Высшее техническое образование во время перемен: проблема отцов и детей

Page 1
background image

Page 2
background image

ОБРАЗО-

ВАНИЕ

132

учеба

б

о

г

о

л

ю

б

о

в

с

к

и

е

боголюбовские

 ч

т

е

н

и

я

 чтения

В

 

год

 95-

летия

 

со

 

дня

 

его

 

рожде

-

ния

 

на

 

чтениях

  «

Научная

 

и

 

ду

-

ховная

 

картина

 

мира

» 

выступи

-

ли

заведующий

 

кафедрой

 

ТОЭ

 

МЭИ

 

д

.

т

.

н

., 

профессор

член

-

корр

РАН

 

П

.

А

Бутырин

заслуженный

 

деятель

 

на

-

уки

 

России

д

.

т

.

н

., 

профессор

протои

-

ерей

 

А

.

И

Половинкин

к

.

т

.

н

., 

протоие

-

рей

 

К

Татаринцев

к

.

в

.

н

., 

профессор

 

Во

-

енного

 

университета

 

Минобороны

 

РФ

генерал

-

майор

 

А

.

В

Черкасов

к

.

и

.

н

., 

до

-

цент

 

МГОУ

 

О

.

В

Розина

к

.

т

.

н

., 

доцент

 

МЭИ

 

В

.

В

Скибенко

писатель

-

публицист

 

А

.

А

Яковлев

-

Козырев

к

.

т

.

н

., 

дирек

-

тор

 

Центра

 

исследований

 

духовного

 

на

-

следия

 

России

 

Института

 

экономиче

-

ских

 

стратегий

 

РАН

 

Л

.

М

Миронов

 

и

 

др

Активное

 

возрождение

 

религиозной

 

жиз

-

ни

 

и

 

православной

 

культуры

 

в

 

России

 

на

-

чиная

 

со

 

школы

 

требует

 

осмысления

 

вза

-

имодействия

 

между

 

религией

 

и

 

наукой

научным

 

и

 

религиозным

 

сообществами

Во

 

вступительном

 

слове

 

к

 

собравшим

-

ся

 

ведущий

 

чтений

 

П

.

А

Бутырин

 

приме

-

нительно

 

к

 

высшей

 

технической

 

школе

 

в

 

качестве

 

такого

 

взаимодействия

 

назвал

 

этос

 

науки

морально

-

нравственные

 

во

-

просы

 

воспитания

 

студентов

 

и

 

молодых

 

сотрудников

 

вузов

содержание

 

дисци

-

плин

 

социально

-

гуманитарной

 

направ

-

ленности

а

 

также

 

те

 

вопросы

 

техниче

-

ских

 

дисциплин

которые

 

непосредствен

-

но

 

затрагивают

 

бытие

  (

экология

безо

-

15 декабря 2010 г. в Московском энергетическом институте уже 
в 8-й раз прошли чтения, посвященные Валентину Евгеньевичу 
Боголюбову — д.т.н., профессору кафедры «Теоретические осно-
вы электротехники» (ТОЭ) МЭИ, а впоследствии иеросхимона-
ху Моисею — одному из почитаемых старцев Русской православ-
ной церкви. 

Высшее техническое 

образование

 во время перемен: 

проблема отцов

 и детей

пасность

 

и

 

т

.

д

.). 

Ниже

 

публикуется

 

крат

-

кое

 

изложение

 

доклада

сделанного

 

П

.

А

Бутыриным

 

на

 

этих

 

чтениях

.

Развитие

 

общества

 

и

 

техники

 

про

-

исходит

 

в

 

глубокой

 

взаимосвязи

 

и

 

взаи

-

мообусловленности

 (1, 2). 

Так

развитие

 

электроники

 

и

 

информационной

 

техни

-

ки

 

определило

 

переход

 

к

 

информацион

-

ной

 

цивилизации

В

 

России

 

этот

 

переход

 

спровоцировал

 

перестройку

 

всей

 

социо

-

культурной

 

жизни

 

и

 

ее

 

институтов

инсти

-

тута

 

высшего

 

технического

 

образования

 

в

 

частности

В

 

свою

 

очередь

результат

 

перестройки

 

института

 

высшего

 

техни

-

ческого

 

образования

 

определит

 

техниче

-

скую

 

культуру

 

будущей

 

России

которая

 

в

 

силу

 

исторических

географических

ре

-

сурсных

 

особенностей

 

может

 

независи

-

мо

 

существовать

 

и

 

развиваться

 

только

 

в

 

П

Бутырин

П

Бутырин


Page 3
background image

133

№ 1 (4), январь-февраль, 2011

качестве

 

технически

 

передовой

 

стра

-

ны

В

 

этой

 

связи

 

необходимо

 

прове

-

сти

 

анализ

 

перемен

происходящих

 

с

 

высшим

 

техническим

 

образовани

-

ем

.

Начнем

 

с

 

гуманитарных

 

вопросов

До

 

революции

 

в

 

ценностных

 

установ

-

ках

 

старшеклассников

 

первое

 

ме

-

сто

 

занимала

 

профессия

 

учителя

по

-

сле

 

революции

 — 

инженера

 (3). 

Инте

-

ресна

 

и

 

материальная

 

подоплека

 

этих

 

предпочтений

Так

в

 1885 

г

годовая

 

зарплата

 

ректора

 

технического

 

инсти

-

тута

 (5000 

руб

.) 

равнялась

 

зарплате

 

губернатора

а

 

зарплаты

 

профессора

 

(3000 

руб

.), 

доцента

 (1500 

руб

.), 

учи

-

теля

 

в

 

школе

 (365 

руб

.) 

существенно

 

превышали

 

среднедушевой

 

доход

 

в

 

России

 (90 

руб

.) (4). 

Заметим

что

 

ра

-

венство

 

зарплат

 

высших

 

чиновников

 

и

 

профессоров

 (

разумеется

без

 

учета

 

социального

 

пакета

сохранялось

 

на

 

протяжении

 

более

 

ста

 

лет

  (

исключая

 

годы

 

бедствий

). 

Так

зарплата

 

мини

-

стра

 

СССР

 

лишь

 

незначительно

 

пре

-

вышала

 

зарплату

 

профессора

 

перед

 

перестройкой

Главным

 

в

 

гуманитар

-

ной

 

компоненте

 

высшего

 

техническо

-

го

 

образования

 

в

 

дореволюционной

 

России

 

был

 

закон

 

Божий

  (

или

 

бого

-

словие

), 

а

 

в

 

послереволюционной

 — 

марксистско

-

ленинское

 

учение

 

с

 

ква

-

зихристианскими

 

ценностями

На

 

рубеже

 XIX—XX 

вв

расходы

 

на

 

образование

 

в

 

России

 

в

 

ВВП

 

упали

 

до

 

рекордно

 

низкого

 

уровня

 — 0,7% 

(

в

 

Италии

 

и

 

Норвегии

 

они

 

составля

-

ют

 7,5%, 

Венгрии

 — 7%, 

Франции

 — 

6,7%, 

Австрии

Болгарии

Германии

Турции

 — 

примерно

 6%) (3). 

Вил

-

ка

 

зарплат

 

ассистент

 — 

профессор

 

в

 

2010 

г

. (6—19 

тыс

руб

в

 

месяц

ока

-

залась

 

значительно

 

ниже

 

месячных

 

доходов

на

 

которые

 

рассчитывают

 

выпускники

 

столичных

 

вузов

 (

в

 

МЭИ

 

это

 30—80 

тыс

руб

.), 

что

 

исключа

-

ет

 

возможность

 

пополнения

 

препо

-

давательской

 

среды

 

технических

 

ву

-

зов

Сами

 

профессии

 

учителя

 

и

 

ин

-

женера

 

выпали

 

из

 

приоритетной

 

ча

-

сти

 

списка

 

в

 

ценностных

 

установках

 

современных

 

старшеклассников

За

-

метим

что

 

еще

 

в

 2007 

г

в

 

докладе

 

Общественной

 

палаты

 

РФ

 «

Готова

 

ли

 

Россия

 

инвестировать

 

в

 

свое

 

буду

-

щее

» 

отмечалась

 

необходимость

 

до

-

ведения

 

средней

 

зарплаты

 

препода

-

вателей

 

вузов

 

не

 

менее

 

чем

 

до

 75 

тыс

руб

в

 

месяц

 

в

 2010 

г

и

 150 

тыс

руб

. — 

к

 2015 

г

Официальное

 

недо

-

финансирование

 

преподавательской

 

деятельности

 

компенсируется

 

разви

-

тием

 

рынка

 

легальных

полулегаль

-

ных

 

и

 

нелегальных

 

образовательных

 

услуг

  (

репетиторство

коммерческие

 

консультации

выполнение

 

за

 

деньги

 

типовых

курсовых

 

и

 

дипломных

 

ра

-

бот

 

и

 

т

.

д

.). 

Вузам

 

навязываются

 

цен

-

ности

 

торговцев

и

 

Храм

 

образова

-

ния

по

 

сути

превращается

 

в

 

орга

-

низацию

торгующую

 

образователь

-

ными

 

услугами

 

и

 

документами

Ин

-

тересное

 

окончание

 

схожей

 

колли

-

зии

 

описано

 

в

 

Евангелии

 

от

 

Иоан

-

на

 (2:14,15), 

Луки

 (19:45), 

Марка

 

(11:15) (

см

об

 

изгнании

 

продающих

 

и

 

покупающих

 

из

 

Храма

). 

Содержание

 

социально

-

гумани

-

тарного

 

цикла

 

в

 

современном

 

выс

-

шем

 

техническом

 

образовании

 

эклектично

не

 

ориентировано

 

на

 

традиционные

 

ценности

  (

духовные

семейные

гражданские

). 

При

 

зна

-

комстве

 

с

 

новыми

 

федеральными

 

государственными

 

образователь

-

ными

 

стандартами

 

высшего

 

про

-

фессионального

 

образования

на

-

пример

по

 

направлению

  «

Электро

-

энергетика

 

и

 

электротехника

», 

ко

-

торые

 

составлены

 

в

 

соответствии

 

с

  «

болонскими

 

идеями

», 

особен

-

но

 

удручающее

 

впечатление

 

остав

-

ляет

 

магистрский

 

стандарт

Он

 

отли

-

чается

 

минимальным

 

предметным

 

наполнением

 

и

 

перенасыщением

 

различными

 

предпринимательско

-

управленческими

 

«

компетенция

-

ми

» (4, 5). 

Каким

 

образом

 

в

 

вузе

 

сформировать

 

эти

 

психолого

-

физи

-


Page 4
background image

134

ОБРАЗОВАНИЕ

ологические

 

характеристики

 

лично

-

сти

как

 

затем

 

инструментально

 

про

-

верить

 

их

 

наличие

 

и

 

почему

 

им

 

в

 

стандартах

 

уделяется

 

большее

 

вни

-

мание

чем

 

предметному

 

содержа

-

нию

  (

разве

 

магистр

 — 

это

 

управле

-

нец

?), 

совершенно

 

непонятно

Ин

-

тересно

что

 

в

 

Европе

 

срок

 

завер

-

шения

  «

болонских

» 

реформ

 

был

 

не

-

давно

 

отодвинут

 

с

 2010 

на

 2020 

г

и

 

только

 

в

 10 

странах

 

эта

 

система

 (

в

 

части

 

бакалавриата

полностью

 

вне

-

дрена

 (6). 

Основным

 

инструментом

 

модернизации

 

европейского

 

обра

-

зования

 

сейчас

 

является

 

не

 

органи

-

зационный

а

 

педагогический

 

под

-

ход

абсолютно

 

отсутствующий

 

в

 

си

-

стеме

 

российских

 

образовательных

 

реформ

 (6).

Каков

 

же

 

итог

 

недофинансирова

-

ния

 

высшего

 

технического

 

образова

-

ния

 

и

 

поспешного

 

его

 

реформирова

-

ния

 

по

  «

болонским

 

лекалам

»? 

Из

-

за

 

«

утечки

 

умов

» 

и

  «

внутренней

 

мигра

-

ции

» 

возрастная

 

структура

 

препода

-

вательских

 

кадров

 

оказалась

 

крайне

 

неблагоприятной

 — 

в

 

ней

 

почти

 

отсут

-

ствует

 

средний

 

возраст

 35—50 

лет

т

.

е

поколение

 

отцов

 

как

 

по

 

отноше

-

нию

 

к

 

студентам

так

 

и

 

по

 

отношению

 

к

 

аспирантам

 

и

 

молодым

 20-

летним

 

преподавателям

Таким

 

образом

в

 

технических

 

вузах

 

теперь

 

встречают

-

ся

 

только

  «

деды

» 

и

  «

внуки

». 

Возраст

-

ная

 

осторожность

рефлексия

 

на

 

го

-

дах

 

социалистического

 

эксперимен

-

та

постоянный

 

поиск

 

дополнитель

-

ного

 

заработка

 

для

 

обеспечения

 

до

-

стойной

 

старости

  «

дедов

», 

при

 

навя

-

зывании

 

средствами

 

массовой

 

ин

-

формации

  «

внукам

» 

негативного

 

об

-

раза

 

прошлого

чувства

 

националь

-

ной

 

ущербности

 

из

-

за

 

него

 

и

 

индиви

-

дуалистических

 

ценностей

 

затрудня

-

ют

 

диалог

 

этих

 

поколений

Налицо

 

тот

 

тип

 

ущербности

 

коллективов

кото

-

рый

 

в

 

психологии

 

называется

 

депри

-

вацией

Подобная

 

депривация

 

весь

-

ма

 

негативно

 

скажется

 

на

 

формиро

-

вании

 

личности

 

студента

 

и

 

молодо

-

го

 

преподавателя

Заметим

 

также

что

 «

отцы

» 

ранее

 

всегда

 

занимались

 

модернизацией

 

исследовательских

 

и

 

учебных

 

лабораторий

а

 

в

 

институ

-

те

 

аспирантуры

 

играли

 

роль

 

микро

-

шефов

передающих

 

технологиче

-

ские

 

знания

Их

 

отсутствие

 

заклады

-

вает

 

мину

 

технологического

 

отстава

-

ния

 

России

 

при

 

том

что

по

 

данным

 

Британского

 

совета

в

 

странах

 

с

 

раз

-

витой

 

экономикой

 

доля

 

студентов

обучающихся

 

по

 

направлению

  «

вы

-

сокие

 

технологии

» 

будет

 

расти

 

очень

 

быстро

 — 8% 

в

 

год

 (6). 

Еще

 

один

 

тре

-

вожный

 

момент

 — 30-

летняя

 

разни

-

ца

 

между

 

возрастными

 

пиками

 

за

-

щит

 

кандидатских

 (30 

лет

и

 

доктор

-

ских

 (60 

лет

диссертаций

 (1, 2) 

при

 

том

что

 

новые

 

немолодые

 

доктора

 

наук

 

уже

 

не

 

горят

 

желанием

 

зани

-

маться

 

подготовкой

 

аспирантов

 

или

 

дают

 

им

 

темы

далекие

 

от

 

высоких

 

технологий

Выход

 

из

 

этой

 

тяжелой

 

ситуации

 

осуществляется

 

по

 

двум

 

на

-

правлениям

 — 

государственному

 

и

 

инициативно

-

вузовскому

Первое

 

из

 

них

 

сводится

 

к

 

уси

-

лению

 

материального

 

оснаще

-

ния

 

лабораторий

 

ряда

 

элитных

 

вузов

  (

федеральных

 

и

 

национально

-

исследовательских

 

университетов

в

 

надежде

 

на

 

то

что

 

в

 

них

 

развернется

 

наука

Эта

 

вузовская

 

наука

 

в

 

пику

 

на

-

уке

 

академической

 

призвана

 

стать

 

коммерческой

 

и

 

должна

 

повысить

 

материальное

 

содержание

 

всех

 

пре

-

подавателей

Однако

 

механизм

 

пе

-

рераспределения

 

денежных

 

средств

 

от

 

ученых

занятых

 

в

 

вузах

 

коммер

-

ческой

 

деятельностью

к

 

педагогам

выполняющим

 

рутинную

 

работу

 — 

проведение

 

занятий

написание

 

лек

-

ций

учебников

задачников

модер

-

низацию

 

учебных

 

лабораторий

 

и

 

т

.

д

., 

совершенно

 

непонятен

Как

 

непо

-

нятна

 

и

 

судьба

 

неэлитных

 

вузов

Раз

-

витие

 

этого

 

направления

 

отождест

-

вляют

 

с

 

европейскими

 

идеями

 

обра

-

зования

 

через

 

научные

 

исследова

-

ния

хотя

 

вышесказанное

 

о

 

магистр

-

ских

 

программах

 

противоречит

 

им

Второе

 

направление

 

состоит

 

в

 

по

-

степенном

 

перекладывании

 

препо

-

давательской

 

деятельности

 — 

про

-

ведении

 

лекционных

практических

 

и

 

лабораторных

 

занятий

монито

-

ринге

 

успеваемости

 

и

 

оценке

 

зна

-

ний

 

студентов

 

на

  «

плечи

 

компьюте

-

ров

», 

что

 

технически

 

вполне

 

возмож

-

но

тем

 

более

 

что

 

и

 

современный

 

сту

-

дент

 

воспринимает

 

компьютер

 

почти

 

как

 

живое

 

существо

При

 

этом

 

духов

-

ный

 

и

 

педагогический

 

аспекты

 

обра

-

зования

воспитание

 

творческих

 

ка

-

честв

 

и

 

т

.

д

игнорируются

Роль

 

учите

-

ля

 («

отца

») 

отходит

 

информационным

 

сетям

а

 

все

 

новые

 

декларируемые

 

ценности

  (

индивидуальное

 

мировоз

-

зрение

побуждающий

 

мир

откры

-

тая

 

и

 

контекстнобогатая

 

обучающая

 

среда

 (6) 

и

 

т

.

д

.), 

как

 

и

 

порождаемые

 

информационной

 

цивилизацией

 

ре

-

лигиозные

 

контексты

будут

 

сегреги

-

роваться

 

кураторами

 

таких

 

сетей

Но

 

будут

 

ли

 

эти

 

кураторы

 

российскими

 

и

 

каков

 

будет

 

их

 

уровень

 

с

 

учетом

 

се

-

годняшних

 

реалий

 

профессорско

-

преподавательской

 

среды

.

Рассмотренные

 

направления

 

пре

-

одоления

 

стагнации

 

высшего

 

техни

-

ческого

 

образования

 

России

 

и

 

свора

-

чивания

 

его

 

с

 

пути

 

неминуемого

 

пол

-

ного

 

краха

 (4) 

весьма

 

слабо

 

прорабо

-

таны

 

с

 

духовной

профессиональной

социокультурной

экономической

во

-

енно

-

технической

 

позиций

 

с

 

учетом

 

вызовов

 

будущей

 

России

.

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Бутырин

 

П

.

А

Электротехника

 

и

 

общество

взаимосвязанное

 

раз

-

витие

 // 

Изв

РАН

Энергетика

2008, 

 6, 

с

. 49—70.

2. 

Андреев

 

А

.

Л

., 

Бутырин

 

П

.

А

., 

Горо

-

хов

 

В

.

Г

Социология

 

техники

М

.: 

Альфа

 

М

ИНФРА

-

М

, 2009, 288 

с

.

3. 

Андреев

 

А

.

Л

Российское

 

образо

-

вание

 

Социально

-

исторические

 

контексты

М

.: 

Наука

. 2008.

4. 

Бутырин

 

П

.

А

Развитие

 

высше

-

го

 

электротехнического

 

образо

-

вания

 

в

 

России

Электричество

2009, 

 8, 

с

. 6—11.

5. 

Бутырин

 

П

.

А

 

Социокультурные

 

пространства

 

инновационного

 

развития

 

электротехники

 

России

Электричество

, 2011, 

 1.

6. 

Карпов

 

А

.

О

Общество

 

знаний

слабое

 

звено

Вестник

 

РАН

, 2010, 

 7, 

с

. 616—622.


Оригинал статьи: Высшее техническое образование во время перемен: проблема отцов и детей

Читать онлайн

15 декабря 2010 г. в Московском энергетическом институте уже в 8-й раз прошли чтения, посвященные Валентину Евгеньевичу Боголюбову — д.т.н., профессору кафедры «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) МЭИ, а впоследствии иеросхимонаху Моисею — одному из почитаемых старцев Русской православной церкви.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»