Экономическая основа цифровизации электросетевого комплекса

Page 1
background image

Page 2
background image

4

т

а

р

и

ф

о

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

т

арифообразование

Экономическая 
основа цифровизации 
электросетевого 
комплекса

— 

Виталий

 

Геннадьевич

в

 

чем

 

заключается

 

основная

 

идея

 

введения

 

регуляторных

 

согла

-

шений

 

для

 

территориальных

 

сетевых

 

организаций

 

в

 

электро

-

энергетике

?

— 

Заключение

 

регуляторного

 

со

-

глашения

 

должно

 

быть

 

общим

 

правилом

 

регулирования

 

для

 

всех

 

территориальных

 

сетевых

 

органи

-

заций

  (

ТСО

вне

 

зависимости

 

от

 

среднегодовой

 

величины

 

мощно

-

сти

 

энергопринимающих

 

устройств

 

потребителей

 

электроэнергии

технологически

 

присоединенных

 

к

 

территориальной

 

сетевой

 

орга

-

низации

и

 

от

 

размера

 

необходи

-

мой

 

валовой

 

выручки

 

территори

-

альной

 

сетевой

 

организации

.

В

 

целях

 

недопущения

 

различ

-

ных

 

вариаций

 

регуляторных

 

согла

-

шений

 

и

 

исключения

 

дискримина

-

ционных

 

условий

 

мы

 

предлагаем

 

актом

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

утвердить

 

типовую

 

форму

 

такого

 

регуляторного

 

со

-

глашения

которое

 

бы

 

включало

 

следующие

 

существенные

 

усло

-

вия

Во

-

первых

срок

 

действия

 

со

-

глашения

 

должен

 

составлять

 

не

 

менее

 10 

лет

Во

-

вторых

должны

 

быть

 

указаны

 

объем

 

и

 

источник

 

финансирования

 

инвестиционной

 

программы

Следующими

 

параметрами

 

бу

 -

дет

 

формула

 

расчета

 

долгосроч

-

ного

 

тарифа

включающая

 

со

-

ответствующие

 

показатели

 

дея

-

тельности

 

сетевой

 

организации

обязательства

 

ТСО

 

по

 

достиже

-

нию

 

показателей

 

надежности

 

и

 

ка

-

чества

 

оказываемых

 

услуг

в

 

том

 

числе

 

услуги

 

по

 

технологическому

 

присоединению

В

 

акте

 

Правительства

 

РФ

 

также

 

ФАС

 

России

 

предложила

 

указать

 

обязательства

 

территориальной

 

сетевой

 

организации

 

по

 

исполне

-

нию

 

инвестиционной

 

программы

а

 

при

 

ее

 

отсутствии

 — 

обязатель

-

ства

 

по

 

строительству

реконструк

-

ции

 

и

 

модернизации

 

объектов

 

электросетевого

 

хозяйства

.  

За

 

не

-

исполнение

 

сетевой

 

организацией

 

Одной

 

из

 

важных

 

страте

-

гических

 

задач

постав

-

ленных

 

в

 

рамках

 

реали

-

зации

 

Стратегии

 

развития

 

электроэнергетического

 

комплекса

 

России

является

 

разработка

 

сбалансирован

-

ных

 

механизмов

 

тарифо

-

образования

 

и

 

утверж

 

дение

 

долгосрочных

 

тарифов

 

на

 

электрическую

 

энергию

О

 

новых

 

принципах

 

цено

-

образования

которые

 

в

 

бли

-

жайшем

 

будущем

 

должны

 

стать

 

основой

 

и

 

неотъем

-

лемой

 

частью

 

цифровых

 

электрических

 

сетей

мы

 

беседуем

 

с

 

за

 

мес

 

тителем

 

руководителя

 

ФАС

 

России

 

Виталием

 

Геннадьевичем

 

КОРОЛЕВЫМ

.


Page 3
background image

5

положений

 

регуляторного

 

согла

-

шения

в

 

том

 

числе

 

за

 

невыполне

-

ние

 

инвестиционной

 

программы

должны

 

быть

 

введены

 

санкции

По

 

мнению

 

ФАС

 

России

ре

-

гуляторные

 

соглашения

 

должны

 

проходить

 

процедуру

 

регистрации

 

в

 

антимонопольном

 

ведомстве

При

 

этом

в

 

законопроекте

 

необ

-

ходимо

 

закрепить

 

исчерпывающий

 

перечень

 

оснований

 

для

 

отказа

 

в

 

регистрации

 

соглашения

— 

А

 

какова

 

будет

 

позиция

 

служ

-

бы

если

 

заключение

 

регуля

-

торного

 

соглашения

 

превысит

 

предельные

 

уровни

 

цен

 

на

 

ус

-

луги

 

по

 

передаче

 

электрической

 

энергии

?

— 

Если

 

орган

 

исполнительной

 

власти

 

субъекта

 

Российской

 

Феде

-

рации

 

в

 

области

 

государственного

 

регулирования

 

тарифов

 

планиру

-

ет

 

принять

 

такое

 

решение

то

 

он

 

в

 

обязательном

 

порядке

 

должен

 

это

 

согласовать

 

с

 

ФАС

 

России

Су

-

ществующие

 

инструменты

 

антимо

-

нопольного

 

и

 

тарифного

 

контроля

 

не

 

позволят

 

принимать

 

решения

которые

 

могут

 

привести

 

к

 

завыше

-

нию

 

тарифов

 

для

 

потребителей

— 

Какие

 

действия

 

ФАС

 

России

 

предпринимает

 

для

 

решения

 

проблемы

 

перекрестного

 

субси

-

дирования

?

— 

Мы

 

провели

 

мониторинг

 

при

-

нятых

 

решений

 

региональными

 

тарифными

 

регуляторами

 

об

 

уста

-

новлении

 

единых

 

тарифов

 

на

 

пере

-

дачу

 

электроэнергии

 

на

 2018 

год

установили

 

величину

 

перекрестно

-

го

 

субсидирования

 

и

 

по

 

поручению

 

Правительства

 

РФ

 

внесли

 

изме

-

нения

 

в

 

Основы

 

ценообразования

 

в

 

области

 

регулируемых

 

тарифов

 

в

 

электроэнергетике

.

Величина

 

перекрестного

 

суб

-

сидирования

 

на

 2018 

год

 

состав

-

ляет

 220,1 

млрд

 

рублей

За

 

пре

-

дыдущий

 

период

 

этот

 

показатель

 

составлял

 229,4 

млрд

 

рублей

Таким

 

образом

величина

 

пере

-

крестного

 

субсидирования

 

сни

-

зилась

 

на

 9,3 

млрд

 

рублей

что

 

снизило

 

тарифную

 

нагрузку

 

для

 

участников

 

рынка

— 

В

 

предыдущие

 

годы

 

для

 

раз

-

ных

 

регионов

 

в

 

различных

 

та

-

рифных

 

моделях

  (

в

 

том

 

числе

 

RAB) 

также

 

делались

 

попытки

 

установления

 

долгосрочных

 

та

-

рифных

 

решений

 

на

 3–5 

лет

 

на

 

основе

 

соответствующих

 

инве

-

стиционных

 

программ

Однако

 

фактически

 

эти

 

тарифные

 

ре

-

шения

 

все

 

равно

 

уточнялись

 

ежегодно

 

на

 

основании

 

годовых

 

отчетов

 

энергокомпаний

Какие

 

выводы

 

были

 

сделаны

 

на

 

ос

-

нове

 

этого

 

опыта

Сохранится

 

ли

 

у

 

энергокомпаний

 

возмож

-

ность

 

ежегодной

 

корректировки

 

тарифных

 

решений

Если

 

да

то

 

по

 

какому

 

принципу

?

— 

С

 2012 

года

 

тарифы

 

сетевых

 

ор

-

ганизаций

 

являются

 

долгосрочны

-

ми

 (

кроме

 

изолированных

 

ценовых

 

зон

), 

но

 

предусматривают

 

ежегод

-

ную

 

корректировку

При

 

этом

 

пред

-

лагается

 

ограничить

 

случаи

 

прове

-

дения

 

корректировки

 

и

 

выполнять

 

их

если

 

компании

 

не

 

соблюдает

 

инвестпрограмму

например

или

 

не

 

соблюдает

 

параметры

 

качества

 

обслуживания

 

потребителей

Это

 

будут

 

санкции

предусмотренные

 

положениями

 

регуляторных

 

согла

-

шений

.

— 

На

 

сегодняшний

 

день

 

на

 

ка

-

чество

 

долгосрочного

 

плани

-

рования

 

инвестиционной

 

дея

-

2015

2617 

ТСО

2017

1846 

ТСО

2018

1708 

ТСО

Федеральная
Антимонопольная
Служба

Консолидация

 

сетевых

 

активов

в

 

электроэнергетике

Установлен

 

тренд

 

на

 

объединение

 

активов

 

территориальных

 

сетевых

 

организаций

 (

ТСО

)

Механизм

 

реализации

введение

 

критериев

 

для

 

ТСО

Количество территориальных сетевых компаний в 2018 году

по сравнению с 2015 годом сократилось на 

34,7%

 — с 2617 до 1708.

Продолжение консолидации активов ТСО в дальнейшем целесообразно осуществлять, в том числе 
экономическими мерами (путем внедрения мето да эталонных затрат в сетевом комплексе).

С 1 января 2016 года вступило в силу постановление 
Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении 

владельцев объектов электросетевого хозяйства 

к территориальным сетевым организациям».

С 14 октября 2016 года вступило в силу постановление 

Правительства РФ от 30.09.2016 № 989 «О внесении 

изменений в некоторые акты Правительства 

Российской Федерации по вопросам функционирования 

территориальных сетевых организаций».

С 1 января 2017 года вступило в силу 

постановление Правительства РФ 

от 17.10.2016 № 1056 «О внесении 

изменений в некоторые акты 

Правительства Российской Федерации 

по вопросам отнесения владельцев 

объектов электросетевого хозяйства 

к территориальным сетевым 

организациям».

 4 (49) 2018


Page 4
background image

6

ТАРИФО -

ОБРАЗОВАНИЕ

тельстве

 

и

 

проблемы

 

при

 

утверж

-

дении

 

и

 

исполнении

 

инвестици

-

онных

 

программ

Мы

 

совершим

 

определенное

 

упорядочивание

 

всей

 

системы

которая

 

будет

 

по

-

нятна

 

каждому

 

потребителю

— 

На

 

сегодняшний

 

день

 

суще

-

ствует

 

ряд

 

льготных

 

тарифных

 

решений

 

для

 

отдельных

 

катего

-

рий

 

потребителей

к

 

примеру

по

 

технологическому

 

присоедине

-

нию

Будут

 

ли

 

они

 

пересматри

-

ваться

Будут

 

ли

 

внедряться

 

механизмы

исключающие

 

воз

-

можность

 

злоупотребления

 

со

 

стороны

 

потребителей

 

льготны

-

ми

 

условиями

?

— 

Правительство

 

Российской

 

Фе

-

дерации

 

дало

 

поручения

 

по

 

пере

-

смотру

 

подходов

 

к

 

льготной

 

плате

 

за

 

технологическое

 

присоедине

-

ние

В

 

качестве

 

одного

 

из

 

вариан

-

тов

 

рассматривается

 

наделение

 

субъектов

 

РФ

 

полномочиями

 

опре

-

делять

кто

 

из

 

заявителей

 

должен

 

считаться

 

льготником

Тем

 

самым

 

и

 

вопрос

 

развития

 

региона

и

 

воз

-

можность

 

влияния

 

на

 

величину

 

выпадающих

 

доходов

 

от

 

льготного

 

техприсоединения

 

будут

 

относить

-

ся

 

к

 

компетенции

 

региональной

 

власти

— 

С

 2019 

года

 

ФАС

 

планирует

 

внедрение

 

эталонов

 

затрат

 

се

-

тевых

 

организаций

переход

 

на

 

эталонное

 

регулирование

 

сете

-

вого

 

комплекса

Каким

 

образом

 

переход

 

на

 

эталонные

 

затраты

 

будут

 

учитываться

 

индивиду

-

альные

 

особенности

 

различных

 

компаний

?

— 

По

 

нашему

 

мнению

внедрение

 

эталонного

 

принципа

 

для

 

электро

-

сетевого

 

комплекса

 

станет

 

новой

 

вехой

 

развития

 

электроэнергети

-

ки

Применение

 

этого

 

механизма

 

позволит

 

добиться

 

прозрачного

 

и

 

ясного

 

порядка

 

ценообразова

-

ния

что

 

удобно

 

всем

 

участникам

 

процесса

от

 

регулируемых

 

орга

-

низаций

 

до

 

потребителя

Переход

 

на

 

новый

 

принцип

 

стимулирует

 

организации

 

к

 

реальной

 

экономии

 

средств

 

и

 

повышению

 

эффектив

-

ности

.

Сейчас

 

ФАС

 

России

 

разраба

-

тывает

 

нормативный

 

правовой

 

акт

Рассчитываем

что

 

в

 

ближайшее

 

время

 

он

 

будет

 

доступен

 

для

 

об

-

щественного

 

обсуждения

— 

Каковы

 

Ваши

 

рекомендации

 

для

 

работы

 

электросетевых

 

компаний

— 

Сетевым

 

компаниям

 

необхо

-

димо

безусловно

обеспечить

 

на

-

дежное

 

и

 

бесперебойное

 

энерго

-

снабжение

 

каждого

 

дома

 

и

 

каждого

 

предприятия

а

 

также

 

научиться

 

стратегически

 

планировать

 

свои

 

расходы

 

исходя

 

из

 

социально

-

эко

-

номического

 

прогноза

 

по

 

индекса

-

ции

 

сетевых

 

тарифов

 

по

 

принципу

 

«

инфляция

 

минус

».  

Беседовала

 

Екатерина

 

Гусева

Тарифное

 

регулирование

 

электросетевого

 

комплекса

Принцип

«

ИНФЛЯЦИЯ

МИНУС

»

  для сетевых компаний — 

3%

     

 

  для населения — 

5%

Третий год подряд ФАС России

осуществляет регулирование

 тарифов по принципу 

«ИНФЛЯЦИЯ МИНУС»,

что позволяет сдер-

живать инфляционные 

процессы и сокращать

нагрузку на потребителей

услуг естественных монополий.

При прогнозируемом на 2018 год уровне 

инфляции

 

4%

 

рост тарифов в электроэнергетике не должен превышать:

 

тельности

 

энергокомпаний

 

су

-

щественным

 

образом

 

влияет

 

низкая

 

упорядоченность

 

систе

-

мы

 

стратегического

 

планирова

-

ния

 

и

 

ее

 

несовершенство

 

на

 

ре

-

гиональном

 

уровне

Какие

 

меры

 

может

 

предпринять

 

ФАС

 

для

 

ис

-

правления

 

ситуации

?

— 

Инвестиционным

 

программам

 

естественных

 

монополий

 

уделя

-

ется

 

на

 

самом

 

высоком

 

государ

-

ственном

 

уровне

 

большое

 

вни

-

мание

В

 

декабре

 

прошлого

 

года

 

Президент

 

Российской

 

Федерации

 

подписал

 

Указ

  «

Об

 

основных

 

на

-

правлениях

 

государственной

 

по

-

литики

 

по

 

развитию

 

конкуренции

» 

и

 

утвердил

 

Национальный

 

план

 

развития

 

конкуренции

В

 

указанных

 

документах

 

у

 

нас

 

есть

 

определенные

 

контрольные

 

точки

которые

 

необходимо

 

соблю

-

сти

Так

до

 1 

октября

 2018 

года

 

со

-

вместно

 

с

 

органами

 

власти

 

будет

 

определен

 

перечень

 

субъектов

 

естественных

 

монополий

 

и

 

орга

-

низаций

осуществляющих

 

иные

 

регулируемые

 

виды

 

деятельности

утверждение

 

инвестиционных

 

про

-

грамм

 

которых

 

и

 

рассмотрение

 

отчетов

 

об

 

исполнении

 

указанных

 

программ

 

осуществляет

 

Прави

-

тельство

 

Российской

 

Федерации

До

 1 

января

 2019 

года

 

сле

-

дует

 

внести

 

в

 

Государственную

 

Думу

 

РФ

 

проекты

 

федеральных

 

законов

предусматривающие

 

за

-

крепление

 

прав

 

советов

 

потреби

-

телей

 

по

 

осуществлению

 

обще

-

ственного

 

контроля

 

на

 

федераль

-

ном

 

и

 

региональном

 

уровнях

 

за

 

деятельностью

 

субъектов

 

ес

-

тественных

 

монополий

 

и

 

компа

-

ний

 

с

 

государственным

 

участием

а

 

также

 

при

 

утверждении

 

инвести

-

ционных

 

программ

 

и

 

контроля

 

за

 

их

 

исполнением

Еще

 

один

 

пункт

 

в

 

Указе

 

Прези

-

дента

 

о

 

развитии

 

конкуренции

 — 

принять

 

до

 1 

июля

 2019 

года

 

нормативные

 

правовые

 

акты

обе

-

спечивающие

 

единый

 

порядок

 

раз

-

работки

утверждения

 

и

 

контроля

 

реализации

 

инвестиционных

 

про

-

грамм

 

субъектов

 

естественных

 

монополий

 

и

 

организаций

если

 

источником

 

финансирования

 

ин

-

вестиционной

 

программы

 

являют

-

ся

 

средства

учтенные

 

при

 

утверж

-

дении

 

тарифов

.

Безусловно

принятие

 

и

 

ис

-

полнение

 

всех

 

этих

 

мер

 

позволит

 

устранить

 

пробелы

 

в

 

законода

-


Читать онлайн

Одной из важных стратегических задач, поставленных в рамках реализации Стратегии развития электроэнергетического комплекса России, является разработка сбалансированных механизмов тарифообразования и утверждение долгосрочных тарифов на электрическую энергию. О новых принципах ценообразования, которые в ближайшем будущем должны стать основой и неотъемлемой частью цифровых электрических сетей, мы беседуем с за мес тителем руководителя ФАС России Виталием Геннадьевичем КОРОЛЕВЫМ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(71), март-апрель 2022

О предельных значениях отклонения частоты напряжения генерирующих установок ТЭЦ и гистограммах ее распределения

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тукшаитов Р.Х. Семенова О.Д. Иванова В.Р.
Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Эффективность различных мероприятий по повышению качества электрической энергии

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тимур Данник, Виктория Дубровская (АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические сети)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Обзор функциональности интеллектуальных приборов учета электроэнергии «МИРТЕК» с комбинированным GSM-модулем с поддержкой GPRS и NB-IoT

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
ГК «МИРТЕК»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»