

62
СЕТИ
РОССИИ
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
л
и
н
и
и
воздушные линии
Новые требования
к эстетике опор ВЛ
Металлические конструкции опор высоковольтных линий
электропередачи способны выполнять не только свое целевое
назначение, но и быть значимыми элементами дизайна среды,
привнося в организацию пространства дополнительные эсте-
тические и функциональные свойства, позитивно влияющие
на качество жизни человека.
Валерий КУРОЧКИН, канд. искусствоведения, профессор,
заведующий кафедрой индустриального дизайна
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-
художественный университет»
Любовь КАЧАНОВСКАЯ, к.т.н., заведующая НИЛКЭС
ООО «ПО «ЭЖБИ»
И
з
существующих
эстети
-
ческих
особенностей
опор
высоковольтных
линий
оче
-
видна
их
архитектурная
ритмичность
и
графически
ажурный
рисунок
конструкций
в
конкретном
пространстве
.
Данные
качества
не
-
обходимо
использовать
как
базу
для
нивелирования
их
следующих
недо
-
статков
:
1)
благодаря
большим
размерам
опо
-
ры
являются
архитектурной
доми
-
нантой
,
хорошо
обозримой
в
про
-
странстве
и
создающей
психоло
-
гическое
напряжение
своим
функ
-
циональным
назначением
и
гео
-
метрически
агрессивной
конструк
-
цией
;
2)
материал
и
колорит
опор
как
эле
-
ментов
промышленного
пейзажа
вносят
диссонанс
в
природный
ландшафт
и
градостроительные
задачи
по
формированию
гармо
-
ничной
среды
обитания
чело
века
;
3)
высоковольтные
линии
электро
-
передачи
,
являясь
источником
вы
-
сокочастотных
электромагнитных
полей
,
неблагоприятно
влияют
на
среду
обитания
человека
.
Эстетическое
переосмысление
унифицированных
опор
ВЛ
поможет
в
какой
-
то
мере
сгладить
эти
про
-
блемы
:
посредством
изменения
ко
-
лорита
металлических
конструкций
можно
создать
дружественный
,
пси
-
хологически
совместимый
с
природой
человека
дизайн
среды
и
расширить
функциональные
возможности
опор
,
используя
их
в
качестве
информаци
-
онных
носителей
.
Наличие
унифицированного
кон
-
структивного
решения
опор
ВЛ
не
позволяет
оперировать
их
вырази
-
тельной
формой
и
своеобразной
конструкцией
.
Возможность
эстети
-
ческого
преобразования
стандартизи
-
рованных
элементов
представляется
в
трех
направлениях
:
–
колористическое
решение
—
су
-
перграфика
,
–
световое
решение
—
статичная
или
динамичная
подсветка
,
–
декоративно
-
информационное
оформление
.
Рассмотрим
специфические
воз
-
можности
этих
направлений
.
КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ
РЕШЕНИЕ
Цвет
оказывает
образно
-
смысло
-
вое
и
психо
-
физиологичекое
воздей
-
ствие
на
человека
.
Цвет
может
иметь
коммуникативное
значение
,
опре
-
деляющее
связь
между
элементами
и
предметами
среды
,
символическое
,
указывающее
на
явление
,
предмет
или
сущность
,
и
выразительное
,
передаю
-
щее
определенное
чувство
и
вызы
-
вающее
соответствующие
эмоции
[1].
Цвета
воспринимаются
эмоцио
-
нально
.
Например
,
красный
для
всех

63
людей
является
активирующим
и
возбуждающим
.
Это
воздействие
независимо
у
всех
культур
мира
.
Чистый
красный
цвет
несет
в
себе
смысл
стимуляции
и
энергии
.
Си
-
ний
цвет
символизирует
вечность
,
отсутствие
временных
рамок
,
по
-
этому
его
выбирают
как
символ
традиции
,
единения
и
сплочен
-
ности
[2].
Зеленый
ассоциируется
с
природой
,
молодостью
,
безопас
-
ностью
,
надеждой
,
скромностью
,
спокойствием
и
т
.
д
. [3].
Сочетание
цветов
несет
в
себе
также
семиотический
,
знаковый
аспект
,
например
,
сложившиеся
ассоциации
с
политическими
фла
-
гами
или
знаковыми
системами
(
дорожные
знаки
)
и
т
.
п
.
Для
эффективного
использо
-
вания
этого
выразительного
сред
-
ства
нужно
учитывать
:
—
чувствительность
глаза
—
способность
различать
цве
-
та
при
разном
освещении
.
Так
,
лучше
других
при
дневном
ос
-
вещении
человек
видит
зелено
-
вато
-
желтый
,
а
в
су
мерках
—
жел
-
товато
-
зеленый
.
Негативная
осо
-
бенность
этих
цветов
:
они
ассоци
-
ируются
с
одеждой
ГИБДД
;
—
варианты
цветовых
соче
-
таний
,
наиболее
привлекающих
внимание
человека
(
по
результа
-
там
исследований
физиологов
).
Самым
привлекающим
внимание
сочетанием
является
черный
цвет
на
желтом
фоне
.
В
технике
эти
цвета
применяются
как
сигналь
-
ные
,
предупреждающие
о
потен
-
циальной
опасности
(
строитель
-
ные
машины
,
башенные
краны
,
ограждения
опасных
зон
),
так
называемые
черно
-
желтые
«
зе
-
бры
».
Соответственно
цвета
ассо
-
циируются
с
опасностью
.
Лучше
применять
менее
ассоциативные
сочетания
,
такие
как
черный
на
светло
-
желтом
,
желтый
на
крас
-
ном
и
синем
,
черный
на
оранже
-
вом
,
белый
на
темно
-
зеленом
,
желтый
на
зеленом
;
—
эффект
цветовых
иллюзий
.
Например
: «
выступающие
»
и
«
от
-
ступающие
»
цвета
, «
тяжелые
»
и
«
легкие
»,
заметность
или
бро
-
скость
цвета
.
Благодаря
такому
зрительному
«
обману
»
теряем
целостность
восприятия
объекта
,
при
этом
облегчена
масса
изде
-
лия
за
счет
цвета
:
объект
воспри
-
нимается
дробным
,
происходит
деформация
формы
за
счет
вы
-
явления
отдельных
фрагментов
,
объект
сливается
с
природой
или
сильно
с
ней
контрастирует
.
Контраст
—
активное
компози
-
ционное
средство
.
Контраст
—
это
противоположность
,
противопо
-
ставление
маленького
большому
,
темного
—
светлому
,
теплого
—
холодному
и
т
.
д
.
Контрастные
фи
-
гуры
обычно
усиливают
друг
друга
.
Изучая
способы
воздействия
цвета
,
можно
выделить
несколько
видов
контрастных
проявлений
:
•
Контраст
цветовых
сопо
-
ставлений
.
Наиболее
выра
-
женным
цветовым
контрастом
обладают
желтый
,
красный
и
синий
цвета
.
Он
создает
впечатление
пестроты
,
силы
,
решительности
.
•
Контраст
светлого
и
темно
-
го
.
Белый
и
черный
цвет
явля
-
ются
наиболее
выразительным
средством
для
обозначения
света
и
тени
.
•
Контраст
холодного
и
тепло
-
го
.
Двумя
полюсами
контраста
тепла
и
холода
являются
крас
-
но
-
оранжевый
(
самый
теплый
)
и
сине
-
зеленый
(
самый
холод
-
ный
).
Промежуточные
цвета
могут
быть
холодными
или
теплыми
в
зависимости
от
того
,
контрастируют
ли
они
с
более
теплым
или
холодными
тонами
.
СВЕТОВОЕ
РЕШЕНИЕ
Конструкции
опор
ВЛ
в
город
-
ской
среде
в
вечернее
время
су
-
ток
могут
быть
визуально
преоб
-
ражены
и
эстетически
осмыслены
с
помощью
дополнительного
ос
-
вещения
.
Подсветка
бывает
следующих
типов
:
–
прожекторная
(
статичная
или
динамичная
),
–
сигнальная
(
импульсная
,
дина
-
мичная
),
–
светодиодная
(
динамичная
,
с
использованием
LED-
тех
-
нологии
),
–
светоотражающие
поверхно
-
сти
.
Динамичная
световая
компози
-
ция
может
являться
прекрасным
арт
-
объектом
в
городской
среде
,
выполнять
рекламные
функции
и
быть
неким
ориентиром
в
про
-
странстве
.
Для
придания
конструкциям
большей
выразительности
и
функ
-
циональности
при
архитектурном
решении
пространств
городов
,
це
-
лесообразно
использовать
различ
-
ные
светодиодные
сенсорные
под
-
светки
,
включающиеся
в
вечернее
и
ночное
время
.
В
результате
применения
под
-
светки
опоры
ВЛ
будут
играть
роль
маяков
для
воздушного
транспор
-
та
,
служить
дополнительным
ис
-
точником
осве
щения
вдоль
трасс
и
дорог
,
быть
навигаторами
для
заблудившихся
путников
,
декори
-
ровать
пространство
,
привнося
в
него
эстетически
привлекатель
-
ные
архитектурные
доминанты
.
Подсветки
,
размещенные
по
вертикальным
осям
конструкций
,
подчеркнут
ажур
конструкций
по
-
добно
Эйфелевой
башне
,
соз
-
давая
иллюзию
фантастически
привлекательного
пространства
,
наполненного
ритмом
светящихся
опор
.
Как
вариант
может
использо
-
ваться
прожекторная
подсветка
в
трех
точках
конструкции
:
сверху
,
посередине
и
снизу
,
создавая
в
ве
-
чернее
и
ночное
время
эффект
парения
в
воздухе
светящихся
конструкций
.
Этот
прием
внесет
индивидуальность
и
неповтори
-
мость
заданной
среды
.
Также
интересен
вариант
с
при
-
менением
свето
отражающей
плен
-
ки
,
используемой
в
знаках
дорож
-
ного
движения
,
охраняющих
жизнь
человека
.
Ритмичное
закрытие
треугольных
проемов
ажурной
конструкции
данным
материалом
придаст
опорам
высоковольтных
линий
передач
свое
«
лицо
»
с
ин
-
дивидуальной
композицией
и
но
-
вым
дизайном
.
№
5 (38) 2016

64
СЕТИ РОССИИ
ДЕКОРАТИВНО
-
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОФОРМЛЕНИЕ
Декоративно
-
информационное
оформление
подразумевает
раз
-
мещение
на
ВЛ
легких
,
перфори
-
рованных
(
антипарусность
)
на
-
тяжных
поверхностей
(
баннеров
)
с
дополнительной
визуальной
ин
-
формацией
.
В
зависимости
от
места
рас
-
положения
объекта
в
среде
,
кон
-
текста
застройки
и
особенностей
ландшафта
опора
ВЛ
может
вы
-
полнять
дополнительные
функции
:
–
знак
места
(
географический
,
исторический
,
национальный
),
–
реклама
(
социальная
,
полити
-
ческая
,
коммерческая
),
–
событийная
(
праздник
,
выстав
-
ка
,
фестиваль
),
–
арт
-
объект
.
В
настоящее
время
заказчи
-
ки
—
ПАО
«
Россети
»,
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
и
разработчик
—
Научно
-
исследовательская
лаборатория
конструкций
электросетевого
стро
-
ительства
(
НИЛКЭС
) —
поставили
задачу
при
разработке
новых
се
-
рий
унифицированных
металличе
-
ских
и
железобетонных
опор
учи
-
тывать
эстетические
требования
для
решения
градостроительных
задач
и
организации
архитектур
-
ного
пространства
.
Есть
варианты
раскрас
ки
опор
ВЛ
в
фирменной
цветовой
гамме
.
Например
,
у
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»
это
бело
-
синяя
гамма
,
но
в
этом
слу
-
чае
осуществлена
только
иденти
-
фикация
опоры
,
а
не
ее
эстетиче
-
ская
привязка
к
городской
среде
.
К
тому
же
это
цветовое
сочетание
достаточно
распространено
и
оно
не
уникально
.
Опоры
ВЛ
подлежат
эстетичес
-
кому
преобразованию
в
тех
случа
-
ях
,
когда
они
внедряются
в
город
-
скую
среду
,
располагаются
у
феде
-
ральных
трасс
,
выставочных
или
торговых
комплексов
.
В
подобных
случаях
эстетическое
решение
опор
может
быть
заложено
ин
-
дивидуально
с
учетом
рекомен
-
даций
,
предложенных
специали
-
стами
,
с
привязкой
к
конкретной
местности
и
объектам
.
Эти
аспекты
должны
быть
от
-
ражены
в
техническом
задании
на
стадии
проектирования
опор
ВЛ
.
Для
этого
необходимо
разработать
варианты
декорирования
типовых
металлических
и
железобетонных
опор
и
создать
каталог
возможных
вариантов
эстетических
решений
,
на
который
могли
бы
опираться
как
заказчики
,
так
и
проектировщики
.
Из
вышесказанного
следует
,
что
появилась
необходимость
про
-
вести
НИОКР
на
разработку
ва
-
риантов
декоративного
решения
опор
.
Стоит
отметить
,
что
существу
-
ет
международный
опыт
прове
-
дения
конкурсов
на
проектиро
-
вание
оригинальных
опор
для
конкретных
территорий
.
Россий
-
ские
конструкторы
в
сотрудниче
-
стве
с
дизайнерами
могут
решить
задачу
создания
опор
,
которые
будут
«
вписываться
»
в
конкретный
пейзаж
и
делать
его
более
уни
-
кальным
и
выразительным
.
Цель
дизайна
—
включать
про
-
дукты
техники
в
мир
человеческой
культуры
путем
создания
куль
-
турных
образцов
промышленных
изделий
и
их
комплексов
,
способ
-
ствовать
формированию
гармо
-
ничной
предметной
среды
[4].
Таким
образом
,
психофизиоло
-
гическое
и
эстетическое
воздей
-
ствие
цвета
в
тандеме
с
элемента
-
ми
подсветки
и
информационной
составляющей
создаст
гармонич
-
ное
единство
по
всем
аспектам
:
–
позитивное
восприятие
про
-
мышленных
конструкций
в
окру
-
жающем
пространстве
;
–
психологическое
нивелирова
-
ние
вредного
воздействия
электромагнитных
волн
;
–
организация
архитектурной
среды
,
гармоничной
природе
человека
;
–
многофункциональность
в
соче
-
тании
с
информационным
и
эко
-
номическим
эффектом
.
Предложенные
принципы
сре
-
дового
дизайна
в
рамках
градо
-
строительных
задач
и
организа
-
ции
архитектурных
пространств
не
нарушают
норм
строительных
конструкций
для
высоковольтных
линий
электропередачи
,
а
выделя
-
ют
их
смысловую
суть
,
наполняют
новым
содержанием
,
гармонич
-
ным
среде
обитания
современного
человека
.
Эстетические
требования
к
опо
-
рам
ВЛ
заключаются
в
следую
-
щем
:
–
выразительность
,
то
есть
спо
-
собность
объекта
своим
внеш
-
ним
видом
создавать
соответ
-
ствующее
художественно
-
об
-
разное
восприятие
(
ощущение
безопасности
,
спокойствие
,
уравновешенность
);
–
гармоничность
—
свойство
формы
и
цвета
быть
органич
-
но
связанными
с
окружающей
средой
(
городской
и
природный
ландшафт
);
–
оригинальность
—
совокуп
-
ность
своеобразных
отличий
,
что
позволяет
отличить
данную
модель
от
унифицированной
;
–
стилевое
единство
—
отраже
-
ние
исторически
сложившихся
социально
-
экономических
и
эс
-
тетических
принципов
;
–
современность
—
соответствие
стиля
тенденциям
и
общему
стилевому
направлению
(
веду
-
щий
тренд
в
мировом
дизай
-
не
—
эко
дизайн
).
ЛИТЕРАТУРА
1.
Символика
цвета
: [
Электрон
-
ный
ресурс
] //
Символизм
. URL:
http://www.symbolizm.ru/index.
php/color/237-colorsymbolizm.
2.
М
.
Люшер
.
Значение
восьми
цветов
: [
Электронный
ресурс
]
//
Моя
ЦВЕТная
жизнь
. URL:
https://mycolorlive.wordpress.
com/2009/04/05/15/.
3.
Психология
цвета
,
значение
цвета
: [
Электронный
ресурс
]
// Yugzone. URL: http://www.
yugzone.ru/psy/colors.htm.
4.
Методика
художественного
кон
-
струирования
.
М
.:
ВНИИТЭ
,
1983.
С
. 12.
Оригинал статьи: Новые требования к эстетике опор ВЛ
Металлические конструкции опор высоковольтных линий электропередачи способны выполнять не только свое целевое назначение, но и быть значимыми элементами дизайна среды, привнося в организацию пространства дополнительные эстетические и функциональные свойства, позитивно влияющие на качество жизни человека.