50
Р
аспределительные
электрические
сети
по
сравнению
с
другими
инфраструктурны
-
ми
объектами
подвержены
топологическим
и
структурными
изменениям
достаточно
ин
-
тенсивно
.
Изменения
в
структуру
и
топологию
рас
-
пределительных
электрических
сетей
вносятся
как
в
ходе
аварийно
-
восстановительных
и
ремонтных
работ
,
так
и
в
процессе
технологического
присоеди
-
нения
новых
потребителей
.
Наиболее
масштабные
изменения
в
сетях
происходят
после
ликвидации
крупных
технологических
нарушений
и
на
территори
-
ях
с
высоким
спросом
на
технологическое
присоеди
-
нение
:
в
отдельных
населенных
пунктах
в
сутки
под
-
ключают
до
10–15
новых
абонентов
,
строятся
сотни
метров
электрических
сетей
0,4–10
кВ
.
Безусловно
,
в
распределительных
электросете
-
вых
компаниях
существуют
внутренние
регламенты
и
настроены
соответствующие
процессы
,
обеспечи
-
вающие
оперативное
внесение
изменений
в
карты
и
схемы
электрических
сетей
.
Но
при
высокой
интен
-
сивности
изменений
их
скрупулезное
отслеживание
и
корректировка
технической
документации
—
тру
-
доемкая
работа
,
при
которой
не
исключены
ошибки
,
вызванные
человеческим
фактором
.
Ежедневное
«
наслоение
»
таких
небольших
ошибок
либо
недо
-
четов
при
корректировке
карт
и
схем
уже
через
ме
-
сяц
,
два
,
год
приводит
к
серьезному
несоответствию
имеющейся
технической
документации
и
фактиче
-
ской
ситуации
в
распределительных
сетях
.
Следствием
этого
становятся
недочеты
и
недо
-
статки
при
планировании
работ
,
уведомлении
потре
-
бителей
о
плановых
отключениях
и
ходе
аварийно
-
восстановительных
работ
,
подготовке
технических
условий
для
технологического
присоединения
и
ис
-
ходных
данных
для
проектирования
.
В
конечном
итоге
,
все
вышеперечисленное
приводит
к
дополни
-
тельным
финансовым
затратам
электросетевой
орга
-
низации
и
репутационным
потерям
в
глазах
клиентов
.
Современным
и
эффективным
решением
этих
проблем
может
стать
периодическая
цифровая
свер
-
ка
объектов
электросетевого
комплекса
.
Разработанные
в
компании
«
Дорожный
консал
-
тинг
»
технологии
позволяют
получать
объективную
информацию
о
наличии
,
расположении
и
параме
-
трах
объектов
энергетической
инфраструктуры
,
осу
-
ществлять
сбор
исходных
данных
для
внедрения
современных
систем
управления
,
выявлять
несанк
-
ционированные
подключения
,
выявлять
незаконные
подвесы
,
в
том
числе
кабелей
связи
,
создавать
еди
-
ную
базу
данных
об
объектах
сетей
.
Специалистами
компании
применяется
собствен
-
ная
технология
проведения
обследований
на
основе
панорамной
фотосъемки
.
Мобильная
лаборатория
(
рисунок
1)
объезжает
все
улицы
города
,
делая
по
ГИС ВЛЭП — новые
возможности для предприятий
электрических сетей
Компания
«
Дорожный
консалтинг
»
основана
в
2011
году
для
разработки
прикладных
решений
в
сфере
дорожного
хозяйства
на
основе
имеющейся
технологии
панорамной
фотосъемки
.
Основной
продукт
—
цифровые
двойники
линейных
объектов
и
электрон
-
ные
базы
данных
.
Обладая
обширным
и
уникальным
опытом
,
применяя
сквозную
техно
-
логию
от
полевых
работ
до
сдачи
проекта
, «
Дорожный
консалтинг
»
сегодня
предлагает
комплексные
решения
для
предприятий
электрических
сетей
.
Рис
. 1.
Передвижная
лаборатория
Рис
. 2.
Беспилотная
система
,
применяемая
для
обсле
-
дования
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
51
одной
панорамной
фотографии
высокого
разрешения
каждые
10
метров
.
Погрешность
пози
-
ционирования
—
до
0,1
м
.
Для
сетей
,
расположенных
за
преде
-
лами
населенных
пунктов
,
а
так
-
же
проходящих
по
пересеченной
местности
,
имеется
возможность
применения
беспилотных
лета
-
тельных
аппаратов
с
высокоточ
-
ной
системой
позиционирования
(
рисунок
2).
Собранные
при
полевом
об
-
следовании
данные
импортируют
-
ся
в
геоинформационную
систему
.
Операторы
системы
просматри
-
вают
все
панорамные
фотогра
-
фии
и
вносят
в
базу
данных
сведения
о
выявленных
объектах
.
Внесенные
объекты
отображаются
на
кар
-
те
и
панорамах
.
Для
каждого
объекта
заполняется
расположение
и
атрибутивная
информация
.
В
структуре
базы
данных
имеется
возможность
создавать
следующие
информационные
слои
(
рису
-
нок
3):
–
распределительные
устройства
и
подстанции
;
–
опоры
(
тип
,
материал
,
наличие
светильника
,
на
-
личие
подвесов
кабелей
связи
,
техническое
со
-
стояние
);
–
кабели
электропитания
(
тип
,
число
фаз
,
протя
-
женность
,
уровень
в
иерархии
сети
);
–
тросы
;
–
прочие
кабели
(
ВОЛС
,
связь
,
радио
);
–
кабельные
ящики
и
шкафы
управления
;
–
прочее
навесное
оборудование
(
запасы
и
муфты
ВОЛС
,
декоративные
элементы
,
реклама
,
дорож
-
ные
знаки
,
светофоры
,
камеры
).
С
помощью
данных
,
загруженных
в
геоинфор
-
мационную
систему
,
специалисты
электросетевых
предприятий
получают
следующие
возможности
:
–
визуализацию
базы
данных
элементов
сети
на
карте
,
фотопанорамах
,
аэрофотосъемке
;
–
создание
,
редактирование
,
изменение
свойств
каждого
элемента
;
–
поддержание
данных
в
актуальном
состоянии
;
–
проведение
выборок
объектов
по
типам
,
параме
-
трам
,
а
также
по
улицам
,
внутри
указанной
об
-
ласти
;
–
получение
статистической
информации
об
объек
-
тах
сети
(
например
,
число
опор
на
заданном
квар
-
тале
и
улице
или
протяженность
кабелей
в
зоне
ответственности
подразделения
);
–
трассирование
кабелей
по
опорам
,
подсчет
чис
-
ла
опор
,
на
которых
размещены
кабели
опреде
-
ленного
собственника
внутри
определенной
об
-
ласти
;
–
импорт
и
экспорт
данных
из
любых
ГИС
-
форматов
;
–
выгрузку
списков
объектов
в
формат
Excel.
Технологии
компании
«
Дорожный
консалтинг
»
уже
успешно
применяются
на
практике
.
Специ
-
алистами
компании
проведены
работы
в
сетях
АО
«
НЭСК
-
Электросети
»,
охватывающих
16
городов
ООО
«
Дорожный
консалтинг
»
620028,
г
.
Екатеринбург
,
ул
.
Челюскинцев
, 2,
оф
. 37
Тел
./
факс
+7 (343) 288-50-63
+7 (996) 591-51-23
Михаил
Левин
www.roadcons.ru
Рис
. 3.
Внешний
вид
интерфейса
ГИС
ВЛЭП
Краснодарского
края
.
Общая
протяженность
обсле
-
дованных
улиц
городов
составила
более
5500
км
.
В
базы
данных
филиалов
занесено
более
300
тыс
.
опор
,
более
37
тыс
.
км
кабелей
.
В
ходе
реализации
проекта
было
выявлено
множество
незаконных
подвесов
кабелей
ВОЛС
и
другого
оборудования
.
На
основе
полученной
информации
проведена
работа
с
основными
опе
-
раторами
связи
,
выявлена
принадлежность
более
50%
протяженности
кабелей
,
заключаются
дого
-
воры
аренды
,
продолжается
выявление
собствен
-
ников
.
Наиболее
важным
результатом
реализации
про
-
екта
можно
считать
тот
факт
,
что
после
завершения
наполнения
базы
данных
была
заложена
основа
для
дальнейшего
повышения
эффективности
управле
-
ния
имущественным
комплексом
.
На
сегодняшний
день
компания
«
Дорожный
кон
-
салтинг
»
развивает
собственные
технологии
в
на
-
правлении
повышения
точности
получения
простран
-
ственной
информации
.
Реализованы
механизмы
конвертации
данных
из
карт
(
ГИС
)
в
чертежи
(
САПР
).
Все
перечисленные
улучшения
позволят
компании
«
Дорожный
консалтинг
»
повысить
скорость
реализа
-
ции
проектов
заказчика
с
существующих
2–5
месяцев
до
2–5
дней
.
Компания
приглашает
к
сотрудничеству
все
элек
-
тросетевые
предприятия
,
заинтересованные
в
повы
-
шении
эффективности
управления
распределитель
-
ным
электросетевым
комплексом
.
Р
№
2 (71) 2022
Оригинал статьи: ГИС ВЛЭП — новые возможности для предприятий электрических сетей
Компания «Дорожный консалтинг» основана в 2011 году для разработки прикладных решений в сфере дорожного хозяйства на основе имеющейся технологии панорамной фотосъемки. Основной продукт — цифровые двойники линейных объектов и электронные базы данных. Обладая обширным и уникальным опытом, применяя сквозную технологию от полевых работ до сдачи проекта, «Дорожный консалтинг» сегодня предлагает комплексные решения для предприятий электрических сетей.
Распределительные электрические сети по сравнению с другими инфраструктурными объектами подвержены топологическим и структурными изменениям достаточно интенсивно. Изменения в структуру и топологию распределительных электрических сетей вносятся как в ходе аварийно-восстановительных и ремонтных работ, так и в процессе технологического присоединения новых потребителей. Наиболее масштабные изменения в сетях происходят после ликвидации крупных технологических нарушений и на территориях с высоким спросом на технологическое присоединение: в отдельных населенных пунктах в сутки подключают до 10–15 новых абонентов, строятся сотни метров электрических сетей 0,4–10 кВ.
Безусловно, в распределительных электросетевых компаниях существуют внутренние регламенты и настроены соответствующие процессы, обеспечивающие оперативное внесение изменений в карты и схемы электрических сетей. Но при высокой интенсивности изменений их скрупулезное отслеживание и корректировка технической документации — трудоемкая работа, при которой не исключены ошибки, вызванные человеческим фактором. Ежедневное «наслоение» таких небольших ошибок либо недочетов при корректировке карт и схем уже через месяц, два, год приводит к серьезному несоответствию имеющейся технической документации и фактической ситуации в распределительных сетях.
Следствием этого становятся недочеты и недостатки при планировании работ, уведомлении потребителей о плановых отключениях и ходе аварийно-восстановительных работ, подготовке технических условий для технологического присоединения и исходных данных для проектирования. В конечном итоге, все вышеперечисленное приводит к дополнительным финансовым затратам электросетевой организации и репутационным потерям в глазах клиентов.
Современным и эффективным решением этих проблем может стать периодическая цифровая сверка объектов электросетевого комплекса.
Разработанные в компании «Дорожный консалтинг» технологии позволяют получать объективную информацию о наличии, расположении и параметрах объектов энергетической инфраструктуры, осуществлять сбор исходных данных для внедрения современных систем управления, выявлять несанкционированные подключения, выявлять незаконные подвесы, в том числе кабелей связи, создавать единую базу данных об объектах сетей.
Специалистами компании применяется собственная технология проведения обследований на основе панорамной фотосъемки. Мобильная лаборатория (рисунок 1) объезжает все улицы города, делая по одной панорамной фотографии высокого разрешения каждые 10 метров. Погрешность позиционирования — до 0,1 м. Для сетей, расположенных за пределами населенных пунктов, а также проходящих по пересеченной местности, имеется возможность применения беспилотных летательных аппаратов с высокоточной системой позиционирования (рисунок 2).
Собранные при полевом обследовании данные импортируются в геоинформационную систему. Операторы системы просматривают все панорамные фотографии и вносят в базу данных сведения о выявленных объектах. Внесенные объекты отображаются на карте и панорамах. Для каждого объекта заполняется расположение и атрибутивная информация.
В структуре базы данных имеется возможность создавать следующие информационные слои (рисунок 3):
- распределительные устройства и подстанции;
- опоры (тип, материал, наличие светильника, наличие подвесов кабелей связи, техническое состояние);
- кабели электропитания (тип, число фаз, протяженность, уровень в иерархии сети);
- тросы;
- прочие кабели (ВОЛС, связь, радио);
- кабельные ящики и шкафы управления;
- прочее навесное оборудование (запасы и муфты ВОЛС, декоративные элементы, реклама, дорожные знаки, светофоры, камеры).
С помощью данных, загруженных в геоинформационную систему, специалисты электросетевых предприятий получают следующие возможности:
- визуализацию базы данных элементов сети на карте, фотопанорамах, аэрофотосъемке;
- создание, редактирование, изменение свойств каждого элемента;
- поддержание данных в актуальном состоянии;
- проведение выборок объектов по типам, параметрам, а также по улицам, внутри указанной области;
- получение статистической информации об объектах сети (например, число опор на заданном квартале и улице или протяженность кабелей в зоне ответственности подразделения);
- трассирование кабелей по опорам, подсчет числа опор, на которых размещены кабели определенного собственника внутри определенной области;
- импорт и экспорт данных из любых ГИС-форматов;
- выгрузку списков объектов в формат Excel.
Технологии компании «Дорожный консалтинг» уже успешно применяются на практике. Специалистами компании проведены работы в сетях АО «НЭСК-Электросети», охватывающих 16 городов Краснодарского края. Общая протяженность обследованных улиц городов составила более 5500 км. В базы данных филиалов занесено более 300 тыс. опор, более 37 тыс. км кабелей.
В ходе реализации проекта было выявлено множество незаконных подвесов кабелей ВОЛС и другого оборудования. На основе полученной информации проведена работа с основными операторами связи, выявлена принадлежность более 50% протяженности кабелей, заключаются договоры аренды, продолжается выявление собственников.
Наиболее важным результатом реализации проекта можно считать тот факт, что после завершения наполнения базы данных была заложена основа для дальнейшего повышения эффективности управления имущественным комплексом.
На сегодняшний день компания «Дорожный консалтинг» развивает собственные технологии в направлении повышения точности получения пространственной информации. Реализованы механизмы конвертации данных из карт (ГИС) в чертежи (САПР). Все перечисленные улучшения позволят компании «Дорожный консалтинг» повысить скорость реализации проектов заказчика с существующих 2–5 месяцев до 2–5 дней.
Компания приглашает к сотрудничеству все электросетевые предприятия, заинтересованные в повышении эффективности управления распределительным электросетевым комплексом.