Контакта нет – заряд есть

Page 1
background image

29

 3 (30), 

май

июнь

, 2015

П

роект

 UNPLUGGED 

создан

 

с

 

целью

 

исследования

 

возможностей

 

ис

-

пользования

 

индуктивных

 

зарядных

 

устройств

 

для

 

электромобилей

 

на

 

городских

 

и

 

пригородных

 

территориях

 

с

 

целью

 

повышения

 

привлекательности

 

и

 

удобства

 

ис

-

пользования

 

данного

 

вида

 

транспорта

В

 

част

-

ности

проектом

 

рассматриваются

 

возможно

-

сти

 

полной

 

интеграции

 

зарядных

 

устройств

 

в

 

дорожную

 

инфраструктуру

 

и

 

влияния

 

данных

 

решений

 

на

 

повышение

 

интереса

 

потребите

-

ля

.

Эти

 

цели

 

достигаются

 

путём

 

проведения

 

подробных

 

исследований

 

технической

 

осу

-

ществимости

 

данного

 

проекта

решения

 

орга

-

низационных

 

вопросов

исследования

 

обще

-

ственного

 

мнения

 

и

 

социально

-

экономических

 

последствий

 

от

 

внедрения

 

зарядных

 

устройств

 

индуктивного

 

типа

.

В

 

проекте

 

рассматриваются

 

два

 

вида

 

бес

-

проводных

 

зарядных

 

станций

:

• 

стационарные

 

на

 

общественных

 

парков

-

ках

  (

у

 

торговых

 

центров

или

 

в

 

местах

где

 

электромобили

 

останавливаются

 

на

 

несколько

 

минут

  (

стоянки

 

такси

автобус

-

ные

 

остановки

места

 

скопления

 

в

 

период

 

пробок

 

и

 

т

.

п

.).

• 

обеспечивающие

 

возможность

 

подзаряд

-

ки

 

в

 

процессе

 

движения

.

В

 

реализации

  

проекта

 

принимают

 

участие

 

17 

компаний

 

из

 

Германии

Испании

Италии

Швеции

Бельгии

Великобритании

 

и

 

Франции

Контакта нет – заряд есть

Статья подготовлена по материалам проекта UNPLUGGED, направленного на созда-
ние беспроводных зарядных станций для различных типов электромобилей. Презен-
тация результатов данного проекта состоялась в марте текущего года в г. Сарагоса 
(Испания).

Александр ПАВЛОВ

Основные

 

направления

 

проекта

 UNPLUGGED

Направления

 

проекта

Дости

-

жение

 

эффектив

-

ности

Эконо

-

мическая

 

целесооб

-

разность

Функцио

-

нальная

 

совмести

-

мость

Статическая

 

и

 

дина

-

мическая

 

зарядка

Стандар

-

тизация

Техниче

-

ская

 

без

-

опасность

Воздей

-

ствие

 

на

 

здоровье

Передача

 

энергии

Позицио

-

нирование

Автомати

-

зирован

-

ные

 

комму

-

никации

Обще

-

ственное

 

восприятие

Проект

 

поддерживают

 

такие

 

европейские

 

города

как

 

Бар

-

селона

 

и

 

Флоренция

Общий

 

бюджет

 

проекта

 

оценивается

 

более

 

чем

 

в

 3,5 

млн

 

евро

.

По

 

сравнению

 

с

 

традиционными

 

проводными

 

методами

 

зарядки

 

электромобилей

 

рассматриваемая

 

технология

 

име

-

ет

 

следующие

 

преимущества

:


Page 2
background image

30

СЕТИ РОССИИ

актуально

 

в

 

снежную

дождли

-

вую

 

или

 

туманную

 

погоду

);

• 

минимизирован

 

риск

что

 

поль

-

зователь

 

забудет

 

поставить

 

электромобиль

 

на

 

зарядку

 

на

 

ночь

 

для

 

обеспечения

 

его

 

пол

-

ного

 

заряда

  (

и

 

возможности

 

использования

на

 

следующий

 

день

;

• 

система

 

является

 

гарантией

 

безопасности

 

от

 

вандализма

неправильного

 

использования

/

злоупотребления

 

и

 

практически

 

полностью

 

защищена

 

от

 

влия

-

ния

 

окружающей

 

среды

 (

напри

-

мер

влажности

);

• 

отсутствует

 

также

 

негативное

 

влияние

 

на

 

городской

 

пейзаж

 

(

все

 

устройства

 

скрыты

 

в

 

земле

);

• 

нет

 

необходимости

 

вручную

 

подключать

 

электромобиль

 

к

 

электрической

 

сети

 

для

 

исполь

-

зования

 

его

 

в

 

системах

 Smart 

Grid 

в

 

качестве

 

временных

 

хранилищ

 

энергии

 

для

 

сглажи

-

вания

 

пиковых

 

нагрузок

.

Основной

 

принцип

закладыва

-

емый

 

в

 

процесс

 

беспроводной

 

за

-

рядки

 

электромобиля

по

 

словам

 

его

 

разработчиков

похож

 

на

 

прин

-

цип

 

зарядки

 

электрической

 

зубной

 

щетки

Электромобиль

 

и

 

объект

 

зарядной

 

инфраструктуры

 

долж

-

ны

 

иметь

 

замкнутые

 

контуры

свя

-

зываемые

 

посредством

 

электро

-

магнитного

 

поля

Но

 

в

 

отличие

 

от

 

зубной

 

щетки

которая

 

в

 

процессе

 

• 

простота

 

и

 

удобство

 

работы

 

за

 

счёт

 

автоматиза

-

ции

 

процесса

 

зарядки

;

• 

отсутствие

 

необходимости

 

у

 

водителя

 

выходить

 

из

 

машины

 

и

 

пачкать

 

руки

 

при

 

манипуляци

-

ях

 

с

 

зарядными

 

устройствами

  (

особенно

 

это

 

СЭЭМ

 — 

Силовая

 

электроника

 

электромобиля

СУБ

 — 

Система

 

управления

 

батареей

Иллюстрация

 

технологии

 

беспроводной

 

зарядной

 

станции

Опытный

 

образец

 

беспроводной

 

зарядной

 

станции

СЭЭМ

СУБ

Система

 

управле

-

ния

 

зарядом

Батарея

Электри

-

ческая

 

сеть

силовая

 

электро

-

ника

Экраны

Катушки

Взаимодействие

 

с

 

сетью

КОММЕНТАРИЙ

:

Роман

 

Бердников

первый

 

заместитель

 

генерального

 

директора

 

по

 

тех

-

нической

 

политике

 

ОАО

 «

Россети

»

Разработки

 

в

 

данной

 

области

 — 

следующий

 

логичный

 

шаг

 

в

 

эволюции

 

за

-

рядной

 

инфраструктуры

 

для

 

электротранспорта

Несомненно

в

 

будущем

 

эта

 

технология

 

сыграет

 

огромную

 

роль

 

в

 

масштабном

 

распространении

 

электро

-

мобилей

которые

 

сильно

 

завязаны

 

на

 

простоту

 

и

 

доступность

 

зарядок

.

Но

 

это

 

не

 

значит

что

 

мы

 

должны

 

сидеть

 

и

 

просто

 

ждать

 5—7 

лет

Наша

 

сегодняшняя

 

задача

 — 

развивать

 

сеть

 

традиционных

 

зарядных

 

станций

от

 

которых

 

зависит

 

насыщение

 

рынка

 

электромобилями

 

и

 

дальнейшая

 

динами

-

ка

 

его

 

развития

Я

 

не

 

считаю

что

 

с

 

появлением

 

бесконтактных

 

зарядок

 

ис

-

чезнут

 

традиционные

 

электрозарядные

 

станции

Вероятнее

 

всего

они

 

будут

 

сосуществовать

 

параллельно

так

 

как

 

решают

 

разные

 

задачи

традиционные

 

— 

зарядки

 «

полного

 

бака

», 

а

 

бесконтактные

 — 

подзарядки

 

в

 

процессе

 

езды

Что

 

касается

 

России

то

 

в

 

будущем

я

 

думаю

бесконтактные

 

зарядные

 

стан

-

ции

 

станут

 

уделом

 

больших

 

городов

а

 

в

 

остальных

 

городах

где

 

расстояния

 

не

 

такие

 

большие

слово

 

останется

 

за

 

традиционными

 

зарядными

 

станциями

.

зарядки

 

находится

 

всегда

 

на

 

минимальном

 

расстоя

-

нии

 

строго

 

над

 

зарядным

 

контуром

расстояния

 

меж

-

ду

 

контурами

 

электромобиля

 

и

 

зарядной

 

поверхности

 

могут

 

быть

 

гораздо

 

больше

Эта

 

основная

 

техниче

-

ская

 

проблема

 

и

 

решается

 

в

 

ходе

 

проекта

.


Page 3
background image

31

 3 (30), 

май

июнь

, 2015

Демонстрация

 

возможностей

 

беспроводной

 

зарядной

 

станции

 

на

 

конференции

 

в

 

Сарагосе

Внешний

 

вид

 

различных

 

видов

 

беспроводных

 

зарядных

 

станций

Ещё

 

одна

 

техническая

 

проблема

которая

 

решает

-

ся

 

в

 

ходе

 

реализации

 

данного

 

проекта

 — 

обеспече

-

ние

 

возможности

 

заряда

 

всех

 

типов

 

электромобилей

 

вне

 

зависимости

 

от

 

их

 

мощности

.

В

 

ходе

 

проекта

 

было

 

разработано

 

несколько

 

видов

 

зарядных

 

станций

для

 

легковых

 

автомобилей

 (

мощ

-

ность

 3,7 

кВт

и

 

микроавтобусов

 

или

 

лёгких

 

грузови

-

ков

  (

мощностью

 50 

кВт

). 

Данные

 

зарядные

 

станции

 

позволяют

 

обеспечить

 

необходимую

 

гибкость

 

ис

-

пользования

 

применительно

 

к

 

различным

 

моделям

 

электромобилей

а

 

также

 

реализовать

 

возможности

 

двустороннего

 

взаимодействия

 

электромобиля

 

с

 

электрической

 

сетью

.

Испытания

 

всех

 

типов

 

зарядных

 

устройств

 

в

 

ре

-

альных

 

городских

 

условиях

в

 

том

 

числе

 

и

 

прототипа

 

станции

обеспечивающей

 «

заряд

 

на

 

ходу

», 

намечен

 

на

 

сентябрь

 2015 

года

Местом

 

проведения

 

испыта

-

ний

 

выбран

 

город

 

Дуэ

 (

Франция

).

На

 

сегодняшний

 

день

 

предложенные

 

технические

 

решения

 

являются

 

наиболее

 

перспективными

Раз

-

работанные

 

концепции

 

рассма

-

триваются

 

производителями

 

электромобилей

 

и

 

профильны

-

ми

 

проектными

 

институтами

 

и

 

ведомствами

 

в

 

качестве

 

базо

-

вых

 

для

 

дальнейшего

 

серийного

 

воплощения

Прототипами

 

для

 

испытаний

 

подобной

 

технологии

 

являются

 Fiat 500 

и

 

лёгкий

 

гру

-

зовик

 

производства

 IVECO. 

Кроме

 

этого

на

 

сегодняш

-

ний

 

день

 

разработанная

 

тех

-

нология

 

принята

 

к

 

реализации

 

в

 Volkswagen, Daimler 

и

 BMW. 

По

 

данным

 

компаний

модель

 

Mercedes-Benz S 500 Plug in 
HYBRID 

уже

 

тестируется

 

на

 

возможность

 

использования

 

беспроводной

 

технологии

а

 

с

 

2017 

года

 

поддерживать

 

тех

-

нологию

 

беспроводной

 

зарядки

 

будет

 

модель

 Volkswagen 

e-Golf.

Подводя

 

итоги

мож

-

но

 

выделить

 

следующие

 

основные

 

преимущества

 

для

 

бизнеса

 

и

 

общества

предоставляемые

 

проек

-

том

 

развития

 

беспровод

-

ных

 

зарядных

 

станций

.

1. 

Развитие

 

техноло

-

гий

 

индуктивной

 

заряд

-

ки

 

электромобилей

 

во

 

время

 

кратковремен

-

ных

 

стоянок

 

и

 

в

 

процес

-

се

 

движения

 

позволит

 

существенно

 

повысить

 

дальность

 

поездок

 

при

 

общем

 

удешевлении

 

сто

-

имости

 

электромобилей

достигаемом

 

за

 

счёт

 

сни

-

жения

 

массы

 

аккумуля

-

торной

 

батареи

.

2. 

Повышается

 

скорость

 

и

 

эффективность

 

зарядки

 

электромобиля

.

3. 

За

 

счёт

 

подземного

 

расположения

 

основных

 

эле

-

ментов

 

повышается

 

вандалозащищённость

 

за

-

рядных

 

станций

а

 

также

 

минимизируются

 

риски

 

повреждения

 

от

 

ДТП

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

позво

-

лит

 

минимизировать

 

затраты

 

на

 

их

 

охрану

 

и

 

вос

-

становление

.

4. 

Технические

 

решения

 

обеспечивают

 

высокую

 

степень

 

совместимости

 

с

 

различными

 

моделями

 

электромобилей

 

и

 

предоставляют

 

широкий

 

по

-

тенциал

 

для

 

дальнейшего

 

развития

.

5. 

Разработанные

 

технологии

 

способствуют

 

росту

 

популярности

 

использования

 

электромобилей

демонстрируя

 

простоту

 

процесса

 

и

 

безопасность

 

их

 

использования

минимальный

 

ущерб

 

городско

-

му

 

пейзажу

 

и

 

экологии

а

 

самое

 

главное

 — 

предо

-

ставляют

 

пользователю

 

необходимое

 

ощущение

 

свободы

 

от

 

технических

 

ограничений

.


Оригинал статьи: Контакта нет – заряд есть

Читать онлайн

Статья подготовлена по материалам проекта UNPLUGGED, направленного на создание беспроводных зарядных станций для различных типов электромобилей. Презентация результатов данного проекта состоялась в марте текущего года в г. Сарагоса (Испания).

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(86), сентябрь-октябрь 2024

Использование систем накопления электроэнергии для зарядных станций электромобилей в условиях ограничений на технологическое присоединение

Электрозарядная инфраструктура / Электромобили
Воронин В.А. Непша Ф.С. Анушенко С.Ю.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»