

4
т
а
р
и
ф
о
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
т
арифообразование
Экономическая
основа цифровизации
электросетевого
комплекса
—
Виталий
Геннадьевич
,
в
чем
заключается
основная
идея
введения
регуляторных
согла
-
шений
для
территориальных
сетевых
организаций
в
электро
-
энергетике
?
—
Заключение
регуляторного
со
-
глашения
должно
быть
общим
правилом
регулирования
для
всех
территориальных
сетевых
органи
-
заций
(
ТСО
)
вне
зависимости
от
среднегодовой
величины
мощно
-
сти
энергопринимающих
устройств
потребителей
электроэнергии
,
технологически
присоединенных
к
территориальной
сетевой
орга
-
низации
,
и
от
размера
необходи
-
мой
валовой
выручки
территори
-
альной
сетевой
организации
.
В
целях
недопущения
различ
-
ных
вариаций
регуляторных
согла
-
шений
и
исключения
дискримина
-
ционных
условий
мы
предлагаем
актом
Правительства
Российской
Федерации
утвердить
типовую
форму
такого
регуляторного
со
-
глашения
,
которое
бы
включало
следующие
существенные
усло
-
вия
.
Во
-
первых
,
срок
действия
со
-
глашения
должен
составлять
не
менее
10
лет
.
Во
-
вторых
,
должны
быть
указаны
объем
и
источник
финансирования
инвестиционной
программы
.
Следующими
параметрами
бу
-
дет
формула
расчета
долгосроч
-
ного
тарифа
,
включающая
со
-
ответствующие
показатели
дея
-
тельности
сетевой
организации
,
обязательства
ТСО
по
достиже
-
нию
показателей
надежности
и
ка
-
чества
оказываемых
услуг
,
в
том
числе
услуги
по
технологическому
присоединению
.
В
акте
Правительства
РФ
также
ФАС
России
предложила
указать
обязательства
территориальной
сетевой
организации
по
исполне
-
нию
инвестиционной
программы
,
а
при
ее
отсутствии
—
обязатель
-
ства
по
строительству
,
реконструк
-
ции
и
модернизации
объектов
электросетевого
хозяйства
.
За
не
-
исполнение
сетевой
организацией
Одной
из
важных
страте
-
гических
задач
,
постав
-
ленных
в
рамках
реали
-
зации
Стратегии
развития
электроэнергетического
комплекса
России
,
является
разработка
сбалансирован
-
ных
механизмов
тарифо
-
образования
и
утверж
дение
долгосрочных
тарифов
на
электрическую
энергию
.
О
новых
принципах
цено
-
образования
,
которые
в
бли
-
жайшем
будущем
должны
стать
основой
и
неотъем
-
лемой
частью
цифровых
электрических
сетей
,
мы
беседуем
с
за
мес
тителем
руководителя
ФАС
России
Виталием
Геннадьевичем
КОРОЛЕВЫМ
.

5
положений
регуляторного
согла
-
шения
,
в
том
числе
за
невыполне
-
ние
инвестиционной
программы
,
должны
быть
введены
санкции
.
По
мнению
ФАС
России
,
ре
-
гуляторные
соглашения
должны
проходить
процедуру
регистрации
в
антимонопольном
ведомстве
.
При
этом
,
в
законопроекте
необ
-
ходимо
закрепить
исчерпывающий
перечень
оснований
для
отказа
в
регистрации
соглашения
.
—
А
какова
будет
позиция
служ
-
бы
,
если
заключение
регуля
-
торного
соглашения
превысит
предельные
уровни
цен
на
ус
-
луги
по
передаче
электрической
энергии
?
—
Если
орган
исполнительной
власти
субъекта
Российской
Феде
-
рации
в
области
государственного
регулирования
тарифов
планиру
-
ет
принять
такое
решение
,
то
он
в
обязательном
порядке
должен
это
согласовать
с
ФАС
России
.
Су
-
ществующие
инструменты
антимо
-
нопольного
и
тарифного
контроля
не
позволят
принимать
решения
,
которые
могут
привести
к
завыше
-
нию
тарифов
для
потребителей
.
—
Какие
действия
ФАС
России
предпринимает
для
решения
проблемы
перекрестного
субси
-
дирования
?
—
Мы
провели
мониторинг
при
-
нятых
решений
региональными
тарифными
регуляторами
об
уста
-
новлении
единых
тарифов
на
пере
-
дачу
электроэнергии
на
2018
год
,
установили
величину
перекрестно
-
го
субсидирования
и
по
поручению
Правительства
РФ
внесли
изме
-
нения
в
Основы
ценообразования
в
области
регулируемых
тарифов
в
электроэнергетике
.
Величина
перекрестного
суб
-
сидирования
на
2018
год
состав
-
ляет
220,1
млрд
рублей
.
За
пре
-
дыдущий
период
этот
показатель
составлял
229,4
млрд
рублей
.
Таким
образом
,
величина
пере
-
крестного
субсидирования
сни
-
зилась
на
9,3
млрд
рублей
,
что
снизило
тарифную
нагрузку
для
участников
рынка
.
—
В
предыдущие
годы
для
раз
-
ных
регионов
в
различных
та
-
рифных
моделях
(
в
том
числе
RAB)
также
делались
попытки
установления
долгосрочных
та
-
рифных
решений
на
3–5
лет
на
основе
соответствующих
инве
-
стиционных
программ
.
Однако
фактически
эти
тарифные
ре
-
шения
все
равно
уточнялись
ежегодно
на
основании
годовых
отчетов
энергокомпаний
.
Какие
выводы
были
сделаны
на
ос
-
нове
этого
опыта
?
Сохранится
ли
у
энергокомпаний
возмож
-
ность
ежегодной
корректировки
тарифных
решений
?
Если
да
,
то
по
какому
принципу
?
—
С
2012
года
тарифы
сетевых
ор
-
ганизаций
являются
долгосрочны
-
ми
(
кроме
изолированных
ценовых
зон
),
но
предусматривают
ежегод
-
ную
корректировку
.
При
этом
пред
-
лагается
ограничить
случаи
прове
-
дения
корректировки
и
выполнять
их
,
если
компании
не
соблюдает
инвестпрограмму
,
например
,
или
не
соблюдает
параметры
качества
обслуживания
потребителей
.
Это
будут
санкции
,
предусмотренные
положениями
регуляторных
согла
-
шений
.
—
На
сегодняшний
день
на
ка
-
чество
долгосрочного
плани
-
рования
инвестиционной
дея
-
2015
2617
ТСО
2017
1846
ТСО
2018
1708
ТСО
Федеральная
Антимонопольная
Служба
Консолидация
сетевых
активов
в
электроэнергетике
Установлен
тренд
на
объединение
активов
территориальных
сетевых
организаций
(
ТСО
)
Механизм
реализации
:
введение
критериев
для
ТСО
Количество территориальных сетевых компаний в 2018 году
по сравнению с 2015 годом сократилось на
34,7%
— с 2617 до 1708.
Продолжение консолидации активов ТСО в дальнейшем целесообразно осуществлять, в том числе
экономическими мерами (путем внедрения мето да эталонных затрат в сетевом комплексе).
С 1 января 2016 года вступило в силу постановление
Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении
владельцев объектов электросетевого хозяйства
к территориальным сетевым организациям».
С 14 октября 2016 года вступило в силу постановление
Правительства РФ от 30.09.2016 № 989 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам функционирования
территориальных сетевых организаций».
С 1 января 2017 года вступило в силу
постановление Правительства РФ
от 17.10.2016 № 1056 «О внесении
изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации
по вопросам отнесения владельцев
объектов электросетевого хозяйства
к территориальным сетевым
организациям».
№
4 (49) 2018

6
ТАРИФО -
ОБРАЗОВАНИЕ
тельстве
и
проблемы
при
утверж
-
дении
и
исполнении
инвестици
-
онных
программ
.
Мы
совершим
определенное
упорядочивание
всей
системы
,
которая
будет
по
-
нятна
каждому
потребителю
.
—
На
сегодняшний
день
суще
-
ствует
ряд
льготных
тарифных
решений
для
отдельных
катего
-
рий
потребителей
,
к
примеру
,
по
технологическому
присоедине
-
нию
.
Будут
ли
они
пересматри
-
ваться
?
Будут
ли
внедряться
механизмы
,
исключающие
воз
-
можность
злоупотребления
со
стороны
потребителей
льготны
-
ми
условиями
?
—
Правительство
Российской
Фе
-
дерации
дало
поручения
по
пере
-
смотру
подходов
к
льготной
плате
за
технологическое
присоедине
-
ние
.
В
качестве
одного
из
вариан
-
тов
рассматривается
наделение
субъектов
РФ
полномочиями
опре
-
делять
,
кто
из
заявителей
должен
считаться
льготником
.
Тем
самым
и
вопрос
развития
региона
,
и
воз
-
можность
влияния
на
величину
выпадающих
доходов
от
льготного
техприсоединения
будут
относить
-
ся
к
компетенции
региональной
власти
.
—
С
2019
года
ФАС
планирует
внедрение
эталонов
затрат
се
-
тевых
организаций
,
переход
на
эталонное
регулирование
сете
-
вого
комплекса
.
Каким
образом
переход
на
эталонные
затраты
будут
учитываться
индивиду
-
альные
особенности
различных
компаний
?
—
По
нашему
мнению
,
внедрение
эталонного
принципа
для
электро
-
сетевого
комплекса
станет
новой
вехой
развития
электроэнергети
-
ки
.
Применение
этого
механизма
позволит
добиться
прозрачного
и
ясного
порядка
ценообразова
-
ния
,
что
удобно
всем
участникам
процесса
:
от
регулируемых
орга
-
низаций
до
потребителя
.
Переход
на
новый
принцип
стимулирует
организации
к
реальной
экономии
средств
и
повышению
эффектив
-
ности
.
Сейчас
ФАС
России
разраба
-
тывает
нормативный
правовой
акт
.
Рассчитываем
,
что
в
ближайшее
время
он
будет
доступен
для
об
-
щественного
обсуждения
.
—
Каковы
Ваши
рекомендации
для
работы
электросетевых
компаний
?
—
Сетевым
компаниям
необхо
-
димо
,
безусловно
,
обеспечить
на
-
дежное
и
бесперебойное
энерго
-
снабжение
каждого
дома
и
каждого
предприятия
,
а
также
научиться
стратегически
планировать
свои
расходы
исходя
из
социально
-
эко
-
номического
прогноза
по
индекса
-
ции
сетевых
тарифов
по
принципу
«
инфляция
минус
».
Беседовала
Екатерина
Гусева
Тарифное
регулирование
электросетевого
комплекса
Принцип
«
ИНФЛЯЦИЯ
МИНУС
»
для сетевых компаний —
3%
для населения —
5%
Третий год подряд ФАС России
осуществляет регулирование
тарифов по принципу
«ИНФЛЯЦИЯ МИНУС»,
что позволяет сдер-
живать инфляционные
процессы и сокращать
нагрузку на потребителей
услуг естественных монополий.
При прогнозируемом на 2018 год уровне
инфляции
4%
рост тарифов в электроэнергетике не должен превышать:
тельности
энергокомпаний
су
-
щественным
образом
влияет
низкая
упорядоченность
систе
-
мы
стратегического
планирова
-
ния
и
ее
несовершенство
на
ре
-
гиональном
уровне
.
Какие
меры
может
предпринять
ФАС
для
ис
-
правления
ситуации
?
—
Инвестиционным
программам
естественных
монополий
уделя
-
ется
на
самом
высоком
государ
-
ственном
уровне
большое
вни
-
мание
.
В
декабре
прошлого
года
Президент
Российской
Федерации
подписал
Указ
«
Об
основных
на
-
правлениях
государственной
по
-
литики
по
развитию
конкуренции
»
и
утвердил
Национальный
план
развития
конкуренции
.
В
указанных
документах
у
нас
есть
определенные
контрольные
точки
,
которые
необходимо
соблю
-
сти
.
Так
,
до
1
октября
2018
года
со
-
вместно
с
органами
власти
будет
определен
перечень
субъектов
естественных
монополий
и
орга
-
низаций
,
осуществляющих
иные
регулируемые
виды
деятельности
,
утверждение
инвестиционных
про
-
грамм
которых
и
рассмотрение
отчетов
об
исполнении
указанных
программ
осуществляет
Прави
-
тельство
Российской
Федерации
.
До
1
января
2019
года
сле
-
дует
внести
в
Государственную
Думу
РФ
проекты
федеральных
законов
,
предусматривающие
за
-
крепление
прав
советов
потреби
-
телей
по
осуществлению
обще
-
ственного
контроля
на
федераль
-
ном
и
региональном
уровнях
за
деятельностью
субъектов
ес
-
тественных
монополий
и
компа
-
ний
с
государственным
участием
,
а
также
при
утверждении
инвести
-
ционных
программ
и
контроля
за
их
исполнением
.
Еще
один
пункт
в
Указе
Прези
-
дента
о
развитии
конкуренции
—
принять
до
1
июля
2019
года
нормативные
правовые
акты
,
обе
-
спечивающие
единый
порядок
раз
-
работки
,
утверждения
и
контроля
реализации
инвестиционных
про
-
грамм
субъектов
естественных
монополий
и
организаций
,
если
источником
финансирования
ин
-
вестиционной
программы
являют
-
ся
средства
,
учтенные
при
утверж
-
дении
тарифов
.
Безусловно
,
принятие
и
ис
-
полнение
всех
этих
мер
позволит
устранить
пробелы
в
законода
-
Оригинал статьи: Экономическая основа цифровизации электросетевого комплекса
Одной из важных стратегических задач, поставленных в рамках реализации Стратегии развития электроэнергетического комплекса России, является разработка сбалансированных механизмов тарифообразования и утверждение долгосрочных тарифов на электрическую энергию. О новых принципах ценообразования, которые в ближайшем будущем должны стать основой и неотъемлемой частью цифровых электрических сетей, мы беседуем с за мес тителем руководителя ФАС России Виталием Геннадьевичем КОРОЛЕВЫМ.