34
Инвестиционная
энергетическая ярмарка
как элемент схемы
перспективного развития
электроэнергетического
комплекса
Э
лектричество
—
локомо
-
тив
экономики
.
Успеш
-
ность
реализации
того
или
иного
инвестицион
-
ного
проекта
напрямую
зависит
от
доступности
и
сроков
присоеди
-
нения
инвестиционной
площадки
к
электрической
сети
.
В
настоящее
время
основны
-
ми
документами
стратегического
планирования
развития
электро
-
энергетического
комплекса
явля
-
ются
Схемы
и
программы
разви
-
тия
электроэнергетики
субъектов
Российской
Федерации
.
Порядок
разработки
и
утверждения
,
а
так
-
же
основные
принципы
формиро
-
вания
схем
и
программ
развития
утверждены
Постановлением
Правительства
Российской
Фе
-
дерации
от
17.10.2009
№
823
«
О
схемах
и
программах
пер
-
спективного
развития
электро
-
энергетики
» [1].
Схемы
и
програм
-
мы
развития
электроэнергетики
субъектов
Российской
Федерации
разрабатываются
органами
ис
-
полнительной
власти
субъекта
на
5-
летний
период
и
подлежат
обязательной
ежегодной
актуали
-
зации
.
Разработанные
схемы
раз
-
вития
регионов
являются
основой
для
разработки
инвестиционных
программ
распределительных
се
-
тевых
компаний
.
Органами
государственной
власти
расходуются
существен
-
ные
бюджетные
средства
на
раз
-
работку
схем
и
программ
разви
-
тия
энергетики
,
при
этом
качество
их
исполнения
и
сроки
утвержде
-
ния
зачастую
не
соответствуют
установленным
требованиям
.
Так
,
в
2015
году
из
74
регионов
при
-
сутствия
ДЗО
ПАО
«
Россети
»,
разработаны
и
утверждены
реги
-
ональные
программы
развития
энергетики
только
в
55
субъек
-
тах
Российской
Федерации
.
При
этом
показателю
качества
,
кото
-
рый
определяется
в
основном
полнотой
и
уровнем
проведенных
в
Программе
схемно
-
режимных
расчетов
перспективного
состава
сети
,
соответствует
только
28
ре
-
гиональных
схем
и
программ
раз
-
вития
(
далее
—
СиПР
).
Низкое
качество
исполнения
базового
до
-
кумента
стратегического
планиро
-
вания
развития
электросетевого
комплекса
в
совокупности
с
не
-
своевременностью
его
утверж
-
дения
,
а
также
отсутствие
четко
-
го
регламента
взаимодействия
Грунин
М
.
Н
.,
главный
специалист
отдела
перспективного
развития
электрических
сетей
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
Динмухаметов
М
.
Н
.,
начальник
департамента
технологического
при
-
соединения
и
перспек
-
тивного
развития
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
Мамонтов
В
.
Ф
.,
советник
-
эксперт
аппарата
полномочного
представителя
Президента
Российской
Федерации
в
Северо
-
Западном
федеральном
округе
В
декабре
2015
года
в
регионах
Северо
-
Западного
феде
-
рального
округа
стартовал
проект
проведения
инвести
-
ционных
энергетических
ярмарок
.
Ярмарки
призваны
обеспечить
возможность
прямого
диалога
инвесторов
,
энергетиков
,
а
также
представителей
органов
власти
региона
в
целях
поиска
оптимальных
и
взаимовыгодных
условий
для
реализации
инвестиционных
проектов
и
обеспечения
их
необходимой
инфраструктурой
.
c
т
р
а
т
е
г
и
ч
е
с
к
о
е
р
а
з
в
и
т
и
е
cтра
тегическое развитие
35
субъектов
энергетического
рынка
(
в
том
числе
инвесторов
)
при
раз
-
работке
СиПР
,
обуславливает
низ
-
кое
качество
планирования
разви
-
тия
региона
в
целом
.
Неудовлетворительное
каче
-
ство
планирования
перспектив
-
ного
развития
влечет
для
сетевых
организаций
,
ответственных
за
надежное
и
качественное
элек
-
троснабжение
потребителей
,
це
-
лый
ряд
негативных
последствий
.
Рассмотрим
более
подробно
наи
-
более
существенные
из
них
.
1.
«
Бумажная
»
загрузка
цен
-
тров
питания
.
Статистика
по
-
казывает
,
что
при
ежегодном
присоединении
значительного
объема
мощностей
заявителей
,
суммарная
нагрузка
энергосисте
-
мы
,
а
также
годовое
потребление
электрической
энергии
суще
-
ственно
не
изменяется
.
При
этом
возможности
действующего
за
-
конодательства
позволяют
более
эффективно
использовать
присо
-
единенную
мощность
,
однако
эти
механизмы
не
используются
по
-
требителями
.
В
2015
году
филиа
-
лы
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
направили
в
адрес
потребителей
,
имеющих
резерв
мощности
,
бо
-
лее
180
писем
с
предложением
рассмотреть
возможность
отказа
от
недоиспользованной
макси
-
мальной
мощности
.
В
результате
было
получено
29
письменных
отказов
,
более
130
писем
и
во
-
все
остались
без
ответа
и
только
15
потребителей
заключили
со
-
глашения
с
сетевой
организацией
о
перераспределении
мощности
.
2.
Низкая
степень
загрузки
вновь
введенных
и
реконструиро
-
ванных
для
нужд
технологического
присоединения
центров
питания
.
В
период
с
2011
по
2015
годы
в
филиалах
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
построено
и
реконструи
-
ровано
49
центров
питания
,
однако
их
степень
загрузки
не
превышает
52%.
При
этом
,
заявленная
мощ
-
ность
остается
зарезервированной
и
недоступной
для
других
потен
-
циальных
инвесторов
.
Серьезной
проблемой
для
сетевой
организа
-
ции
,
как
говорилось
ранее
,
явля
-
ется
отсутствие
законодательной
ответственности
за
неиспользова
-
ние
заявителем
мощности
,
а
также
отказ
в
перераспределении
неис
-
пользуемой
мощности
.
3.
Значительная
доля
льгот
-
ного
технологического
присое
-
динения
,
которое
впоследствии
не
обеспечивается
электропо
-
треблением
подключенных
за
-
явителей
.
В
настоящее
время
законодательством
предусмо
-
трены
льготные
условия
ТП
за
-
явителей
мощностью
до
15
кВт
включительно
,
а
также
садовод
-
ческих
,
огороднических
,
дачных
и
иных
некоммерческих
объеди
-
нений
.
Льгота
предоставляет
-
ся
при
условии
,
что
расстояние
от
границ
участка
заявителя
до
объектов
электросетевого
хозяйства
на
уровне
напряже
-
ния
до
20
кВ
включительно
со
-
ставляет
не
более
300
метров
в
городах
и
поселках
городско
-
го
типа
и
не
более
500
метров
в
сельской
местности
[2].
Плата
за
ТП
для
такой
категории
зая
-
вителей
составляет
символиче
-
ские
550
руб
лей
.
На
сегодняш
-
ний
день
,
доля
таких
договоров
в
общем
объеме
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
составляет
бо
-
лее
90%,
при
этом
,
для
присое
-
динения
к
сети
предоставляются
участки
,
не
обеспеченные
элек
-
тросетевой
инфраструктурой
,
без
оценки
и
учета
объема
за
-
трат
на
ее
создание
,
а
заявите
-
ли
используют
предоставленное
им
льготное
право
на
присоеди
-
нение
,
но
не
несут
ответствен
-
ность
за
объем
потребления
электрической
энергии
.
Таким
образом
,
льготное
технологиче
-
ское
присоединение
не
компен
-
сируется
ни
платой
за
потреб
-
238
340
339
485
534
7 047
7 162
6 839
6 866
6 736
5000
5500
6000
6500
7000
7500
0
100
200
300
400
500
600
700
800
900
1000
2011
2012
2013
2014
2015
МВт
МВт
Подключенная мощность
Максимум нагрузки
энергосистемы
Рис
. 1.
Динамика
подключения
(
МВт
)
и
изменения
максимума
нагрузки
энер
-
госистемы
(
МВт
)
в
зоне
ответственности
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
92%
5%
2%
1%
25
тыс. шт.
15 кВт и ниже
От 15 до 150 кВт
От 150 до 670 кВт
670 кВт и выше
Рис
. 2.
Структура
спроса
в
объеме
действующих
договоров
ТП
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
№
1 (40) 2017
36
ленную
электроэнергию
,
ни
тем
более
платой
за
подключение
.
Указанные
проблемы
в
сово
-
купности
приводят
к
неэффек
-
тивному
использованию
инве
-
стиционных
ресурсов
сетевой
компании
,
росту
тарифа
на
элек
-
троэнергию
для
потребителей
и
удорожанию
инвестиций
для
ин
-
весторов
.
В
свете
данных
проблем
не
-
обходимо
отметить
,
что
средняя
загрузка
центров
питания
35
кВ
и
выше
в
филиалах
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
составляет
50%,
а
с
учетом
заключенных
догово
-
ров
ТП
— 60%,
что
,
по
сути
,
по
-
зволяет
обеспечить
потребности
инвесторов
действующей
инфра
-
структурой
.
В
целях
совершенствования
и
оптимизации
системы
перспек
-
тивного
развития
,
минимизации
строительства
незагруженных
ЦП
и
повышения
степени
загруз
-
ки
действующего
оборудования
предлагается
реализация
стра
-
тегии
трех
«
эшелонов
»
планиро
-
вания
[3]:
1.
Планирование
развития
объ
-
ектов
базовых
секторов
эко
-
номики
,
тяготеющих
к
ме
-
стам
наличия
необходимых
ресурсов
или
рынков
сбыта
.
К
таким
секторам
экономики
может
быть
отнесена
добы
-
ча
и
переработка
полезных
ископаемых
,
лесозаготовка
и
переработка
древесины
,
обрабатывающие
производ
-
ства
,
стратегическая
транзит
-
но
-
транспортная
инфраструк
-
тура
,
морские
порты
и
т
.
д
.
2.
Планирование
развития
ин
-
фраструктуры
для
предпри
-
ятий
первого
эшелона
—
транспорт
,
связь
,
энергетика
и
прочее
,
развитие
которой
тесно
связано
с
развитием
и
размещением
объектов
пер
-
вой
группы
.
3.
Планирование
развития
объек
-
тов
социальной
инфраструкту
-
ры
,
жилья
и
т
.
д
.
Таким
образом
,
определяю
-
щим
направлением
при
планиро
-
вании
перспективного
развития
является
прогнозирование
эконо
-
мического
развития
,
а
уже
затем
инфраструктуры
,
способной
обе
-
спечить
потребность
отраслей
хозяйства
в
ресурсах
и
рост
со
-
циально
-
экономических
показа
-
телей
в
целом
.
В
качестве
инструмента
для
реализации
первого
и
осново
-
полагающего
эшелона
планиро
-
вания
перспективного
развития
,
в
декабре
2015
года
аппаратом
полномочного
представителя
Пре
-
зидента
Российской
Федерации
совместно
с
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
и
АНО
«
Стратегическое
партнерство
«
Северо
-
Запад
»
за
-
пущен
масштабный
проект
Инве
-
стиционных
Энергетических
Яр
-
марок
[4].
Ярмарка
является
открытой
площадкой
формирования
ус
-
ловий
для
реализации
межо
-
траслевых
и
межрегиональных
инвестиционных
проектов
,
обе
-
спечения
синхронизации
инве
-
стиционных
намерений
и
планов
развития
электросетевой
инфра
-
структуры
.
В
ходе
мероприятия
предусматривается
прямое
об
-
щение
инвесторов
,
энергетиков
и
представителей
органов
госу
-
дарственной
власти
по
вопросам
реализации
инвестиционных
про
-
ектов
предприятий
транспортной
инфраструктуры
,
сферы
услуг
и
социальной
сферы
,
минераль
-
но
-
сырьевого
,
горнодобываю
-
щего
и
оборонного
комплексов
.
Участникам
Ярмарки
предостав
-
ляется
информация
о
наличии
свободных
мощностей
,
планах
перспективного
развития
элек
-
тросетевого
комплекса
,
регио
-
нальных
тарифно
-
балансовых
решениях
.
Инвесторы
,
в
свою
очередь
,
в
целях
ознакомления
всех
участников
мероприятия
,
имеют
возможность
проведения
докладов
и
презентаций
,
разме
-
щения
стендов
своих
проектов
на
площадке
ярмарки
.
Результатом
мероприятия
может
стать
заключение
двух
-
стороннего
соглашения
с
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»,
которое
послужит
основой
для
дальней
-
шего
сотрудничества
,
направлен
-
ного
на
развитие
электросетевого
комплекса
с
учетом
потребностей
конкретного
инвестиционного
про
-
екта
.
Заключение
с
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
соглашений
о
намерениях
или
инвестицион
-
ных
соглашений
позволяет
обе
-
спечить
для
инвесторов
опти
-
мальные
условия
планируемого
присоединения
к
электрическим
сетям
.
Технические
решения
,
не
-
обходимые
для
присоединения
объектов
по
заключенным
согла
-
шениям
,
разрабатываются
в
рам
-
ках
документов
стратегического
планирования
региона
—
схемы
и
программы
перспективного
раз
-
вития
электроэнергетики
субъек
-
та
РФ
,
а
также
комплексной
про
-
граммы
развития
электрических
сетей
на
территории
субъекта
РФ
.
Такой
подход
позволяет
обеспе
-
чить
административную
поддерж
-
ку
в
ходе
реализации
проекта
и
,
в
конечном
счете
,
гарантиро
-
вать
инвестору
доступ
к
энергети
-
ческой
инфраструктуре
.
Инвестиционные
энергети
-
ческие
ярмарки
стали
открытой
площадкой
для
диалога
инве
-
сторов
,
представителей
органов
власти
и
энергетиков
и
,
таким
об
-
разом
,
стали
важным
элементом
схемы
планирования
развития
регионов
.
По
результатам
ярма
-
рок
определены
ключевые
инве
-
стиционные
проекты
в
каждом
регионе
присутствия
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»,
запущен
про
-
цесс
проработки
технических
ре
-
шений
по
обеспечению
данных
проектов
электросетевой
инфра
-
структурой
.
Перечень
планируемых
к
стро
-
ительству
объектов
является
об
щедоступным
,
что
позволяет
всем
заинтересованным
сторо
-
нам
: (
другим
инвесторам
,
орга
-
нам
власти
,
энергетикам
и
другим
инфраструктурным
компаниям
)
корректировать
свои
планы
раз
-
вития
с
учетом
реализации
дан
-
ных
проектов
.
Всего
по
результа
-
там
проведения
Ярмарок
в
семи
субъектах
Северо
-
Западного
фе
-
дерального
округа
заключено
более
100
соглашений
о
взаи
-
модействии
инвесторов
и
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
»
при
ре
-
ализации
конкретных
инвестици
-
онных
проектов
общей
мощно
-
стью
более
230
МВт
,
суммарная
аудитория
мероприятий
превыси
-
ла
1000
человек
[4].
Определены
наиболее
крупные
проекты
: 2
за
-
вода
по
производству
древесных
топливных
гранул
в
Псковской
области
(13
МВт
, 2017),
Крестец
-
кий
лесопромышленный
ком
-
плекс
в
Новгородской
области
(11
МВт
, 2017),
электроприемники
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
37
шахты
«
Интауголь
»
в
Республи
-
ке
Коми
(13,5
МВт
, 2017),
Инду
-
стриальный
парк
«
Петрозаводск
Сити
» (15
МВт
, 2019),
металлур
-
гический
завод
«
Аркминерал
»
в
Мурманской
области
(25
МВт
,
2020).
Для
инвесторов
,
планиру
-
ющих
реализацию
инвестици
-
онных
проектов
в
нескольких
регионах
,
в
марте
2017
года
в
Санкт
-
Петербурге
состоится
межрегиональная
инвестицион
-
ная
энергетическая
ярмарка
[4].
Среди
потенциальных
участни
-
ков
:
представители
Аппарата
полномочного
представителя
Президента
Российской
Феде
-
рации
в
Северо
-
Западном
фе
-
деральном
округе
,
руководители
глав
администраций
регионов
Северо
-
Запада
,
профильных
ми
-
нистерств
и
ведомств
,
электро
-
сетевых
организаций
,
а
также
представители
общественных
объединений
и
союзов
.
Также
планируется
приглашение
круп
-
ных
федеральных
компаний
-
ин
-
весторов
,
таких
как
ПАО
«
НК
Рос
-
нефть
»,
ПАО
«
Газпром
»,
ПАО
«
Транснефть
»,
ОАО
«
Новатэк
»,
ПАО
«
Лукойл
»,
ОАО
«
РЖД
»,
ЛИТЕРАТУРА
1.
Правила
разработки
и
утвержде
-
ния
схем
и
программ
перспектив
-
ного
развития
электроэнергети
-
ки
.
Утверждены
постановлением
Правительства
РФ
от
17.10.2009
№
823.
С
. 1, 2, 9.
2.
Правила
технологического
при
-
соединения
энергопринимающих
устройств
потребителей
электри
-
ческой
энергии
,
объектов
по
про
-
изводству
электрической
энергии
,
а
также
объектов
электросетевого
хозяйства
,
принадлежащих
сете
-
вым
организациям
и
иным
лицам
,
к
электрическим
сетям
.
Утвержде
-
ны
постановлением
Правительства
РФ
от
27.12.2004
№
861.
С
. 15–17.
3.
Ивановский
Л
.
В
.,
Ходачек
А
.
М
.
Ак
-
туализация
Стратегии
социально
-
экономического
развития
Северо
-
Западного
федерального
округа
на
период
до
2020
года
с
учетом
достигнутых
показателей
испол
-
нения
указов
Президента
Россий
-
ской
Федерации
от
7
мая
2012
года
№
596–606.
Отчет
о
НИР
НИОКТР
115090730007.
СПб
, 2016 (
проект
).
С
. 44–45.
4.
Инвестиционная
энергетическая
ярмарка
:
ПАО
«
МРСК
Северо
-
За
-
пада
» [
Электронный
ресурс
]. URL:
http://www.mrsksevzap.ru/energofair.
ГК
«
Автодор
»,
ПАО
«
Вымпел
-
ком
»,
ПАО
«
МТС
»,
ПАО
«
Мега
-
фон
»
и
других
.
Результатом
проведения
меж
-
региональной
ярмарки
,
помимо
формирования
реестра
крупных
стратегически
важных
для
всего
Северо
-
Западного
Федерального
округа
инвестиционных
проектов
,
станет
составление
перечня
пред
-
ложений
по
внесению
изменений
в
действующие
нормативные
правовые
акты
в
области
электро
-
энергетики
.
Данные
изменения
направлены
,
в
первую
очередь
,
на
оптимизацию
и
упрощение
процедуры
технологического
при
-
соединения
.
В
2017
году
планируется
про
-
должить
практику
проведения
региональных
инвестиционных
энергетических
ярмарок
,
в
ходе
которых
будет
проведена
акту
-
ализация
имеющихся
реестров
региональных
инвестиционных
проектов
.
Также
будут
рассмо
-
трены
вопросы
реализации
про
-
ектов
соглашений
,
заключенных
в
2015–2016
годах
.
Анонсы
меро
-
приятий
будут
опубликованы
на
официальном
сайте
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
».
Подписание
соглашений
о
сотрудничестве
на
первой
инвестиционной
энергетической
ярмарке
в
Мурманске
в
но
-
ябре
2016
года
.
Мероприятие
состоялось
в
рамках
крупнейшего
делового
форума
Заполярья
— V
Международной
деловой
недели
и
XI
специализированной
выставки
«
СевТЭК
–2016»
№
1 (40) 2017
Оригинал статьи: Инвестиционная энергетическая ярмарка как элемент схемы перспективного развития электроэнергетического комплекса
В декабре 2015 года в регионах Северо-Западного федерального округа стартовал проект проведения инвестиционных энергетических ярмарок. Ярмарки призваны обеспечить возможность прямого диалога инвесторов, энергетиков, а также представителей органов власти региона в целях поиска оптимальных и взаимовыгодных условий для реализации инвестиционных проектов и обеспечения их необходимой инфраструктурой.