32
СЕТИ
РОССИИ
п
е
р
с
п
е
к
т
и
в
ы
перспективы
М
ассовое
распространение
электромобилей
,
несо
-
мненно
,
потребует
быстро
-
го
развития
новой
инфра
-
структуры
,
в
особенности
зарядных
станций
.
При
том
что
развёртывание
этой
инфраструктуры
представляет
собой
перспективную
рыночную
воз
-
можность
,
её
масштаб
до
сих
пор
очень
трудно
оценить
.
Также
пока
неясно
,
кто
в
конечном
итоге
должен
владеть
вновь
создаваемыми
объек
-
тами
.
Несмотря
на
первоначальные
преимущества
увеличения
масшта
-
бов
производства
,
на
смену
крупным
игрокам
рынка
,
принявшим
неверное
решение
,
могут
прийти
мелкие
,
су
-
мевшие
в
свою
очередь
найти
пра
-
вильный
подход
.
В
скором
времени
ситуация
прояс
-
нится
—
либо
из
-
за
технологического
прогресса
,
либо
под
воздействием
первых
участников
рынка
,
которые
окажутся
успешнее
всех
в
реализа
-
ции
своей
программы
.
В
этом
слу
-
чае
выиграет
вся
отрасль
целиком
.
Напротив
,
если
ситуация
в
области
создания
зарядной
инфраструктуры
продолжит
оставаться
неясной
,
это
может
замедлить
развитие
всей
от
-
расли
и
даже
поставить
под
угрозу
её
прогресс
на
целые
десятилетия
.
В
настоящем
документе
мы
наде
-
емся
пролить
свет
на
формирующую
-
ся
технологическую
цепочку
зарядной
инфраструктуры
—
её
форму
,
вероят
-
ные
риски
и
возможности
создания
.
Данный
отчёт
может
помочь
ком
-
паниям
поставить
правильные
во
-
просы
о
стратегии
в
отношении
элек
-
тромобилей
и
найти
верные
ответы
независимо
от
того
,
решает
ли
ком
-
пания
подождать
выходить
на
этот
новый
интересный
развивающийся
рынок
или
расширить
свою
програм
-
му
инвестиций
.
ОСНОВНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ЦЕПИ
Основные
составляющие
фор
-
мирующейся
технологической
цепи
в
области
зарядной
инфраструкту
-
ры
для
электротранспорта
понятны
.
Она
должна
передавать
электро
-
энергию
от
розетки
к
транспортному
средству
,
отслеживать
информацию
энергоснабжающего
предприятия
и
потребителя
электроэнергии
,
а
также
включать
платёжную
систему
,
понят
-
ную
потребителю
и
которую
энерго
-
распределительная
компания
может
легко
интегрировать
в
существующие
биллинговые
системы
.
И
,
конечно
,
она
должна
соответствовать
требо
-
ваниям
законодательных
и
норматив
-
ных
актов
.
Тем
не
менее
некоторые
состав
-
ляющие
цепи
остаются
неясны
-
ми
:
•
как
скоро
электромобили
станут
явлением
массового
рынка
,
или
лучше
спросить
:
насколько
не
скоро
?
Поиск оптимальной
бизнес-стратегии в
экосистеме зарядки
электромобилей
По материалам анализа бизнес-стратегий, проведённого рабо-
чей группой по разработке альтернативных решений в транс-
портной индустрии (Advanced Powertrain) Международного
центра по оказанию услуг компаниям автомобильной промыш-
ленности (Global Automotive Center) компании Ernst & Young.
33
№
1 (28),
январь
–
февраль
, 2015
•
каковы
будут
стандарты
относительно
размеров
зарядных
устройств
?
•
некоторые
стандарты
в
области
технологий
заряд
-
ки
ещё
не
утверждены
на
глобальном
уровне
;
•
по
вопросу
о
том
,
стоит
ли
подключать
зарядные
станции
для
электромобилей
к
Smart Grid,
до
сих
пор
ведутся
дискуссии
;
•
некоторые
возможные
предложения
услуг
напря
-
мую
зависят
от
развития
Smart Grid,
но
стоит
ли
строить
первоначальную
сеть
с
учётом
такой
совместимости
?
•
где
находятся
границы
между
сферами
деятель
-
ности
различных
сторон
,
участвующих
в
развитии
зарядной
инфраструктуры
?
•
каковы
коммерческие
риски
и
вознаграждения
разработки
и
производства
различной
продукции
и
оказания
различных
услуг
в
области
зарядной
инфраструктуры
?
•
каковы
потенциальные
регулярные
статьи
дохода
и
соответствующие
риски
и
какая
бизнес
-
страте
-
гия
затрагивает
их
наилучшим
образом
?
•
какие
капитальные
и
эксплуатационные
расходы
связаны
с
зарядной
инфраструктурой
?
В
целях
проведения
данного
исследования
исхо
-
дили
из
того
,
что
технологическая
цепочка
в
области
зарядки
электромобилей
представляет
собой
четы
-
ре
сферы
,
охватывающие
18
видов
деятельности
.
1.
Сфера
зарядной
инфраструктуры
охватывает
все
услуги
,
начиная
от
производства
зарядных
станций
и
заканчивая
настройкой
физической
ин
-
фраструктуры
и
управлением
поставками
энер
-
гии
через
сеть
зарядных
станций
.
2.
Сфера
энергокомпаний
включает
такие
виды
деятельности
,
как
производство
и
распределение
электроэнергии
и
выставление
счетов
за
её
по
-
требление
конечным
потребителем
.
3.
Сфера
производителей
включает
все
виды
дея
-
тельности
,
связанные
с
транспортным
средством
,
начиная
с
его
продажи
и
заканчивая
обслужива
-
нием
,
эксплуатацией
вплоть
до
окончания
жиз
-
ненного
цикла
транспортного
средства
.
4.
Все
эти
три
сферы
вращаются
вокруг
сферы
по
-
требителей
(
будь
то
индивидуальные
потребите
-
ли
или
компании
,
использующие
электромобили
),
которая
включает
в
себя
услуги
,
необходимые
по
-
требителям
на
всём
протяжении
цикла
владения
транспортным
средством
.
Далее
в
ходе
исследования
18
выделенных
ви
-
дов
деятельности
,
напрямую
определяющих
функ
-
ционирование
экосистемы
электротранспорта
,
были
распределены
по
группам
на
основании
того
,
пред
-
лагается
ли
продукт
(
аппаратное
или
программное
обеспечение
)
или
услуга
(
разовый
контракт
или
кон
-
тракт
сроком
в
несколько
лет
).
Распределение
вы
-
деленных
видов
деятельности
по
функциональным
сферам
показано
на
рис
. 1.
Рис
. 1.
Цепочка
создания
ценности
в
области
зарядной
инфраструктуры
для
электротранспорта
34
СЕТИ РОССИИ
Табл
.
Поиск
наилучшей
позиции
на
рынке
Распределение
18
видов
коммерческой
деятельности
по
пяти
вариантам
бизнес
-
стратегий
Виды
деятельности
,
имеющие
отношение
к
зарядным
станциям
Определение
/
пример
Бизнес
-
стратегия
1
2
3
4
5
18
Периферийные
услуги
,
имеющие
отношение
к
аккумуляторам
Управление
информацией
по
замене
,
утилизации
и
дальнейшему
использованию
аккумуляторов
.
●
17
Периферийные
услуги
,
име
-
ющие
отношение
к
владель
-
цам
электромобилей
Управление
информацией
по
услугам
продажи
,
аренды
/
кредитования
и
обслуживания
транспортных
средств
.
Также
могут
включаться
услуги
по
страховке
и
устранению
неисправностей
.
●
16
Проектно
-
конструкторские
услуги
Консультационные
услуги
для
владельцев
объектов
зарядной
инфраструктуры
,
основанные
на
технических
возможностях
,
услугах
по
разработке
и
тестированию
ПО
.
●
15
Средства
управления
парком
электромобилей
ПО
для
корпоративных
пользователей
с
парком
электромобилей
,
включая
ПО
для
повышения
производительности
,
связанное
с
энергопотреблением
и
расчётом
стоимости
.
●
14
Управление
Smart Grid
IT-
система
позволяет
поставщику
энергии
динамически
получать
и
распределять
комбинацию
возобновляемых
и
невозобновляемых
источников
энергии
в
зависимости
от
стоимости
,
потребителя
(
индивидуального
или
коммерческого
),
времени
суток
и
других
критериев
.
● ●
13
ПО
для
управления
сетью
зарядных
станций
Возможность
подключения
,
управления
и
мониторинга
любой
зарядной
станции
в
сети
.
Возможность
управления
и
мониторинга
использования
сети
другими
владельцами
электромобилей
.
● ● ●
12
Возможность
учёта
электроэнергии
в
сети
зарядных
станций
Возможность
измерения
объёма
потребляемой
электроэнергии
и
соответствующего
информирования
в
зависимости
от
времени
суток
и
т
.
д
.
● ● ●
11
Возможность
осуществления
расчётов
за
пользование
электроэнергией
в
сети
зарядных
станций
Возможность
формирования
счёта
,
выставляемого
индивидуальным
/
коммерческим
потребителям
,
на
основании
пользования
зарядными
станциями
.
● ● ●
10
«
Умная
»
зарядка
Удалённое
управление
зарядкой
транспортного
сред
-
ства
.
Это
реализуется
посредством
мониторинга
уров
-
ня
заряда
транспортного
средства
,
времени
суток
,
стоимости
электроэнергии
,
нагрузки
на
сеть
и
т
.
д
.
● ● ●
9
Smart Grid-
интерфейс
Совместимость
сети
зарядных
станций
с
гибкими
/«
умными
»
энергосистемами
.
● ● ●
8
Мобильный
/
веб
потребительский
портал
Мобильный
/
веб
-
портал
и
управление
взаимоотношениями
с
потребителем
.
● ● ●
7
Информация
для
водителя
электромобиля
Информация
для
водителей
электромобилей
(
например
,
о
станциях
общественного
пользования
/
общественного
пользования
с
частичными
ограничениями
,
стоимости
электроэнергии
).
● ● ●
6
Диагностика
производитель
-
ности
транспортных
средств
для
производителей
Мониторинг
и
передача
информации
о
производитель
-
ности
транспортного
средства
и
диагностической
информации
водителям
и
производителям
.
● ● ●
5
Установка
Установка
физического
оборудования
,
включая
фундаментные
работы
,
монтаж
проводных
соединений
,
испытания
и
т
.
д
.,
а
также
подключение
зарядной
станции
к
энергосети
.
● ● ● ●
4
Обслуживание
и
ремонт
зарядных
станций
Контракты
между
владельцем
станции
и
провайдером
услуг
по
обслуживанию
станции
на
проведение
периодического
обслуживания
и
ремонта
сети
зарядных
станций
на
регулярной
основе
в
течение
срока
,
указанного
в
договоре
.
● ● ● ●
3
Розничная
продажа
зарядных
станций
Компании
,
которые
занимаются
исключительно
марки
-
ровкой
и
продажей
зарядных
станций
.
● ● ● ● ●
2
Производитель
брендовых
зарядных
станций
Производитель
зарядных
станций
,
который
продаёт
эти
зарядные
станции
под
своей
собственной
маркой
.
● ● ● ● ●
1
Производитель
небрендовых
зарядных
станций
Производитель
зарядных
станций
,
который
позволяет
другим
компаниям
ставить
собственный
торговый
знак
на
зарядной
станции
.
● ● ● ● ●
35
№
1 (28),
январь
–
февраль
, 2015
После
изучения
существующих
моделей
и
самых
вероятных
траекторий
развития
были
разработаны
пять
возможных
бизнес
-
стратегий
для
развития
за
-
рядной
инфраструктуры
.
Распределение
18
видов
коммерческой
деятельности
по
пяти
вариантам
биз
-
нес
-
стратегий
представлено
в
таблице
.
ПОИСК
НАИЛУЧШЕЙ
ПОЗИЦИИ
НА
РЫНКЕ
Отраслевые
структуры
развиваются
в
определён
-
ных
направлениях
по
двум
причинам
—
либо
в
со
-
ответствии
с
нуждами
потребителей
,
либо
для
удоб
-
ства
поставщика
.
Бизнес
-
процессы
в
сфере
зарядки
электротранспорта
—
не
исключение
.
Каждая
из
выбранных
моделей
построена
по
принципу
подъёма
вверх
по
технологической
цепоч
-
ке
от
базовых
элементов
(
производители
оборудова
-
ния
)
до
конечной
цели
(
договора
на
обслуживание
электромобилей
).
Однако
,
начиная
со
второй
ступе
-
ни
,
эти
компании
могут
владеть
элементами
нижнего
уровня
или
осуществлять
аутсорсинг
.
Действитель
-
но
,
станция
сама
по
себе
может
представлять
по
-
ложительный
внешний
эффект
,
при
том
что
часть
технологической
цепочки
игрока
основывается
на
понимании
архитектуры
зарядных
станций
или
бли
-
зости
к
ней
.
По
нашему
мнению
,
ни
одна
из
этих
пяти
стра
-
тегий
не
создаёт
абсолютно
новые
ценностные
предложения
.
Для
большинства
из
них
существу
-
ют
относительно
небольшие
препятствия
для
ре
-
ализации
.
Лишь
некоторые
выглядят
устойчивыми
и
аргументированными
.
В
результате
мы
полага
-
ем
—
это
тот
бизнес
,
который
можно
быстро
создать
и
потерять
и
который
можно
вести
в
глобальных
масштабах
.
Оптимизация
стратегии
возможна
по
-
средством
использования
какого
-
нибудь
«
реально
-
го
»
компонента
,
как
,
например
,
в
случае
с
послед
-
ними
разработками
в
области
«
материальных
»
технологий
:
расширения
сетей
мобильной
связи
и
кабельного
ТВ
.
Однако
этим
сможет
восполь
-
зоваться
только
тот
игрок
,
который
способен
по
-
строить
хорошие
отношения
с
энергокомпаниями
,
муниципальными
службами
и
владельцами
парко
-
вок
.
Далее
рассмотрим
эти
пять
бизнес
-
стратегий
и
оценим
риски
и
преимущества
каждой
(
рис
. 2).
Рис
. 2.
Пять
бизнес
-
стратегий
2.
Компания
по
обслу
-
живанию
и
установке
.
Компания
,
оказывающая
услуги
по
установке
и
обслужива
-
нию
зарядных
станций
.
3.
Брокер
-
оператор
.
Поставщик
зарядных
станций
,
вы
-
ступающий
посредником
во
взаимо
-
отношениях
с
энерге
-
тическими
рынками
.
4.
Оператор
Smart Grid.
Оператор
Smart
Grid
или
ком
-
пания
,
которые
используют
резервную
мощность
аккумуляторов
припаркован
-
ных
электро
-
мобилей
для
сглаживания
общих
нагрузок
на
сеть
.
5.
Компания
-
«
хранитель
»,
предлагаю
-
щая
услуги
по
техподдержке
и
обслуживанию
.
Компания
,
пред
-
лагающая
услуги
по
поддержке
и
обслуживанию
транспортных
средств
,
при
этом
она
не
обяза
-
тельно
владеет
зарядными
станциями
или
управляет
ими
.
1.
Произ
-
водитель
.
Поставщик
оборудо
-
вания
для
инфра
-
структуры
.
Бизнес
-
стратегия
№
1:
производитель
Этот
игрок
производит
оборудование
для
инфра
-
структуры
,
необходимое
для
зарядки
аккумуляторов
в
городской
,
бытовой
или
корпоративной
средах
.
По
-
следующие
операции
,
связанные
с
транспортными
средствами
и
работой
энергокомпаний
,
не
входят
в
его
сферу
деятельности
,
поэтому
его
можно
срав
-
нить
,
например
,
с
разработчиком
модемов
.
Любая
инфраструктура
,
связанная
с
высоко
-
вольтными
соединениями
,
будет
строго
регулиро
-
ваться
.
Это
означает
,
что
сама
технология
не
будет
препятствием
для
входа
на
рынок
.
Два
возможных
исключения
:
○
если
нормативная
сертификация
по
сообра
-
жениям
безопасности
ограничит
число
новых
участников
;
○
если
другой
игрок
в
технологической
цепочке
(
на
-
пример
,
производитель
транспортных
средств
или
энергокомпания
,
выступающие
за
принятие
некоего
отраслевого
стандарта
)
может
блокиро
-
вать
других
игроков
.
Виды
деятельности
:
•
производитель
небрендовых
зарядных
станций
;
•
производитель
брендовых
зарядных
станций
;
•
розничная
продажа
зарядных
станций
.
Возможности
:
•
ощутимый
спрос
на
зарядные
устройства
ожида
-
ется
в
ближайшие
три
-
пять
лет
;
•
рынок
небрендовых
зарядных
станций
может
стать
привлекательным
,
при
условии
что
устрой
-
ства
будут
непрерывно
совершенствоваться
в
соответствии
с
последними
технологическими
разработками
;
•
правильные
партнёрские
отношения
с
произво
-
дителями
электромобилей
или
с
городской
адми
-
нистрацией
могут
оказаться
очень
выгодными
.
Угрозы
:
•
компании
,
действующие
в
этом
секторе
,
могут
столкнуться
с
проблемой
,
связанной
с
низкой
стоимостью
товара
при
больших
объёмах
про
-
изводства
.
Кроме
того
,
им
придётся
непрерывно
модернизировать
свою
продукцию
,
чтобы
оста
-
ваться
в
деле
,
а
это
потребует
больших
вложений
капитала
;
•
возможные
альтернативные
технологии
,
напри
-
мер
беспроводная
зарядка
,
могут
сделать
ненуж
-
ными
стандартные
зарядные
станции
;
•
если
оборудование
изготов
-
лено
на
базе
устаревших
тех
-
нологий
,
дифференциация
и
конкурентное
преимущество
уменьшаются
;
•
простая
продажа
зарядных
станций
значительно
ограничит
целевую
аудиторию
в
средне
-
срочной
перспективе
,
поскольку
некоторым
пользователям
потре
-
буется
не
только
устройство
,
но
и
подключение
к
сети
,
возможность
реализации
системы
расчётов
за
энергопотребление
и
т
.
д
.;
36
СЕТИ РОССИИ
•
из
-
за
близости
к
цепочке
снабжения
поставщик
будет
вынужден
оставаться
конкурентоспособным
;
•
повышение
капитальных
затрат
может
стать
про
-
блемой
для
независимых
игроков
с
малой
рыноч
-
ной
капитализацией
.
Выводы
:
•
бизнес
-
стратегии
,
основанные
исключительно
на
производстве
оборудования
для
зарядных
стан
-
ций
,
не
смогут
соответствовать
темпу
изменений
на
рынке
.
Для
успешной
деятельности
игрокам
в
этом
секторе
потребуется
важный
стратегический
партнёр
;
•
у
производителей
будет
мало
возможностей
для
дифференциации
за
пределом
конкретных
региональных
требований
к
напряжению
.
Весь
-
ма
выгодными
будут
партнёрские
соглашения
с
производителями
электромобилей
,
однако
эта
возможность
быстро
теряет
свою
привлекатель
-
ность
.
Мы
рекомендуем
производителю
найти
конкретную
целевую
потребительскую
нишу
и
адаптировать
своё
предложение
в
соответствии
с
очевидными
запросами
этих
потребителей
;
•
устройства
могут
быть
адаптированы
для
кон
-
кретных
областей
применения
;
•
по
согласованию
с
городской
администрацией
зарядные
станции
могут
быть
построены
вблизи
от
станций
метро
и
остановок
общественного
транспорта
,
что
предоставляет
возможности
для
интеграции
электромобилей
в
муниципальную
транспортную
схему
;
•
некоторые
участники
рынка
могут
перейти
от
про
-
изводства
стационарных
зарядных
станций
к
про
-
изводству
портативных
зарядных
станций
,
кото
-
рые
владельцы
электромобилей
смогут
брать
с
собой
,
что
сократит
потребность
в
стационарной
инфраструктуре
;
•
компании
,
использующие
данную
стратегию
,
могут
принять
решение
о
владении
компанией
по
производству
оборудования
или
найме
одно
-
го
или
нескольких
производителей
брендовых
/
небрендовых
зарядных
станций
.
Бизнес
-
стратегия
№
2:
компания
по
установке
и
обслуживанию
Компания
устанавливает
зарядные
станции
и
впоследствии
отвечает
за
их
эксплуатационную
на
-
дёжность
.
Это
похоже
на
управление
современными
заправочными
станциями
,
однако
особый
характер
зарядки
аккумуляторов
(
например
,
она
может
занять
несколько
часов
),
по
-
видимому
,
потребует
совер
-
шенно
иную
инфраструктуру
,
возможно
,
интегриро
-
ванную
в
парковки
.
При
установке
домашних
зарядных
станций
ма
-
лый
объём
необходимого
обслуживания
и
отсут
-
ствие
дифференциации
могут
ограничить
возмож
-
ности
для
формирования
лояльности
потребителей
.
Ситуация
совершенно
иная
в
случае
с
владель
-
цами
сетей
зарядных
станций
общественного
поль
-
зования
/
общественного
пользования
с
частичными
ограничениями
.
Для
них
значительно
более
важны
договора
на
обслуживание
,
поскольку
время
простоя
станции
из
-
за
её
неисправности
может
привести
к
потере
прибыли
.
Виды
деятельности
:
•
розничная
продажа
зарядных
станций
;
•
обслуживание
и
ремонт
зарядных
станций
;
•
установка
.
Возможности
:
•
потенциал
домашних
зарядных
устройств
,
кото
-
рые
могут
быть
установлены
с
меньшим
числом
дополнительных
обновлений
по
сравнению
с
другими
решениями
в
области
зарядки
электро
-
мобилей
,
стабильно
увеличивается
;
•
растущая
потребность
в
разъяснительной
дея
-
тельности
среди
покупателей
может
открыть
для
компании
,
занимающейся
розничной
продажей
,
установкой
или
ремонтом
зарядных
станций
,
новые
возможности
для
бизнеса
,
например
при
оказании
поддержки
энергокомпаниям
в
ходе
кампаний
по
энергосбережению
.
Угрозы
:
•
на
данный
момент
проекты
по
установке
домаш
-
них
зарядных
станций
требуют
гораздо
б
ó
льших
временных
затрат
и
связаны
с
б
ó
льшими
риска
-
ми
,
чем
предполагалось
изначально
;
•
компании
по
установке
и
обслуживанию
будет
сложно
расширить
сферу
своей
деятельности
географически
.
Ей
придётся
соблюдать
норма
-
тивные
требования
по
установке
и
обслуживанию
станций
,
которые
могут
значительно
отличаться
в
зависимости
от
региона
,
по
крайней
мере
до
формирования
рынка
;
•
данная
рыночная
ниша
,
по
всей
вероятности
,
исчезнет
на
некоторых
целевых
рынках
(
напри
-
мер
,
домашние
зарядные
станции
),
поскольку
энергокомпании
могут
принять
решение
включить
эти
услуги
в
свои
пакеты
услуг
;
•
простая
продажа
зарядных
станций
может
зна
-
чительно
ограничить
целевую
аудиторию
из
-
за
доступа
к
ограниченному
числу
участников
в
тех
-
нологической
цепочке
.
Выводы
:
•
ценность
договоров
на
обслуживание
может
вырасти
с
течением
времени
,
поскольку
в
буду
-
щем
число
используемых
зарядных
станций
уве
-
личится
;
•
технологии
зарядных
станций
начнут
быстро
раз
-
виваться
,
что
вынудит
компании
по
их
установке
и
обслуживанию
непрерывно
обновлять
пакеты
предлагаемых
ими
услуг
;
•
сложно
представить
владельца
электромобиля
,
у
которого
нет
домашней
зарядной
установки
.
Это
требует
тщательной
координации
действий
различных
сторон
,
чтобы
не
допустить
разочаро
-
вания
первых
энтузиастов
в
области
пользования
электротранспортом
;
•
положение
компании
по
установке
и
обслужива
-
нию
станций
лучше
всего
подходит
для
ускоре
-
ния
процесса
стандартизации
.
Компания
должна
делать
всё
возможное
для
контроля
риска
,
связанного
с
отсутствием
стандартов
,
при
управ
-
лении
материально
-
техническими
ресурсами
и
оказании
готовых
услуг
;
•
стратегическое
сочетание
оборудования
и
приме
-
нения
экологически
чистой
энергии
либо
поддерж
-
ки
управления
энергией
во
внепиковые
периоды
37
№
1 (28),
январь
–
февраль
, 2015
может
привлечь
потребителей
,
заботящихся
об
окружающей
среде
.
Например
,
некоторые
станции
способны
производить
электроэнергию
с
помощью
встроенных
возобновляемых
источников
энергии
,
например
фотоэлектрических
панелей
;
•
инвестиции
в
квалифицированный
технический
персонал
в
сочетании
с
хорошей
моделью
обслу
-
живания
станут
важным
дифференцирующим
фактором
на
рынке
.
Бизнес
-
стратегия
№
3:
брокер
-
оператор
В
дополнение
к
услугам
по
установке
и
техобслу
-
живанию
зарядных
станций
,
брокер
-
оператор
также
осуществляет
управление
энергоснабжением
.
Такая
компания
контролирует
энергопотребление
,
стои
-
мость
такой
энергии
и
объём
,
который
указывается
в
счетах
на
оплату
,
выставляемых
потребителю
.
Одно
из
главных
преимуществ
брокера
-
оператора
заключается
в
его
возможностях
по
осуществлению
управления
и
контроля
.
Одну
часть
такой
бизнес
-
стра
-
тегии
могут
использовать
компании
,
которые
пред
-
лагают
аналитические
средства
отслеживания
для
служб
мобильной
связи
.
Тем
не
менее
эта
отрасль
бизнеса
не
настолько
проста
.
Выступая
в
качестве
посредника
,
компания
находится
в
положении
,
позво
-
ляющем
ей
добиться
наилучших
условий
работы
как
с
энергокомпаниями
,
так
и
с
потребителями
или
по
крайней
мере
создать
такие
аналитические
средства
,
которые
добавят
ценности
энергокомпаниям
.
Эти
до
-
полнительные
данные
также
могут
использоваться
для
создания
пакетов
услуг
,
основанных
на
полной
модели
энергопотребления
каждого
дома
.
Виды
деятельности
:
•
диагностика
производительности
транспортного
средства
для
производителей
электромобилей
;
•
информация
по
зарядной
инфраструктуре
для
водителей
электромобилей
;
•
мобильный
/
веб
клиентский
портал
;
• Smart
Grid-
интерфейс
;
• «
умная
»
зарядка
;
•
возможность
выставления
счетов
за
потребление
электроэнергии
;
•
возможность
учёта
энергопотребления
;
•
ПО
для
управления
сетью
зарядных
станций
.
Возможности
:
•
брокер
-
оператор
может
предложить
пакет
разно
-
образных
услуг
различным
группам
потребителей
;
•
необходимость
в
выполнении
разъяснительной
работы
среди
покупателей
:
в
настоящее
время
у
потенциальных
покупателей
зарядных
станций
для
электромобилей
нет
убедительных
причин
войти
в
данную
отрасль
бизнеса
.
Брокер
-
оператор
должен
помочь
им
понять
,
как
монетизировать
существую
-
щие
возможности
,
таким
образом
закрепляя
свою
позицию
в
цепочке
создания
ценности
;
•
покупателям
необходима
возможность
немед
-
ленного
подключения
к
сети
при
приобретении
зарядной
станции
без
процессора
управления
данными
.
Угрозы
:
•
модели
получения
прибыли
ещё
не
полностью
проверены
для
всех
видов
деятельности
,
пред
-
лагаемых
брокером
-
оператором
;
•
потенциальные
покупатели
,
скорее
всего
,
будут
ожидать
,
что
некоторые
услуги
будут
оказываться
бесплатно
;
•
некоторые
из
услуг
брокера
-
оператора
будут
главными
предложениями
других
участников
в
электромобильной
отрасли
.
Выводы
:
•
ключевое
преимущество
брокера
-
оператора
—
его
возможность
объединять
систему
выставле
-
ния
счетов
за
энергопотребление
с
процессом
зарядки
.
Таким
образом
,
одна
из
сильных
сторон
и
ценность
брокера
-
оператора
на
рынке
—
помощь
в
определении
и
исчислении
ценности
потен
-
циального
проекта
в
области
зарядной
инфра
-
структуры
.
Однако
сама
по
себе
возможность
выставления
счетов
также
может
стать
товаром
,
и
её
не
следует
считать
абсолютной
страховкой
против
других
бизнес
-
стратегий
,
поскольку
про
-
изводители
электромобилей
могут
в
будущем
устанавливать
в
свои
транспортные
средства
соответствующие
эффективные
механизмы
,
обращаясь
к
телеметрии
.
Один
из
возможных
способов
борьбы
с
таким
риском
заключается
в
активной
работе
в
области
телеметрии
,
что
закрепляет
положение
производителей
электро
-
мобилей
;
•
работа
в
качестве
брокера
-
оператора
требует
значительных
вложений
в
системы
и
средства
связи
;
•
диагностические
возможности
брокера
-
операто
-
ра
также
могут
оказаться
полезными
для
страхо
-
вых
компаний
и
других
компаний
,
работающих
с
данными
;
•
брокеру
-
оператору
будет
сложно
выполнять
все
указанные
виды
деятельности
;
успех
будет
зави
-
сеть
от
эффективного
сотрудничества
с
энер
-
гокомпаниями
,
многие
из
которых
склоняются
к
непредпринимательским
культурам
.
Бизнес
-
стратегия
№
4:
оператор
Smart Grid
Данный
игрок
также
будет
осуществлять
управле
-
ние
энергией
,
но
иным
образом
.
Помимо
контроля
процесса
зарядки
,
оператор
Smart Grid
будет
исполь
-
зовать
аккумуляторы
припаркованных
электромоби
-
лей
в
качестве
источника
энергии
.
Одна
из
самых
больших
сложностей
в
области
производства
электроэнергии
заключается
в
том
,
что
большая
часть
электроэнергии
производится
для
немедленного
потребления
.
В
результате
произво
-
дители
электроэнергии
должны
иметь
возможность
справляться
с
периодами
максимальной
нагрузки
на
сеть
,
даже
если
большинство
таких
пиков
происходит
нечасто
.
Есть
и
другая
проблема
,
связанная
с
воз
-
обновляемой
энергетикой
.
Объём
электроэнергии
,
который
производится
с
использованием
солнечной
или
ветровой
энергии
,
значительно
варьируется
,
и
часто
периоды
производства
такой
электроэнергии
не
совпадают
с
пиками
энергопотребления
.
Оператор
Smart Grid
поможет
уменьшить
мас
-
штаб
этих
двух
проблем
,
сделав
всю
сеть
более
эф
-
фективной
посредством
применения
аккумуляторов
припаркованных
электромобилей
сначала
для
акку
-
38
СЕТИ РОССИИ
мулирования
,
а
потом
для
использования
этой
энер
-
гии
для
сглаживания
пиков
энергопотребления
.
Данный
игрок
рынка
предлагает
решения
по
акку
-
мулированию
и
производству
электроэнергии
,
а
так
-
же
возможности
автономной
зарядки
(
обособленно
от
сети
)
или
зарядки
в
периоды
непиковой
нагрузки
с
надбавкой
за
удобство
.
Виды
деятельности
:
•
управление
Smart Grid.
Возможности
:
•
необходимы
программные
решения
для
энер
-
гетического
сектора
.
Новые
игроки
появляются
,
однако
сделать
можно
ещё
много
;
•
энергокомпаниям
нужны
более
эффективные
системы
управления
данными
по
приемлемой
цене
,
которые
позволят
им
улучшить
качество
обслуживания
потребителей
;
•
затраты
на
ПО
и
мониторинг
могут
компенсиро
-
ваться
за
счёт
преимуществ
управления
энергией
в
часы
пиковой
нагрузки
.
Угрозы
:
•
практичность
данной
идеи
невозможно
оценить
,
поскольку
ПО
для
Smart Grid
для
реализации
такой
идеи
ещё
не
разработано
в
достаточной
мере
;
•
вместо
этого
могут
получить
развитие
системы
замены
аккумуляторов
;
• «
быстрая
зарядка
»
может
стать
нормой
,
что
огра
-
ничит
необходимость
в
зарядке
на
весь
день
/
всю
ночь
;
•
производители
электромобилей
могут
отказаться
устанавливать
устройства
на
базе
двунаправлен
-
ной
зарядной
технологии
в
свои
транспортные
средства
;
•
энергокомпании
могут
принять
решение
выпол
-
нять
эти
виды
деятельности
самостоятельно
.
Выводы
:
•
создание
зарядной
инфраструктуры
для
электро
-
мобилей
—
амбициозная
задача
.
Не
менее
амбициозна
задача
создания
Smart Grid.
Одно
-
временное
выполнение
этих
задач
может
повы
-
сить
ценность
каждого
из
направлений
,
но
также
может
повысить
объём
необходимых
вложений
и
управленческих
усилий
;
•
учитывая
недостаточное
понимание
рыночного
спроса
и
рентабельности
инвестиций
,
компании
,
которые
сосредоточили
свои
усилия
на
развёр
-
тывании
Smart Grid,
должны
будут
тесно
сотруд
-
ничать
с
компаниями
,
которые
способны
помочь
сделать
переход
к
Smart Grid
более
приемлемым
по
затратам
и
интересным
для
энергокомпаний
.
Например
,
можно
вступить
в
сотрудничество
с
производителями
ПО
для
управления
данными
,
которые
могут
доказать
рентабельность
инвести
-
ций
наглядно
;
•
в
конечном
итоге
успех
оператора
Smart Grid
будет
зависеть
от
создания
трёхстороннего
цен
-
ностного
предложения
,
которое
будет
в
равной
степени
интересно
производителям
электро
-
мобилей
,
энергоснабжающим
организациям
и
потребителям
;
•
разработка
стандартов
может
оказаться
препят
-
ствием
для
входа
в
данный
рыночный
сектор
;
•
работа
на
уровне
энергокомпаний
может
помочь
немедленно
«
обезопасить
»
бизнес
;
•
продажа
сертификатов
,
подтверждающих
выра
-
ботку
электроэнергии
с
использованием
источ
-
ников
возобновляемой
энергии
,
в
поддержку
зарядки
электромобилей
с
использованием
экологически
чистой
энергии
станет
привлека
-
тельным
дополнением
к
услугам
,
предлагаемым
оператором
Smart Grid,
сразу
после
формирова
-
ния
данного
рынка
.
Бизнес
-
стратегия
№
5:
компания
-
«
хранитель
»,
предлагающая
услуги
по
техподдержке
и
обслуживанию
Эта
компания
может
быть
собственником
(
или
нет
)
внутренней
энергетической
инфраструктуры
.
Она
предлагает
свои
услуги
не
только
различным
сторонам
в
зарядной
экосистеме
,
но
и
владельцам
электромобилей
(
частным
лицам
или
компаниям
).
На
данном
уровне
важнейшие
факторы
,
отличаю
-
щие
данную
бизнес
-
стратегию
от
других
, —
это
допол
-
нительные
услуги
,
которые
могут
быть
периферийны
-
ми
по
отношению
к
зарядной
инфраструктуре
,
но
при
этом
крайне
важными
для
всей
зарядной
экосистемы
.
В
частности
,
такая
компания
выполняет
более
стратегическую
роль
в
управлении
зарядной
сетью
и
,
следовательно
,
подвержена
б
ó
льшим
рискам
(
как
и
потенциалу
повышения
стоимости
)
по
сравнению
с
брокером
-
оператором
.
Виды
деятельности
:
•
средства
управления
парком
электромобилей
;
•
проектно
-
конструкторские
услуги
;
•
периферийные
услуги
,
имеющие
отношение
к
владельцу
электромобиля
;
•
периферийные
услуги
,
имеющие
отношение
к
аккумуляторам
.
Возможности
:
•
ни
одна
из
бизнес
-
стратегий
не
затрагивает
столько
различных
отраслей
,
как
эта
.
Она
затра
-
гивает
производство
,
телекоммуникации
,
ПО
и
даже
страхование
.
Благодаря
управлению
отчё
-
тами
о
работе
транспортного
средства
и
связан
-
ных
с
этим
потоков
данных
,
ценность
компании
,
оказывающей
услуги
по
техподдержке
и
обслужи
-
ванию
,
может
объединить
полезность
создания
систем
управления
и
карт
постоянных
клиентов
с
возможностью
выступать
в
качестве
«
магазина
приложений
»
для
транспортного
средства
;
•
такая
компания
имеет
уникальную
возможность
адаптации
пакета
услуг
для
транспортного
сред
-
ства
и
доступа
к
энергии
для
каждого
потребите
-
ля
—
частного
лица
или
компании
;
•
в
отличие
от
других
бизнес
-
стратегий
,
компания
,
оказывающая
услуги
по
техподдержке
и
обслу
-
живанию
,
может
помочь
ввести
региональные
и
(
или
)
национальные
стандарты
для
зарядной
инфраструктуры
и
управлять
сетью
операторов
Smart Grid
и
брокеров
-
операторов
.
Угрозы
:
•
производители
электромобилей
всё
больше
двигаются
в
направлении
к
предложению
таких
же
услуг
и
станут
конкурентами
для
компаний
-
«
хранителей
»;
39
№
1 (28),
январь
–
февраль
, 2015
•
спрос
на
такие
услуги
может
отличаться
от
того
,
который
прогнозируется
на
основании
развития
рынка
на
данном
этапе
;
•
по
соображениям
безопасности
личных
данных
объём
получаемых
данных
может
быть
ограни
-
чен
.
Выводы
:
•
эта
модель
может
быть
очень
привлекатель
-
ной
,
но
успешному
игроку
потребуется
доступ
к
системам
данных
производителей
электромоби
-
лей
,
который
многие
производители
не
желают
предоставлять
.
Скорее
всего
,
лидеры
в
данной
области
«
перерастут
»
её
и
приблизятся
к
сфере
обслуживания
,
страхования
и
навигации
на
уров
-
не
производителей
;
•
ценностное
предложение
от
компаний
,
оказыва
-
ющих
услуги
по
техподдержке
и
обслуживанию
,
будет
эффективнее
всего
при
обслуживании
целого
парка
электромобилей
,
поэтому
индиви
-
дуальные
владельцы
электромобилей
могут
не
быть
его
первоначальной
целевой
группой
;
•
определение
возможностей
сокращения
стоимо
-
сти
для
потенциальных
потребителей
и
последу
-
ющая
реализация
такого
решения
с
интеграцией
в
зарядную
сеть
также
может
оказаться
перспек
-
тивным
направлением
бизнеса
;
•
компания
,
оказывающая
услуги
по
техподдержке
и
обслуживанию
,
может
рассмотреть
возмож
-
ность
предложения
определённым
группам
владельцев
электромобилей
конкретных
пери
-
ферийных
услуг
,
таких
как
аренда
транспортных
средств
,
абонентские
пакеты
доступа
к
энергии
;
•
компания
,
оказывающая
услуги
по
техподдерж
-
ке
и
обслуживанию
,
также
может
предложить
периферийные
услуги
,
связанные
с
аккумулято
-
рами
для
электромобилей
,
например
управление
сетью
станций
замены
и
(
или
)
центров
утилиза
-
ции
аккумуляторов
.
РЕЗЮМЕ
Зарядную
инфраструктуру
,
необходимую
для
сти
-
мулирования
повсеместного
распространения
ста
-
новящихся
всё
более
доступными
электромобилей
,
ещё
только
предстоит
построить
.
По
мере
того
как
ведущие
производители
начинают
выпускать
элек
-
тромобили
в
больших
количествах
,
зарядная
инфра
-
структура
перестаёт
быть
только
средством
обеспе
-
чения
осведомлённости
и
становится
коммерчески
рентабельным
бизнес
-
направлением
.
Вопрос
на
миллиард
долларов
:
как
компании
мо
-
гут
разработать
коммерчески
рентабельное
ценност
-
ное
предложение
и
выделиться
на
ещё
не
сформи
-
ровавшемся
,
но
уже
переполненном
рынке
?
Во
всём
мире
существует
множество
компаний
,
которые
выразили
интерес
к
развивающейся
заряд
-
ной
инфраструктуре
для
электромобилей
,
но
,
не
-
смотря
на
всю
их
изобретательность
и
активность
,
окончательная
форма
технологической
цепочки
до
сих
пор
не
ясна
.
Для
того
чтобы
лучше
понять
эту
це
-
почку
,
мы
проанализировали
работу
этих
компаний
и
выбрали
18
чётко
разграничиваемых
направлений
коммерческой
деятельности
,
которые
далее
объеди
-
нили
в
группы
с
целью
разработки
пяти
возможных
вариантов
бизнес
-
стратегий
.
Эти
бизнес
-
стратегии
имеют
различную
степень
сложности
в
пределах
це
-
почки
создания
ценности
и
,
следовательно
,
ассоци
-
ируются
с
различными
рисками
и
вознаграждениями
для
участников
рынка
(
рис
. 3).
Данные
пять
бизнес
-
стратегий
будут
развиваться
разными
темпами
по
мере
преодоления
различных
препятствий
,
которые
могут
возникать
на
их
пути
.
Некоторые
компании
намерены
использовать
сразу
несколько
стратегий
или
даже
все
из
них
.
Подробный
анализ
бизнес
-
стратегий
позволил
сделать
несколько
выводов
.
Далее
приводятся
об
-
щие
заключения
.
Некоторые
компании
заявляют
,
что
они
предлага
-
ют
решения
для
различных
групп
потребителей
—
от
энергокомпаний
до
фирм
по
прокату
автомобилей
,
отелей
и
индивидуальных
потребителей
,
однако
у
них
нет
дифференцированного
пакета
услуг
и
убеди
-
тельной
модели
получения
прибыли
.
Некоторые
игроки
не
учли
роль
производителей
электромобилей
и
энергокомпаний
в
данной
разви
-
вающейся
экосистеме
,
и
,
пока
эти
два
центральных
участника
не
примут
окончательного
решения
по
Рис
. 3.
Оценка
рисков
выбранных
бизнес
-
стратегий
40
СЕТИ РОССИИ
41
№
1 (28),
январь
–
февраль
, 2015
поводу
своих
дальнейших
действий
,
вряд
ли
может
быть
сформирована
устойчивая
технологическая
це
-
почка
.
Компании
,
управляющие
зарядными
станция
-
ми
,
находящиеся
в
верхней
части
технологической
цепочки
,
предлагают
услуги
,
которые
могут
начать
оказывать
другие
,
более
подготовленные
для
этого
игроки
.
Очень
важно
действовать
быстро
,
однако
это
не
гарантирует
получение
стабильной
доли
на
рынке
.
Производство
оборудования
для
зарядной
инфра
-
структуры
быстро
станет
бизнесом
с
низкой
нормой
прибыли
при
высоком
объёме
производства
.
Другие
участники
технологической
цепочки
в
сфере
зарядки
электромобилей
,
вероятно
,
будут
вкладывать
средства
в
услуги
,
связанные
с
опти
-
мизацией
работы
растущей
сети
зарядных
станций
.
В
целом
самые
широкие
возможности
для
получе
-
ния
прибыли
,
скорее
всего
,
будут
у
крупных
игроков
либо
у
активных
и
быстро
развивающихся
стартап
-
компаний
.
Формирование
зарядной
инфраструктуры
для
электромобилей
,
вероятно
,
заставит
производите
-
лей
по
-
новому
взглянуть
на
управление
взаимоотно
-
шениями
с
потребителями
.
Некоторые
производите
-
ли
электромобилей
уже
поняли
эту
сложную
задачу
и
стараются
извлечь
из
этого
максимум
возможностей
.
Однако
предложения
некоторых
компаний
,
кото
-
рые
в
настоящее
время
участвуют
в
создании
за
-
рядной
инфраструктуры
для
электромобилей
,
мо
-
гут
оказаться
в
невыгодном
положении
,
если
новые
передовые
игроки
будут
входить
на
рынок
скорее
,
чем
ожидается
.
Можно
обозначить
следующие
пер
-
спективные
направления
и
инновационные
техно
-
логии
,
которые
могут
замедлить
развитие
зарядных
систем
.
Совершенствование
аккумуляторов
.
Техноло
-
гии
производства
аккумуляторов
продолжат
быстро
развиваться
.
Значительные
улучшения
в
области
производительности
аккумуляторов
могут
способ
-
ствовать
повышению
их
ёмкости
и
(
или
)
скорости
подзарядки
.
Это
может
повлиять
на
расстояние
меж
-
ду
зарядными
станциями
и
общую
плотность
инфра
-
структуры
.
Замена
аккумуляторов
.
Также
не
следует
не
-
дооценивать
бизнес
-
направление
по
замене
акку
-
муляторов
.
В
настоящее
время
этому
уделяют
по
-
вышенное
внимание
в
Китае
,
и
,
учитывая
величину
потенциального
спроса
и
интенсивность
исследо
-
ваний
в
этой
стране
,
в
будущем
оно
может
сыграть
значительную
роль
в
области
развития
зарядной
ин
-
фраструктуры
.
Расширение
бортовых
систем
электромоби
-
лей
.
Разрабатываются
программные
приложения
,
работающие
на
базе
информационной
системы
транспортного
средства
или
мобильного
устройства
,
которые
могут
улучшить
безопасность
,
качество
свя
-
зи
и
мобильность
.
Также
могут
быть
предложены
ре
-
шения
,
пересекающиеся
с
пакетом
услуг
передовых
компаний
,
продающих
зарядные
станции
.
Развивающаяся
технология
зарядки
.
Заряд
-
ные
технологии
продолжают
развиваться
.
Напри
-
мер
,
возможность
зарядки
постоянным
током
уже
рассматривается
для
зарядки
на
Уровне
1
и
2.
В
ско
-
ром
будущем
на
рынке
появятся
новые
поколения
устройств
для
быстрой
зарядки
.
Беспроводная
зарядка
.
В
настоящее
время
технология
беспроводной
зарядки
является
дорого
-
стоящей
,
небезопасной
и
неэффективной
,
однако
передовые
компании
и
страны
ведут
активные
ис
-
следования
в
этом
направлении
.
Зарядка
,
не
тре
-
бующая
проводных
или
других
соединений
,
может
значительно
улучшить
безопасность
,
но
при
этом
со
-
кратить
рынок
,
поскольку
,
вероятнее
всего
,
целевые
группы
потребителей
этой
технологии
будут
теми
же
,
что
и
у
компаний
,
продвигающих
технологию
зарядки
постоянным
током
.
Развитие
зарядной
инфраструктуры
в
сфере
электротранспорта
станет
новой
интересной
главой
в
истории
электрификации
транспорта
.
КОММЕНТАРИЙ
:
Алексей
Винер
,
руководитель
отдела
развития
проекта
электрических
автомо
-
билей
ООО
«
ММС
Рус
»
Наилучшей
среднесрочной
и
тем
более
долгосрочной
стратегией
для
российских
реалий
станет
развитие
Smart Grid,
которая
для
энергетических
компаний
является
тех
-
нологией
будущего
и
позволит
решить
не
только
системные
вопросы
энергосбереже
-
ния
,
но
и
частично
вопросы
ночных
и
дневных
перепадов
электроэнергии
,
что
является
одной
из
серьёзнейших
причин
изнашивания
сетей
.
При
этом
крайне
важно
отметить
,
что
внедрять
эту
масштабную
технологию
должны
не
игроки
-
однодневки
,
а
крупные
энергетические
компании
.
Только
им
под
силу
не
просто
развернуть
этот
масштабный
проект
,
но
и
обеспечить
его
бесперебойную
работу
.
Они
должны
взять
на
себя
органи
-
зацию
всей
технологической
цепочки
,
а
также
полный
контроль
за
всем
бизнес
-
процессом
.
Именно
круп
-
ные
энергетические
компании
,
такие
как
ОАО
«
Россети
»
или
ОАО
«
МОЭСК
»,
если
говорить
о
Московском
регионе
,
смогут
обеспечить
необходимые
инвестиции
в
этот
проект
,
а
также
нести
должную
ответствен
-
ность
перед
потребителем
—
владельцем
электромобиля
.
Мы
,
как
компания
,
которая
привезла
в
Россию
первый
электромобиль
и
не
понаслышке
знает
о
том
,
какое
недовольство
среди
пользователей
может
вызвать
одна
неработающая
зарядная
станция
,
считаем
,
что
в
сегодняшних
реалиях
выход
на
рынок
за
-
рядной
инфраструктуры
большого
количества
мелких
игроков
хотя
и
создаст
видимость
конкуренции
и
быстрой
заполняемости
рынка
,
но
не
сможет
обеспечить
должного
качества
работы
инфраструктуры
в
масштабах
такого
большого
и
неоднородного
региона
,
как
Россия
.
Оригинал статьи: Поиск оптимальной бизнес-стратегии в экосистеме зарядки электромобилей
По материалам анализа бизнес-стратегий, проведённого рабочей группой по разработке альтернативных решений в транспортной индустрии (Advanced Powertrain) Международного центра по оказанию услуг компаниям автомобильной промышленности (Global Automotive Center) компании Ernst & Young.