Чтобы любить профессию, надо знать ее

Page 1
background image

Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010

70

Персона

ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ

Серебрянников Сергей Владимирович родился 

27 мая 1952 года в п. Монино Ногинского района Мо-
сковской области, в семье военнослужащего. В 1955 
году вместе с родителями выехал в ГДР (по месту 
службы отца), где в 1959 году пошел в 44-ю совет-
скую школу. В том же году продолжил обучение в п. 
Монино, а в 1960—1961 годах обучался в г. Ленингра-
де. С 1961 по 1967 год вновь учился в 20-й средней 
школе в п. Монино, а далее, до окончания школы в 
1969 году, проживал в г. Киеве, где окончил 169-ю 
среднюю школу. В том же году поступил на 1-й курс 
электроэнергетического факультета Киевского по-
литехнического института.

В 1970 году в связи с переездом отца на новое 

место службы перевелся на 2-й курс Московского 
энергетического института. Обучался на электроме-
ханическом факультете по специальности «Электро-
изоляционная и кабельная техника». Окончил МЭИ в 
феврале 1975 года и был рекомендован в аспиран-
туру, куда поступил в ноябре 1975 года. До этого ра-
ботал на кафедре электротехнических материалов и 
кабелей МЭИ в должности инженера. В связи с из-
бранием в комитет ВЛКСМ МЭИ с 1 января 1976 года 
был отчислен из аспирантуры с правом восстанов-
ления. Работал старшим инженером МЭИ до избра-
ния секретарем комитета ВЛКСМ МЭИ в 1978 году. 
Будучи на этой освобожденной работе до 1981 года, 
избирался членом Московского городского комите-
та ВЛКСМ, членом бюро Калининского РК ВЛКСМ г. 

Москвы. Одновременно работал ассистентом кафе-
дры и преподавал.

С ноября 1981 года — старший преподаватель ка-

федры электротехнических материалов и кабелей 
МЭИ. В 1987 году защитил диссертацию на соискание 
ученой степени кандидата технических наук. Ученое 
звание доцента присвоено в апреле 1990 года.

В 1988—1990 годах был освобожденным секрета-

рем партийного комитета МЭИ, членом Калининско-
го РК КПСС г. Москвы. В 1990 году избран делегатом 
28-го съезда КПСС.

С 1990 года по декабрь 1993-го работал доцентом 

кафедры, заместителем заведующего кафедрой по 
учебной работе, а также заместителем проректора 
по научной работе МЭИ. С 1 января 1994 года — за-
меститель проректора МЭИ по научной работе, а с 20 
апреля 2004 года — первый проректор-проректор по 
научной работе МЭИ (ТУ).

В феврале 2004 года защитил диссертацию на со-

искание ученой степени доктора технических наук 
(утвержден ВАК в мае 2004 года).

С июня 2004 года одновременно является заведу-

ющим кафедрой физики и технологии электротехни-
ческих материалов и компонентов и автоматизации 
электротехнологических комплексов МЭИ (ТУ).

Приказом Федерального агентства по образова-

нию от 19 июля 2005 г. № 17-02-02/114 утвержден в 
должности ректора ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» до 18 июля 
2015 года.

×òîáû ëþáèòü 

ïðîôåññèþ, íàäî 

çíàòü åå

Московский энергетический институт (ТУ) по праву счи-

тается кузницей кадров для российской электроэнергети-
ческой отрасли. Сегодня выпускники МЭИ востребованы не 
только в нашей стране, но и за рубежом. О жизни институ-
та и актуальных проблемах кабельной отрасли рассказы-
вает ректор МЭИ, заведующий кафедрой ФЭМАЭК Сергей 
СЕРЕБРЯННИКОВ.


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010

71

Персона

ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ

— Сергей Владимирович, 

почему Вы связаны с кабель-
ной промышленностью?

— Потому что это очень инте-

ресное и перспективное направ-
ление. 

В то же время отмечу: по об-

разованию я не «кабельщик», 
а «изоляционщик». Начинал я 
учиться в Киеве, а в 1970 г. пе-
решел на второй курс в МЭИ. 
Тогда на кафедре обучались че-
тыре группы: одна — кабельная, 
одна — изоляционная и две груп-
пы были по полупроводниковой 
технике. Я учился в группе, кото-
рая специализировалась по элек-
трической изоляции. Но было 
много предметов, которые препо-
давались и читались нам вместе 
с кабельщиками: основы кабель-
ной техники, обмоточные и мон-
тажные провода. Мы слушали 
лекции вместе, поэтому даже се-
годня, когда встречаемся, такое 
ощущение, что все в одной груп-
пе учились. 

— Вы случайно попали на 

кафедру электроизоляцион-
ной и кабельной техники?

— Произошел такой интерес-

ный случай. Я в Киеве поступал 
на специальность «Электриче-
ские машины», там отучился 
первый курс. Потом моего отца 
перевели в Москву, и вся се-
мья переехала с ним. Поступив 
в МЭИ, я поучился неделю в 
одной из групп по специальности 
«Электрические машины». Но в 
этих группах вакансий не было. А 
в группе М-9 — «изоляционной» 
были. И меня определили в нее. 
Я считал, что пройдет время, кто-
то отсеется, появится свободное 
место и меня переведут к маши-
нистам. Но уже в начале третье-
го курса, когда пошли предметы, 
связанные с материалами, ока-
залось, что это очень интерес-
но. Желания возвращаться на ту 
специальность, от которой ушел, 
не было. Начались такие курсы, 
как, например, «Электротехниче-

ские материалы», которые читал 
доцент Александр Петрович Геп-
пе. До сих пор с удовольствием 
вспоминаю его лекции и скажу 
честно: я даже после окончания 
университета ими пользовал-
ся. Нам иногда казалось, что он 
излишне требователен, скрупу-
лезен. Но потом, когда я взгля-
нул на все это с точки зрения 
методики, отчетливо понял — 
построенный материал просто 
великолепный. Я ранее особо не 
любил химию, но химию диэлек-
триков читал доцент П.В.Русаков, 
который работал в Госплане. 
И читал так, что вся химия ста-
ла интересной! Все дисциплины 
были еще и очень «физичны». 
Изоляционные материалы прони-
зывали все устройства — и транс-
форматоры, и конденсаторы, и те 
же электрические машины. Ока-
залось, что наша специальность 
чрезвычайно интересная. А когда 
заговорили о новых материалах, 
то уходить с кафедры просто 
было немыслимо.

— Какие перспективы от-

крывала перед Вами профес-
сия?

— Перспективы в пору сту-

денчества сложно было как-то 
выстраивать. Каждого из нас 
ждало распределение. Интерес 
же был в том, что появлялись 
новые материалы, новые мето-
ды исследования, совершенно 
новые пути использования той 
или иной аппаратуры. Хотелось 
работать именно в этой сфере. У 
меня, кажется, получилось. Тог-
да, например, мы знали, что ис-
следовать некоторые тепловые 
процессы можно только с помо-
щью медицинских термостатов, 
которые обладали высокой точ-
ностью. Причем эти термостаты 
были немецкие, их надо было 
приспосабливать к нашим зада-
чам. Другой пример. На нашу ка-
федру, я думаю, в числе первых 
в вузах СССР, был поставлен 
дифференциальный сканирую-

щий микроколориметр. Понима-
ли, что он создан для биологов, 
но мы стали использовать его 
для изучения процессов, проис-
ходящих в электроизоляционных 
материалах, которые связаны с 
нагревом, выделением тепла и 
т.д. Это все действительно инте-
ресовало. Мы тогда не думали, 
что сделаем какие-то открытия, 

 

просто было очень интересно ра-
ботать и получать действительно 
интересные результаты.

За последние лет 20 в мире 

появилось очень много такой 
аппаратуры, которая позволя-
ет делать химические и физи-
ческие эксперименты высокого 
качества с быстрой обработкой 
результатов. Не только вычисли-
тельная техника шагнула далеко 
вперед. Можно на одном и том 
же оборудовании исследовать 
спектр материалов и определить 
спектр свойств, чего раньше не 
было. Например, на современ-
ных универсальных машинах для 
механических испытаний можно 
сразу получать всю информацию 
о механических свойствах изо-
ляционных материалов. В пору 
моей молодости, чтобы сделать 
многие механические испытания, 
нужны были дополнительные 
устройства, которые мы сами же 
и собирали. И это только некото-
рые примеры.

Сейчас все производится в 

заводских условиях, все есть. 
Существует много новых ис-
следовательских приборов и 
устройств.

— Российские вузы этим 

пользуются?

— Не в полной мере. Ведь 

все такие приборы стоят очень 
дорого. Научное оборудование 
всегда было дорогим. К счастью, 
в Советском Союзе было много 
организаций, имевших хорошее 
оборудование, в том числе со-
временного, приближенного к 
тому, что использовалось в науке 
в разных странах. Было и обо-


Page 4
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010

72

Персона

ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ

рудование специально для обу-
чения студентов. Сейчас такого 
очень мало. Если оборудование 
дорогое, то руководитель любого 
предприятия, любой лаборатории 
(даже в университете!) триста 
раз подумает, можно ли студен-
тов к нему допускать, или лучше 
только показывать, или делать 
какие-то модели на компьюте-
ре. Думаю, что это неправиль-
но. Нужно студентов допускать к 
работе на оборудовании. С ого-
ворками, конечно. Они должны 
научиться работать. Мне иногда 
завидно, когда бываю в зарубеж-
ных вузах, особенно в китайских. 
Они в этом нас достаточно силь-
но обгоняют. 

Но мы все же смогли нашу 

учебно-лабораторную базу не-
много подтянуть, в том числе 
и на кафедре. Практически об-
новили лабораторию по обще-
му курсу — электротехническим 
материалам. Купили устройства 
и аппаратуру в то время, когда 
в рамках национального проек-
та «Образование» выполняли в 
МЭИ инновационную образова-
тельную программу. 

— МЭИ стал победителем 

конкурса на присвоение ста-
туса Национального исследо-
вательского университета. Что 
это дает?

— Наш вуз входит в неболь-

шую кагорту вузов категории 
НИУ. Их всего около 30. В этом 
году мы должны получить при-
мерно 300 миллионов рублей, 
прежде всего для улучшения 
материально-технической базы. 
А потом еще четыре года будем 
получать по 300—400 миллионов 
рублей в год. Это, конечно, даст 
возможность улучшить матери-
альное положение вуза. Средств 
катастрофически не хватает. И 
это большая беда. Все годы ста-
раемся выходить из этого слож-
ного положения. Кооперируемся 
с НИИ, промышленностью, друг 
с другом. Например, лаборатор-

ные работы студенты частично 
делали на кафедре, частично — 
на Заводе Москабель и во ВНИ-
ИКП. Взаимодействуем с кафе-
дрой полупроводниковых при-
боров — у них есть некоторое 
необходимое для обучения на-
ших студентов оборудование. 
Чтобы преодолеть эту беду, надо 
больше кооперироваться с буду-
щими работодателями. Однако 
здесь придется решить целый 
ряд организационных вопросов. 
Работодатель тоже будет сомне-
ваться — допускать студентов к 
оборудованию или нет?

— А у вуза есть возможность 

зарабатывать деньги, выпол-
няя заказы предприятий?

— Бюджет вуза составляет 

чуть больше двух миллиардов 
рублей в год. Для кого-то эта 
цифра покажется значительной, 
но, на мой взгляд, это совсем не-
много. Часть средств поступает 
из федерального бюджета. Кро-
ме того, мы предоставляем плат-
ные образовательные услуги, вы-
полняем научные и технические 
работы для различных предпри-
ятий и организаций, ведем фун-
даментальные исследования. В 
последнее время наука приносит 
нам 600—650 миллионов рублей 
в год. Это, конечно, немало. 

— А от кабельных заводов 

заказы есть?

— Сейчас нет. Но не потому, 

что наши знания не востребова-
ны. В последнее время измени-
лась форма взаимодействия с 
промышленными предприятия-
ми. Мы построили работу таким 
образом, чтобы наши препода-
ватели и аспиранты более тесно 
сотрудничали с ВНИИКП, други-
ми предприятиями. Такое тесное 
взаимодействие выгодно всем. 
Для нас это важно прежде всего 
потому, что у преподавателей и 
аспирантов появляется возмож-
ность дополнительного заработ-
ка. 

Сегодня в вузе складывается 

довольно тревожная ситуация. 
Она связана с тем, что уходят 
преподаватели старшего поколе-
ния. А заменить их сложно. На ту 
государственную зарплату, кото-
рую мы можем предложить, со-
глашаются немногие. Есть очень 
талантливые молодые ребята, ко-
торые успешно могли бы препо-
давать в МЭИ. Но человеку нужно 
хорошо зарабатывать, чтобы со-
держать семью, чтобы достойно 
жить. А преподавательская став-
ка этого не позволяет.

— Как Вы выходите из поло-

жения?

— Привлекаем к преподава-

тельской деятельности людей, 
которые уже работают в отрасли. 
Зарплату солидную они получают 
по месту основной деятельности, 
а работа у нас для них что-то вро-
де хобби. Вот Изяслав Борисович 
Пешков, президент Ассоциации 
«Электрокабель», закончил чи-
тать лекции, его курс теперь чи-
тает наш выпускник — молодой 
сотрудник ВНИИКП. Курсы лек-
ций читают генеральный дирек-
тор ВНИИКП Геннадий Иванович 
Мещанов, сотрудник совместного 
предприятия Андрей Михайлович 
Боев и другие. То есть мы ищем 
выходы. И все же я считаю, что 
это ненормально, когда государ-
ство не демонстрирует уважи-
тельного отношения к учебному 
и научному потенциалу страны. 
А оно — отношение государства 
к образованию и науке — вы-
ражается прежде всего через 
оплату труда. Исторически зар-
плата преподавателя вуза всег-
да была выше, чем у инженера 
либо управленца. И это правиль-
но! Преподаватель готовит ка-
дры, то есть формирует будущее 
страны. 

У кафедры на примете всегда 

есть немало людей, способных 
преподавать, доносить до сту-
дентов основы профессии. Счи-
таю, что с преподавательской 


Page 5
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010

73

Персона

ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ

работой прекрасно бы справи-
лись Виктор Кирюхин, который 
сейчас работает в ООО «Масса», 
Наталья Вага — сотрудник ФСК 
ЕЭС, мой бывший аспирант Сер-
гей Ященко — вдумчивый, гра-
мотный специалист по системам 
изоляции, многие другие. Даже 
среди студентов мы видим до-
стойных кандидатов на препода-
вательскую деятельность. 

— Пользуется ли кафедра 

ФЭМАЭК популярностью у сту-
дентов?

— Наверное, ваш вопрос свя-

зан больше с абитуриентами? А 
для них важнее не кафедра, а 
специальность. Тем более что у 
нас на кафедре идет подготовка 
специалистов по трем направ-
лениям. У абитуриентов всегда 
популярна специальность, свя-
занная с электротехнологиями, 
электротермией. 

К сожалению, в последние 

годы несколько снизился интерес 
к полупроводниковому направле-
нию подготовки. А на специаль-
ность «Электроизоляционная, 
кабельная и конденсаторная тех-
ника» абитуриенты всегда шли 
неохотно. Это объясняется, с 
одной стороны, непривлекатель-
ностью названия, а с другой — 
внешней непривлекательностью 
самой профессии. Когда роди-
тели отправляют своего ребенка 
в вуз, они прежде всего дума-
ют, где их чадо будет потом ра-
ботать. Мало кто мечтает о том, 
чтобы после вуза ребенок попал 
на кабельный завод, где раньше 
была и грязь, и взвесь, и разли-
тое масло. Конечно, многих это 
отталкивало. Но когда во время 
обучения студент начинал узна-
вать о том, что такое кабельная 
промышленность на самом деле, 
насколько интересна эта темати-
ка, у него менялось отношение к 
профессии. 

Мой учитель Алексей Сте-

панович Воробьев, который в 
свое время взял меня в аспи-

рантуру, любил повторять: 
«Наша специальность — рабоче-
крестьянская». Это действитель-
но так. Потому что нашим вы-
пускникам многое приходится 
делать своими руками — в любое 
время года, в любых условиях. 
Инженер должен уметь все — и 
муфты заменить, и изоляторы 
проверить, и в установку, где 
проходят испытания, что называ-
ется, залезть. Работа кабельщи-
ка всегда связана с нагрузкой на 
человеческий организм. Бывает, 
и химическими веществами на-
дышишься, и от разрыва фар-
фора оглохнешь. Многие этого 
пугаются. Некоторые абитуриен-
ты поступают на наше отделение 
только потому, что на другие не 
прошли. 

Целенаправленно эту специ-

альность выбирают те, у кого 
родители либо работают в этой 
области, либо хорошо знают, 
что такое кабельная промыш-
ленность. Тем не менее все, кто 
получает нашу специальность, 
становятся классными специали-
стами независимо от того, бли-
стал человек талантами во время 
учебы либо не очень. 

Вот учился вместе со мной 

Саша Злаказов. После оконча-
ния вуза уехал работать в Украи-
ну, в город Славянск. Дорос там 
до директора НИИ Высоких на-
пряжений. Потом, правда, в свя-
зи с украинскими политически-
ми передрягами ему пришлось 
уйти из института. Но он создал 
свою фирму, которая сейчас тес-
но сотрудничает с французской 
компанией SIKAME. Московским 
филиалом этой фирмы, кстати, 
руководит еще один выпускник 
нашей кафедры — Аркадий Ни-
колаевич Попов. 

На кабельном предприятии 

в Подольске трудятся отличные 
специалисты: Виктор Долго-
ленко и его супруга Земфира 
тоже наши «однокашники». Спи-
сок можно продолжать очень 
долго.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

О КАФЕДРЕ

Кафедра ФЭМАЭК образо-

вана в 2002 году в результате 
слияния кафедр «Автоматизиро-
ванные электротехнологические 
установки и системы» (АЭТУС) 
и «Физика и технология электро-
технических материалов и ком-
понентов» (ФТЭМК).

Кафедра готовит:

•  бакалавров и магистров по 

направлениям;

•  140600 — «Электротехника, 

электромеханика и электро-
технологии»;

•  210100 — «Электроника и 

микроэлектроника».
Специалистов по специаль-

ностям:
•  140611 — «Электроизоляци-

онная, кабельная и конден-
саторная техника»;

•  140605 — «Электротехноло-

гические установки и систе-
мы»;

•  210104 — «Микроэлектрони-

ка и твердотельная электро-
ника».
Специальности кафедры 

140611 и 210100 охватывают 
все аспекты электротехниче-
ского и электронного приборо-
строения — от создания новых 
диэлектрических, полупрово-
дниковых, лазерных, проводни-
ковых и магнитных материалов 
до создания устройств на их 
основе, включая силовые по-
лупроводниковые приборы, 
системы изоляции, световоды 
и кабели для локальных и гло-
бальных компьютерных сетей и 
передачи электроэнергии.

Специальность 140605 ох-

ватывает область знаний по 
разработке и эксплуатации 
устройств и комплексов, реали-
зующих технологические про-
цессы за счет использования 
теплового, силового, физико-
химического или биологическо-
го воздействия электрического 
тока и электромагнитного поля. 


Page 6
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010

74

Персона

ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ

— Выпускники кафедры вос-

требованы предприятиями? 
Существует ли «система зака-
зов» на подготовку специали-
стов?

— Мы стараемся работать в 

этом направлении. Но региональ-
ные предприятия основные зака-
зы размещают в местных вузах. 
И я их вполне понимаю. Студент, 
отучившийся в Москве либо Пе-
тербурге, просто из любви к спе-
циальности сегодня не поедет в 
регион. Он всеми силами будет 
стараться остаться в столичном 
городе. Хотя это неправильно. 
Для профессионального и карь-
ерного роста просто необходимо 
несколько лет поработать в «глу-
бинке». 

Но регионы, в свою очередь, 

должны чем-то привлечь моло-
дых специалистов. Я постоянно 
говорю об этом на всевозможных 
форумах, собраниях, заседаниях. 
Наши выпускники поедут к ним 
лишь в том случае, если будут ви-
деть перспективу, если будут по-
нимать, куда и зачем их зовут.

— Сергей Владимирович, мы 

живем в век прорывных техно-
логий. А насколько этот тер-
мин приемлем для кабельной 
промышленности? Ну, сейчас 
мы меняем бумажно-масляную 
изоляцию на полиэтилен. Ка-
ким будет следующий шаг? И 
главное, когда он будет?

— Что касается кабельной от-

расли, то технологического про-

рыва, особенно в системах изо-
ляции, я в ближайшее время не 
ожидаю. Скорее всего, упор будет 
сделан на то, чтобы продолжать 
«приспосабливать» кабель к бо-
лее жестким требованиям экс-
плуатации. Эти условия разные, 
поэтому кабели нужны разные. 
Например, для работы в «гряз-
ных зонах» АЭС требуются одни 
кабели, в «чистых» — другие. На 
космодроме, где мы много раз 
наблюдали, ракета, уходящая 
ввысь, тоже питается от кабеля. 
Кабельные изделия работают 
глубоко под землей и в космосе. 
То есть развитие отрасли будет 
идти по пути совершенствования 
кабельных систем, использова-
ния новых конструктивных ре-
шений. И технологический поиск 
должен вестись под конкретную 
задачу. Вот сейчас возникла не-
обходимость повысить напряже-
ние в метрополитене. Для этого 
надо поставить новые двигатели, 
протянуть новые кабели и про-
вода, нужна принципиально но-
вая изоляция. Решать эту задачу 
предстоит в том числе и выпуск-
никам нашей кафедры.

— Отечественная кабельная 

продукция конкурентна на ми-
ровом рынке?

— Российский кабель, я убеж-

ден, один из лучших в мире. Но 
прорваться на мировой рынок, 
занять свою нишу очень трудно. 
В любой сфере. Конкурентная 
борьба невероятная. Потребует-

ПЕРЕЧЕНЬ ВУЗОВ РОССИИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140611 — «ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННАЯ, 

КАБЕЛЬНАЯ И КОНДЕНСАТОРНАЯ ТЕХНИКА»:

•  Московский энергетический институт (технический университет);
•  Иркутский государственный технический университет;
•  Пермский государственный технический университет;
•  Санкт-Петербургский государственный политехнический универ-

ситет; 

•  Томский политехнический университет;
•  Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 

Чебоксары.

ся время, прежде чем мы сможем 
уверенно закрепиться на миро-
вой кабельной площадке. Поэто-
му наибольший интерес для нас 
должны представлять государ-
ства СНГ. А также внутренний 
рынок. Он просторен, перспекти-
вен, динамичен.

— Но в России активно ста-

раются наладить рынки сбыта 
зарубежные корпорации.

— Ну и что? Это их право. К 

тому же на наш рынок большей 
частью приходит та продукция, 
с которой конкурировать пока 
тяжело. Много лет назад я был 
просто поражен, когда увидел 
отрезок кабеля на 220 кВ с изо-
ляцией из сшитого полиэтилена, 
сделанный в Японии. У нас тогда 
все находилось только на уровне 
конструкторских разработок, а 
тут уже готовая продукция. За-
щитить свой рынок мы можем, 
только поставляя на него высо-
кокачественную, высокотехноло-
гичную продукцию. И, конечно, 
недорогую. Другого рецепта про-
сто нет. А для этого необходимо 
развивать свою кабельную про-
мышленность, создавать отече-
ственную компонентную базу. 
Мы слишком зависимы от зару-
бежных поставщиков, что чрева-
то весьма серьезными рисками. 
Кстати, надо думать и о кадрах, 
которые будут развивать эту от-
расль. Причем подготавливае-
мых не только в Москве, но и в 
других регионах и вузах.

У нас есть межвузовская 

учебно-методическая комиссия 
по электроизоляционной и ка-
бельной технике. В нее входят 
все вузы, где есть кабельные 
кафедры. Их не так много. Мы 
периодически собираемся, об-
суждаем учебные планы, про-
граммы. Очень важно, чтобы 
методики подготовки студентов 
были сравнительно одинаковы-
ми. Это непросто, потому что 
российские вузы живут в усло-
виях полной самостоятельно-


Page 7
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 11, 2010

75

Персона

ÑÅÐÃÅÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ× ÑÅÐÅÁÐßÍÍÈÊÎÂ

сти. Поэтому есть определенная 
опасность, что выпускники вузов 
будут иметь разные знания. Что-
бы этого не случилось, мы ста-
раемся согласовывать не только 
названия дисциплин, но и их со-
держание. Определяем, какой 
курс, в каких семестрах и какое 
количество часов должен читать-
ся, какие знания будут переданы 
студентам и т.д. 

Взаимодействие с другими ву-

зами не ограничивается только 
деятельностью комиссий. Мы ве-
дем совместную работу во время 
защиты диссертаций, обменива-
емся докладами, встречаемся на 
различных научных мероприятиях.

— Востребованы ли наши 

специалисты за рубежом?

— Очень. И с каждым годом 

будут востребованы все больше 
и больше. В Европе тоже тяже-
лый демографический кризис, 
поэтому ведущие европейские 
страны делают все возможное, 
чтобы привлечь наших выпуск-
ников к себе. Я считаю, что и 
Болонский процесс «сближения 
и гармонизации систем обра-
зования стран Европы с целью 

создания единого европейского 
пространства высшего образова-
ния» затеян во многом для того, 
чтобы «забрать» нашу молодежь. 
Да, там жить и работать комфор-
тнее. Но многие наши ребята, 
поучившись и поработав там, 
возвращаются домой. Говорят, 
дома интереснее. За рубежом 
очень высок интерес к кабельной 
и изоляционной отрасли. Меня 
самого одно время приглашали 
на стажировку в Финляндию как 
«изоляционщика». Не восполь-
зовался приглашением — много 
было дел в России. 

— А как относятся за рубе-

жом к нашим дипломам?

— Я не знаю ни одного слу-

чая, чтобы наш диплом не при-
знали за рубежом. И в Европе, и 
в Америке российский диплом — 
это гарантия успеха. К нам в 
МЭИ обращаются из зарубежных 
стран и фирм только за тем, что-
бы мы подтвердили подлинность 
документа. 

— И последний вопрос. Сер-

гей Владимирович, что Вы ска-
жете о нашем журнале?

— Я с удовольствием просма-

триваю ваш журнал и всегда на-
хожу одну-две статьи, которые 
мне полезны. Хотя я не считаю 
себя теперь уже техническим 
специалистом, я больше органи-
затор и поэтому прекрасно пони-
маю, что те, кто непосредственно 
работает в этой сфере, находят 
для себя еще больше полезного. 

Кроме того, вам, как специа-

листам, которые пропагандируют 
российскую науку и технику, хочу 
пожелать достичь на этом попри-
ще больших успехов. Сегодня 
много разговоров ведется о том, 
что и науки в России уже нет, и 
американские исследователи 
считают, что теперь нужно гово-
рить не о том, как соперничать с 
Россией, а скорее как соперни-
чать с Китаем.

Пропагандируйте наши успе-

хи, тогда у них будет меньше воз-
можностей для разговоров о том, 
что российская наука и техника 
отстает от зарубежной. И это 
давало бы возможность вузам, 
которые работают в сфере техни-
ческого, инженерного дела, по-
лучать более заинтересованных 
абитуриентов и соответственно 
более качественно подготовлен-
ных инженеров, которые потом 
будут приходить и в науку, и в 
технику, да и во все отрасли про-
мышленности.

Я считаю, что технический 

специалист может работать вез-
де — быть, например, фило-
софом, банковским служащим, 
страховщиком, инженером, ар-
тистом. Это не всегда дано тем, 
кто приобретает гуманитарные 
специальности. Прийти в техни-
ческую сферу человеку с гумани-
тарным образованием крайне тя-
жело. Нам же сделать подобный 
переход гораздо легче. 

Беседовала 

Екатерина ГУСЕВА,

 главный редактор журнала 

«КАБЕЛЬ-news»,

 выпускница МЭИ


Оригинал статьи: Чтобы любить профессию, надо знать ее

Читать онлайн

Московский энергетический институт (ТУ) по праву считается кузницей кадров для российской электроэнергетической отрасли. Сегодня выпускники МЭИ востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. О жизни института и актуальных проблемах кабельной отрасли рассказывает ректор МЭИ, заведующий кафедрой ФЭМАЭК Сергей СЕРЕБРЯННИКОВ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Кадровая политика компании «Россети» — инвестиции в будущий успех

Интервью Подготовка кадров
Интервью с заместителем Генерального директора — руководителем Аппарата ПАО «Россети» Владимиром Харитоновым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»