

126
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
Интерпретация результатов
УФ-инспекции высоковольтного
оборудования
Метод
ультрафиолетовой
инспекции
высоковольтного
оборудования
привлекает
все
большее
внимание
эксплуатирующих
организаций
.
Благодаря
появлению
коммерческих
моделей
солнечно
-
слепых
дефектоскопов
стало
просто
получить
картину
короны
и
по
-
верхностных
частичных
разрядов
,
совмещенную
с
внешним
видом
оборудования
.
Однако
интерпретация
полученных
результатов
инспекции
требует
опыта
и
знания
в
физике
разрядов
,
в
электрических
полях
,
в
оптике
и
др
.
В
данной
статье
обсуждается
вариант
создания
экспертно
-
диагностической
системы
с
базой
знаний
и
базой
данных
,
которые
облегчат
процесс
интерпретации
результатов
УФ
-
инспекции
.
Арбузов
Р
.
С
.,
к
.
т
.
н
.,
главный
инженер
АО
«
Электросетьсервис
ЕНЭС
»
Жарич
Д
.
С
.,
заместитель
начальника
ЭТЛ
ООО
«
Сибэнергодиагностика
»
Овсянников
А
.
Г
.,
д
.
т
.
н
.,
профессор
кафедры
«
Техника
и
электрофизика
высоких
напряжений
»
ФГБОУ
ВО
«
Новосибирский
государственный
технический
университет
»,
главный
специалист
Новосибирского
участка
АО
«
Электросетьсервис
ЕНЭС
»
Швец
Н
.
А
.,
старший
инженер
филиала
АО
«
НТЦ
ФСК
ЕЭС
» —
СибНИИЭ
,
аспирант
кафедры
«
Техника
и
электрофизика
высоких
напряжений
»
ФГБОУ
ВО
«
Новосибирский
государственный
технический
университет
»
В
основе
ультрафиолетовой
инспекции
(
УФИ
)
лежит
регистрация
оптического
излучения
короны
и
разрядов
на
поверхности
изоля
-
ционных
конструкций
с
последующей
интер
-
претацией
полученных
картин
разрядных
процессов
и
контролируемого
оборудования
.
Объемы
УФИ
ра
-
стут
из
года
в
год
.
Расширяется
рынок
аппаратуры
зарубежного
производства
(
УФ
-
камеры
),
разрабаты
-
ваются
отечественные
приборы
.
В
аппаратной
части
прогресс
очевиден
,
хотя
и
в
ней
есть
нерешенные
вопросы
,
заслуживающие
отдельного
обсуждения
.
Однако
главные
проблемы
концентрируются
в
ин
-
терпретации
результатов
регистрации
.
Одной
из
причин
сложившегося
положения
яв
-
ляется
отсутствие
обоснованных
методических
и
нормативных
документов
.
Руководства
по
УФ
-
инспекции
линий
и
подстанций
,
подготовленные
ин
-
ститутом
EPRI (
США
),
ориентировались
на
характе
-
ристики
первой
двухспектральной
камеры
DayCor
Super B.
Основным
заблуждением
в
этих
методи
-
ках
стало
предположение
о
непосредственной
за
-
висимости
интенсивности
разрядов
от
опасности
дефекта
.
Аналогичный
подход
перекочевал
в
неко
-
торые
российские
ведомственные
документы
[1, 2].
Вместе
с
действующим
отраслевым
стандартом
[3]
они
требуют
переработки
и
актуализации
,
о
чем
мы
уже
писали
в
[4].
Главное
по
итогам
УФ
-
инспекции
—
понять
какой
дефект
привел
к
возникновению
разрядов
и
тем
или
иным
особенностям
их
излучения
в
тех
метеоро
-
логических
условиях
,
в
которых
проводилась
реги
-
страция
разрядной
активности
.
Для
интерпретации
картин
разрядов
надо
знать
основы
физических
ме
-
ханизмов
электрических
разрядов
и
«
чувствовать
»
картину
электрического
поля
,
то
есть
представлять
влияние
на
его
напряженность
геометрии
конструк
-
ции
и
ряда
других
факторов
.
В
какой
-
то
мере
эти
качества
оператору
или
эксперту
могут
заменить
альбомы
шаблонов
-
картин
разрядных
процессов
в
типичных
узлах
электрооборудования
при
наличии
тех
или
иных
дефектов
.
Именно
такую
опцию
обеспечила
фирма
«UvirCo» (
ЮАР
),
которая
в
комплект
по
-
ставки
УФ
-
камер
CoroCam 7
включила
методи
-
ческие
указания
[5]
с
альбомом
из
более
чем
ста
шаблонов
.
Такой
подход
пытаются
реализовать
и
авторы
данной
статьи
при
создании
экспер
-
тно
-
диагностической
системы
«
УФ
-
инспекция
»
(
ЭДИС
«
УФИ
»).
Будущая
экспертно
-
диагностиче
-
ская
сис
тема
содержит
в
двух
директориях
«
Базу
знаний
»
и
«
Базу
данных
».
В
«
Базу
знаний
»
включены
4
раздела
.
В
пап
-
ках
«
Разряды
в
газах
»
и
«
Картины
поля
»
приведе
-
ны
базовые
обучающие
и
справочные
материалы
.
В
папках
«
Стандарты
»
и
«
УФ
-
дефектоскопы
»
пред
-
полагается
собрать
все
доступные
нормативно
-
ме
-
тодические
документы
по
УФ
-
инспекциям
и
сведения
о
регистрирующей
аппаратуре
.

127
В
«
Базу
данных
»
включены
разделы
по
воздуш
-
ным
линиям
электропередачи
(
ВЛ
),
подстанционно
-
му
оборудованию
(
ПС
),
содержащие
оригинальные
данные
по
УФ
-
инспекциям
и
данные
,
предоставлен
-
ные
или
опубликованные
сторонними
организация
-
ми
.
В
отдельной
папке
«
КС
»
будут
собраны
шаблоны
дефектов
контактной
сети
переменного
напряжения
электрифицированных
железных
дорог
(27,5
кВ
).
Папки
в
разделах
«
ВЛ
»
и
«
ПС
»
распределены
в
файлы
по
классам
напряжения
10
кВ
, 35
кВ
, 110
кВ
,
220
кВ
, 330
кВ
, 500
кВ
и
750
кВ
.
Каждая
папка
одного
класса
напряжения
содер
-
жит
три
файла
: «
Арматура
», «
Изоляция
»
и
«
Прово
-
да
».
В
них
приведены
шаблоны
с
внешним
видом
конструктивных
элементов
оборудования
и
картина
-
ми
излучения
разрядных
процессов
,
данными
о
при
-
чинах
возникновения
разрядных
процессов
,
виде
дефекта
и
степени
его
опасности
,
а
также
рекомен
-
дации
по
устранению
дефекта
и
продолжению
экс
-
плуатации
оборудования
.
Указываются
и
возможные
ошибки
интерпретации
.
Аналогично
в
директории
«
ПС
»
также
присутству
-
ют
папки
по
классам
напряжения
,
а
в
каждой
из
них
шаблоны
разложены
по
файлам
«
Арматура
», «
Изо
-
ляция
» «
Ошиновка
».
В
качестве
примера
покажем
сокращенный
ва
-
риант
наполнения
папки
«
ВЛ
220
кВ
»,
в
котором
приведены
оригинальные
данные
,
полученные
раз
-
ными
УФ
-
дефектоскопами
(
тип
дефектоскопа
ука
-
зан
),
так
как
будущие
пользова
-
тели
ЭДИС
могут
иметь
разного
типа
приборы
.
Для
лучшего
пони
-
мания
выводов
и
рекомендаций
напомним
общее
представление
о
дефектоскопических
возмож
-
ностях
метода
ультрафиолето
-
вой
инспекции
,
сформулирован
-
ное
нами
в
[4]:
в
большинстве
случаев
дефект
,
приводящий
к
возникновению
или
усилению
интенсивности
разрядов
,
прак
-
тически
не
влияет
на
работу
контролируемого
оборудования
.
Иначе
говоря
,
обнаруженные
в
УФ
-
инспекции
разрядные
про
-
цессы
(
корона
на
проводах
,
ши
-
нах
и
арматуре
)
практически
не
влияют
на
основные
функции
оборудования
и
лишь
немного
увеличивают
потери
энергии
,
уровни
радиопомех
и
акустического
шума
.
Реально
опасны
только
пять
дефектов
,
выявляе
-
мых
при
УФ
-
инспекции
:
–
пробитые
фарфоровые
тарельчатые
изоляторы
в
изолирующих
подвесках
проводов
ВЛ
и
шин
ПС
;
–
набросы
проволоки
на
изоляцию
,
провода
и
шины
;
–
сильное
загрязнение
изоляции
;
–
дефекты
полимерных
изоляторов
(
линейных
и
опорных
);
–
трещины
в
опорно
-
стержневых
фарфоровых
изо
-
ляторах
.
Содержимое
папки
«
ВЛ
220
кВ
»
целесообразно
изложить
раздельно
по
трем
файлам
.
ФАЙЛ
«
ИЗОЛЯЦИЯ
»
Основной
диагностический
маркер
состояния
линей
-
ной
изоляции
—
наличие
и
интенсивность
частичных
разрядов
на
поверхности
изоляторов
(
ПЧР
).
По
ин
-
тенсивности
и
расположению
очагов
ПЧР
можно
об
-
наружить
следующие
дефекты
:
–
наличие
пробитых
(«
нулевых
»)
изоляторов
в
гир
-
ляндах
фарфоровых
тарельчатых
изоляторов
(
рисунок
1);
–
степень
загрязнения
поверхности
стеклянных
та
-
рельчатых
изоляторов
(
рисунок
2);
–
загрязнение
и
трекинго
-
эрозионные
повреждения
оболочки
,
а
также
внутреннее
увлажнение
поли
-
мерных
изоляторов
(
рисунок
3).
а
)
б
)
Рис
. 1.
Разряды
на
фарфоровых
тарельчатых
изолято
-
рах
:
а
)
дефектоскоп
«
Филин
-6»;
б
)
дефектоскоп
DayCor
SuperB
а
)
б
)
Рис
. 2.
Разряды
на
умеренно
(
а
)
и
сильно
загрязненной
поверхности
(
б
)
стеклянных
линейных
изоляторов
(
де
-
фектоскоп
DayCor Super B)
а
)
б
)
в
)
Рис
. 3.
Разряды
на
полимерных
изоляторах
:
а
-
б
)
дефектоскоп
DayCor Super
B;
в
)
дефектоскоп
«
Филин
-6»
№
5 (80) 2023

128
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
Кроме
указанных
дефектов
,
обнаруживаются
ко
-
ронные
разряды
на
экранах
изолирующих
подвесок
,
набросах
проволоки
и
др
.
Ошибки
первого
рода
(
пропуски
дефектов
)
возни
-
кают
при
недостаточной
влажности
воздуха
,
особен
-
но
после
сухой
погоды
в
течение
нескольких
дней
,
а
также
при
отрицательных
температурах
.
Ошибки
второго
рода
(
ложные
браковки
)
имеют
место
при
осадках
в
виде
дождя
и
возможны
при
наложении
изображения
короны
на
проводе
или
арматуре
с
изо
-
бражением
изолятора
.
КОММЕНТАРИИ
Фарфоровые
изоляторы
(
рисунок
1).
Внутренние
пробои
фарфоровых
деталей
«
нулевых
»
изоляторов
приводят
к
перегрузке
по
напряжению
целых
изо
-
ляторов
гирлянды
,
а
высокая
относительная
влаж
-
ность
воздуха
снижает
напряжение
возникновения
ПЧР
.
В
отсутствие
увлажнения
осадками
или
тума
-
ном
интенсивность
ПЧР
на
ближнем
к
проводу
изо
-
ляторе
растет
с
числом
«
нулей
» (
рисунок
1
а
).
При
пробое
двух
ближних
к
проводу
изоляторов
очаг
разрядов
«
перемещается
»
на
третий
(
рисунок
1
б
)
изолятор
.
Состояние
изоляции
классифицируется
как
ухудшенное
(
рисунок
1
а
)
и
предаварийное
(
ри
-
сунок
1
б
).
Возможны
перекрытия
или
механический
разрыв
изоляторов
.
Рекомендуется
внеплановая
за
-
мена
всех
фарфоровых
изоляторов
на
стеклянные
или
полимерные
.
Стеклянные
изоляторы
(
рисунок
2).
Развитие
ПЧР
на
одном
-
двух
(
рисунок
2
а
)
или
почти
на
всех
изоляторах
(
рисунок
2
б
)
гирлянды
при
рабочем
на
-
пряжении
линии
объясняется
ростом
проводимости
слоя
загрязнения
поверхности
изоляции
при
его
увлажнении
утренней
росой
(
отпотеванием
)
или
ту
-
маном
.
Состояние
изоляции
классифицируется
как
рабочее
с
умеренным
загрязнением
(
рисунок
2
а
)
и
рабочее
с
отклонениями
(
рисунок
2
б
),
так
как
высо
-
кая
степень
загрязнения
может
привести
к
перекры
-
тию
гирлянды
под
рабочим
напряжением
линии
при
увлажнении
изоляции
туманом
или
моросью
.
Очаги
короны
на
лодочке
зажима
обусловлены
повышен
-
ной
напряженностью
поля
и
безопасны
.
Корона
на
проводе
правее
зажима
может
быть
связана
с
ожо
-
гом
провода
дугой
перекрытия
в
предыдущий
пери
-
од
времени
эксплуатации
.
Рекомендуется
при
выво
-
де
линии
в
ремонт
определить
степень
загрязнения
изоляторов
гирлянды
,
например
по
проводимости
увлажненного
слоя
загрязнения
,
и
при
необходимо
-
сти
провести
чистку
или
замену
изоляторов
.
Полимерные
стержневые
изоляторы
(
рисунок
3).
Неровности
и
шероховатости
поверхности
экрана
приводят
к
усилению
напряженности
электрического
поля
и
возникновению
короны
на
нем
(
рисунок
3
а
).
Отсутствие
экрана
имеет
следствием
возникновение
короны
на
нижнем
оконцевателе
и
разрядам
по
по
-
верхности
полимерной
оболочки
(
рисунок
3
б
).
Раз
-
герметизация
и
проникновение
влаги
под
оболочку
и
в
стеклопластиковый
стержень
привели
к
мощным
ПЧР
при
испытаниях
демонтированного
изолятора
высоким
напряжением
(
рисунок
3
в
).
Техническое
со
-
стояние
изоляторов
классифицируется
как
рабочее
(
рисунок
3
а
),
предаварийное
(
рисунок
3
б
)
и
аварий
-
ное
(
рисунок
3
в
).
Рекомендуется
поменять
экран
при
плановом
ремонте
линии
(
рисунок
3
а
),
смонтировать
отсутствующий
экран
,
провести
верховой
осмотр
и
при
обнаружении
эрозии
или
науглероженных
тре
-
ков
на
оболочке
заменить
изолятор
(
рисунок
3
б
).
ФАЙЛ
«
ПРОВОДА
»
Основной
диагностический
маркер
—
наличие
и
ин
-
тенсивность
коронных
разрядов
на
проводах
и
шлей
-
фах
.
Определяемые
дефекты
:
–
повреждение
провода
(
смятие
, «
фонари
»,
обры
-
вы
проволок
верхнего
повива
(
рисунок
4);
–
метки
силовой
дуги
на
проводе
в
месте
перекры
-
тия
подвесной
изоляции
(
рисунок
5)
или
«
ветро
-
вого
»
перекрытия
в
нижней
части
шлейфа
;
–
коррозия
провода
в
середине
пролета
или
в
ниж
-
ней
части
шлейфа
;
–
заниженное
сечение
провода
(
рисунок
6);
–
набросы
проволоки
;
–
локальные
повреждения
провода
шлейфа
(
рисунок
7);
–
ошибки
,
допущенные
в
проекте
,
или
нарушения
правил
монтажа
.
Пропуски
дефектов
могут
возникнуть
при
недо
-
статочной
чувствительности
регистрации
.
Ложные
браковки
имеют
место
при
короне
в
месте
сварки
или
болтового
соединения
провода
(
шлейфа
)
либо
при
короне
с
капель
дождя
,
с
прилипшей
грязи
,
мо
-
шек
,
птичьего
помета
и
др
.
КОММЕНТАРИИ
Провода
в
пролетах
(
рисунок
4).
Повреждения
верхнего
повива
провода
:
локальные
(
рисунок
4
а
)
и
сплошные
(
рисунок
4
б
),
возникшие
,
по
-
видимому
,
при
строительстве
линии
.
Техническое
состояние
характеризуется
как
рабочее
с
отклонениями
.
Ре
-
комендуется
при
развитии
локальных
повреждений
(
рисунок
4
а
)
провода
наложить
бандаж
,
а
при
сплош
-
ных
повреждениях
на
участках
в
десятки
метров
(
ри
-
сунок
4
б
)
провести
замену
провода
в
пролете
при
плановом
выводе
линии
в
ремонт
.
Провода
вблизи
изолирующих
подвесок
(
рису
-
нок
5).
Корона
на
проводе
в
десятках
сантиметров
от
зажима
может
возникнуть
в
месте
ожога
провода
дугой
перекрытия
из
-
за
повреждений
поверхности
и
локального
усиления
электрического
поля
.
Техни
-
ческое
состояние
—
рабочее
.
Рекомендуется
прове
-
сти
верховой
осмотр
участка
провода
с
местной
ко
-
роной
и
узла
подвески
гирлянды
для
подтверждения
места
перекрытия
.
Провода
в
пролетах
(
рисунок
6).
Заниженное
се
-
чение
провода
приводит
к
сплошной
короне
на
нем
по
всей
длине
пролета
(-
ов
).
Техническое
состоя
-
ние
—
рабочее
с
отклонениями
.
Рекомендуется
за
-
менить
провода
при
реконструкции
.
Шлейфы
(
рисунок
7).
Возникновение
короны
в
ме
-
стах
локального
повреждения
или
коррозии
прово
-
да
шлейфа
объясняется
усилением
электрического
поля
в
этих
местах
.
Техническое
состояние
—
рабо
-
чее
с
отклонениями
.
Рекомендуется
в
плановом
по
-

129
рядке
провести
ремонт
провода
шлейфа
.
ФАЙЛ
«
АРМАТУРА
»
Основной
диагностический
мар
-
кер
—
возникновение
или
повы
-
шенная
интенсивность
короны
на
арматуре
.
Определяемые
де
-
фекты
:
–
недостатки
конструкции
,
про
-
ектирования
или
монтажа
(
ри
-
сунок
8);
–
износовые
дефекты
или
завод
-
ской
брак
(
рисунок
9).
Пропуски
дефектов
возникают
при
недостаточной
чувствитель
-
ности
регистрации
.
Ложные
бра
-
ковки
имеют
место
при
короне
с
капель
дождя
.
КОММЕНТАРИИ
Элементы
фиксации
положения
шлейфов
(
рисунок
8).
Острые
кромки
элементов
конструкции
зажима
оттяжки
шлейфа
и
бал
-
ласта
приводят
к
локальным
усилениям
напряженности
элек
-
трического
поля
и
возникнове
-
нию
короны
.
Техническое
состо
-
яние
—
рабочее
(
нет
опасности
для
продолжения
эксплуатации
).
В
случае
необходимости
для
по
-
давления
радиопомех
от
коро
-
ны
можно
смонтировать
экраны
в
соответствующих
местах
.
Гасители
вибрации
провода
(
рисунок
9).
Острые
кромки
и
углы
элементов
конструкции
приводят
к
локальным
усилениям
напряжен
-
ности
электрического
поля
и
воз
-
никновению
короны
.
Техническое
состояние
—
рабочее
(
нет
опас
-
ности
для
продолжения
эксплуа
-
тации
).
Для
подавления
короны
и
предотвращения
вибрационного
износа
и
повреждения
провода
за
-
менить
гасители
вибрации
при
пла
-
новом
ремонте
линии
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для
широкого
освоения
и
повы
-
шения
эффективности
методи
-
ки
ультрафиолетовой
инспекции
предлагается
разработать
экс
-
пертно
-
диагностическую
систему
«
Ультрафиолетовая
инспекция
»
(
УФИ
),
содержащую
«
Базу
зна
-
ний
»
и
«
Базу
данных
».
Послед
-
няя
будет
представлена
в
виде
альбома
шаблонов
с
картинами
разрядных
явлений
,
полученных
а
)
б
)
Рис
. 4.
Коронирование
провода
в
пролете
(
дефектоскоп
DayCor Super B)
а
)
б
)
Рис
. 5.
Корона
на
проводе
в
местах
возможных
перекрытий
гирлянды
изо
-
ляторов
:
а
)
дефектоскоп
Luminar HD;
б
)
дефектоскоп
DayCor Super B
а
)
б
)
Рис
. 6.
Сплошная
корона
на
проводе
(
дефектоскоп
«
Филин
-6»)
а
)
б
)
Рис
. 7.
Корона
на
шлейфах
:
а
)
дефектоскоп
«
Филин
6+»;
б
)
дефектоскоп
«
Филин
-7»
№
5 (80) 2023

130
ДИАГНОСТИКА
И МОНИТОРИНГ
ЛИТЕРАТУРА
1.
МД
1.3.3.99-041-2009.
Методиче
-
ские
рекомендации
по
раннему
выявлению
дефектов
внешней
изоляции
,
токоведущих
частей
электрооборудования
АЭС
с
ис
-
пользованием
средств
ультрафио
-
летового
контроля
.
ОАО
«
Концерн
Энергоатом
», 2009.
2.
Производственная
инструкция
по
про
-
ведению
УФ
-
обследования
внешней
изоляции
ВЛ
и
электрооборудования
станций
и
сетей
.
АО
«
Техническая
инспекция
ЕЭС
».
Утв
. 21.03.2019.
3.
СТО
56947007-29.240.003-2008.
Методические
указания
по
дис
-
танционному
оптическому
кон
-
тролю
изоляции
воздушных
линий
электропередачи
и
распредели
-
тельных
устройств
переменного
тока
напряжением
35–1150
кВ
.
Стандарт
организации
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
».
Утв
. 28.06.2005.
4.
Овсянников
А
.
Г
.,
Арбузов
Р
.
С
.
Ультра
-
фиолетовая
инспекция
:
желаемые
и
реальные
возможности
//
Энергоэк
-
сперт
, 2020,
№
2(74).
С
. 14–21.
5. Field Guide: Daytime Discharge In-
spection of Transmission and Dis-
tribution Overhead Lines and Sub-
stations: Guide with Video. EPRI,
Palo Alto, Ca: 2012, 300200202 /
Методические
указания
по
УФ
-
контролю
подвесной
и
опорно
-
стержневой
изоляции
с
помо
-
щью
камеры
CoroCam.
Вып
. 1,
сентябрь
2013.
Перевод
на
рус
-
ский
ООО
«
Панатест
», 2014.
116
с
.
УФ
-
дефектоскопами
,
и
коммен
-
тариями
к
ним
,
раскрывающими
причины
возникновения
разрядов
и
дающими
оценку
технического
состояния
оборудования
в
при
-
сутствии
обнаруженного
дефекта
.
Авторы
предполагают
доработать
ЭДИС
«
УФИ
»
и
сделать
ее
открытой
для
всех
пользователей
с
условием
пополнения
системы
их
результа
-
тами
,
а
затем
выпустить
более
или
менее
обоснованный
нормативный
документ
отраслевого
уровня
,
на
-
пример
в
виде
актуализированного
стандарта
организации
.
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
Авторы
выражают
огромную
признательность
коллегам
по
«
диагностическому
цеху
»:
Ино
-
земцеву
А
.
В
. (
Алтайэнерго
),
Про
-
свирнину
Д
.
Н
. (
Челябэнерго
),
Лу
-
цишину
В
.
Б
. (
Электросетьсервис
ЕНЭС
)
и
др
.,
приславшим
факти
-
ческие
материалы
УФ
-
инспекций
в
своих
предприятиях
для
напол
-
нения
базы
данных
разрабатыва
-
емой
экспертно
-
диагностической
системы
.
а
)
б
)
Рис
. 9.
Корона
на
дефектном
(
а
)
и
отломанном
(
б
)
гасителях
вибрации
про
-
вода
(
дефектоскоп
DayCor Super B)
а
)
б
)
Рис
. 8.
Корона
на
зажиме
оттяжки
шлейфа
(
а
)
и
на
балласте
(
б
)
в
узле
под
-
вески
провода
к
поддерживающей
гирлянде
(
дефектоскоп
DayCor Super B)
На
сайте
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
в
разделе
«
Книги
»
представлены
монографии
,
выпущенные
издательством
журнала
с
2009
года
.
Книги
основаны
на
накопленном
практическом
опыте
работы
по
отдельным
направлениям
развития
электроэнергетики
и
представляют
несомненную
практическую
ценность
для
специалистов
и
руководителей
электросетевых
,
проектных
и
подрядных
организаций
,
преподавателей
и
студентов
профильных
вузов
.
Большинство
изданий
размещено
в
открытом
доступе
.
КНИГИ на САЙТЕ
www.eepir.ru
Оригинал статьи: Интерпретация результатов УФ-инспекции высоковольтного оборудования
Арбузов Р.С., к.т.н., главный инженер АО «Электросетьсервис ЕНЭС»
Жарич Д.С., заместитель начальника ЭТЛ ООО «Сибэнергодиагностика»
Овсянников А.Г., д.т.н., профессор кафедры «Техника и электрофизика высоких напряжений» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», главный специалист Новосибирского участка АО «Электросетьсервис ЕНЭС»
Швец Н.А., старший инженер филиала АО «НТЦ ФСК ЕЭС» — СибНИИЭ, аспирант кафедры «Техника и электрофизика высоких напряжений» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»
Метод ультрафиолетовой инспекции высоковольтного оборудования привлекает все большее внимание эксплуатирующих организаций. Благодаря появлению коммерческих моделей солнечно-слепых дефектоскопов стало просто получить картину короны и поверхностных частичных разрядов, совмещенную с внешним видом оборудования. Однако интерпретация полученных результатов инспекции требует опыта и знания в физике разрядов, в электрических полях, в оптике и др. В данной статье обсуждается вариант создания экспертно-диагностической системы с базой знаний и базой данных, которые облегчат процесс интерпретации результатов УФ-инспекции.