4
В вопросах обеспечения
надежности и безопасности
не бывает компромиссов
—
Дмитрий
Иванович
,
расска
-
жите
,
пожалуйста
,
как
сложи
-
лась
общая
ситуация
в
2016
го
-
ду
с
авариями
на
объектах
энергетики
?
—
Одним
из
показателей
надеж
-
ности
и
безопасности
объектов
энергетики
считается
показа
-
тель
аварийности
.
За
11
месяцев
2016
года
на
объектах
энергетики
произошли
61
авария
и
аварий
-
ная
ситуация
,
причины
которых
расследовались
Ростехнадзором
в
соответствии
с
постановлением
Правительства
Российской
Фе
-
дерации
от
28
октября
2009
года
№
846 «
Об
утверждении
правил
расследования
причин
аварий
в
электроэнергетике
» (
далее
—
Правила
№
846)
и
Постановлени
-
ем
№
1114.
Больше
всего
аварий
произо
-
шло
на
объектах
электросетево
-
го
хозяйства
— 43
события
.
Для
сравнения
,
на
тепловых
электро
-
станциях
было
7
аварийных
ситу
-
аций
,
гидроэлектростанциях
— 3,
тепловых
сетях
— 7,
в
электро
-
установках
потребителей
— 1.
По
сравнению
с
аналогичным
периодом
2015
года
общее
чис
-
ло
аварий
и
аварийных
ситуаций
,
расследуемых
Ростехнадзором
,
увеличилось
на
33%.
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуа
льное интервью
В
интервью
нашему
журналу
начальник
Управления
государственного
энергети
-
ческого
надзора
Ростехнадзора
Дмитрий
Иванович
ФРОЛОВ
на
основе
анализа
аварий
ности
в
энергетике
в
2016
году
рассказал
о
необходимых
мерах
для
повышения
надеж
ности
функционирования
электросетевого
комплекса
и
обеспечения
безопасности
производства
работ
на
энергообъектах
.
5
Необходимо
отметить
,
что
Пра
-
вила
№
1114
вступили
в
силу
в
кон
-
це
2015
года
,
что
повлияло
на
ста
-
тистику
аварийности
в
2016
году
.
Этими
правилами
на
Ростехнад
-
зор
возложены
дополнительные
функции
по
расследованию
при
-
чин
аварийных
ситуаций
,
а
это
значит
,
что
у
нас
увеличился
объ
-
ем
работы
(
в
2016
году
допол
-
нительно
расследовано
семь
аварийных
ситуаций
).
При
этом
можно
ожидать
повышения
эф
-
фективности
расследования
при
-
чин
аварийных
ситуаций
,
что
в
перспективе
приведет
к
сни
-
жению
их
числа
.
До
вступления
в
силу
Правил
№
1114
такого
рода
аварийные
ситуации
Ростехнадзо
-
ром
не
расследовались
и
не
учи
-
тывались
.
—
Какие
основные
причины
увеличения
аварийности
мож
-
но
выделить
в
2016
году
?
—
По
итогам
2016
года
можно
выделить
следующие
основные
причины
аварий
на
электрообо
-
рудовании
:
•
несоблюдение
сроков
и
невы
-
полнение
в
требуемых
объемах
технического
обслуживания
и
ремонта
устройств
и
обору
-
дования
;
•
износ
оборудования
в
процес
-
се
длительной
эксплуатации
;
•
неисправность
релейной
за
щи
-
ты
и
автоматики
(
РЗА
);
•
некорректная
работа
устройств
РЗА
из
-
за
проектных
ошибок
,
отклонений
от
проектов
в
про
-
цессе
монтажа
и
эксплуатации
энергетического
оборудова
-
ния
,
ошибочных
действий
опе
-
ративного
и
диспетчерского
персо
нала
;
•
неквалифицированные
дей
-
ствия
оперативно
-
ремонтного
и
ремонтного
персонала
;
•
низкое
качество
проведения
технического
обслуживания
с
последующими
отказами
оборудования
из
-
за
сбоев
в
работе
РЗА
,
коротких
замы
-
каний
,
перекрытия
фарфоро
-
вых
изоляторов
;
•
провоз
негабаритных
грузов
,
работа
автокрана
вблизи
воз
-
душной
линии
,
несанкциони
-
ро
ванные
рубка
и
транспор
-
тирование
леса
с
касанием
прово
дов
,
замыканием
на
землю
и
последующим
разви
-
тием
аварии
;
•
недостаточность
контроля
за
техническим
освидетельство
-
ванием
энергетического
обо
-
рудования
;
•
производственные
дефекты
оборудования
,
приводящие
к
механическим
повреждени
-
ям
,
разрушениям
и
возможно
-
му
возгоранию
.
—
Если
говорить
о
крупных
технологических
нарушениях
,
то
сразу
вспоминается
авария
на
Рефтинской
ГРЭС
22
августа
2016
года
,
имевшая
достаточ
-
но
серьезные
последствия
для
электроэнергетики
страны
.
Что
послужило
причиной
аварии
и
разработаны
ли
мероприятия
для
предотвращения
подобных
случаев
?
—
Причинами
аварии
по
заклю
-
чению
комиссии
стали
короткое
замыкание
в
конденсаторе
связи
и
несрабатывание
защит
вслед
-
ствие
отказа
автоматики
.
Раз
-
рушение
конденсатора
связи
ВЛ
220
кВ
Анна
—
Рефтинская
ГРЭС
произошло
вследствие
пробоя
изоляции
встроенных
емкост
-
ных
элементов
с
возникновением
электрической
дуги
(
КЗ
).
Авария
стала
следствием
отказа
защитной
автоматики
Рефтинской
ГРЭС
и
ошибок
,
до
-
пущенных
ее
персоналом
при
монтаже
,
наладке
автоматики
и
систем
управления
и
в
процес
-
се
эксплуатации
.
По
результатам
расследо
-
вания
комиссией
разработаны
организационные
и
технические
противоаварийные
мероприя
-
тия
для
исключения
возможно
-
сти
возникновения
аналогичных
аварий
.
В
настоящее
время
Минэнерго
России
совместно
с
Ростехнадзо
-
ром
подготовлен
проект
постанов
-
ления
Правительства
Российской
Федерации
«
О
внесении
измене
-
ний
в
некоторые
акты
Правитель
-
ства
Российской
Федерации
по
вопросам
полномочий
федераль
-
ных
органов
исполнительной
вла
-
сти
в
сфере
электроэнергетики
»,
после
принятия
которого
у
феде
-
ральных
органов
исполнитель
-
ной
власти
будет
возможность
утверж
дать
нормативно
-
право
-
вые
акты
,
содержащие
требова
-
ния
надежности
и
безопасности
в
электроэнергетике
.
Это
позво
-
лит
актуализировать
устаревшую
нормативно
-
правовую
базу
и
тем
самым
минимизировать
возмож
-
ность
повторения
подобных
ситу
-
аций
.
Данная
работа
будет
нача
-
та
1
января
2017
года
согласно
утвержденному
Плану
-
графику
подготовки
актов
Правительства
Российской
Федерации
и
феде
-
ральных
органов
исполнительной
власти
Российской
Федерации
,
не
-
обходимых
для
реализации
норм
Федерального
закона
от
23
июня
2016
года
№
196-
ФЗ
«
О
внесении
изменений
в
Федеральный
закон
«
Об
электроэнергетике
»
в
части
совершенствования
требований
к
обеспечению
надежности
и
без
-
опасности
электроэнергетических
систем
и
объектов
электроэнерге
-
тики
».
—
Что
нужно
предпринять
соб
-
ственникам
объектов
энер
-
гетики
,
чтобы
исправить
сло
-
жившуюся
ситуацию
с
аварий
-
ностью
?
—
Для
предотвращения
аварий
-
ности
на
объектах
энергетики
не
-
обходимо
:
•
проводить
разъяснительную
работу
с
персоналом
о
порядке
его
действий
при
нарушениях
нормального
режима
электри
-
ческой
части
энергосистемы
;
•
улучшить
организацию
работ
по
ремонту
энергооборудо
-
вания
,
усилить
контроль
за
проведением
(
соблюдением
периодичности
и
объема
)
инструктажей
по
охране
труда
;
•
повысить
уровень
организа
-
ции
производства
работ
на
электрических
установках
,
исключить
несоблюдение
сроков
и
требуемых
объемов
технического
обслуживания
или
ремонта
оборудования
и
устройств
;
•
обеспечивать
проверку
знаний
персоналом
нормативно
-
пра
-
вовых
актов
по
охране
труда
при
эксплуатации
энергоуста
-
новок
;
•
усилить
контроль
за
техни
-
ческим
состоянием
средств
диспетчерской
связи
и
их
экс
-
плуатацией
.
№
1 (40) 2017
6
АКТУАЛЬНОЕ
ИНТЕРВЬЮ
Основной
путь
предотвра
-
щения
аварий
в
энергетике
:
ка
-
чественное
проведение
рассле
-
дований
происшедших
аварий
;
установление
истинных
причин
и
предпосылок
их
возникнове
-
ния
,
круга
лиц
,
действия
или
без
-
действия
которых
привели
к
воз
-
никновению
и
развитию
аварий
;
разработка
в
акте
расследования
причин
аварии
перечня
противо
-
аварийных
мероприятий
и
кон
-
троль
за
их
выполнением
.
—
Все
сказанное
Вами
так
или
иначе
касается
качественной
подготовки
персонала
,
соблю
-
дения
правил
охраны
труда
и
эксплуатации
электроуста
-
новок
.
Какие
,
на
Ваш
взгляд
,
наиболее
значимые
и
суще
-
ственные
изменения
в
этом
направлении
внесены
в
дей
-
ствующие
нормативные
доку
-
менты
?
—
Начиная
с
2003
года
в
электро
-
энергетике
применяли
две
фор
-
мы
удостоверений
по
проверке
знаний
правил
работы
в
электро
-
установках
.
Первая
установлена
Правилами
работы
с
персоналом
в
организациях
электроэнергети
-
ки
Российской
Федерации
.
Вто
-
рая
форма
удостоверения
приня
-
та
Межотраслевыми
правилами
охраны
труда
(
правилами
безо
-
пасности
)
при
эксплуатации
элек
-
троустановок
,
а
затем
введен
-
ными
вместо
них
Правилами
по
охране
труда
при
эксплуатации
электроустановок
.
В
организа
-
циях
,
эксплуатирующих
объекты
электроэнергетики
,
приходилось
оформлять
оба
удостоверения
,
так
как
они
содержали
различные
разделы
,
отражающие
требова
-
ния
перечисленных
правил
.
В
настоящее
время
разрабо
-
тана
унифицированная
форма
этого
документа
,
которая
может
применяться
в
любой
организа
-
ции
,
эксплуатирующей
электро
-
установки
.
Первая
страница
удо
-
стоверения
изменена
так
,
что
стала
возможной
запись
о
при
-
своении
группы
по
электробе
-
зопасности
персоналу
,
который
не
должен
работать
в
электро
-
установках
,
но
обязан
иметь
со
-
ответствующие
знания
для
уча
-
стия
в
комиссиях
,
обучении
или
управлении
режимами
работы
электроустановок
.
Еще
одно
существенное
изме
-
нение
касается
порядка
работы
на
воздушных
линиях
электропере
-
дачи
с
наведенным
напряжением
,
когда
,
казалось
бы
,
на
неопасной
обесточенной
электроустановке
возникает
потенциал
,
опасный
для
жизни
человека
.
Раздел
по
обеспечению
безопасности
на
ли
-
ниях
электропередачи
с
наведен
-
ным
напряжением
был
перерабо
-
тан
и
значительно
дополнен
для
установления
четких
требований
,
выполнение
которых
позволит
предупредить
несчастные
случаи
от
воздействия
электрического
тока
.
Это
и
порядок
применения
защитных
средств
,
и
выполнение
мероприятий
по
уравниванию
по
-
тенциалов
,
и
правила
установки
заземлений
,
и
другие
меры
по
за
-
щите
человека
от
опасных
фак
-
торов
.
—
На
сегодняшний
день
пол
-
номочия
Ростехнадзора
так
-
же
расширены
в
отношении
потребителей
электрической
энергии
в
связи
с
необходимо
-
стью
укрепления
их
платеж
-
ной
дисциплины
.
Расскажите
подробнее
об
этих
изменени
-
ях
в
законодательстве
?
—
Федеральным
законом
от
3
но
-
ября
2015
года
№
307-
ФЗ
«
О
вне
-
сении
изменений
в
отдельные
законодательные
акты
Россий
-
ской
Федерации
в
связи
с
укре
-
плением
платежной
дисциплины
потребителей
энергетических
ресурсов
» (
далее
—
Федераль
-
ный
закон
№
307-
ФЗ
)
пред
-
усмотрены
изменения
в
ст
. 29.1
Федерального
закона
от
26
мар
-
та
2003
года
№
35-
ФЗ
«
Об
элек
-
троэнергетике
».
К
полномочиям
Ростехнадзора
отнесено
осу
-
ществление
федерального
го
-
сударственного
энергетического
надзора
в
отношении
потреби
-
телей
электрической
энергии
.
Ранее
этот
вопрос
не
был
урегу
-
лирован
.
Данные
изменения
внесены
на
основании
требований
Пре
-
зидента
и
Правительства
Россий
-
ской
Федерации
по
максимально
возможному
снятию
администра
-
тивных
барьеров
для
развития
среднего
и
малого
бизнеса
,
а
так
-
же
формированию
условий
обе
-
спечения
необходимого
уровня
эффективности
контрольно
-
над
-
зорных
мероприятий
и
учтены
при
планировании
мероприятий
контрольно
-
надзорной
деятель
-
ности
на
2017
год
.
Особенность
состоит
в
том
,
что
в
отношении
потребителей
электрической
энергии
—
соб
-
ственников
или
иных
законных
владельцев
энергопринимаю
-
щих
установок
,
суммарная
мак
-
симальная
мощность
которых
не
превышает
150
кВт
с
номиналь
-
ным
напряжением
до
1000
В
,
присоединенных
по
одному
ис
-
точнику
электроснабжения
,
над
-
зор
не
осуществляется
.
Электро
-
установки
указанной
категории
не
эксплуатируются
потребителями
электрической
энергии
,
ограни
-
чение
режима
потребления
элек
-
трической
энергии
которых
мо
-
жет
привести
к
экономическим
,
экологическим
,
социальным
по
-
7
следствиям
или
нанести
ущерб
безопасности
государства
.
Вме
-
сте
с
тем
по
состоянию
на
1
октя
-
бря
2016
года
такими
потребите
-
лями
выступают
около
800
тысяч
организаций
.
Кроме
восстановления
пол
-
номочий
по
надзору
за
потреби
-
телями
электрической
энергии
вышеуказанный
закон
наделил
Ростехнадзор
дополнительными
полномочиями
по
привлечению
к
административной
ответствен
-
ности
за
нарушения
платежной
дисциплины
и
порядка
полного
и
(
или
)
частичного
ограничения
режима
потребления
энерго
-
ресурсов
с
возбуждением
дел
,
оформлением
протоколов
и
вы
-
несением
постановлений
о
на
-
казаниях
.
Соответствующие
изменения
внесены
в
следующие
статьи
Кодекса
Российской
Федерации
об
административных
правона
-
рушениях
(
КоАП
РФ
):
•
ст
. 9.22 «
Нарушение
порядка
полного
и
(
или
)
частичного
ограничения
режима
потреб
-
ления
электрической
энер
-
гии
,
порядка
ограничения
и
прекращения
подачи
тепло
-
вой
энергии
,
правил
огра
-
ничения
подачи
(
поставки
)
и
отбора
газа
либо
порядка
временного
прекращения
или
ограничения
водоснабжения
,
водоотведения
,
транспорти
-
ровки
воды
и
(
или
)
сточных
вод
» (
п
. 5
ст
. 2
Федерального
закона
№
307-
ФЗ
);
•
ст
. 14.61 «
Нарушение
уста
-
новленного
порядка
предо
-
ставления
обеспечения
ис
-
полнения
обязательств
по
оплате
электрической
энер
-
гии
(
мощности
),
газа
,
тепло
-
вой
энергии
(
мощности
)
и
(
или
)
теплоносителя
,
сопряженное
с
неисполнением
(
ненадле
-
жащим
исполнением
)
обяза
-
тельств
по
их
оплате
» (
п
. 6
ст
. 2
Федерального
закона
№
307-
ФЗ
).
Основаниями
для
возбужде
-
ния
дел
об
административных
правонарушениях
служат
сведе
-
ния
о
фактах
нарушений
,
посту
-
пающие
в
органы
Ростехнадзора
от
гарантирующих
поставщиков
электроэнергии
и
единых
тепло
-
снабжающих
организаций
или
потребителей
энергетических
ресурсов
.
В
настоящее
время
террито
-
риальные
органы
Рос
тех
надзора
приступили
к
реализации
своих
полномочий
в
части
выявления
нарушений
порядка
ограниче
-
ния
режима
потребления
энер
-
горесурсов
.
При
этом
порядок
представления
вышеуказанных
сведений
поставщиками
энер
-
горесурсов
,
объем
документов
(
материалов
),
подтверждающих
факт
нарушения
,
а
также
иные
требования
будут
определены
постановлениями
Правитель
-
ства
Российской
Федерации
.
К
реализации
указанных
пол
-
номочий
в
полном
объеме
ор
-
ганы
Ростехнадзора
приступят
после
вступления
в
силу
соот
-
ветствующих
постановлений
Правительства
Российской
Фе
-
дерации
.
Их
проекты
,
подготов
-
ленные
Минэнерго
России
,
в
на
-
стоящее
время
после
внесения
изменений
по
рекомендациям
Минюста
России
проходят
по
-
вторное
согласование
с
заин
-
тересованными
федеральными
органами
исполнительной
вла
-
сти
с
последующим
рассмотре
-
нием
для
принятия
в
Правитель
-
стве
Российской
Федерации
.
Информация
о
нарушениях
в
части
предоставления
обеспе
-
чения
исполнения
обязательств
по
оплате
энергетических
ре
-
сурсов
(
ст
. 14.61
КоАП
РФ
)
будет
представляться
в
Ростехнадзор
только
в
отношении
потреби
-
телей
,
включенных
в
перечень
«
неотключаемых
»:
их
конеч
-
ное
число
по
предварительным
данным
может
составить
около
50
тысяч
организаций
.
Вместе
с
тем
,
перечень
по
-
требителей
электрической
энер
-
гии
,
в
отношении
которых
Рос
-
технадзор
может
возбуждать
административные
дела
о
пра
-
вонарушениях
,
предусмотрен
-
ных
ст
. 9.22
КоАП
,
не
ограничен
только
«
неотключаемыми
»
по
-
требителями
,
он
существенно
шире
.
Уже
сейчас
очевидно
,
что
ре
-
ализация
новых
полномочий
при
существующей
численности
со
-
трудников
Ростехнадзора
приве
-
дет
к
значительному
увеличению
нагрузки
на
центральный
аппа
-
рат
и
территориальные
органы
.
Вместе
с
тем
мы
надеемся
на
понимание
поставщиков
энер
-
гетических
ресурсов
,
которые
представляют
материалы
для
формирования
доказательств
правонарушений
в
части
обеспе
-
чения
полноты
направляемых
сведений
.
Серьезный
и
ответ
-
ственный
подход
к
этому
вопро
-
су
может
значительно
сократить
время
на
возбуждение
и
рас
-
смотрение
административных
дел
.
—
Большое
Вам
спасибо
за
данные
разъяснения
!
Беседовала
Екатерина
Гусева
№
1 (40) 2017
Оригинал статьи: В вопросах обеспечения надежности и безопасности не бывает компромиссов
В интервью нашему журналу начальник Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора Дмитрий Иванович ФРОЛОВ на основе анализа аварий ности в энергетике в 2016 году рассказал о необходимых мерах для повышения надеж ности функционирования электросетевого комплекса и обеспечения безопасности производства работ на энергообъектах.