66
тарифообразование
Направления
совершенствования системы
оплаты услуг на передачу
электроэнергии с учетом
международного опыта
УДК 621.316:338.465
Бартоломей
П
.
И
.,
д.т.н., профессор
кафедры «Автомати-
зированные электри-
ческие системы»
УрФУ им. Б.Н. Ельцина
Паздерин
А
.
А
.,
начальник одела техно-
логического присоеди-
нения филиала Рссети
МЭС Урала
Паздерин
А
.
В
.,
д.т.н., профессор, за-
ведующий кафедрой
«Автоматизированные
электрические
системы» УрФУ
им. Б.Н. Ельцина
На
основе
обзора
международной
практики
показано
,
что
в
мировой
энерге
-
тике
не
существует
единой
системы
оплаты
услуг
на
передачу
электрической
энергии
.
Котловой
принцип
тарифообразования
,
заложенный
в
отечественную
систему
формирования
тарифов
,
требует
использования
достаточно
простых
механизмов
формирования
стоимости
услуг
на
передачу
,
но
это
не
создает
сти
-
мулов
ни
для
сетевых
компаний
,
ни
для
потребителей
к
повышению
эффектив
-
ности
передачи
электроэнергии
.
Для
решения
проблемы
предлагается
вводить
поправочные
коэффициенты
к
базовым
тарифам
на
передачу
,
способствующие
снижению
потерь
,
выравнивающие
загрузку
элементов
сети
и
повышающие
на
-
дежность
электроснабжения
.
Ключевые
слова
:
передача электроэнер-
гии, тарифы на пере-
дачу, технологическое
присоединение, потери
электроэнергии, повы-
шение эффективности
В
Российской Федерации
передача и распределе-
ние электрической энер-
гии (ЭЭ) до потребителей
осуществляется
Федеральной
Сетевой Компанией (ФСК), реги-
ональными и территориальными
сетевыми компаниями, объеди-
ненными термином «электросе-
тевые организации» (ЭСО). Ос-
новную выручку ЭСО получают от
реализации услуг по передаче ЭЭ,
при этом дополнительные доходы
связаны с технологическим при-
соединением (ТП) новых потре-
бителей. В связи с тем, что ЭСО
осуществляют свою деятельность
в условиях отсутствия конкурен-
ции, данные виды деятельности
являются регулируемыми. Тари-
фы на передачу электроэнергии
(ТПЭ) и тарифы на ТП устанав-
ливаются уполномоченными ре-
гулирующими органами (РО) [1].
В странах Европейского союза
транспорт (transmission) и рас-
пределение (distribution) электри-
ческой энергии также осущест-
вляются разными ЭСО. Обычно
в каждой стране ЕС существует
одно предприятие магистральных
высоковольтных электрических
сетей, называемое «Transmission
System Operator» (TSO). Пред-
приятия, осуществляющие рас-
пределение ЭЭ по сетям средних
и низких уровней номинального
напряжения, имеют общее назва-
ние «Distribution system operator»
(DSO), и число таких предприятий
в каждой стране может быть до-
статочно большим [2].
Помимо всех функций транс-
порта ЭЭ на TSO многих стран
возлагаются функции диспетче-
ризации, аналогичные функциям
российского «Системного опе-
ратора ЕЭС». С 2008 года TSO
европейских стран объединены
в рамках организации, имеющей
аббревиатуру ENTSO-E (англ.
European Network of Transmission
System Operators for Electricity).
В терминологии АО «СО ЕЭС»
ENTSO-E переводится как «Евро-
пейское сообщество операторов
магистральных сетей в области
электроэнергетики». Следует от-
метить, что в ЕС разработаны
пакеты документов, регламенти-
рующих взаимоотношения нацио-
нальных компаний по транспорту
ЭЭ (TSO) во всех областях дея-
тельности.
В странах ЕС существуют отли-
чия в принципах оплаты услуг на
67
транспорт ЭЭ в высоковольтных
электрических сетях от оплаты
услуг на распределение ЭЭ в низ-
ковольтных сетях. Во всех стра-
нах ЕС транспорт ЭЭ относится
к регулируемому виду деятельно-
сти, но существует большое раз-
нообразие в схемах организации
и функционирования энергетики.
Это разнообразие обусловлено
многими, в том числе и истори-
ческими причинами, и приводит
к тому, что механизмы оплаты ус-
луг на транспорт и распределение
ЭЭ в странах ЕС различаются су-
щественно.
В таблице 1 представлены осо-
бенности формирования платы за
транспорт ЭЭ в странах ЕС [2, 3].
Они касаются соотношения меж-
ду генераторами и потребителями
в оплате транспорта ЭЭ, исполь-
зования дифференцированных во
времени ТПЭ, а также дифферен-
циации ТПЭ в зависимости от гео-
графического местоположения,
включения потерь ЭЭ и систем-
ных услуг в ТПЭ.
В большинстве стран ЕС плата
за передачу взимается исключи-
тельно с потребителей ЭЭ и толь-
ко в 14 странах передачу ЭЭ ча-
стично оплачивают генерирующие
компании. В 8 странах ЕС в состав
платы за передачу ЭЭ не вклю-
чаются затраты на компенсацию
потерь. Также можно отметить,
что в подавляющем большинстве
стран ЕС плата за передачу элек-
троэнергии включает в себя оказа-
ние системных услуг и не зависит
от временных рамок и географиче-
ского положения.
В большинстве стран Евро-
пейского союза ТПЭ распредели-
тельных сетевых компаний опре-
деляется местными регулирую-
щими органами. Однако в некото-
рых странах ТПЭ регулирующие
органы определяют совместно
с ТСО. Испания — единственная
страна, в которой ТПЭ определя-
ет правительство.
Во всех странах ЕС ТПЭ за-
висят от уровня номинального
напряжения в точке подключе-
ния потребителя. Структура ТПЭ
обычно определяется:
– компонентой, связанной с от-
пуском ЭЭ потребителю;
– компонентой, связанной со зна-
чением потребляемой мощ-
ности (для промышленных по-
требителей это измеряемый
максимум мощности, а для
частных лиц и домовладе-
ний — договорная величина);
– постоянной компонентой (став-
ка на содержание), покрываю-
щей затраты на учет (измере-
ния) и административные из-
держки.
Время использования мак-
симума нагрузки применяется
в ряде стран ЕС, и обычно су-
ществует дифференциация ТПЭ
в зависимости от времени (день/
ночь) и сезона (зима/лето) для
промышленных потребителей.
Единый (национальный) тариф
существует в Хорватии, Фран-
ции, Литве, Словении, Испании,
Венгрии, Мальте, Португалии,
Кипре, Греции, Италии. В осталь-
ных странах ТПЭ различны для
разных ЭСО или для разных тер-
риториальных (тарифных) зон,
которые могут обслуживаться
несколькими ЭСО. Социальные
тарифы применяются в Испании,
Италии, Франции, Греции. В Ита-
лии, Португалии ЭСО принима-
ют на себя социальные дотации.
Плата за подключение опреде-
ляется как «высокая», когда она
покрывает затраты потребителя
и инфраструктурные затраты,
и «низкая», когда инфраструктур-
ные затраты покрываются частич-
но. Полные затраты по-разному
распределены между разными
группами потребителей. Домовла-
дения оплачивают от 33% до 69%
всех затрат на передачу ЭЭ, что
существенно больше по сравне-
нию с долей в РФ.
Постепенно политика регули-
рования ТПЭ из области кратко-
срочных ценовых сигналов, на-
правленных на выравнивание
загрузки сетей, перемещается
в область долгосрочных сигналов
для оптимизации развития рас-
пределительных сетей и допол-
нительного прироста потребления
[2]. Практически во всех странах
ЕС ЭСО являются монополиста-
ми в области установки, владения
и обслуживания средств учета
ЭЭ. Исключение могут составлять
только крупные промышленные
потребители, которые сами вла-
деют средствами учета. В Вели-
кобритании владельцы средств
измерений ЭЭ функции учета
выполнять не могут, так как этой
деятельностью должны занимать-
ся независимые организации.
В Швеции сбором измерительной
информации занимаются ЭСО,
хотя и не владеют средствами
учета. Внедрение систем Smart
Metering активно происходит
в разных странах ЕС:
– Италия, Финляндия, Швеция
практически завершили уста-
новку;
– Австрия, Франция, Ирландия,
Литва, Кипр, Греция, Люксем-
бург, Чешская Республика,
Венгрия, Португалия, Венгрия,
Польша, Германия, Румыния,
Словакия имеют охват систе-
мами Smart Metering ниже 10
%
;
– большинство стран имеют
планы к 2020 году обеспечить
полное оснащение, за исклю-
чением
Германии,
Чехии,
Венгрии, Португалии, Румынии
и Словакии.
На основе обзора междуна-
родных систем оплаты услуг на
транспорт ЭЭ можно сделать вы-
вод, что в целом отечественная
система соответствует междуна-
родной практике, но имеет ряд не-
достатков, которые заключаются
в следующем [3]. Дифференци-
ация ТПЭ в зависимости от се-
зона года и времени суток в оте-
чественной электроэнергетике
отсутствует.
Территориальная
удаленность от центров питания
в системе тарифообразования
не применяется. Любая плата за
реактивную мощность (энергию)
в ТПЭ отсутствует. Обслужива-
ние средств учета ЭЭ не выделя-
ется в отдельную составляющую
ТПЭ. Тарифы для населения су-
щественно ниже, чем для юриди-
ческих лиц и промышленности за
счет перекрестного субсидиро-
вания. Элементы перекрестного
субсидирования в странах ЕС на-
правлены на технологическое со-
вершенствование электроэнер-
гетических систем, внедрение
пока еще дорогих, но перспек-
тивных технологий возобновляе-
мой энергетики. В нашей стране
перекрестное субсидирование
решает социальные задачи по
поддержке населения и не спо-
собствует технологическому об-
новлению отрасли.
№
5 (56) 2019
68
Табл. 1. Особенности формирования платы за транспорт ЭЭ в странах ЕС
Страна
Доля платы
за передачу ЭЭ
Ценовые сигналы
Потери ЭЭ
включены
в ТПЭ
Систем-
ные
услуги
включены
в ТПЭ
Генера-
ция
Потреб-
ление
Сезонные,
дневные
Местопо-
ложение
Австрия
43%
57%
Нет
Нет
Да
Да
Бельгия
7%
93%
Нет
Нет
Для сети
≥150 кВ
Да*
Босния
и Герцего-
вина
0%
100%
Нет
Нет
Нет
Нет
Болгария
0%
100%
–
–
Да
Да
Хорватия
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
Кипр
0%
100%
–
–
Да
Да
Чешская
Республика
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
Дания
5%
95%
Нет
Нет
Да
Да
Эстония
0%
100%
Да
Нет
Да
Да
Финляндия
18%
82%
–
–
Да
Да
Франция
2%
98%
–
Нет
Да
Да
Германия
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
Велико-
британия
TNUoS
27%
BSUoS
50%
TNUoS
73%
BSUoS
50%
Нет
TNUoS
—
да
BSUoS
—
нет
Нет
Включены
в BSUoS
Греция
0%
100%
–
Нет
Нет
Да*
Венгрия
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да*
Исландия
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
Ирландия
25%
75%
Нет
Только
генерация
Нет
Да
Италия
0%
100%
Нет
Нет
Нет
Да
Латвия
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
Литва
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
Люксем-
бург
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
FYROM
0%
100%
–
–
Да
Да
Черного-
рия
0%
100%
–
Нет
Да
Да
Нидер-
ланды
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
Северная
Ирландия
25%
75%
–
Только
генерация
Нет
Нет
Норвегия
40%
60%
–
–
Да
Да
Польша
0%
100%
Нет
Нет
Да
Да
Португалия
9%
91%
–
Нет
Нет
Нет
Румыния
19%
81%
Нет
–
Да
Да
Сербия
0%
100%
–
Нет
Да
Да
Словакия
3%
97%
Нет
Нет
Да
Да
Словения
0%
100%
–
Нет
Да
Да*
Испания
10%
90%
–
Нет
Нет
Нет
Швеция
39%
61%
Нет
Да
Да
–
Швейцария
0%
100%
Нет
Нет
Да*
Да*
* — включены в тариф на вспомогательные услуги
ТАРИФО -
ОБРАЗОВАНИЕ
Плата за передачу ЭЭ с ге-
нераторов в РФ не взимается,
то есть только потребители ЭЭ
оплачивают услуги по передаче
ЭЭ. Котловой принцип тарифо-
образования распространяется
на потребителей, находящихся
в пределах одного субъекта РФ,
то есть ТПЭ одинаковы внутри
одного субъекта РФ и диффе-
ренцированы по уровням на-
пряжения. Различие между со-
ответствующими ТПЭ по разным
областям страны может быть
двукратным [4]. Кроме того,
часть потребителей может под-
ключаться
непосредственно
к сетям ФСК, минуя распреде-
лительные ЭСО. При этом неза-
висимо от класса номинального
напряжения данные потребите-
ли находятся в привилегирован-
ных условиях, так как ТПЭ у ФСК
существенно ниже, чем у регио-
нальных и территориальных се-
тевых компаний. Таким образом,
на одних уровнях напряжения не
обеспечивается равенство ТПЭ
не только для разных субъек-
тов РФ, но и даже внутри одного
субъекта [4].
На основе обзора междуна-
родного опыта можно сделать
заключение о необходимости со-
вершенствования системы опла-
ты услуг на передачу электриче-
ской энергии в нашей стране [5].
Наиболее значимыми техноло-
гическими параметрами процес-
са электроснабжения является
объем переданной потребите-
лям электроэнергии, месячный
максимум мощности и величина
потерь электрической энергии.
На основе этих простых, хорошо
прогнозируемых и измеряемых
показателей строится и система
оплаты услуг на передачу ЭЭ.
Такой подход приводит к тому,
что финансовая выручка элек-
тросетевого предприятия очень
слабо связана с результативно-
стью его деятельности и с каче-
ством оказания услуг на пере-
дачу ЭЭ. Два наиболее важных
показателя, определяющих пла-
ту за передачу ЭЭ, объем пере-
данной потребителю электро-
энергии и максимум нагрузки,
практически никак не зависят от
деятельности ЭСО. Величина
потерь, казалось бы, является
69
весомым фактором, влияющим
на финансовую выручку ЭСО. Од-
нако ЭСО очень незначительно
может повлиять на технические
потери ЭЭ за счет реализации
мероприятий по снижению техни-
ческих потерь. Сроки окупаемости
инвестиционных мероприятий по
реконструкции сетей для целей
снижения технических потерь ЭЭ,
как правило, очень велики, и ре-
конструкция производится по дру-
гим причинам. Мероприятия по
снижению коммерческих потерь
ЭЭ менее затратны и имеют хо-
рошие сроки окупаемости, однако
их реализация затруднена в свя-
зи с тем, что достаточно большая
доля ЭЭ измеряется средствами
учета, находящимися в собствен-
ности и на обслуживании третьих
лиц.
Отсутствие реальных финан-
совых стимулов к совершенство-
ванию процесса электроснаб-
жения потребителей является
отрицательным моментом как от-
ечественной системы оплаты ус-
луг на передачу электроэнергии,
так и систем многих других евро-
пейских стран [5]. Это сдержива-
ет внедрение современных эф-
фективных технологий в области
передачи и распределения элек-
троэнергии ввиду их финансовой
нерентабельности. Важно отме-
тить, что простота системы тари-
фообразования является тормо-
зом для внедрения технологий
интеллектуальных сетей.
Аналогичная ситуация возни-
кает и со стороны потребителей
ЭЭ. У потребителя нет финансо-
вых стимулов к таким очевидным
с точки зрения процесса электро-
снабжения вещам, как снижение
потерь за счет компенсации ре-
активной мощности, выравнива-
ние суточных и сезонных графи-
ков электропотребления, участие
в регулировании напряжения
и минимизации потерь, помощь
электросетевым
предприятиям
в аварийных ситуациях. Такие
возможности становятся все бо-
лее реальными со стороны потре-
бителей, так как у многих уже име-
ются установки распределенной
генерации, позволяющие плавно
регулировать свое электропотреб-
ление [6, 7]. Оплата услуг на пере-
дачу ЭЭ только потребителями
сдерживает рост распределенной
генерации, так как ЭСО не заин-
тересованы в выдаче активными
потребителями излишков своей
генерации, а это требует модер-
низации как самой электрической
сети, так и ее релейной защиты
и автоматики.
Для повышения эффектив-
ности передачи ЭЭ и снижения
издержек в рамках котловой сис-
темы тарифообразования может
существовать система стимулиро-
вания ЭСО и потребителей, функ-
ционирующая в рамках скидок
и надбавок к базовым ТПЭ [8]. Та-
кое стимулирование должно быть
направлено на улучшение техно-
логических параметров, опреде-
ляющих эффективность передачи
ЭЭ, таких как потери ЭЭ, равно-
мерность загрузки сети в суточ-
ном и сезонном разрезе времени,
минимизация аварийного недоот-
пуска ЭЭ.
В качестве возможного приме-
ра можно рассмотреть введение
скидки/надбавки к ТПЭ за соот-
ношение потребления реактивной
и активной мощности
tg
. Если
значение
tg
у потребителя ниже
предельного уровня, то этот по-
требитель способствует сниже-
нию потерь ЭЭ для ЭСО и полу-
чает скидку к ТПЭ. В обратной
ситуации для потребителя вводит-
ся надбавка в ТПЭ. Подобная вза-
имовыгодная схема отношений
может применяться в отношении
других параметров, определяю-
щих качество процесса электро-
снабжения. Так для выравнивания
загрузки сетей и снижения потеть
ЭЭ возможно введение скидки/
надбавки за коэффициент формы
графика нагрузки.
Отсутствие в числе финансо-
вых показателей характеристик
надежности
электроснабжения
приводит к тому, что категория на-
дежности никак не учитывается
в рамках существующей системы
оплаты услуг на передачу ЭЭ.
В результате возникает ситуация,
что и ЭСО несут за перерывы
электроснабжения в большей сте-
пени административную, чем фи-
нансовую ответственность [7].
Реализация подобных идей
возможна на базе технико-эко-
номической модели процесса
транспорта электрической энер-
На прав
ах рек
ламы
№
5 (56) 2019
70
гии [9–11]. Эта модель связывает
технические параметры процесса
транспорта электрической энер-
гии с такими стоимостными пока-
зателями, как полная и удельная
стоимость передачи ЭЭ и по-
этому она получила название
«модель
энерго-стоимостного
распределения».
Основными
техническими параметрами про-
цесса транспорта ЭЭ являются
потоки активной и реактивной
ЭЭ, относящиеся к узлам и вет-
вям схемы электрической сети,
потери электроэнергии на эле-
ментах сети, максимальные и ми-
нимальные значения мощностей
и напряжений. Модель энерго-
стоимостного
распределения
интересна для оценки влияния
технологических параметров про-
цесса передачи электроэнергии
на финансовые результаты. С по-
мощью такой модели можно оце-
нить экономическую эффектив-
ность отдельных потребителей,
влияние присоединения новых
потребителей на котловые та-
рифы, оценить фактическую се-
бестоимость электроснабжения
различных потребителей и смеж-
ных электросетевых компаний.
Модель может найти применение
для разработки методики рас-
чета индивидуальных тарифов
на передачу электроэнергии для
разных электросетевых предпри-
ятий на основе значимых техно-
логических параметров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Родин А.В. Зарубежный опыт государственного регули-
рования тарифной политики на рынках электроэнергии //
Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2010,
№ 2–3. С. 313–318.
2. ENTSO-E Overview of Transmission Tariff s in Europe:
Synthesis 2016 URL: https://docstore.entsoe.eu
3. Зубарев В.С., Паздерин А.А., Паздерин А.В., Фирсо-
ва Д.А. Сравнение систем оплаты услуг на передачу
электроэнергии в Российской Федерации и Европейском
союзе / Сборник докладов 6-й международной научно-
практической конференции ЭКСИЭ-06 «Эффективное
и качественное снабжение и использование электро-
энергии». Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2017.
С. 22–25.
4. Суюнчев М., Репетюк С., Файн Б., Темная О., Мозговая О.,
Агафонов Д. Межрегиональная дифференциация тари-
фов на электрическую энергию в российской федерации
// Экономическая политика, 2014, № 1. С. 90–104.
5. Паздерин А.А., Паздерин А.В. Совершенствование си-
стемы тарифи кации услуг на передачу электрической
энергии // Научное обозрение, 2016, № 20. С. 207–213.
6. Кузнецов А.В., Аргентова И.В. Правовые аспекты при-
менения повышающих коэффициентов к тарифам за по-
требление реактивной энергии // Промышленная энерге-
тика, 2013, № 7. С. 17–20.
7. Фраер И.В., Эдельман В.И.
Формирование и пути вне-
дрения дифференцированного по надежности тарифа
на услуги по передаче электроэнергии в ЕНЭС // Энерге-
тик, 2009, № 9. С. 1–6.
8. Паздерин А.В., Шевелев И.В., Паздерин А.А., Морозенко
Н.А. Надбавки и скидки к тарифам на передачу электро-
энергии // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределе-
ние, 2018, № 5(50). С. 46–51.
9. Паздерин А.А., Паздерин А.В. Представление процес-
са передачи электроэнергии направленными потоками
электроэнергии и стоимости в схеме сети // Электротех-
нические системы и комплексы, 2017, № 1(34). С. 31–36.
10. Паздерин А.А., Паздерин А.В, Софьин В.В. Технико-
экономическая модель передачи электрической энер-
гии в сетях энергосистем // Электричество, 2017, № 7.
С. 4–12.
11. Паздерин А.А. Применение модели энергостоимостного
распределения для оценки эффективности передачи
электроэнергии до различных узлов сети // ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ. Передача и распределение, 2017, № 6(45).
С. 36–41.
REFERENCES
1. Rodin A.V. Foreign experience of state regulation of tariff
policy in electrical energy markets //
Problemi sovremennoy
ekonomiki
[Problems of present-day economy] (Novosy-
birsk), 2010, № 2–3, pp. 313–318. (in Russian)
2. ENTSO-E Overview of Transmission Tariff s in Europe: Syn-
thesis 2016 URL: https://docstore.entsoe.eu
3. Zubarev V.S., Pazderin A.A., Pazderin A.V., Firsova D.A.
Comparison of payment for electrical energy transmission
services in the Russian Federation and the European Union
/ Book of reports of the 6th International research and train-
ing conference "Effi cient and high-quality supply and use of
electrical energy". Ekaterinburg, UMTS UPI Publisher, 2017,
pp. 22–25. (in Russian)
4. Suyunchev M., Repetyuk S., Fain B., Tyemnaya O., Mozgo-
vaya O., Agafonov D. Interregional diff erentiation of electri-
cal energy tariff s in the Russian Federation //
Ekonomiches-
kaya politika
[Economic policy], 2014, № 1, pp. 90–104.
5. Pazderin A.A., Pazderin A.V. Improvement of electrical en-
ergy transmission service tariff system //
Nauchnoye obo-
zreniye
[Scientifi c review], 2016, № 20, pp. 207–213.
6. Kuznetsov A.V., Argentova I.V. Juridical aspects of multiply-
ing factor application to reactive energy consumption tariff s
//
Promyshlennaya energetika
[Industrial energy], 2013,
№ 7, pp. 17–20. (in Russian)
7. Frayer I.V., Edelman V.I. Formation and application of the re-
liability-based tariff for electrical energy transmission in the
united national electrical network //
Energetik
[Power Engi-
neer], 2009, № 9, pp. 1–6. (in Russian)
8. Pazderin A.V., Shevelev I.V., Pazderin A.A., Morozenko N.A.
Up-lifts and discounts for electrical energy transmission tar-
iff s // ELECTRIC POWER. Transmission and distribution,
2018, № 5(50), pp. 46–51. (in Russian)
9. Pazderin A.A., Pazderin A.V. Presentation of electrical en-
ergy transmission process by directional energy fl ows and
the cost in the network diagram //
Elektromekhanisheskiye
sistemy i kompleksy
[Electromechanical systems and com-
plexes], 2017, № 1(34), pp. 31–36. (in Russian)
10. Pazderin A.A., Pazderin A.V., Sofyin V.V. Technical-econom-
ical model of electrical energy transmission in power system
networks //
Elektrichestvo
[Electricity], 2017, № 7, pp. 4–12.
11. Pazderin A.A. Application of the cost-based distribution mod-
el for estimation of electrical energy transmission effi ciency
to network nodes // ELECTRIC POWER. Transmission and
distribution, 2017, № 6(45), pp. 36–41. (in Russian)
ТАРИФО -
ОБРАЗОВАНИЕ
Оригинал статьи: Направления совершенствования системы оплаты услуг на передачу электроэнергии с учетом международного опыта
В настоящее время существует большое количество предпосылок возникновения аварийных ситуаций в электроэнергетической системе, имеющих как прогнозируемый, так и случайный характер. В статье рассмотрены актуальные причины возникновения аварийных ситуаций в электроэнергетической системе и предложен метод гибкого регулирования потребления электроэнергии как возможный способ предотвращения их развития. Представлены предложения по реализации данного метода посредством разработанного комплекса технических средств, состоящих из нескольких комплектов устройств, и пример их практического применения.