Поиск оптимальной бизнес-стратегии в экосистеме зарядки электромобилей

Page 1
background image

Page 2
background image

32

СЕТИ

РОССИИ

п

е

р

с

п

е

к

т

и

в

ы

перспективы

М

ассовое

 

распространение

 

электромобилей

несо

-

мненно

потребует

 

быстро

-

го

 

развития

 

новой

 

инфра

-

структуры

в

 

особенности

 

зарядных

 

станций

При

 

том

 

что

 

развёртывание

 

этой

 

инфраструктуры

 

представляет

 

собой

 

перспективную

 

рыночную

 

воз

-

можность

её

 

масштаб

 

до

 

сих

 

пор

 

очень

 

трудно

 

оценить

Также

 

пока

 

неясно

кто

 

в

 

конечном

 

итоге

 

должен

 

владеть

 

вновь

 

создаваемыми

 

объек

-

тами

Несмотря

 

на

 

первоначальные

 

преимущества

 

увеличения

 

масшта

-

бов

 

производства

на

 

смену

 

крупным

 

игрокам

 

рынка

принявшим

 

неверное

 

решение

могут

 

прийти

 

мелкие

су

-

мевшие

 

в

 

свою

 

очередь

 

найти

 

пра

-

вильный

 

подход

.

В

 

скором

 

времени

 

ситуация

 

прояс

-

нится

 — 

либо

 

из

-

за

 

технологического

 

прогресса

либо

 

под

 

воздействием

 

первых

 

участников

 

рынка

которые

 

окажутся

 

успешнее

 

всех

 

в

 

реализа

-

ции

 

своей

 

программы

В

 

этом

 

слу

-

чае

 

выиграет

 

вся

 

отрасль

 

целиком

Напротив

если

 

ситуация

 

в

 

области

 

создания

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

продолжит

 

оставаться

 

неясной

это

 

может

 

замедлить

 

развитие

 

всей

 

от

-

расли

 

и

 

даже

 

поставить

 

под

 

угрозу

 

её

 

прогресс

 

на

 

целые

 

десятилетия

.

В

 

настоящем

 

документе

 

мы

 

наде

-

емся

 

пролить

 

свет

 

на

 

формирующую

-

ся

 

технологическую

 

цепочку

 

зарядной

 

инфраструктуры

 — 

её

 

форму

вероят

-

ные

 

риски

 

и

 

возможности

 

создания

.

Данный

 

отчёт

 

может

 

помочь

 

ком

-

паниям

 

поставить

 

правильные

 

во

-

просы

 

о

 

стратегии

 

в

 

отношении

 

элек

-

тромобилей

 

и

 

найти

 

верные

 

ответы

 

независимо

 

от

 

того

решает

 

ли

 

ком

-

пания

 

подождать

 

выходить

 

на

 

этот

 

новый

 

интересный

 

развивающийся

 

рынок

 

или

 

расширить

 

свою

 

програм

-

му

 

инвестиций

.

ОСНОВНЫЕ

 

КОМПОНЕНТЫ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

 

ЦЕПИ

Основные

 

составляющие

 

фор

-

мирующейся

 

технологической

 

цепи

 

в

 

области

 

зарядной

 

инфраструкту

-

ры

 

для

 

электротранспорта

 

понятны

Она

 

должна

 

передавать

 

электро

-

энергию

 

от

 

розетки

 

к

 

транспортному

 

средству

отслеживать

 

информацию

 

энергоснабжающего

 

предприятия

 

и

 

потребителя

 

электроэнергии

а

 

также

 

включать

 

платёжную

 

систему

понят

-

ную

 

потребителю

 

и

 

которую

 

энерго

-

распределительная

 

компания

 

может

 

легко

 

интегрировать

 

в

 

существующие

 

биллинговые

 

системы

И

конечно

она

 

должна

 

соответствовать

 

требо

-

ваниям

 

законодательных

 

и

 

норматив

-

ных

 

актов

.

Тем

 

не

 

менее

 

некоторые

 

состав

-

ляющие

 

цепи

 

остаются

 

неясны

-

ми

:

• 

как

 

скоро

 

электромобили

 

станут

 

явлением

 

массового

 

рынка

или

 

лучше

 

спросить

насколько

 

не

 

скоро

?

Поиск оптимальной 

бизнес-стратегии в 

экосистеме зарядки 

электромобилей

По материалам анализа бизнес-стратегий, проведённого рабо-
чей группой по разработке альтернативных решений в транс-
портной индустрии (Advanced Powertrain) Международного 
центра по оказанию услуг компаниям автомобильной промыш-
ленности (Global Automotive Center) компании Ernst & Young.


Page 3
background image

33

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

• 

каковы

 

будут

 

стандарты

 

относительно

 

размеров

 

зарядных

 

устройств

?

• 

некоторые

 

стандарты

 

в

 

области

 

технологий

 

заряд

-

ки

 

ещё

 

не

 

утверждены

 

на

 

глобальном

 

уровне

;

• 

по

 

вопросу

 

о

 

том

стоит

 

ли

 

подключать

 

зарядные

 

станции

 

для

 

электромобилей

 

к

 Smart Grid, 

до

 

сих

 

пор

 

ведутся

 

дискуссии

;

• 

некоторые

 

возможные

 

предложения

 

услуг

 

напря

-

мую

 

зависят

 

от

 

развития

 Smart Grid, 

но

 

стоит

 

ли

 

строить

 

первоначальную

 

сеть

 

с

 

учётом

 

такой

 

совместимости

?

• 

где

 

находятся

 

границы

 

между

 

сферами

 

деятель

-

ности

 

различных

 

сторон

участвующих

 

в

 

развитии

 

зарядной

 

инфраструктуры

?

• 

каковы

 

коммерческие

 

риски

 

и

 

вознаграждения

 

разработки

 

и

 

производства

 

различной

 

продукции

 

и

 

оказания

 

различных

 

услуг

 

в

 

области

 

зарядной

 

инфраструктуры

?

• 

каковы

 

потенциальные

 

регулярные

 

статьи

 

дохода

 

и

 

соответствующие

 

риски

 

и

 

какая

 

бизнес

-

страте

-

гия

 

затрагивает

 

их

 

наилучшим

 

образом

?

• 

какие

 

капитальные

 

и

 

эксплуатационные

 

расходы

 

связаны

 

с

 

зарядной

 

инфраструктурой

?

В

 

целях

 

проведения

 

данного

 

исследования

 

исхо

-

дили

 

из

 

того

что

 

технологическая

 

цепочка

 

в

 

области

 

зарядки

 

электромобилей

 

представляет

 

собой

 

четы

-

ре

 

сферы

охватывающие

 18 

видов

 

деятельности

.

1. 

Сфера

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

охватывает

 

все

 

услуги

начиная

 

от

 

производства

 

зарядных

 

станций

 

и

 

заканчивая

 

настройкой

 

физической

 

ин

-

фраструктуры

 

и

 

управлением

 

поставками

 

энер

-

гии

 

через

 

сеть

 

зарядных

 

станций

.

2. 

Сфера

 

энергокомпаний

 

включает

 

такие

 

виды

 

деятельности

как

 

производство

 

и

 

распределение

 

электроэнергии

 

и

 

выставление

 

счетов

 

за

 

её

 

по

-

требление

 

конечным

 

потребителем

.

3. 

Сфера

 

производителей

 

включает

 

все

 

виды

 

дея

-

тельности

связанные

 

с

 

транспортным

 

средством

начиная

 

с

 

его

 

продажи

 

и

 

заканчивая

 

обслужива

-

нием

эксплуатацией

 

вплоть

 

до

 

окончания

 

жиз

-

ненного

 

цикла

 

транспортного

 

средства

.

4. 

Все

 

эти

 

три

 

сферы

 

вращаются

 

вокруг

 

сферы

 

по

-

требителей

 (

будь

 

то

 

индивидуальные

 

потребите

-

ли

 

или

 

компании

использующие

 

электромобили

), 

которая

 

включает

 

в

 

себя

 

услуги

необходимые

 

по

-

требителям

 

на

 

всём

 

протяжении

 

цикла

 

владения

 

транспортным

 

средством

.

Далее

 

в

 

ходе

 

исследования

 18 

выделенных

 

ви

-

дов

 

деятельности

напрямую

 

определяющих

 

функ

-

ционирование

 

экосистемы

 

электротранспорта

были

 

распределены

 

по

 

группам

 

на

 

основании

 

того

пред

-

лагается

 

ли

 

продукт

  (

аппаратное

 

или

 

программное

 

обеспечение

или

 

услуга

 (

разовый

 

контракт

 

или

 

кон

-

тракт

 

сроком

 

в

 

несколько

 

лет

). 

Распределение

 

вы

-

деленных

 

видов

 

деятельности

 

по

 

функциональным

 

сферам

 

показано

 

на

 

рис

. 1.

Рис

. 1.

 

Цепочка

 

создания

 

ценности

 

в

 

области

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

для

 

электротранспорта


Page 4
background image

34

СЕТИ РОССИИ

Табл

Поиск

 

наилучшей

 

позиции

 

на

 

рынке

Распределение

 18 

видов

 

коммерческой

 

деятельности

 

по

 

пяти

 

вариантам

 

бизнес

-

стратегий

Виды

 

деятельности

имеющие

 

отношение

 

к

 

зарядным

 

станциям

Определение

/

пример

Бизнес

-

стратегия

1

2

3

4

5

18

Периферийные

 

услуги

имеющие

 

отношение

 

к

 

аккумуляторам

Управление

 

информацией

 

по

 

замене

утилизации

 

и

 

дальнейшему

 

использованию

 

аккумуляторов

.

17

Периферийные

 

услуги

име

-

ющие

 

отношение

 

к

 

владель

-

цам

 

электромобилей

Управление

 

информацией

 

по

 

услугам

 

продажи

аренды

/

кредитования

 

и

 

обслуживания

 

транспортных

 

средств

Также

 

могут

 

включаться

 

услуги

 

по

 

страховке

 

и

 

устранению

 

неисправностей

.

16

Проектно

-

конструкторские

 

услуги

Консультационные

 

услуги

 

для

 

владельцев

 

объектов

 

зарядной

 

инфраструктуры

основанные

 

на

 

технических

 

возможностях

услугах

 

по

 

разработке

 

и

 

тестированию

 

ПО

15

Средства

 

управления

 

парком

 

электромобилей

ПО

 

для

 

корпоративных

 

пользователей

 

с

 

парком

 

электромобилей

включая

 

ПО

 

для

 

повышения

 

производительности

связанное

 

с

 

энергопотреблением

 

и

 

расчётом

 

стоимости

.

14

Управление

 Smart Grid

IT-

система

 

позволяет

 

поставщику

 

энергии

 

динамически

 

получать

 

и

 

распределять

 

комбинацию

 

возобновляемых

 

и

 

невозобновляемых

 

источников

 

энергии

 

в

 

зависимости

 

от

 

стоимости

потребителя

 

(

индивидуального

 

или

 

коммерческого

), 

времени

 

суток

 

и

 

других

 

критериев

.

● ●

13

ПО

 

для

 

управления

 

сетью

 

зарядных

 

станций

Возможность

 

подключения

управления

 

и

 

мониторинга

 

любой

 

зарядной

 

станции

 

в

 

сети

Возможность

 

управления

 

и

 

мониторинга

 

использования

 

сети

 

другими

 

владельцами

 

электромобилей

.

● ● ●

12

Возможность

 

учёта

 

электроэнергии

 

в

 

сети

 

зарядных

 

станций

Возможность

 

измерения

 

объёма

 

потребляемой

 

электроэнергии

 

и

 

соответствующего

 

информирования

 

в

 

зависимости

 

от

 

времени

 

суток

 

и

 

т

.

д

.

● ● ●

11

Возможность

 

осуществления

 

расчётов

 

за

 

пользование

 

электроэнергией

 

в

 

сети

 

зарядных

 

станций

Возможность

 

формирования

 

счёта

выставляемого

 

индивидуальным

/

коммерческим

 

потребителям

на

 

основании

 

пользования

 

зарядными

 

станциями

.

● ● ●

10

«

Умная

» 

зарядка

Удалённое

 

управление

 

зарядкой

 

транспортного

 

сред

-

ства

Это

 

реализуется

 

посредством

 

мониторинга

 

уров

-

ня

 

заряда

 

транспортного

 

средства

времени

 

суток

стоимости

 

электроэнергии

нагрузки

 

на

 

сеть

 

и

 

т

.

д

.

● ● ●

9

Smart Grid-

интерфейс

 

Совместимость

 

сети

 

зарядных

 

станций

 

с

 

гибкими

умными

» 

энергосистемами

.

● ● ●

8

Мобильный

/

веб

 

потребительский

 

портал

Мобильный

/

веб

-

портал

 

и

 

управление

 

взаимоотношениями

 

с

 

потребителем

.

● ● ●

7

Информация

 

для

 

водителя

 

электромобиля

Информация

 

для

 

водителей

 

электромобилей

 

(

например

о

 

станциях

 

общественного

 

пользования

/

общественного

 

пользования

 

с

 

частичными

 

ограничениями

стоимости

 

электроэнергии

).

● ● ●

6

Диагностика

 

производитель

-

ности

 

транспортных

 

средств

 

для

 

производителей

Мониторинг

 

и

 

передача

 

информации

 

о

 

производитель

-

ности

 

транспортного

 

средства

 

и

 

диагностической

 

информации

 

водителям

 

и

 

производителям

.

● ● ●

5

Установка

Установка

 

физического

 

оборудования

включая

 

фундаментные

 

работы

монтаж

 

проводных

 

соединений

испытания

 

и

 

т

.

д

., 

а

 

также

 

подключение

 

зарядной

 

станции

 

к

 

энергосети

.

● ● ● ●

4

Обслуживание

 

и

 

ремонт

 

зарядных

 

станций

Контракты

 

между

 

владельцем

 

станции

 

и

 

провайдером

 

услуг

 

по

 

обслуживанию

 

станции

 

на

 

проведение

 

периодического

 

обслуживания

 

и

 

ремонта

 

сети

 

зарядных

 

станций

 

на

 

регулярной

 

основе

 

в

 

течение

 

срока

указанного

 

в

 

договоре

.

● ● ● ●

3

Розничная

 

продажа

 

зарядных

 

станций

Компании

которые

 

занимаются

 

исключительно

 

марки

-

ровкой

 

и

 

продажей

 

зарядных

 

станций

.

● ● ● ● ●

2

Производитель

 

брендовых

 

зарядных

 

станций

 

Производитель

 

зарядных

 

станций

который

 

продаёт

 

эти

 

зарядные

 

станции

 

под

 

своей

 

собственной

 

маркой

.

● ● ● ● ●

1

Производитель

 

небрендовых

 

зарядных

 

станций

Производитель

 

зарядных

 

станций

который

 

позволяет

 

другим

 

компаниям

 

ставить

 

собственный

 

торговый

 

знак

 

на

 

зарядной

 

станции

.

● ● ● ● ●


Page 5
background image

35

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

После

 

изучения

 

существующих

 

моделей

 

и

 

самых

 

вероятных

 

траекторий

 

развития

 

были

 

разработаны

 

пять

 

возможных

 

бизнес

-

стратегий

 

для

 

развития

 

за

-

рядной

 

инфраструктуры

Распределение

 18 

видов

 

коммерческой

 

деятельности

 

по

 

пяти

 

вариантам

 

биз

-

нес

-

стратегий

 

представлено

 

в

 

таблице

.

ПОИСК

 

НАИЛУЧШЕЙ

 

ПОЗИЦИИ

 

НА

 

РЫНКЕ

Отраслевые

 

структуры

 

развиваются

 

в

 

определён

-

ных

 

направлениях

 

по

 

двум

 

причинам

 — 

либо

 

в

 

со

-

ответствии

 

с

 

нуждами

 

потребителей

либо

 

для

 

удоб

-

ства

 

поставщика

Бизнес

-

процессы

 

в

 

сфере

 

зарядки

 

электротранспорта

 — 

не

 

исключение

.

Каждая

 

из

 

выбранных

 

моделей

 

построена

 

по

 

принципу

 

подъёма

 

вверх

 

по

 

технологической

 

цепоч

-

ке

 

от

 

базовых

 

элементов

 (

производители

 

оборудова

-

ния

до

 

конечной

 

цели

  (

договора

 

на

 

обслуживание

 

электромобилей

). 

Однако

начиная

 

со

 

второй

 

ступе

-

ни

эти

 

компании

 

могут

 

владеть

 

элементами

 

нижнего

 

уровня

 

или

 

осуществлять

 

аутсорсинг

Действитель

-

но

станция

 

сама

 

по

 

себе

 

может

 

представлять

 

по

-

ложительный

 

внешний

 

эффект

при

 

том

 

что

 

часть

 

технологической

 

цепочки

 

игрока

 

основывается

 

на

 

понимании

 

архитектуры

 

зарядных

 

станций

 

или

 

бли

-

зости

 

к

 

ней

.

По

 

нашему

 

мнению

ни

 

одна

 

из

 

этих

 

пяти

 

стра

-

тегий

 

не

 

создаёт

 

абсолютно

 

новые

 

ценностные

 

предложения

Для

 

большинства

 

из

 

них

 

существу

-

ют

 

относительно

 

небольшие

 

препятствия

 

для

 

ре

-

ализации

Лишь

 

некоторые

 

выглядят

 

устойчивыми

 

и

 

аргументированными

В

 

результате

 

мы

 

полага

-

ем

 — 

это

 

тот

 

бизнес

который

 

можно

 

быстро

 

создать

 

и

 

потерять

 

и

 

который

 

можно

 

вести

 

в

 

глобальных

 

масштабах

Оптимизация

 

стратегии

 

возможна

 

по

-

средством

 

использования

 

какого

-

нибудь

 «

реально

-

го

» 

компонента

как

например

в

 

случае

 

с

 

послед

-

ними

 

разработками

 

в

 

области

  «

материальных

» 

технологий

расширения

 

сетей

 

мобильной

 

связи

 

и

 

кабельного

 

ТВ

Однако

 

этим

 

сможет

 

восполь

-

зоваться

 

только

 

тот

 

игрок

который

 

способен

 

по

-

строить

 

хорошие

 

отношения

 

с

 

энергокомпаниями

муниципальными

 

службами

 

и

 

владельцами

 

парко

-

вок

.

Далее

 

рассмотрим

 

эти

 

пять

 

бизнес

-

стратегий

 

и

 

оценим

 

риски

 

и

 

преимущества

 

каждой

 (

рис

. 2).

Рис

. 2. 

Пять

 

бизнес

-

стратегий

2. 

Компания

 

по

 

обслу

-

живанию

 

и

 

установке

Компания

оказывающая

 

услуги

 

по

 

установке

 

и

 

обслужива

-

нию

 

зарядных

 

станций

.

3. 

Брокер

-

оператор

.

 

Поставщик

 

зарядных

 

станций

вы

-

ступающий

 

посредником

 

во

 

взаимо

-

отношениях

 

с

 

энерге

-

тическими

 

рынками

.

4. 

Оператор

 

Smart Grid.

 

Оператор

 Smart 

Grid 

или

 

ком

-

пания

которые

 

используют

 

резервную

 

мощность

 

аккумуляторов

 

припаркован

-

ных

 

электро

-

мобилей

 

для

 

сглаживания

 

общих

 

нагрузок

 

на

 

сеть

.

5. 

Компания

-

«

хранитель

», 

предлагаю

-

щая

 

услуги

 

по

 

техподдержке

 

и

 

обслуживанию

.

 

Компания

пред

-

лагающая

 

услуги

 

по

 

поддержке

 

и

 

обслуживанию

 

транспортных

 

средств

при

 

этом

 

она

 

не

 

обяза

-

тельно

 

владеет

 

зарядными

 

станциями

 

или

 

управляет

 

ими

.

1. 

Произ

-

водитель

Поставщик

 

оборудо

-

вания

 

для

 

инфра

-

структуры

.

Бизнес

-

стратегия

 

 1: 

производитель

Этот

 

игрок

 

производит

 

оборудование

 

для

 

инфра

-

структуры

необходимое

 

для

 

зарядки

 

аккумуляторов

 

в

 

городской

бытовой

 

или

 

корпоративной

 

средах

По

-

следующие

 

операции

связанные

 

с

 

транспортными

 

средствами

 

и

 

работой

 

энергокомпаний

не

 

входят

 

в

 

его

 

сферу

 

деятельности

поэтому

 

его

 

можно

 

срав

-

нить

например

с

 

разработчиком

 

модемов

.

Любая

 

инфраструктура

связанная

 

с

 

высоко

-

вольтными

 

соединениями

будет

 

строго

 

регулиро

-

ваться

Это

 

означает

что

 

сама

 

технология

 

не

 

будет

 

препятствием

 

для

 

входа

 

на

 

рынок

Два

 

возможных

 

исключения

:

 

если

 

нормативная

 

сертификация

 

по

 

сообра

-

жениям

 

безопасности

 

ограничит

 

число

 

новых

 

участников

;

 

если

 

другой

 

игрок

 

в

 

технологической

 

цепочке

 (

на

-

пример

производитель

 

транспортных

 

средств

 

или

 

энергокомпания

выступающие

 

за

 

принятие

 

некоего

 

отраслевого

 

стандарта

может

 

блокиро

-

вать

 

других

 

игроков

.

Виды

 

деятельности

:

• 

производитель

 

небрендовых

 

зарядных

 

станций

;

• 

производитель

 

брендовых

 

зарядных

 

станций

;

• 

розничная

 

продажа

 

зарядных

 

станций

.

Возможности

:

• 

ощутимый

 

спрос

 

на

 

зарядные

 

устройства

 

ожида

-

ется

 

в

 

ближайшие

 

три

-

пять

 

лет

;

• 

рынок

 

небрендовых

 

зарядных

 

станций

 

может

 

стать

 

привлекательным

при

 

условии

 

что

 

устрой

-

ства

 

будут

 

непрерывно

 

совершенствоваться

 

в

 

соответствии

 

с

 

последними

 

технологическими

 

разработками

;

• 

правильные

 

партнёрские

 

отношения

 

с

 

произво

-

дителями

 

электромобилей

 

или

 

с

 

городской

 

адми

-

нистрацией

 

могут

 

оказаться

 

очень

 

выгодными

.

Угрозы

:

• 

компании

действующие

 

в

 

этом

 

секторе

могут

 

столкнуться

 

с

 

проблемой

связанной

 

с

 

низкой

 

стоимостью

 

товара

 

при

 

больших

 

объёмах

 

про

-

изводства

Кроме

 

того

им

 

придётся

 

непрерывно

 

модернизировать

 

свою

 

продукцию

чтобы

 

оста

-

ваться

 

в

 

деле

а

 

это

 

потребует

 

больших

 

вложений

 

капитала

;

• 

возможные

 

альтернативные

 

технологии

напри

-

мер

 

беспроводная

 

зарядка

могут

 

сделать

 

ненуж

-

ными

 

стандартные

 

зарядные

 

станции

;

•  

если

 

оборудование

 

изготов

-

лено

 

на

 

базе

 

устаревших

 

тех

-

нологий

дифференциация

 

и

 

конкурентное

 

преимущество

 

уменьшаются

;

• 

простая

 

продажа

 

зарядных

 

станций

 

значительно

 

ограничит

 

целевую

 

аудиторию

 

в

 

средне

-

срочной

 

перспективе

поскольку

 

некоторым

 

пользователям

 

потре

-

буется

 

не

 

только

 

устройство

но

 

и

 

подключение

 

к

 

сети

возможность

 

реализации

 

системы

 

расчётов

 

за

 

энергопотребление

 

и

 

т

.

д

.;


Page 6
background image

36

СЕТИ РОССИИ

• 

из

-

за

 

близости

 

к

 

цепочке

 

снабжения

 

поставщик

 

будет

 

вынужден

 

оставаться

 

конкурентоспособным

;

• 

повышение

 

капитальных

 

затрат

 

может

 

стать

 

про

-

блемой

 

для

 

независимых

 

игроков

 

с

 

малой

 

рыноч

-

ной

 

капитализацией

.

Выводы

:

• 

бизнес

-

стратегии

основанные

 

исключительно

 

на

 

производстве

 

оборудования

 

для

 

зарядных

 

стан

-

ций

не

 

смогут

 

соответствовать

 

темпу

 

изменений

 

на

 

рынке

Для

 

успешной

 

деятельности

 

игрокам

 

в

 

этом

 

секторе

 

потребуется

 

важный

 

стратегический

 

партнёр

;

• 

у

 

производителей

 

будет

 

мало

 

возможностей

 

для

 

дифференциации

 

за

 

пределом

 

конкретных

 

региональных

 

требований

 

к

 

напряжению

Весь

-

ма

 

выгодными

 

будут

 

партнёрские

 

соглашения

 

с

 

производителями

 

электромобилей

однако

 

эта

 

возможность

 

быстро

 

теряет

 

свою

 

привлекатель

-

ность

Мы

 

рекомендуем

 

производителю

 

найти

 

конкретную

 

целевую

 

потребительскую

 

нишу

 

и

 

адаптировать

 

своё

 

предложение

 

в

 

соответствии

 

с

 

очевидными

 

запросами

 

этих

 

потребителей

;

• 

устройства

 

могут

 

быть

 

адаптированы

 

для

 

кон

-

кретных

 

областей

 

применения

;

• 

по

 

согласованию

 

с

 

городской

 

администрацией

 

зарядные

 

станции

 

могут

 

быть

 

построены

 

вблизи

 

от

 

станций

 

метро

 

и

 

остановок

 

общественного

 

транспорта

что

 

предоставляет

 

возможности

 

для

 

интеграции

 

электромобилей

 

в

 

муниципальную

 

транспортную

 

схему

;

• 

некоторые

 

участники

 

рынка

 

могут

 

перейти

 

от

 

про

-

изводства

 

стационарных

 

зарядных

 

станций

 

к

 

про

-

изводству

 

портативных

 

зарядных

 

станций

кото

-

рые

 

владельцы

 

электромобилей

 

смогут

 

брать

 

с

 

собой

что

 

сократит

 

потребность

 

в

 

стационарной

 

инфраструктуре

;

• 

компании

использующие

 

данную

 

стратегию

могут

 

принять

 

решение

 

о

 

владении

 

компанией

 

по

 

производству

 

оборудования

 

или

 

найме

 

одно

-

го

 

или

 

нескольких

 

производителей

 

брендовых

/

небрендовых

 

зарядных

 

станций

.

Бизнес

-

стратегия

 

 2: 

компания

 

по

 

установке

 

и

 

обслуживанию

Компания

 

устанавливает

 

зарядные

 

станции

 

и

 

впоследствии

 

отвечает

 

за

 

их

 

эксплуатационную

 

на

-

дёжность

Это

 

похоже

 

на

 

управление

 

современными

 

заправочными

 

станциями

однако

 

особый

 

характер

 

зарядки

 

аккумуляторов

 (

например

она

 

может

 

занять

 

несколько

 

часов

), 

по

-

видимому

потребует

 

совер

-

шенно

 

иную

 

инфраструктуру

возможно

интегриро

-

ванную

 

в

 

парковки

.

При

 

установке

 

домашних

 

зарядных

 

станций

 

ма

-

лый

 

объём

 

необходимого

 

обслуживания

 

и

 

отсут

-

ствие

 

дифференциации

 

могут

 

ограничить

 

возмож

-

ности

 

для

 

формирования

 

лояльности

 

потребителей

.

Ситуация

 

совершенно

 

иная

 

в

 

случае

 

с

 

владель

-

цами

 

сетей

 

зарядных

 

станций

 

общественного

 

поль

-

зования

/

общественного

 

пользования

 

с

 

частичными

 

ограничениями

Для

 

них

 

значительно

 

более

 

важны

 

договора

 

на

 

обслуживание

поскольку

 

время

 

простоя

 

станции

 

из

-

за

 

её

 

неисправности

 

может

 

привести

 

к

 

потере

 

прибыли

.

Виды

 

деятельности

:

• 

розничная

 

продажа

 

зарядных

 

станций

;

• 

обслуживание

 

и

 

ремонт

 

зарядных

 

станций

;

• 

установка

.

Возможности

:

• 

потенциал

 

домашних

 

зарядных

 

устройств

кото

-

рые

 

могут

 

быть

 

установлены

 

с

 

меньшим

 

числом

 

дополнительных

 

обновлений

 

по

 

сравнению

 

с

 

другими

 

решениями

 

в

 

области

 

зарядки

 

электро

-

мобилей

стабильно

 

увеличивается

;

• 

растущая

 

потребность

 

в

 

разъяснительной

 

дея

-

тельности

 

среди

 

покупателей

 

может

 

открыть

 

для

 

компании

занимающейся

 

розничной

 

продажей

установкой

 

или

 

ремонтом

 

зарядных

 

станций

новые

 

возможности

 

для

 

бизнеса

например

 

при

 

оказании

 

поддержки

 

энергокомпаниям

 

в

 

ходе

 

кампаний

 

по

 

энергосбережению

.

Угрозы

:

• 

на

 

данный

 

момент

 

проекты

 

по

 

установке

 

домаш

-

них

 

зарядных

 

станций

 

требуют

 

гораздо

 

б

ó

льших

 

временных

 

затрат

 

и

 

связаны

 

с

 

б

ó

льшими

 

риска

-

ми

чем

 

предполагалось

 

изначально

;

• 

компании

 

по

 

установке

 

и

 

обслуживанию

 

будет

 

сложно

 

расширить

 

сферу

 

своей

 

деятельности

 

географически

Ей

 

придётся

 

соблюдать

 

норма

-

тивные

 

требования

 

по

 

установке

 

и

 

обслуживанию

 

станций

которые

 

могут

 

значительно

 

отличаться

 

в

 

зависимости

 

от

 

региона

по

 

крайней

 

мере

 

до

 

формирования

 

рынка

;

• 

данная

 

рыночная

 

ниша

по

 

всей

 

вероятности

исчезнет

 

на

 

некоторых

 

целевых

 

рынках

  (

напри

-

мер

домашние

 

зарядные

 

станции

), 

поскольку

 

энергокомпании

 

могут

 

принять

 

решение

 

включить

 

эти

 

услуги

 

в

 

свои

 

пакеты

 

услуг

;

• 

простая

 

продажа

 

зарядных

 

станций

 

может

 

зна

-

чительно

 

ограничить

 

целевую

 

аудиторию

 

из

-

за

 

доступа

 

к

 

ограниченному

 

числу

 

участников

 

в

 

тех

-

нологической

 

цепочке

.

Выводы

:

• 

ценность

 

договоров

 

на

 

обслуживание

 

может

 

вырасти

 

с

 

течением

 

времени

поскольку

 

в

 

буду

-

щем

 

число

 

используемых

 

зарядных

 

станций

 

уве

-

личится

;

• 

технологии

 

зарядных

 

станций

 

начнут

 

быстро

 

раз

-

виваться

что

 

вынудит

 

компании

 

по

 

их

 

установке

 

и

 

обслуживанию

 

непрерывно

 

обновлять

 

пакеты

 

предлагаемых

 

ими

 

услуг

;

• 

сложно

 

представить

 

владельца

 

электромобиля

у

 

которого

 

нет

 

домашней

 

зарядной

 

установки

Это

 

требует

 

тщательной

 

координации

 

действий

 

различных

 

сторон

чтобы

 

не

 

допустить

 

разочаро

-

вания

 

первых

 

энтузиастов

 

в

 

области

 

пользования

 

электротранспортом

;

• 

положение

 

компании

 

по

 

установке

 

и

 

обслужива

-

нию

 

станций

 

лучше

 

всего

 

подходит

 

для

 

ускоре

-

ния

 

процесса

 

стандартизации

Компания

 

должна

 

делать

 

всё

 

возможное

 

для

 

контроля

 

риска

связанного

 

с

 

отсутствием

 

стандартов

при

 

управ

-

лении

 

материально

-

техническими

 

ресурсами

 

и

 

оказании

 

готовых

 

услуг

;

• 

стратегическое

 

сочетание

 

оборудования

 

и

 

приме

-

нения

 

экологически

 

чистой

 

энергии

 

либо

 

поддерж

-

ки

 

управления

 

энергией

 

во

 

внепиковые

 

периоды

 


Page 7
background image

37

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

может

 

привлечь

 

потребителей

заботящихся

 

об

 

окружающей

 

среде

Например

некоторые

 

станции

 

способны

 

производить

 

электроэнергию

 

с

 

помощью

 

встроенных

 

возобновляемых

 

источников

 

энергии

например

 

фотоэлектрических

 

панелей

;

• 

инвестиции

 

в

 

квалифицированный

 

технический

 

персонал

 

в

 

сочетании

 

с

 

хорошей

 

моделью

 

обслу

-

живания

 

станут

 

важным

 

дифференцирующим

 

фактором

 

на

 

рынке

.

Бизнес

-

стратегия

 

 3: 

брокер

-

оператор

В

 

дополнение

 

к

 

услугам

 

по

 

установке

 

и

 

техобслу

-

живанию

 

зарядных

 

станций

брокер

-

оператор

 

также

 

осуществляет

 

управление

 

энергоснабжением

Такая

 

компания

 

контролирует

 

энергопотребление

стои

-

мость

 

такой

 

энергии

 

и

 

объём

который

 

указывается

 

в

 

счетах

 

на

 

оплату

выставляемых

 

потребителю

.

Одно

 

из

 

главных

 

преимуществ

 

брокера

-

оператора

 

заключается

 

в

 

его

 

возможностях

 

по

 

осуществлению

 

управления

 

и

 

контроля

Одну

 

часть

 

такой

 

бизнес

-

стра

-

тегии

 

могут

 

использовать

 

компании

которые

 

пред

-

лагают

 

аналитические

 

средства

 

отслеживания

 

для

 

служб

 

мобильной

 

связи

Тем

 

не

 

менее

 

эта

 

отрасль

 

бизнеса

 

не

 

настолько

 

проста

Выступая

 

в

 

качестве

 

посредника

компания

 

находится

 

в

 

положении

позво

-

ляющем

 

ей

 

добиться

 

наилучших

 

условий

 

работы

 

как

 

с

 

энергокомпаниями

так

 

и

 

с

 

потребителями

 

или

 

по

 

крайней

 

мере

 

создать

 

такие

 

аналитические

 

средства

которые

 

добавят

 

ценности

 

энергокомпаниям

Эти

 

до

-

полнительные

 

данные

 

также

 

могут

 

использоваться

 

для

 

создания

 

пакетов

 

услуг

основанных

 

на

 

полной

 

модели

 

энергопотребления

 

каждого

 

дома

.

Виды

 

деятельности

:

• 

диагностика

 

производительности

 

транспортного

 

средства

 

для

 

производителей

 

электромобилей

;

• 

информация

 

по

 

зарядной

 

инфраструктуре

 

для

 

водителей

 

электромобилей

;

• 

мобильный

/

веб

 

клиентский

 

портал

;

• Smart 

Grid-

интерфейс

;

• «

умная

» 

зарядка

;

• 

возможность

 

выставления

 

счетов

 

за

 

потребление

 

электроэнергии

;

• 

возможность

 

учёта

 

энергопотребления

;

• 

ПО

 

для

 

управления

 

сетью

 

зарядных

 

станций

.

Возможности

:

• 

брокер

-

оператор

 

может

 

предложить

 

пакет

 

разно

-

образных

 

услуг

 

различным

 

группам

 

потребителей

;

• 

необходимость

 

в

 

выполнении

 

разъяснительной

 

работы

 

среди

 

покупателей

в

 

настоящее

 

время

 

у

 

потенциальных

 

покупателей

 

зарядных

 

станций

 

для

 

электромобилей

 

нет

 

убедительных

 

причин

 

войти

 

в

 

данную

 

отрасль

 

бизнеса

Брокер

-

оператор

 

должен

 

помочь

 

им

 

понять

как

 

монетизировать

 

существую

-

щие

 

возможности

таким

 

образом

 

закрепляя

 

свою

 

позицию

 

в

 

цепочке

 

создания

 

ценности

;

• 

покупателям

 

необходима

 

возможность

 

немед

-

ленного

 

подключения

 

к

 

сети

 

при

 

приобретении

 

зарядной

 

станции

 

без

 

процессора

 

управления

 

данными

.

Угрозы

:

• 

модели

 

получения

 

прибыли

 

ещё

 

не

 

полностью

 

проверены

 

для

 

всех

 

видов

 

деятельности

пред

-

лагаемых

 

брокером

-

оператором

;

• 

потенциальные

 

покупатели

скорее

 

всего

будут

 

ожидать

что

 

некоторые

 

услуги

 

будут

 

оказываться

 

бесплатно

;

• 

некоторые

 

из

 

услуг

 

брокера

-

оператора

 

будут

 

главными

 

предложениями

 

других

 

участников

 

в

 

электромобильной

 

отрасли

.

Выводы

:

• 

ключевое

 

преимущество

 

брокера

-

оператора

 — 

его

 

возможность

 

объединять

 

систему

 

выставле

-

ния

 

счетов

 

за

 

энергопотребление

 

с

 

процессом

 

зарядки

Таким

 

образом

одна

 

из

 

сильных

 

сторон

 

и

 

ценность

 

брокера

-

оператора

 

на

 

рынке

 — 

помощь

 

в

 

определении

 

и

 

исчислении

 

ценности

 

потен

-

циального

 

проекта

 

в

 

области

 

зарядной

 

инфра

-

структуры

Однако

 

сама

 

по

 

себе

 

возможность

 

выставления

 

счетов

 

также

 

может

 

стать

 

товаром

и

 

её

 

не

 

следует

 

считать

 

абсолютной

 

страховкой

 

против

 

других

 

бизнес

-

стратегий

поскольку

 

про

-

изводители

 

электромобилей

 

могут

 

в

 

будущем

 

устанавливать

 

в

 

свои

 

транспортные

 

средства

 

соответствующие

 

эффективные

 

механизмы

обращаясь

 

к

 

телеметрии

Один

 

из

 

возможных

 

способов

 

борьбы

 

с

 

таким

 

риском

 

заключается

 

в

 

активной

 

работе

 

в

 

области

 

телеметрии

что

 

закрепляет

 

положение

 

производителей

 

электро

-

мобилей

;

• 

работа

 

в

 

качестве

 

брокера

-

оператора

 

требует

 

значительных

 

вложений

 

в

 

системы

 

и

 

средства

 

связи

;

• 

диагностические

 

возможности

 

брокера

-

операто

-

ра

 

также

 

могут

 

оказаться

 

полезными

 

для

 

страхо

-

вых

 

компаний

 

и

 

других

 

компаний

работающих

 

с

 

данными

;

• 

брокеру

-

оператору

 

будет

 

сложно

 

выполнять

 

все

 

указанные

 

виды

 

деятельности

успех

 

будет

 

зави

-

сеть

 

от

 

эффективного

 

сотрудничества

 

с

 

энер

-

гокомпаниями

многие

 

из

 

которых

 

склоняются

 

к

 

непредпринимательским

 

культурам

.

Бизнес

-

стратегия

 

 4: 

оператор

 Smart Grid

Данный

 

игрок

 

также

 

будет

 

осуществлять

 

управле

-

ние

 

энергией

но

 

иным

 

образом

Помимо

 

контроля

 

процесса

 

зарядки

оператор

 Smart Grid 

будет

 

исполь

-

зовать

 

аккумуляторы

 

припаркованных

 

электромоби

-

лей

 

в

 

качестве

 

источника

 

энергии

.

Одна

 

из

 

самых

 

больших

 

сложностей

 

в

 

области

 

производства

 

электроэнергии

 

заключается

 

в

 

том

что

 

большая

 

часть

 

электроэнергии

 

производится

 

для

 

немедленного

 

потребления

В

 

результате

 

произво

-

дители

 

электроэнергии

 

должны

 

иметь

 

возможность

 

справляться

 

с

 

периодами

 

максимальной

 

нагрузки

 

на

 

сеть

даже

 

если

 

большинство

 

таких

 

пиков

 

происходит

 

нечасто

Есть

 

и

 

другая

 

проблема

связанная

 

с

 

воз

-

обновляемой

 

энергетикой

Объём

 

электроэнергии

который

 

производится

 

с

 

использованием

 

солнечной

 

или

 

ветровой

 

энергии

значительно

 

варьируется

и

 

часто

 

периоды

 

производства

 

такой

 

электроэнергии

 

не

 

совпадают

 

с

 

пиками

 

энергопотребления

.

Оператор

 Smart Grid 

поможет

 

уменьшить

 

мас

-

штаб

 

этих

 

двух

 

проблем

сделав

 

всю

 

сеть

 

более

 

эф

-

фективной

 

посредством

 

применения

 

аккумуляторов

 

припаркованных

 

электромобилей

 

сначала

 

для

 

акку

-


Page 8
background image

38

СЕТИ РОССИИ

мулирования

а

 

потом

 

для

 

использования

 

этой

 

энер

-

гии

 

для

 

сглаживания

 

пиков

 

энергопотребления

.

Данный

 

игрок

 

рынка

 

предлагает

 

решения

 

по

 

акку

-

мулированию

 

и

 

производству

 

электроэнергии

а

 

так

-

же

 

возможности

 

автономной

 

зарядки

  (

обособленно

 

от

 

сети

или

 

зарядки

 

в

 

периоды

 

непиковой

 

нагрузки

 

с

 

надбавкой

 

за

 

удобство

.

Виды

 

деятельности

:

• 

управление

 Smart Grid.

Возможности

:

• 

необходимы

 

программные

 

решения

 

для

 

энер

-

гетического

 

сектора

Новые

 

игроки

 

появляются

однако

 

сделать

 

можно

 

ещё

 

много

;

• 

энергокомпаниям

 

нужны

 

более

 

эффективные

 

системы

 

управления

 

данными

 

по

 

приемлемой

 

цене

которые

 

позволят

 

им

 

улучшить

 

качество

 

обслуживания

 

потребителей

;

• 

затраты

 

на

 

ПО

 

и

 

мониторинг

 

могут

 

компенсиро

-

ваться

 

за

 

счёт

 

преимуществ

 

управления

 

энергией

 

в

 

часы

 

пиковой

 

нагрузки

.

Угрозы

:

• 

практичность

 

данной

 

идеи

 

невозможно

 

оценить

поскольку

 

ПО

 

для

 Smart Grid 

для

 

реализации

 

такой

 

идеи

 

ещё

 

не

 

разработано

 

в

 

достаточной

 

мере

;

• 

вместо

 

этого

 

могут

 

получить

 

развитие

 

системы

 

замены

 

аккумуляторов

;

• «

быстрая

 

зарядка

» 

может

 

стать

 

нормой

что

 

огра

-

ничит

 

необходимость

 

в

 

зарядке

 

на

 

весь

 

день

/

всю

 

ночь

;

• 

производители

 

электромобилей

 

могут

 

отказаться

 

устанавливать

 

устройства

 

на

 

базе

 

двунаправлен

-

ной

 

зарядной

 

технологии

 

в

 

свои

 

транспортные

 

средства

;

• 

энергокомпании

 

могут

 

принять

 

решение

 

выпол

-

нять

 

эти

 

виды

 

деятельности

 

самостоятельно

.

Выводы

:

• 

создание

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

для

 

электро

-

мобилей

 — 

амбициозная

 

задача

Не

 

менее

 

амбициозна

 

задача

 

создания

 Smart Grid. 

Одно

-

временное

 

выполнение

 

этих

 

задач

 

может

 

повы

-

сить

 

ценность

 

каждого

 

из

 

направлений

но

 

также

 

может

 

повысить

 

объём

 

необходимых

 

вложений

 

и

 

управленческих

 

усилий

;

• 

учитывая

 

недостаточное

 

понимание

 

рыночного

 

спроса

 

и

 

рентабельности

 

инвестиций

компании

которые

 

сосредоточили

 

свои

 

усилия

 

на

 

развёр

-

тывании

 Smart Grid, 

должны

 

будут

 

тесно

 

сотруд

-

ничать

 

с

 

компаниями

которые

 

способны

 

помочь

 

сделать

 

переход

 

к

 Smart Grid 

более

 

приемлемым

 

по

 

затратам

 

и

 

интересным

 

для

 

энергокомпаний

Например

можно

 

вступить

 

в

 

сотрудничество

 

с

 

производителями

 

ПО

 

для

 

управления

 

данными

которые

 

могут

 

доказать

 

рентабельность

 

инвести

-

ций

 

наглядно

;

• 

в

 

конечном

 

итоге

 

успех

 

оператора

 Smart Grid 

будет

 

зависеть

 

от

 

создания

 

трёхстороннего

 

цен

-

ностного

 

предложения

которое

 

будет

 

в

 

равной

 

степени

 

интересно

 

производителям

 

электро

-

мобилей

энергоснабжающим

 

организациям

 

и

 

потребителям

;

• 

разработка

 

стандартов

 

может

 

оказаться

 

препят

-

ствием

 

для

 

входа

 

в

 

данный

 

рыночный

 

сектор

;

• 

работа

 

на

 

уровне

 

энергокомпаний

 

может

 

помочь

 

немедленно

 «

обезопасить

» 

бизнес

;

• 

продажа

 

сертификатов

подтверждающих

 

выра

-

ботку

 

электроэнергии

 

с

 

использованием

 

источ

-

ников

 

возобновляемой

 

энергии

в

 

поддержку

 

зарядки

 

электромобилей

 

с

 

использованием

 

экологически

 

чистой

 

энергии

 

станет

 

привлека

-

тельным

 

дополнением

 

к

 

услугам

предлагаемым

 

оператором

 Smart Grid, 

сразу

 

после

 

формирова

-

ния

 

данного

 

рынка

.

Бизнес

-

стратегия

 

 5: 

компания

-

«

хранитель

», 

предлагающая

 

услуги

 

по

 

техподдержке

 

и

 

обслуживанию

Эта

 

компания

 

может

 

быть

 

собственником

  (

или

 

нет

внутренней

 

энергетической

 

инфраструктуры

Она

 

предлагает

 

свои

 

услуги

 

не

 

только

 

различным

 

сторонам

 

в

 

зарядной

 

экосистеме

но

 

и

 

владельцам

 

электромобилей

 (

частным

 

лицам

 

или

 

компаниям

).

На

 

данном

 

уровне

 

важнейшие

 

факторы

отличаю

-

щие

 

данную

 

бизнес

-

стратегию

 

от

 

других

, — 

это

 

допол

-

нительные

 

услуги

которые

 

могут

 

быть

 

периферийны

-

ми

 

по

 

отношению

 

к

 

зарядной

 

инфраструктуре

но

 

при

 

этом

 

крайне

 

важными

 

для

 

всей

 

зарядной

 

экосистемы

.

В

 

частности

такая

 

компания

 

выполняет

 

более

 

стратегическую

 

роль

 

в

 

управлении

 

зарядной

 

сетью

 

и

следовательно

подвержена

 

б

ó

льшим

 

рискам

 (

как

 

и

 

потенциалу

 

повышения

 

стоимости

по

 

сравнению

 

с

 

брокером

-

оператором

.

Виды

 

деятельности

:

• 

средства

 

управления

 

парком

 

электромобилей

;

• 

проектно

-

конструкторские

 

услуги

;

• 

периферийные

 

услуги

имеющие

 

отношение

 

к

 

владельцу

 

электромобиля

;

• 

периферийные

 

услуги

имеющие

 

отношение

 

к

 

аккумуляторам

.

Возможности

:

• 

ни

 

одна

 

из

 

бизнес

-

стратегий

 

не

 

затрагивает

 

столько

 

различных

 

отраслей

как

 

эта

Она

 

затра

-

гивает

 

производство

телекоммуникации

ПО

 

и

 

даже

 

страхование

Благодаря

 

управлению

 

отчё

-

тами

 

о

 

работе

 

транспортного

 

средства

 

и

 

связан

-

ных

 

с

 

этим

 

потоков

 

данных

ценность

 

компании

оказывающей

 

услуги

 

по

 

техподдержке

 

и

 

обслужи

-

ванию

может

 

объединить

 

полезность

 

создания

 

систем

 

управления

 

и

 

карт

 

постоянных

 

клиентов

 

с

 

возможностью

 

выступать

 

в

 

качестве

 «

магазина

 

приложений

» 

для

 

транспортного

 

средства

;

• 

такая

 

компания

 

имеет

 

уникальную

 

возможность

 

адаптации

 

пакета

 

услуг

 

для

 

транспортного

 

сред

-

ства

 

и

 

доступа

 

к

 

энергии

 

для

 

каждого

 

потребите

-

ля

 — 

частного

 

лица

 

или

 

компании

;

• 

в

 

отличие

 

от

 

других

 

бизнес

-

стратегий

компания

оказывающая

 

услуги

 

по

 

техподдержке

 

и

 

обслу

-

живанию

может

 

помочь

 

ввести

 

региональные

 

и

  (

или

национальные

 

стандарты

 

для

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

и

 

управлять

 

сетью

 

операторов

 

Smart Grid 

и

 

брокеров

-

операторов

.

Угрозы

:

• 

производители

 

электромобилей

 

всё

 

больше

 

двигаются

 

в

 

направлении

 

к

 

предложению

 

таких

 

же

 

услуг

 

и

 

станут

 

конкурентами

 

для

 

компаний

-

«

хранителей

»;


Page 9
background image

39

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

• 

спрос

 

на

 

такие

 

услуги

 

может

 

отличаться

 

от

 

того

который

 

прогнозируется

 

на

 

основании

 

развития

 

рынка

 

на

 

данном

 

этапе

;

• 

по

 

соображениям

 

безопасности

 

личных

 

данных

 

объём

 

получаемых

 

данных

 

может

 

быть

 

ограни

-

чен

.

Выводы

:

• 

эта

 

модель

 

может

 

быть

 

очень

 

привлекатель

-

ной

но

 

успешному

 

игроку

 

потребуется

 

доступ

 

к

 

системам

 

данных

 

производителей

 

электромоби

-

лей

который

 

многие

 

производители

 

не

 

желают

 

предоставлять

Скорее

 

всего

лидеры

 

в

 

данной

 

области

 «

перерастут

» 

её

 

и

 

приблизятся

 

к

 

сфере

 

обслуживания

страхования

 

и

 

навигации

 

на

 

уров

-

не

 

производителей

;

• 

ценностное

 

предложение

 

от

 

компаний

оказыва

-

ющих

 

услуги

 

по

 

техподдержке

 

и

 

обслуживанию

будет

 

эффективнее

 

всего

 

при

 

обслуживании

 

целого

 

парка

 

электромобилей

поэтому

 

индиви

-

дуальные

 

владельцы

 

электромобилей

 

могут

 

не

 

быть

 

его

 

первоначальной

 

целевой

 

группой

;

• 

определение

 

возможностей

 

сокращения

 

стоимо

-

сти

 

для

 

потенциальных

 

потребителей

 

и

 

последу

-

ющая

 

реализация

 

такого

 

решения

 

с

 

интеграцией

 

в

 

зарядную

 

сеть

 

также

 

может

 

оказаться

 

перспек

-

тивным

 

направлением

 

бизнеса

;

• 

компания

оказывающая

 

услуги

 

по

 

техподдержке

 

и

 

обслуживанию

может

 

рассмотреть

 

возмож

-

ность

 

предложения

 

определённым

 

группам

 

владельцев

 

электромобилей

 

конкретных

 

пери

-

ферийных

 

услуг

таких

 

как

 

аренда

 

транспортных

 

средств

абонентские

 

пакеты

 

доступа

 

к

 

энергии

;

• 

компания

оказывающая

 

услуги

 

по

 

техподдерж

-

ке

 

и

 

обслуживанию

также

 

может

 

предложить

 

периферийные

 

услуги

связанные

 

с

 

аккумулято

-

рами

 

для

 

электромобилей

например

 

управление

 

сетью

 

станций

 

замены

 

и

  (

или

центров

 

утилиза

-

ции

 

аккумуляторов

.

РЕЗЮМЕ

Зарядную

 

инфраструктуру

необходимую

 

для

 

сти

-

мулирования

 

повсеместного

 

распространения

 

ста

-

новящихся

 

всё

 

более

 

доступными

 

электромобилей

ещё

 

только

 

предстоит

 

построить

По

 

мере

 

того

 

как

 

ведущие

 

производители

 

начинают

 

выпускать

 

элек

-

тромобили

 

в

 

больших

 

количествах

зарядная

 

инфра

-

структура

 

перестаёт

 

быть

 

только

 

средством

 

обеспе

-

чения

 

осведомлённости

 

и

 

становится

 

коммерчески

 

рентабельным

 

бизнес

-

направлением

.

Вопрос

 

на

 

миллиард

 

долларов

как

 

компании

 

мо

-

гут

 

разработать

 

коммерчески

 

рентабельное

 

ценност

-

ное

 

предложение

 

и

 

выделиться

 

на

 

ещё

 

не

 

сформи

-

ровавшемся

но

 

уже

 

переполненном

 

рынке

?

Во

 

всём

 

мире

 

существует

 

множество

 

компаний

которые

 

выразили

 

интерес

 

к

 

развивающейся

 

заряд

-

ной

 

инфраструктуре

 

для

 

электромобилей

но

не

-

смотря

 

на

 

всю

 

их

 

изобретательность

 

и

 

активность

окончательная

 

форма

 

технологической

 

цепочки

 

до

 

сих

 

пор

 

не

 

ясна

Для

 

того

 

чтобы

 

лучше

 

понять

 

эту

 

це

-

почку

мы

 

проанализировали

 

работу

 

этих

 

компаний

 

и

 

выбрали

 18 

чётко

 

разграничиваемых

 

направлений

 

коммерческой

 

деятельности

которые

 

далее

 

объеди

-

нили

 

в

 

группы

 

с

 

целью

 

разработки

 

пяти

 

возможных

 

вариантов

 

бизнес

-

стратегий

Эти

 

бизнес

-

стратегии

 

имеют

 

различную

 

степень

 

сложности

 

в

 

пределах

 

це

-

почки

 

создания

 

ценности

 

и

следовательно

ассоци

-

ируются

 

с

 

различными

 

рисками

 

и

 

вознаграждениями

 

для

 

участников

 

рынка

 (

рис

. 3).

Данные

 

пять

 

бизнес

-

стратегий

 

будут

 

развиваться

 

разными

 

темпами

 

по

 

мере

 

преодоления

 

различных

 

препятствий

которые

 

могут

 

возникать

 

на

 

их

 

пути

Некоторые

 

компании

 

намерены

 

использовать

 

сразу

 

несколько

 

стратегий

 

или

 

даже

 

все

 

из

 

них

.

Подробный

 

анализ

 

бизнес

-

стратегий

 

позволил

 

сделать

 

несколько

 

выводов

Далее

 

приводятся

 

об

-

щие

 

заключения

.

Некоторые

 

компании

 

заявляют

что

 

они

 

предлага

-

ют

 

решения

 

для

 

различных

 

групп

 

потребителей

 — 

от

 

энергокомпаний

 

до

 

фирм

 

по

 

прокату

 

автомобилей

отелей

 

и

 

индивидуальных

 

потребителей

однако

 

у

 

них

 

нет

 

дифференцированного

 

пакета

 

услуг

 

и

 

убеди

-

тельной

 

модели

 

получения

 

прибыли

.

Некоторые

 

игроки

 

не

 

учли

 

роль

 

производителей

 

электромобилей

 

и

 

энергокомпаний

 

в

 

данной

 

разви

-

вающейся

 

экосистеме

и

пока

 

эти

 

два

 

центральных

 

участника

 

не

 

примут

 

окончательного

 

решения

 

по

 

Рис

. 3. 

Оценка

 

рисков

 

выбранных

 

бизнес

-

стратегий


Page 10
background image

40

СЕТИ РОССИИ


Page 11
background image

41

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

поводу

 

своих

 

дальнейших

 

действий

вряд

 

ли

 

может

 

быть

 

сформирована

 

устойчивая

 

технологическая

 

це

-

почка

.

Компании

управляющие

 

зарядными

 

станция

-

ми

находящиеся

 

в

 

верхней

 

части

 

технологической

 

цепочки

предлагают

 

услуги

которые

 

могут

 

начать

 

оказывать

 

другие

более

 

подготовленные

 

для

 

этого

 

игроки

.

Очень

 

важно

 

действовать

 

быстро

однако

 

это

 

не

 

гарантирует

 

получение

 

стабильной

 

доли

 

на

 

рынке

Производство

 

оборудования

 

для

 

зарядной

 

инфра

-

структуры

 

быстро

 

станет

 

бизнесом

 

с

 

низкой

 

нормой

 

прибыли

 

при

 

высоком

 

объёме

 

производства

.

Другие

 

участники

 

технологической

 

цепочки

 

в

 

сфере

 

зарядки

 

электромобилей

вероятно

будут

 

вкладывать

 

средства

 

в

 

услуги

связанные

 

с

 

опти

-

мизацией

 

работы

 

растущей

 

сети

 

зарядных

 

станций

В

 

целом

 

самые

 

широкие

 

возможности

 

для

 

получе

-

ния

 

прибыли

скорее

 

всего

будут

 

у

 

крупных

 

игроков

 

либо

 

у

 

активных

 

и

 

быстро

 

развивающихся

 

стартап

-

компаний

.

Формирование

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

для

 

электромобилей

вероятно

заставит

 

производите

-

лей

 

по

-

новому

 

взглянуть

 

на

 

управление

 

взаимоотно

-

шениями

 

с

 

потребителями

Некоторые

 

производите

-

ли

 

электромобилей

 

уже

 

поняли

 

эту

 

сложную

 

задачу

 

и

 

стараются

 

извлечь

 

из

 

этого

 

максимум

 

возможностей

.

Однако

 

предложения

 

некоторых

 

компаний

кото

-

рые

 

в

 

настоящее

 

время

 

участвуют

 

в

 

создании

 

за

-

рядной

 

инфраструктуры

 

для

 

электромобилей

мо

-

гут

 

оказаться

 

в

 

невыгодном

 

положении

если

 

новые

 

передовые

 

игроки

 

будут

 

входить

 

на

 

рынок

 

скорее

чем

 

ожидается

Можно

 

обозначить

 

следующие

 

пер

-

спективные

 

направления

 

и

 

инновационные

 

техно

-

логии

которые

 

могут

 

замедлить

 

развитие

 

зарядных

 

систем

.

Совершенствование

 

аккумуляторов

Техноло

-

гии

 

производства

 

аккумуляторов

 

продолжат

 

быстро

 

развиваться

Значительные

 

улучшения

 

в

 

области

 

производительности

 

аккумуляторов

 

могут

 

способ

-

ствовать

 

повышению

 

их

 

ёмкости

 

и

  (

или

скорости

 

подзарядки

Это

 

может

 

повлиять

 

на

 

расстояние

 

меж

-

ду

 

зарядными

 

станциями

 

и

 

общую

 

плотность

 

инфра

-

структуры

.

Замена

 

аккумуляторов

Также

 

не

 

следует

 

не

-

дооценивать

 

бизнес

-

направление

 

по

 

замене

 

акку

-

муляторов

В

 

настоящее

 

время

 

этому

 

уделяют

 

по

-

вышенное

 

внимание

 

в

 

Китае

и

учитывая

 

величину

 

потенциального

 

спроса

 

и

 

интенсивность

 

исследо

-

ваний

 

в

 

этой

 

стране

в

 

будущем

 

оно

 

может

 

сыграть

 

значительную

 

роль

 

в

 

области

 

развития

 

зарядной

 

ин

-

фраструктуры

.

Расширение

 

бортовых

 

систем

 

электромоби

-

лей

Разрабатываются

 

программные

 

приложения

работающие

 

на

 

базе

 

информационной

 

системы

 

транспортного

 

средства

 

или

 

мобильного

 

устройства

которые

 

могут

 

улучшить

 

безопасность

качество

 

свя

-

зи

 

и

 

мобильность

Также

 

могут

 

быть

 

предложены

 

ре

-

шения

пересекающиеся

 

с

 

пакетом

 

услуг

 

передовых

 

компаний

продающих

 

зарядные

 

станции

.

Развивающаяся

 

технология

 

зарядки

Заряд

-

ные

 

технологии

 

продолжают

 

развиваться

Напри

-

мер

возможность

 

зарядки

 

постоянным

 

током

 

уже

 

рассматривается

 

для

 

зарядки

 

на

 

Уровне

 1 

и

 2. 

В

 

ско

-

ром

 

будущем

 

на

 

рынке

 

появятся

 

новые

 

поколения

 

устройств

 

для

 

быстрой

 

зарядки

.

Беспроводная

 

зарядка

В

 

настоящее

 

время

 

технология

 

беспроводной

 

зарядки

 

является

 

дорого

-

стоящей

небезопасной

 

и

 

неэффективной

однако

 

передовые

 

компании

 

и

 

страны

 

ведут

 

активные

 

ис

-

следования

 

в

 

этом

 

направлении

Зарядка

не

 

тре

-

бующая

 

проводных

 

или

 

других

 

соединений

может

 

значительно

 

улучшить

 

безопасность

но

 

при

 

этом

 

со

-

кратить

 

рынок

поскольку

вероятнее

 

всего

целевые

 

группы

 

потребителей

 

этой

 

технологии

 

будут

 

теми

 

же

что

 

и

 

у

 

компаний

продвигающих

 

технологию

 

зарядки

 

постоянным

 

током

.

Развитие

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

в

 

сфере

 

электротранспорта

 

станет

 

новой

 

интересной

 

главой

 

в

 

истории

 

электрификации

 

транспорта

.   

КОММЕНТАРИЙ

:

Алексей

 

Винер

руководитель

 

отдела

 

развития

 

проекта

 

электрических

 

автомо

-

билей

 

ООО

 «

ММС

 

Рус

»

Наилучшей

 

среднесрочной

 

и

 

тем

 

более

 

долгосрочной

 

стратегией

 

для

 

российских

 

реалий

 

станет

 

развитие

 Smart Grid, 

которая

 

для

 

энергетических

 

компаний

 

является

 

тех

-

нологией

 

будущего

 

и

 

позволит

 

решить

 

не

 

только

 

системные

 

вопросы

 

энергосбереже

-

ния

но

 

и

 

частично

 

вопросы

 

ночных

 

и

 

дневных

 

перепадов

 

электроэнергии

что

 

является

 

одной

 

из

 

серьёзнейших

 

причин

 

изнашивания

 

сетей

При

 

этом

 

крайне

 

важно

 

отметить

что

 

внедрять

 

эту

 

масштабную

 

технологию

 

должны

 

не

 

игроки

-

однодневки

а

 

крупные

 

энергетические

 

компании

Только

 

им

 

под

 

силу

 

не

 

просто

 

развернуть

 

этот

 

масштабный

 

проект

но

 

и

 

обеспечить

 

его

 

бесперебойную

 

работу

Они

 

должны

 

взять

 

на

 

себя

 

органи

-

зацию

 

всей

 

технологической

 

цепочки

а

 

также

 

полный

 

контроль

 

за

 

всем

 

бизнес

-

процессом

Именно

 

круп

-

ные

 

энергетические

 

компании

такие

 

как

 

ОАО

 «

Россети

» 

или

 

ОАО

 «

МОЭСК

», 

если

 

говорить

 

о

 

Московском

 

регионе

смогут

 

обеспечить

 

необходимые

 

инвестиции

 

в

 

этот

 

проект

а

 

также

 

нести

 

должную

 

ответствен

-

ность

 

перед

 

потребителем

 — 

владельцем

 

электромобиля

Мы

как

 

компания

которая

 

привезла

 

в

 

Россию

 

первый

 

электромобиль

 

и

 

не

 

понаслышке

 

знает

 

о

 

том

какое

 

недовольство

 

среди

 

пользователей

 

может

 

вызвать

 

одна

 

неработающая

 

зарядная

 

станция

считаем

что

 

в

 

сегодняшних

 

реалиях

 

выход

 

на

 

рынок

 

за

-

рядной

 

инфраструктуры

 

большого

 

количества

 

мелких

 

игроков

 

хотя

 

и

 

создаст

 

видимость

 

конкуренции

 

и

 

быстрой

 

заполняемости

 

рынка

но

 

не

 

сможет

 

обеспечить

 

должного

 

качества

 

работы

 

инфраструктуры

 

в

 

масштабах

 

такого

 

большого

 

и

 

неоднородного

 

региона

как

 

Россия

.


Оригинал статьи: Поиск оптимальной бизнес-стратегии в экосистеме зарядки электромобилей

Читать онлайн

По материалам анализа бизнес-стратегий, проведённого рабочей группой по разработке альтернативных решений в транспортной индустрии (Advanced Powertrain) Международного центра по оказанию услуг компаниям автомобильной промышленности (Global Automotive Center) компании Ernst & Young.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(86), сентябрь-октябрь 2024

Использование систем накопления электроэнергии для зарядных станций электромобилей в условиях ограничений на технологическое присоединение

Электрозарядная инфраструктура / Электромобили
Воронин В.А. Непша Ф.С. Анушенко С.Ю.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»