Инновационное решение для естественной локомоции в виртуальной реальности

background image

background image

120

В

иртуальная

 

реальность

 — 

способ

 

модели

-

рования

 

объектов

процессов

 

и

 

явлений

который

 

позволяет

 

ощутить

 

присутствие

 

на

 

объекте

 

моделирования

Виртуальная

 

ре

-

альность

 

заменяет

 

для

 

пользователя

 

реальность

тем

 

самым

 

позволяя

 

организовать

 

для

 

него

 

различ

-

ные

 

среды

 

взаимодействия

 

с

 

объектами

в

 

том

 

чис

-

ле

 

в

 

тренировочных

 

целях

 [1–4], 

при

 

этом

 

полностью

 

устраняя

 

какие

-

либо

 

реальные

 

опасные

 

воздей

-

ствия

например

поражение

 

электрическим

 

током

Важным

 

аспектом

 

ощущения

 

присутствия

то

 

есть

 

погружения

 

в

 

виртуальную

 

модель

является

 

воз

-

можность

 

естественного

 

перемещения

другими

 

сло

-

вами

естественной

 

локомоции

.

В

 

данной

 

статье

 

продемонстрировано

 

разраба

-

тываемое

 

решение

 

для

 

максимального

 

погружения

 

человека

 

в

 

виртуальную

 

реальность

 

посредством

 

использования

 

всенаправленной

 

дорожки

 

с

 

допол

-

нительной

 

вертикальной

 

степенью

 

свободы

Всена

-

правленная

 

дорожка

 — 

это

 

устройство

позволяю

-

щее

 

производить

 

пешее

 

перемещение

 

в

 

виртуальной

 

реальности

выполняя

 

естественные

 

движения

 

нога

-

ми

 

и

 

телом

существенно

 

не

 

смещаясь

 

в

 

реальном

 

мире

.

Существующие

 

на

 

данный

 

момент

 

всенаправ

-

ленные

 

дорожки

 

ограничены

 

ходьбой

иногда

 

бегом

прыжок

/

падение

 

на

 

них

 

имеет

 

очень

 

ограниченную

 

реализацию

а

 

на

 

большей

 

их

 

части

 

прыгать

 

вовсе

 

нельзя

Этот

 

факт

 

ограничивает

 

применение

 

вирту

-

альной

 

реальности

 

для

 

тренажеров

осуществляю

-

щих

 

тренировку

 

по

 

тем

 

видам

 

работ

которые

 

под

-

разумевают

 

вертикальное

 

перемещение

например

 

работы

 

на

 

высоте

В

 

предлагаемом

 

решении

 

задача

 

вертикального

 

перемещения

 

решена

Более

 

того

это

 

перемещение

 

безопасно

полностью

 

контролиру

-

емо

а

 

главное

есть

 

еще

 

одна

 

инновационная

 

функ

-

ция

 

обезвешивания

которая

 

позволяет

 

реализовать

 

эффект

 

снижения

 

гравитационного

 

воздействия

 

на

 

пользователя

 

на

 

уровне

 

нагрузки

  (

мышц

), 

создание

 

контролируемого

 

падения

.

Разрабатываемая

 

дорожка

 

имеет

 

конкретную

 

цель

расширить

 

решаемые

 

конкурентами

 

задачи

 

путем

 

добавления

 

новой

  

функциональности

 — 

ак

-

тивного

 

обезвешивания

 

пользователя

дающего

 

до

-

полнительную

 

вертикальную

 

степень

 

свободы

Это

 

позволить

 

создавать

 

тренажеры

 

виртуальной

 

реаль

-

ности

 

с

 

возможностью

 

проведения

 

тренировок

 

вер

-

холазных

 

работ

Схема

 

всенаправленной

 

дорожки

 

представлена

 

на

 

рисунке

 1. 

Ключевым

 

элементом

отличающим

 

представленное

 

решение

 

от

 

аналогов

является

 

ак

-

тивная

 

система

 

обезвешивания

  (

активный

 

подвес

пользователя

 

специальной

 

конструкции

Управление

 

подвесом

 

осуществляется

 

сервоприводами

 

с

 

кон

-

троллерами

Общий

 

принцип

 

работы

 

такого

 

подвеса

 

можно

 

опи

-

сать

 

так

мы

 

контролируем

 

не

 

только

 

направление

 

и

 

ско

-

рость

 

движения

 

пользователя

но

 

контролируем

 

также

 

вертикальное

 

положение

 

тела

 

пользователя

Есть

 

две

 

задачи

в

 

которых

 

такой

 

контроль

 

дает

 

нужный

 

эффект

 

и

 

решает

 

их

 

полностью

.

ЗАДАЧА

 

ИМИТАЦИИ

 

ПРАВИЛЬНОЙ

 

ЛОКОМОЦИИ

 

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

 

НА

 

ПАССИВНОЙ

 

ДОРОЖКЕ

Пассивная

 

дорожка

 

не

 

предполагает

 

перемещение

 

поверхности

 

под

 

пользователем

пользователь

 

дол

-

жен

 

самостоятельно

 

двигать

 

ногами

как

 

при

 

ходьбе

 

на

 

месте

Уникальная

 

система

 

разгрузки

 

позволя

-

ет

 

решить

 

проблему

 

неправильной

 

работы

 

мышц

 

при

 

имитации

 

ходьбы

 

на

 

пассивной

 

дорожке

Про

-

стой

 

кинематический

 

анализ

 

ходьбы

 

человека

 

по

-

казывает

 [5–6], 

что

 

есть

 

всего

 

две

 

фазы

 

для

 

каж

-

дой

 

ноги

фаза

 

опоры

 

и

 

фаза

 

переноса

Разберем

 

каждую

 

фазу

 

с

 

точки

 

зрения

 

имитации

 

и

 

нагрузки

 

на

 

мышцы

.

За

 

точку

 

отсчета

 

примем

 

момент

 

времени

 

опо

-

ры

 

на

 

пятку

В

 

этот

 

момент

 

имитация

 

через

 

раз

-

грузку

 

начинает

 

нарастать

необходимо

 

запустить

 

обратный

 

механизм

 

скольжения

который

 

вернет

 

Инновационное решение 
для естественной локомоции 
в виртуальной реальности

Кафедре

 

электроэнергетических

 

систем

 

Национального

 

исследовательского

 

универси

-

тета

 «

МЭИ

» 

в

 2022 

году

 

исполняется

 90 

лет

В

 

честь

 

нашего

 

юбилея

 

мы

 

публикуем

 

статьи

 

о

 

результатах

 

наших

 

исследований

Данная

 

статья

 

является

 

одной

 

из

 

них

.

Насыров

 

Р

.

Р

., 

к

.

т

.

н

., 

доцент

 

кафедры

 

Электроэнергетических

 

систем

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

НИУ

 «

МЭИ

»

ОХРАНА ТРУДА


background image

121

ногу

Именно

 

в

 

этот

 

момент

 

начнется

 

перенос

 

веса

 

с

 

одной

 

ноги

 

на

 

другую

Следующий

 

момент

 

време

-

ни

 — 

опора

 

на

 

всю

 

стопу

В

 

этот

 

момент

 

разгрузка

 

максимальная

так

 

как

 

происходит

 

перенос

 

другой

 

ноги

и

 

пользователю

 

можно

 

помочь

 

и

 

снять

 

реак

-

цию

 

опоры

Далее

 — 

опора

 

на

 

передний

 

отдел

 

сто

-

пы

В

 

этот

 

момент

 

пользователь

 

начинает

 

падать

ожидая

 

опору

 

на

 

пятку

 

на

 

другой

 

ноге

В

 

этот

 

мо

-

мент

 

нужно

 

дать

 

ему

 

почувствовать

 

свой

 

вес

дать

 

отработать

 

мышцам

Как

 

только

 

опора

 

сработала

мы

 

его

 

тут

 

же

 

разгружаем

И

 

происходит

 

фаза

 

пере

-

носа

Разгрузочно

-

фазовая

 

диаграмма

 

при

 

горизон

-

тальной

 

локомоции

 

человека

 

представлена

 

на

 

ри

-

сунке

 2.

Другими

 

словами

для

 

каждой

 

ноги

 

мы

 

чувствуем

 

разгрузку

 

два

 

раза

в

 

фазе

 

переноса

 

и

 

в

 

фазе

 

опоры

 

на

 

всю

 

стопу

Это

 

упрощает

 

оба

 

действия

 

с

 

точки

 

зрения

 

нагрузки

 

на

 

опорно

-

двигательный

 

аппарат

что

 

позволяет

 

ходить

 

часами

 

без

 

заметной

 

усталости

но

 

при

 

этом

 

полностью

 

получать

 

всю

 

мышеч

-

ную

 

реакцию

.

Исходя

 

из

 

этого

 

представления

 

можно

 

понять

что

 90% 

време

-

ни

 

человек

 

находится

 

в

 

разгруз

-

ке

которая

 

активно

 

управляется

 

контроллерами

В

 

зависимости

 

от

 

подготовленности

 

пользовате

-

ля

 

она

 

выставляется

 

на

 

уровне

 

0,7–0,15g. 

В

 

моменте

 

падения

когда

 

опорная

 

нога

 

переходит

 

из

 

фазы

 

опоры

 

на

 

всю

 

стопу

 

в

 

фазу

 

опоры

 

на

 

передний

 

отдел

 

стопы

разгрузка

 

снижается

 

до

 0,9–0,5g. 

Полностью

 

она

 

не

 

отключается

 

для

 

контроля

 

поддержки

чтобы

 

пользователь

в

 

случае

 

если

 

он

 

оступился

не

 

упал

 

и

 

не

 

травмиро

-

вался

.

Фазы

 

ходьбы

 

определяются

 

программно

-

аппаратными

 

мето

-

дами

В

 

настоящий

 

момент

 

есть

 

два

 

способа

которые

 

мы

 

приме

-

няем

Это

 

визуальное

 

распозна

-

вание

 

скелета

 

с

 

помощью

 

каме

-

ры

и

 

система

 

датчиков

 

на

 

основе

 

MEMS-

сенсоров

регистрирую

-

щих

 

перемещение

 

пользователя

 

в

  

пространстве

.

Эффект

 

от

 

такой

 

имитации

 

за

-

ключается

 

в

 

том

что

 

пользовате

-

лю

 

удается

 

больше

 

времени

 

про

-

водить

 

в

 

виртуальной

 

реальности

 

за

 

счет

 

разгрузки

 

до

 0,7–0,15g. 

При

 

перемещении

 

в

 

горизонталь

-

ной

 

плоскости

  (

ходьба

/

бег

до

 

указанной

 

разгрузки

 

происходит

 

облегчение

 

локомоции

 

пользо

-

вателя

что

 

приводит

 

к

 

снижению

 

нагрузки

 

на

 

опорно

-

двигательный

 

аппарат

 

пользователя

В

 

результате

 

существен

-

но

 

снижается

 

уровень

 

утомляемости

 

пользователя

 

при

 

выполнении

 

длительных

 

работ

 

при

 

сохранении

 

функции

 

наработки

 

навыков

.

ЗАДАЧА

 

ИМИТАЦИИ

 

РАБОТЫ

 

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

 

НА

 

ВЫСОТЕ

В

 

этом

 

режиме

 

разгрузка

 

используется

 

как

 

страхо

-

вочный

 

механизм

 

при

 

работах

 

на

 

высоте

.

К

 

работам

 

на

 

высоте

 

относятся

 

работы

при

 

которых

в

 

частности

существуют

 

риски

связанные

 

с

 

возможным

 

падением

 

работника

 

с

 

высоты

 

до

 

и

 

более

 1,8 

м

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

условий

 [7]. 

В

 

соответствии

 

с

 [7], 

предусма

-

триваются

 

системы

 

обеспечения

 

безопасности

 

работ

 

на

 

высоте

 

и

 

соответствующие

 

схемы

 

их

 

применения

В

 

со

-

став

 

систем

 

обеспечения

 

безопасности

 

входят

Рис

. 1. 

Схема

 

всенаправленной

 

дорожки

 

с

 

системой

 

активной

 

разгрузки

 

пользователя

Активная

 

система

 

обезвешивания

Пассивная

 

всенаправленная

 

дорожка

 (

тарелка

 

скольжения

)

Основная

 

рама

Веревочно

-

ленточная

 

привязь

 2 (71) 2022


background image

122

ленная

 

дорожка

 

с

 

функцией

 

активного

 

обезвешивания

 

пользователя

 

способна

 

позволить

 

пользователю

 

выполнять

 

дан

-

ные

 

виды

 

работ

 

в

 

виртуальной

 

реаль

-

ности

Причем

 

наличие

 

возможности

 

контролируемого

 

безопасного

 

падения

 

позволит

 

отрабатывать

 

как

 

штатные

так

 

и

 

нештатные

 

ситуации

 

с

 

возможностью

 

падения

.

Такой

 

набор

 

возможностей

как

 

ими

-

тация

 

работ

 

на

 

высоте

 

с

 

функцией

 

без

-

опасного

но

 

ощутимого

 

падения

а

 

также

 

полноценной

 

ходьбы

 

без

 

усталости

дает

 

ощутимый

 

положительный

 

эффект

 

при

 

применении

 

данного

 

устрой

 

ства

 

в

 

тре

-

нажерах

 

виртуальной

 

реальности

в

 

том

 

числе

 

и

 

для

 

оперативного

 

персонала

Реализация

 

всенаправленной

 

дорож

-

ки

 

с

 

дополнительной

 

степенью

 

свободы

 

снимет

 

ограничения

 

для

 

тренажеров

 

вир

-

туальной

 

реальности

связанных

 

с

 

вы

-

полнением

 

работ

требующих

 

подъемов

 

и

 

спусков

а

 

также

 

даст

 

возможность

 

до

-

пускать

 

ошибки

приводящие

 

к

 

падению

.

ВЫВОДЫ

Тренажеры

 

виртуальной

 

реальности

 

неизбежно

 

входят

 

в

 

современную

 

дей

-

ствительность

Если

 

программная

 

со

-

ставляющая

 

виртуальной

 

реальности

 

проработана

 

на

 

высоком

 

уровне

то

 

интеграция

 

человека

 

в

 

эту

 

ре

-

альность

 

ограничена

 

аппаратной

 

частью

.

Всенаправленная

 

беговая

 

дорожка

 

с

 

системой

 

обезвешивания

 

пользователя

 — 

это

 

возможное

 

ре

-

шение

предназначенное

 

для

 

перемещения

 

пользо

-

вателя

 

в

 

виртуальном

 

мире

то

 

есть

 

управление

 

ло

-

комоцией

  (

ходьбой

поворотами

бегом

прыжками

падением

естественными

 

для

 

пользователя

 

свобод

-

ными

 

действиями

 

внутри

 

виртуальной

 

реальности

.

Использование

 

показанной

 

системы

 

активной

 

разгрузки

 

позволит

 

строить

 

аппаратные

 

решения

в

 

том

 

числе

 

для

 

тренажеров

которые

 

делают

 

до

-

ступными

 

не

 

только

 

перемещения

 

в

 

горизонтальной

но

 

и

 

вертикальной

 

плоскостях

ЛИТЕРАТУРА

 

1. 

Насыров

 

Р

.

Р

., 

Сулейманов

 

И

.

Р

., 

Чур

-

кин

 

А

.

В

., 

Пилюгин

 

А

.

В

., 

Марченков

 

Д

.

В

Виртуальный

 

тренажер

 

опера

-

тивных

 

переключений

 // 

Электриче

-

ство

, 2016, 

 3. 

С

. 27–33. 

2. 

Насыров

 

Р

.

Р

., 

Сулейманов

 

И

.

Р

Тре

-

нажер

 

оперативного

 

и

 

эксплуатаци

-

онного

 

персонала

 

на

 

основе

 

модели

 

виртуальной

 

реальности

 

трансфор

-

маторной

 

подстанции

 / 

Сб

трудов

 

IV 

Всероссийской

 

научно

-

техни

-

ческой

 

конференции

 

студентов

магистров

аспирантов

  «

Энергоэф

-

фективность

 

и

 

энергобезопасность

 

производственных

 

процессов

». 

То

-

льятти

, 12–14 

апреля

 2016 

г

Тольят

-

ти

Изд

-

во

 

ТГУ

, 2016. 415 

с

.

3. Nasyrov R.R., Excell P.S. New 

Approaches to Training of Power 
Substation Operators Based on 
Interactive Virtual Reality, Springer 
Nature Switzerland AG 2018 V. Pam-
mer-Schindler et al. (Eds.): EC-TEL 
2018, LNCS 11082, pp. 551–555. 
URL: https://doi.org/10.1007/978-3-
319-98572-5_43.

4.  Nasyrov R.R., Excell P.S. Creation of 

Interactive Virtual Reality Scenarios 

as a Training and Education Tool. 
URL: https://link.springer.com/chapt
er/10.1007/978-3-030-42097-0_19.

5. 

Гранит

 

Р

Основы

 

регуляции

 

дви

-

жений

М

.: 

Мир

, 1973. 278 

с

.

6. 

Богданов

 

В

.

А

., 

Фельдман

 

А

.

Г

., 

Пер

-

сон

 

Р

.

С

Физиология

 

движений

Л

.: 

Наука

Ленинградское

 

отделение

1976. 376 

с

.

7. 

Приказ

 

об

 

утверждении

 

Пра

-

вил

 

по

 

охране

 

труда

 

при

 

работе

 

на

 

высоте

 

от

 16 

ноября

 2020 

г

 782

н

ГКДЖ

 https://docs.cntd.ru/

document/573114692.

1) 

анкерное

 

устройство

;

2) 

привязи

 (

страховочная

для

 

удержания

для

 

пози

-

ционирования

для

 

работ

 

в

 

положении

 

сидя

спа

-

сательная

);

3) 

соединительные

 

подсистемы

 (

строп

канат

кара

-

бин

амортизатор

 

или

 

устройство

функционально

 

его

 

заменяющее

средство

 

защиты

 

втягивающего

 

типа

средство

 

защиты

 

от

 

падения

 

ползункового

 

типа

 

на

 

гибкой

 

или

 

на

 

жесткой

 

анкерной

 

линии

устройство

 

для

 

позиционирования

 

на

 

канатах

).

Должное

 

применение

 

указанных

 

систем

 

обеспе

-

чения

 

безопасности

 

является

 

гарантией

 

надежного

 

позиционирования

 

работника

 

на

 

высоте

Тренажерная

 

подготовка

 

в

 

виртуальной

 

реально

-

сти

 

для

 

подобных

 

видов

 

работ

 

на

 

данный

 

момент

 

ни

-

как

 

не

 

представлена

Рассматриваемая

 

всенаправ

-

Левая

 

нога

 — 

реакция

 

опоры

(

площадь

 

фигуры

 

показывает

 

давление

 

на

 

поверхность

)

Левая

 

нога

 

реакция

 

опоры

Ра

зг

ру

зк

а

Оп

ора

 

на

 

пятк

у

Оп

ора

 

на

 

ст

о

п

у

Оп

ора

 

на

 

мыс

о

к

Фаз

а

 

перенос

а

t

Рис

. 2. 

Разгрузочно

-

фазовая

 

диаграмма

 

при

 

горизонтальной

 

локомо

-

ции

 

человека

 

ОХРАНА ТРУДА


Оригинал статьи: Инновационное решение для естественной локомоции в виртуальной реальности

Читать онлайн

Кафедре электроэнергетических систем Национального исследовательского университета «МЭИ» в 2022 году исполняется 90 лет. В честь юбилея публикуются статьи о результатах исследований. Данная статья является одной из них.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»