

28
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(36),
март
2025
С
троительство
линии
в
условиях
севера
—
дело
не
из
легких
.
Линии
электропередачи
(
ЛЭП
) 220
кВ
Ермак
—
Славянская
I, II
цепь
находятся
в
райо
-
не
многолетней
мерзлоты
,
где
грунт
имеет
особые
свойства
,
к
которым
относятся
силы
морозного
пучения
,
болотистая
местность
,
мощные
арктические
ветра
.
Для
противостояния
природным
стихиям
на
данном
объекте
при
строительстве
фундаментов
опор
применяются
стальные
сваи
диаметром
1,42
метра
и
длиной
24,5
метра
,
а
также
же
-
лезобетонные
сваи
длиной
до
14
метров
из
высокопрочного
бетона
,
спецтехника
и
особые
принципы
работы
.
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЙОНА
РАЗМЕЩЕНИЯ
По
физико
-
географическому
районированию
Тюменской
об
-
ласти
район
прохождения
проектируемых
ЛЭП
расположен
в
зоне
лесотундры
Западно
-
Сибирской
равнины
,
в
Нижне
-
тазовской
провинции
,
которая
представляет
собой
расчле
-
ненную
,
слабозаболоченную
равнину
,
осложненную
совре
-
менной
гидросетью
.
Местность
района
работ
отдаленная
,
малозаселенная
,
с
суровыми
природно
-
климатическими
условиями
.
В
рельефном
отношении
район
прохождения
проектиру
-
емых
ВЛ
представляет
собой
слаборасчлененную
поверх
-
ность
с
небольшим
уклоном
в
северо
-
восточном
направле
-
нии
.
Местность
слабозалесенная
,
с
обширными
участками
мохово
-
лишайниково
-
кустарниковой
,
кустарниковой
и
осо
-
ково
-
моховой
растительности
.
Абсолютные
отметки
коле
-
блются
от
64,41
м
до
70,01
м
в
Балтийской
системе
высот
.
Гидрографическая
сеть
района
проектирования
представле
-
на
рекой
Таз
и
ее
притоками
различного
порядка
,
а
также
отдельными
небольшими
старицами
и
ручьями
.
Геологический
разрез
сложен
преимущественно
сугли
-
нистыми
грунтами
.
Особенностью
исследуемой
территории
являются
сплошное
распространение
многолетнемерзлых
пород
(
ММП
)
и
различное
сезонное
оттаивание
-
промер
-
зание
грунтов
.
Мощность
ММП
в
районе
исследований
со
-
ставляет
250–300
м
.
По
рельефу
и
геологическим
условиям
участок
работ
относится
к
III (
сложной
)
категории
сложности
инженерно
-
геологических
условий
.
Максимальная
температура
воздуха
в
районе
разме
-
щения
линии
электропередачи
37°
С
,
минимальная
—
ми
-
нус
54°
С
,
среднегодовая
—
минус
8,4°
С
.
Максимально
возможная
скорость
ветра
— 36
м
/
с
.
Интенсивность
земле
-
трясений
оценивается
в
5
баллов
,
и
категория
опасности
по
интенсивности
землетрясений
умеренно
опасная
.
Степень
агрессивного
воздействия
грунтов
по
лабора
-
торным
исследованиям
на
конструкции
из
углеродистой
и
низколегированной
стали
по
удельному
электрическому
сопротивлению
—
низкая
,
по
средней
плотности
катодного
тока
—
низкая
.
Грунты
—
неагрессивные
на
бетонные
и
же
-
лезобетонные
конструкции
.
Трассы
ВЛ
220
кВ
располагаются
в
зоне
влияния
особо
опасных
природных
явлений
:
близость
Арктического
бассей
-
на
,
влияние
арктических
и
атлантических
воздушных
масс
,
характер
рельефа
.
СТРОИТЕЛЬСТВО
ПЕРЕХОДА
ЧЕРЕЗ
ВОДНЫЕ
ПРЕГРАДЫ
План
линий
проходил
с
пересечением
водных
преград
:
один
водоток
III
группы
сложности
реки
Таз
и
3
водотока
II
группы
сложности
на
реках
Большая
Хэяха
,
Малая
Хэяха
и
Шеня
-
беяха
.
Опыт
строительства
магистральных
линий
электропередачи
на
Ямале
В
2020
году
в
филиале
ПАО
«
Россети
» —
Ямало
-
Ненецкое
ПМЭС
было
построено
две
одноцепные
линии
электропере
-
дачи
220
кВ
Ермак
—
Славянская
I, II
цепь
,
расположенные
в
Тазовском
районе
Ямало
-
Ненецкого
автономного
округа
Тюменской
области
.
Трассы
длиной
более
141,5
км
каждая
расположены
за
Северным
полярным
кругом
,
выше
66°
се
-
верной
широты
,
в
отдаленной
незаселенной
местности
.
Николай
ГРИЦЕНКО
,
начальник
службы
эксплуатации
линий
электропередачи
филиала
ПАО
«
Россети
» —
Ямало
-
Ненецкое
ПМЭС
Энергоснабжение

29
В
процессе
строительства
необходимо
было
учесть
зыбкость
местного
грунта
и
установить
специальные
опо
-
ры
.
Большие
переходы
линии
220
кВ
Ермак
—
Славян
-
ская
I, II
цепь
через
реку
Таз
,
где
ширина
русла
в
пролетах
пересечения
составляет
745–830
метров
,
выполнялись
по
схеме
К
-
П
-
П
-
К
(
концевая
-
переходная
-
переходная
-
конце
-
вая
).
Длина
проектируемого
перехода
от
концевой
до
конце
-
вой
опоры
составляла
более
2
км
.
В
качестве
переходных
опор
,
устанавливающихся
за
пределами
русловых
процессов
,
приняты
свободностоящие
одноцепные
металлические
промежуточные
опоры
высотой
100
метров
на
базе
стальных
решетчатых
опор
.
Также
ис
-
пользованы
концевые
опоры
.
Учитывая
климатические
условия
прохождения
трасс
ВЛ
,
а
также
то
,
что
переходная
опора
по
типовому
проекту
9764
тм
-
т
6
рассчитана
на
применение
в
районах
с
макси
-
мальным
ветровым
давлением
до
800
Па
,
проектом
преду
-
сматривалось
внесение
изменений
в
ее
конструкции
:
–
замена
сечений
поясных
элементов
и
элементов
реше
-
ток
секций
;
–
замена
болтов
в
соединениях
элементов
на
болты
клас
-
са
прочности
8,8.
Также
в
концевые
опоры
для
большого
перехода
проек
-
том
предусматривались
внесения
изменений
в
конструкции
:
–
замена
сварных
узлов
крепления
решетки
к
поясам
сек
-
ций
на
болтовые
;
–
замена
болтов
в
соединениях
элементов
подставки
на
болты
класса
прочности
8,8.
Потребность
в
опорах
на
переход
через
реку
Таз
линии
электропередачи
220
кВ
Ермак
—
Славянская
I, II
цепь
пред
-
ставлена
в
таблице
1.
По
грунтовым
условиям
и
условиям
производства
работ
наиболее
эффективное
закрепление
опор
имеют
свайные
фундаменты
,
на
которых
построена
большая
часть
линии
региона
.
Способ
погружения
свай
для
промежуточных
и
анкерных
опор
—
опускание
в
предварительно
пробуренные
скважины
диаметром
0,55
метра
.
Перед
опусканием
свай
скважина
за
-
полняется
песчано
-
известковым
раствором
,
предваритель
-
но
прогретым
до
20–40°
С
.
Учитывая
данный
способ
погру
-
жения
,
сваи
было
решено
использовать
без
заостренного
конца
с
присвоением
в
маркировке
ин
декса
«
Е
».
Табл
. 1.
Потребность
в
опорах
на
переход
через
реку
Таз
линии
электропередачи
220
кВ
Ермак
—
Славянская
I, II
цепь
Шифр
опоры
Коли
-
чество
,
шт
.
Масса
одной
опоры
с
цинком
,
т
Общая
масса
опор
,
т
ПП
500-1
у
/88
4
190,3
761,2
К
330-1
б
+5
4
53,2
212,8
ИТОГО
8
974

30
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(36),
март
2025
Фундаменты
и
ледозащиты
большого
перехода
через
реку
Таз
выполнялись
из
бурообсадных
свай
-
оболочек
,
устроенных
в
обсадных
трубах
,
с
последующим
армиро
-
ванием
и
бетонированием
.
Способ
погружения
свай
—
ви
-
бропогружение
,
сваи
погружались
в
предварительно
разбу
-
ренную
лидерную
скважину
диаметром
1,3
метра
,
глубиной
23,5
метра
.
В
качестве
защиты
фундаментов
и
опор
от
навалов
льда
при
ледоходе
предусмотрено
устройство
ледозащит
-
ных
сооружений
.
Ледозащитные
сооружения
представ
-
ляют
собой
несколько
лучей
,
каждый
из
которых
состоит
из
отдельно
стоящих
двух
или
шести
свайных
ледорезов
,
объединенных
системой
балок
из
прокатных
профилей
.
Лучи
установлены
по
круговому
контуру
основных
фун
-
даментов
опор
.
В
зависимости
от
типа
защищаемых
опор
и
фундаментов
,
тип
ледозащиты
,
количество
свай
и
рас
-
стояние
между
лучами
изменяется
.
Для
предотвращения
скалывания
защитного
слоя
бетона
свай
ледозащиты
при
напирающем
действии
льда
предусмотрена
установка
ме
-
таллических
обойм
.
ПРИМЕНЕНИЕ
ПРОВОДА
АСК
2
У
ПО
всей
длине
ВЛ
подвешен
провод
типа
АСк
2
у
.
В
про
-
водах
марки
АСк
2
у
используются
алюминиевые
проволоки
трапециевидной
формы
,
их
применение
позволяет
сде
-
лать
внешнюю
поверхность
провода
практически
гладкой
и
уменьшить
диаметр
провода
.
По
сравнению
с
традицион
-
ным
проводом
марки
АС
с
такой
же
площадью
поперечного
сечения
,
диаметр
провода
марки
АСк
2
у
меньше
в
среднем
на
10% (
рисунок
1).
Меньший
диаметр
провода
способству
-
ет
уменьшению
аэродинамической
и
гололедной
нагрузки
,
а
также
снижению
самой
вероятности
образования
наледи
на
проводе
.
ПРИМЕНЕНИЕ
ВЫСОКОПРОЧНОЙ
СТАЛЬНОЙ
ПРОВОЛОКИ
Сердечник
провода
АСк
2
у
состоит
из
высокопрочных
сталь
-
ных
проволок
с
цинкоалюминиевым
покрытием
,
изготовлен
-
ных
по
стандарту
ASTM B 958-08.
Прочность
применяемых
проволок
на
20%
выше
по
сравнению
с
проволокой
,
тради
-
ционно
применяемой
в
проводах
марки
АС
.
С
применением
высокопрочной
стальной
проволоки
увеличивается
механи
-
ческая
прочность
сердечника
и
провода
в
целом
.
Рис
. 1.
Применение
профилированной
проволоки
Провод
марки
АС
Провод
марки
АСк
2
у
Энергоснабжение

31
На
большом
переходе
завешен
провод
марки
АСТ
500/336.
Основные
преимущества
его
использования
:
–
обладает
повышенной
механической
и
термической
стойкостью
;
–
как
и
все
провода
марки
АСТ
,
способен
передавать
большие
токи
,
а
значит
,
и
подводить
большие
мощности
к
потребителям
;
–
благодаря
одинаковой
конструкции
с
традиционными
проводами
АС
не
требует
глобальной
перестройки
линии
,
специального
оборудования
и
арматуры
или
обучения
персонала
;
–
благодаря
высокой
термической
стойкости
провода
применение
провода
способно
существенно
снизить
капитальные
затраты
при
строительстве
новых
линий
и
модернизации
существующих
участков
;
–
обеспечивает
бесперебойную
работу
линий
электропе
-
редачи
в
режимах
пиковых
нагрузок
,
аварийных
и
после
-
аварийных
режимах
работы
;
–
повышает
надежность
передачи
электроэнергии
и
элек
-
троснабжения
потребителей
.
ЛОГИСТИКА
ПРИ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ЛИНИИ
Транспортная
сеть
дорог
в
районе
развита
крайне
слабо
и
представлена
автозимниками
и
тракторными
дорогами
.
Проезд
по
существующим
грунтовым
,
полевым
и
трактор
-
ным
дорогам
возможен
в
благоприятное
время
года
транс
-
портом
повышенной
проходимости
.
Схема
завоза
грузов
для
строительства
проектируемых
объектов
предполагает
ком
-
бинированное
использование
железнодорожного
,
речного
,
автомобильного
и
авиатранспорта
.
В
процессе
работ
строительные
материалы
и
конструкции
доставлялись
на
железнодорожную
станцию
Коротчаево
,
ко
-
торая
имеет
необходимые
площадки
для
приемки
и
складиро
-
вания
строительных
материалов
и
конструкций
.
Также
было
предусмотрено
устройство
временной
подъездной
дороги
.
Для
организации
строительства
перехода
через
реку
Таз
проектируемых
ВЛ
220
кВ
в
летний
период
доставка
матери
-
алов
и
техники
осуществлялась
баржами
от
речного
порта
поселка
Газ
-
Сале
(43
км
).
УСЛОЖНЯЮЩИЕ
УСЛОВИЯ
Проектируемая
трасса
ВЛ
220
кВ
Ермак
—
Славянская
I, II
цепь
проходит
по
прочным
грунтовым
основаниям
,
об
-
водненным
и
заболоченным
участкам
.
Всего
протяженность
заболоченных
участков
7,470
км
.
Значительная
удаленность
объектов
строительства
от
места
дислокации
строительной
организации
предопреде
-
ляет
использование
вахтового
метода
при
осуществлении
строительно
-
монтажных
работ
на
ВЛ
.
К
усложняющим
условиям
также
относятся
:
горные
усло
-
вия
,
крутые
склоны
(
косогоры
),
овраги
при
большом
коли
-
честве
валунов
;
распутица
и
работа
на
участках
,
залитых
водой
;
болота
,
заболоченные
земли
.
Ввиду
того
,
что
проектируемые
ВЛ
220
кВ
проходят
в
зоне
сплошного
распространения
многолетнемерзлых
грунтов
,
проектом
было
исключено
сжигание
порубочных
остатков
.
Порубочные
остатки
складировались
за
охранной
зоной
ВЛ
для
последующего
их
использования
коренными
жителями
Ямала
.
ХОД
СТРОИТЕЛЬСТВА
Строительство
линий
электропередачи
220
кВ
Ермак
—
Славянская
I, II
цепь
происходило
круглогодично
.
Через
реку
Таз
доставка
грузов
осуществлялась
по
автозимнику
(
в
зимний
период
)
или
по
самой
реке
от
речного
порта
горо
-
да
Коротчаево
(310
км
)
в
летний
период
.
В
летние
периоды
доставка
строителей
на
переход
происходила
вертолет
-
ным
транспортом
(
вертолетом
типа
Ми
-8
Т
,
рассчитанным
на
22
человека
).
Перегон
техники
к
местам
ночной
стоянки
и
обратно
осуществлялся
во
временные
поселки
строителей
или
на
спецплощадки
по
трассе
ВЛ
.
Средневзвешенное
расстояние
перемещения
машин
составило
2
км
.
Помимо
стандартных
строительных
машин
в
работах
использовались
передвиж
-
ная
электроизмерительная
лаборатория
,
водоотливная
установка
.
В
подготовительный
период
производилось
укомплек
-
тование
объекта
бытовками
,
механизмами
,
рабочими
со
-
ответствующих
специальностей
,
рубка
просеки
,
погрузо
-
разгрузочные
работы
и
вывозка
строительных
конструкций
,
оборудования
,
изоляторов
,
линейной
арматуры
и
других
материалов
на
приобъектный
склад
.
Для
защиты
от
касательных
сил
морозного
пучения
была
принята
следующая
схема
*:
–
верхняя
часть
лидерной
скважины
Ø200
мм
разбурива
-
ется
на
глубину
3,8
м
до
Ø800
мм
;
–
сваи
окрашиваются
кремнийорганической
эмалью
КО
-174 (
ТУ
П
-93-67);
–
после
установки
сваи
в
проектное
положение
засыпку
пазух
осуществляли
песком
средней
крупности
.
При
установке
опор
обязательна
проводилась
проверка
такелажных
средств
.
В
соответствии
с
правилами
устрой
-
ства
электроустановок
(
ПУЭ
)
на
подходах
ЛЭП
к
ПС
220
кВ
«
Славянская
»
и
ПС
220
кВ
«
Ермак
»
подвешивались
по
два
грозозащитных
троса
длиной
до
3
км
.
На
основании
техни
-
ческого
задания
для
организации
системы
связи
проектом
была
предусмотрена
подвеска
волоконно
-
оптического
кабе
-
ля
связи
на
опорах
обеих
цепей
ЛЭП
.
___________________________
*
Рекомендации
по
снижению
касательных
сил
морозного
выпучивания
фундаментов
с
применением
пластических
смазок
и
кремний
-
органических
эмалей
.
М
.:
Стройиздат
, 1974.
Оригинал статьи: Опыт строительства магистральных линий электропередачи на Ямале
В 2020 году в филиале ПАО «Россети» — Ямало-Ненецкое ПМЭС было построено две одноцепные линии электропередачи 220 кВ Ермак — Славянская I, II цепь, расположенные в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Трассы длиной более 141,5 км каждая расположены за Северным полярным кругом, выше 66° северной широты, в отдаленной незаселенной местности.