Три направления иммерсивных технологий. Обзор вебинара

Технологии виртуальной и дополненной реальности давно перестали быть чем-то экзотическим и в настоящее время активно применяются не только для рекреации, но и в более серьезных целях. Такие технологии нашли применение и в промышленности, где с их помощью проводится моделирование событий и обучение персонала, в первую очередь — по такому важному направлению, как охрана труда и производственная безопасность. Опыт, наработанный в области обучения персонала с помощью виртуальной и дополненной реальности, был представлен сегодня на тематическом вебинаре, организованном ПАО «Северсталь» и Всероссийским учебным центром «Новатика» при информационной поддержке журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение». Ключевые моменты мероприятия — в нашем обзоре.

Как рассказала операционный директор центра «Новатика» Екатерина Лебедева, вебинар «VR-технологии в обучении ОТ и ТБ: правовая база и производственный опыт ПАО «Северсталь» является первым в запланированной серии мероприятий, посвященных цифровым технологиям в сфере охраны труда и промышленной безопасности. «IT-инструментов охраны труда становится с каждым годом на рынке все больше и больше, что подтвердила прошедшая в сентябре Всероссийская неделя охраны труда. И с этими инструментами мы будем знакомить вас в планируемой серии вебинаров», — добавила спикер.

Также Екатерина Лебедева подчеркнула, что российские промышленные предприятия уже достаточно давно применяют VR в своей деятельности для обучения специалистов, повышения квалификации, адаптации новых сотрудников: «Виртуальные технологии позволяют погрузить сотрудника в максимально приближенные к реальности условия с минимальным риском для его здоровья, что зачастую недостижимо при обучении без VR».

О самих технологиях, существующих сегодня на рынке, рассказал продакт-менеджер команды по разработке AR/VR/3D-тренажеров в «Северсталь-инфоком» Сергей Балакир.

Спикер сделал акцент на термине «иммерсивные технологии», который объединяет три направления:

  • VR или виртуальная реальность (только цифровой контент в виртуальном пространстве);
  • AR или дополненная реальность (наложение цифрового контента на реальный мир);
  • MR или смешанная реальность (цифровой контент, взаимодействующий с реальным миром).

Все эти направления используются для обучения персонала в ПАО «Северсталь», рассказал спикер. Обобщая опыт компании в этой части, Сергей Балакир также подчеркнул, что, благодаря применению иммерсивных технологий, удалось снизить затраты и время на обучение, а также увеличить вовлеченность персонала в процесс.

Также спикер рассказал о конкретных продуктах, которые используются компанией для обучения сотрудников. А работу одного из таких продуктов — высокореалистичного VR-тренажера «Машинист крана» — продемонстрировал слушателям вебинара бизнес-аналитик команды по разработке AR/VR/3D-тренажеров «Северсталь-инфоком» Лев Трач.

Далее Сергей Балакир рассказал о том, на что предприятиям стоит обратить внимание при внедрении обучения с помощью VR-тренажеров, отметив типовые ошибки, совершаемые многими компаниями в начале этого процесса.

В целом же иммерсивные технологии сегодня являются необходимым аспектом такого важного процесса, как преемственность поколений, считает Сергей Балакир: «Контекст, в котором мы сейчас находимся, таков: опытные специалисты уходят на пенсию, а молодые сотрудники больше склонны к аудиовизуальному восприятию информации и не очень любят читать длинные мануалы и книги. Иммерсивные технологии отлично помогают передать знания старшего поколения молодым сотрудникам. Есть случаи, когда уже ушедших на пенсию специалистов привлекали в качестве экспертов и на базе их опыта создавали VR-тренажеры, которые теперь используются для обучения молодых сотрудников».

Затронул Сергей Балакир и правовые аспекты обучения с помощью иммерсивных технологий: «Здесь мы вступаем в такие «серые воды», потому что нет единого документа, который бы регламентировал подобные цифровые технологии. И это дает нам определенное преимущество, поскольку есть ряд других документов, из которых можно собрать информацию».

По словам спикера, на сегодняшний день применение иммерсивных технологий для обучения сотрудников по охране труда регламентируется 4 основными документами:

  • ГОСТ Р 53626-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения».
  • ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».
  • «Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (ред. от 12.06.2024) «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».

В завершение спикеры ответили на вопросы слушателей, которых к вебинару подключилось более 50.

Поделиться:

Подписывайтесь на Telegram-канал журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»

Подписаться
Выставки, семинары, конференции За рубежом
Британский опыт, электробезопасность КЛ и расчет сечения токопроводящих жил. Обзор докладов первой секции Международной онлайн-конференции «Высоковольтные воздушные и кабельные линии электропередачи: актуальные вопросы и тенденции»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»