

20
Д
ля
определения
расчетной
электри
-
ческой
нагрузки
на
шинах
вводно
-
го
распределительного
устройства
(
ВРУ
)
многоквартирного
жилого
дома
(
МКД
)
применяются
два
нормативных
доку
-
мента
,
а
именно
РД
34.20.185-94 «
Инструк
-
ция
по
проектированию
городских
электри
-
ческих
сетей
» [1] (
с
изменениями
от
1999
г
.)
и
СП
256.1325800.2016 —
свод
правил
«
Элек
-
троустановки
жилых
и
общественных
зданий
.
Правила
проектирования
и
монтажа
» [2],
с
из
-
менениями
2020
года
[3],
в
результате
которых
регионы
Российской
Федерации
вправе
само
-
стоятельно
вносить
поправочные
коэффи
-
циенты
при
определении
расчетной
нагрузки
квартир
.
Согласно
[1, 2]
расчетная
нагрузка
на
шинах
ВРУ
МКД
определяется
как
сумма
рас
-
четной
нагрузки
квартир
,
которая
в
свою
оче
-
редь
определяется
произведением
удельной
нагрузки
одной
квартиры
на
их
количество
,
и
расчетных
мощностей
лифтов
и
санитарно
-
технических
устройств
с
учетом
коэффици
-
ента
несовпадения
максимумов
по
времени
,
равным
0,9.
В
2020
году
по
заказу
Департамента
градо
-
строительной
политики
города
Москвы
была
э
н
е
р
г
о
с
н
а
б
ж
е
н
и
е
энергоснабжение
Математическая модель
электрической нагрузки вводного
распределительного устройства
многоквартирного жилого дома
Морсин
И
.
А
.,
аспирант
кафедры
Электроэнергетических
систем
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»
Шведов
Г
.
В
.,
к
.
т
.
н
.,
доцент
кафедры
Электроэнергетических
систем
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»
Ключевые
слова
:
расчетная
электрическая
нагрузка
,
вводное
распределительное
устройство
,
многоквартирный
дом
,
система
электроснабжения
города
Нормативные
документы
по
проектированию
систем
электро
-
снабжения
городов
в
части
методики
определения
расчетной
нагрузки
многоквартирных
жилых
домов
и
значений
удельных
нагрузок
квартир
не
изменялись
последние
20
лет
.
В
совре
-
менном
многоквартирном
жилом
доме
в
формировании
элек
-
трических
нагрузок
на
шинах
вводного
распределительного
устройства
кроме
нагрузки
квартир
и
лифтов
весомый
вклад
вносят
нагрузки
систем
противодымной
вентиляции
,
индиви
-
дуального
теплового
пункта
и
пожарных
насосов
внутреннего
пожарного
водопровода
.
Для
актуализации
действующих
мето
-
дик
определения
расчетной
нагрузки
многоквартирных
жилых
домов
были
получены
регрессионные
модели
,
по
которым
можно
определить
значение
расчетных
нагрузок
различных
категорий
нагрузок
вводного
распределительного
устройства
(
ВРУ
)
многоквартирного
жилого
дома
(
МКД
)
в
зависимости
от
количества
квартир
и
числа
этажей
.
В
результате
сформиро
-
вана
математическая
модель
для
определения
расчетной
на
-
грузки
ВРУ
современного
МКД
,
верификация
которой
показала
,
что
значения
,
полученные
по
предложенной
модели
,
отличают
-
ся
от
реальных
в
пределах
4%.
УДК
621.316.3:004.942
По
материалам
VIII
Международной
научно
-
технической
конференции
«
Развитие
и
повышение
надежности
распределительных
электрических
сетей
»

21
разработана
«
Методика
расчета
электрических
нагру
-
зок
многоквартирных
домов
» [4],
которая
распростра
-
няется
только
на
объекты
,
возводимые
в
Москве
за
счет
бюджетных
средств
.
В
ней
были
пересмотрены
нормативы
удельной
расчетной
нагрузки
квартир
:
ее
значения
снижены
на
20–40%
относительно
значений
из
[1, 2].
Однако
общий
подход
к
определению
расчет
-
ной
нагрузки
на
шинах
ВРУ
МКД
не
изменился
.
В
работах
[5–7]
была
разработана
математиче
-
ская
модель
и
методика
расчета
электрических
на
-
грузок
жилых
зданий
,
в
которой
,
в
частности
,
был
произведен
перерасчет
удельных
значений
факти
-
ческих
нагрузок
жилых
зданий
.
В
качестве
влияющих
факторов
были
рассмотрены
:
насыщение
электро
-
приборами
,
присутствие
человека
,
тарифная
по
-
литика
,
внешние
воздействия
,
а
также
облачность
и
температура
внешней
среды
,
которые
носят
слу
-
чайный
характер
.
Основным
результатом
данных
работ
было
формирование
графиков
электрических
нагрузок
жилых
домов
.
При
этом
модель
базирова
-
лась
на
подходах
к
определению
расчетной
нагрузки
на
шинах
ВРУ
МКД
,
приведенных
в
[1, 2].
В
публикациях
[8–12]
продемонстрировано
суще
-
ственное
различие
снятых
значений
электрической
нагрузки
на
шинах
ВРУ
МКД
и
рассчитанных
по
[1, 2],
из
чего
авторы
делают
вывод
о
необходимости
сни
-
жать
нормативные
удельные
значения
электриче
-
ской
нагрузки
на
одну
квартиру
.
Согласно
[13]
в
настоящее
время
,
ни
один
нор
-
мативный
документ
по
определению
расчетной
на
-
грузки
ВРУ
МКД
не
учитывает
нагрузку
систем
про
-
тиводымной
вентиляции
,
а
также
нагрузку
пожарных
насосов
внутреннего
пожарного
водопровода
(
ВПВ
),
значение
которых
может
составлять
от
20%
до
60%
от
расчетной
нагрузки
ВРУ
МКД
.
В
настоящей
статье
приведены
результаты
моде
-
лирования
расчетных
нагрузок
на
шинах
ВРУ
совре
-
менных
МКД
и
их
составляющих
.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
ЗАВИСИМОСТЕЙ
СОСТАВЛЯЮЩИХ
РАСЧЕТНЫХ
НАГРУЗОК
ВРУ
МКД
Для
определения
зависимостей
составляющих
рас
-
четной
нагрузки
ВРУ
МКД
была
проанализирована
проектная
и
рабочая
документации
по
разделу
«
Внут
-
реннее
электроосвещение
и
силовое
электрооборудо
-
вание
»
для
43
МКД
,
имеющих
подземную
автостоянку
,
и
55
МКД
,
не
имеющих
подземной
автостоянки
.
Рассма
-
триваемые
МКД
расположены
в
разных
администра
-
тивных
округах
Москвы
,
построены
в
период
с
2017
по
2023
годы
,
имеют
различное
количество
секций
разной
этажности
,
а
также
различное
число
ВРУ
,
приходя
-
щихся
на
МКД
.
В
итоге
были
проанализированы
на
-
грузки
71
ВРУ
МКД
,
имеющих
подземную
автостоянку
,
и
76
ВРУ
МКД
без
подземной
автостоянки
.
Учитывая
,
что
ИТП
и
пожарные
насосы
ВПВ
обычно
подключа
-
ются
к
одному
из
ВРУ
МКД
,
а
остальная
электрическая
нагрузка
МКД
в
зависимости
от
мощности
может
быть
распределена
на
несколько
ВРУ
,
количество
анализи
-
руемых
ВРУ
,
к
которым
подключены
ИТП
и
ВПВ
для
МКД
,
имеющих
подземную
автостоянку
,
составляет
39,
для
МКД
без
подземной
автостоянки
— 14.
Ввиду
того
что
МКД
с
одинаковым
количеством
квартир
может
состоять
как
из
одной
высокоэтажной
секции
,
так
и
из
нескольких
малоэтажных
секций
,
значение
расчетной
нагрузки
ВРУ
МКД
при
одинако
-
вом
числе
квартир
может
быть
различным
.
Что
объ
-
яснятся
мощностями
и
количеством
лифтов
,
объе
-
мом
санитарно
-
технических
устройств
и
пр
.
Поэтому
основными
влияющими
факторами
на
расчетную
на
-
грузку
ВРУ
МКД
были
выбраны
:
количество
квартир
и
число
этажей
.
По
исходным
данным
были
определены
расчет
-
ные
мощности
каждой
категории
нагрузок
и
получены
математические
зависимости
от
количества
квартир
и
числа
этажей
для
каждого
ВРУ
МКД
.
Для
описа
-
ния
получившихся
зависимостей
были
рассмот
-
рены
основные
математические
зависимости
:
–
линейная
;
–
полиномиальная
(
квадратичная
);
–
степенная
;
–
экспоненциальная
;
–
логарифмическая
.
Ниже
,
как
пример
,
представлена
зависимость
мощности
лифтов
от
количества
квартир
(
рисунок
1)
и
от
числа
этажей
(
рисунок
2).
Рис
. 2.
Распределение
мощности
лифтов
от
числа
эта
-
жей
,
приходящихся
на
одно
ВРУ
МКД
Рис
. 1.
Распределение
мощности
лифтов
от
количе
-
ства
квартир
,
приходящихся
на
одно
ВРУ
МКД
Количество
квартир
60
50
40
30
20
10
0
Р
ас
че
тная
мощность
,
кВ
т
0,00 50,00 100,00 150,00 200,00 250,00 300,00
проектные
значения
полиномиальная
(
проектные
значения
)
степенная
(
проектные
значения
)
линейная
(
проектные
значения
)
логарифмическая
(
проектные
значения
)
линейная
(
проектные
значения
)
Количество
этажей
5 10 15 20 25 30
60
50
40
30
20
10
0
Р
ас
че
тная
мощность
,
кВ
т
проектные
значения
полиномиальная
(
проектные
значения
)
степенная
(
проектные
значения
)
линейная
(
проектные
значения
)
логарифмическая
(
проектные
значения
)
№
5 (80) 2023

22
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
Значения
мощностей
лифтов
,
установленных
в
МКД
с
подземной
автостоянкой
и
без
нее
,
не
от
-
личаются
.
Исходя
из
рисунков
1
и
2,
видим
,
что
распределе
-
ние
мощностей
лифтов
от
количества
квартир
и
от
числа
этажей
наилучшим
образом
описывает
линей
-
ная
зависимость
.
Степень
достоверности
аппрокси
-
мации
для
полиномиальной
,
степенной
и
логариф
-
мической
зависимостей
примерно
равна
в
обоих
случаях
.
На
основании
вышесказанного
,
для
полного
ана
-
лиза
распределения
нагрузки
лифтов
и
других
видов
нагрузки
от
количества
квартир
и
количества
этажей
будем
использовать
линейную
,
квадратичную
и
ли
-
нейно
-
квадратическую
зависимости
.
Аналогично
были
построены
распределения
сле
-
дующих
категорий
электрической
нагрузки
совре
-
менного
МКД
от
количества
квартир
и
количества
этажей
:
–
система
противодымной
вентиляции
МКД
с
под
-
земной
автостоянкой
;
–
система
противодымной
вентиляции
МКД
без
подземной
автостоянки
;
–
освещение
МКД
с
подземной
автостоянкой
;
–
освещение
МКД
без
подземной
автостоянки
;
–
мелкая
силовая
нагрузка
МКД
с
подземной
авто
-
стоянкой
;
–
мелкая
силовая
нагрузка
МКД
без
подземной
ав
-
тостоянки
;
–
ИТП
и
пожарные
насосы
ВПВ
МКД
.
Для
определения
математической
зависимости
каждой
составляющей
расчетной
нагрузки
были
по
-
строены
регрессионные
зависимости
методом
наи
-
меньших
квадратов
от
числа
этажей
(
n
эт
)
и
количе
-
ства
квартир
(
n
кв
)
по
четырем
основным
функциям
:
P
p
=
a
n
эт
+
b
n
кв
,
P
p
=
a
n
2
эт
+
b
n
эт
+
c
n
кв
,
P
p
=
a
n
2
кв
+
b
n
кв
+
c
n
эт
,
P
p
=
a
n
2
эт
+
b
n
эт
+
c
n
кв
+
d
n
2
кв
,
где
a
,
b
,
c
,
d
—
математические
коэффициенты
.
В
результате
регрессионного
анализа
были
полу
-
чены
результаты
,
приведенные
в
таблице
1.
За
100%
принято
минимальное
суммарное
значение
остатков
между
проектными
значениями
и
значениями
,
полу
-
ченными
по
методу
наименьших
квадратов
.
Подытожив
полученные
результаты
,
можно
за
-
ключить
,
что
самым
наилучшим
образом
распреде
-
ление
значений
расчетных
нагрузок
систем
противо
-
дымной
вентиляции
,
нагрузок
лифтов
,
освещения
вне
зависимости
от
наличия
подземного
паркинга
описывает
квадратично
-
линейная
математическая
зависимость
(
квадратичная
—
относительно
числа
этажей
),
нагрузка
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
—
квадратично
-
линейная
(
квадратично
—
относитель
-
но
количества
квартир
).
В
результате
получим
итоговые
зависимости
:
–
мощности
систем
противодымной
вентиляции
в
МКД
с
подземной
автостоянкой
(1
а
)
и
без
под
-
земной
автостоянки
(1
б
):
P
ду
= –0,0918
n
2
эт
+ 4,036
n
эт
+ 0,107
n
кв
,
(1
а
)
P
ду
= –0,0818
n
2
эт
+ 4,2276
n
эт
+ 0,197
n
кв
;
(1
б
)
–
мощности
лифтов
в
МКД
:
P
лифт
= 0,008
n
2
эт
+ 0,9769
n
эт
+ 0,02
n
кв
;
(2)
–
мощности
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
в
МКД
:
P
ИТП
+
ВПВ
= 4,53
10
–5
n
2
эт
– 0,024
n
эт
+ 2,592
n
кв
; (3)
–
мощности
освещения
МКД
с
подземной
автосто
-
янкой
(4
а
)
и
без
подземной
автостоянки
(4
б
):
P
осв
= –0,007
n
2
эт
+ 0,349
n
эт
+ 0,04
n
кв
, (4
а
)
P
осв
= –0,001
n
2
эт
+ 0,138
n
эт
+ 0,052
n
кв
; (4
б
)
–
мощности
мелкой
силовой
нагрузки
МКД
с
подземной
автостоянкой
(5
а
)
и
без
подземной
автостоянки
(5
б
):
P
сил
_
нагр
= –0,0437
n
2
эт
+ 1,413
n
эт
+ 0,109
n
кв
, (5
а
)
P
сил
_
нагр
= –0,039
n
2
эт
+ 1,257
n
эт
+ 0,0598
n
кв
. (5
б
)
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ
РАСЧЕТНОЙ
МОЩНОСТИ
ВРУ
МКД
В
исследовании
[13]
было
установлено
,
что
основной
вклад
в
суммарную
нагрузку
на
шинах
ВРУ
вносят
:
–
нагрузка
квартир
;
–
нагрузка
лифтов
;
–
нагрузка
систем
противодымной
вентиляции
;
–
нагрузка
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
.
Поскольку
мелкая
силовая
нагрузка
и
нагрузка
освещения
составляет
3–15%
от
расчетной
мощно
-
сти
ВРУ
,
будем
считать
аналогично
[1, 2],
что
данные
виды
нагрузки
учтены
в
расчетной
мощности
квартир
.
Табл
. 1.
Результаты
сравнения
регрессионных
моделей
каждой
категории
электрической
нагрузки
P
p
=
a
n
эт
+
+
b
n
кв
P
p
=
a
n
2
эт
+
+
b
n
эт
+
c
n
кв
P
p
=
a
n
2
кв
+
+
b
n
кв
+
c
n
эт
P
p
=
a
n
2
эт
+
b
n
эт
+
+
c
n
кв
+ +
d
n
2
кв
Лифты
МКД
102,39%
100,00%
200,62%
102,34%
Система
противодымной
вентиляции
МКД
с
подземной
автостоянкой
102,89%
100,00%
100,84%
111,31%
Система
противодымной
вентиляции
МКД
без
подземной
автостоянки
135,34%
100,00%
117,60%
112,53%
Освещение
МКД
с
подземной
автостоянкой
104,26%
100,00%
477,96%
141,61%
Освещение
МКД
без
подземной
автостоянки
102,17%
100,00%
105,01%
359,07%
Мелкая
силовая
нагрузка
МКД
с
подземной
автостоянкой
106,18%
102,29%
105,74%
100,00%
Мелкая
силовая
нагрузка
МКД
без
подзем
-
ной
автостоянки
125,41%
100,00%
122,21%
140,21%
ИТП
и
пожарные
насосы
ВПВ
МКД
102,90%
100,62%
100,00%
113,36%

23
Предложим
следующую
мате
-
матическую
модель
определения
расчетной
нагрузки
ВРУ
МКД
:
P
ж
.
д
.
=
A
P
кв
+
B
P
лифт
+
C
P
ду
+
+
D
P
ИТП
+
ВПВ
,
где
P
кв
—
расчетная
мощность
квартир
,
определенная
по
[1, 2];
P
лифт
,
P
ДУ
,
P
ИТП
+
ВПВ
—
соответ
-
ственно
определены
по
выраже
-
ниям
(1)–(3);
A
,
B
,
C
,
D
—
коэффи
-
циенты
,
полученные
в
результате
регрессионного
анализа
исходных
данных
,
которые
описывают
не
-
совпадение
/
неодновременность
максимумов
различных
видов
на
-
грузки
по
времени
.
В
результате
получим
следую
-
щие
итоговые
выражения
.
С
подземной
автостоянкой
:
–
без
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
:
P
ж
.
д
.
= 1,03
P
кв
+ 0,837
P
лифт
–
–
0,0287
P
ду
; (6
а
)
–
с
ИТП
и
пожарными
насосами
ВПВ
:
P
ж
.
д
.
= 1,03
P
кв
+ 0,837
P
лифт
–
–
0,0287
P
ду
+
P
ИТП
+
ВПВ
. (6
б
)
Без
подземной
автостоянки
:
–
без
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
:
P
ж
.
д
.
= 1,046
P
кв
+ 0,025
P
лифт
+
+
0,25
P
ду
, (7
а
)
–
с
ИТП
и
пожарными
насосами
ВПВ
:
P
ж
.
д
.
= 1,046
P
кв
+ 0,025
P
лифт
+
+
0,25
P
ду
+
P
ИТП
+
ВПВ
. (7
б
)
Для
определения
расчетной
нагрузки
ВРУ
МКД
,
состоящего
из
нескольких
секций
,
необходимо
определить
суммарную
расчетную
нагрузку
квар
-
тир
всего
МКД
,
сумму
мощностей
лифтов
,
устанав
-
ливаемых
в
каждой
секции
,
мощности
систем
про
-
тиводымной
вентиляции
каждой
секции
,
выбрать
из
полученных
значений
наибольшее
и
подставить
полученные
значения
в
выражения
(6)–(7).
Для
МКД
,
состоящего
из
одной
секции
,
получены
выражения
для
определения
расчетной
мощности
квартир
через
количество
квартир
и
число
этажей
подстановкой
выражений
(1)–(3)
в
(6)–(7):
–
без
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
:
P
ж
.
д
.
= 1,046
P
кв
+ 9,3364
10
–3
n
2
эт
+
+
0,701
n
эт
+ 0,0136
n
кв
,
–
с
ИТП
и
пожарными
насосами
ВПВ
:
P
ж
.
д
.
= 1,03
P
кв
+ 9,3364
10
–3
n
2
эт
+ 3,293
n
эт
–
– 0,0104
n
кв
+ 4,53
10
–5
n
2
эт
.
Для
ВРУ
МКД
,
состоящего
из
одной
секции
,
без
подземной
автостоянки
:
–
без
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
:
P
ж
.
д
.
= 1,046
P
кв
– 0,0203
n
2
эт
+ 1,081
n
эт
+ 0,04975
n
кв
,
–
с
ИТП
и
пожарными
насосами
ВПВ
:
P
ж
.
д
.
= 1,046
P
кв
+ 0,0203
n
2
эт
+ 3,676
n
эт
+
+ 0,02575
n
кв
+ 4,53
10
–5
n
2
эт
.
ВЕРИФИКАЦИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ
На
рисунках
3
и
4
представлены
сравнительные
графики
,
показывающие
отклонения
от
действи
-
тельных
расчетных
нагрузок
и
расчетных
нагрузок
,
определенных
по
предложенной
математической
модели
.
Из
графиков
видно
,
что
результаты
,
полученные
по
предложенной
математической
модели
,
в
сред
-
нем
отличаются
от
значений
,
рассчитанных
по
[1, 2]
в
пределах
4%,
что
говорит
о
высокой
точности
по
-
лученной
модели
.
Стоит
отметить
,
что
в
формуле
для
определения
расчетной
нагрузки
на
ВРУ
МКД
по
[1, 2]
отсутствуют
такие
виды
нагрузок
,
как
систе
-
мы
противодымной
вентиляции
,
пожарные
насосы
ВПВ
,
ИТП
.
12,00%
10,00%
8,00%
6,00%
4,00%
2,00%
0,00%
–2,00%
–4,00%
–6,00%
–8,00%
14,00%
12,00%
10,00%
8,00%
6,00%
4,00%
2,00%
0,00
–2,00%
–4,00%
–6,00%
–8,00%
Рис
. 4.
Отклонение
результатов
расчета
эл
.
нагрузки
ВРУ
МКД
без
подзем
-
ной
автостоянки
проектных
значений
и
по
предложенной
математической
модели
(
математическое
ожидание
отклонения
— 0,22%,
среднеквадратич
-
ное
отклонение
— 3,71%)
14,00%
12,00%
10,00%
8,00%
6,00%
4,00%
2,00%
0,00
–2,00%
–4,00%
–6,00%
–8,00%
Рис
. 3.
Отклонение
результатов
расчета
электрической
нагрузки
ВРУ
МКД
с
подземной
автостоянкой
проектных
значений
и
по
предложенной
мате
-
матической
модели
(
математическое
ожидание
процентного
отклонения
проектных
значений
и
значений
,
рассчитанных
по
предложенной
методике
,
равно
0,29%,
среднеквадратичное
отклонение
— 3,1%)
1
1
12,00%
1
1
10,00%
8,00%
6,00%
4,00%
2,00%
0,00%
–
–
–2,00%
–
–
–4,00%
–
–
–6,00%
–
–
–8,00%
№
5 (80) 2023

24
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1.
РД
34.20.185-94.
Инструкция
по
проектированию
городских
элек
-
трических
сетей
. URL: https://docs.
cntd.ru/document/1200004921.
2.
СП
256.1325800.2016.
Электро
-
установки
жилых
и
общественных
зданий
.
Правила
проектирования
и
монтажа
». URL: https://docs.cntd.
ru/document/1200139957.
3.
Приказ
Министерства
строитель
-
ства
и
жилищно
-
коммунального
хозяйства
Российской
Федерации
№
919/
пр
от
30
декабря
2020
г
.
URL: https://docs.cntd.ru/document/
573820009.
4.
Методика
расчета
электрических
нагрузок
многоквартирных
до
-
мов
.
Утв
.
Правительством
горо
-
да
Москвы
30
декабря
2020
года
.
URL: https://docs.cntd.ru/document/
603250150.
5.
Пупин
В
.
М
.,
Саков
В
.
В
.
Необхо
-
димость
корректировки
методики
расчета
электрических
нагрузок
жилых
зданий
//
Электрика
, 2004,
№
9.
С
. 38–42.
6.
Пупин
В
.
М
.,
Саков
В
.
В
.
Инструмен
-
тальные
обследования
графиков
электрических
нагрузок
жилых
зда
-
ний
//
Электрика
, 2006,
№
3.
С
. 7–9.
7.
Саков
В
.
В
.
Формирование
графи
-
ков
нагрузок
жилых
домов
//
Изве
-
стия
Тульского
государственного
университета
.
Проблемы
управ
-
ления
электротехническими
объ
-
ектами
, 2005,
№
3.
С
. 57–58.
8.
Надтока
И
.
И
.,
Павлов
А
.
В
.
Повы
-
шение
точности
расчета
электри
-
ческих
нагрузок
многоквартирных
домов
с
электроплитами
//
Известия
высших
учебных
заведений
.
Севе
-
ро
-
Кавказский
регион
.
Технические
науки
, 2015,
№
2(183).
С
. 45–48.
9.
Солуянов
Ю
.
И
.,
Федотов
А
.
И
.,
Ах
-
метшин
А
.
Р
.
Расчет
поправочного
коэффициента
к
нормативным
зна
-
чениям
удельных
электрических
нагрузок
многоквартирных
жилых
домов
г
.
Москвы
и
Московской
об
-
ласти
//
Известия
высших
учебных
заведений
.
Проблемы
энергетики
,
2022,
т
. 24,
№
4.
С
. 142–153.
10.
Солуянов
Ю
.
И
.,
Федотов
А
.
И
.,
Со
-
луянов
Д
.
Ю
.,
Ахметшин
А
.
Р
.
Акту
-
ализация
электрических
нагрузок
многоквартирных
жилых
домов
//
Вестник
Чувашского
университе
-
та
, 2020,
№
1.
С
. 180–189.
11.
Солуянов
Ю
.
И
.,
Федотов
А
.
И
.,
Ах
-
метшин
А
.
Р
.,
Чернова
Н
.
В
.
Ре
-
зультаты
статистического
анализа
электрических
нагрузок
многоквар
-
тирных
домов
г
.
Москвы
//
Электри
-
ческие
станции
, 2023,
№
2.
С
. 22–28.
12.
Солуянов
Ю
.
И
.,
Ахметшин
А
.
Р
.,
Солуянов
В
.
И
.
Энергоресурсо
-
сберегающий
эффект
в
системах
электроснабжения
жилых
ком
-
плексов
от
актуализации
норма
-
тивов
электрических
нагрузок
//
Известия
высших
учебных
заведе
-
ний
.
Проблемы
Энергетики
, 2021,
т
. 23,
№
1.
С
. 156–166.
13.
Морсин
И
.
А
.,
Шведов
Г
.
В
.
Форми
-
рование
электрических
нагрузок
на
шинах
вводного
распределительно
-
го
устройства
современных
много
-
квартирных
домов
//
Промышлен
-
ная
энергетика
, 2023,
№
7.
С
. 22–29.
REFERENCE
1. Regulatory document RD 34.20.185-
94. Instruction on design of munici-
pal electrical networks. URL: https://
docs.cntd.ru/document/1200004921.
2. Enterprise standard SP 256.1325800.
2016. "Electric installations of residen-
tial and public buildings. Rules of de-
sign and erection". URL: https://docs.
cntd.ru/document/1200139957.
3. The order of the Ministry of Construc-
tion Industry, Housing and Utilities
Sector no. 919/pr dated December,
30, 2020. URL: https://docs.cntd.ru/
document/573820009.
4. The electrical load calculation pro-
cedure for multi-apartment houses.
Approved by the Government of the
Moscow city on December, 30, 2020.
URL: https://docs.cntd.ru/document/
603250150.
5. Pupin V.M., Sakov V.V. The need to
amend the procedure of electrical
load calculation of residential buil-
dings //
Elektrika
[Electrics], 2004,
no. 9, pp. 38-42. (In Russian)
6. Pupin V.M., Sakov V.V. The instru-
mental study of electrical load dia-
grams of residential buildings //
Elek-
trika
[Electrics], 2006, no. 3, pp. 7-9.
(In Russian)
7. Sakov V.V. Formation of load diagrams
for residential buildings //
Izvestiya
Tul'skogo gosudarstvennogo univer-
siteta. Problemy upravleniya elektro-
tekhnicheskimi obyektami
[News of
Tula State University. Issues of con-
cern of the electromechanical site
control], 2005, no. 3, pp. 57-58. (In
Russian)
8. Nadtoka I.I., Pavlov A.V. Improve-
ment of the load calculation ac-
curacy of multi-apartment houses
equipped with electric stoves //
Iz-
vestiya vysshykh uchebnykh zave-
deniy. Severo-Kavkazskiy region.
Tekhnicheskiye nauki
[News of high-
er educational establishments. North-
Caucasus region. Technical scienc-
es], 2015, no. 2(183), pp. 45-48. (In
Russian)
9. Soluyanov Yu.I., Fedotov A.I.,
Akhmetshin A.R. Calculation of the
correction factor to the rating values
of the load-per unit of multi-apartment
residential buildings of the Moscow
city and the Moscow region //
Izvesti-
ya vysshykh uchebnykh zavedeniy.
Problemy energetiki
[News of higher
educational establishments. Power
issues of concern], 2022, vol. 24,
no. 4, pp. 142-153. (In Russian)
10. Soluyanov Yu.I., Fedotov A.I., Soluy-
anov D.Yu., Akhmetshin A.R. Updat-
ing of electrical loads of multi-apart-
ment residential buildings // Vestnik
Chuvashskogo universiteta [Bulletin
of the Chuvash State University],
2020, no. 1, pp. 180-189. (In Rus-
sian)
11. Soluyanov Yu.I., Fedotov A.I.,
Akhmetshin A.R., Chernova N.V. Re-
sults of the statistical study of electri-
cal loads of multi-apartment houses
of the Moscow city //
Elektricheskiye
stantsii
[Electric power plants], 2023,
no. 2, pp. 22-28. (In Russian)
12. Soluyanov Yu.I., Akhmetshin A.R.,
Soluyanov V.I. The energy resource-
saving bene
fi
ts in power supply systems
of residential buildings from updating of
electrical load ratings //
Izvestiya vys-
shykh uchebnykh zavedeniy. Problemy
energetiki
[News of higher educational
establishments. Power issues of con-
cern], 2021, vol. 23, no. 1, pp. 156-166.
(In Russian)
13. Morsin I.A., Shvedov G.V. Formation
of electrical loads on the busbars of
a lead-in switchgear of the modern
multi-apartment houses //
Promyshlen-
naya energetika
[Industrial power],
2023, no. 7, pp. 22-29. (In Russian)
ВЫВОДЫ
1.
Получены
регрессионные
зависимости
состав
-
ляющих
расчетной
нагрузки
на
шинах
ВРУ
МКД
:
систем
противодымной
вентиляции
,
лифтов
,
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
,
освещения
,
мелкой
си
-
ловой
нагрузки
в
зависимости
от
числа
этажей
и
количества
квартир
в
доме
.
2.
Сформирована
математическая
модель
расчет
-
ной
электрической
нагрузки
на
шинах
ВРУ
совре
-
менного
МКД
в
зависимости
от
наличия
подзем
-
ного
паркинга
,
ИТП
и
пожарных
насосов
ВПВ
.
3.
Верификация
разработанной
модели
по
проектам
98
современных
МКД
показала
,
что
математиче
-
ское
ожидание
отклонения
проектных
значений
и
значений
,
рассчитанных
по
предложенной
мо
-
дели
,
составляет
0,29%,
среднеквадратичное
от
-
клонение
— 3,71%.
Оригинал статьи: Математическая модель электрической нагрузки вводного распределительного устройства многоквартирного жилого дома
Нормативные документы по проектированию систем электроснабжения городов в части методики определения расчетной нагрузки многоквартирных жилых домов и значений удельных нагрузок квартир не изменялись последние 20 лет. В современном многоквартирном жилом доме в формировании электрических нагрузок на шинах вводного распределительного устройства кроме нагрузки квартир и лифтов весомый вклад вносят нагрузки систем противодымной вентиляции, индивидуального теплового пункта и пожарных насосов внутреннего пожарного водопровода. Для актуализации действующих методик определения расчетной нагрузки многоквартирных жилых домов были получены регрессионные модели, по которым можно определить значение расчетных нагрузок различных категорий нагрузок вводного распределительного устройства (ВРУ) многоквартирного жилого дома (МКД) в зависимости от количества квартир и числа этажей. В результате сформирована математическая модель для определения расчетной нагрузки ВРУ современного МКД, верификация которой показала, что значения, полученные по предложенной модели, отличаются от реальных в пределах 4%.