СЕТИ
РОССИИ
50
у
п
р
а
в
л
е
н
и
е
а
к
т
и
в
а
м
и
и
р
и
с
к
а
м
и
управление активами и рисками
Э
та
статья
прежде
всего
о
подходах
,
которые
уже
поя
-
вились
в
мире
электроэнер
-
гетики
,
а
также
о
необходи
-
мости
учёта
скрытых
препятствий
в
организации
эксплуатации
электро
-
сетевых
объектов
,
об
уточнении
гра
-
ниц
практической
реализации
но
-
вых
методов
.
При
этом
мы
не
ста
-
нем
останавливаться
на
общетеоре
-
тических
положениях
теории
надёж
-
ности
и
ограничениях
,
существую
-
щих
в
нормативно
-
директивных
до
-
кументах
.
Несмотря
на
множество
исследо
-
ваний
на
эту
тему
и
огромное
коли
-
чество
научных
публикаций
,
по
на
-
шему
мнению
и
мнению
ряда
других
авторов
,
задачу
обеспечения
задан
-
ной
надёжности
в
условиях
ограни
-
ченных
ресурсов
нельзя
считать
ре
-
шённой
даже
в
теоретическом
пла
-
не
.
Данный
факт
проявляется
прежде
всего
в
том
,
что
до
настоящего
вре
-
мени
в
РФ
не
разработаны
научно
-
теоретические
и
методические
доку
-
менты
электросетевой
тематики
для
управления
техническим
состоянием
простых
и
сложных
технических
объ
-
ектов
,
а
также
прогнозирования
их
технического
состояния
.
Отсутству
-
ют
общепринятые
показатели
эффек
-
тивности
оборудования
,
методики
её
определения
,
не
существует
и
систе
-
ма
оплаты
за
надёжность
в
части
пе
-
редачи
электрической
энергии
на
энергетических
рынках
.
В
отрасли
было
разработано
че
-
тыре
документа
,
определяющих
ор
-
ганизацию
работы
по
оценке
техни
-
ческого
состояния
электротехниче
-
ского
оборудования
,
которые
на
на
-
стоящий
момент
практически
не
дей
-
ствуют
:
•
СО
34.04.181-2003 «
Правила
организации
технического
обслу
-
живания
и
ремонта
оборудова
-
ния
зданий
и
сооружений
элек
-
тростанций
и
сетей
»;
•
РД
153-34.3-46.304-00 «
Положе
-
ние
об
экспертной
системе
кон
-
троля
и
оценке
состояния
и
усло
-
вий
эксплуатации
силовых
транс
-
форматоров
,
шунтирующих
реак
-
торов
,
измерительных
трансфор
-
маторов
тока
и
напряжения
»;
•
РД
153.34.3-20.573-2001 «
Ука
-
зания
по
учёту
и
анализу
в
энер
-
госистемах
технического
состо
-
яния
распределительных
сетей
Надёжность,
эффективность,
риск
Мы часто применяем эти слова в обсуждениях, докла-
дах, разговорах. Что за этим стоит? Смысловое разно-
образие этих терминов весьма велико и зачастую имеет
сложное техническое содержание. По возможности бу-
дем придерживаться простых формулировок, раскры-
вающих суть проблемы.
Юрий ВАСИЛЬЕВ, к.т.н.,
заместитель технического директора по эксплуатации
ОАО «Сетевая компания»
51
№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011
напряжением
0,38—20
кВ
с
воз
-
душными
линиями
электропере
-
дачи
»;
• «
Методические
указания
по
оцен
-
ке
технического
состояния
воз
-
душных
линий
электропередачи
напряжением
35—750
кВ
и
их
элементов
».
Новых
документов
нет
(
либо
они
не
утверждены
в
соответствующих
инстанциях
и
не
могут
считаться
дей
-
ствующими
).
Эксплуатационный
персонал
электросетевых
предприятий
в
Рос
-
сийской
Федерации
делал
не
одну
попытку
для
реализации
требований
указанных
нормативных
докумен
-
тов
,
но
прекращал
эту
работу
либо
из
-
за
её
трудоёмкости
,
либо
не
по
-
нимая
,
что
дальше
с
этой
информа
-
цией
делать
.
Хотя
статистика
в
целом
по
Российской
Федерации
о
техниче
-
ском
состоянии
электросетевых
объ
-
ектов
имеется
.
Средняя
…
Экономические
трудности
,
пере
-
живаемые
страной
,
известны
всем
,
и
,
как
следствие
,
недостаточный
уро
-
вень
финансирования
инвестицион
-
ных
,
ремонтных
и
других
программ
(
по
нашим
оценкам
—
до
50%)
при
-
вёл
к
тому
,
что
от
70
до
90%
обору
-
дования
(
в
нашей
компании
— 75%)
эксплуатируются
на
основании
ре
-
шений
о
продлении
сроков
эксплуа
-
тации
свыше
нормативных
.
В
кулуар
-
ных
разговорах
,
да
и
в
прессе
эту
си
-
туацию
назвали
«
проеданием
потен
-
циала
,
наработанного
предыдущими
поколениями
».
Это
правда
.
При
техническом
освидетельство
-
вании
ВЛ
и
определении
сроков
и
объёмов
технического
обслужива
-
ния
,
ремонтов
,
реконструкции
в
на
-
стоящее
время
решения
принима
-
ются
в
лучшем
случае
на
основе
про
-
стейших
инструментальных
измере
-
ний
и
визуальных
осмотров
оборудо
-
вания
.
При
этом
упускаются
вопро
-
сы
,
связанные
с
прогнозом
его
из
-
менения
и
сравнения
с
общим
уров
-
нем
технического
состояния
сете
-
вых
объектов
.
Спросите
любого
спе
-
циалиста
по
диагностике
—
сколько
до
ближайшего
отказа
оборудование
наработает
?
Как
правило
,
получите
уклончивый
ответ
.
Причиной
являет
-
ся
отсутствие
разработанного
мето
-
дического
инструментария
индиви
-
дуального
прогноза
технического
со
-
стояния
оборудования
и
его
состав
-
ных
частей
,
а
также
прогноза
по
всей
совокупности
оборудования
с
учётом
схемных
решений
и
договорных
обя
-
зательств
.
Как
организовать
систему
ТОИР
в
условиях
ограниченных
ресурсов
,
обеспечить
техническое
состояние
объектов
в
соответствии
с
НТД
и
за
-
данную
надёжность
?
Наиболее
показательным
в
пла
-
не
управления
надёжностью
элек
-
троснабжения
на
основе
экономи
-
ческих
и
административных
методов
являются
разработанные
и
действу
-
ющие
в
европейских
странах
,
США
и
Канаде
индексы
надёжности
на
рын
-
ках
электроэнергии
,
которые
дают
основания
органам
регулирования
для
принятия
мер
по
отношению
к
тем
компаниям
,
которые
не
обеспе
-
чивают
заданный
уровень
,
в
том
числе
и
путём
наложения
штрафных
санкций
.
Похожие
решения
приняты
и
в
Российской
Федерации
.
Введены
в
действие
28
июня
2010
года
«
Мето
-
дические
указания
по
расчёту
уров
-
ня
надёжности
и
качеству
поставляе
-
мых
услуг
для
организаций
по
управ
-
лению
ЕНЭС
и
территориальных
се
-
тевых
организаций
».
Это
инструмен
-
ты
контроля
со
стороны
органов
госу
-
дарственного
регулирования
.
Не
бу
-
дем
критиковать
этот
документ
в
ча
-
сти
формирования
показателей
на
-
дёжности
,
хотя
он
,
несомненно
,
это
-
го
заслуживает
.
Вопрос
в
другом
:
если
требования
установлены
,
существуют
ли
практи
-
ческие
инструменты
,
с
помощью
ко
-
торых
можно
объективно
управлять
техническим
состоянием
,
уровнем
надёжности
и
достигать
заданных
по
-
казателей
?
Хотя
бы
частично
.
Следует
отметить
,
что
эта
задача
не
зависит
от
экономического
состо
-
яния
отдельных
стран
,
технической
оснащённости
,
географического
по
-
ложения
и
национальных
традиций
и
по
природе
своей
является
меж
-
дународной
.
Именно
поэтому
идёт
активная
разработка
международ
-
ных
стандартов
и
внедрение
их
в
ка
-
честве
национальных
.
В
настоящее
время
действует
уже
51
стандарт
.
Стандарты
предусматривают
необхо
-
димость
систематической
работы
по
применению
методов
и
инструмен
-
тов
для
оценки
надёжности
и
управ
-
ления
надёжностью
оборудования
,
услуг
и
систем
на
всех
стадиях
их
жизненного
цикла
.
Стандарты
охва
-
тывают
типовые
аспекты
управле
-
ния
программами
ремонта
и
техни
-
ческого
обслуживания
,
испытатель
-
ные
и
аналитические
методы
,
надёж
-
ность
программного
обеспечения
и
системные
аспекты
надёжности
,
сто
-
имость
жизненного
цикла
,
анализ
технического
и
технологического
ри
-
сков
,
управление
риском
проекта
.
УПРАВЛЕНИЕ
РИСКОМ
(
МЕНЕДЖМЕНТ
РИСКА
)
Это
направление
реализуется
в
международных
стандартах
послед
-
ние
5—7
лет
рабочими
группами
по
конкретным
видам
техники
и
раз
-
личным
стадиям
жизненного
цикла
.
На
общетехническом
уровне
следу
-
ет
указать
на
Руководство
ИСО
73
(
ГОСТ
Р
51897—2002 «
Менеджмент
рисков
.
Термины
и
определения
»)
и
ряд
дополнительных
стандартов
,
ко
-
торые
определяют
организацию
ра
-
боты
.
Наиболее
сложным
представ
-
ляется
управление
рисками
насту
-
пления
критических
последствий
при
эксплуатации
технических
объектов
.
Учитывают
вероятности
наступления
критических
событий
и
размеры
воз
-
52
СЕТИ РОССИИ
можного
ущерба
.
Под
критическим
событием
обычно
понимают
крити
-
ческий
отказ
.
При
анализе
этих
ри
-
сков
могут
быть
использованы
стан
-
дартные
методы
надёжности
,
когда
учитывают
не
все
,
а
только
критиче
-
ские
отказы
.
Для
обеспечения
эффективности
применения
концептуальных
поло
-
жений
международных
стандартов
в
практической
деятельности
необхо
-
димо
:
•
глубокое
знание
электросете
-
вой
проблематики
,
особенностей
международных
стандартов
,
науч
-
ных
положений
теории
надёжно
-
сти
,
действующих
и
не
действую
-
щих
нормативных
документов
от
-
расли
;
•
наличие
большого
практического
опыта
организации
эксплуатации
электросетевых
объектов
;
•
знание
методов
системной
инже
-
нерии
,
проектного
управления
и
других
эффективных
технологий
внедрения
инновационных
реше
-
ний
.
В
проекте
,
реализованном
в
ОАО
«
Сетевая
компания
»,
представлены
практические
методы
управления
технологическими
рисками
насту
-
пления
критических
последствий
при
эксплуатации
воздушных
линий
элек
-
тропередач
35—220
кВ
.
Для
решения
задачи
были
при
-
влечены
специалисты
службы
вы
-
соковольтных
линий
Чистопольских
электрических
сетей
и
управления
ОАО
«
Сетевая
компания
»,
специа
-
листы
ООО
«
Центр
сетевого
монито
-
ринга
»,
специалисты
Группы
компа
-
ний
ОПТЭН
,
ведущие
специалисты
по
проектированию
и
эксплуатации
ВЛ
в
Российской
Федерации
,
специали
-
сты
Холдинга
МРСК
.
В
составе
проекта
выполнены
следующие
работы
:
•
анализ
исходных
данных
о
пара
-
метрах
ВЛ
.
Устранение
несоответ
-
ствий
.
Восстановление
эксплуата
-
ционной
документации
.
Согласо
-
вание
откорректированных
дан
-
ных
;
•
разработка
и
согласование
ша
-
блонов
и
форм
документов
для
взаимодействия
;
•
анализ
отклонений
параметров
ВЛ
от
нормативных
значений
по
данным
обследований
;
•
определение
критериев
класси
-
фикации
ВЛ
по
уровням
ответ
-
ственности
;
•
разработка
критериев
по
степени
превышения
отклонений
параме
-
тров
элементов
ВЛ
от
норматив
-
ных
требований
;
•
разработка
критериев
оценки
тех
-
нического
состояния
ВЛ
и
класси
-
фикация
ВЛ
по
техническому
со
-
стоянию
;
•
разработка
математической
мо
-
дели
прогнозирования
надёжно
-
сти
и
ресурса
ВЛ
;
•
подготовка
и
формирование
отчё
-
тов
для
трёх
уровней
управления
с
согласованной
периодичностью
на
основании
анализа
информа
-
ции
о
параметрах
ВЛ
;
•
корректировка
данных
по
резуль
-
татам
выполненных
работ
по
тех
-
ническому
обслуживанию
,
ка
-
питальному
ремонту
,
а
также
по
аварийно
-
восстановительным
ра
-
ботам
на
ВЛ
.
На
балансе
ОАО
«
Сетевая
компа
-
ния
»
более
70
тыс
.
км
линий
0,4—
500
кВ
.
Простой
укрупнённый
рас
-
чёт
среднего
количества
элементов
на
1
км
приводит
к
числу
более
150.
Общее
количество
элементов
,
входя
-
щих
в
состав
линий
электропереда
-
чи
компании
, —
более
10
миллионов
.
И
это
только
на
воздушных
линиях
.
Что
делать
со
всем
этим
разно
-
образием
?
Сама
по
себе
простая
задача
учёта
и
паспортизации
все
-
го
объёма
элементов
,
их
границ
ба
-
лансовой
принадлежности
и
эксплу
-
атационной
ответственности
,
пере
-
сечений
с
другими
сооружениями
,
коммуникациями
и
другими
объек
-
тами
—
работа
кропотливая
,
трудо
-
ёмкая
и
непростая
.
Тот
человек
,
ко
-
торый
записал
требование
п
. 1.3 «
си
-
стематизированный
учёт
всех
объек
-
тов
и
их
элементов
,
а
также
плано
-
мерный
контроль
технического
со
-
стояния
и
отражение
сведений
в
ин
-
формационных
системах
»
в
общий
раздел
РД
«
Правила
организации
тех
-
нического
обслуживания
и
ремон
-
та
»,
по
всей
видимости
,
не
представ
-
лял
всего
объёма
учётной
и
статисти
-
ческой
работы
и
её
стоимости
.
По
крайней
мере
в
Европе
ещё
не
ре
-
шили
,
оправдана
ли
она
в
распре
-
делительных
сетях
0,4—10
кВ
эконо
-
мически
и
стоит
ли
этим
заниматься
.
Каждый
элемент
и
соединения
меж
-
ду
ними
,
даже
при
простейшем
учёт
-
ном
подходе
,
должны
оцениваться
инструментальными
или
визуальны
-
ми
средствами
контроля
как
мини
-
мум
одним
видом
измерений
по
воз
-
можным
учётным
профилям
и
состо
-
яниям
.
В
итоге
минимальное
количе
-
ство
учётных
параметров
превыша
-
ет
150
миллионов
.
Применяемые
методы
суще
-
ствующего
контроля
,
включая
визу
-
альные
,
за
исключением
лазерно
-
го
сканирования
,
сами
по
себе
име
-
53
№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011
ют
большие
погрешности
.
А
с
учётом
квалификации
персонала
,
его
акку
-
ратности
и
понимания
проблемы
,
мы
имеем
огромный
объём
инфор
-
мации
,
часть
из
которой
достоверна
,
часть
носит
вероятностный
характер
,
часть
не
соответствует
действитель
-
ности
.
Переход
на
применение
ме
-
тодов
лазерного
сканирования
и
экс
-
пертных
методов
оценки
техническо
-
го
состояния
,
вероятностей
отказов
и
степени
их
последствий
(
рисков
)
делает
возможным
прогнозирова
-
ние
технического
состояния
и
созда
-
ние
почвы
для
принятия
решений
на
основе
достаточно
объективной
ин
-
формации
,
а
не
интуиции
отдельных
специалистов
.
Эти
обстоятельства
и
привели
нас
к
замене
стандартных
инструмен
-
тальных
и
визуальных
методов
кон
-
троля
(
если
подумать
,
то
очень
до
-
рогостоящих
по
своим
последстви
-
ям
)
на
точные
методы
лазерного
сканирования
воздушных
линий
35—
500
кВ
.
По
её
результатам
получен
колоссальный
объём
информации
о
состоянии
наших
сетей
.
Но
при
этом
вопрос
,
что
с
ней
делать
,
как
полу
-
чить
максимальную
пользу
от
всего
мониторинга
и
точных
данных
,
стал
главным
.
Система
,
построенная
на
знании
зафиксированных
отклонений
на
основе
точных
измерений
,
увязан
-
ная
с
функциональными
состояния
-
ми
объекта
,
последствиями
отказов
получила
достаточную
информаци
-
онную
базу
для
реализации
.
В
даль
-
нейшем
была
выполнена
работа
по
сопоставлению
различных
типов
де
-
фектов
,
скорости
их
изменения
и
воз
-
можным
взаимосвязям
.
Это
позво
-
лило
установить
ранги
(
уровни
)
кри
-
тических
событий
,
элементов
,
всех
воздушных
линий
в
целом
и
опре
-
делить
степень
необходимости
вме
-
шательства
в
техническое
состояние
той
или
иной
линии
на
основе
согла
-
сованного
решения
,
которое
обосно
-
вано
и
известно
мастеру
,
начальни
-
ку
СВЛ
и
самое
главное
—
главному
инженеру
.
Общая
методология
включает
следующий
порядок
организации
ра
-
бот
:
•
проведение
измерений
и
выяв
-
ление
всех
отклонений
элементов
системы
от
идеальных
состояний
;
•
определение
видов
дефектов
и
степень
их
развития
,
выявление
критических
дефектов
,
которые
могут
привести
к
отказу
;
•
определение
степени
тяжести
по
-
следствий
отказа
;
•
прогноз
изменения
состояния
элементов
;
•
расстановка
рисков
в
приоритет
-
ном
порядке
;
•
выбор
и
применение
мероприя
-
тий
для
неисправностей
с
высо
-
ким
приоритетом
.
Планирование
работ
в
порядке
снижения
прио
-
ритетов
.
Проделанные
работы
близки
по
смыслу
к
методике
,
предлагаемой
специалистами
компании
IVARA
и
ряда
других
зарубежных
компаний
.
Процесс
эксплуатации
любого
объекта
предполагает
наблюдение
за
отклонениями
от
проектных
зна
-
чений
,
которые
не
приводят
к
отклю
-
чению
оборудования
,
но
в
различ
-
ной
степени
повышают
риск
возник
-
новения
отказов
.
Когда
подобных
по
-
граничных
элементов
системы
доста
-
точно
много
,
становится
весьма
не
-
просто
управлять
этим
процессом
.
Модель
,
которая
создана
,
и
позволя
-
ет
согласовать
состояние
элементов
,
риски
их
отказов
и
возникающих
по
-
следствий
.
В
качестве
примера
представле
-
ны
параметры
,
включаемые
в
со
-
став
группы
отчётов
для
мастера
по
расстояниям
от
проводов
ВЛ
до
по
-
верхности
земли
.
Базовые
параметры
— «
№
про
-
лета
», «
Типы
опор
», «
Длина
проле
-
та
», «
Категория
местности
». «
Макси
-
мальная
температура
воздуха
,
при
-
нятая
в
проекте
ВЛ
», «
Нормируемое
значение
расстояния
от
проводов
ВЛ
до
поверхности
земли
согласно
ПУЭ
».
54
СЕТИ РОССИИ
Определены
:
•
пересчитанная
стрела
провеса
для
нормируемой
температуры
;
•
расстояния
от
проводов
ВЛ
до
по
-
верхности
земли
при
различных
условиях
функционирования
ВЛ
;
•
состояния
приближения
прово
-
дов
к
земле
для
населённой
и
не
-
населённой
местности
в
соответ
-
ствии
с
предложенными
степеня
-
ми
превышения
нормируемого
значения
;
•
мероприятия
по
контролю
состо
-
яния
проводов
ВЛ
и
устранению
дефектов
.
Что
же
получилось
?
Организация
эксплуатации
электросетевого
ком
-
плекса
улучшается
за
счёт
:
примене
-
ния
инструментальных
методов
кон
-
троля
технического
состояния
ВЛ
и
их
элементов
;
точного
обоснования
объёма
и
сроков
проведения
профи
-
лактических
мероприятий
,
основан
-
ных
на
применении
методов
теории
надёжности
(
эксплуатации
по
техни
-
ческому
состоянию
)
и
продления
ре
-
сурса
;
разработки
и
внедрения
спо
-
собов
прогнозирования
неисправно
-
стей
,
повышения
квалификации
об
-
служивающего
персонала
.
Решение
одних
проблем
порождает
новые
.
Какие
вопросы
предстоит
решить
в
ближайшем
будущем
для
того
,
чтобы
эта
модель
управления
на
основе
ри
-
сков
могла
успешно
работать
?
ПРОБЛЕМНЫЕ
ВОПРОСЫ
1.
Нормативно
-
правовая
база
отрас
-
ли
не
предусматривает
возмож
-
ность
организации
эксплуатации
в
полном
объёме
в
предложенном
варианте
.
Правила
технической
эксплуатации
электрических
се
-
тей
предусматривают
равномер
-
ное
в
процессе
эксплуатации
вме
-
шательство
в
техническое
состоя
-
ние
объекта
и
тем
самым
поддер
-
жание
его
в
рабочем
состоянии
.
Зачастую
это
приводит
к
тому
,
что
объект
на
стадии
завершения
сво
-
его
жизненного
цикла
находится
в
состоянии
,
в
котором
его
и
спи
-
сать
жалко
—
вложено
очень
мно
-
го
,
а
поддерживать
дорого
.
Хотя
на
часть
отклонений
в
процессе
экс
-
плуатации
можно
было
бы
не
ре
-
агировать
и
тем
самым
сохранить
средства
.
2.
Точность
прогноза
климатических
условий
.
На
сегодняшний
день
системы
прогноза
погодных
усло
-
вий
на
среднесрочный
и
длитель
-
ный
период
дают
прогнозы
с
точ
-
ностью
до
50%.
3.
Сложность
корректного
определе
-
ния
последствий
отказа
элемен
-
тов
из
-
за
схем
резервирования
линий
,
отсутствия
точных
данных
по
удельным
ущербам
потребите
-
лей
,
чувствительности
к
провалам
напряжения
.
4.
Сложность
определения
взаимно
-
го
влияния
различных
элементов
друг
на
друга
,
как
в
нормальном
состоянии
,
так
и
в
случае
выхода
из
строя
одного
из
них
.
5.
Риск
перераспределения
средств
на
другие
виды
деятельности
и
переход
этого
состояния
в
новое
устойчивое
распределение
.
6.
Существование
факторов
,
влия
-
ющих
на
техническое
состояние
,
которые
на
сегодня
не
учитыва
-
ются
,
из
-
за
чего
недостоверно
определяется
вероятность
отка
-
за
.
Влияние
грозовых
перенапря
-
жений
на
общее
состояние
изоля
-
ции
линии
.
7.
Бизнес
-
процессы
по
управлению
рисками
могут
оказаться
слож
-
ными
и
обременительными
при
управлении
объёмами
работ
ТОИР
для
электросетевых
пред
-
приятий
из
-
за
недостаточного
ко
-
личества
линейного
и
инженерно
-
го
персонала
.
Сложность
задачи
управления
ри
-
сками
заключается
в
том
,
что
её
ре
-
шение
лежит
на
пересечении
мно
-
гих
бизнес
-
процессов
компании
,
ре
-
ализация
которых
должна
происхо
-
дить
комплексно
и
одновременно
.
Как
показывает
российский
и
меж
-
дународный
опыт
,
успешное
реше
-
ние
этой
задачи
предполагает
нали
-
чие
высокого
уровня
IT-
обеспечения
деятельности
проектов
по
управле
-
нию
рисками
.
В
этой
связи
в
ОАО
«
Сетевая
компания
»
в
промышлен
-
ную
эксплуатацию
введена
первая
очередь
ЕС
НСИ
(
совместный
про
-
ект
с
IBM
и
консалтинговой
компа
-
нии
НЦИТ
«
ИНТЕРТЕХ
»),
обеспечив
-
шей
переход
к
новым
принципам
унификации
методов
учёта
активов
и
комплексной
выверке
учётных
дан
-
ных
.
Базируясь
на
методологии
онто
-
логической
классификации
объектов
и
детализации
правил
учётной
поли
-
тики
до
уровня
описания
конкретных
типов
объектов
,
нам
удалось
добить
-
ся
однозначного
отражения
техноло
-
гических
активов
компании
для
всех
видов
учёта
.
Следует
отметить
,
что
созданный
справочник
в
явном
виде
не
содержится
ни
в
одной
из
инфор
-
мационных
систем
компании
и
ле
-
жит
на
пересечении
большинства
её
бизнес
-
процессов
.
Основанное
на
знаниях
об
акту
-
альном
состоянии
технологических
активов
управление
технологиче
-
скими
рисками
позволит
выполнить
анализ
причин
,
приводящих
к
нару
-
шениям
в
работе
оборудования
:
сте
-
пень
износа
,
воздействие
стихийных
и
природных
явлений
,
неправильных
действий
эксплуатационного
персо
-
нала
—
и
тем
самым
свести
их
к
ми
-
нимуму
.
ВЫВОДЫ
Изложенная
точка
зрения
не
яв
-
ляется
уникальной
.
Лишь
незначи
-
тельная
часть
проблем
надёжности
и
рисков
рассмотрена
в
последние
годы
.
Более
полное
рассмотрение
потребует
серьёзных
усилий
в
рам
-
ках
специальных
научных
исследова
-
ний
и
практических
методов
приме
-
нения
.
Реальный
уровень
финансирова
-
ния
в
настоящее
время
не
позволя
-
ет
проводить
в
полном
объёме
заме
-
ну
устройств
,
выработавших
норма
-
тивные
сроки
.
Эксплуатация
в
усло
-
виях
ограничений
требует
примене
-
ния
современных
методов
управле
-
ния
рисками
—
дополнительных
мер
организационного
и
технического
ха
-
рактера
для
поддержания
надёжно
-
сти
.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Создать
координационную
группу
в
Российской
Федерации
для
разра
-
ботки
методических
документов
по
управлению
технологическими
ри
-
сками
(
управления
активами
)
и
вне
-
сению
изменений
в
действующие
директивные
документы
электросе
-
тевой
тематики
.
Оригинал статьи: Надёжность, эффективность, риск
Эта статья прежде всего о подходах, которые уже появились в мире электроэнергетики, а также о необходимости учета скрытых препятствий в организации эксплуатации электросетевых объектов, об уточнении границ практической реализации новых методов. При этом мы не станем останавливаться на общетеоретических положениях теории надежности и ограничениях, существующих в нормативно-директивных документах.