29
№
3 (30),
май
–
июнь
, 2015
П
роект
UNPLUGGED
создан
с
целью
исследования
возможностей
ис
-
пользования
индуктивных
зарядных
устройств
для
электромобилей
на
городских
и
пригородных
территориях
с
целью
повышения
привлекательности
и
удобства
ис
-
пользования
данного
вида
транспорта
.
В
част
-
ности
,
проектом
рассматриваются
возможно
-
сти
полной
интеграции
зарядных
устройств
в
дорожную
инфраструктуру
и
влияния
данных
решений
на
повышение
интереса
потребите
-
ля
.
Эти
цели
достигаются
путём
проведения
подробных
исследований
технической
осу
-
ществимости
данного
проекта
,
решения
орга
-
низационных
вопросов
,
исследования
обще
-
ственного
мнения
и
социально
-
экономических
последствий
от
внедрения
зарядных
устройств
индуктивного
типа
.
В
проекте
рассматриваются
два
вида
бес
-
проводных
зарядных
станций
:
•
стационарные
на
общественных
парков
-
ках
(
у
торговых
центров
)
или
в
местах
,
где
электромобили
останавливаются
на
несколько
минут
(
стоянки
такси
,
автобус
-
ные
остановки
,
места
скопления
в
период
пробок
и
т
.
п
.).
•
обеспечивающие
возможность
подзаряд
-
ки
в
процессе
движения
.
В
реализации
проекта
принимают
участие
17
компаний
из
Германии
,
Испании
,
Италии
,
Швеции
,
Бельгии
,
Великобритании
и
Франции
.
Контакта нет – заряд есть
Статья подготовлена по материалам проекта UNPLUGGED, направленного на созда-
ние беспроводных зарядных станций для различных типов электромобилей. Презен-
тация результатов данного проекта состоялась в марте текущего года в г. Сарагоса
(Испания).
Александр ПАВЛОВ
Основные
направления
проекта
UNPLUGGED
Направления
проекта
Дости
-
жение
эффектив
-
ности
Эконо
-
мическая
целесооб
-
разность
Функцио
-
нальная
совмести
-
мость
Статическая
и
дина
-
мическая
зарядка
Стандар
-
тизация
Техниче
-
ская
без
-
опасность
Воздей
-
ствие
на
здоровье
Передача
энергии
Позицио
-
нирование
Автомати
-
зирован
-
ные
комму
-
никации
Обще
-
ственное
восприятие
Проект
поддерживают
такие
европейские
города
,
как
Бар
-
селона
и
Флоренция
.
Общий
бюджет
проекта
оценивается
более
чем
в
3,5
млн
евро
.
По
сравнению
с
традиционными
проводными
методами
зарядки
электромобилей
рассматриваемая
технология
име
-
ет
следующие
преимущества
:
30
СЕТИ РОССИИ
актуально
в
снежную
,
дождли
-
вую
или
туманную
погоду
);
•
минимизирован
риск
,
что
поль
-
зователь
забудет
поставить
электромобиль
на
зарядку
на
ночь
для
обеспечения
его
пол
-
ного
заряда
(
и
возможности
использования
)
на
следующий
день
;
•
система
является
гарантией
безопасности
от
вандализма
,
неправильного
использования
/
злоупотребления
и
практически
полностью
защищена
от
влия
-
ния
окружающей
среды
(
напри
-
мер
,
влажности
);
•
отсутствует
также
негативное
влияние
на
городской
пейзаж
(
все
устройства
скрыты
в
земле
);
•
нет
необходимости
вручную
подключать
электромобиль
к
электрической
сети
для
исполь
-
зования
его
в
системах
Smart
Grid
в
качестве
временных
хранилищ
энергии
для
сглажи
-
вания
пиковых
нагрузок
.
Основной
принцип
,
закладыва
-
емый
в
процесс
беспроводной
за
-
рядки
электромобиля
,
по
словам
его
разработчиков
,
похож
на
прин
-
цип
зарядки
электрической
зубной
щетки
.
Электромобиль
и
объект
зарядной
инфраструктуры
долж
-
ны
иметь
замкнутые
контуры
,
свя
-
зываемые
посредством
электро
-
магнитного
поля
.
Но
в
отличие
от
зубной
щетки
,
которая
в
процессе
•
простота
и
удобство
работы
за
счёт
автоматиза
-
ции
процесса
зарядки
;
•
отсутствие
необходимости
у
водителя
выходить
из
машины
и
пачкать
руки
при
манипуляци
-
ях
с
зарядными
устройствами
(
особенно
это
СЭЭМ
—
Силовая
электроника
электромобиля
СУБ
—
Система
управления
батареей
Иллюстрация
технологии
беспроводной
зарядной
станции
Опытный
образец
беспроводной
зарядной
станции
СЭЭМ
СУБ
Система
управле
-
ния
зарядом
Батарея
Электри
-
ческая
сеть
,
силовая
электро
-
ника
Экраны
Катушки
Взаимодействие
с
сетью
КОММЕНТАРИЙ
:
Роман
Бердников
,
первый
заместитель
генерального
директора
по
тех
-
нической
политике
ОАО
«
Россети
»
Разработки
в
данной
области
—
следующий
логичный
шаг
в
эволюции
за
-
рядной
инфраструктуры
для
электротранспорта
.
Несомненно
,
в
будущем
эта
технология
сыграет
огромную
роль
в
масштабном
распространении
электро
-
мобилей
,
которые
сильно
завязаны
на
простоту
и
доступность
зарядок
.
Но
это
не
значит
,
что
мы
должны
сидеть
и
просто
ждать
5—7
лет
.
Наша
сегодняшняя
задача
—
развивать
сеть
традиционных
зарядных
станций
,
от
которых
зависит
насыщение
рынка
электромобилями
и
дальнейшая
динами
-
ка
его
развития
.
Я
не
считаю
,
что
с
появлением
бесконтактных
зарядок
ис
-
чезнут
традиционные
электрозарядные
станции
.
Вероятнее
всего
,
они
будут
сосуществовать
параллельно
,
так
как
решают
разные
задачи
:
традиционные
—
зарядки
«
полного
бака
»,
а
бесконтактные
—
подзарядки
в
процессе
езды
.
Что
касается
России
,
то
в
будущем
,
я
думаю
,
бесконтактные
зарядные
стан
-
ции
станут
уделом
больших
городов
,
а
в
остальных
городах
,
где
расстояния
не
такие
большие
,
слово
останется
за
традиционными
зарядными
станциями
.
зарядки
находится
всегда
на
минимальном
расстоя
-
нии
строго
над
зарядным
контуром
,
расстояния
меж
-
ду
контурами
электромобиля
и
зарядной
поверхности
могут
быть
гораздо
больше
.
Эта
основная
техниче
-
ская
проблема
и
решается
в
ходе
проекта
.
31
№
3 (30),
май
–
июнь
, 2015
Демонстрация
возможностей
беспроводной
зарядной
станции
на
конференции
в
Сарагосе
Внешний
вид
различных
видов
беспроводных
зарядных
станций
Ещё
одна
техническая
проблема
,
которая
решает
-
ся
в
ходе
реализации
данного
проекта
—
обеспече
-
ние
возможности
заряда
всех
типов
электромобилей
вне
зависимости
от
их
мощности
.
В
ходе
проекта
было
разработано
несколько
видов
зарядных
станций
:
для
легковых
автомобилей
(
мощ
-
ность
3,7
кВт
)
и
микроавтобусов
или
лёгких
грузови
-
ков
(
мощностью
50
кВт
).
Данные
зарядные
станции
позволяют
обеспечить
необходимую
гибкость
ис
-
пользования
применительно
к
различным
моделям
электромобилей
,
а
также
реализовать
возможности
двустороннего
взаимодействия
электромобиля
с
электрической
сетью
.
Испытания
всех
типов
зарядных
устройств
в
ре
-
альных
городских
условиях
,
в
том
числе
и
прототипа
станции
,
обеспечивающей
«
заряд
на
ходу
»,
намечен
на
сентябрь
2015
года
.
Местом
проведения
испыта
-
ний
выбран
город
Дуэ
(
Франция
).
На
сегодняшний
день
предложенные
технические
решения
являются
наиболее
перспективными
.
Раз
-
работанные
концепции
рассма
-
триваются
производителями
электромобилей
и
профильны
-
ми
проектными
институтами
и
ведомствами
в
качестве
базо
-
вых
для
дальнейшего
серийного
воплощения
.
Прототипами
для
испытаний
подобной
технологии
являются
Fiat 500
и
лёгкий
гру
-
зовик
производства
IVECO.
Кроме
этого
,
на
сегодняш
-
ний
день
разработанная
тех
-
нология
принята
к
реализации
в
Volkswagen, Daimler
и
BMW.
По
данным
компаний
,
модель
Mercedes-Benz S 500 Plug in
HYBRID
уже
тестируется
на
возможность
использования
беспроводной
технологии
,
а
с
2017
года
поддерживать
тех
-
нологию
беспроводной
зарядки
будет
модель
Volkswagen
e-Golf.
Подводя
итоги
,
мож
-
но
выделить
следующие
основные
преимущества
для
бизнеса
и
общества
,
предоставляемые
проек
-
том
развития
беспровод
-
ных
зарядных
станций
.
1.
Развитие
техноло
-
гий
индуктивной
заряд
-
ки
электромобилей
во
время
кратковремен
-
ных
стоянок
и
в
процес
-
се
движения
позволит
существенно
повысить
дальность
поездок
при
общем
удешевлении
сто
-
имости
электромобилей
,
достигаемом
за
счёт
сни
-
жения
массы
аккумуля
-
торной
батареи
.
2.
Повышается
скорость
и
эффективность
зарядки
электромобиля
.
3.
За
счёт
подземного
расположения
основных
эле
-
ментов
повышается
вандалозащищённость
за
-
рядных
станций
,
а
также
минимизируются
риски
повреждения
от
ДТП
,
что
в
свою
очередь
позво
-
лит
минимизировать
затраты
на
их
охрану
и
вос
-
становление
.
4.
Технические
решения
обеспечивают
высокую
степень
совместимости
с
различными
моделями
электромобилей
и
предоставляют
широкий
по
-
тенциал
для
дальнейшего
развития
.
5.
Разработанные
технологии
способствуют
росту
популярности
использования
электромобилей
,
демонстрируя
простоту
процесса
и
безопасность
их
использования
,
минимальный
ущерб
городско
-
му
пейзажу
и
экологии
,
а
самое
главное
—
предо
-
ставляют
пользователю
необходимое
ощущение
свободы
от
технических
ограничений
.
Оригинал статьи: Контакта нет – заряд есть
Статья подготовлена по материалам проекта UNPLUGGED, направленного на создание беспроводных зарядных станций для различных типов электромобилей. Презентация результатов данного проекта состоялась в марте текущего года в г. Сарагоса (Испания).