

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010
70
Персона
ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ
Серебрянников Сергей Владимирович родился
27 мая 1952 года в п. Монино Ногинского района Мо-
сковской области, в семье военнослужащего. В 1955
году вместе с родителями выехал в ГДР (по месту
службы отца), где в 1959 году пошел в 44-ю совет-
скую школу. В том же году продолжил обучение в п.
Монино, а в 1960—1961 годах обучался в г. Ленингра-
де. С 1961 по 1967 год вновь учился в 20-й средней
школе в п. Монино, а далее, до окончания школы в
1969 году, проживал в г. Киеве, где окончил 169-ю
среднюю школу. В том же году поступил на 1-й курс
электроэнергетического факультета Киевского по-
литехнического института.
В 1970 году в связи с переездом отца на новое
место службы перевелся на 2-й курс Московского
энергетического института. Обучался на электроме-
ханическом факультете по специальности «Электро-
изоляционная и кабельная техника». Окончил МЭИ в
феврале 1975 года и был рекомендован в аспиран-
туру, куда поступил в ноябре 1975 года. До этого ра-
ботал на кафедре электротехнических материалов и
кабелей МЭИ в должности инженера. В связи с из-
бранием в комитет ВЛКСМ МЭИ с 1 января 1976 года
был отчислен из аспирантуры с правом восстанов-
ления. Работал старшим инженером МЭИ до избра-
ния секретарем комитета ВЛКСМ МЭИ в 1978 году.
Будучи на этой освобожденной работе до 1981 года,
избирался членом Московского городского комите-
та ВЛКСМ, членом бюро Калининского РК ВЛКСМ г.
Москвы. Одновременно работал ассистентом кафе-
дры и преподавал.
С ноября 1981 года — старший преподаватель ка-
федры электротехнических материалов и кабелей
МЭИ. В 1987 году защитил диссертацию на соискание
ученой степени кандидата технических наук. Ученое
звание доцента присвоено в апреле 1990 года.
В 1988—1990 годах был освобожденным секрета-
рем партийного комитета МЭИ, членом Калининско-
го РК КПСС г. Москвы. В 1990 году избран делегатом
28-го съезда КПСС.
С 1990 года по декабрь 1993-го работал доцентом
кафедры, заместителем заведующего кафедрой по
учебной работе, а также заместителем проректора
по научной работе МЭИ. С 1 января 1994 года — за-
меститель проректора МЭИ по научной работе, а с 20
апреля 2004 года — первый проректор-проректор по
научной работе МЭИ (ТУ).
В феврале 2004 года защитил диссертацию на со-
искание ученой степени доктора технических наук
(утвержден ВАК в мае 2004 года).
С июня 2004 года одновременно является заведу-
ющим кафедрой физики и технологии электротехни-
ческих материалов и компонентов и автоматизации
электротехнологических комплексов МЭИ (ТУ).
Приказом Федерального агентства по образова-
нию от 19 июля 2005 г. № 17-02-02/114 утвержден в
должности ректора ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» до 18 июля
2015 года.
×òîáû ëþáèòü
ïðîôåññèþ, íàäî
çíàòü åå
Московский энергетический институт (ТУ) по праву счи-
тается кузницей кадров для российской электроэнергети-
ческой отрасли. Сегодня выпускники МЭИ востребованы не
только в нашей стране, но и за рубежом. О жизни институ-
та и актуальных проблемах кабельной отрасли рассказы-
вает ректор МЭИ, заведующий кафедрой ФЭМАЭК Сергей
СЕРЕБРЯННИКОВ.

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010
71
Персона
ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ
— Сергей Владимирович,
почему Вы связаны с кабель-
ной промышленностью?
— Потому что это очень инте-
ресное и перспективное направ-
ление.
В то же время отмечу: по об-
разованию я не «кабельщик»,
а «изоляционщик». Начинал я
учиться в Киеве, а в 1970 г. пе-
решел на второй курс в МЭИ.
Тогда на кафедре обучались че-
тыре группы: одна — кабельная,
одна — изоляционная и две груп-
пы были по полупроводниковой
технике. Я учился в группе, кото-
рая специализировалась по элек-
трической изоляции. Но было
много предметов, которые препо-
давались и читались нам вместе
с кабельщиками: основы кабель-
ной техники, обмоточные и мон-
тажные провода. Мы слушали
лекции вместе, поэтому даже се-
годня, когда встречаемся, такое
ощущение, что все в одной груп-
пе учились.
— Вы случайно попали на
кафедру электроизоляцион-
ной и кабельной техники?
— Произошел такой интерес-
ный случай. Я в Киеве поступал
на специальность «Электриче-
ские машины», там отучился
первый курс. Потом моего отца
перевели в Москву, и вся се-
мья переехала с ним. Поступив
в МЭИ, я поучился неделю в
одной из групп по специальности
«Электрические машины». Но в
этих группах вакансий не было. А
в группе М-9 — «изоляционной»
были. И меня определили в нее.
Я считал, что пройдет время, кто-
то отсеется, появится свободное
место и меня переведут к маши-
нистам. Но уже в начале третье-
го курса, когда пошли предметы,
связанные с материалами, ока-
залось, что это очень интерес-
но. Желания возвращаться на ту
специальность, от которой ушел,
не было. Начались такие курсы,
как, например, «Электротехниче-
ские материалы», которые читал
доцент Александр Петрович Геп-
пе. До сих пор с удовольствием
вспоминаю его лекции и скажу
честно: я даже после окончания
университета ими пользовал-
ся. Нам иногда казалось, что он
излишне требователен, скрупу-
лезен. Но потом, когда я взгля-
нул на все это с точки зрения
методики, отчетливо понял —
построенный материал просто
великолепный. Я ранее особо не
любил химию, но химию диэлек-
триков читал доцент П.В.Русаков,
который работал в Госплане.
И читал так, что вся химия ста-
ла интересной! Все дисциплины
были еще и очень «физичны».
Изоляционные материалы прони-
зывали все устройства — и транс-
форматоры, и конденсаторы, и те
же электрические машины. Ока-
залось, что наша специальность
чрезвычайно интересная. А когда
заговорили о новых материалах,
то уходить с кафедры просто
было немыслимо.
— Какие перспективы от-
крывала перед Вами профес-
сия?
— Перспективы в пору сту-
денчества сложно было как-то
выстраивать. Каждого из нас
ждало распределение. Интерес
же был в том, что появлялись
новые материалы, новые мето-
ды исследования, совершенно
новые пути использования той
или иной аппаратуры. Хотелось
работать именно в этой сфере. У
меня, кажется, получилось. Тог-
да, например, мы знали, что ис-
следовать некоторые тепловые
процессы можно только с помо-
щью медицинских термостатов,
которые обладали высокой точ-
ностью. Причем эти термостаты
были немецкие, их надо было
приспосабливать к нашим зада-
чам. Другой пример. На нашу ка-
федру, я думаю, в числе первых
в вузах СССР, был поставлен
дифференциальный сканирую-
щий микроколориметр. Понима-
ли, что он создан для биологов,
но мы стали использовать его
для изучения процессов, проис-
ходящих в электроизоляционных
материалах, которые связаны с
нагревом, выделением тепла и
т.д. Это все действительно инте-
ресовало. Мы тогда не думали,
что сделаем какие-то открытия,
просто было очень интересно ра-
ботать и получать действительно
интересные результаты.
За последние лет 20 в мире
появилось очень много такой
аппаратуры, которая позволя-
ет делать химические и физи-
ческие эксперименты высокого
качества с быстрой обработкой
результатов. Не только вычисли-
тельная техника шагнула далеко
вперед. Можно на одном и том
же оборудовании исследовать
спектр материалов и определить
спектр свойств, чего раньше не
было. Например, на современ-
ных универсальных машинах для
механических испытаний можно
сразу получать всю информацию
о механических свойствах изо-
ляционных материалов. В пору
моей молодости, чтобы сделать
многие механические испытания,
нужны были дополнительные
устройства, которые мы сами же
и собирали. И это только некото-
рые примеры.
Сейчас все производится в
заводских условиях, все есть.
Существует много новых ис-
следовательских приборов и
устройств.
— Российские вузы этим
пользуются?
— Не в полной мере. Ведь
все такие приборы стоят очень
дорого. Научное оборудование
всегда было дорогим. К счастью,
в Советском Союзе было много
организаций, имевших хорошее
оборудование, в том числе со-
временного, приближенного к
тому, что использовалось в науке
в разных странах. Было и обо-

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010
72
Персона
ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ
рудование специально для обу-
чения студентов. Сейчас такого
очень мало. Если оборудование
дорогое, то руководитель любого
предприятия, любой лаборатории
(даже в университете!) триста
раз подумает, можно ли студен-
тов к нему допускать, или лучше
только показывать, или делать
какие-то модели на компьюте-
ре. Думаю, что это неправиль-
но. Нужно студентов допускать к
работе на оборудовании. С ого-
ворками, конечно. Они должны
научиться работать. Мне иногда
завидно, когда бываю в зарубеж-
ных вузах, особенно в китайских.
Они в этом нас достаточно силь-
но обгоняют.
Но мы все же смогли нашу
учебно-лабораторную базу не-
много подтянуть, в том числе
и на кафедре. Практически об-
новили лабораторию по обще-
му курсу — электротехническим
материалам. Купили устройства
и аппаратуру в то время, когда
в рамках национального проек-
та «Образование» выполняли в
МЭИ инновационную образова-
тельную программу.
— МЭИ стал победителем
конкурса на присвоение ста-
туса Национального исследо-
вательского университета. Что
это дает?
— Наш вуз входит в неболь-
шую кагорту вузов категории
НИУ. Их всего около 30. В этом
году мы должны получить при-
мерно 300 миллионов рублей,
прежде всего для улучшения
материально-технической базы.
А потом еще четыре года будем
получать по 300—400 миллионов
рублей в год. Это, конечно, даст
возможность улучшить матери-
альное положение вуза. Средств
катастрофически не хватает. И
это большая беда. Все годы ста-
раемся выходить из этого слож-
ного положения. Кооперируемся
с НИИ, промышленностью, друг
с другом. Например, лаборатор-
ные работы студенты частично
делали на кафедре, частично —
на Заводе Москабель и во ВНИ-
ИКП. Взаимодействуем с кафе-
дрой полупроводниковых при-
боров — у них есть некоторое
необходимое для обучения на-
ших студентов оборудование.
Чтобы преодолеть эту беду, надо
больше кооперироваться с буду-
щими работодателями. Однако
здесь придется решить целый
ряд организационных вопросов.
Работодатель тоже будет сомне-
ваться — допускать студентов к
оборудованию или нет?
— А у вуза есть возможность
зарабатывать деньги, выпол-
няя заказы предприятий?
— Бюджет вуза составляет
чуть больше двух миллиардов
рублей в год. Для кого-то эта
цифра покажется значительной,
но, на мой взгляд, это совсем не-
много. Часть средств поступает
из федерального бюджета. Кро-
ме того, мы предоставляем плат-
ные образовательные услуги, вы-
полняем научные и технические
работы для различных предпри-
ятий и организаций, ведем фун-
даментальные исследования. В
последнее время наука приносит
нам 600—650 миллионов рублей
в год. Это, конечно, немало.
— А от кабельных заводов
заказы есть?
— Сейчас нет. Но не потому,
что наши знания не востребова-
ны. В последнее время измени-
лась форма взаимодействия с
промышленными предприятия-
ми. Мы построили работу таким
образом, чтобы наши препода-
ватели и аспиранты более тесно
сотрудничали с ВНИИКП, други-
ми предприятиями. Такое тесное
взаимодействие выгодно всем.
Для нас это важно прежде всего
потому, что у преподавателей и
аспирантов появляется возмож-
ность дополнительного заработ-
ка.
Сегодня в вузе складывается
довольно тревожная ситуация.
Она связана с тем, что уходят
преподаватели старшего поколе-
ния. А заменить их сложно. На ту
государственную зарплату, кото-
рую мы можем предложить, со-
глашаются немногие. Есть очень
талантливые молодые ребята, ко-
торые успешно могли бы препо-
давать в МЭИ. Но человеку нужно
хорошо зарабатывать, чтобы со-
держать семью, чтобы достойно
жить. А преподавательская став-
ка этого не позволяет.
— Как Вы выходите из поло-
жения?
— Привлекаем к преподава-
тельской деятельности людей,
которые уже работают в отрасли.
Зарплату солидную они получают
по месту основной деятельности,
а работа у нас для них что-то вро-
де хобби. Вот Изяслав Борисович
Пешков, президент Ассоциации
«Электрокабель», закончил чи-
тать лекции, его курс теперь чи-
тает наш выпускник — молодой
сотрудник ВНИИКП. Курсы лек-
ций читают генеральный дирек-
тор ВНИИКП Геннадий Иванович
Мещанов, сотрудник совместного
предприятия Андрей Михайлович
Боев и другие. То есть мы ищем
выходы. И все же я считаю, что
это ненормально, когда государ-
ство не демонстрирует уважи-
тельного отношения к учебному
и научному потенциалу страны.
А оно — отношение государства
к образованию и науке — вы-
ражается прежде всего через
оплату труда. Исторически зар-
плата преподавателя вуза всег-
да была выше, чем у инженера
либо управленца. И это правиль-
но! Преподаватель готовит ка-
дры, то есть формирует будущее
страны.
У кафедры на примете всегда
есть немало людей, способных
преподавать, доносить до сту-
дентов основы профессии. Счи-
таю, что с преподавательской

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010
73
Персона
ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ
работой прекрасно бы справи-
лись Виктор Кирюхин, который
сейчас работает в ООО «Масса»,
Наталья Вага — сотрудник ФСК
ЕЭС, мой бывший аспирант Сер-
гей Ященко — вдумчивый, гра-
мотный специалист по системам
изоляции, многие другие. Даже
среди студентов мы видим до-
стойных кандидатов на препода-
вательскую деятельность.
— Пользуется ли кафедра
ФЭМАЭК популярностью у сту-
дентов?
— Наверное, ваш вопрос свя-
зан больше с абитуриентами? А
для них важнее не кафедра, а
специальность. Тем более что у
нас на кафедре идет подготовка
специалистов по трем направ-
лениям. У абитуриентов всегда
популярна специальность, свя-
занная с электротехнологиями,
электротермией.
К сожалению, в последние
годы несколько снизился интерес
к полупроводниковому направле-
нию подготовки. А на специаль-
ность «Электроизоляционная,
кабельная и конденсаторная тех-
ника» абитуриенты всегда шли
неохотно. Это объясняется, с
одной стороны, непривлекатель-
ностью названия, а с другой —
внешней непривлекательностью
самой профессии. Когда роди-
тели отправляют своего ребенка
в вуз, они прежде всего дума-
ют, где их чадо будет потом ра-
ботать. Мало кто мечтает о том,
чтобы после вуза ребенок попал
на кабельный завод, где раньше
была и грязь, и взвесь, и разли-
тое масло. Конечно, многих это
отталкивало. Но когда во время
обучения студент начинал узна-
вать о том, что такое кабельная
промышленность на самом деле,
насколько интересна эта темати-
ка, у него менялось отношение к
профессии.
Мой учитель Алексей Сте-
панович Воробьев, который в
свое время взял меня в аспи-
рантуру, любил повторять:
«Наша специальность — рабоче-
крестьянская». Это действитель-
но так. Потому что нашим вы-
пускникам многое приходится
делать своими руками — в любое
время года, в любых условиях.
Инженер должен уметь все — и
муфты заменить, и изоляторы
проверить, и в установку, где
проходят испытания, что называ-
ется, залезть. Работа кабельщи-
ка всегда связана с нагрузкой на
человеческий организм. Бывает,
и химическими веществами на-
дышишься, и от разрыва фар-
фора оглохнешь. Многие этого
пугаются. Некоторые абитуриен-
ты поступают на наше отделение
только потому, что на другие не
прошли.
Целенаправленно эту специ-
альность выбирают те, у кого
родители либо работают в этой
области, либо хорошо знают,
что такое кабельная промыш-
ленность. Тем не менее все, кто
получает нашу специальность,
становятся классными специали-
стами независимо от того, бли-
стал человек талантами во время
учебы либо не очень.
Вот учился вместе со мной
Саша Злаказов. После оконча-
ния вуза уехал работать в Украи-
ну, в город Славянск. Дорос там
до директора НИИ Высоких на-
пряжений. Потом, правда, в свя-
зи с украинскими политически-
ми передрягами ему пришлось
уйти из института. Но он создал
свою фирму, которая сейчас тес-
но сотрудничает с французской
компанией SIKAME. Московским
филиалом этой фирмы, кстати,
руководит еще один выпускник
нашей кафедры — Аркадий Ни-
колаевич Попов.
На кабельном предприятии
в Подольске трудятся отличные
специалисты: Виктор Долго-
ленко и его супруга Земфира
тоже наши «однокашники». Спи-
сок можно продолжать очень
долго.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
О КАФЕДРЕ
Кафедра ФЭМАЭК образо-
вана в 2002 году в результате
слияния кафедр «Автоматизиро-
ванные электротехнологические
установки и системы» (АЭТУС)
и «Физика и технология электро-
технических материалов и ком-
понентов» (ФТЭМК).
Кафедра готовит:
• бакалавров и магистров по
направлениям;
• 140600 — «Электротехника,
электромеханика и электро-
технологии»;
• 210100 — «Электроника и
микроэлектроника».
Специалистов по специаль-
ностям:
• 140611 — «Электроизоляци-
онная, кабельная и конден-
саторная техника»;
• 140605 — «Электротехноло-
гические установки и систе-
мы»;
• 210104 — «Микроэлектрони-
ка и твердотельная электро-
ника».
Специальности кафедры
140611 и 210100 охватывают
все аспекты электротехниче-
ского и электронного приборо-
строения — от создания новых
диэлектрических, полупрово-
дниковых, лазерных, проводни-
ковых и магнитных материалов
до создания устройств на их
основе, включая силовые по-
лупроводниковые приборы,
системы изоляции, световоды
и кабели для локальных и гло-
бальных компьютерных сетей и
передачи электроэнергии.
Специальность 140605 ох-
ватывает область знаний по
разработке и эксплуатации
устройств и комплексов, реали-
зующих технологические про-
цессы за счет использования
теплового, силового, физико-
химического или биологическо-
го воздействия электрического
тока и электромагнитного поля.

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010
74
Персона
ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ
— Выпускники кафедры вос-
требованы предприятиями?
Существует ли «система зака-
зов» на подготовку специали-
стов?
— Мы стараемся работать в
этом направлении. Но региональ-
ные предприятия основные зака-
зы размещают в местных вузах.
И я их вполне понимаю. Студент,
отучившийся в Москве либо Пе-
тербурге, просто из любви к спе-
циальности сегодня не поедет в
регион. Он всеми силами будет
стараться остаться в столичном
городе. Хотя это неправильно.
Для профессионального и карь-
ерного роста просто необходимо
несколько лет поработать в «глу-
бинке».
Но регионы, в свою очередь,
должны чем-то привлечь моло-
дых специалистов. Я постоянно
говорю об этом на всевозможных
форумах, собраниях, заседаниях.
Наши выпускники поедут к ним
лишь в том случае, если будут ви-
деть перспективу, если будут по-
нимать, куда и зачем их зовут.
— Сергей Владимирович, мы
живем в век прорывных техно-
логий. А насколько этот тер-
мин приемлем для кабельной
промышленности? Ну, сейчас
мы меняем бумажно-масляную
изоляцию на полиэтилен. Ка-
ким будет следующий шаг? И
главное, когда он будет?
— Что касается кабельной от-
расли, то технологического про-
рыва, особенно в системах изо-
ляции, я в ближайшее время не
ожидаю. Скорее всего, упор будет
сделан на то, чтобы продолжать
«приспосабливать» кабель к бо-
лее жестким требованиям экс-
плуатации. Эти условия разные,
поэтому кабели нужны разные.
Например, для работы в «гряз-
ных зонах» АЭС требуются одни
кабели, в «чистых» — другие. На
космодроме, где мы много раз
наблюдали, ракета, уходящая
ввысь, тоже питается от кабеля.
Кабельные изделия работают
глубоко под землей и в космосе.
То есть развитие отрасли будет
идти по пути совершенствования
кабельных систем, использова-
ния новых конструктивных ре-
шений. И технологический поиск
должен вестись под конкретную
задачу. Вот сейчас возникла не-
обходимость повысить напряже-
ние в метрополитене. Для этого
надо поставить новые двигатели,
протянуть новые кабели и про-
вода, нужна принципиально но-
вая изоляция. Решать эту задачу
предстоит в том числе и выпуск-
никам нашей кафедры.
— Отечественная кабельная
продукция конкурентна на ми-
ровом рынке?
— Российский кабель, я убеж-
ден, один из лучших в мире. Но
прорваться на мировой рынок,
занять свою нишу очень трудно.
В любой сфере. Конкурентная
борьба невероятная. Потребует-
ПЕРЕЧЕНЬ ВУЗОВ РОССИИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140611 — «ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННАЯ,
КАБЕЛЬНАЯ И КОНДЕНСАТОРНАЯ ТЕХНИКА»:
• Московский энергетический институт (технический университет);
• Иркутский государственный технический университет;
• Пермский государственный технический университет;
• Санкт-Петербургский государственный политехнический универ-
ситет;
• Томский политехнический университет;
• Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,
Чебоксары.
ся время, прежде чем мы сможем
уверенно закрепиться на миро-
вой кабельной площадке. Поэто-
му наибольший интерес для нас
должны представлять государ-
ства СНГ. А также внутренний
рынок. Он просторен, перспекти-
вен, динамичен.
— Но в России активно ста-
раются наладить рынки сбыта
зарубежные корпорации.
— Ну и что? Это их право. К
тому же на наш рынок большей
частью приходит та продукция,
с которой конкурировать пока
тяжело. Много лет назад я был
просто поражен, когда увидел
отрезок кабеля на 220 кВ с изо-
ляцией из сшитого полиэтилена,
сделанный в Японии. У нас тогда
все находилось только на уровне
конструкторских разработок, а
тут уже готовая продукция. За-
щитить свой рынок мы можем,
только поставляя на него высо-
кокачественную, высокотехноло-
гичную продукцию. И, конечно,
недорогую. Другого рецепта про-
сто нет. А для этого необходимо
развивать свою кабельную про-
мышленность, создавать отече-
ственную компонентную базу.
Мы слишком зависимы от зару-
бежных поставщиков, что чрева-
то весьма серьезными рисками.
Кстати, надо думать и о кадрах,
которые будут развивать эту от-
расль. Причем подготавливае-
мых не только в Москве, но и в
других регионах и вузах.
У нас есть межвузовская
учебно-методическая комиссия
по электроизоляционной и ка-
бельной технике. В нее входят
все вузы, где есть кабельные
кафедры. Их не так много. Мы
периодически собираемся, об-
суждаем учебные планы, про-
граммы. Очень важно, чтобы
методики подготовки студентов
были сравнительно одинаковы-
ми. Это непросто, потому что
российские вузы живут в усло-
виях полной самостоятельно-

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010
75
Персона
ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ
сти. Поэтому есть определенная
опасность, что выпускники вузов
будут иметь разные знания. Что-
бы этого не случилось, мы ста-
раемся согласовывать не только
названия дисциплин, но и их со-
держание. Определяем, какой
курс, в каких семестрах и какое
количество часов должен читать-
ся, какие знания будут переданы
студентам и т.д.
Взаимодействие с другими ву-
зами не ограничивается только
деятельностью комиссий. Мы ве-
дем совместную работу во время
защиты диссертаций, обменива-
емся докладами, встречаемся на
различных научных мероприятиях.
— Востребованы ли наши
специалисты за рубежом?
— Очень. И с каждым годом
будут востребованы все больше
и больше. В Европе тоже тяже-
лый демографический кризис,
поэтому ведущие европейские
страны делают все возможное,
чтобы привлечь наших выпуск-
ников к себе. Я считаю, что и
Болонский процесс «сближения
и гармонизации систем обра-
зования стран Европы с целью
создания единого европейского
пространства высшего образова-
ния» затеян во многом для того,
чтобы «забрать» нашу молодежь.
Да, там жить и работать комфор-
тнее. Но многие наши ребята,
поучившись и поработав там,
возвращаются домой. Говорят,
дома интереснее. За рубежом
очень высок интерес к кабельной
и изоляционной отрасли. Меня
самого одно время приглашали
на стажировку в Финляндию как
«изоляционщика». Не восполь-
зовался приглашением — много
было дел в России.
— А как относятся за рубе-
жом к нашим дипломам?
— Я не знаю ни одного слу-
чая, чтобы наш диплом не при-
знали за рубежом. И в Европе, и
в Америке российский диплом —
это гарантия успеха. К нам в
МЭИ обращаются из зарубежных
стран и фирм только за тем, что-
бы мы подтвердили подлинность
документа.
— И последний вопрос. Сер-
гей Владимирович, что Вы ска-
жете о нашем журнале?
— Я с удовольствием просма-
триваю ваш журнал и всегда на-
хожу одну-две статьи, которые
мне полезны. Хотя я не считаю
себя теперь уже техническим
специалистом, я больше органи-
затор и поэтому прекрасно пони-
маю, что те, кто непосредственно
работает в этой сфере, находят
для себя еще больше полезного.
Кроме того, вам, как специа-
листам, которые пропагандируют
российскую науку и технику, хочу
пожелать достичь на этом попри-
ще больших успехов. Сегодня
много разговоров ведется о том,
что и науки в России уже нет, и
американские исследователи
считают, что теперь нужно гово-
рить не о том, как соперничать с
Россией, а скорее как соперни-
чать с Китаем.
Пропагандируйте наши успе-
хи, тогда у них будет меньше воз-
можностей для разговоров о том,
что российская наука и техника
отстает от зарубежной. И это
давало бы возможность вузам,
которые работают в сфере техни-
ческого, инженерного дела, по-
лучать более заинтересованных
абитуриентов и соответственно
более качественно подготовлен-
ных инженеров, которые потом
будут приходить и в науку, и в
технику, да и во все отрасли про-
мышленности.
Я считаю, что технический
специалист может работать вез-
де — быть, например, фило-
софом, банковским служащим,
страховщиком, инженером, ар-
тистом. Это не всегда дано тем,
кто приобретает гуманитарные
специальности. Прийти в техни-
ческую сферу человеку с гумани-
тарным образованием крайне тя-
жело. Нам же сделать подобный
переход гораздо легче.
Беседовала
Екатерина ГУСЕВА,
главный редактор журнала
«КАБЕЛЬ-news»,
выпускница МЭИ
Оригинал статьи: Чтобы любить профессию, надо знать ее
Московский энергетический институт (ТУ) по праву считается кузницей кадров для российской электроэнергетической отрасли. Сегодня выпускники МЭИ востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. О жизни института и актуальных проблемах кабельной отрасли рассказывает ректор МЭИ, заведующий кафедрой ФЭМАЭК Сергей СЕРЕБРЯННИКОВ.