94
СЕТИ
РОССИИ
а
н
а
л
и
т
и
к
а
ана
литика
В
соответствии
с
Федераль
-
ным
законом
№
261
от
18
ноября
2009
года
«
Об
энергосбережении
и
о
по
-
вышении
энергетической
эффек
-
тивности
и
о
внесении
изменений
в
отдельные
законодательные
акты
РФ
»,
собственники
жилых
домов
,
собственники
помещений
в
много
-
квартирных
домах
обязаны
обеспе
-
чить
оснащение
домов
приборами
учёта
используемой
воды
,
тепловой
и
электрической
энергии
,
а
также
ввод
установленных
приборов
учё
-
та
в
эксплуатацию
.
При
этом
много
-
квартирные
дома
также
должны
быть
оснащены
коллективными
(
общедомовыми
)
приборами
учёта
используемых
энергетических
ре
-
сурсов
.
Изначально
предполагалось
,
что
задача
повсеместной
установ
-
ки
приборов
учёта
энергоресурсов
и
переход
к
взаимным
расчётам
и
государственному
тарифному
регу
-
лированию
на
основе
данных
при
-
боров
будет
решена
в
2012
году
.
Так
,
срок
установки
индивиду
-
альных
приборов
учёта
воды
,
тепла
и
электричества
закончился
почти
год
назад
, 1
июля
2012
года
.
Срок
,
предусмотренный
законом
на
вы
-
полнение
требования
установки
кол
-
лективных
счётчиков
,
истёк
1
июля
2013
года
.
Лишь
по
приборам
учё
-
та
газа
было
решено
предоставить
населению
отсрочку
до
1
января
2015
года
.
Каковы
же
причины
на
-
рушения
большой
частью
населения
сроков
исполнения
требований
фе
-
дерального
закона
?
Ниже
рассмотрены
основные
барьеры
,
препятствующие
своевре
-
менному
оснащению
жилых
объек
-
тов
приборами
учёта
потребляемых
энергоресурсов
.
МАСШТАБ
ПОСТАВЛЕННОЙ
ЗАДАЧИ
Повсеместная
установка
прибо
-
ров
учёта
в
такой
огромной
стране
,
как
Россия
, —
задача
,
требующая
значительного
материального
обе
-
спечения
и
временных
затрат
.
На
начало
2012
г
.
в
России
было
примерно
60,3
млн
единиц
жилья
об
-
щей
площадью
около
3240
млн
м
2
.
Ситуация
с
оснащённостью
жило
-
го
фонда
счётчиками
существенно
различается
по
регионам
,
по
виду
энергоресурсов
,
потребление
ко
-
торых
предполагается
учитывать
,
а
также
по
типу
жилых
объектов
.
Так
,
обеспеченность
индивидуальны
-
ми
приборами
учёта
жилых
домов
выше
,
чем
многоквартирных
домов
.
В
целом
лучше
всего
дела
обстоят
с
индивидуальными
электросчётчи
-
ками
,
которыми
на
сегодняшний
день
оснащены
более
90%
квартир
и
более
95%
домов
в
стране
.
При
-
боры
учёта
холодной
воды
в
настоя
-
Повсеместное
оснащение
приборами
учёта: миф или
реальность?
Марина КАРНАУХОВА,
аналитик, РБК.Research, Департамент консалтинга РБК
95
№
4 (19),
июль
–
август
, 2013
щее
время
имеются
не
менее
чем
в
30%
квартир
и
45%
жилых
домов
,
горячей
воды
—
не
менее
чем
в
25%
квартир
и
40%
жилых
домов
,
газа
—
примерно
в
13%
квартир
и
85%
жи
-
лых
домов
,
тепловой
энергии
—
лишь
в
2,5%
квартир
и
примерно
20%
домов
.
Таким
образом
,
для
обеспе
-
чения
недостающих
объёмов
не
-
обходимо
установить
ещё
порядка
5
млн
электросчётчиков
, 80
млн
во
-
досчётчиков
, 35
млн
газосчётчиков
и
55
млн
теплосчётчиков
.
При
суще
-
ствующих
объёмах
производства
и
импорта
счётчиков
для
решения
по
-
ставленной
задачи
понадобится
ещё
как
минимум
5
лет
.
В
табл
. 1
представлен
рейтинг
федеральных
округов
РФ
по
уров
-
ню
оснащённости
индивидуальны
-
ми
приборами
учёта
потребляемых
энергоресурсов
.
В
целом
наиболее
благоприятная
ситуация
складыва
-
ется
в
Уральском
,
Северо
-
Западном
и
Южном
федеральных
округах
,
наи
-
менее
благоприятная
—
в
Северо
-
Кавказском
и
Дальневосточном
ФО
.
Вид
жилого
объ
-
екта
№
в
рейтинге
Холодное
во
-
доснабжение
Горячее
водо
-
снабжение
Тепловая
энергия
Электроэнер
-
гия
Газ
Квартиры
в
многоквартирных
домах
1
УФО
УФО
УФО
УФО
СЗФО
2
ЮФО
ЦФО
СЗФО
ДФО
ПФО
3
ПФО
ЮФО
ЮФО
СЗФО
ЦФО
4
СЗФО
ПФО
ЦФО
СКФО
СКФО
5
ЦФО
СЗФО
СФО
СФО
ЮФО
6
СКФО
СФО
ПФО
ПФО
УФО
7
СФО
ДФО
СКФО
ДФО
СФО
8
ДФО
СКФО
ДФО
ЦФО
ДФО
Индивидуальные
жилые
дома
1
ЮФО
СЗФО
СКФО
ЮФО
СЗФО
2
СЗФО
СКФО
СЗФО
УФО
УФО
3
ПФО
ЮФО
УФО
СЗФО
ЮФО
4
УФО
ПФО
ЦФО
ЦФО
СФО
5
ЦФО
ЦФО
СФО
ПФО
ПФО
6
ДФО
ДФО
ДФО
СФО
ДФО
7
СКФО
СФО
ЮФО
ДФО
ЦФО
8
СФО
УФО
ПФО
СКФО
СКФО
Источник
:
исследование
РБК
.Research «
Энергосбережение
:
приборы
учёта
2013»
Табл
. 1.
Рейтинг
федеральных
округов
РФ
по
уровню
оснащённости
индивидуальными
приборами
учёта
ТЭР
НЕДОСТАТОЧНОЕ
ПОНИМАНИЕ
НАСЕЛЕНИЕМ
НЕОБХОДИМОСТИ
УСТАНОВКИ
ПРИБОРОВ
УЧЁТА
,
ВЫСОКАЯ
СТОИМОСТЬ
ПРИОБРЕТЕНИЯ
И
УСТАНОВКИ
СЧЁТЧИКОВ
(
ОСОБЕННО
ГАЗОВЫХ
)
Приборы
учёта
нередко
позицио
-
нируются
как
энергосберегающие
приборы
,
что
само
по
себе
являет
-
ся
неверной
трактовкой
.
На
самом
деле
простая
установка
счётчика
автоматически
не
принесёт
её
вла
-
дельцу
экономию
энергоресурсов
и
денег
.
Главная
ценность
счётчика
—
в
правдивой
цифре
потребления
,
необходимой
как
поставщику
,
так
и
потребителю
энергии
.
Далее
за
счёт
мотивированного
изменения
пове
-
денческих
привычек
потребителей
в
вопросе
расходования
тех
или
иных
энергетических
ресурсов
проис
-
ходит
постепенное
сокращение
по
-
требления
и
соответствующее
сни
-
жение
расходов
.
Ну
а
в
отсутствие
счётчиков
оплата
за
энергетические
ресурсы
осуществляется
по
норма
-
тивам
безотносительно
к
реальным
объёмам
потребления
домохозяй
-
ства
,
в
таких
условиях
нет
стимула
к
экономии
.
На
рисунке
представлены
сред
-
ние
цены
на
приборы
учёта
различ
-
ного
типа
,
действующие
в
РФ
.
Как
следует
из
рисунка
,
цены
на
при
-
боры
учёта
колеблются
от
500
ру
-
Рис
.
Средние
цены
на
приборы
учёта
потребляемых
энергетических
ресурсов
в
России
в
2013
году
Источник
:
исследование
РБК
.Research
«
Энергосбережение
:
приборы
учёта
2013»
96
СЕТИ РОССИИ
блей
за
однофазный
однотарифный
электросчётчик
до
15000
рублей
за
вихревой
теплосчётчик
.
К
этой
циф
-
ре
также
следует
прибавить
расходы
на
установку
(
они
выше
для
тепло
-
и
газосчётчиков
).
ОТСУТСТВИЕ
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ
РСО
И
УК
В
«
ОПРИБОРИВАНИИ
»
ЖИЛЬЦОВ
После
того
как
счётчики
появятся
в
каждой
квартире
,
жильцы
больше
не
будут
косвенно
оплачивать
не
-
производительные
потери
ресурсов
в
сетях
(
через
увеличенные
норма
-
тивы
),
наиболее
распространённы
-
ми
причинами
которых
являются
моральный
и
физический
износ
,
аварии
.
Теперь
оплачиваться
будет
лишь
собственное
потребление
и
общедомовые
нужды
.
Таким
образом
,
ресурсоснаб
-
жающие
организации
(
РСО
)
и
управ
-
ляющие
компании
(
УК
)
будут
вы
-
нуждены
изменить
сложившийся
годами
стиль
собственной
работы
,
а
подобные
изменения
зачастую
про
-
ходят
болезненно
,
и
те
,
кто
с
ними
сталкиваются
,
стараются
всячески
отсрочить
их
наступление
.
В
соответствии
с
законом
«
Об
энергосбережении
…»
проверки
вы
-
полнения
ответственными
органи
-
зациями
предписаний
относительно
обеспечения
установки
на
жилых
объектах
индивидуальных
приборов
учёта
должны
были
начаться
уже
в
текущем
году
.
Ответственным
за
них
являются
Федеральная
анти
-
монопольная
служба
и
Федеральная
служба
по
экологическому
,
техноло
-
гическому
и
атомному
надзору
(
Ро
-
стехнадзор
).
Так
,
на
специалистов
Ростехнадзора
возложена
обязан
-
ность
проверять
,
кто
не
направил
заявки
на
установку
счётчиков
в
со
-
ответствующие
РСО
.
Дело
в
том
,
что
,
если
у
жителей
нет
денег
на
приоб
-
ретение
индивидуальных
приборов
учёта
,
они
должны
сообщить
об
этом
в
свою
управляющую
компанию
,
а
она
в
свою
очередь
—
представить
данное
обращение
в
РСО
.
По
закону
РСО
не
вправе
отказать
,
в
против
-
ном
случае
на
неё
налагается
штраф
от
30
до
60
тыс
.
рублей
.
Но
если
управляющие
компании
не
довели
эту
информацию
до
сведения
жиль
-
цов
,
тогда
штраф
налагается
уже
на
них
—
от
10
до
30
тыс
.
рублей
.
Граж
-
дане
могут
и
сами
отправить
заявку
напрямую
в
РСО
.
В
таком
случае
с
ними
будет
заключён
контракт
на
срок
до
5
лет
,
в
течение
которого
не
-
обходимо
будет
покрывать
затраты
на
покупку
и
монтаж
прибора
(
вклю
-
чая
проценты
,
не
превышающие
размер
ставки
рефинансирования
на
день
заключения
контракта
).
ВСТУПЛЕНИЕ
ЗАКОНА
В
ПРОТИВОРЕЧИЕ
С
АКТАМИ
БОЛЬШЕЙ
ЮРИДИЧЕСКОЙ
СИЛЫ
Закон
«
Об
энергосбережении
…»
почти
сразу
после
принятия
был
под
-
вергнут
острой
критике
из
-
за
своей
чрезмерной
декларативности
и
на
-
личия
в
нём
противоречий
Жилищ
-
ному
кодексу
,
являющемуся
актом
большей
юридической
силы
.
Дело
в
том
,
что
положения
Закона
о
прину
-
дительной
установке
приборов
учёта
не
отменяют
положений
Жилищного
кодекса
о
необходимости
получения
согласия
2/3
собственников
.
Это
означает
,
что
любой
из
собственни
-
ков
квартиры
в
многоквартирном
доме
,
ТСЖ
или
управляющая
ком
-
пания
в
дальнейшем
теоретически
могут
обратиться
в
суд
с
иском
о
признании
установки
приборов
учё
-
та
незаконной
,
а
счетов
,
выписан
-
ных
на
основании
их
показаний
, —
недействительными
.
В
случае
удо
-
влетворения
судом
подобного
иска
ресурсоснабжающие
организации
(
далее
РСО
)
понесут
убытки
,
связан
-
ные
с
установкой
,
монтажом
,
демон
-
тажом
приборов
и
перерасчётом
платы
за
потреблённую
энергию
.
Данное
противоречие
до
сих
пор
не
устранено
,
и
на
сегодняшний
день
,
пожалуй
,
единственным
законным
способом
влияния
на
жильцов
,
отка
-
зывающихся
от
установки
приборов
учёта
,
является
повышение
для
них
тарифов
на
энергоресурсы
.
ОТНОСИТЕЛЬНО
НИЗКИЕ
ТАРИФЫ
НА
КОММУНАЛЬНЫЕ
УСЛУГИ
,
НЕ
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ДОЛЖНОЙ
МОТИВАЦИИ
К
УЧЁТУ
И
СБЕРЕЖЕНИЮ
ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
В
Европе
,
чтобы
стимулировать
население
к
установке
счётчиков
,
было
произведено
резкое
повы
-
шение
тарифов
сразу
на
20%,
и
оно
оказалось
очень
действенным
.
В
нашей
стране
повышение
тари
-
фов
рассматривается
как
крайняя
мера
наряду
со
штрафами
для
от
-
ветственных
организаций
,
ведь
оно
,
вероятно
,
спровоцирует
социальную
напряжённость
.
Однако
российским
потребите
-
лям
также
следует
по
возможности
скорее
озаботиться
вопросом
уста
-
новки
счётчиков
,
поскольку
с
1
ян
-
варя
2015
года
увеличение
тарифов
для
граждан
,
не
оснастивших
своё
жильё
приборами
учёта
,
всё
же
про
-
изойдёт
(
табл
. 2).
Кроме
того
,
при
недопуске
два
и
более
раз
потребителем
или
юр
-
лицом
исполнителя
для
осуществле
-
ния
контрольного
снятия
показаний
счётчиков
плата
за
коммунальные
услуги
будет
рассчитываться
ис
-
ходя
из
нормативов
потребления
коммунальных
услуг
с
применени
-
ем
повышающих
коэффициентов
.
Данные
изменения
закреплены
в
Постановлениях
правительства
РФ
№
354 «
О
правилах
предоставления
коммунальных
услуг
»
и
№
306 «
Об
утверждении
Правил
установления
и
определения
нормативов
потребле
-
ния
коммунальных
услуг
».
Их
цель
—
мотивировать
недобросовестных
собственников
на
установку
коллек
-
тивных
и
индивидуальных
счётчиков
.
В
конечном
итоге
все
потребите
-
ли
будут
вынуждены
установить
при
-
боры
учёта
энергетических
ресурсов
в
своих
домах
,
однако
фактические
сроки
выполнения
данного
требова
-
ния
окажутся
значительно
больше
изначально
запланированных
.
Важ
-
но
,
чтобы
всеобщее
«
оприборива
-
ние
»
стало
не
временной
кампани
-
ей
,
а
первым
серьёзным
шагом
на
пути
к
построению
энергоэффектив
-
ной
экономики
.
Срок
действия
Коэффициент
С
1
января
2015
г
.
по
30
июня
2015
г
.
1,1
С
1
июля
2015
г
.
по
31
декабря
2015
г
.
1,2
С
1
января
2016
г
.
по
30
июня
2016
г
.
1,4
С
1
июля
2016
г
.
по
31
декабря
2016
г
.
1,5
С
2017
года
1,6
Источник
:
исследование
РБК
.Research
«
Энергосбережение
:
приборы
учёта
2013»
Табл
. 2.
Повышающие
коэффициенты
к
нормативам
потребления
при
наличии
технической
возможности
установки
общедомового
и
внутриквартирных
счётчиков
(
в
том
числе
и
на
общедомовые
нужды
)
Оригинал статьи: Повсеместное оснащение приборами учёта: миф или реальность?
В соответствии с Федеральным законом № 261 от 18 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учёта используемой воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома также должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых энергетических ресурсов.