20
ЭЛЕКТРОЗАРЯДНАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
Быстрые зарядки
для транспорта будущего
Полтора
года
прошло
с
момента
подписания
Концепции
по
развитию
электротранспорта
в
Российской
Федерации
до
2030
года
.
В
реализации
этого
стратегического
проекта
при
-
нимают
участие
12
регионов
страны
.
В
этой
части
одним
из
лидеров
по
срокам
и
объемам
реализации
проекта
является
Республика
Татарстан
.
Данное
лидерство
во
многом
до
-
стигнуто
за
счет
участия
АО
«
Сетевая
компания
».
П
ри
всех
очевидных
преимуществах
электро
-
мобилей
их
количество
в
общей
массе
транс
-
портных
средств
на
российских
дорогах
се
-
годня
остается
незначительным
.
Главным
сдерживающим
фактором
является
недостаточное
развитие
электрозарядной
инфраструктуры
.
Ответом
на
этот
вызов
стала
федеральная
программа
развития
сети
электрозарядных
станций
(
ЭЗС
).
Программа
субсидирования
объемом
в
8,1
млрд
руб
-
лей
,
стартовавшая
в
2022
году
и
рассчитанная
до
2024
года
,
предусматривает
компенсацию
до
60%
от
стоимости
ЭЗС
(
но
не
более
1,86
млн
рублей
)
и
до
30%
от
стоимости
технологического
присоединения
(
но
не
более
900
тыс
.
рублей
)
региональным
опера
-
торам
.
Таким
образом
,
для
получения
субсидий
цена
одной
ЭЗС
должна
укладываться
в
сумму
3,1
млн
руб
-
лей
.
Планируется
,
что
за
счет
этого
механизма
гос
-
поддержки
к
2024
году
в
стране
должно
заработать
порядка
2,9
тысяч
быстрых
ЭЗС
.
В
рамках
данной
программы
акционерным
обще
-
ством
«
Сетевая
компания
»
освоено
176
млн
рублей
федеральных
средств
,
общий
же
объем
инвестиций
составил
полмиллиарда
рублей
.
К
1
января
2023
года
«
Сетевая
кампания
»
ввела
в
эксплуатацию
более
сотни
электрозаправок
,
став
таким
образом
крупней
-
шим
в
регионе
оператором
быстрых
ЭЗС
.
Сейчас
в
компании
эксплуатируется
109
ЭЗС
в
9
городах
и
10
административных
районах
Татарстана
.
Благо
-
даря
этому
республика
сегодня
является
одним
из
первых
регионов
,
где
завершилась
реализация
этого
федерального
инвестиционного
проекта
.
В
«
Сетевой
компании
»
особо
отмечают
важность
такого
аспекта
,
как
выбор
мест
установки
ЭЗС
.
Здесь
существует
два
критерия
:
технологический
и
инфра
-
структурный
.
С
одной
стороны
,
для
установки
зарядной
станции
подходит
любая
точка
,
имеющая
доступ
к
сетевой
ин
-
фраструктуре
.
Немаловажен
и
резерв
мощности
(
либо
возможность
дополнительного
подключения
),
так
как
речь
идет
об
объекте
,
потребляющем
электроэнер
-
гию
.
Каждая
ЭЗС
требует
порядка
150
кВт
электри
-
ческой
мощности
,
что
сравнимо
с
потреблением
10
частных
домовладений
или
6–8
торговых
павильо
-
нов
.
Таким
образом
,
с
точки
зрения
технологического
присоединения
,
выгоднее
всего
размещать
электро
-
заправки
в
непосредственной
близости
от
объектов
самого
сетевого
оператора
,
например
,
у
трансформа
-
торных
подстанций
(
ТП
).
21
Однако
существует
и
другая
сторона
.
Поскольку
зарядная
сес
-
сия
длится
минимум
30
минут
,
важно
,
чтобы
ЭЗС
находились
еще
и
в
местах
с
максимально
доступ
-
ной
социальной
инфраструктурой
,
чтобы
владелец
электромобиля
не
просто
ждал
полчаса
,
но
мог
провести
время
с
пользой
.
В
го
-
родской
черте
оптимальной
лока
-
цией
для
размещения
ЭЗС
явля
-
ются
парковки
у
крупных
торговых
центров
,
отмечают
в
АО
«
Сетевая
компания
».
Соответственно
,
компанией
при
выборе
мест
установки
ЭЗС
тща
-
тельно
оценивались
как
наличие
технической
возможности
техноло
-
гического
присоединения
к
сетям
электроснабжения
,
так
и
критерии
удобства
размещения
для
клиентов
.
Для
оптимально
-
го
размещения
электрозаправок
«
Сетевая
компания
»
арендовала
ряд
земельных
участков
как
у
муниципа
-
литетов
,
так
и
у
частных
собственников
.
В
компании
отмечают
,
что
здесь
пришлось
столкнуться
с
рядом
сложностей
.
Сама
ЭЗС
—
малогабаритное
сооруже
-
ние
на
два
стояночных
места
.
Но
на
практике
в
город
-
ских
условиях
найти
места
для
парковки
оказалось
сложнее
,
чем
представлялось
в
теории
.
Как
расска
-
зали
в
«
Сетевой
компании
»,
владельцы
автостоянок
далеко
не
всегда
шли
навстречу
энергетикам
.
В
горо
-
дах
региона
в
большинстве
случаев
арендодателями
выступили
муниципалитеты
(
в
Татарстане
для
таких
объектов
предусмотрены
льготные
условия
аренды
).
Еще
одной
примечательной
чертой
электрозапра
-
вок
«
Сетевой
компании
»
является
то
,
что
все
обо
-
рудование
для
них
изготавливается
здесь
же
,
в
Та
-
тарстане
,
на
производственных
мощностях
групп
компаний
«
Промэнерго
»
и
«
Энергоразвитие
».
Произ
-
водство
основано
преимущественно
на
отечествен
-
ных
комплектующих
,
а
частично
—
на
собственных
разработках
производителей
.
Компании
производят
быстрые
зарядные
станции
,
которые
соответствуют
техническим
требованиям
,
утвержденным
Приказом
Министерства
промышленно
-
сти
и
торговли
РФ
(
от
29.04.2022
г
.
№
1776).
Все
станции
оснащены
коннекторами
трех
типов
.
И
это
не
только
са
-
мые
распространенные
в
стране
японские
CHAdeMO (
ос
-
новной
коннектор
для
электроавтопарка
России
,
который
используется
в
«
народном
»
электромобиле
Nissan Leaf)
и
европейские
CCS2.
ЭЗС
«
Сетевой
компании
»
также
оснащены
китайскими
коннекторами
GB/T,
которые
,
учи
-
тывая
текущую
геополитическую
ситуацию
,
в
ближайшей
перспективе
могут
стать
главным
стандартом
в
РФ
,
по
крайней
мере
—
для
новых
электромобилей
.
Еще
одна
особенность
ЭЗС
—
возможность
дина
-
мической
балансировки
выдаваемой
мощности
меж
-
ду
коннекторами
постоянного
тока
во
всех
режимах
работы
зарядной
станции
при
одновременной
заряд
-
ке
двух
электромобилей
.
Время
для
подзарядки
акку
-
мулятора
составляет
от
30
до
60
минут
.
Однако
ЭЗС
—
это
не
только
оборудование
.
Для
нормального
функционирования
сети
электрозарядных
АО
«
Сетевая
компания
»
реализовало
проект
по
развитию
зарядной
инфра
-
структуры
в
Республике
Татарстан
КЭС
51
ПЭС
4
ЧЭС
5
ЕЭС
3
НчЭС
16
НкЭС
13
АЭС
10
БЭС
2
БуЭС
5
Общий
объем
инвестиций
— 412,3
млн
руб
.
в
том
числе
заявлена
господдержка
— 176,7
млн
руб
.
Установлено
109
ЭЗС
:
2021
год
— 14
2022
год
— 95
станций
требуется
и
специализированное
ПО
.
Вопрос
разработки
такого
софта
особенно
актуален
сегодня
,
в
условиях
санкционного
давления
на
РФ
.
В
АО
«
Сетевая
компания
»
для
дистанционного
мониторинга
и
управле
-
ния
зарядной
инфраструктурой
было
создано
все
необ
-
ходимое
программное
обеспечение
.
Кроме
этого
,
было
запущено
и
мобильное
приложение
«
ЭЗС
СК
»
для
кли
-
ентов
.
В
приложении
реализована
система
обслужива
-
ния
и
иные
клиентские
сервисы
.
Таким
образом
,
можно
говорить
,
что
ЭЗС
«
Сетевой
компании
»
являются
высо
-
коавтоматизированными
станциями
—
дополнительного
персонала
для
обслуживания
оборудования
не
требует
-
ся
,
а
все
управление
процессом
зарядки
электромобиля
осуществляется
с
помощью
мобильного
приложения
для
смартфона
.
Кроме
того
,
приложение
позволяет
просчи
-
тать
оптимальный
маршрут
до
ближайшей
ЭЗС
(
рассто
-
яние
между
зарядными
станциями
не
должно
превышать
140
км
),
оплатить
зарядку
и
контролировать
рабочее
со
-
стояние
зарядной
станции
в
режиме
реального
времени
.
По
оценкам
«
Сетевой
компании
»,
срок
окупаемо
-
сти
созданной
зарядной
инфраструктуры
составит
порядка
шести
с
половиной
лет
.
В
целом
,
АО
«
Сете
-
вая
компания
»
отмечает
в
этой
части
положительную
динамику
—
за
два
месяца
,
прошедшие
с
момента
запуска
сети
ЭЗС
(
с
января
по
март
2023
года
),
за
-
фиксирован
существенный
рост
(
на
82%)
количества
зарядных
сессий
.
Еще
в
большей
степени
(
на
175%)
увеличился
объем
потребленной
электроэнергии
.
Оптимизм
внушает
и
тот
факт
,
что
Республика
Та
-
тарстан
сегодня
является
регионом
-
лидером
Поволжья
по
количеству
электромобилей
.
Такие
данные
приводит
профильное
агентство
«
Автостат
».
Кроме
того
,
по
про
-
гнозам
«
Автостата
»,
к
концу
2024
года
число
электромо
-
билей
в
Татарстане
может
вырасти
на
20–30%,
во
многом
за
счет
операторов
каршеринга
,
для
которых
электромо
-
били
являются
очевидно
выгодным
вложением
.
В
планах
АО
«
Сетевая
компания
»
также
и
даль
-
нейшее
участие
в
исполнении
федеральной
програм
-
мы
развития
зарядной
инфраструктуры
,
продолжение
работы
по
развитию
программного
обеспечения
и
со
-
вершенствованию
мобильного
приложения
,
подклю
-
чение
дополнительных
сервисов
и
услуг
для
владель
-
цев
электромобилей
и
операторов
ЭЗС
.
№
2 (77) 2023
Оригинал статьи: Быстрые зарядки для транспорта будущего
Полтора года прошло с момента подписания Концепции по развитию электротранспорта в Российской Федерации до 2030 года. В реализации этого стратегического проекта принимают участие 12 регионов страны. В этой части одним из лидеров по срокам и объемам реализации проекта является Республика Татарстан. Данное лидерство во многом достигнуто за счет участия АО «Сетевая компания».