Повсеместное оснащение приборами учёта: миф или реальность?

Page 1
background image

Page 2
background image

94

СЕТИ

РОССИИ

а

н

а

л

и

т

и

к

а

ана

литика

В

 

 

соответствии

 

с

 

Федераль

-

ным

 

законом

 

 261 

от

 

18 

ноября

 2009 

года

  «

Об

 

энергосбережении

 

и

 

о

 

по

-

вышении

 

энергетической

 

эффек

-

тивности

 

и

 

о

 

внесении

 

изменений

 

в

 

отдельные

 

законодательные

 

акты

 

РФ

», 

собственники

 

жилых

 

домов

собственники

 

помещений

 

в

 

много

-

квартирных

 

домах

 

обязаны

 

обеспе

-

чить

 

оснащение

 

домов

 

приборами

 

учёта

 

используемой

 

воды

тепловой

 

и

 

электрической

 

энергии

а

 

также

 

ввод

 

установленных

 

приборов

 

учё

-

та

 

в

 

эксплуатацию

При

 

этом

 

много

-

квартирные

 

дома

 

также

 

должны

 

быть

 

оснащены

 

коллективными

 

(

общедомовыми

приборами

 

учёта

 

используемых

 

энергетических

 

ре

-

сурсов

Изначально

 

предполагалось

что

 

задача

 

повсеместной

 

установ

-

ки

 

приборов

 

учёта

 

энергоресурсов

 

и

 

переход

 

к

 

взаимным

 

расчётам

 

и

 

государственному

 

тарифному

 

регу

-

лированию

 

на

 

основе

 

данных

 

при

-

боров

 

будет

 

решена

 

в

 2012 

году

Так

срок

 

установки

 

индивиду

-

альных

 

приборов

 

учёта

 

воды

тепла

 

и

 

электричества

 

закончился

 

почти

 

год

 

назад

, 1 

июля

 2012 

года

Срок

предусмотренный

 

законом

 

на

 

вы

-

полнение

 

требования

 

установки

 

кол

-

лективных

 

счётчиков

истёк

 1 

июля

 

2013 

года

Лишь

 

по

 

приборам

 

учё

-

та

 

газа

 

было

 

решено

 

предоставить

 

населению

 

отсрочку

 

до

 1 

января

 

2015 

года

Каковы

 

же

 

причины

 

на

-

рушения

 

большой

 

частью

 

населения

 

сроков

 

исполнения

 

требований

 

фе

-

дерального

 

закона

?

Ниже

 

рассмотрены

 

основные

 

барьеры

препятствующие

 

своевре

-

менному

 

оснащению

 

жилых

 

объек

-

тов

 

приборами

 

учёта

 

потребляемых

 

энергоресурсов

.

МАСШТАБ

 

ПОСТАВЛЕННОЙ

 

ЗАДАЧИ

Повсеместная

 

установка

 

прибо

-

ров

 

учёта

 

в

 

такой

 

огромной

 

стране

как

 

Россия

, — 

задача

требующая

 

значительного

 

материального

 

обе

-

спечения

 

и

 

временных

 

затрат

.

На

 

начало

 2012 

г

в

 

России

 

было

 

примерно

 60,3 

млн

 

единиц

 

жилья

 

об

-

щей

 

площадью

 

около

 3240 

млн

 

м

2

.

Ситуация

 

с

 

оснащённостью

 

жило

-

го

 

фонда

 

счётчиками

 

существенно

 

различается

 

по

 

регионам

по

 

виду

 

энергоресурсов

потребление

 

ко

-

торых

 

предполагается

 

учитывать

а

 

также

 

по

 

типу

 

жилых

 

объектов

Так

обеспеченность

 

индивидуальны

-

ми

 

приборами

 

учёта

 

жилых

 

домов

 

выше

чем

 

многоквартирных

 

домов

В

 

целом

 

лучше

 

всего

 

дела

 

обстоят

 

с

 

индивидуальными

 

электросчётчи

-

ками

которыми

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

оснащены

 

более

 90% 

квартир

 

и

 

более

 95% 

домов

 

в

 

стране

При

-

боры

 

учёта

 

холодной

 

воды

 

в

 

настоя

-

Повсеместное 

оснащение 

приборами 

учёта: миф или 

реальность?

Марина КАРНАУХОВА,

 аналитик, РБК.Research, Департамент консалтинга РБК 


Page 3
background image

95

 4 (19), 

июль

август

, 2013

щее

 

время

 

имеются

 

не

 

менее

 

чем

 

в

 30% 

квартир

 

и

 45% 

жилых

 

домов

горячей

 

воды

 — 

не

 

менее

 

чем

 

в

 25% 

квартир

 

и

 40% 

жилых

 

домов

газа

 — 

примерно

 

в

 13% 

квартир

 

и

 85% 

жи

-

лых

 

домов

тепловой

 

энергии

 — 

лишь

 

в

 2,5% 

квартир

 

и

 

примерно

 20% 

домов

Таким

 

образом

для

 

обеспе

-

чения

 

недостающих

 

объёмов

 

не

-

обходимо

 

установить

 

ещё

 

порядка

 

млн

 

электросчётчиков

, 80 

млн

 

во

-

досчётчиков

, 35 

млн

 

газосчётчиков

 

и

 55 

млн

 

теплосчётчиков

При

 

суще

-

ствующих

 

объёмах

 

производства

 

и

 

импорта

 

счётчиков

 

для

 

решения

 

по

-

ставленной

 

задачи

 

понадобится

 

ещё

 

как

 

минимум

 5 

лет

.

В

 

табл

. 1 

представлен

 

рейтинг

 

федеральных

 

округов

 

РФ

 

по

 

уров

-

ню

 

оснащённости

 

индивидуальны

-

ми

 

приборами

 

учёта

 

потребляемых

 

энергоресурсов

В

 

целом

 

наиболее

 

благоприятная

 

ситуация

 

складыва

-

ется

 

в

 

Уральском

Северо

-

Западном

 

и

 

Южном

 

федеральных

 

округах

наи

-

менее

 

благоприятная

 — 

в

 

Северо

-

Кавказском

 

и

 

Дальневосточном

 

ФО

.

Вид

 

жилого

 

объ

-

екта

 

в

 

рейтинге

Холодное

 

во

-

доснабжение

Горячее

 

водо

-

снабжение

Тепловая

 

энергия

Электроэнер

-

гия

Газ

Квартиры

 

в

 

многоквартирных

 

домах

1

УФО

УФО

УФО

УФО

СЗФО

2

ЮФО

ЦФО

СЗФО

ДФО

ПФО

3

ПФО

ЮФО

ЮФО

СЗФО

ЦФО

4

СЗФО

ПФО

ЦФО

СКФО

СКФО

5

ЦФО

СЗФО

СФО

СФО

ЮФО

6

СКФО

СФО

ПФО

ПФО

УФО

7

СФО

ДФО

СКФО

ДФО

СФО

8

ДФО

СКФО

ДФО

ЦФО

ДФО

Индивидуальные

 

жилые

 

дома

1

ЮФО

СЗФО

СКФО

ЮФО

СЗФО

2

СЗФО

СКФО

СЗФО

УФО

УФО

3

ПФО

ЮФО

УФО

СЗФО

ЮФО

4

УФО

ПФО

ЦФО

ЦФО

СФО

5

ЦФО

ЦФО

СФО

ПФО

ПФО

6

ДФО

ДФО

ДФО

СФО

ДФО

7

СКФО

СФО

ЮФО

ДФО

ЦФО

8

СФО

УФО

ПФО

СКФО

СКФО

Источник

исследование

 

РБК

.Research «

Энергосбережение

приборы

 

учёта

 2013»

Табл

. 1. 

Рейтинг

 

федеральных

 

округов

 

РФ

 

по

 

уровню

 

оснащённости

 

индивидуальными

 

приборами

 

учёта

 

ТЭР

НЕДОСТАТОЧНОЕ

 

ПОНИМАНИЕ

 

НАСЕЛЕНИЕМ

 

НЕОБХОДИМОСТИ

 

УСТАНОВКИ

 

ПРИБОРОВ

 

УЧЁТА

ВЫСОКАЯ

 

СТОИМОСТЬ

 

ПРИОБРЕТЕНИЯ

 

И

 

УСТАНОВКИ

 

СЧЁТЧИКОВ

 (

ОСОБЕННО

 

ГАЗОВЫХ

)

Приборы

 

учёта

 

нередко

 

позицио

-

нируются

 

как

 

энергосберегающие

 

приборы

что

 

само

 

по

 

себе

 

являет

-

ся

 

неверной

 

трактовкой

На

 

самом

 

деле

 

простая

 

установка

 

счётчика

 

автоматически

 

не

 

принесёт

 

её

 

вла

-

дельцу

 

экономию

 

энергоресурсов

 

и

 

денег

Главная

 

ценность

 

счётчика

 — 

в

 

правдивой

 

цифре

 

потребления

необходимой

 

как

 

поставщику

так

 

и

 

потребителю

 

энергии

Далее

 

за

 

счёт

 

мотивированного

 

изменения

 

пове

-

денческих

 

привычек

 

потребителей

 

в

 

вопросе

 

расходования

 

тех

 

или

 

иных

 

энергетических

 

ресурсов

 

проис

-

ходит

 

постепенное

 

сокращение

 

по

-

требления

 

и

 

соответствующее

 

сни

-

жение

 

расходов

Ну

 

а

 

в

 

отсутствие

 

счётчиков

 

оплата

 

за

 

энергетические

 

ресурсы

 

осуществляется

 

по

 

норма

-

тивам

 

безотносительно

 

к

 

реальным

 

объёмам

 

потребления

 

домохозяй

-

ства

в

 

таких

 

условиях

 

нет

 

стимула

 

к

 

экономии

.

На

 

рисунке

 

представлены

 

сред

-

ние

 

цены

 

на

 

приборы

 

учёта

 

различ

-

ного

 

типа

действующие

 

в

 

РФ

Как

 

следует

 

из

 

рисунка

цены

 

на

 

при

-

боры

 

учёта

 

колеблются

 

от

 500 

ру

-

Рис

Средние

 

цены

 

на

 

приборы

 

учёта

 

потребляемых

 

энергетических

 

ресурсов

 

в

 

России

 

в

 2013 

году

Источник

исследование

 

РБК

.Research 

«

Энергосбережение

приборы

 

учёта

 2013»


Page 4
background image

96

СЕТИ РОССИИ

блей

 

за

 

однофазный

 

однотарифный

 

электросчётчик

 

до

 15000 

рублей

 

за

 

вихревой

 

теплосчётчик

К

 

этой

 

циф

-

ре

 

также

 

следует

 

прибавить

 

расходы

 

на

 

установку

 (

они

 

выше

 

для

 

тепло

и

 

газосчётчиков

). 

ОТСУТСТВИЕ

 

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ

 

РСО

 

И

 

УК

 

В

 «

ОПРИБОРИВАНИИ

» 

ЖИЛЬЦОВ

После

 

того

 

как

 

счётчики

 

появятся

 

в

 

каждой

 

квартире

жильцы

 

больше

 

не

 

будут

 

косвенно

 

оплачивать

 

не

-

производительные

 

потери

 

ресурсов

 

в

 

сетях

  (

через

 

увеличенные

 

норма

-

тивы

), 

наиболее

 

распространённы

-

ми

 

причинами

 

которых

 

являются

 

моральный

 

и

 

физический

 

износ

аварии

Теперь

 

оплачиваться

 

будет

 

лишь

 

собственное

 

потребление

 

и

 

общедомовые

 

нужды

.

Таким

 

образом

ресурсоснаб

-

жающие

 

организации

 (

РСО

и

 

управ

-

ляющие

 

компании

  (

УК

будут

 

вы

-

нуждены

 

изменить

 

сложившийся

 

годами

 

стиль

 

собственной

 

работы

а

 

подобные

 

изменения

 

зачастую

 

про

-

ходят

 

болезненно

и

 

те

кто

 

с

 

ними

 

сталкиваются

стараются

 

всячески

 

отсрочить

 

их

 

наступление

.

В

 

соответствии

 

с

 

законом

  «

Об

 

энергосбережении

…» 

проверки

 

вы

-

полнения

 

ответственными

 

органи

-

зациями

 

предписаний

 

относительно

 

обеспечения

 

установки

 

на

 

жилых

 

объектах

 

индивидуальных

 

приборов

 

учёта

 

должны

 

были

 

начаться

 

уже

 

в

 

текущем

 

году

Ответственным

 

за

 

них

 

являются

 

Федеральная

 

анти

-

монопольная

 

служба

 

и

 

Федеральная

 

служба

 

по

 

экологическому

техноло

-

гическому

 

и

 

атомному

 

надзору

  (

Ро

-

стехнадзор

). 

Так

на

 

специалистов

 

Ростехнадзора

 

возложена

 

обязан

-

ность

 

проверять

кто

 

не

 

направил

 

заявки

 

на

 

установку

 

счётчиков

 

в

 

со

-

ответствующие

 

РСО

Дело

 

в

 

том

что

если

 

у

 

жителей

 

нет

 

денег

 

на

 

приоб

-

ретение

 

индивидуальных

 

приборов

 

учёта

они

 

должны

 

сообщить

 

об

 

этом

 

в

 

свою

 

управляющую

 

компанию

а

 

она

 

в

 

свою

 

очередь

 — 

представить

 

данное

 

обращение

 

в

 

РСО

По

 

закону

 

РСО

 

не

 

вправе

 

отказать

в

 

против

-

ном

 

случае

 

на

 

неё

 

налагается

 

штраф

 

от

 30 

до

 60 

тыс

рублей

Но

 

если

 

управляющие

 

компании

 

не

 

довели

 

эту

 

информацию

 

до

 

сведения

 

жиль

-

цов

тогда

 

штраф

 

налагается

 

уже

 

на

 

них

 — 

от

 10 

до

 30 

тыс

рублей

Граж

-

дане

 

могут

 

и

 

сами

 

отправить

 

заявку

 

напрямую

 

в

 

РСО

В

 

таком

 

случае

 

с

 

ними

 

будет

 

заключён

 

контракт

 

на

 

срок

 

до

 5 

лет

в

 

течение

 

которого

 

не

-

обходимо

 

будет

 

покрывать

 

затраты

 

на

 

покупку

 

и

 

монтаж

 

прибора

 (

вклю

-

чая

 

проценты

не

 

превышающие

 

размер

 

ставки

 

рефинансирования

 

на

 

день

 

заключения

 

контракта

).

ВСТУПЛЕНИЕ

 

ЗАКОНА

 

В

 

ПРОТИВОРЕЧИЕ

 

С

 

АКТАМИ

 

БОЛЬШЕЙ

 

ЮРИДИЧЕСКОЙ

 

СИЛЫ

Закон

  «

Об

 

энергосбережении

…» 

почти

 

сразу

 

после

 

принятия

 

был

 

под

-

вергнут

 

острой

 

критике

 

из

-

за

 

своей

 

чрезмерной

 

декларативности

 

и

 

на

-

личия

 

в

 

нём

 

противоречий

 

Жилищ

-

ному

 

кодексу

являющемуся

 

актом

 

большей

 

юридической

 

силы

Дело

 

в

 

том

что

 

положения

 

Закона

 

о

 

прину

-

дительной

 

установке

 

приборов

 

учёта

 

не

 

отменяют

 

положений

 

Жилищного

 

кодекса

 

о

 

необходимости

 

получения

 

согласия

 2/3 

собственников

Это

 

означает

что

 

любой

 

из

 

собственни

-

ков

 

квартиры

 

в

 

многоквартирном

 

доме

ТСЖ

 

или

 

управляющая

 

ком

-

пания

 

в

 

дальнейшем

 

теоретически

 

могут

 

обратиться

 

в

 

суд

 

с

 

иском

 

о

 

признании

 

установки

 

приборов

 

учё

-

та

 

незаконной

а

 

счетов

выписан

-

ных

 

на

 

основании

 

их

 

показаний

, — 

недействительными

В

 

случае

 

удо

-

влетворения

 

судом

 

подобного

 

иска

 

ресурсоснабжающие

 

организации

 

(

далее

 

РСО

понесут

 

убытки

связан

-

ные

 

с

 

установкой

монтажом

демон

-

тажом

 

приборов

 

и

 

перерасчётом

 

платы

 

за

 

потреблённую

 

энергию

Данное

 

противоречие

 

до

 

сих

 

пор

 

не

 

устранено

и

 

на

 

сегодняшний

 

день

пожалуй

единственным

 

законным

 

способом

 

влияния

 

на

 

жильцов

отка

-

зывающихся

 

от

 

установки

 

приборов

 

учёта

является

 

повышение

 

для

 

них

 

тарифов

 

на

 

энергоресурсы

.

ОТНОСИТЕЛЬНО

 

НИЗКИЕ

 

ТАРИФЫ

 

НА

 

КОММУНАЛЬНЫЕ

 

УСЛУГИ

НЕ

 

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

 

ДОЛЖНОЙ

 

МОТИВАЦИИ

 

К

 

УЧЁТУ

 

И

 

СБЕРЕЖЕНИЮ

 

ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

В

 

Европе

чтобы

 

стимулировать

 

население

 

к

 

установке

 

счётчиков

было

 

произведено

 

резкое

 

повы

-

шение

 

тарифов

 

сразу

 

на

 20%, 

и

 

оно

 

оказалось

 

очень

 

действенным

В

 

нашей

 

стране

 

повышение

 

тари

-

фов

 

рассматривается

 

как

 

крайняя

 

мера

 

наряду

 

со

 

штрафами

 

для

 

от

-

ветственных

 

организаций

ведь

 

оно

вероятно

спровоцирует

 

социальную

 

напряжённость

.

Однако

 

российским

 

потребите

-

лям

 

также

 

следует

 

по

 

возможности

 

скорее

 

озаботиться

 

вопросом

 

уста

-

новки

 

счётчиков

поскольку

 

с

 1 

ян

-

варя

 2015 

года

 

увеличение

 

тарифов

 

для

 

граждан

не

 

оснастивших

 

своё

 

жильё

 

приборами

 

учёта

всё

 

же

 

про

-

изойдёт

 (

табл

. 2).

Кроме

 

того

при

 

недопуске

 

два

 

и

 

более

 

раз

 

потребителем

 

или

 

юр

-

лицом

 

исполнителя

 

для

 

осуществле

-

ния

 

контрольного

 

снятия

 

показаний

 

счётчиков

 

плата

 

за

 

коммунальные

 

услуги

 

будет

 

рассчитываться

 

ис

-

ходя

 

из

 

нормативов

 

потребления

 

коммунальных

 

услуг

 

с

 

применени

-

ем

 

повышающих

 

коэффициентов

Данные

 

изменения

 

закреплены

 

в

 

Постановлениях

 

правительства

 

РФ

 

 354 «

О

 

правилах

 

предоставления

 

коммунальных

 

услуг

» 

и

 

 306 «

Об

 

утверждении

 

Правил

 

установления

 

и

 

определения

 

нормативов

 

потребле

-

ния

 

коммунальных

 

услуг

». 

Их

 

цель

 — 

мотивировать

 

недобросовестных

 

собственников

 

на

 

установку

 

коллек

-

тивных

 

и

 

индивидуальных

 

счётчиков

.

В

 

конечном

 

итоге

 

все

 

потребите

-

ли

 

будут

 

вынуждены

 

установить

 

при

-

боры

 

учёта

 

энергетических

 

ресурсов

 

в

 

своих

 

домах

однако

 

фактические

 

сроки

 

выполнения

 

данного

 

требова

-

ния

 

окажутся

 

значительно

 

больше

 

изначально

 

запланированных

Важ

-

но

чтобы

 

всеобщее

  «

оприборива

-

ние

» 

стало

 

не

 

временной

 

кампани

-

ей

а

 

первым

 

серьёзным

 

шагом

 

на

 

пути

 

к

 

построению

 

энергоэффектив

-

ной

 

экономики

.  

Срок

 

действия

Коэффициент

С

 1 

января

 2015 

г

по

 30 

июня

 2015 

г

.

1,1

С

 1 

июля

 2015 

г

по

 31 

декабря

 2015 

г

.

1,2

С

 1 

января

 2016 

г

по

 30 

июня

 2016 

г

.

1,4

С

 1 

июля

 2016 

г

по

 31 

декабря

 2016 

г

.

1,5

С

 2017 

года

1,6

Источник

исследование

 

РБК

.Research 

«

Энергосбережение

приборы

 

учёта

 2013»

Табл

. 2. 

Повышающие

 

коэффициенты

 

к

 

нормативам

 

потребления

 

при

 

наличии

 

технической

 

возможности

 

установки

 

общедомового

 

и

 

внутриквартирных

 

счётчиков

 (

в

 

том

 

числе

 

и

 

на

 

общедомовые

 

нужды

)


Читать онлайн

В соответствии с Федеральным законом № 261 от 18 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учёта используемой воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома также должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 4(73), июль-август 2022

Моделирование несинусоидальных и несимметричных режимов реальной электрической сети, питающей тяговых потребителей

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Силаев М.А. Бордадын П.А. Маринов Я.А. Шиш К.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Анализ особенностей расчета потокораспределения и потерь мощности реальной распределительной сети низкого напряжения по измерениям интеллектуальных счетчиков

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Стенников В.А. Голуб И.И. Болоев Е.В. Анфиногенов А.Ю. Бучинский А.Л. Масленников А.Н.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Результаты оценки токов и напряжения высших гармоник на основе моделирования системы электроснабжения предприятия

Энергоснабжение / Энергоэффективность Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Назиров Х.Б. Абдулкеримов С.А.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Оценка уровня нелинейных искажений электроустановок на основе моделирования длительности импульса их входного тока

Энергоснабжение / Энергоэффективность Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тукшаитов Р.Х. Семенова О.Д. Новокрещенов В.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»