34
СЕТИ
РОССИИ
и
н
н
о
в
а
ц
и
и
инновации
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПУТЬ
История
железных
дорог
—
это
в
том
числе
история
изобретений
.
Россия
всегда
славилась
своими
учёными
и
конструкторами
.
Имен
-
но
благодаря
русским
изобрета
-
телям
в
мире
появилось
радио
и
телевидение
,
атомная
промышлен
-
ность
и
ракетостроение
.
И
отече
-
ственные
железнодорожники
в
этом
ряду
стоят
далеко
не
на
по
-
следнем
месте
.
Достаточно
вспомнить
тормоза
Казанцева
и
Матросова
,
вытеснив
-
шие
в
30-
х
годах
прошлого
столетия
казавшийся
незаменимым
с
сере
-
дины
19
века
воздушный
тормоз
Вестингауза
,
или
профиль
поверх
-
ности
железнодорожного
колеса
для
высокоскоростного
движения
,
раз
-
работанный
нашими
современни
-
ками
из
ВНИИЖТ
и
обеспечивший
безопасную
эксплуатацию
поезда
«
Сапсан
»
при
экстремально
низких
температурах
.
В
рамках
реализации
Стратегии
и
Программы
инновационного
разви
-
тия
ОАО
«
РЖД
»
на
период
до
2015
го
-
да
целенаправленно
проводится
разработка
технических
средств
и
технологий
,
соответствующих
миро
-
вому
уровню
.
ОАО
«
РЖД
» —
одна
из
немногих
российских
компаний
,
ко
-
торая
в
своём
секторе
деятельности
по
объёмам
вложений
в
НИОКР
сто
-
ит
в
одном
ряду
с
ведущими
желез
-
нодорожными
компаниями
мира
.
Приоритетной
задачей
на
совре
-
менном
этапе
,
с
учётом
вступления
России
в
ВТО
,
становится
правовая
охрана
технических
новшеств
и
со
-
вершенствование
механизмов
за
-
щиты
интеллектуальной
собственно
-
сти
.
За
последние
5
лет
количество
патентов
возросло
почти
в
4
раза
.
ОАО
«
РЖД
»
планомерно
увеличивает
«Бережливое
производство в
ОАО «РЖД»
Мария РОДИОНОВА
35
№
4 (19),
июль
–
август
, 2013
объёмы
патентования
разработок
за
рубежом
.
В
2013
году
планиру
-
ется
увеличить
патентный
портфель
компании
до
2,5
тыс
.
охранных
до
-
кументов
.
Соответственно
растут
и
нематериальные
активы
,
которые
только
по
научно
-
техническим
раз
-
работкам
приближаются
к
11
млрд
рублей
.
Примечательно
,
что
компания
патентует
свои
разработки
не
толь
-
ко
в
России
,
Украине
и
Казахстане
,
но
и
в
дальнем
зарубежье
.
Это
стра
-
ны
Европы
,
а
также
США
,
Китай
,
Южная
Корея
и
другие
.
В
2012
году
ОАО
«
РЖД
»
и
институтами
научно
-
технического
комплекса
компании
получено
13
международных
па
-
тентов
и
360
охранных
документов
Российской
Федерации
.
Одним
из
важнейших
критериев
оценки
технологической
и
экономи
-
ческой
устойчивости
компании
как
крупнейшего
потребителя
энерго
-
ресурсов
в
России
служит
уровень
её
энергоэффективности
.
В
рамках
Программы
энергосбе
-
режения
ОАО
«
РЖД
»
проведён
мас
-
штабный
энергоаудит
свыше
52
тыс
.
объектов
более
чем
в
2700
струк
-
турных
подразделениях
и
него
-
сударственных
образовательных
учреждениях
.
В
целях
снижения
себестои
-
мости
перевозок
за
счёт
оптими
-
зации
использования
топливно
-
энергетических
ресурсов
в
компании
внедрена
система
энер
-
гоменеджмента
.
Она
решает
основные
задачи
Энергетической
стратегии
ОАО
«
РЖД
».
К
2015
году
поставлена
задача
снизить
энерго
-
ёмкость
перевозочной
деятельности
на
7,2%,
что
выше
задания
(-6,6%),
В
2010
году
в
компании
было
выпущено
распоряжение
«
Об
ор
-
ганизации
рационализаторской
деятельности
в
ОАО
«
РЖД
»,
которое
определило
основные
мероприя
-
тия
и
механизмы
поддержки
авто
-
ров
разработок
.
Кроме
того
,
был
учреждён
смотр
-
конкурс
«
Идея
ОАО
«
РЖД
»,
который
впервые
состоялся
в
2011
году
.
С
тех
пор
он
проводится
еже
-
годно
.
В
нём
принимают
участие
изобретатели
и
рационализаторы
со
всей
сети
железных
дорог
.
По
-
добные
мероприятия
стимулируют
изобретательскую
и
рационализа
-
торскую
деятельность
сотрудников
компании
и
являются
мощным
фак
-
тором
инновационного
развития
ОАО
«
РЖД
».
ИДЕИ
2013
В
нынешнем
году
компания
подвела
итоги
отраслевого
смотра
-
конкурса
изобретений
и
рационали
-
заторских
предложений
«
Идея
ОАО
«
РЖД
»-2013».
Конкурсная
комиссия
во
главе
со
старшим
вице
-
президентом
ОАО
«
РЖД
»
Валентином
Гапановичем
определила
лучшие
технические
решения
в
шести
номинациях
,
раз
-
личавшихся
по
виду
эксплуатацион
-
ной
деятельности
.
В
номинации
«
Лучшее
техниче
-
ское
решение
в
области
электро
-
снабжения
железных
дорог
»
на
смотр
-
конкурс
«
Идея
ОАО
«
РЖД
»-
2013»
было
представлено
44
тех
-
нических
решения
.
Из
них
эксперт
-
ными
комиссиями
управлений
и
филиалов
ОАО
«
РЖД
»
рекомендо
-
вано
к
рассмотрению
конкурсной
комиссией
10
решений
.
Победителями
стали
рациона
-
лизаторы
из
Свердловской
дис
-
танции
электроснабжения
,
пред
-
ложившие
внедрить
пункт
учёта
электроэнергии
на
тракционных
путях
станции
Екатеринбург
-
Сорти
-
ровочный
.
Годовой
экономический
эффект
Размер
вознаграждения
до
100
тыс
.
руб
.
12%,
но
не
менее
2000
руб
.
от
100
до
200
тыс
.
руб
.
11% + 1000
руб
.
от
200
до
500
тыс
.
руб
.
10% + 3000
руб
.
от
500
тыс
.
руб
.
и
более
9% + 8000
руб
.,
но
не
более
1
млн
руб
.
установленного
для
компании
Феде
-
ральной
службой
по
тарифам
РФ
.
Выполнение
соответствующих
целевых
программ
и
инвестицион
-
ных
проектов
позволило
ОАО
«
РЖД
»
в
2012
году
при
росте
проведённой
работы
на
2,5%
увеличить
объём
потребления
энергоресурсов
только
на
1,8%
и
тем
самым
снизить
энер
-
гоёмкость
перевозочной
деятельно
-
сти
с
суммарным
экономическим
эффектом
свыше
1,9
млрд
рублей
.
РАЦИОНАЛЬНОЕ
ЗЕРНО
Существенный
вклад
в
повы
-
шение
эффективности
работы
компании
и
капитализации
нема
-
териальных
активов
вносят
рацио
-
нализаторы
.
В
2012
году
в
рационализа
-
торской
деятельности
участвова
-
ли
28485
работников
ОАО
«
РЖД
»,
из
которых
4609 —
в
возрасте
до
30
лет
.
В
общей
сложности
они
пред
-
ставили
36198
предложений
,
на
-
правленных
на
повышение
эффек
-
тивности
работы
железнодорожного
транспорта
.
Экономический
эффект
от
внедрения
этих
идей
в
практи
-
ку
составил
986,4
млн
рублей
.
В
то
же
время
на
вознаграждение
авторам
направлено
141,1
млн
рублей
(
табл
.).
Табл
.
Расчёт
выплат
вознаграждения
рационализаторам
за
внедрённые
изобретения
36
СЕТИ РОССИИ
Ранее
расход
электроэнергии
,
потребляемой
электровозами
,
на
-
ходящимися
в
депо
(
в
ожидании
ра
-
боты
,
в
ремонте
и
на
техническом
обслуживании
),
фиксировался
по
счётчикам
электроэнергии
,
распо
-
ложенным
в
электровозах
,
класса
точности
2,5.
Но
в
связи
с
тем
,
что
при
горячем
отстое
локомотивов
ра
-
ботают
вспомогательные
машины
с
малым
потреблением
,
как
правило
,
расход
электроэнергии
по
счётчи
-
кам
практически
отсутствовал
.
Кро
-
ме
того
,
встречаются
локомотивы
,
где
счётчики
электроэнергии
от
-
сутствуют
.
Весь
неучтённый
расход
энергии
списывался
на
технологи
-
ческие
потери
.
Внедрение
пункта
учёта
позво
-
ляет
учесть
весь
расход
электро
-
энергии
в
местах
отстоя
и
относить
расход
конкретно
по
каждому
пред
-
приятию
(
эксплуатационное
локо
-
мотивное
депо
,
ремонтное
локомо
-
тивное
депо
,
моторвагонное
депо
).
После
включения
в
работу
пун
-
кта
учёта
электроэнергии
средний
расход
электроэнергии
за
месяц
,
потребляемой
электровозами
при
отстое
на
экипировочных
путях
це
-
хов
,
составляет
151587
кВт
•
ч
.
Годо
-
вой
экономический
эффект
соста
-
вил
3,2
млн
рублей
.
Авторы
из
Новосибирской
дис
-
танции
электроснабжения
Западно
-
Сибирской
дирекции
инфраструк
-
туры
внедрили
контроль
цепей
подогрева
приводов
и
полюсов
масляных
выключателей
фидеров
контактной
сети
переменного
тока
.
Данное
техническое
решение
по
-
зволит
предупредить
повреждение
масляных
выключателей
вслед
-
ствие
нарушения
цепей
подогрева
и
тем
самым
повысить
надёжность
электроснабжения
тяги
поездов
при
низкой
температуре
.
К
достоинствам
предлагаемой
схемы
контроля
подогрева
следует
отнести
то
,
что
её
цепи
не
имеют
гальванической
связи
с
цепями
по
-
догрева
и
потому
не
снижают
их
на
-
дёжности
.
Патентом
на
полезную
модель
защищено
разработанное
работ
-
никами
Мичуринской
дистанции
электроснабжения
Юго
-
Восточной
дирекции
инфраструктуры
подъём
-
ное
устройство
для
обслуживания
и
ремонта
контактной
сети
.
Приме
-
нение
данной
полезной
модели
в
технике
позволит
повысить
безопас
-
ность
труда
при
выполнении
работ
на
контактной
сети
линий
электро
-
передачи
.
Рационализаторы
из
Уссурий
-
ской
дистанции
электроснабжения
Дальневосточной
дирекции
ин
-
фраструктуры
предложили
новое
устройство
для
ремонта
железобе
-
тонных
опор
воздушных
линий
электропередачи
.
Это
решение
позволяет
повысить
качество
исполнения
основной
задачи
технического
обслуживания
опорных
конструкций
—
обеспе
-
чить
поддержание
её
в
работо
-
способном
состоянии
при
ми
-
нимальных
затратах
времени
,
труда
и
материальных
средств
,
повысить
надёжность
воздуш
-
ных
линий
электропередач
,
а
также
продлить
срок
службы
железобетонных
опор
.
Годо
-
вой
экономический
эффект
от
его
применения
уже
составил
220,6
тыс
.
рублей
.
Работники
Архангельской
дистанции
электроснабжения
Северной
дирекции
инфра
-
структуры
для
управления
вы
-
ключателями
на
центральном
распределительном
пункте
Иса
-
когорка
предложили
технологию
с
использованием
цифрового
канала
связи
.
Её
внедрение
по
-
зволило
снизить
наработку
на
повреждение
механической
части
привода
выключателя
ВБН
.
Также
отмечен
автор
решения
,
позволяющего
перезагружать
ап
-
паратуру
телемеханики
на
тяговой
подстанции
с
помощью
сотовой
связи
(
Кировская
дистанция
элек
-
троснабжения
).
Оно
позволяет
обе
-
спечить
оперативность
действий
при
«
зависании
»
аппаратуры
МСТ
-
95,
избежать
лишних
затрат
вре
-
мени
оперативного
персонала
и
повысить
тем
самым
уровень
безо
-
пасности
движения
поездов
.
Применение
нового
устройства
для
проверки
аппаратуры
дистан
-
ционного
управления
,
разработан
-
ного
специалистами
Ярославской
дистанции
электроснабжения
,
по
-
зволяет
существенно
сократить
вре
-
мя
поиска
повреждения
в
устрой
-
ствах
дистанционного
управления
и
снизить
нагрузку
на
энергодиспет
-
чера
при
проверке
мачтовых
разъе
-
динителей
по
телеуправлению
.
Стоит
отметить
,
что
эти
и
другие
улучшения
,
предлагаемые
рациона
-
лизаторами
,
направлены
не
только
на
оптимизацию
работы
,
но
и
по
-
зволяют
повысить
уровень
произ
-
водственной
безопасности
.
БЕРЕЖЛИВЫЙ
ПОДХОД
Не
менее
значимую
роль
в
сфере
повышения
эффективности
деятель
-
ности
холдинга
«
РЖД
»
играет
реа
-
лизация
программы
«
Бережливое
производство
».
В
2013
году
её
мас
-
штаб
увеличится
более
чем
на
25%.
К
программе
присоединятся
уже
982
структурных
подразделения
(553 —
в
2012
г
., 110 —
в
2011
г
.).
В
2012
году
экономический
эф
-
фект
от
реализации
Программы
37
№
4 (19),
июль
–
август
, 2013
проектов
внедрения
технологий
бе
-
режливого
производства
составил
252,3
млн
рублей
(
в
2011
году
—
146,4
млн
рублей
).
Учитывая
увеличение
масшта
-
бов
программы
в
2
раза
,
продол
-
жается
работа
,
направленная
на
обучение
работников
основам
внедрения
технологий
бережливого
производства
.
Ключевую
роль
в
реализации
проекта
«
Бережливое
производство
в
ОАО
«
РЖД
»
играют
вовлечённость
и
заинтересованность
работников
компании
.
Для
этого
применяются
различные
механизмы
мотивации
персонала
.
Проекты
,
которые
осуществля
-
ются
в
рамках
программы
внедре
-
ния
технологий
бережливого
про
-
изводства
,
нацелены
не
только
на
экономический
эффект
,
они
также
направлены
на
формирование
у
работников
нового
отношения
к
ор
-
ганизации
труда
,
развитие
творче
-
ского
подхода
к
своей
деятельности
.
Чтобы
мотивировать
работников
к
участию
в
проекте
,
в
компании
был
разработан
и
1
октября
2010
го
-
да
утверждён
норматив
«
Об
орга
-
низации
дополнительного
преми
-
рования
работников
филиалов
за
результаты
внедрения
бережливого
производства
».
Он
направлен
на
усиление
материальной
заинтере
-
сованности
персонала
в
обеспече
-
нии
внедрения
технологий
бережли
-
вого
производства
.
Действие
документа
распро
-
страняется
только
на
участников
рабочей
группы
,
которая
реализует
проект
.
Им
полагаются
выплаты
в
размере
до
50%
от
подтверждён
-
ного
экономического
эффекта
,
по
-
лученного
в
результате
внедрения
проекта
.
В
2012
году
ОАО
«
РЖД
»
в
рамках
плана
научно
-
технического
разви
-
тия
разработана
методика
опреде
-
ления
оценки
экономической
эф
-
фективности
внедрения
технологий
бережливого
производства
.
В
до
-
кументе
чётко
обозначены
методы
и
формы
оценки
эффективности
,
это
понятный
для
всех
уровней
документ
,
который
согласован
с
финансово
-
экономическим
блоком
компании
.
Ещё
одним
важным
мотиваци
-
онным
механизмом
проекта
яв
-
ляется
конкурс
на
лучшее
подраз
-
деление
в
проекте
«
Бережливое
производство
в
ОАО
«
РЖД
».
Впер
-
вые
он
был
проведён
в
2011
году
.
Для
оценки
качества
работ
на
всех
трёх
уровнях
управления
были
соз
-
даны
конкурсные
комиссии
,
кото
-
рые
осуществляли
отбор
лучших
проектов
.
В
рамках
прошедшего
в
г
.
Мо
-
скве
VII
Российского
Лин
-
форума
состоялась
конференция
«
От
береж
-
ливого
производства
к
устойчиво
-
му
развитию
»,
которая
объединила
профессионалов
в
области
эффек
-
тивного
развития
производствен
-
ных
систем
и
повышения
произво
-
дительности
со
всей
России
.
Впервые
организаторами
Рос
-
сийского
Лин
-
форума
была
отмечена
работа
ОАО
«
РЖД
»
в
области
разви
-
тия
производственных
систем
, —
за
успешное
прохождение
аудитов
и
за
качественную
подготовку
наи
-
большего
числа
предприятий
компа
-
ния
удостоена
кубка
«
Лидер
по
мас
-
штабу
участия
» (
всего
от
компании
было
подано
45
заявок
,
в
2011
го
-
ду
— 2
заявки
).
Также
в
ходе
конференции
про
-
шла
церемония
награждения
побе
-
дителей
конкурса
на
Кубок
лидеров
производительности
имени
А
.
К
.
Га
-
стева
.
В
номинации
«
Конкурс
про
-
ектов
по
развитию
производствен
-
ных
систем
»
второе
место
занял
проект
Октябрьской
железной
до
-
роги
«
Внедрение
интегрированной
технологии
управления
движением
грузовых
поездов
по
расписанию
«7
шагов
»
на
полигоне
Октябрьской
железной
дороги
».
В
номинации
«
Лучшее
предприятие
»
третье
место
досталось
ремонтному
локомотив
-
ному
депо
«
Петрозаводск
».
В
первую
десятку
вошли
Пе
-
трозаводская
дистанция
электро
-
снабжения
,
Псковская
дистанция
сигнализации
,
централизации
и
блокировки
,
Моторвагонное
депо
Санкт
-
Петербург
-
Балтийский
.
В
кон
-
курсе
приняли
участие
представите
-
ли
от
Октябрьской
,
Куйбышевской
,
Приволжской
,
Свердловской
и
Горь
-
ковской
железных
дорог
.
Достигнутый
результат
свиде
-
тельствует
об
эффективности
вы
-
бранных
направлений
развития
Программы
проектов
«
Бережливое
производство
в
ОАО
«
РЖД
»,
значи
-
тельном
потенциале
работников
компании
,
вовлечённых
в
процес
-
сы
постоянного
улучшения
техноло
-
гии
выполнения
работ
.
Оригинал статьи: «Бережливое производство в ОАО «РЖД»
История железных дорог — это в том числе история изобретений. Россия всегда славилась своими учёными и конструкторами. Именно благодаря русским изобретателям в мире появилось радио и телевидение, атомная промышленность и ракетостроение. И отечественные железнодорожники в этом ряду стоят далеко не на последнем месте.