Электроэнергетика России — развитие по плану




Page 1


background image







Page 2


background image

6

Электроэнергетика 
России — развитие
по плану

Сегодня

 

электроэнергетика

 

России

 

активно

 

развивается

 — 

успешно

 

преодолеваются

 

последствия

 

временных

 

локдаунов

 

2020 

года

вызванных

 

пандемией

 

коронавируса

внедряются

 

новые

 

технологии

 

и

 

системы

 

управления

совершенствуется

 

законодательная

 

и

 

нормативная

 

база

.

Обо

 

всех

 

этих

 

аспектах

 

деятельности

 

электросетевых

 

компа

ний

направленных

 

на

 

обеспечение

 

необходимого

 

комфорта

 

для

 

граждан

 

России

условий

 

для

 

развития

 

бизнеса

 

в

 

нашей

 

стране

 

и

 

лидерства

 

российской

 

электроэнергетики

 

на

 

миро

вой

 

арене

мы

 

беседуем

 

с

 

директором

 

Департамента

 

развития

 

электроэнергетики

 

Министерства

 

энергетики

 

Российской

Федерации

 

Андреем

 

Геннадьевичем

 

МАКСИМОВЫМ

.

—  Андрей  Геннадьевич, 

в  2020  году  в  силу  развития 

пандемии  коронавируса  мно-

гие  электросетевые  компании 

России  из-за  снижения  полез-

ного  отпуска  электрической 

энергии  недополучили  вы-

ручку  от  услуг  по  передаче 

электроэнергии.  В  2021  году 

ожидается, что мы также будем 

ощущать  последствия  панде-

мии.  Какие  дополнительные 

механизмы  поддержки  плани-

рует  внедрить  Министерство 

для  обеспечения  ремонтной 

и  инвестиционной  программ, 

выполнения  сетевыми  ком-

паниями  всех  обязательств 

перед потребителями и заяви-

телями по договорам техноло-

гического присоединения?

—  Действительно,  снижение 

энергопотребления  по  стране  из-

за  развития  пандемии  коронави-

руса в 2020 году было, но я бы не 

назвал эту динамику критической. 

Потребление  электроэнергии 

в России в 2020 году сократилось 

в  сравнении  с  2019  годом  лишь 

на  2,3%.  Без  учета  влияния  до-

полнительного  дня  високосного 

2020 года электропотребление по 

России  в  целом  уменьшилось  на 

2,6%. Понятно, что это усреднен-

ная  цифра  и  в  отдельных  регио-

нах  снижение  потребления  было 

более  существенным.  К  примеру, 

а

к

т

у

а

л

ь

н

о

е

актуальное

и

н

т

е

р

в

ь

ю

интервью

в энергосистеме Урала наблюдался са-

мый высокий процент снижения — 5,4%, 

а  в  ОЭС  Востока  наоборот  —  энерго-

потребление  выросло  по  сравнению 

с 2019 годом на 1%.

Что касается прогнозов на 2021 год, 

здесь большую уверенность в стабиль-

ной  работе  сис темы  придают  данные 

первых четырех месяцев работы. В ян-

варе-апреле  2021  года  потребление 

электроэнергии  в  России  составило 

390,022  млрд  кВт·ч,  что  на  4,1%  пре-

вышает  потребление  за  аналогичный 







Page 3


background image

7

период прошлого года. На основе 

этих данных мы прогнозируем вы-

равнивание ситуации и возврат ее 

к значениям, близким к плановым, 

определенным  стратегией  разви-

тия  электроэнергетики  и  прогно-

зами,  сформулированными  еще 

до пандемии.

Тем  не  менее,  понимая  слож-

ность  всей  ситуации,  в  которой 

оказались  электросетевые  ком-

пании и другие организации энер-

гетики,  нами  разработаны  опре-

деленные  меры  государственной 

поддержки.  В  первую  очередь, 

всем организациям выделены до-

полнительные финансы на приоб-

ретение средств защиты от коро-

навирусной  инфекции.  Защитить 

персонал, от которого зависит на-

дежное  функционирование  энер-

гетической  инфраструктуры,  — 

наша приоритетная задача.

Второй  мерой  поддержки  яви-

лись  принятые  изменения  в  ме-

тодики  расчета  тарифов  на  услу-

ги  по  передаче  электроэнергии. 

В  соответствии  с  ними  примене-

ние штрафных санкций к сетевым 

организациям  за  неисполнение 

инвестиционных  программ  осу-

ществлялось  с  учетом  ковидных 

ограничений. 

Кроме  того,  Минэнерго  Рос-

сии  предложило  Правительству 

РФ продлить сроки рассмотрения 

и  доработки  проектов  инвести-

ционных  программ  на  продолжи-

тельность  нерабочих  дней,  уста-

новленных решением Президента 

РФ.  Такая  инициатива  была  под-

держана,  что  обеспечило  воз-

можность  всем  адаптироваться 

к  новой  ситуации,  также  была 

проведена большая работа по оп-

тимизации  инвестиционных  пла-

нов  за  счет  расстановки  приори-

тетов, обеспечивающих надежное 

энергоснабжение  потребителей, 

своевременное  технологическое 

присоединение,  при  этом  часть 

менее  приоритетных  расходов 

была  перенесена  на  более  позд-

ние  сроки  исходя  из  доступных 

компаниям  источников  финанси-

рования.

Третьей  мерой,  внедренной 

нами из-за пандемии, стало пред-

ложение  компаниям  механизмов 

льготного  кредитования,  но,  по 

имеющимся  у  нас  данным,  прак-

тически  ни  одна  компания  этими 

В  соответствии  с  КоАП  РФ  на 

электросетевые  компании  на-

кладываются  существенные 

штрафы за нарушения антимо-

нопольного законодательства. 

Но  бывает,  что  называется, 

штрафуют  за  дело,  а  бывает, 

что  и  по  формальному  прин-

ципу,  невзирая  на  реальную 

тяжесть правонарушения и по-

следствия  от  него,  к  примеру, 

за просрочку на 2 дня. Насколь-

ко  оправдана  такая  система 

в  существующих  экономиче-

ских условиях? Существует ли 

возможность сделать ее более 

гибкой  и  обеспечивающей  со-

размерность  наказания  с  мас-

штабами  последствий  право-

нарушения?

—  Насчет  соразмерности  на-

казания  сразу  скажу,  что  ситуа-

ции бывают разные. Если размер 

наложенного на компанию штра-

фа  непропорционален  проступ-

ку,  его  всегда  можно  оспорить 

в  судебном  порядке.  У  нас  со-

стязательное правосудие, и дей-

ствительно,  можно  эти  штрафы 

оспорить,  если  они  где-то  не-

правомерно выписаны. Известны 

случаи,  когда  многомиллионные 

штрафы  решением  суда  снижа-

лись до нескольких десятков ты-

сяч рублей.

Минэнерго  не  определяет 

правомерность или неправомер-

ность  вынесенного  наказания, 

это  может  сделать  только  суд. 

В этой части я ничего нового не 

скажу, кроме как: «ребята, защи-

щайте  свои  интересы».  Вносить 

какие-либо изменения в эту сис-

тему  не  считаю  необходимым, 

ведь  во  многом  благодаря  дей-

ствующим мерам регулирования 

Россия  сейчас  на  6  месте  рей-

тинга  Doing  Business  (рейтинг 

Всемирного банка, который оце-

нивает страны по качеству дело-

вого климата и мерам по улучше-

Табл. 1. Размеры льготной платы за ТП и размеры выпадающих доходов 

сетевых компаний для различных категорий заявителей 

Величина 

платы, 

тыс. руб.

Фактические 

расходы сетей, 

тыс. руб.

Годовые выпа-

дающие доходы 

сетей, млрд руб.

Физические и юридиче-

ские лица (до 15 кВт)

0,55

75

13,5

Малый и средний бизнес 

(до 150 кВт)

56

1 000

3,6

механизмами льготного финанси-

рования не воспользовалась. От-

сюда мы делаем вывод, что в це-

лом  электросетевым  компаниям 

хватает своих средств на текущую 

деятельность.

—  Но  при  этом  практически 

все  электросетевые  компании 

говорят  о  существенном  недо-

финансировании  в  направле-

нии технологического присоеди-

нения. Существующее льготное 

присоединение,  которое  несет 

благо гражданам и малому биз-

несу,  оборачивается  большими 

выпадающими  доходами  для 

сетей. Планируется ли в ближай-

шее  время  изменение  порядка 

и  условий  льготного  техноло-

гического  присоединения  для 

достижения  разумного  баланса 

интересов  между  сетямии,  су-

ществующими  и  перспективны-

ми потребителями?

—  Вы  правы.  Это  уже  давно 

известная  проблема,  требующая 

решения.  Сегодня  из-за  льгот-

ного  техприсоединения  сетевые 

компании  ежегодно  недополуча-

ют  порядка  20  миллиардов  руб-

лей.  За  десять  лет  выпадающие 

доходы  сетевых  организаций  от 

льготного  присоединения  соста-

вили  166  млрд  руб.,  из  которых 

в  тарифе  скомпенсировано  толь-

ко 53 млрд руб., еще 59 млрд руб. 

будет  скомпенсировано  в  тече-

ние 35 лет в тарифе на передачу 

электрической энергии, а 54 млрд 

руб. уже не будет компенсировано 

никогда (таблица 1). В настоящее 

время  прорабатывается  измене-

ние подходов по данному вопросу.

 

—  Последнее,  о  чем  Вы  го-

ворите — эти вопросы, как пра-

вило,  уже  разбираются  ФАС 

России  и  ее  региональными 

управлениями  УФАС.  Дел  раз-

личного  порядка  очень  много. 

 3 (66) 2021







Page 4


background image

8

АКТУАЛЬНОЕ

ИНТЕРВЬЮ

нию  условий  ведения  бизнеса), 

а не на 186, как было десять лет 

назад.  Все,  что  нужно  —  рав-

няться  на  лучших,  нужно  брать 

лучшие  практики  и  внед рять  их 

у себя.

На  сегодня  нами  сформиро-

ваны  такие  требования,  которые 

можно  выполнить  нормально, 

без  ущерба  сетевой  организации 

и без затягивания сроков для по-

требителей.

—  В  последние  годы  мно-

гие  электросетевые  компании 

стали  активно  осваивать  раз-

личные  дополнительные  нета-

рифные  услуги,  оказываемые 

потребителям.  В  зависимости 

от  вида  услуг  делается  это  по 

различным  соображениям.  Как 

к  такой  смеси  монопольных 

и  рыночных  видов  деятельно-

сти  относится  Министерство? 

Будет ли проводиться изучение 

и  упорядочение  этих  услуг  со-

вместно  с  ФАС  России?  Выра-

ботка единых стандартов и це-

новой политики?

—  Позиция Министерства энер-

гетики в этом вопросе такова, что 

электросетевые  компании  могут 

заниматься  иными  видами  дея-

тельности,  кроме  тех,  которыми 

им запрещено заниматься в силу 

закона,  то  есть  куплей-продажей 

электроэнергии.  Если  ресурсы 

электросетевой  компании  позво-

ляют  выполнять  какие-либо  до-

полнительные работы не в ущерб 

основным  видам  производствен-

ной  деятельности,  мы  не  видим 

в этом ничего предосудительного. 

Вопрос о том, чтобы каким-то об-

разом начинать регулировать этот 

рынок,  пока  не  стоит,  поскольку 

эти  виды  деятельности  не  отно-

сятся к монопольным.

Но сразу хочу оговориться, что 

мы  совместно  с  ФАС  будем  про-

должать  следить,  чтобы  электро-

сетевые  компании  не  начинали 

подмену понятий и не выполняли 

на коммерческой основе те виды 

работ,  которые  они  обязаны  де-

лать по законодательству как мо-

нополисты, и затраты на которые 

заложены у них в тарифах.

—  Да,  но  персонал  и  техни-

ка — это тоже тарифные затра-

ты,  и  должны  они  заниматься 

ремонтами,  а  не  работать  на 

стороне?

—  Это  вопрос  эффективного 

менеджмента.  Кроме  того,  для 

выполнения  дополнительных  ра-

бот  не  обязательно  использует-

ся  собственный  персонал,  могут 

привлекаться  еще  и  подрядные 

организации. Если это будет при-

носить деньги и не принесет вре-

да основному виду деятельности, 

компании могут этим заниматься.

—  В мировой электроэнерге-

тике  сегодня  все  большую  ак-

туальность  приобретает  вне-

дрение  систем  управления 

спросом.  Каково  отношение 

к этой теме в России?

—  Мы  на  уровне  Министер-

ства  энергетики  также  считаем 

это  направление  очень  перспек-

тивным и активно занимаемся ме-

тодологическими и законодатель-

ными аспектами этого вопроса.

Суть  системы  управления 

спросом  на  электроэнергию  со-

стоит  в  изменении  потребления 

электроэнергии  конечными  по-

требителями  относительно  их 

нормального  профиля  нагрузки 

в ответ на изменение цен на элек-

троэнергию во времени или в от-

вет  на  стимулирующие  выплаты, 

предусмотренные для того, чтобы 

снизить  потребление  в  периоды 

высоких цен на электроэнергию.

Могу пояснить на примере сис-

тем  кондиционирования  больших 

зданий.  В  крупном  здании  боль-

шая инерция, и после его охлаж-

дения  до  необходимой  темпе-

ратуры  временное  отключение 

системы  кондиционирования, 

к примеру, на один час не создаст 

какого-либо дискомфорта для ра-

ботников.  Таким  образом,  ничего 

не  мешает  крупному  зданию  вы-

ступить одним из участников эле-

ментов управления спросом.

Сам  механизм  управления 

спросом  был  запущен  в  янва-

ре  2017  года  с  внедрением  це-

нозависимого  потребления  для 

потребителей  оптового  рынка. 

На  розничных  рынках  такая  воз-

можность  появилась  в  2019  году 

в  связи  с  запуском  пилотного 

проекта  по  созданию  и  развитию 

агрегаторов  управления  спросом 

в  рамках  реализации  дорожной 

карты по совершенствованию за-

конодательства и устранению ад-

министративных  барьеров  в  це-

лях обеспечения реализации НТИ 

«Энерджинет».

В  проекте  приняли  участие 

свыше  70  компаний-агрегаторов, 

представляющих  более  300  объ-

ектов управления. За полтора года 

мощность  ресурсов  управления 

спросом розничных потребителей 

выросла  более  чем  в  12  раз  — 

с 50 МВт до 607 МВт, а количество 

регионов  присутствия  проекта 

превысило 50, что привело к фор-

мированию  конкурентных  цен  на 

услуги  агрегаторов.  Совокупный 

эффект от реализации пилотного 

проекта за счет снижения стоимо-

сти электрической энергии на оп-

товом рынке для потребителей за 

период с 1 июня 2019 по 1 июля 

2020 года составил более 80 млн 

рублей.

Проведенный  Минэнерго  Рос-

сии анализ результатов пилотного 

проекта  за  2019  и  2020  годы  по-

казал  эффективность  предлагае-

мой модели, и по итогам анализа 

результатов этого проекта мы вы-

шли с инициативой, которая была 

поддержана Правительством Рос-

сийской  Федерации,  о  продле-

нии  срока  реализации  пилотного 

проекта до 31 декабря 2021 года. 

Принятое  решение  о  продлении 

пилотного  проекта  позволит  не 

только  сохранить  сложившуюся 

динамику  роста  объемов  рын-

ка  услуг  по  управлению  спросом 

и  повысить  его  эффективность, 

но также отработать и усовершен-

ствовать  данный  механизм  в  це-

лях  подготовки  целевой  модели, 

которую  планируется  запустить 

с 1 января 2022 года.

Запуск целевой модели позво-

лит:

 

– расширить  сферу  применения 

механизма  (целевые  объемы 

управления  спросом  —  4  ГВт 

к 2025 году и 6 ГВт к 2035 году);

 

– обеспечить  замещение  неэф-

фективной дорогой генерации, 

используемой в пиковый пери-

од (до 5 ГВт);

 

– снизить  цены  на  электриче-

скую  энергию  для  потребите-

лей в пиковые часы;

 

– повысить  загрузку  эффектив-

ной тепловой генерации;

 

– сгладить  пиковые  нагрузки  на 

энергосистему.







Page 5