

ОБРАЗО-
ВАНИЕ
132
учеба
б
о
г
о
л
ю
б
о
в
с
к
и
е
боголюбовские
ч
т
е
н
и
я
чтения
В
год
95-
летия
со
дня
его
рожде
-
ния
на
чтениях
«
Научная
и
ду
-
ховная
картина
мира
»
выступи
-
ли
:
заведующий
кафедрой
ТОЭ
МЭИ
д
.
т
.
н
.,
профессор
,
член
-
корр
.
РАН
П
.
А
.
Бутырин
;
заслуженный
деятель
на
-
уки
России
,
д
.
т
.
н
.,
профессор
,
протои
-
ерей
А
.
И
.
Половинкин
;
к
.
т
.
н
.,
протоие
-
рей
К
.
Татаринцев
;
к
.
в
.
н
.,
профессор
Во
-
енного
университета
Минобороны
РФ
,
генерал
-
майор
А
.
В
.
Черкасов
;
к
.
и
.
н
.,
до
-
цент
МГОУ
О
.
В
.
Розина
;
к
.
т
.
н
.,
доцент
МЭИ
В
.
В
.
Скибенко
;
писатель
-
публицист
А
.
А
.
Яковлев
-
Козырев
;
к
.
т
.
н
.,
дирек
-
тор
Центра
исследований
духовного
на
-
следия
России
Института
экономиче
-
ских
стратегий
РАН
Л
.
М
.
Миронов
и
др
.
Активное
возрождение
религиозной
жиз
-
ни
и
православной
культуры
в
России
на
-
чиная
со
школы
требует
осмысления
вза
-
имодействия
между
религией
и
наукой
,
научным
и
религиозным
сообществами
.
Во
вступительном
слове
к
собравшим
-
ся
ведущий
чтений
П
.
А
.
Бутырин
приме
-
нительно
к
высшей
технической
школе
в
качестве
такого
взаимодействия
назвал
этос
науки
,
морально
-
нравственные
во
-
просы
воспитания
студентов
и
молодых
сотрудников
вузов
,
содержание
дисци
-
плин
социально
-
гуманитарной
направ
-
ленности
,
а
также
те
вопросы
техниче
-
ских
дисциплин
,
которые
непосредствен
-
но
затрагивают
бытие
(
экология
,
безо
-
15 декабря 2010 г. в Московском энергетическом институте уже
в 8-й раз прошли чтения, посвященные Валентину Евгеньевичу
Боголюбову — д.т.н., профессору кафедры «Теоретические осно-
вы электротехники» (ТОЭ) МЭИ, а впоследствии иеросхимона-
ху Моисею — одному из почитаемых старцев Русской православ-
ной церкви.
Высшее техническое
образование
во время перемен:
проблема отцов
и детей
пасность
и
т
.
д
.).
Ниже
публикуется
крат
-
кое
изложение
доклада
,
сделанного
П
.
А
.
Бутыриным
на
этих
чтениях
.
Развитие
общества
и
техники
про
-
исходит
в
глубокой
взаимосвязи
и
взаи
-
мообусловленности
(1, 2).
Так
,
развитие
электроники
и
информационной
техни
-
ки
определило
переход
к
информацион
-
ной
цивилизации
.
В
России
этот
переход
спровоцировал
перестройку
всей
социо
-
культурной
жизни
и
ее
институтов
,
инсти
-
тута
высшего
технического
образования
в
частности
.
В
свою
очередь
,
результат
перестройки
института
высшего
техни
-
ческого
образования
определит
техниче
-
скую
культуру
будущей
России
,
которая
в
силу
исторических
,
географических
,
ре
-
сурсных
особенностей
может
независи
-
мо
существовать
и
развиваться
только
в
П
.
Бутырин
П
.
Бутырин

133
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
качестве
технически
передовой
стра
-
ны
.
В
этой
связи
необходимо
прове
-
сти
анализ
перемен
,
происходящих
с
высшим
техническим
образовани
-
ем
.
Начнем
с
гуманитарных
вопросов
.
До
революции
в
ценностных
установ
-
ках
старшеклассников
первое
ме
-
сто
занимала
профессия
учителя
,
по
-
сле
революции
—
инженера
(3).
Инте
-
ресна
и
материальная
подоплека
этих
предпочтений
.
Так
,
в
1885
г
.
годовая
зарплата
ректора
технического
инсти
-
тута
(5000
руб
.)
равнялась
зарплате
губернатора
,
а
зарплаты
профессора
(3000
руб
.),
доцента
(1500
руб
.),
учи
-
теля
в
школе
(365
руб
.)
существенно
превышали
среднедушевой
доход
в
России
(90
руб
.) (4).
Заметим
,
что
ра
-
венство
зарплат
высших
чиновников
и
профессоров
(
разумеется
,
без
учета
социального
пакета
)
сохранялось
на
протяжении
более
ста
лет
(
исключая
годы
бедствий
).
Так
,
зарплата
мини
-
стра
СССР
лишь
незначительно
пре
-
вышала
зарплату
профессора
перед
перестройкой
.
Главным
в
гуманитар
-
ной
компоненте
высшего
техническо
-
го
образования
в
дореволюционной
России
был
закон
Божий
(
или
бого
-
словие
),
а
в
послереволюционной
—
марксистско
-
ленинское
учение
с
ква
-
зихристианскими
ценностями
.
На
рубеже
XIX—XX
вв
.
расходы
на
образование
в
России
в
ВВП
упали
до
рекордно
низкого
уровня
— 0,7%
(
в
Италии
и
Норвегии
они
составля
-
ют
7,5%,
Венгрии
— 7%,
Франции
—
6,7%,
Австрии
,
Болгарии
,
Германии
,
Турции
—
примерно
6%) (3).
Вил
-
ка
зарплат
ассистент
—
профессор
в
2010
г
. (6—19
тыс
.
руб
.
в
месяц
)
ока
-
залась
значительно
ниже
месячных
доходов
,
на
которые
рассчитывают
выпускники
столичных
вузов
(
в
МЭИ
это
30—80
тыс
.
руб
.),
что
исключа
-
ет
возможность
пополнения
препо
-
давательской
среды
технических
ву
-
зов
.
Сами
профессии
учителя
и
ин
-
женера
выпали
из
приоритетной
ча
-
сти
списка
в
ценностных
установках
современных
старшеклассников
.
За
-
метим
,
что
еще
в
2007
г
.
в
докладе
Общественной
палаты
РФ
«
Готова
ли
Россия
инвестировать
в
свое
буду
-
щее
»
отмечалась
необходимость
до
-
ведения
средней
зарплаты
препода
-
вателей
вузов
не
менее
чем
до
75
тыс
.
руб
.
в
месяц
в
2010
г
.
и
150
тыс
.
руб
. —
к
2015
г
.
Официальное
недо
-
финансирование
преподавательской
деятельности
компенсируется
разви
-
тием
рынка
легальных
,
полулегаль
-
ных
и
нелегальных
образовательных
услуг
(
репетиторство
,
коммерческие
консультации
,
выполнение
за
деньги
типовых
,
курсовых
и
дипломных
ра
-
бот
и
т
.
д
.).
Вузам
навязываются
цен
-
ности
торговцев
,
и
Храм
образова
-
ния
,
по
сути
,
превращается
в
орга
-
низацию
,
торгующую
образователь
-
ными
услугами
и
документами
.
Ин
-
тересное
окончание
схожей
колли
-
зии
описано
в
Евангелии
от
Иоан
-
на
(2:14,15),
Луки
(19:45),
Марка
(11:15) (
см
.
об
изгнании
продающих
и
покупающих
из
Храма
).
Содержание
социально
-
гумани
-
тарного
цикла
в
современном
выс
-
шем
техническом
образовании
эклектично
,
не
ориентировано
на
традиционные
ценности
(
духовные
,
семейные
,
гражданские
).
При
зна
-
комстве
с
новыми
федеральными
государственными
образователь
-
ными
стандартами
высшего
про
-
фессионального
образования
,
на
-
пример
,
по
направлению
«
Электро
-
энергетика
и
электротехника
»,
ко
-
торые
составлены
в
соответствии
с
«
болонскими
идеями
»,
особен
-
но
удручающее
впечатление
остав
-
ляет
магистрский
стандарт
.
Он
отли
-
чается
минимальным
предметным
наполнением
и
перенасыщением
различными
предпринимательско
-
управленческими
«
компетенция
-
ми
» (4, 5).
Каким
образом
в
вузе
сформировать
эти
психолого
-
физи
-

134
ОБРАЗОВАНИЕ
ологические
характеристики
лично
-
сти
,
как
затем
инструментально
про
-
верить
их
наличие
и
почему
им
в
стандартах
уделяется
большее
вни
-
мание
,
чем
предметному
содержа
-
нию
(
разве
магистр
—
это
управле
-
нец
?),
совершенно
непонятно
.
Ин
-
тересно
,
что
в
Европе
срок
завер
-
шения
«
болонских
»
реформ
был
не
-
давно
отодвинут
с
2010
на
2020
г
.
и
только
в
10
странах
эта
система
(
в
части
бакалавриата
)
полностью
вне
-
дрена
(6).
Основным
инструментом
модернизации
европейского
обра
-
зования
сейчас
является
не
органи
-
зационный
,
а
педагогический
под
-
ход
,
абсолютно
отсутствующий
в
си
-
стеме
российских
образовательных
реформ
(6).
Каков
же
итог
недофинансирова
-
ния
высшего
технического
образова
-
ния
и
поспешного
его
реформирова
-
ния
по
«
болонским
лекалам
»?
Из
-
за
«
утечки
умов
»
и
«
внутренней
мигра
-
ции
»
возрастная
структура
препода
-
вательских
кадров
оказалась
крайне
неблагоприятной
—
в
ней
почти
отсут
-
ствует
средний
возраст
35—50
лет
,
т
.
е
.
поколение
отцов
как
по
отноше
-
нию
к
студентам
,
так
и
по
отношению
к
аспирантам
и
молодым
20-
летним
преподавателям
.
Таким
образом
,
в
технических
вузах
теперь
встречают
-
ся
только
«
деды
»
и
«
внуки
».
Возраст
-
ная
осторожность
,
рефлексия
на
го
-
дах
социалистического
эксперимен
-
та
,
постоянный
поиск
дополнитель
-
ного
заработка
для
обеспечения
до
-
стойной
старости
«
дедов
»,
при
навя
-
зывании
средствами
массовой
ин
-
формации
«
внукам
»
негативного
об
-
раза
прошлого
,
чувства
националь
-
ной
ущербности
из
-
за
него
и
индиви
-
дуалистических
ценностей
затрудня
-
ют
диалог
этих
поколений
.
Налицо
тот
тип
ущербности
коллективов
,
кото
-
рый
в
психологии
называется
депри
-
вацией
.
Подобная
депривация
весь
-
ма
негативно
скажется
на
формиро
-
вании
личности
студента
и
молодо
-
го
преподавателя
.
Заметим
также
,
что
«
отцы
»
ранее
всегда
занимались
модернизацией
исследовательских
и
учебных
лабораторий
,
а
в
институ
-
те
аспирантуры
играли
роль
микро
-
шефов
,
передающих
технологиче
-
ские
знания
.
Их
отсутствие
заклады
-
вает
мину
технологического
отстава
-
ния
России
при
том
,
что
,
по
данным
Британского
совета
,
в
странах
с
раз
-
витой
экономикой
доля
студентов
,
обучающихся
по
направлению
«
вы
-
сокие
технологии
»
будет
расти
очень
быстро
— 8%
в
год
(6).
Еще
один
тре
-
вожный
момент
— 30-
летняя
разни
-
ца
между
возрастными
пиками
за
-
щит
кандидатских
(30
лет
)
и
доктор
-
ских
(60
лет
)
диссертаций
(1, 2)
при
том
,
что
новые
немолодые
доктора
наук
уже
не
горят
желанием
зани
-
маться
подготовкой
аспирантов
или
дают
им
темы
,
далекие
от
высоких
технологий
.
Выход
из
этой
тяжелой
ситуации
осуществляется
по
двум
на
-
правлениям
—
государственному
и
инициативно
-
вузовскому
.
Первое
из
них
сводится
к
уси
-
лению
материального
оснаще
-
ния
лабораторий
ряда
элитных
вузов
(
федеральных
и
национально
-
исследовательских
университетов
)
в
надежде
на
то
,
что
в
них
развернется
наука
.
Эта
вузовская
наука
в
пику
на
-
уке
академической
призвана
стать
коммерческой
и
должна
повысить
материальное
содержание
всех
пре
-
подавателей
.
Однако
механизм
пе
-
рераспределения
денежных
средств
от
ученых
,
занятых
в
вузах
коммер
-
ческой
деятельностью
,
к
педагогам
,
выполняющим
рутинную
работу
—
проведение
занятий
,
написание
лек
-
ций
,
учебников
,
задачников
,
модер
-
низацию
учебных
лабораторий
и
т
.
д
.,
совершенно
непонятен
.
Как
непо
-
нятна
и
судьба
неэлитных
вузов
.
Раз
-
витие
этого
направления
отождест
-
вляют
с
европейскими
идеями
обра
-
зования
через
научные
исследова
-
ния
,
хотя
вышесказанное
о
магистр
-
ских
программах
противоречит
им
.
Второе
направление
состоит
в
по
-
степенном
перекладывании
препо
-
давательской
деятельности
—
про
-
ведении
лекционных
,
практических
и
лабораторных
занятий
,
монито
-
ринге
успеваемости
и
оценке
зна
-
ний
студентов
на
«
плечи
компьюте
-
ров
»,
что
технически
вполне
возмож
-
но
,
тем
более
что
и
современный
сту
-
дент
воспринимает
компьютер
почти
как
живое
существо
.
При
этом
духов
-
ный
и
педагогический
аспекты
обра
-
зования
,
воспитание
творческих
ка
-
честв
и
т
.
д
.
игнорируются
.
Роль
учите
-
ля
(«
отца
»)
отходит
информационным
сетям
,
а
все
новые
декларируемые
ценности
(
индивидуальное
мировоз
-
зрение
,
побуждающий
мир
,
откры
-
тая
и
контекстнобогатая
обучающая
среда
(6)
и
т
.
д
.),
как
и
порождаемые
информационной
цивилизацией
ре
-
лигиозные
контексты
,
будут
сегреги
-
роваться
кураторами
таких
сетей
.
Но
будут
ли
эти
кураторы
российскими
и
каков
будет
их
уровень
с
учетом
се
-
годняшних
реалий
профессорско
-
преподавательской
среды
.
Рассмотренные
направления
пре
-
одоления
стагнации
высшего
техни
-
ческого
образования
России
и
свора
-
чивания
его
с
пути
неминуемого
пол
-
ного
краха
(4)
весьма
слабо
прорабо
-
таны
с
духовной
,
профессиональной
,
социокультурной
,
экономической
,
во
-
енно
-
технической
позиций
с
учетом
вызовов
будущей
России
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бутырин
П
.
А
.
Электротехника
и
общество
:
взаимосвязанное
раз
-
витие
//
Изв
.
РАН
.
Энергетика
,
2008,
№
6,
с
. 49—70.
2.
Андреев
А
.
Л
.,
Бутырин
П
.
А
.,
Горо
-
хов
В
.
Г
.
Социология
техники
.
М
.:
Альфа
М
,
ИНФРА
-
М
, 2009, 288
с
.
3.
Андреев
А
.
Л
.
Российское
образо
-
вание
Социально
-
исторические
контексты
.
М
.:
Наука
. 2008.
4.
Бутырин
П
.
А
.
Развитие
высше
-
го
электротехнического
образо
-
вания
в
России
.
Электричество
,
2009,
№
8,
с
. 6—11.
5.
Бутырин
П
.
А
Социокультурные
пространства
инновационного
развития
электротехники
России
.
Электричество
, 2011,
№
1.
6.
Карпов
А
.
О
.
Общество
знаний
:
слабое
звено
.
Вестник
РАН
, 2010,
№
7,
с
. 616—622.
Оригинал статьи: Высшее техническое образование во время перемен: проблема отцов и детей
15 декабря 2010 г. в Московском энергетическом институте уже в 8-й раз прошли чтения, посвященные Валентину Евгеньевичу Боголюбову — д.т.н., профессору кафедры «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) МЭИ, а впоследствии иеросхимонаху Моисею — одному из почитаемых старцев Русской православной церкви.