 

зависимы

 

от

 

общественной

 

электрозарядной

 

инфра

-

структуры

).

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

И

 

ОБСУЖДЕНИЕ

На

 

рисунке

 5 

приведены

 

графики

 

зависимости

 

дли

-

тельности

 

ожидания

 

заряда

 

от

 

количества

 

и

 

типа

 

ЭЗС

 

при

 

различных

 

сценариях

 

развития

 

городской

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

 

и

 

разной

 

степе

-

ни

 

доступности

 

домашнего

 

заряда

Количество

 

ЭМ

 

принято

 

согласно

 

таблице

 1 

для

 

сбалансированного

 

сценария

 

развития

 

рынка

 

ЭМ

 

России

Как

 

следует

 

из

 


background image

15

рисунка

 5, 

при

 

увеличении

 

количе

-

ства

 

ЭЗС

 

длительность

 

ожидания

 

заряда

 

снижается

 

до

 

некоторого

 

остаточного

 

уровня

 

в

 15–20 

минут

который

 

включает

 

в

 

себя

 

длитель

-

ность

 

перемещения

 

агентов

 

до

 

ближайшей

 

свободной

 

ЭЗС

Для

 

определения

 

необходимого

 

чис

-

ла

 

ЭЗС

удовлетворяющего

 

по

-

требностям

 

ЭМ

 

города

 

Кемерово

была

 

принята

 

граница

 

времени

 

ожидания

 

в

 20 

минут

В

 

соответ

-

ствии

 

с

 

этим

 

на

 

рисунке

 6 

при

-

ведено

 

необходимое

 

количество

 

ЭЗС

 

на

 

период

 

до

 2028 

года

Как

 

следует

 

из

 

рисунка

 6, 

при

 

доступности

 

домашнего

 

заряда

 

в

 0,8 

и

 

более

 

потребность

 

в

 

рас

-

ширении

 

электрозарядной

 

ин

-

фраструктуры

 

возникает

 

только

 

к

 2024 

году

а

 

к

 2028 

году

 

коли

-

чество

 

новых

 

ЭЗС

 

должно

 

дости

-

гать

 28 

медленных

 

или

 9 

быстрых

 

станций

При

 

доступности

 

до

-

машнего

 

заряда

 

в

 0,6 

ввод

 

новых

 

ЭЗС

 

необходим

 

уже

 

в

 2023 

году

а

 

к

 2028 

году

 

суммарное

 

количе

-

ство

 

новых

 

ЭЗС

 

должно

 

состав

-

лять

 

не

 

менее

 61 

медленной

 

или

 

22 

быстрой

 

ЭЗС

Уровень

 

доступности

 

домаш

-

него

 

заряда

 

играет

 

значительную

 

роль

 

в

 

планировании

 

развития

 

электрозарядной

 

инфраструкту

-

ры

Из

 

результатов

 

моделирова

-

ния

 

следует

что

 

изменение

 

его

 

уровня

 

с

 0,8 

до

 0,6 

требует

 

уве

-

личения

 

количества

 

вводимых

 

ЭЗС

 

более

 

чем

 

в

 2 

раза

Суще

-

ственную

 

роль

 

также

 

играет

 

и

 

тип

 

ЭЗС

 — 

использование

 

быстрых

 

ЭЗС

 

позволяет

 

сократить

 

общее

 

количество

 

станций

 

примерно

 

в

 3 

раза

Следует

 

отметить

что

 

план

 

«

Россети

 

Сибири

» 

по

 

вводу

 

девя

-

ти

 

новых

 

ЭЗС

 

в

 

городе

 

Кемерово

 

до

 2025 

года

согласно

 

результатам

 

моделирования

сможет

 

обеспечить

 

потребности

 

владельцев

 

ЭМ

 

го

-

рода

 

Кемерово

Выбор

 

местоположения

 

медленных

 

ЭЗС

 

опреде

-

ляется

 

местами

 

длительной

 

стоянки

 

автомобилей

чтобы

 

позволить

 

заряжать

 

ЭМ

 

в

 

рабочие

 

или

 

ночные

 

часы

Реализация

 

программы

 [2] 

в

 

части

 

оснащения

 

15% 

парковочных

 

мест

 

маломощными

 

зарядными

 

устройствами

 

позволит

 

полностью

 

удовлетворить

 

потребности

 

в

 

заряде

 

на

 

начальных

 

этапах

 

развития

 

рынка

 

ЭМ

Быстрые

 

ЭЗС

 

следует

 

располагать

 

в

 

ме

-

стах

 

с

 

короткой

 

длительностью

 

парковки

например

 

на

 

традиционных

 

автозаправочных

 

станциях

.

Электрозарядная

 

инфраструктура

 

создает

 

до

-

полнительную

 

нагрузку

 

на

 

энергосистему

которая

 

Рис

. 5. 

График

 

зависимости

 

длительности

 

ожидания

 

заряда

 

от

 

количества

 

и

 

типа

 

ЭЗС

Длит

ельность

 

ожидания

мин

а

)

Медленные

 

ЭЗС

доступность

 

домашнего

 

заряда

 — 0,8

Быстрые

 

ЭЗС

доступность

 

домашнего

 

заряда

 — 0,8

б

)

160

140

120

100

80

60

40

20

0

160

140

120

100

80

60

40

20

0

4  6  8  10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38

10 

11  12

4  9  14 19 24 29 34 39 44 49 54 59 64

Длит

ельность

 

ожидания

мин

в

)

Медленные

 

ЭЗС

доступность

 

домашнего

 

заряда

 — 0,6

Быстрые

 

ЭЗС

доступность

 

домашнего

 

заряда

 — 0,6

г

)

160

140

120

100

80

60

40

20

0

160

140

120

100

80

60

40

20

0

Год

2023

2024

2025

2026

2027

2028

4  6  8  10 12 14 16 18 20 22 24

Количество

 

ЭЗС

шт

Количество

 

ЭЗС

шт

Рис

. 6. 

Требуемое

 

количество

 

ЭЗС

 

в

 

городе

 

Кемерово

 

до

 2028 

года

Ввод

 

только

 

медленных

 

ЭЗС

Тр

еб

уемое

 

ко

личеств

о

 

ЭЗС

шт

.

Ввод

 

только

 

быстрых

 

ЭЗС

60

50

40

30

20

10

0

20

15

10

5

0

2023 2024 2025 2026 2027 2028

2023 2024 2025 2026 2027 2028

Год

Год

Доступность

 

домашнего

 

заряда

 — 0,6

Доступность

 

домашнего

 

заряда

 — 0,8

для

 

города

 

Кемерово

 

к

 2028 

году

 

может

 

достигать

 

2000 

кВт

 

и

 

более

что

 

составляет

 

всего

 

порядка

 0,5% 

средней

 

электрической

 

нагрузки

 

города

  (

без

 

учета

 

крупных

 

промышленных

 

предприятий

). 

Однако

не

-

смотря

 

на

 

незначительный

 

прирост

 

нагрузки

 

от

 

ЭЗС

возникает

 

проблема

 

повышения

 

загрузки

 

существу

-

ющих

 

кабельных

 

линий

 

и

 

электрооборудования

ко

-

торые

 

эксплуатируются

 

уже

 

более

 30 

лет

При

 

этом

учитывая

 

городской

 

ландшафт

замена

 

оборудова

-

ния

 

на

 

новое

 

большей

 

пропускной

 

способности

 

не

 

может

 

быть

 

произведена

 

оперативно

.

На

 

рисунке

 7 

приведены

 

суточные

 

профили

 

элек

-

тропотребления

 

ЭМ

 

при

 

использовании

 

медленных

 

и

 

быстрых

 

ЭЗС

полученные

 

в

 

результате

 

имитаци

-

онного

 

моделирования

 

для

 2028 

года

 

при

 

степени

 

 3 (78) 2023


background image

16

ЭЛЕКТРОЗАРЯДНАЯ 

ИНФРАСТРУКТУРА

доступности

 

домашнего

 

заряда

 — 0,6. 

Представ

-

ленные

 

графики

 

имеют

 

неравномерный

 

характер

 

с

 

большим

 

преобладанием

 

вечернего

 

максимума

Для

 

Кемеровской

 

области

 

с

 

преимущественно

 

ве

-

черними

 

часами

 

пиковой

 

нагрузки

 

энергосистемы

 

работа

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

 

приведет

 

к

 

росту

 

пиковой

 

нагрузки

 

и

 

в

 

будущем

 

может

 

вы

-

звать

 

ограничения

 

пропускной

 

способности

 

элек

-

трических

 

сетей

 

и

 

перегрузку

 

центров

 

питания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В

 

данной

 

работе

 

рассмотрено

 

планирование

 

раз

-

вития

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

 

города

 

Кемерово

 

с

 

использованием

 

ме

-

тода

 

агентного

 

моделирования

В

 

программной

 

среде

 AnyLogic 

разработана

 

имитационная

 

мо

-

дель

 

городской

 

электрозарядной

 

инфраструктуры

учитывающей

 

поведение

 

ЭМ

 

и

 

позволяющей

 

моделировать

 

профили

 

нагрузки

 

ЭЗС

.

На

 

основании

 

проведенного

 

анализа

 

установлено

что

 

при

 

сба

-

лансированном

 

сценарии

 

разви

-

тия

 

рынка

 

ЭМ

 

России

 

к

 2028 

году

 

в

 

городе

 

Кемерово

 

может

 

по

-

требоваться

 

ввод

 

до

 61 

новых

 

медленных

 

или

 22 

быстрых

 

ЭЗС

что

 

соответствует

 

расширению

 

существующей

 

электрозаряд

-

ной

 

инфраструктуры

 

более

 

чем

 

в

 20 

раз

.

Предложенный

 

подход

 

к

 

ими

-

тационному

 

моделированию

 

мо

-

жет

 

быть

 

использован

 

для

 

планирования

 

про

-

филей

 

электропотребления

 

центров

 

питания

 

при

 

разработке

 

комплексных

 

программ

 

разви

-

тия

 

городских

 

электрических

 

сетей

 

до

 35 

кВ

при

 

формировании

 

инвестиционных

 

программ

 

по

 

развитию

 

инфраструктуры

 

заряда

 

электро

-

транспорта

а

 

также

 

при

 

разработке

 

методов

 

ин

-

теллектуального

 

управления

 

зарядными

 

стан

-

циями

.

Исследование

 

выполнено

 

при

 

финансовой

 

под

-

держке

 

государственного

 

задания

 

Министерства

 

науки

 

и

 

высшего

 

образования

 

Российской

 

Федера

-

ции

 (

 075-03-2021 138/3). 

Рис

. 7. 

Суточный

 

профиль

 

электропотребления

 

электромобилей

 

от

 

сети

 

при

 

заряде

 

в

 2028 

году

ЛИТЕРАТУРА

 / REFERENCES

1. Global EV Outlook 2022 – Data 

product. URL: https://www.iea.org/
data-and-statistics/data-product/
global-ev-outlook-2022.

2. 

О

 

концепции

 

по

 

развитию

 

произ

-

водства

 

и

 

использования

 

электри

-

ческого

 

автомобильного

 

транс

-

порта

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

период

 

до

 2030 

года

 

от

 23 

ав

-

густа

 2021. URL: https://docs.cntd.

ru/document/608396540 / About the 
concept of production development 
and application of electric highway 
transport in the Russian Federation 
until 2030 dated August, 23, 2021. 
URL: https://docs.cntd.ru/document/
608396540.

3. 

Методические

 

рекомендации

 

по

 

стимулированию

 

использования

 

электромобилей

 

и

 

гибридных

 

ав

-

томобилей

 

в

 

субъектах

 

Россий

-

ской

 

Федерации

утвержденные

 

распоряжением

 

Минтранса

 

Рос

-

сии

 

от

 25.05.2022 

№АК

-131-

р

. URL: 

https://mintrans.gov.ru/documents/
10/11866 / Methodical guidelines on 
promotion of using electric cars and 
hybrid cars in the Russian Federa-
tion constituent entities approved by 
the Order of the Ministry of Transpor-
tation of Russia dated 25.05.2022 
no. 

АК

-131-r. URL: https://mintrans.

gov.ru/documents/10/11866.

4. 

Гвоздев

 

Д

., 

Сафарян

 

А

., 

Коро

-

лев

 

А

., 

Болонов

 

В

., 

Окнин

 

Е

., 

Тимохин

 

Р

Принципы

 

интеллек

-

туального

 

управления

 

зарядны

-

ми

 

станциями

 

для

 

электромоби

-

лей

 // 

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

«

Россети

» 

журнала

  «

ЭЛЕКТРО

-

ЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распреде

-

ление

», 2022, 

 1(24). 

С

. 8–14 /

Gvozdev D., Safaryan A., Korolev A., 
Bolonov V., Oknin E., Timokhin R. 
Principles of intelligent control of 
electric car charging stations // 

Yezhekvartal'niy spetsvypusk "Ros-
seti" zhurnala "ELEKTROENER-

GIYA. Peredacha i raspredeleniye" 

[Quartely special issue "Rosseti" of 
the journal "ELECTRIC POWER. 
Transmission and Distribution"], 
2022, no. 1(24), pp. 8–14. (In Rus-
sian)

5.  Hasselwander S., Galich A., Nieland S. 

Impact  of Climate Change on the 
Energy Consumption of Passenger 
Car Vehicles. World Electric Vehicle 
Journal, 2022, vol. 13, no. 8, p. 146.

6. Unterluggauer T., Rich J., Ander-

sen P.B., Hashemi S. Electric vehi-
cle charging infrastructure planning 
for integrated transportation and 
power distribution networks: A re-
view. eTransportation, 2022, vol. 12, 
p. 100163.

7. 

Федеральная

 

служба

 

государ

-

ственной

 

статистики

  (

Росстат

). 

Комплексное

 

наблюдение

 

условий

 

жизни

 

населения

 2020 (

КОУЖ

-

2020). URL: https://gks.ru/free_doc/
new_site/GKS_KOUZH-2020/index.

а

)

б

)

М

ощность

кВ

т

М

ощность

кВ

т

Мо

щ

нос

ть

кВ

т

Мо

щ

нос

ть

кВ

т

Медленные

 

ЭЗС

Быстрые

 

ЭЗС

Время

2000

1500

1000

500

0

2000

1500

1000

500

0

00:00

00:00

02:00

04:00

06:00

08:00

10:00

12:00

14:00

16:00

18:00

20:00

22:00

Заряд

 

дома

Общественные

 

ЭЗС

Суммарная

 

нагрузка


background image

17

html / Federal State Statistics Ser-
vice (Rosstat). Complex monitoring 
of population living conditions 2020 
(KOUZH-2020). URL: https://gks.ru/
free_doc/new_site/GKS_KOUZH-
2020/index.html.

8. EV Database. URL: https://ev-da-

tabase.org/cheatsheet/energy-con-
sumption-electric-car.

9. Wang Y., In

fi

 eld D. Markov Chain 

Monte Carlo simulation of electric 
vehicle use for network integra-
tion studies. International Journal of 
Electrical Power & Energy Systems, 
2018, vol. 99, pp. 85-94.

10. Iwafune Y., Ogimoto K., Kobayas-

hi Y., Muray K. Driving Simulator 
for Electric Vehicles Using the Mar-
kov Chain Monte Carlo Method and 
Evaluation of the Demand Response 
Effect in Residential Houses. IEEE 
Access, 2020, vol. 8, pp. 47654-
47663.

11. 

Soares F., Lopes J.A.P., Almei-
da P.R., Moreira C.L., Seca L. A sto-
chastic model to simulate electric 
vehicles motion and quantify the 
energy required from the grid. 17th 
Power Systems Computation Con-
ference (PSCC). Stockholm Swe-
den – August 22-26, 2011. URL: 
https://www.researchgate.net/publi-
cation/235721649.

12. 

Шкитина

 

Н

., 

Акимов

 

Д

Анализ

 

влияния

 

стохастической

 

нагрузки

 

электромобилей

 

на

 

распредели

-

тельную

 

сеть

 // 

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

  «

Россети

» 

журнала

 

«

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

», 2021, 

 1(20). 

С

. 40–45 / Shkitina N., Akimov D. 

Analysis of stochastic load impact of 
electric cars on the distribution net-
work // 

Yezhekvartal'niy spetsvypusk 

"Rosseti" zhurnala "ELEKTROEN-
ERGIYA. Peredacha i raspredeleni-
ye" 

[Quartely special issue "Rosseti" 

of the journal "ELECTRIC POWER. 
Transmission and Distribution"], 
2021, no. 1(20), pp. 40–45. (In Rus-
sian)

13. 

Jelen G., Babic J., Podobnik V. 
A multi-agent system for context-
aware electric vehicle 

fl

 eet  rout-

ing: A step towards more sustain-
able urban operations. Journal of 
Cleaner Production, 2022, vol. 374, 
p. 134047.

14. Jiang C., Jing Z., Ji T., Wu Q. Opti-

mal location of PEVCSs using MAS 
and ER approach. IET Generation, 
Transmission & Distribution, 2018, 
vol. 12, no. 20, pp. 4377-4387.

15. Pagani M., Koroses W., Chokani N., 

Abhari R.S. User behaviour and 
electric vehicle charging infrastruc-
ture: An agent-based model as-
sessment. Applied Energy, 2019, 
vol. 254, no. 26, p. 113680.

16. Chaudhari  K.,  Kandasamy  N.K., 

Krishnan A., Ukil A. Agent-Based 
Aggregated Behavior Modeling for 
Electric Vehicle Charging Load. IEEE 
Transactions on Industrial Informat-
ics, 2019, vol. 15, no. 2, pp. 856-868.

17. van der Kam M., van Sark W., Al-

kemade F., Peters A. Agent-Based 
Modelling of Charging Behaviour of 
Electric Vehicle Drivers. Journal of 

Arti

fi

 cial Societies and Social Simu-

lation, 2019, vol. 22, no. 4, p. 7.

18. Donkers A., Yang D., Viktorovi

ć

 M. 

In

fl

 uence of driving style, infrastruc-

ture, weather and traf

fi

 c on electric 

vehicle performance. Transportation 
Research Part D: Transport and En-
vironment, 2020, vol. 88, p. 102569.

19. Wang J., Besselink I., Nijmeijer H. 

Battery electric vehicle energy con-
sumption prediction for a trip based 
on route information. Proceedings 
of the Institution of Mechanical Engi-
neers, Part D: Journal of Automobile 
Engineering, 2018, vol. 232, no.  11, 
pp. 1528-1542.

20. Luo C., Huang Y.-F., Gupta V. Place-

ment of EV Charging Stations – Ba-
lancing Bene

fi

 ts Among Multiple En-

tities. IEEE Transactions on Smart 
Grid, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 759-768.

21. Hu L., Dong J., Lin Z. Modeling 

charging behavior of battery electric 
vehicle drivers: A cumulative pros-
pect theory based approach. Trans-
portation Research Part C: Emerg-
ing Technologies, 2019, vol. 102, 
pp. 474-489.

22. Franke T., Krems J.F. Understanding 

charging behaviour of electric vehi-
cle users. Transportation Research 
Part F: Traf

fi

 c Psychology and Be-

haviour, 2013, vol. 21, pp. 75-89.

23. Singh S., Vaidya B., Mouftah H.T. 

Smart EV Charging Strategies 
Based on Charging Behavior. Fron-
tiers in Energy Research, 2022, 
vol. 10, article 773440.

 3 (78) 2023


Оригинал статьи: Мультиагентное моделирование развития электрозарядной инфраструктуры города Кемерово

Ключевые слова: электромобили, поведение электромобилей, электрозарядные станции, имитационное моделирование, агентное моделирование

Читать онлайн

В статье рассмотрена проблема моделирования и планирования развития электрозарядной инфраструктуры на примере города Кемерово. Для решения этой проблемы разработана имитационная модель электрозарядной инфраструктуры и поведения электромобилей. Имитационная модель позволяет моделировать изменение уровня заряда батарей электромобилей в течение суток и возникающие в связи с этим потребности водителей электротранспорта в заряде с учетом особенностей городской инфраструктуры и мест размещения зарядных станций. На основании результатов имитационного моделирования выполнена оценка потребности ввода новых зарядных станций в городе Кемерово на период до 2028 года. Приведена оценка дополнительной электрической нагрузки на городскую электрическую сеть со стороны электрозарядных станций.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(86), сентябрь-октябрь 2024

Использование систем накопления электроэнергии для зарядных станций электромобилей в условиях ограничений на технологическое присоединение

Электрозарядная инфраструктура / Электромобили
Воронин В.А. Непша Ф.С. Анушенко С.Ю.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»