2
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
В
статье
рассматривается
вертикально
интегрированная
структура
системы
оперативно
-
технологического
управле
-
ния
и
ситуационного
управления
(
ОТУ
и
СУ
)
в
электросетевом
комплексе
,
разработанная
в
соответствии
с
реализуемой
на
-
циональной
программой
«
Цифровая
экономика
Российской
Федерации
» (
утверждена
Распоряжением
Правительства
РФ
от
28.07.2017
№
1632-
р
и
закреплена
Указом
Президента
РФ
от
07.05.2018
№
204).
Представлены
современные
средства
автоматизированной
системы
технологического
управления
(
АСТУ
)
и
каналы
передачи
информации
,
применяемые
в
сис
-
теме
ОТУ
и
СУ
.
Эффективное
построение
оргструктуры
системы
оперативно
-
технологического
управления
.
Современные
технологии
сбора
,
передачи
и
обработки
информации
.
Организация
системы
связи
Александр
СИБИРЯКОВ
,
заместитель
главного
инженера
по
оператив
-
но
-
технологическому
и
ситуационному
управ
-
лению
—
начальник
ЦУС
филиала
ПАО
«
Россети
Сибирь
» —
«
Кузбассэнерго
—
РЭС
»
Александр
АНДРЕЕВ
,
начальник
производ
-
ственного
отделения
корпоративных
и
тех
-
нологических
автома
-
тизированных
систем
управления
филиала
ПАО
«
Россети
Сибирь
» —
«
Кузбассэнерго
—
РЭС
»
В
2021
году
исполнилось
100
лет
оперативно
-
диспетчерскому
управлению
в
элек
-
троэнергетике
России
.
Создание
новой
технологической
структуры
электроэнер
-
гетики
в
нашей
стране
стало
необходимым
при
появлении
в
энергосистеме
новых
работающих
параллельно
электростанций
[1].
В
отличие
от
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
электроэнергетике
,
опера
-
тивно
-
технологическое
управление
как
комплекс
мер
по
управлению
технологическими
режимами
работы
объектов
электроэнергетики
и
/
или
энергопринимающих
установок
потребителей
электрической
энергии
,
осуществляемый
собственниками
или
иными
законными
владельцами
таких
объектов
и
/
или
установок
в
соответствии
с
требовани
-
ями
субъекта
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
электроэнергетике
в
отноше
-
нии
объектов
диспетчеризации
и
самостоятельно
в
отношении
линий
электропереда
-
чи
,
оборудования
и
устройств
,
не
относящихся
к
объектам
диспетчеризации
[2],
имеет
больше
организационных
структур
системы
оперативно
-
технологического
,
а
с
недавних
пор
оперативно
-
технологического
и
ситуационного
управления
.
Так
,
в
сетевых
ком
-
Организация
системы
управления
3
Единые
подходы
к
построению
и
обеспечению
функционирования
системы
ОТУ
и
СУ
в
электросетевом
комплексе
Повышение
надежности
электроснабжения
потребителей
Оптимизация
и
повышение
эффективности
бизнес
-
процессов
в
результате
внед
рения
единой
стратегии
развития
и
технической
политики
в
области
ОТУ
и
СУ
в
электросетевом
комплексе
с
использованием
цифровых
технологий
управления
Реализация
функций
дистанционного
управления
оборудованием
и
устройствами
подстанций
из
удаленных
центров
управления
из
диспетчерских
центров
АО
«
СО
ЕЭС
»
и
ЦУС
Оптимальное
распределение
функций
и
ответственности
между
структурными
уровнями
системы
ОТУ
и
СУ
Рис
. 1.
Эффекты
от
построения
ОТУ
и
СУ
Сергей
ЗАХАРЕНКО
,
к
.
т
.
н
.,
доцент
,
ведущий
инженер
отдела
техни
-
ческой
эксплуатации
управления
техничес
-
кого
обслуживания
и
ремонта
объектов
электросетевого
хозяйства
филиала
ПАО
«
Россети
Сибирь
» — «
Кузбас
с
-
энерго
—
РЭС
»
паниях
существуют
одноуровневые
и
многоуровневые
(
обычно
не
более
трех
)
верти
-
кально
-
интегрированные
структуры
системы
оперативно
-
технологического
управления
и
ситуационного
управления
(
ОТУ
и
СУ
).
Кроме
того
,
структура
ОТУ
и
СУ
может
быть
и
горизонтально
-
интегрированной
.
Естественно
,
что
целевая
модель
,
к
достижению
ко
-
торой
должны
стремиться
все
существующие
структуры
ОТУ
и
СУ
, —
это
одноуровневая
организационная
структура
ОТУ
и
СУ
распределительным
электросетевым
комплексом
с
исключением
совмещения
диспетчером
(
здесь
и
далее
диспетчер
—
работник
из
ка
-
тегории
оперативного
персонала
субъектов
электроэнергетики
и
потребителей
элек
-
трической
энергии
,
не
относящийся
к
диспетчерскому
персоналу
субъекта
оператив
-
но
-
диспетчерского
управления
)
функций
персонала
по
оперативному
обслуживанию
подстанций
35
кВ
и
выше
.
В
чем
же
эффективность
указанной
выше
целевой
модели
структуры
ОТУ
и
СУ
?
Рассмотрим
далее
.
Целевая
модель
системы
ОТУ
и
СУ
была
сформирована
в
рамках
создания
Кон
-
цепции
развития
системы
оперативно
-
технологического
управления
и
ситуацион
-
ного
управления
в
электросетевом
комплексе
,
утвержденной
решением
Правления
ПАО
«
Россети
»
от
24.07.2018
№
192
МП
[3].
В
соответ
-
ствии
с
Концепцией
,
оптимизация
системы
ОТУ
и
СУ
будет
достигаться
за
счет
создания
единых
центров
управления
сетями
(
ЕЦУС
).
При
этом
будут
получены
эффекты
от
построения
указанной
структуры
(
рису
-
нок
1).
На
рисунке
2
представлена
целевая
модель
орга
-
низационной
структуры
системы
ОТУ
и
СУ
филиала
ПАО
«
Россети
Сибирь
» — «
Кузбассэнерго
—
РЭС
»
(
далее
—
филиал
)
в
укрупненном
виде
.
Здесь
и
далее
представлена
целевая
модель
структуры
ОТУ
и
СУ
фи
-
лиала
с
созданием
единого
ЦУС
.
На
текущий
момент
филиал
имеет
классическую
трехуровневую
структуру
системы
ОТУ
и
СУ
.
Далее
по
тексту
описание
будущей
структуры
ОТУ
и
СУ
филиала
представлено
как
уже
ре
-
ализованная
целевая
модель
.
Единый
ЦУС
филиала
имеет
в
своем
составе
сек
-
тор
по
управлению
основной
сетью
110
кВ
и
сектор
по
управлению
распределительной
сетью
6–35
кВ
.
Оба
указанных
сектора
выполняют
как
операционные
,
так
и
неоперационные
функции
.
Кроме
указанных
Рис
. 2.
Упрощенная
организаци
-
онная
структура
системы
ОТУ
и
СУ
филиала
(
целевая
модель
)
Объекты
110
кВ
Объекты
6–35
кВ
САЦ
ДЗО
САЦ
ЕЦУС
Сеть
110
кВ
Сеть
6–35
кВ
4
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
секторов
,
в
состав
ЕЦУС
филиала
входят
подразделения
релейной
за
-
щиты
и
автоматики
,
электрических
ре
-
жимов
и
ситуационно
-
аналитический
центр
(
САЦ
),
основной
деятельно
-
стью
которого
является
ситуационное
управление
и
взаимодействие
с
раз
-
личными
структурами
и
организация
-
ми
,
в
том
числе
с
САЦ
ДЗО
(
ПАО
«
Рос
-
сети
Сибирь
»).
Объекты
филиала
110
кВ
и
6–35
кВ
(
ЛЭП
и
ПС
)
относятся
к
соответствую
-
щему
РЭС
соответствующего
производ
-
ственного
отделения
(
ПО
) (
рисунок
3).
Оперативный
персонал
объектов
(
ОВБ
и
электромонтеры
)
находятся
в
административном
подчинении
руководителей
РЭС
.
РЭС
,
в
свою
очередь
,
под
-
чиняется
ПО
.
Функционально
оперативный
персонал
объек
-
тов
подчиняется
оперативному
персоналу
ЕЦУС
.
При
этом
возможно
возникновение
определенных
сложностей
в
части
подачи
,
согласования
и
прохождения
заявок
на
вывод
в
ре
-
монт
оборудования
,
прохождения
информации
(
кроме
опе
-
ративной
),
предоставления
дополнительных
сведений
и
др
.,
так
как
этот
функционал
находится
в
компетенции
служб
ПО
и
РЭС
,
но
из
-
за
существующей
трехуровневой
структу
-
ры
филиала
процесс
взаимодействия
ЕЦУС
распространя
-
ется
на
4
ПО
и
24
РЭС
,
с
которыми
в
настоящий
момент
взаимодействуют
ДС
ЦУС
, 3
ОДС
ЦУС
и
22
ОДГ
РЭС
.
Соот
-
ветственно
,
для
реализации
всех
требуемых
задач
целевой
модели
структуры
ОТУ
и
СУ
также
логично
преобразование
существующей
трехуровневой
структуры
филиала
в
двух
-
уровневую
.
Кроме
того
,
снижение
количества
иерархических
структур
и
административных
подчинений
минимизирует
сроки
запроса
и
получения
информации
—
главного
ин
-
струмента
в
работе
ОТУ
и
СУ
.
Далее
рассмотрим
структу
-
ру
ЕЦУС
филиала
без
учета
существующей
трехуровневой
структуры
и
административной
подчиненности
,
исключи
-
тельно
на
функциональном
уровне
.
Если
рассмотреть
ЕЦУС
с
точки
зрения
функциональ
-
ности
,
то
,
на
первый
взгляд
,
в
данной
структуре
нет
ничего
сложного
.
Тем
не
менее
,
по
объектам
110
кВ
также
име
-
ются
в
наличии
операционные
и
неоперационные
функ
-
ции
системного
оператора
(
в
нашем
случае
—
Филиала
АО
«
СО
ЕЭС
» —
Кемеровское
РДУ
).
Кроме
объектов
прямо
-
го
управления
(
часть
подстанций
110
кВ
),
РДУ
также
взаимо
-
действует
с
ЦУС
(
ДС
,
ОДС
)
и
ОВБ
(
рисунок
4).
Исходя
из
вышеуказанного
и
для
достижения
целей
и
задач
функционирования
ОТУ
и
СУ
филиала
,
идеальным
было
бы
включение
100%
операционных
функций
систем
-
ного
оператора
в
функционал
сектора
110
кВ
ЕЦУС
с
уче
-
том
долгосрочных
мероприятий
передачи
операционных
функций
от
СО
«
ЕЭС
»
в
ЦУС
филиала
,
что
,
в
принципе
,
возможно
в
будущем
при
дальнейшем
развитии
системы
ОТУ
и
СУ
.
Дополнительно
проанализировав
функциональную
вер
-
тикаль
системы
ОТУ
и
СУ
филиала
,
приходим
к
выводу
,
что
наиболее
загружен
,
с
точки
зрения
выполнения
функций
,
персонал
ОВБ
и
электромонтеры
по
обслуживанию
под
-
станций
,
так
как
одна
и
та
же
оперативно
-
выездная
бригада
оперативно
подчиняется
как
диспетчеру
сектора
110
кВ
,
так
и
диспетчеру
сектора
6–35
В
(
рисунок
5).
Рис
. 3.
Выполнение
функций
ЕЦУС
с
учетом
многоуровневой
структуры
филиала
Рис
. 4.
Функциональная
структура
ЕЦУС
с
учетом
функционала
АО
«
СО
ЕЭС
»
Рис
. 6.
Схема
оперативного
обслу
-
живания
оборудования
0,4–110
кВ
Рис
. 5.
Функциональная
вертикаль
системы
ОТ
и
СУ
с
оперативным
персоналом
ОВБ
и
ЭМ
ПС
ПС
– 1
ПС
– 2
ПС
– 1 (
ЭМ
)
ПС
– 2 (
ЭМ
)
ОВБ
– 1
ОВБ
– 2
. . .
ОВБ
–
n
РДУ
ПС
110
кВ
– 1
ПС
110
кВ
– 2
. . .
ПС
110
кВ
–
n
ПС
35
кВ
– 1
ПС
35
кВ
– 2
. . .
ПС
35
кВ
–
n
САЦ
ЕЦУС
Сеть
110
кВ
Сеть
6–35
кВ
ПО
СВЭС
ПО
ЦЭС
ПО
ЮЭС
ПО
КиТАСУ
РЭС
-1
. . .
РЭС
n
РЭС
-1
. . .
РЭС
n
РЭС
-1
. . .
РЭС
n
110
кВ
6–35
кВ
110
кВ
6–35
кВ
110
кВ
6–35
кВ
ОВБ
– 1
. . .
ОВБ
–
n
ЭМ
– 1
ЭМ
–
n
ЭМ
– 1
ЭМ
–
n
0,4
кв
САЦ
ЕЦУС
Сеть
110
кВ
Сеть
6–35
кВ
САЦ
ЕЦУС
Сеть
110
кВ
Сеть
6–35
кВ
САЦ
ЕЦУС
Сеть
110
кВ
Сеть
6–35
кВ
Организация
системы
управления
5
готовности
каналов
связи
в
момент
простоев
,
аварий
,
не
-
регламентных
работ
и
других
работ
,
проводимых
операто
-
рами
связи
.
Для
минимизации
рисков
технологических
наруше
-
ний
,
возникающих
в
сетях
сторонних
операторов
связи
,
необходимо
предусматривать
дополнительные
договор
-
ные
условия
,
обеспечивающие
ответственность
опера
-
торов
за
технологические
нарушения
в
каналах
связи
,
а
также
при
возникновении
случаев
ненадлежащего
ока
-
зания
услуги
.
Кроме
того
,
ДЗО
ПАО
«
Россети
»
являются
субъектами
критической
информационной
инфраструктуры
РФ
(
да
-
лее
—
КИИ
),
обеспечение
безопасности
которых
регулиру
-
ется
Федеральным
законом
от
26.07.2017
№
187-
ФЗ
.
В
соответствии
с
требованиями
приказа
ФСТЭК
РФ
от
14
марта
2014
года
№
31,
приказа
ФСТЭК
от
25
декабря
2017
года
№
239 «
Об
утверждении
требований
по
обес
-
печению
безопасности
значимых
объектов
критической
информационной
инфраструктуры
Российской
Феде
-
рации
»,
приказа
ФСТЭК
от
21
декабря
2017
года
№
235
«
Об
утверж
дении
требований
к
созданию
систем
безопас
-
ности
значимых
объектов
критической
информационной
инфраструктуры
Российской
Федерации
и
обеспечению
их
функционирования
»,
при
создании
информационных
систем
,
а
также
каналов
связи
для
передачи
данных
,
для
функционирования
РЗА
и
ПА
,
передачи
телеметрической
информации
должны
быть
обеспечены
и
определяться
проектом
следующие
требования
:
–
решения
по
антивирусной
защите
и
обнаружению
втор
-
жений
;
–
решения
по
защите
технических
средств
и
оборудова
-
ния
,
по
контролю
целостности
АСУ
и
информации
;
–
решения
по
выявлению
событий
и
инцидентов
ин
-
формационной
безопасности
,
с
учетом
совместимо
-
сти
с
системой
обнаружения
и
корреляции
событий
информационной
безопасности
,
эксплуатируемой
за
-
казчиком
;
–
функциональные
схемы
обеспечения
ИБ
объекта
с
ука
-
занием
организационных
и
технических
(
прикладной
,
системный
,
сетевой
)
мер
защиты
;
–
структурные
схемы
телекоммуникационной
сети
объ
-
екта
и
технических
средств
защиты
информации
.
Вышеуказанные
работы
/
требования
не
могут
быть
предоставлены
оператором
связи
в
случае
заключения
до
-
говоров
аренды
на
каналы
связи
.
Кроме
того
,
в
соответствии
с
приказом
ФСТЭК
от
25
де
-
кабря
2017
года
№
239 «
Об
утверждении
требований
по
обеспечению
безопасности
значимых
объектов
критиче
-
ской
информационной
инфраструктуры
Российской
Фе
-
дерации
»,
в
соответствии
с
пунктами
11
и
12
указанного
документа
,
способы
защиты
каналов
связи
могут
быть
определены
только
проектными
решениями
аккредитован
-
ной
(
лицензированной
)
организации
.
При
этом
бригада
ОВБ
обслуживает
несколько
подстан
-
ций
110
кВ
и
35
кВ
,
ТП
,
РП
6–35
кВ
.
Электромонтеры
по
об
-
служиванию
подстанций
110
кВ
также
выполняют
команды
как
сектора
110
кВ
,
так
и
сектора
6–35
кВ
(
в
соответствии
с
перечнем
распределения
оборудования
по
способу
управ
-
ления
).
Приоритет
по
первоочередному
изменению
техноло
-
гического
режима
работы
или
эксплуатационного
состояния
объектов
филиала
задает
диспетчер
сектора
110
кВ
.
Кроме
оперативного
обслуживания
оборудования
6–110
кВ
,
ОВБ
филиала
также
обслуживают
оборудование
0,4
кВ
(
рисунок
6).
В
настоящий
момент
в
соответствии
с
действующими
правилами
и
нормативно
-
правовыми
документами
дис
-
петчер
ОДГ
РЭС
задействован
в
цепочке
оперативного
обслуживания
сети
0,4
кВ
.
В
целевой
модели
функции
дис
-
петчера
при
обслуживании
оборудования
0,4
кВ
должен
выполнять
мастер
ОВБ
,
который
имеет
все
необходимые
оперативные
права
для
своего
функционала
.
Этот
вопрос
в
данной
статье
рассмотрению
не
подлежит
.
В
структуру
ЕЦУС
в
обязательном
порядке
должно
входить
подразделение
методологического
и
документа
-
ционного
обеспечения
.
Необходимость
создания
данного
подразделения
продиктована
требуемой
своевременной
разработкой
и
пересмотром
документации
,
регламентирую
-
щей
деятельность
ОТУ
и
СУ
.
Дополнительно
,
при
возникновении
новых
,
ранее
от
-
сутствующих
современных
рисков
и
агрессивных
факторов
,
появилась
необходимость
расширения
структуры
с
включе
-
нием
в
ЕЦУС
(
административно
или
функционально
)
под
-
разделений
,
отвечающих
за
недопущение
и
ликвидацию
рисков
возникновения
хакерских
атак
на
цифровую
инфра
-
структуру
электросетевого
комплекса
и
рисков
уязвимости
данной
инфраструктуры
.
Указанное
подразделение
может
базироваться
в
ПО
КиТАСУ
,
но
функционал
его
неразрывно
связан
с
ОТУ
и
СУ
.
Несомненно
,
развитие
и
трансформация
системы
ОТУ
и
СУ
неразрывно
связаны
с
развитием
технологий
сбора
,
передачи
и
обработки
информации
,
в
связи
с
этим
особое
внимание
должно
быть
уделено
инфраструктуре
связи
в
ча
-
сти
надежности
и
информационной
безопасности
.
Для
организации
каналов
связи
для
передачи
телеме
-
трической
информации
,
диспетчерской
связи
и
противоава
-
рийной
автоматики
используются
различные
способы
и
сре
-
ды
организации
каналов
связи
.
Для
обеспечения
надежности
каналов
связи
для
переда
-
чи
диспетчерской
связи
и
передачи
телеметрической
инфор
-
мации
,
передачи
команд
РЗА
и
ПА
организованные
каналы
должны
иметь
характеристики
не
хуже
указанных
в
таблице
1.
В
случае
применения
арендованных
каналов
связи
за
-
частую
сложно
объективно
оценить
степень
их
эксплуата
-
ционной
готовности
для
целей
передачи
телеметрической
информации
,
диспетчерской
связи
,
РЗА
и
ПА
,
в
связи
с
чем
применение
арендованных
каналов
увеличивает
риски
не
-
6
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
4(27),
декабрь
2022
Табл
. 1.
Характеристики
каналов
связи
для
передачи
диспетчерской
связи
и
передачи
телеметрической
информации
,
передачи
команд
РЗА
и
ПА
Виды
каналов
связи
Количество
каналов
связи
Коэффициент
готовности
канала
,
равный
одному
кален
-
дарному
году
Величина
односторонней
задержки
,
не
более
Про
-
пускная
способ
-
ность
,
не
менее
Регламентирующие
НТД
,
Постановления
Правитель
-
ства
,
МЭ
и
прочие
документы
Диспетчерская
связь
с
ДЦ
,
энергообъектами
и
ПС
(
в
том
числе
с
ПС
,
являющи
-
мися
объектами
диспетчеризации
СО
)
–
для
ПС
классом
напряже
-
ния
110
кВ
и
выше
—
не
менее
2
независимых
каналов
связи
;
–
для
ПС
110
кВ
,
не
имеющих
в
своем
составе
объектов
диспетчеризации
,
и
ПС
классом
напряжения
менее
110
кВ
—
не
менее
1
независимого
канала
связи
–
для
одного
канала
,
не
менее
— 0,999;
–
для
основного
и
резервного
(
обоих
) — 0,9996
400
мс
–
1.
Постановление
Правитель
-
ства
РФ
№
937
от
13.08.2018
2.
Соглашения
о
технологи
-
ческом
взаимодействии
между
АО
«
СО
ЕЭС
»
и
ДЗО
ПАО
«
Россети
»
Передача
теле
-
метрической
ин
-
формации
в
ЦУС
,
ЕЦУС
,
ДЦ
РДУ
(
в
том
числе
с
объектов
дис
-
петчеризации
СО
)
для
ПС
классом
напря
-
жения
110
кВ
и
выше
—
не
менее
2
независимых
каналов
связи
–
для
одного
канала
— 0,998;
–
для
основного
и
резервного
(
двух
) — 0,9996
50
мс
–
1.
Постановление
Правитель
-
ства
РФ
№
937
от
13.08.2018
2.
Соглашения
о
технологи
-
ческом
взаимодействии
между
АО
«
СО
ЕЭС
»
и
ДЗО
ПАО
«
Россети
»
Передача
сигна
-
лов
РЗА
,
сетевой
и
ПА
2
независимых
канала
свя
-
зи
(
исключающих
вывод
из
работы
по
общей
причине
)
–
для
одного
канала
— 0,99;
–
для
основного
и
резервного
(
двух
) — 0,9999
30
мс
(
симметрично
в
обоих
направ
-
лениях
канала
связи
)
128
кбит
/
с Приказ
Министерства
энерге
-
тики
РФ
№
97
от
13.02.2019
Передача
сигналов
ПА
2
независимых
канала
свя
-
зи
(
исключающих
вывод
из
работы
по
общей
причине
)
–
для
одного
канала
— 0,999;
–
для
основного
и
резервного
(
двух
) — 0,9996
– 25
мс
при
использовании
среды
ВОЛС
,
РРЛС
;
– 50
мс
при
двухчастотном
кодировании
при
организации
канала
ПА
посред
-
ством
ВЧ
-
связи
)
128
кбит
/
с Приказ
Министерства
энерге
-
тики
РФ
№
97
от
13.02.2019
Передача
данных
регистраторов
аварийных
событий
2
независимых
канала
свя
-
зи
(
исключающих
вывод
из
работы
по
общей
причине
)
–
–
128
кбит
/
с
1.
Соглашения
о
технологи
-
ческом
взаимодействии
между
АО
«
СО
ЕЭС
»
и
ДЗО
ПАО
«
Россети
»
2.
ГОСТ
Р
59550-2021.
Сбор
,
хранение
и
передача
в
диспетчерские
центры
в
автоматическом
режиме
файлов
с
данными
РАС
Организация
системы
управления
Хренников А.Ю., Любарский Ю.Я.
Использование
элементов
искусственного
интеллекта
:
компьютерная
поддержка
оперативных
решений
в
интеллектуальных
электрических
сетях
Книгу
можно
приобрести
в
интернет
-
магазине
электронных
книг
«
ЛитРес
»
в
разделе
«
Электроэнергетика
»
Учебно-методическое пособие. ЛИТРЕС, 2021. 140 стр., 30 ил.
Для
умных
электрических
сетей
рассмотрены
интеллектуаль
-
ные
программные
средства
,
выполняющие
новые
функции
и
повышающие
уровень
компьютерной
поддержки
диспетчер
-
ских
решений
.
Одна
из
целей
построения
умных
сетей
—
обес
-
печение
восстановления
после
аварий
,
основное
внимание
уделяется
проблемам
диагностики
нештатных
ситуаций
,
ин
-
теллектуальному
мониторингу
состояний
электрических
сетей
,
планированию
послеаварийного
восстановления
электроснаб
-
жения
.
Подробно
рассмотрен
новый
вид
программного
трена
-
жера
для
диспетчеров
электрических
сетей
—
тренажер
ана
-
лиза
нештатных
ситуаций
.
Изложение
в
книге
сопровождается
множеством
примеров
в
форме
протоколов
работы
реальных
интеллектуальных
систем
.
Книга
предназначена
для
руководи
-
телей
и
специалистов
оперативных
служб
предприятий
энер
-
гетических
сис
тем
,
электрических
и
распределительных
сетей
и
электрических
станций
,
филиалов
ПАО
«
Россети
»,
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
слушателей
курсов
повышения
квалификации
,
а
также
для
аспирантов
,
магистрантов
и
студентов
электроэнергетиче
-
ских
специальностей
.
7
Использование
каналов
связи
без
соблюдения
требо
-
ваний
информационной
безопасности
увеличивает
риски
злонамеренного
вмешательства
в
системы
АСУ
ТП
,
РЗА
и
ПА
,
что
может
привести
к
аварийным
отключениям
элек
-
троэнергии
,
вызвать
аварии
и
привести
к
угрозам
жизни
и
здоровья
людей
,
а
также
в
случае
причинения
вреда
КИИ
такие
события
могут
быть
расценены
в
качестве
не
-
правомерного
воздействия
на
КИИ
РФ
и
могут
повлечь
ответственность
,
предусмотренную
действующим
зако
-
нодательством
РФ
,
в
том
числе
ст
. 274.1
УК
РФ
.
Эффективность
организационной
структуры
системы
ОТУ
и
СУ
доказана
реализованными
и
реализуемыми
в
настоящий
момент
проектами
.
Существующая
много
-
уровневая
структура
ОТУ
и
СУ
требует
конструктивной
перезагрузки
с
преобразованием
в
вертикально
-
интегри
-
рованную
структуру
системы
ОТУ
и
СУ
.
Создание
ЕЦУС
позволит
модернизировать
устаревшие
технологические
автоматизированные
системы
управления
.
Отпадет
не
-
обходимость
в
разветвленной
системе
связи
с
промежу
-
точным
звеном
ОДГ
между
объектами
и
ЕЦУС
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Батарин
Д
.
Н
.,
Берсенин
А
.
П
.,
Рябовол
Е
.
А
.
и
др
.
Ру
-
ководитель
проекта
А
.
Ф
.
Бондаренко
.
К
100-
летию
образования
системы
оперативно
-
диспетчерского
управления
в
электроэнергетике
России
.
История
оперативно
-
диспетчерского
управления
: 1921–2021.
Акционерное
общество
«
Системный
оператор
Еди
-
ной
энергетической
системы
».
М
.:
ООО
«
Типография
«
Принт
Ю
», 2021. 416
с
.
2.
ГОСТ
Р
57114-2016.
Единая
энергетическая
система
и
изолированно
работающие
энергосистемы
.
Электро
-
энергетические
системы
.
Оперативно
-
диспетчерское
управление
в
электроэнергетике
и
оперативно
-
тех
-
нологическое
управление
.
Термины
и
определения
.
URL: https://docs.cntd.ru/document/1200139922.
3.
Концепция
развития
системы
оперативно
-
техно
-
логического
управления
и
ситуационного
управле
-
ния
в
электросетевом
комплексе
ПАО
«
Россети
»,
утверж
дена
решением
Правления
ПАО
«
Россети
»
от
24.07.2018
№
192
МП
.
В статье рассматривается вертикально интегрированная структура системы оперативно-технологического управления и ситуационного управления (ОТУ и СУ) в электросетевом комплексе, разработанная в соответствии с реализуемой национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р и закреплена Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Представлены современные средства автоматизированной системы технологического управления (АСТУ) и каналы передачи информации, применяемые в системе ОТУ и СУ.