24
24
к
а
ч
е
с
т
в
о
э
л
е
к
т
р
о
э
н
е
р
г
и
и
качество электроэнергии
Тенденции
в управлении качеством
электроэнергии в ЕЭС
России. Существующие
проблемы и возможные
решения
УДК
621.316.7
Тульский
В
.
Н
.,
к
.
т
.
н
.,
директор
Института
электроэнергетики
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»
Шамонов
Р
.
Г
.,
к
.
т
.
н
.,
начальник
управления
сопровождения
ОТУ
и
режимов
Департамента
оперативно
-
технологического
управления
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
Развитие
нормативных
требований
наряду
с
применением
тех
-
нологических
инноваций
в
электрических
сетях
в
последние
годы
способствовали
прогрессу
в
области
управления
каче
-
ством
электроэнергии
в
электрических
сетях
России
напряже
-
нием
35
кВ
и
выше
.
Однако
хроническое
недофинансирова
-
ние
распределительных
электрических
сетей
0,4–110
кВ
,
рост
мощности
нелинейных
и
несимметричных
нагрузок
наряду
с
отсутствием
эффективной
практики
взаимодействия
электро
-
сетевых
компаний
с
искажающими
потребителями
не
позволя
-
ют
кардинально
улучшить
качество
электроэнергии
.
В
статье
представлена
оценка
нововведений
последних
лет
в
области
качества
электроэнергии
,
обозначены
существующие
пробле
-
мы
и
предложены
возможные
пути
их
решения
.
Ключевые
слова
:
качество
электрической
энергии
,
распределительные
электрические
сети
,
проектирование
энергосистем
О
беспечение
качества
электроснабже
-
ния
потребителей
неизменно
декла
-
рируется
как
одна
из
приоритетных
задач
при
обосновании
затрат
на
экс
-
плуатацию
и
развитие
объектов
электроэнер
-
гетики
России
.
Однако
большое
количество
претензий
на
качество
электроэнергии
(
КЭ
),
которые
ежегодно
получают
электросетевые
и
энергосбытовые
компании
,
свидетельствует
о
том
,
что
предпринимаемые
в
отрасли
меры
неэффективны
или
недостаточны
.
В
течение
последних
лет
принят
ряд
нор
-
мативных
документов
,
направленных
на
по
-
вышение
КЭ
в
электрических
сетях
,
а
также
продвигаются
дополнительные
инициативы
по
развитию
нормативно
-
правовой
базы
по
КЭ
.
Указанные
нормативные
изменения
преиму
-
щественно
затрагивают
электрические
сети
напряжением
35
кВ
и
выше
и
практически
не
учитывают
существующие
проблемы
по
КЭ
в
сетях
более
низких
классов
напряжения
.
Создание
так
называемых
«
интеллектуаль
-
ных
систем
учета
электроэнергии
»
с
возмож
-
25
25
ностью
непрерывного
контроля
отдельных
показате
-
лей
качества
электроэнергии
(
ПКЭ
)
направлено
на
упрощение
взаимодействия
между
потребителями
и
энергоснабжающими
организациями
на
основе
ле
-
гитимной
информации
о
состоянии
КЭ
в
точке
обще
-
го
присоединения
.
Развитие
и
удешевление
силовой
электроники
поз
-
воляют
разрабатывать
и
внедрять
в
электрических
сетях
современные
технические
решения
по
ком
-
пенсации
искажений
напряжения
,
нормированных
ГОСТ
32144-2013 [1].
В
данной
статье
представлены
результаты
ана
-
лиза
нормативных
нововведений
в
области
управ
-
ления
КЭ
с
предложениями
по
дальнейшему
совер
-
шенствованию
нормативно
-
правовой
базы
,
а
также
обзор
тенденций
в
части
технических
решений
,
при
-
меняемых
в
электрических
сетях
России
и
направ
-
ленных
на
повышение
КЭ
.
ИЗМЕНЕНИЯ
В
ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ
№
35-
ФЗ
«
ОБ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
»
В
2021
году
Государственной
Думой
Российской
Фе
-
дерации
принят
в
первом
чтении
проект
федераль
-
ного
закона
«
О
внесении
изменений
в
Федеральный
закон
«
Об
электроэнергетике
» (
в
части
совершен
-
ствования
порядка
взаимодействия
субъектов
элек
-
троэнергетики
и
потребителей
)».
Среди
предложенных
изменений
—
введение
по
-
нятия
КЭ
как
степени
соответствия
характеристик
электрической
энергии
в
определенной
точке
элек
-
трической
сети
совокупности
нормированных
по
-
казателей
,
устанавливаемых
нормативными
право
-
выми
актами
федеральных
органов
исполнительной
власти
,
уполномоченных
Правительством
Россий
-
ской
Федерации
.
Одновременно
предполагается
определить
пол
-
номочия
федеральных
органов
исполнительной
власти
по
установлению
требований
к
КЭ
,
а
также
обязанности
субъектов
электроэнергетики
и
потре
-
бителей
по
соблюдению
таких
требований
и
обеспе
-
чению
соответствия
им
технических
характеристик
и
параметров
работы
объектов
электроэнергети
-
ки
,
энергопринимающих
установок
,
оборудования
и
устройств
.
Необходимо
особо
выделить
два
аспекта
пред
-
лагаемых
поправок
,
которые
,
как
ожидается
,
по
-
ложительно
повлияют
на
КЭ
в
электрических
сетях
России
.
Во
-
первых
,
усиливается
ответственность
потре
-
бителей
по
выполнению
требований
,
установлен
-
ных
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации
в
сфере
электроэнергетики
,
требований
технических
условий
для
технологического
присо
-
единения
к
электрическим
сетям
и
обязательств
по
заключенным
ими
договорам
при
осуществлении
своей
деятельности
в
части
соблюдения
параме
-
тров
КЭ
,
обусловленных
работой
принадлежащих
им
объектов
электроэнергетики
и
энергопринимаю
-
щих
устройств
.
Во
-
вторых
,
повышается
статус
нормативных
документов
в
области
КЭ
.
После
разработки
со
-
ответствующих
нормативных
правовых
актов
и
ут
-
верждения
их
Министерством
энергетики
требова
-
ния
к
обеспечению
КЭ
в
электрических
сетях
будут
обязательными
к
исполнению
как
со
стороны
субъ
-
ектов
электроэнергетики
,
так
и
со
стороны
потре
-
бителей
электроэнергии
.
Таким
образом
,
следует
ожидать
появления
дееспособных
организацион
-
ных
схем
взаимодействия
между
субъектами
элек
-
троэнергетики
и
потребителями
при
оценке
ПКЭ
предъявляемым
требованиям
,
при
разработке
и
ре
-
ализации
мероприятий
по
обеспечению
норматив
-
ного
КЭ
.
В
качестве
возможного
механизма
взаимодей
-
ствия
электросетевых
компаний
и
потребителей
,
ухудшающими
КЭ
в
точке
общего
присоединения
,
авторы
настоящей
статьи
предлагают
отражение
в
Правилах
недискриминационного
доступа
к
услу
-
гам
по
передаче
электрической
энергии
и
оказания
этих
услуг
,
утвержденных
Постановлением
Пра
-
вительства
Российской
Федерации
от
27.12.2004
№
861,
следующего
подхода
.
По
факту
выявления
электросетевой
организаци
-
ей
нарушений
обязательных
требований
к
КЭ
на
ее
объектах
,
обусловленных
работой
энергопринима
-
ющих
устройств
потребителя
электроэнергии
,
со
-
ставляется
акт
,
который
направляется
потребителю
электроэнергии
.
Потребитель
электрической
энергии
в
течение
де
-
сяти
рабочих
дней
с
даты
получения
акта
письменно
уведомляет
о
сроке
,
в
течение
которого
он
обеспе
-
чит
соблюдение
установленных
характеристик
путем
самостоятельной
установки
устройств
,
обеспечива
-
ющих
поддержание
параметров
КЭ
,
соответствую
-
щих
обязательным
требованиям
.
Указанный
срок
не
может
превышать
шести
месяцев
.
В
течение
десяти
рабочих
дней
после
установки
устройств
,
обеспе
-
чивающих
поддержание
параметров
КЭ
,
соответ
-
ствующих
обязательным
требованиям
,
потребитель
электроэнергии
информирует
электросетевую
орга
-
низацию
.
В
случае
если
в
течение
шести
месяцев
после
направления
электросетевой
организацией
выше
-
указанного
акта
о
нарушениях
обязательных
требо
-
ваний
к
КЭ
потребителем
электрической
энергии
не
реализованы
мероприятия
по
обеспечению
надле
-
жащего
КЭ
,
электросетевая
организация
направля
-
ет
в
адрес
органа
федерального
государственного
энергетического
надзора
запрос
о
проведении
про
-
верки
в
отношении
потребителя
электроэнергии
на
предмет
соблюдения
им
соответствующих
техниче
-
ских
регламентов
и
иных
обязательных
требований
по
КЭ
.
Орган
федерального
государственного
энер
-
гетического
надзора
проводит
необходимую
про
-
верку
в
отношении
потребителя
электрической
энергии
и
в
случае
подтверждения
информации
,
содержащейся
в
обращении
электросетевой
ор
-
ганизации
,
принимает
административные
меры
,
предусмотренные
законодательством
Российской
Федерации
,
побуждающие
потребителя
электро
-
энергии
к
выполнению
обязательных
требований
по
КЭ
.
№
2 (71) 2022
26
Убытки
,
возникающие
у
сетевой
организации
и
/
или
третьих
лиц
в
связи
с
нарушением
обяза
-
тельных
требований
к
КЭ
,
обусловленных
работой
энергопринимающих
устройств
потребителя
элек
-
трической
энергии
,
должны
возмещаться
лицом
,
до
-
пустившим
такое
нарушение
,
в
соответствии
с
зако
-
нодательством
Российской
Федерации
.
Важно
отметить
,
что
предлагаемый
подход
дол
-
жен
действовать
в
части
потребителей
,
получаю
-
щих
электроэнергию
для
производственных
нужд
.
Для
физических
лиц
право
на
качество
электриче
-
ской
энергии
установлено
гражданским
кодексом
.
Ограничение
помех
,
создаваемых
бытовыми
элек
-
троприемниками
,
может
быть
обеспечено
контро
-
лем
со
стороны
государства
за
продукцией
,
посту
-
пающей
на
рынок
бытовых
электроприемников
.
Следует
отметить
,
что
для
реализации
выше
-
указанного
подхода
требуется
развитие
систем
кон
-
троля
КЭ
в
электрических
сетях
на
основе
периоди
-
ческих
измерений
или
непрерывного
мониторинга
.
Далее
в
статье
представлены
предложения
с
учетом
развития
систем
интеллектуального
учета
электро
-
энергии
в
электрических
сетях
России
.
ИЗМЕНЕНИЯ
В
НОРМАТИВНЫХ
ТРЕБОВАНИЯХ
ПРИ
ПРОЕКТИРОВАНИИ
В
настоящее
время
при
типовом
проектировании
энергосистем
в
составе
ЕЭС
России
из
характери
-
стик
КЭ
рассматриваются
исключительно
отклонения
напряжения
в
узлах
электрических
сетей
в
составе
расчетов
балансов
активной
и
реактивной
мощно
-
сти
и
электрических
режимов
.
Прочие
показатели
,
характеризующие
искажения
синусоидальности
,
не
-
симметрию
,
колебания
и
провалы
напряжений
для
электрических
сетей
общего
назначения
,
оценива
-
ются
только
при
проведении
специализированных
научно
-
исследовательских
работ
для
районов
с
не
-
удовлетворительным
КЭ
.
Это
обусловлено
рядом
факторов
:
–
недостатком
исходной
информации
о
фактиче
-
ских
ПКЭ
в
электрических
сетях
разных
классов
напряжения
;
–
отсутствием
методических
указаний
по
расчету
ПКЭ
;
–
неурегулированностью
вопросов
по
распределе
-
нию
между
субъектами
электроэнергетики
ответ
-
ственности
за
реализацию
мероприятий
по
обес
-
печению
КЭ
,
определенных
по
итогам
указанного
проектирования
.
Игнорирование
КЭ
при
проектировании
объектов
электроэнергетики
может
приводить
к
ухудшению
ПКЭ
при
развитии
энергосистемы
как
по
причине
подключения
дополнительных
источников
искаже
-
ний
в
составе
потребителей
или
на
электростанциях
,
так
и
по
причине
негативного
влияния
характеристик
электрических
сетей
.
Типичной
ситуацией
является
рост
высших
гармонических
составляющих
токов
и
напряжений
после
подключения
батарей
статиче
-
ских
конденсаторов
(
БСК
),
а
в
наихудших
случаях
БСК
вовсе
не
могут
быть
введены
в
работу
по
при
-
чине
перегрузки
при
резонансе
токов
[2, 3].
Частично
исправляют
ситуацию
Правила
раз
-
работки
и
согласования
схем
выдачи
мощности
объектов
по
производству
электрической
энергии
и
схем
внешнего
электроснабжения
энергоприни
-
мающих
устройств
потребителей
электрической
энергии
,
утвержденные
приказом
Минэнерго
Рос
-
сии
от
28.12.2020
№
1195.
В
соответствии
с
указан
-
ным
документом
, «
для
объектов
по
производству
электрической
энергии
,
выдача
мощности
которых
осуществляется
с
использованием
инверторного
оборудования
,
должен
быть
выполнен
анализ
вли
-
яния
работы
инверторного
преобразователя
на
по
-
казатели
качества
электрической
энергии
(
несимме
-
трию
,
несинусоидальность
)
в
точке
присоединения
объекта
по
производству
электрической
энергии
и
в
прилегающей
электрической
сети
».
В
отношении
схемы
внешнего
электроснабжения
потребителя
содержится
требование
о
необходимо
-
сти
«
анализа
уровней
напряжения
в
точке
присо
-
единения
энергопринимающих
устройств
заявите
-
ля
и
в
прилегающей
электрической
сети
напряжением
6–110
кВ
и
выше
энергорайона
…
и
определения
технических
решений
по
установке
необходимых
ис
-
точников
реактивной
мощности
и
средств
компенса
-
ции
реактивной
мощности
для
обеспечения
допусти
-
мых
уровней
напряжения
и
качества
электрической
энергии
».
Однако
более
актуальное
требование
по
оценке
влияния
нелинейных
несимметричных
и
рез
-
копеременных
нагрузок
потребителей
на
КЭ
в
рам
-
ках
разработки
схемы
внешнего
электроснабжения
в
утвержденную
редакцию
вышеуказанных
Правил
не
включено
.
В
Методических
указаниях
по
технологическо
-
му
проектированию
подстанций
переменного
тока
с
высшим
напряжением
35–750
кВ
,
утвержденных
приказом
Минэнерго
России
от
03.03.2021
№
103,
содержатся
следующие
требования
: «
При
проек
-
тировании
подстанций
в
составе
систем
электро
-
снабжения
объектов
промышленного
производства
,
оборудованных
электроустановками
,
для
функци
-
онирования
которых
предъявляются
повышенные
требования
к
качеству
электрической
энергии
или
функционирование
которых
может
приводить
к
на
-
рушению
качества
электрической
энергии
в
точке
технологического
присоединения
таких
объектов
к
электрической
сети
,
должны
быть
разработаны
ме
-
роприятия
по
обеспечению
качества
электрической
энергии
для
надежной
работы
указанных
электро
-
установок
и
компенсации
нарушений
показателей
качества
электрической
энергии
в
точке
их
техно
-
логического
присоединения
к
электрической
сети
,
включая
применение
фильтросимметрирующих
устройств
,
частотно
-
регулируемого
привода
и
про
-
мышленных
агрегатов
бесперебойного
питания
.
Состав
указанных
мероприятий
должен
быть
опре
-
делен
и
обоснован
с
учетом
проведения
измерений
в
прилегающей
электрической
сети
в
характерных
режимах
ее
работы
».
КАЧЕСТВО
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
27
Однако
на
сегодняшний
день
указанные
Методи
-
ческие
указания
не
введены
в
действие
из
-
за
заме
-
чаний
Министерства
юстиции
России
.
В
проект
Методических
указаний
по
проектиро
-
ванию
энергосистем
,
разрабатываемых
Минэнерго
России
,
включено
требование
: «
Для
энергосистем
(
энергорайонов
)
с
крупными
потребителями
,
харак
-
теризующимися
несимметричной
нагрузкой
,
должны
выполняться
расчеты
электроэнергетических
режи
-
мов
с
использованием
математических
моделей
для
расчетов
трехфазных
электрических
режимов
и
раз
-
рабатываться
мероприятия
по
минимизации
влияния
несимметричной
нагрузки
на
существующие
объек
-
ты
электроэнергетики
и
других
потребителей
».
Требование
по
расчету
гармонических
составля
-
ющих
токов
и
напряжений
для
энергосистем
(
энер
-
горайонов
)
с
крупными
потребителями
,
характери
-
зующимися
нелинейной
нагрузкой
,
в
Методических
указаниях
по
проектированию
энергосистем
отсут
-
ствует
.
Кроме
того
,
необходимо
обратить
внимание
,
что
за
последние
30
лет
изменилась
чувствительность
электроприемников
к
провалам
напряжения
.
Кратко
-
временные
провалы
,
длительностью
менее
секунды
,
останавливают
технологические
линии
на
предпри
-
ятиях
из
-
за
сбоев
в
системе
управления
.
Отсутствие
методических
указаний
,
публичной
статистики
по
глубине
и
длительности
провалов
напряжения
,
не
позволяют
проектным
организациям
провести
тех
-
нико
-
экономическое
обоснование
целесообразно
-
сти
установки
средств
защиты
от
данных
помех
.
Как
следствие
,
предприятия
терпят
многомиллионные
убытки
.
С
учетом
массовости
нарушений
нормативных
требований
к
КЭ
в
ЕЭС
России
[4],
электросетевые
компании
уже
включают
в
задания
на
проектирова
-
ние
требования
по
учету
фактических
ПКЭ
и
харак
-
теристик
искажающих
нагрузок
потребителей
.
При
этом
возникают
методические
вопросы
,
требующие
широкого
обсуждения
и
отражения
в
нормативных
документах
.
К
числу
подобных
вопросов
относятся
,
например
,
следующие
:
–
какие
схемы
замещения
элементов
энергосистем
необходимо
использовать
для
различных
расче
-
тов
ПКЭ
;
–
как
определять
и
учитывать
в
расчетах
амплитуд
-
но
-
и
фазочастотные
характеристики
энергоси
-
стемы
;
–
чем
определяется
оптимальная
размерность
рас
-
четных
моделей
;
–
какие
именно
режимы
работы
сети
и
нагрузок
не
-
обходимо
учитывать
при
анализе
ПКЭ
и
для
раз
-
работки
мероприятий
по
повышению
КЭ
;
–
как
распределять
мероприятия
по
обеспечению
КЭ
между
несколькими
искажающими
потребите
-
лями
и
электросетевой
компанией
и
т
.
д
.
Существует
потребность
в
разработке
и
утверж
-
дении
методик
расчета
параметров
КЭ
,
характеризу
-
ющих
искажения
синусоидальности
,
несимметрию
,
колебания
и
провалы
напряжений
в
электрических
сетях
,
а
также
методик
выбора
параметров
и
мест
установки
компенсирующих
устройств
для
обеспече
-
ния
КЭ
.
В
качестве
положительного
примера
управления
КЭ
при
присоединении
потребителей
может
быть
взят
за
основу
опыт
канадской
компании
Hydro-
Quebec,
которая
разработала
и
применяет
документ
«Emission limits for customer facilities connected to the
Hydro-Quebec transmission system».
В
указанном
документе
установлены
,
в
том
чис
-
ле
,
следующие
нормы
:
–
допустимые
относительные
значения
токов
гар
-
моник
и
обратной
последовательности
в
токе
на
-
грузки
в
зависимости
от
соотношения
мощности
короткого
замыкания
в
узле
и
мощности
нагрузки
;
–
допустимые
значения
напряжения
обратной
по
-
следовательности
,
которые
могут
создавать
элек
-
трифицированные
тяговые
нагрузки
;
–
допустимые
значения
размаха
и
количество
оди
-
ночных
колебаний
напряжения
.
Перечисленные
нормы
учитываются
при
проекти
-
ровании
,
контролируются
фактическими
измерения
-
ми
при
технологическом
присоединении
потребите
-
лей
и
в
дальнейшем
при
передаче
электроэнергии
.
В
случае
превышения
допустимых
пределов
на
эмиссию
искажений
потребитель
обязан
установить
компенсирующие
устройства
.
В
России
отсутствуют
нормы
на
эмиссию
токов
высших
гармоник
и
токов
обратной
последователь
-
ности
в
питающую
сеть
со
стороны
потребителей
,
а
также
на
допустимые
режимы
резкопеременной
нагрузки
,
приводящие
к
колебаниям
напряжений
в
точке
общего
присоединения
.
В
данном
направлении
разрабатываются
и
утверж
-
даются
различные
рекомендательные
стандарты
по
оценке
влияния
искажающих
нагрузок
на
КЭ
,
напри
-
мер
, [5–7].
Однако
данные
документы
не
могут
быть
использованы
при
урегулировании
разногласий
меж
-
ду
электросетевыми
компаниями
и
потребителями
по
вопросам
обеспечения
нормативного
КЭ
в
энер
-
госистемах
.
КОНТРОЛЬ
КАЧЕСТВА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В
СОСТАВЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СИСТЕМ
УЧЕТА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Как
известно
,
электроэнергия
—
особый
вид
товара
,
характеризующийся
неразрывностью
процессов
про
-
изводства
,
передачи
и
потребления
.
Эта
специфика
безусловно
проявляется
и
в
задачах
управления
КЭ
.
Очень
сложно
подтвердить
связь
между
ущербами
потребителя
и
низким
КЭ
,
если
в
момент
техноло
-
гических
нарушений
,
приведших
к
отказам
обору
-
дования
(
или
в
течение
длительного
времени
непо
-
средственно
перед
ними
в
случае
накопительного
негативного
влияния
низкого
КЭ
),
не
осуществлялись
измерения
ПКЭ
.
Для
объективной
оценки
КЭ
на
соответствие
уста
-
новленным
нормам
как
со
стороны
потребителя
,
так
и
электросетевой
компании
на
границе
балансовой
№
2 (71) 2022
28
принадлежности
должен
быть
организован
непре
-
рывный
контроль
ПКЭ
,
а
также
дополнительных
характеристик
КЭ
по
току
/
мощности
.
Поскольку
со
-
временные
средства
измерений
электрических
па
-
раметров
являются
многофункциональными
устрой
-
ствами
,
позволяющими
измерять
практически
любые
характеристики
режима
работы
сети
,
оптимальным
решением
является
организация
непрерывного
кон
-
троля
КЭ
в
составе
систем
коммерческого
учета
электроэнергии
.
Значительным
,
но
явно
недостаточным
шагом
в
данном
направлении
является
утверждение
нор
-
мативных
требований
к
интеллектуальным
системам
учета
электроэнергии
.
В
соответствии
с
пунктом
11
Правил
предоставле
-
ния
к
минимальному
набору
функций
интеллектуаль
-
ных
систем
учета
электрической
энергии
(
мощности
),
утвержденных
Постановлением
Правительства
Рос
-
сии
от
19.06.2020
№
890,
в
состав
информации
о
ко
-
личестве
и
иных
параметрах
электрической
энергии
должна
входить
«
информация
о
нарушении
индиви
-
дуальных
параметров
качества
электроснабжения
по
точке
учета
».
Пункт
20
указанных
Правил
ограничивает
состав
индивидуальных
параметров
качества
электроснаб
-
жения
двумя
:
–
параметр
медленного
изменения
напряжения
,
определяемый
суммарной
продолжительно
-
стью
времени
положительного
и
отрицатель
-
ного
отклонения
уровня
напряжения
в
точке
измерения
электрической
энергии
,
который
считается
нарушенным
,
если
отклонение
про
-
изошло
на
более
чем
10%
от
номинального
на
-
пряжения
в
интервале
измерений
,
равном
10
ми
-
нутам
;
–
параметр
перенапряжения
,
определяемый
ко
-
личеством
фактов
положительного
отклонения
уровня
напряжения
в
точке
поставки
электриче
-
ской
энергии
,
который
считается
нарушенным
,
если
отклонение
произошло
на
20%
и
более
от
номинального
напряжения
.
Дополнительно
интеллектуальный
счетчик
дол
-
жен
обеспечивать
(
пункт
28
Правил
):
–
фиксацию
нарушений
индивидуальных
параме
-
тров
качества
электроснабжения
(
погрешность
измерения
параметров
должна
соответствовать
классу
S
или
выше
согласно
ГОСТ
30804.4.30-
2013);
–
наличие
индикатора
факта
нарушения
индивиду
-
альных
параметров
качества
электроснабжения
;
–
отображение
информации
журнала
событий
,
где
должны
фиксироваться
дата
и
время
от
-
клонения
напряжения
в
измерительных
це
-
пях
от
заданных
пределов
,
отсутствие
или
низкое
напряжение
при
наличии
тока
в
изме
-
рительных
цепях
с
конфигурируемыми
поро
-
гами
(
кроме
однофазных
и
трехфазных
при
-
боров
учета
электрической
энергии
прямого
включения
),
отсутствие
напряжения
либо
значение
напряжения
ниже
запрограммиро
-
ванного
порога
по
каждой
фазе
с
фиксацией
времени
пропадания
и
восстановления
на
-
пряжения
.
Предполагается
,
что
формирование
скидок
на
оплату
электроэнергии
в
случае
нарушений
инди
-
видуальных
параметров
качества
электроснабже
-
ния
,
зафиксированных
интеллектуальными
счет
-
чиками
,
должно
стать
действенным
инструментом
,
побуждающим
электросетевые
компании
уделять
больше
внимания
регулированию
напряжения
.
Кроме
этого
,
потребитель
получает
легитимный
ис
-
точник
информации
,
которую
сможет
использовать
для
доказательства
в
суде
причин
своих
ущер
-
бов
вследствие
низкого
качества
поставляемой
энергии
.
Для
обеспечения
КЭ
и
по
прочим
показателям
необходимо
в
дальнейшем
развивать
требования
к
функционалу
систем
коммерческого
учета
электро
-
энергии
в
сторону
контроля
параметров
,
характери
-
зующих
искажения
синусоидальности
,
несимметрию
,
колебания
и
провалы
напряжений
.
Безусловно
,
мас
-
совое
внедрение
подобных
дорогостоящих
изме
-
рительных
систем
экономически
нецелесообразно
.
Однако
в
системах
электроснабжения
крупных
про
-
мышленных
потребителей
непрерывный
контроль
всех
ПКЭ
по
[1]
и
сопутствующих
характеристик
по
току
/
мощности
будет
оправдан
.
При
этом
следует
нормативно
закрепить
возмож
-
ность
установки
на
границе
балансовой
принадлеж
-
ности
системы
коммерческого
учета
электроэнергии
с
контролем
всех
ПКЭ
по
[1]
по
инициативе
любой
из
сторон
(
потребителя
или
электросетевой
компа
-
нии
).
Результаты
измерений
должны
признаваться
обеими
сторонами
.
Это
позволит
избежать
ситуаций
,
когда
одна
из
сторон
не
заинтересована
в
инструмен
-
тальном
подтверждении
своего
негативного
влияния
на
КЭ
.
РАЗВИТИЕ
ТЕХНОЛОГИЙ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Проблемы
регулирования
напряжения
в
ЕЭС
России
,
а
также
мероприятия
по
обеспечению
нормативных
требований
по
показателю
«
отклонение
напряже
-
ния
»,
перечисленные
в
[4, 8],
актуальны
,
к
сожале
-
нию
,
до
сих
пор
.
Не
умаляя
значимость
и
остроту
указанных
про
-
блем
по
обеспечению
требуемых
отклонений
на
-
пряжения
,
можно
констатировать
,
что
все
больше
внимания
со
стороны
потребителей
уделяется
не
-
симметрии
и
несинусоидальности
напряжений
,
ко
-
лебаниям
и
провалам
напряжения
.
Это
обусловлено
с
одной
стороны
ростом
установленной
мощности
искажающих
нагрузок
в
энергосистемах
,
а
с
другой
—
широким
применением
современных
электронных
устройств
,
восприимчивых
к
различным
искажениям
напряжения
.
В
условиях
доступности
средств
измерения
ПКЭ
,
позволяющих
обеспечить
непрерывный
контроль
КЭ
в
электрических
сетях
,
потребители
,
сталкива
-
КАЧЕСТВО
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
29
ясь
с
технологическими
нарушениями
вследствие
низкого
КЭ
,
все
активнее
требуют
так
называемого
«
цифрового
качества
электроснабжения
»,
полно
-
стью
соответствующего
[1]
в
части
нормируемых
по
-
казателей
,
а
также
исключающего
наличие
споради
-
ческих
помех
в
сети
.
При
наличии
быстро
изменяющихся
в
широких
диапазонах
искажений
напряжений
и
токов
обес
-
печение
нормативного
КЭ
«
классическими
»
сред
-
ствами
регулирования
напряжения
и
компенсации
реактивной
мощности
(
устройствами
регулирова
-
ния
напряжения
под
нагрузкой
трансформаторов
,
батареями
статических
конденсаторов
и
шунтиру
-
ющими
реакторами
,
пассивными
фильтрами
)
не
-
возможно
.
Зарубежный
опыт
компенсации
гармоник
и
со
-
ставляющих
обратной
последовательности
напря
-
жений
опирается
на
применение
компенсаторов
на
основе
силовой
электроники
,
так
называемых
«
кон
-
диционеров
КЭ
»
или
«
активных
фильтров
» [9–11].
В
последние
годы
подобные
технологии
с
пофазным
регулированием
начинают
применяться
и
в
электри
-
ческих
сетях
России
[12–13].
Указанные
устройства
строятся
на
основе
мо
-
дульных
многоуровневых
преобразователей
напря
-
жения
.
Могут
присоединяться
к
сети
параллельно
для
компенсации
гармоник
и
обратной
последова
-
тельности
напряжений
,
обусловленных
внешними
искажениями
,
или
последовательно
в
присоедине
-
ние
с
искажающей
нагрузкой
для
компенсации
гар
-
моник
и
обратной
последовательности
токов
,
ге
-
нерируемых
данной
нагрузкой
.
При
этом
одно
и
то
же
устройство
на
одном
объекте
может
эксплуати
-
роваться
в
обоих
режимах
—
компенсации
иска
-
жений
напряжения
или
искажений
тока
,
что
долж
-
но
быть
учтено
при
выборе
схемы
подключения
и
системы
управления
преобразователем
напря
-
жения
[12].
Альтернативной
технологией
,
применяемой
в
элек
-
трических
сетях
России
,
являются
статические
тири
-
сторные
компенсаторы
с
пофазным
регулированием
управляемыми
реакторами
,
которые
позволяют
обес
-
печить
симметрию
напряжений
и
снизить
колебания
напряжений
,
однако
не
в
состоянии
в
полной
мере
компенсировать
высшие
гармоники
токов
и
напряже
-
ний
[14–16].
Быстродействие
устройств
на
основе
преобразо
-
вателей
напряжения
и
статических
тиристорных
ком
-
пенсаторов
,
как
правило
,
не
превышает
2
секунд
,
что
при
условии
правильно
выбранной
мощности
ком
-
пенсирующего
устройства
является
вполне
доста
-
точным
для
локального
обеспечения
КЭ
,
в
том
числе
в
системах
электроснабжения
,
питающих
резкопере
-
менную
нагрузку
электрифицированного
транспорта
и
металлургических
предприятий
.
В
соответствии
с
[4]
и
на
основании
проведен
-
ных
в
последние
годы
исследований
состояния
КЭ
вдоль
Транссибирской
и
Байкало
-
Амурской
магистрали
,
а
также
в
системах
внешнего
элек
-
троснабжения
крупных
заводов
черной
и
цветной
металлургии
,
можно
утверждать
,
что
для
обеспе
-
чения
нормативных
ПКЭ
требуется
оснащение
электрических
сетей
большим
количеством
до
-
полнительных
средств
компенсации
,
суммарная
установленная
мощность
которых
может
достигать
нескольких
сотен
Мвар
только
для
ОЭС
Сибири
и
ОЭС
Востока
.
Реализация
столь
масштабной
программы
сдер
-
живается
не
только
необходимостью
значительных
затрат
,
но
и
отсутствием
в
настоящее
время
эффек
-
тивной
практики
распределения
ответственности
между
электросетевыми
компаниями
и
потребителя
-
ми
с
мощными
искажающими
нагрузками
за
реали
-
зацию
мероприятий
по
поддержанию
нормативного
КЭ
.
Как
следствие
,
потребители
,
чьи
нелинейные
несимметричные
и
резкопеременные
нагрузки
ухуд
-
На
прав
ах
рек
ламы
№
2 (71) 2022
30
шают
КЭ
в
точке
общего
присоединения
,
не
имеют
стимулов
к
затратам
на
установку
компенсирующих
устройств
,
требуя
от
электросетевых
компаний
нор
-
мированных
ПКЭ
наряду
с
прочими
«
неискажающи
-
ми
»
потребителями
.
Как
отмечено
выше
,
в
России
отсутствуют
нормы
на
эмиссию
искажений
в
питающую
сеть
со
сторо
-
ны
потребителей
.
Принятие
подобных
норм
внесет
ясность
во
взаимоотношения
электросетевых
ком
-
паний
и
потребителей
при
разработке
необходимых
мероприятий
по
компенсации
высших
гармоник
,
об
-
ратной
последовательности
и
колебаний
токов
и
на
-
пряжений
.
РИСКИ
УХУДШЕНИЯ
КАЧЕСТВА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В
ЭНЕРГОСИСТЕМАХ
РОССИИ
В
соответствии
с
результатами
исследований
,
пред
-
ставленных
в
[4]
в
виде
«
карт
КЭ
»,
в
энергосистемах
России
,
во
многих
энергосистемах
с
высокой
долей
электрифицированных
тяговых
и
металлургических
нагрузок
наблюдаются
повсеместные
нарушения
нормативных
требований
по
показателям
,
характе
-
ризующим
искажения
синусоидальности
и
несимме
-
трию
напряжений
.
По
мнению
авторов
настоящей
статьи
,
суще
-
ствуют
значительные
риски
дальнейшего
ухудше
-
ния
КЭ
в
указанных
районах
ЕЭС
России
.
В
первую
очередь
,
это
обусловлено
планируемым
ростом
электрифицированных
тяговых
нагрузок
,
для
элек
-
троснабжения
которых
в
том
числе
реализуется
«
Комплексный
план
модернизации
и
расширения
ма
-
гистральной
инфраструктуры
на
период
до
2024
го
-
да
»,
утвержденный
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
№
2101-
р
от
30
сентября
2018
года
.
Ожидается
,
что
прирост
нагрузок
ОАО
«
РЖД
»
на
участке
от
Новосибирской
энергосистемы
ОЭС
Си
-
бири
до
Приморской
энергосистемы
ОЭС
Востока
в
ближайшие
годы
превысит
2300
МВт
.
Существующими
планами
развития
электриче
-
ских
сетей
в
рамках
указанного
комплексного
плана
не
предусматривается
централизованное
оснаще
-
ние
электрических
сетей
средствами
компенсации
,
необходимыми
для
подавления
высших
гармоник
и
обратной
последовательности
токов
и
напряжения
,
ограничения
колебаний
напряжения
.
С
учетом
вышеописанных
пробелов
в
законода
-
тельстве
в
части
распределения
ответственности
за
обеспечение
КЭ
между
электросетевыми
ком
-
паниями
и
потребителями
электроэнергии
,
а
также
дефицита
бюджетов
,
требующихся
для
развития
как
объектов
электроэнергетики
,
так
и
железнодорожной
инфраструктуры
,
затраты
«
оптимизируются
»
именно
за
счет
сокращения
мероприятий
по
обеспечению
нормативного
КЭ
.
В
последние
годы
в
Восточной
Сибири
и
на
Дальнем
Востоке
реализуется
большое
количество
промышленных
проектов
государственного
мас
-
штаба
,
в
том
числе
строительство
трубопроводов
,
обеспечивающих
экспорт
нефти
и
газа
в
страны
Азии
,
строительство
газохимических
и
нефтеперера
-
батывающих
комплексов
,
развитие
существующих
и
строительство
новых
горно
-
обогатительных
комби
-
натов
и
многие
другие
проекты
.
Вышеописанные
рост
искажающих
нагрузок
и
отсутствие
превентивных
адекватных
мер
неми
-
нуемо
усугубят
неудовлетворительную
ситуацию
с
КЭ
в
энергосистемах
ОЭС
Сибири
и
ОЭС
Восто
-
ка
и
приведут
к
огромным
издержкам
не
только
от
-
дельных
потребителей
указанных
регионов
вслед
-
ствие
низкого
качества
электроснабжения
(
в
том
числе
ОАО
«
РЖД
»),
но
государства
в
целом
.
Чрез
-
вычайные
ситуации
,
наподобие
описанной
в
[17],
когда
зимой
при
экстремальных
морозах
массово
повредились
электродвигатели
тепловой
сети
в
Мо
-
гочинском
районе
из
-
за
низкого
КЭ
,
могут
стать
обыч
-
ным
явлением
.
А
это
,
кроме
экономических
послед
-
ствий
,
создает
непосредственную
угрозу
здоровью
и
жизни
жителей
Забайкальского
края
и
Амурской
области
.
Для
устранения
последствий
неизбеж
-
но
потребуются
значительные
инвестиции
со
сто
-
роны
частного
бизнеса
и
государственных
моно
-
полий
.
Для
недопущения
столь
пессимистичного
сце
-
нария
целесообразно
уже
на
данном
этапе
проек
-
тирования
развития
ОЭС
Сибири
и
ОЭС
Востока
предусматривать
оснащение
электрических
сетей
многофункциональными
средствами
компенсации
,
обеспечивающими
наряду
с
регулированием
на
-
пряжения
компенсацию
гармоник
и
несимметрии
токов
и
напряжений
.
При
этом
государственный
масштаб
проблемы
требует
непосредственного
уча
-
стия
федеральных
органов
в
поиске
необходимых
организационных
решений
и
источников
финанси
-
рования
.
ВЫВОДЫ
1.
Принятые
в
последние
годы
и
готовящиеся
к
при
-
нятию
нормативные
документы
с
требованиями
КЭ
будут
способствовать
выполнению
требова
-
ний
[1]
в
электрических
сетях
России
.
Однако
их
недостаточно
для
решения
всех
существующих
проблем
в
области
КЭ
.
2.
Первоочередными
дальнейшими
шагами
по
нор
-
мативному
регулированию
КЭ
должны
стать
:
–
наделение
Министерства
энергетики
России
правом
устанавливать
требования
к
КЭ
,
а
также
обязанности
субъектов
электроэнергетики
и
по
-
требителей
по
соблюдению
таких
требований
и
обеспечению
соответствия
им
технических
ха
-
рактеристик
и
параметров
работы
объектов
элек
-
троэнергетики
,
энергопринимающих
установок
,
оборудования
и
устройств
;
–
предоставление
прав
электросетевым
компани
-
ям
фиксировать
факты
нарушений
обязательных
требований
к
КЭ
на
ее
объектах
,
обусловленных
работой
энергопринимающих
устройств
потре
-
бителя
электроэнергии
,
с
последующими
требо
-
ваниями
по
устранению
выявленных
нарушений
с
привлечением
органа
федерального
государ
-
ственного
энергетического
надзора
;
КАЧЕСТВО
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
31
ЛИТЕРАТУРА
1.
ГОСТ
32144-2013.
Электрическая
энергия
.
Совместимость
техниче
-
ских
средств
электромагнитная
.
Нормы
качества
электрической
энергии
в
системах
электроснабже
-
ния
общего
назначения
. URL: https://
docs.cntd.ru/document/1200104301.
2.
Шамонов
Р
.
Г
.
Оценка
влияния
ба
-
тарей
статических
конденсаторов
на
высшие
гармонические
со
-
ставляющие
напряжения
в
маги
-
стральных
электрических
сетях
//
Энергия
единой
сети
, 2015,
№
2(19).
С
. 22–29.
3.
Флеров
А
.
Н
.,
Солодовников
В
.
Е
.
О
влиянии
схемы
сети
110
кВ
и
выше
и
режимов
работы
низко
-
вольтных
конденсаторных
батарей
потребителей
на
уровни
высших
гармоник
напряжения
на
шинах
низ
-
шего
напряжения
питающих
цен
-
тров
//
Ежеквартальный
спецвыпуск
«
Россети
»
журнала
«
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределе
-
ние
», 2021,
№
4(23).
С
. 12–17.
4.
Коверникова
Л
.,
Тульский
В
.,
Ша
-
монов
Р
.
Качество
электроэнергии
в
ЕЭС
России
.
Текущие
проблемы
и
необходимые
решения
//
ЭЛЕК
-
ТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распре
-
деление
, 2016,
№
2(35).
С
. 40–50.
5.
ГОСТ
IEC/TR 61000-3-6-2020.
Электромагнитная
совместимость
(
ЭМС
).
Часть
3-6.
Нормы
.
Оцен
-
ка
норм
электромагнитной
эмис
-
сии
для
подключения
установок
,
создающих
помехи
,
к
системам
электроснабжения
среднего
,
вы
-
сокого
и
сверхвысокого
напря
-
жения
. URL: https://docs.cntd.ru/
document/1200173820.
6.
ГОСТ
IEC/TR 61000-3-7-2020.
Электромагнитная
совместимость
(
ЭМС
).
Часть
3-7.
Нормы
.
Оценка
норм
электромагнитной
эмиссии
для
подключения
установок
,
соз
-
дающих
колебания
напряжения
,
к
системам
электроснабжения
среднего
,
высокого
и
сверхвысо
-
кого
напряжения
. URL: https://docs.
cntd.ru/document/1200173821.
7.
ГОСТ
IEC/TR 61000-3-14-2019.
Электромагнитная
совмести
-
мость
(
ЭМС
).
Часть
3–14.
Нормы
.
Оценка
норм
эмиссии
для
гармо
-
ник
,
интергармоник
,
колебаний
напряжения
и
несимметрии
при
подключении
установок
,
создаю
-
щих
помехи
,
к
низковольтным
си
-
стемам
электроснабжения
. URL:
https://docs.cntd.ru/document/
1200169343.
8.
Воронин
В
.,
Гаджиев
М
.,
Шамонов
Р
.
Направления
развития
системы
регулирования
напряжения
и
реак
-
тивной
мощности
в
ЕНЭС
//
ЭЛЕК
-
ТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распре
-
деление
, 2012,
№
2(11).
С
. 40–47.
9.
Пронин
М
.
Активные
фильтры
высших
гармоник
.
Направления
развития
//
Новости
ЭлектроТех
-
ники
, 2006,
№
2(38).
С
. 102–104.
10.
Khadkikar V. Enhancing Elec-
tric Power Quality Using UPQC:
A Comprehensive Overview. IEEE
Transactions on power electronics,
May 2012, vol. 27, no. 5, pp. 2284-
2297.
11.
Продукция
компании
HITACHI
ABB. URL: https://www.hitachiabb-
powergrids.com/offering/product-
and-system/facts/statcom.
12.
Шамонов
Р
.
Г
.,
Алексеев
Н
.
А
.,
Ма
-
тинян
А
.
М
.,
Антонов
А
.
В
.
Опыт
и
перспективы
применения
высо
-
ковольтного
активного
фильтра
се
-
рии
МПУ
для
повышения
качества
электроэнергии
//
ЭЛЕКТРОЭНЕР
-
ГИЯ
.
Передача
и
распределение
,
2021,
№
2(65).
С
. 76–82.
13.
Мустафа
Г
.
М
.,
Гусев
С
.
И
.,
Ер
-
шов
А
.
М
.,
Сеннов
Ю
.
М
.,
Архи
-
пов
И
.
Л
.,
Горюшин
Ю
.
А
.,
Шамо
-
нов
Р
.
Г
.,
Демчук
С
.
П
.
Расчет
мощно
-
–
разработка
соответствующего
отраслевого
регла
-
мента
по
КЭ
,
описывающего
обязательные
тре
-
бования
к
КЭ
и
обязанности
субъектов
электро
-
энергетики
и
потребителей
по
соблюдению
таких
требований
;
–
введение
в
нормы
проектирования
требования
по
оценке
влияния
нелинейных
несимметричных
и
резкопеременных
нагрузок
потребителей
на
КЭ
в
рамках
разработки
схем
внешнего
электроснаб
-
жения
;
–
разработка
методических
указаний
по
учету
ПКЭ
и
разработка
мероприятий
по
обеспечению
нор
-
мативного
КЭ
при
проектировании
энергосистем
;
–
развитие
требований
к
системам
интеллектуаль
-
ного
учета
электроэнергии
в
части
расширения
состава
контролируемых
ПКЭ
.
3.
Современные
отечественные
технологии
пред
-
лагают
решения
по
обеспечению
требуемо
-
го
КЭ
по
[1].
Потребность
в
соответствующих
компенсирующих
устройствах
только
для
ОЭС
Сибири
и
ОЭС
Востока
оценивается
в
несколь
-
ко
сотен
Мвар
.
Реализация
столь
масштабной
программы
сдерживается
не
только
необходи
-
мостью
значительных
затрат
,
но
и
отсутстви
-
ем
в
настоящее
время
эффективной
прак
-
тики
распределения
ответственности
между
электросетевыми
компаниями
и
потребителями
с
мощными
искажающими
нагрузками
за
реали
-
зацию
мероприятий
по
поддержанию
норматив
-
ного
КЭ
.
4.
Существуют
значительные
риски
дальнейшего
ухудшения
КЭ
в
ОЭС
Сибири
и
ОЭС
Востока
.
В
первую
очередь
,
это
обусловлено
планируемым
ростом
электрифицированных
тяговых
нагру
-
зок
,
для
электроснабжения
которых
в
том
числе
реализуется
«
Комплексный
план
модернизации
и
расширения
магистральной
инфраструктуры
на
период
до
2024
года
»,
утвержденный
распо
-
ряжением
Правительства
Российской
Федерации
№
2101-
р
от
30
сентября
2018
года
.
5.
Для
недопущения
неприемлемых
издержек
по
-
требителей
и
государства
в
целом
вследствие
низкого
КЭ
целесообразно
уже
на
данном
эта
-
пе
проектирования
развития
ОЭС
Сибири
и
ОЭС
Востока
предусматривать
оснащение
электрических
сетей
многофункциональными
средствами
компенсации
,
обеспечивающими
наряду
с
регулированием
напряжения
компен
-
сацию
гармоник
и
несимметрии
токов
и
напря
-
жений
.
Государственный
масштаб
проблемы
требует
непосредственного
участия
федераль
-
ных
органов
в
поиске
необходимых
организа
-
ционных
решений
и
источников
финансиро
-
вания
.
№
2 (71) 2022
32
КАЧЕСТВО
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
REFERENCES
1. State Standard GOST 32144-2013.
Electric energy. Electromagnetic
compatibility of technical equip-
ment. Power quality limits in the
public power supply systems.
URL: https://docs.cntd.ru/docu-
ment/1200104301.
2. Shamonov R.G. Estimation of stat-
ic capacitor bank impact on volt-
age higher harmonic components
in power grids //
Energiya yedinoy
seti
[Energy of Uni
fi
ed Grid], 2015,
no. 2(19), pp. 22-29. (In Rus-
sian)
3. Flerov A.N., Solodovnikov V.E. About
the impact of a 110 kV and higher
voltage network diagram and op-
erating modes of consumer LV ca-
pacitor banks on the level of voltage
higher harmonics in LV busbars of
supplying centers // Quarterly spe-
cial issue «Rosseti» of the journal
ELEKTROENERGIYA. Peredacha
i raspredeleniye
[ELECTRIC POW-
ER. Transmission and Distribution],
2021, no. 4(23), pp. 12-17. (In Rus-
sian)
4. Kovernikova L., Tul’skiy V., Shamo-
nov R. Energy quality in the UES
of Russia. Current issues and re-
quired solutions //
ELEKTROENER-
GIYA. Peredacha i raspredeleniye
[ELECTRIC POWER. Transmission
and Distribution], 2016, no. 2(35),
pp. 40–50. (In Russian)
5. State Standard GOST IEC/TR
61000-3-6-2020. Electromagnetic
compatibility (EMC). Part 3-6. Limits.
Assessment of emission limits for
the connection of distorting instal-
lations to MV, HV and EHV power
systems. URL: https://docs.cntd.ru/
document/1200173820.
6. State Standard GOST IEC/TR
61000-3-7-2020. Electromagnetic
compatibility (EMC). Part 3-7. Limits.
Assessment of emission limits for
the connection of
fl
uctuating instal-
lations to MV, HV and EHV power
systems. URL: https://docs.cntd.ru/
document/1200173821.
7. State Standard GOST IEC/TR
61000-3-14-2019. Electromagnetic
compatibility (EMC). Part 3-14.
Assessment of emission limits
of harmonic, interharmonic, volt-
age
fl
uctuation and unbalance for
the connection of disturbing in-
stallations to LV power systems.
URL: https://docs.cntd.ru/docu-
ment/1200169343.
8. Voronin V., Gadzhiev M., Shamo-
nov R. Trends in development of the
voltage and reactive power regula-
tion system in the Uni
fi
ed National
Power Grid //
ELEKTROENERGIYA.
Peredacha i raspredeleniye
[ELEC-
TRIC POWER. Transmission and
Distribution], 2012, no. 2(11), pp. 40-
47. (In Russian)
9. Pronin M. Active higher harmonics
fi
lters. Trends of development //
No-
vosti ElektroTekhniki
[News of Elec-
tric Engineering], 2006, no. 2(38),
pp. 102-104. (In Russian)
10.
Khadkikar V. Enhancing Electric
Power Quality Using UPQC: A Comp-
rehensive Overview. IEEE Trans-
actions on power electronics,
May 2012, vol. 27, no. 5, pp. 2284-
2297.
11.
HITACHI ABB Products. URL:
https://www.hitachiabb-powergrids.
com/offering/product-and-system/
facts/statcom.
12. Shamonov R.G., Alekseev N.A., Ma-
tinyan A.M., Antonov A.V. Experi-
ence and perspectives of apply-
ing the HV active
fi
lter of MPU se-
ries to improve the energy quality //
ELEKTROENERGIYA. Peredacha
i raspredeleniye
[ELECTRIC POW-
ER. Transmission and Distribution],
2021, no. 2(65), pp. 76-82. (In Rus-
sian)
13. Mustafa G.M., Gusev S.I., Yer-
shov A.M., Sennov Yu.M., Arkhi-
pov I.L., Goryushin Yu.A., Shamo-
nov R.G., Demchuk S.P. Power calcu-
lation for the active
fi
lter balancing de-
vice to normalize the busbar voltage
at the 220 kV SS «Skovorodino» //
Elektricheskiye stantsii
[Electric Sta-
tions], 2015, no. 3(1004), pp. 46-53.
(In Russian)
14. Chuprikov V.S. Normalization of en-
ergy quality parameters in UNPG
networks by applying fast-operating
individual phase controlled semicon-
ductor devices for reactive power
compensation //
Energoekspert
[Energy Expert], 2020, no. 4(76),
pp. 40-46. (In Russian)
15. Bryantsev A.M., Pozdnyakov S.V.,
Seleznev N.A. Magnetic-valve con-
trolled reactors with phase-wise
power regulation //
Elektrichestvo
[Electricity], 2021, no. 12, pp. 4-14.
(In Russian)
16. Pan
fi
lov D.I., Lunin K.A., Asta-
shev M.G., Tul’skiy V.N. Power elec-
tronics for operating mode control
and provision of the energy qual-
ity in distribution networks //
ELEK-
TROENERGIYA. Peredacha i ras-
predeleniye
[ELECTRIC POWER.
Transmission and Distribution],
2021, no. 4(67), pp. 106-112. (In Rus-
sian)
17. State of emergency has been in-
troduced in the Mogochinskiy re-
gion due to the failure of 17 mo-
tors and the pump in boiler rooms /
Zabaykal’skiy rabochiy
[Trans-Baikal
Worker]. URL: http://
забрабочий
.
рф
/news/189133/.
сти
активного
фильтросимметри
-
рующего
устройства
для
нормали
-
зации
напряжения
на
шинах
ПС
220
кВ
«
Сковородино
» //
Электри
-
ческие
станции
, 2015,
№
3(1004).
С
. 46–53.
14.
Чуприков
В
.
С
.
Нормализация
па
-
раметров
качества
электроэнер
-
гии
в
сетях
ЕНЭС
за
счет
примене
-
ния
быстродействующих
пофазно
регулируемых
полупроводниковых
устройств
компенсации
реактив
-
ной
мощности
//
Энергоэксперт
,
2020,
№
4(76).
С
. 40–46.
15.
Брянцев
А
.
М
.,
Поздняков
С
.
В
.,
Селезнев
Н
.
А
.
Магнитно
-
вентиль
-
ные
управляемые
реакторы
с
по
-
фазным
регулированием
мощно
-
сти
//
Электричество
, 2021,
№
12.
С
. 4–14.
16.
Панфилов
Д
.
И
.,
Лунин
К
.
А
.,
Аста
-
шев
М
.
Г
.,
Тульский
В
.
Н
.
Устрой
-
ства
силовой
электроники
для
управления
режимами
работы
и
обеспечения
качества
электри
-
ческой
энергии
в
распределитель
-
ных
сетях
//
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
, 2021,
№
4(67).
С
. 106–112.
17.
Режим
ЧС
ввели
в
Могочинском
районе
из
-
за
сбоя
17
двигателей
и
насоса
в
котельных
/
Забайкаль
-
ский
рабочий
. URL: http://
забрабо
-
чий
.
рф
/news/189133/.
Оригинал статьи: Тенденции в управлении качеством электроэнергии в ЕЭС России. Существующие проблемы и возможные решения
Развитие нормативных требований наряду с применением технологических инноваций в электрических сетях в последние годы способствовали прогрессу в области управления качеством электроэнергии в электрических сетях России напряжением 35 кВ и выше. Однако хроническое недофинансирование распределительных электрических сетей 0,4–110 кВ, рост мощности нелинейных и несимметричных нагрузок наряду с отсутствием эффективной практики взаимодействия электросетевых компаний с искажающими потребителями не позволяют кардинально улучшить качество электроэнергии. В статье представлена оценка нововведений последних лет в области качества электроэнергии, обозначены существующие проблемы и предложены возможные пути их решения.