18
ЭЛЕКТРОЗАРЯДНАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
Электрозарядная инфраструктура
для общественного транспорта
О
бщественный транспорт становится все
более экологически чистым и инноваци-
онным, ставя перед собой амбициозные
цели по электрификации, которые, с точки
зрения всех заинтересованных сторон, нарушают те-
кущую бизнес-модель.
Не существует универсального решения. Города
различаются не только спросом на транспорт, но
и структурными состояниями, топологией, финан-
совыми возможностями и т.д.
Существуют международные инициативы, такие
как «C40 cities», которые стимулиру-
ют рост рынка электробусов во всем
мире (рисунок 1), и Москва являет-
ся частью этой инициативы. К концу
2020 года парк электробусов в Мо-
скве достиг 500 единиц — больше,
чем в любом другом европейском го-
роде (в Лондоне сейчас 300 электро-
бусов, в Париже — 259, а в Берли-
не — 200)*. Электробусы в настоящее
время курсируют по 40 маршрутам по
городу, преодолевая расстояние от
350 до 400 километров в день.
Сантос
Кастаньеда
Х
.
К
.,
руководитель направления «Решения для электротранспорта»
Управления «Интеллектуальная инфраструктура» ООО «Сименс»
Рис
. 1.
Численность
парка
муниципальных
электробусов
в
мире
.
Источник
: Bloomberg NEF, “Electric Vehicle Outlook 2019”
2018
2022
2026
2030
2034
2038
2040
Млн шт.
1,4
1,2
1,0
0,8
0,6
0,4
0,2
0
Остальной мир
США
Индия
Европа
Китай
К 2023 году город планирует расширить авто-
парк до 2300 единиц, что составит треть парка
наземного транспорта города. А к 2030 году весь
парк наземного транспорта города должен соот-
ветствовать нулевому уровню выбросов.
Рост парка электрических автобусов ставит
перед городами новую задачу — построение опти-
мальной зарядной инфраструктуры, учитывающей
требования всех участников процесса (пассажиры,
эксплуатация автобусного парка, поставщик элек-
троэнергии, электросетевая компания и пр.).
6,&+$5*(8&
* https://www.autostat.ru/news/45889/
19
Существует два концептуаль-
ных подхода:
– медленная, или ночная зарядка;
– быстрая, или зарядка на конечных
остановках следования электро-
буса.
У каждого из этих режимов за-
рядки есть свои плюсы и мину-
сы, и они хорошо проявляют себя
при разных условиях. Например,
в то время как ночная зарядка
осуществляется
исключительно
в депо, зарядка на промежуточных
и конечных остановках может быть
осуществлена по маршруту. Заряд-
ка на конечных станциях позволя-
ет уменьшить емкость накопителя
и обеспечить возможность перевозки большего
количества пассажиров или обеспечить более
длинный маршрут, чем концепция с медленной
зарядкой в депо.
Такое преимущество создает дополнительное
требование к наличию точки технологического
присоединения к электрическим сетям на конеч-
ных остановках следования маршрута и повы-
шает чувствительность системы к пробкам на
маршруте и любым другим непредвиденным об-
стоятельствам, связанным с временем прохожде-
ния и дистанцией маршрута.
Чтобы выбрать ту или иную стратегию разви-
тия электрозарядной инфраструктуры, необходи-
мо учитывать пять характеристик. Каждая харак-
теристика дает первичное представление о том,
какой концепции стоит отдать предпочтение.
1.
Вместимость
депо
.
C учетом внедрения сис-
темы управления нагрузкой можно осущест-
влять зарядку парка, состоящего из 150 ав-
тобусов. Без системы управления нагрузкой
расходы на создание сети электроснабжения
резко возрастают из-за необходимости под-
ключения к сети более высокого напряжения.
Кроме того, депо, расположенные в центре
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ
ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Быстрая
заряд
–
ка
на
конечных
остановках
Медленная
,
или
ночная
зарядка
в
депо
ХАР
АК
ТЕРИС
ТИКА
ЭЛЕК
ТР
ОБ
УС
А
Пассажировместимость
больше
меньше
Автономия
больше
меньше
Вес
электробуса
меньше
больше
Чувствительность
к
дорожным
условиям
больше
меньше
города, могут иметь ограничения по вмести-
мости.
2.
Наличие
технической
возможности
для
технологического
присоединения
к
элек
–
тросетям
зарядных
станций
на
конечных
остановках
.
Номинальная мощность зарядных
станций пантографного типа обычно составля-
ет от 300 до 600 кВт (как минимум 150 кВт). Это
минимальное значение мощности, необходимое
для быстрой зарядки электробусов.
3.
П
родолжительность
цикла
зарядки
.
Элек-
тробусам, предназначенным для зарядки на ко-
нечных остановках, требуется не менее 5 минут
для осуществления зарядки, что должно быть
учтено при составлении маршрута.
4.
Протяженность
маршрута
.
На сегодняш-
ний день средняя дистанция, проходимая
электробусом на одной зарядке, составляет
150 км, что намного меньше, чем протяжен-
ность маршрута у обычного автобуса. Поезд-
ка по маршруту, превышающему этот предел,
будет невозможна электробусами с ночной за-
рядкой.
5.
Задержки
на
маршруте
следования
.
Опера-
торам автобусных парков, сталкивающимися
с серьезными задержками
на маршруте, рекоменду-
ется к использованию мо-
дель ночной зарядки, так
как данный подход не чув-
ствителен к таким задерж-
кам в отличие от подхода
с быстрыми зарядными
станциями.
В итоге очень важно
принять
стратегическое
решение, основанное на
конкретных особенностях
каждого города и операто-
ра. Скорее всего, лучшим
решением будет комбина-
ция ночной зарядки и за-
рядки на конечных оста-
новках.
SICHARGE UC –
Компактная
станция
зарядки
и
центральная
станция
№
3 (66) 2021
20
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДАННЫЕ
ЗАРЯДНЫХ
СТАНЦИЙ
ЭЛЕКТРОЗАРЯДНАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
SICHARGE UC
100C/ 100
200C/200
400
600
800
Подключение электромобиля
Несъемный кабель
CCS
CCS
–
–
–
Зарядный модуль с кабелем CCS
с воздушным охлаждением
X
X
–
–
–
Зарядный модуль с кабелем CCS
с жидкостным охлаждением
–
–
X
–
–
Навес с монтажом на мачте
X
X
X
X
X
Перевeрнутый пантограф с мон-
тажом на мачте
–
X
X
X
X
Номинальные значения на входе
Напряжение
400 В переменного тока (3 фазы + PE) ± 10 %
Ток на фазу при номинальном
напряжении, A
152
228
456
683
911
Частота, Гц
50 / 60
Коэффициент мощности (cos φ)
> 0,98
Выход постоянного тока*
Пиковая мощность, кВт
125
200
400
600
800
Номинальная мощность, кВт
100
150
300
450
600
Ток (макс.), А
125
200
400
600
800
Напряжение (диапазон) постоян-
ного тока, В
10 … 1000
КПД n (при нагрузке 100%)
96% … 97%
Рабочие условия
Рабочая температура
–25°C…+45°C (по запросу — расширение нижнего предела до –40°C)
Механические характеристики
Условия эксплуатации
Монтаж в помещении и на улице
Защитный кожух
IP54, IK10 — для корпуса, IK09 — для ЧМИ
Материал корпуса
Оцинкованная сталь, покрытие C3
Цвет
Основной корпус: RAL 9006 — белый алюминий;
крыша и опорная плита: RAL 9017 — черный матовый
Общие габариты Ш x Г x В (мм)
700 x 800 x 1800
915 x 1000 x
2000
1500 x 1000 x
200
3000 x 1000 x 200
Приблизительная масса, кг
1000
1400
2780
4000
5600
Общие характеристики
Блок контроллера заряда
Siemens SIMATIC S7
Графический интерфейс пользо-
вателя
7-дюймовый сенсорный экран (опция)
Аутентификация пользователя
RFID (опция)
Подключение к сети
Интерфейс Ethernet / 3G / 4G / WLAN
Устройство электрозащиты
УЗО B-type (опция)
Протокол связи
OCPP 1.6 (J-SON)
Длина кабеля, м
3,5 / 6 / 10
Стандарты зарядки
EN 61851-1/23/24, ISO 15118 (DIN 70121)**
Стандарты ЭМС
EN 55016-2-1 и -3; EN 61000-4-2 и -3, и -4, и -5, и -6
Соответствие
CE
SICHARGE UC –
Компактная станция зарядки
и центральная станция
SICHARGE UC –
Центральная
станция
SICHARGE UC –
Станция зарядки
высокой мощности
* Более подробная информация представлена в техническом руководстве
** Соответствие ISO15118-1 при стандартной эксплуатации, ведется работа над прочими условиями эксплуатации
21
SICHARGE UC
Зарядный модуль
Воздушное охлаждение
Жидкостное охлаждение
д
SICHARGE UC
Навес с монтажом
на мачте
SICHARGE UC
Перевернутый
пантограф
* Во время зарядки приоритет отдается электромобилям, находящимся под навесом, установленном на мачте
д
д
д
Опции подключения
Зарядный модуль
Навес
с монтажом
на мачте
Перевернутый пантограф
Варианты исполнения
Кабели
с воздушным
охлаждением
Кабели
с жидкост-
ным охлаж-
дением
ID
Промышлен-
ное исполне-
ние
UD
Городское
исполнение
ID
Промыш-
ленное ис-
полнение
ID-E
Промышлен-
ное исполне-
ние — рас-
ширенное
Выход постоянного тока*
Стандарт подключения
CCS type 2
CCS
OPPCharge
Пиковая мощность, кВт
125/200
400
800
800
Номинальная мощность, кВт
100/150
300
600
600
Ток, А
125/200
400
500
800
Напряжение (диапазон)
постоянного тока, В
10…1000
Рабочие условия
Рабочая температура
–25°C…+45°C (по запросу — расширение диапазона до –40°C…+55°C)
Механические характеристики
Степень зашиты
IP54, IK10 — для корпуса, IK09 — для ЧМИ
Установленная высота (мм)
2000 (915 при
настенном монтаже)
5000
5805
6573
6573
Дорожный просвет (мм)
Н/Д
4635
от 4550 до 4650
Длина консольной части (мм)
3500
3955
4200
5200
Приблизительное расстояние
от мачты до бордюра (мм)
1900
1400
1400
2400
Занимаемая площадь
тротуара (мм)
600 x 300
350 x 300
940 x 315
1300 x 330 1300 x 330
Рабочее расстояние
пантографа (мм)
Н/Д
Н/Д
900
Приблизительная масса, кг
95 (60 при
настенном
монтаже)
180
900
1975
1870
2300
Цвет
Основной корпус:
RAL 9006 — белый алюми-
ний, крыша и опорная плита:
RAL 9017 — черный матовый
RAL 9006 — белый алюминий
Материал
Оцинкованная сталь
с порошковым покрытием
Оцинкованная
сталь, покрытие
не ниже C3
Оцинкованная
сталь с пане-
лями из стекло-
пластика
Оцинкованная сталь,
покрытие не ниже C3
Общие характеристики
Стандарт связи
ПЛК
ПЛК
WiFi IEEE 802.11a
Количество допустимых
подключений (последова-
тельная зарядка)
до 5
2*
1
Аутентификация
пользователя
RFID (опция)
Н/Д
RFID (опция)
Длина кабеля (м)
3,5 / 6 / 10
3,5 / 5
Н/Д
Н/Д
Соответствие
CE
Подключение к сети
Интерфейс Ethernet / 3G / 4G / WLAN
Графический интерфейс
пользователя
7-дюймовый сенсорный
экран (опция)
Н/Д
Н/Д
Индикатор состояния зарядки
Светодиодный (опция)
Светодиодный
Н/Д
№
3 (66) 2021
22
или
«
СИМЕНС
»
ПРЕДЛАГАЕТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
КОНФИГУРАЦИИ
В
СООТВЕТСТВИИ
С
ВАШИМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
Компактные зарядные станции SICHARGE UC 100C и 200C с несъемным кабелем обеспечивают простое
подключение электромобиля напрямую.
Модели SICHARGE UC с 100-й по 400-ю серию поддерживают подключение до 5 зарядных модулей с воз-
душным охлаждением или 3 с жидкостным, а также контактных стоек автоматической зарядки.
SICHARGE UC мощностью до 800 кВт поддерживают последовательное подключение зарядных модулей
с жидкостным охлаждением, контактных стоек автоматической зарядки и пантографов.
ЭЛЕКТРОЗАРЯДНАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
До 5 устройств
или
Благодаря гибким опциям компоновки линейка SICHARGE UC всегда будет соответствовать Вашим потреб-
ностям.
23
НОЧНАЯ
ЗАРЯДКА
В этом случае зарядная ин-
фраструктура сосредоточена
в одном месте, а электробусы
ходят из депо (как обычные ав-
тобусы).
Их эксплуатационные тре-
бования на дороге такие же,
как у топливных автобусов,
за исключением ограничений,
связанных с продлением их
маршрута (автономия).
Электробусы заряжаются
ночью, а днем могут один раз
вернуться в депо для подза-
рядки.
Теоретически соотношение
между электробусами и точка-
ми зарядки должно быть 1:1, на
практике количество точек за-
рядки немного меньше, чем количество электробусов.
Для ночной зарядки в депо идеально подходит
прямое подключение как к компактной станции
SICHARGE UC, так и к последовательно подклю-
ченным зарядным модулям.
ЗАРЯДКА
НА
КОНЕЧНЫХ
СТАНЦИЯХ
Электробусы курсируют по маршрутам, оборудован-
ным зарядными устройствами на одной или обеих
конечных станциях.
Электробусы заряжаются через пантограф, под-
ключенный к зарядной станции.
Если режим работы электробуса включает вре-
мя, достаточное для зарядки на терминале (от 5 до
10 минут), они могут работать без ограничений сво-
ей автономности. Соотношение зарядных устройств
и электробусов обычно составляет от 1:5 до 1:7.
В конце концов, какая бы стратегия зарядки ни
соответствовала вашим потребностям, у «Сименс»
есть варианты решений, которые позволят вам пра-
вильно распределить свои усилия и ресурсы на элек-
трификацию транспортных средств.
Р
www.siemens.ru/smart-infrastructure
SICHARGE UC –
Станция
зарядки
высокой
мощности
№
3 (66) 2021
Оригинал статьи: Электрозарядная инфраструктура для общественного транспорта
Общественный транспорт становится все более экологически чистым и инновационным, ставя перед собой амбициозные цели по электрификации, которые, с точки зрения всех заинтересованных сторон, нарушают текущую бизнес-модель.